NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия» кафедра педагогики, психологии и социальной работы

ВВЕДЕНИЕ



В соответствии с нормативными документами формами итоговой государственной аттестации выпускников, претендующих на получение степени «бакалавра» являются: междисциплинарный экзамен и выпускная квалификационная работа.

Целью итоговой итогового междисциплинарного экзамена бакалавров является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения, завершающего первый уровень высшего образования, к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (включая федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения).

Тематическое содержание программы включает разделы и темы по тринадцати базовым учебным курсам высшего профессионального образования по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование».

Программа состоит из трех частей.

Первая часть программы включает содержание дисциплин, отражающих особенности направления подготовки бакалавров:

  • Педагогика

  • Психология

  • Возрастная анатомия, физиология и гигиена

  • Этнопедагогика

  • Основы специальной педагогики и психологии


Вторая часть программы включает следующие дисциплины, отражающие профиль подготовки бакалавров – «Дошкольное образование»:

  • Дошкольная педагогика

  • Теории и технологии развития речи детей

  • Теории и технологии музыкального воспитания детей

  • Теория и технологии детской изобразительной деятельности

  • Теории и технологии экологического образования детей

  • Теории и технологии развития математических представлений у детей

  • Теории и технологии физического воспитания

  • Техники и технологии игровой деятельности

  • Организация дошкольного образования


Третья часть программы включает ситуационные задачи

В программе предусмотрены критерии оценки качества ответа бакалавра на итоговом междисциплинарном экзамене.

РАЗДЕЛ 1.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИН, ОТРАЖАЮЩИХ ОСОБЕННОСТИ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

ПСИХОЛОГИЯ


Общая психология

Тема 1. Психология как наука, предмет изучения, методы исследования. Этапы развития психологической науки. Психологическая культура педагога.

Психология как наука, предмет изучения, определение психики, свойства психического отражения. Методы исследования: основные – наблюдение, эксперимент, виды эксперимента; вспомогательные методы – анализ продуктов деятельности, социометрия, анкетирование, тесты и др. Этапы развития психологической науки: I этап – психология как наука о душе (Платон, Аристотель); II этап – психология как наука о сознании (Декарт, Локк); III этап – психология как наука о поведении (бихевиоризм, необихевиоризм, Уотсон); IV этап – психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Основные направления в развитии психологии XX и XXI вв.: бихевиоризм (Уотсон, Скиннер, Толмен), гештальтпсихология (Вертгеймер, Келер), психоанализ (Фрейд, Юнг и др.), гуманистическая психология (К. Роджерс). Элементарная психологическая культура. Психологическая культура педагога: культура убеждения, культура переживания, культура представлений, культура влияния.
Тема 2. Понятие о человеке; антропологический и эволюционный подходы к его изучению. Формы взаимодействия человека с миром

Понятие о человеке; антропологический и эволюционный подходы к его изучению. Антропологический подход (креанистская теория происхождения человека).

Эволюционный подход к изучению человека (теория Дарвина, труд «Происхождение видов»; основной механизм эволюции развития и сохранения вида). Поведение как способ адаптации живых организмов к их образу жизни. Формы поведения (тропизмы, таксисы, рефлексы – безусловные, условные, инстинктивные, импринтинг, научение, интеллектуальное поведение). Происхождение человека (основные факторы появления HOMO sapiens). Специфические черты человека, отличающие его от высших животных. Природное и социальное в человеке. Формы взаимодействия человека с миром. Поведение, познание, общение, деятельность.
Тема 3. Функциональная и структурная организация психики. Мир психических явлений (процессы, состояния, свойства)

Функциональная организация психики (имплицитные функции: отражение, познание, регуляция, адаптация; эмплицитные функции: коммуникативные, информационные, эмотивные, креативные и др.) Структурная организация психики (бессознательное, предсознательное, сознание-самосознание, надсознательное). Структура психики по З. Фрейду. Мир психических явлений (процессы, состояния, свойства).
Тема 4. Темперамент и характер, их взаимосвязь. Акцентуации характера. Волевая саморегуляция

Темперамент – понятие, типы, теории (Гиппократ, И.П. Павлов, Э. Кречмер, С. Шелдон). Характер – понятие, свойства, структура, биологическое и социальное в характере. Акцентуации характера – понятие, виды (А.Е. Личко, К. Леонгард). Волевая саморегуляция – понятие воли, структура волевого акта, волевые привычки, принципы их формирования, самоконтроль (определение, стратегии самоконтроля; локус контроля, типология личности: нравственно-волевой тип, аморально-волевой, абулический). Учет индивидуальных особенностей темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) характера (нравственной черты, волевые, коммуникативные и др.), акцентуаций (гипертимная, циклоидная, испероидная, астеническая и др.).
Тема 5. Познавательные процессы. Чувственная ступень познания (ощущение и восприятие). Понятия, теории, законы, свойства. Память и внимание

Познавательные процессы. Чувственная ступень познания (ощущение и восприятие). Ощущения – определение, классификации; пороги чувствительности; роль и жизни человека. Восприятие. Особенности восприятия. Свойства восприятия (избирательное, предметность, апперцепция, осмысленность, константность, целостность). Виды восприятия (времени, пространства, движения, формы и т.д.). Фигура и фон в восприятии. Представление – продукт деятельности процесса восприятия (воссоздание, воспроизведение). Функции представлений (сигнальная, регулирующая). Память – определение, процессы, виды, свойства. Внимание – определение, качество, виды.
Тема 6. Логическая ступень познания. Мышление, речь, интеллект, креативность

Логическая ступень познания. Мышление – определение, виды, формы, операции. Речь, интеллект, креативность. Мышление и речь. Интеллект как способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде. Теория Пиаже о развитии интеллекта. Факторы интеллектуального развития. Интеллект и творчество. Особенности творческих личностей. Виды интеллекта. Язык и речь. Отличия понятий. Свойства речи, функции речи, виды речи. Креативность как нестандартность мышления. Взаимосвязь понятий: интеллект, мышление, речь. Развитие критического и творческого мышления в педагогическом процессе (личность педагога, методы и формы его взаимодействия с аудиторией, образование и самообразование).
Тема 7. Субъект, индивид, индивидуальность, личность. Механизмы формирования личности. Самосознание, самооценка, Я-концепция. Теоретические подходы к изучению личности (З. Фрейд, К.К. Платонов, Т.В. Архиреева и др.)

Субъект, индивид, индивидуальность, личность (понятия). Критерии формирования личности. Механизмы формирования личности: стихийные и сознательные; сдвиг мотива на цель. Самосознание (определение, функции), самооценка, виды самооценок, Я-концепция: понятие, структура. Теоретические подходы к изучению личности (З. Фрейд, К.К. Платонов, Архиреева и др.).
Тема 8. Направленность личности. Понятие потребности и мотива. Уровни потребностей (А. Маслоу и др.)

Направленность личности (понятие, структура). Понятие потребности и мотива. Уровни потребностей (П.В. Симонов, А. Маслоу и др.). Мотивационная сфера личности.
Тема 9. Эмоции и чувства (понятие, различие, виды). Теории (Джемс, Ланг, П.В. Симонов и др.), эмоциональные особенности личности

Эмоции и чувства (понятие, различие, виды). Теории (Джемс, Ланг, Фестингер, П.В. Симонов и др.), эмоциональные особенности личности. Роль эмоций и чувств в педагогическом процессе (мотивационный аспект). Управление эмоциями и чувствами как со стороны педагога, так и ученика (самоконтроль эмоционального состояния, снижения мотивации, наличие значимых целей и др.)
Тема 10. Деятельность. Деятельтельностный подход в психологии (А.Н Леонтьев, Л.С. Выготский)

Структура деятельности (потребности и мотивы, действия и операции, уровни целей). Виды деятельности (игра, труд, общение). Структура деятельности педагога и ученика (сходство и различие).
Тема 11. Способности

Способности. Понятия, уровни (одаренность, талант, гениальность), структура (задатки, умение, навыки и т.д.). Виды способностей (общие и специальные). Показатели способностей. Факторы развития способностей. Развитие способностей в учебном процессе (диагностика, создание условий, меры поощрения и др.)
Основная литература

  1. Маклаков А.Г. Общая психология[текст]: учебник для вузов/ А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2010.- 583 с.


Дополнительная литература

  1. Немов Р.С. Психология: учебник для вузов[текст]: в 3 книгах. книга 1 :Общие основы психологии/ Р.С. Немов.-3-е изд.-М.: ВЛАДОС, 1998.- 688 с.

  2. Нуркова В.В. Психология: учебник для вузов / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – М.: Юрайт, 2004.- 484 с.

  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии[текст] / С.Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер Ком, 1998.- 688 с.

  4. Столяренко Л.Д. Основы психологии[текст]: учебное пособия для вузов / Л.Д. Столяренко.- 3-е изд., доп. –М.- Ростов-н/Д: Феникс, 1999.- 672 с.


Возрастная психология
Тема 1. Основные концепции развития (З. Фрейд, Э. Эриксон, С. Выготский и др.) Понятие возраста. Возрастная периодизация. Закономерности психического развития

Понятия: возраст, развитие, социальная ситуация, социальная позиция, ведущий вид деятельности, психические новообразования, кризис. Хронологические рамки возрастов от рождения до старости.

Закономерности психического развития (сложность, неравномерность, метаморфозы, интеграция, пластичность, компенсация, гетерохромность, закон развития высших психических функции).
Тема 2. Психология детства (новорожденный, младенец, раннее детство) – биологические основы развития, социальной ситуации, ведущая деятельность, психические новообразования, возрастная сензитивность, кризис, общение

Психология детства (от новорожденности до 6-7 лет) – биологические основы развития, динамика социальной ситуации, ведущая деятельность (превалирование познавательной или социальной стороны), психические новообразования, возрастная сензитивность, кризисы (новорожденности, 3-х лет, 7-ми лет). Игра: сущность, виды. Развитие моторики, речи. Виды общения на разных ступенях детства.
Тема 3. Подростковый и юношеский возрасты – биологические основы развития, социальная ситуация, ведущая деятельность, психические новообразования, возрастная сензитивность, кризис, общение

Подростковый и юношеский возрасты – биологические основы развития, социальная ситуация, ведущая деятельность, психические новообразования, возрастная сензитивность, кризис, общение. Реакции детства и взрослости у подростков. Возможные пути взросление подростка. Фазы социализации подростков (адаптация, индивидуализация, интеграция). Основные отличия юношеского возраста от подросткового. Кризис идентичности в юности. Особенности студенческого возраста (мотивация, интеллект и др.)
Тема 4. Молодость – биологические основы развития, социальная ситуация, ведущая деятельность, психические новообразования, возрастная сензитивность, кризис, общение

Молодость – социальная ситуация, ведущая деятельность, психические новообразования, возрастная сензитивность, кризис, общение. Молодость – период активного социального, профессионального и индивидуального развития. Познание себя в профессиональных ролях и преодоление жизненных трудностей как норма развития в молодости. Вступление в брак. Проблемы молодой семьи. Рождение и воспитание детей. Кризис молодости (27-33 года) и его психологическая характеристика. Первый взгляд назад и прощение с юностью в кризисе молодости. Завершение определённого этапа жизни к 30 годам. Осознание необходимости дальнейшего профессионального, социального и личностного роста в кризисе молодости.
Тема 5. Зрелость, старость – биологические основы развития, социальная ситуация, ведущая деятельность, психические новообразования, кризис, общение

Взрослость как пик профессиональных и интеллектуальных достижений. Развитие организационных способностей в период взрослости. Второе – духовно-практическое – рождение индивидуальности.

Кризис взрослости. Подведение промежуточных итогов в кризисе взрослости. Достижение вершин в управленческой деятельности в зрелом возрасте. Проблемы (конфликты) развития взрослого человека, выделенные Пеком.

Кризис зрелости (55-65 лет). Подтверждение своей значимости для других в кризисе зрелости. Старость. Проблемы пожилого возраста (по Пеку). Два психологических типа старости. Изменения в психологии старых и пожилых людей. Мудрость как приобретение старости. Кризис индивидуальной жизни человека. Таинство жизни и смерти. Попытки осмысления феномена смерти.
Основная литература

  1. Коломинский Я.Л., Жеребцов С.Н. Социальная психология развития личности[текст]: учебное пособие. – Минск, 2009.

  2. Крайг Г. Психология развития[текст]: учебное пособие - СПб: «Питер», 2009.



Дополнительная литература

  1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости - М., 2002.

  2. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2004.

  3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2005


Социальная психология
Тема 1. Психологические механизмы социального поведения личности. Социальный статус. Социальная установка и социальные диспозиции. Социальный интеллект и социальная компетентность

Психологические механизмы социального поведения личности. Социальный статус и роль. Социальная установка и социальные диспозиции. Социальный интеллект и социальная компетентность. Внутриличностные факторы: направленность, социальные установки, интеллект.
Тема 2. Общение как реализация общественных, и межличностных отношений. Функции общения. Виды, фазы, уровни, структура общения. Коммуникативная сторона общения. Вербальные и невербальные каналы коммуникации

Условия эффективной коммуникации. Общение как реализация общественных и межличностных отношений. Функции общения. Потребности, мотивы, цели общения. Виды, фазы, уровни, структура общения. Коммуникативная сторона общения. Вербальные и невербальные каналы коммуникации. Условия эффективной коммуникации.
Тема 3. Общение как обман действиями. Типы взаимодействия: кооперация и конфликт. Трансакция как функциональная единица взаимодействия. Механизмы воздействия: заражение, подражание, внушение, убеждение

Общение как обмен действиями. Типы взаимодействия: кооперация и конфликт. Трансакция как функциональная единица взаимодействия. Механизмы воздействия: заражение, подражание, внушение, убеждение. Общение как взаимопознание и взаимопонимание людей. Понятие социальной перцепции. Социальные стереотипы. Межличностная аттракция.
Тема 4. Понятие группы в социальной психологии. Классификация группы. Характеристика малой группы: групповые нормы, структура, сплоченность, совместимость, социально-психологический климат, коллективное мнение. Развитие группы

Понятие группы в социальной психологии. Характеристика малой группы: групповые нормы, структура, сплоченность, совместимость, социально-психологический климат, коллективное мнение. Свойства группы: нормы, коллективное мнение. Развитие группы.
Тема 5. Отношения личности и группы: конформизм, нонконформизм, гармония. Личность в групповом процессе. Лидерство и руководство. Развитие группы. Группа и коллектив

Отношения личности и группы: конформизм, нонконформизм, гармония. Личность в групповом процессе. Лидерство и руководство. Развитие группы. Группа и коллектив. Вхождение личности в относительно стабильную группу.
Основная литература


  1. Андреева Г.М. Социальная психология[текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направ. и спец. «Психология»/ Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2009. – С. 318-359.


Дополнительная литература

  1. Алтунина И.Р., Немов Р.С. Социальная психология[текст]: учебное пособие / И.Р. Алтунина, Р.С. Немов. – СПб.: Питер, 2010. – С.225 - 329.

  2. Введение в практическую социальную психологию/ Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – М.: Наука, 1996.

  3. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг[текст]: Учебное пособие для студентов вузов/ Ю.М. Жуков, А.К. Ерофеев, С.А. Липатов и др.; Под ред. Ю.М. Жукова. – М.: Аспект Пресс, 2004.

  4. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология[текст]/ Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис. – СПб.: Питер, 2010. – С. 399-501.

  5. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании[текст]: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995.




страница 1страница 2страница 3 ... страница 15страница 16


скачать

Другие похожие работы: