NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия» кафедра педагогики, психологии и социальной работы

I. Методика обучения русскому языку как педагогическая наука.

Тема 1. Тема 1. «Методика обучения русскому языку как предмет изучения».


Предмет и задачи методики обучения русскому языку.

Теоретические основы и источники развития методической науки, ее взаимосвязь с практикой обучения русскому языку.

Тема 2. «История методики обучения русскому языку».


Исторические вехи развития методики обучения русскому языку как науки; поиски и решения на современном ее этапе.

Тема 3. «Русский язык как предмет изучения в начальной школе».


Воспитательное, практическое, образовательное и развивающее значение учебного предмета «Русский язык».

Место предмета «Русский язык» среди других школьных дисциплин.

Содержание и структура курса в начальных классах, его основные разделы.

II. Основные направления изучения русского языка в начальных классах и их представление в школьных учебниках. Обучение грамоте.
Тема 1. «Методика обучения грамоте».

Общая характеристика предмета обучения грамоте: задачи, структура, характеристика этапов. Из истории методов обучения.

Тема 2. «Звуковой аналитико-синтетический метод».

Звуковой аналитико-синтетический метод как отражение особенностей русского письма.

Реализация аналитико-синтетического метода в современных букварях (азбуках).

Тема 3. «Обучение грамоте в курсе русского языка в начальной школе».

Обучение грамоте как составная часть курса русского языка.

Общее содержание обучения грамоте (обзор), периодизация.

Тема 4. «Добуквенный этап обучения грамоте».

Задачи, содержание и общие требования к организации работы в добуквенный период.

Особенности проведения адаптационного периода.

Знакомство с первыми лингвистическими понятиями: речь, речь устная и письменная, предложение, слово, слог, ударение, звук.

Проблема слогоделения и разные ее решения в школьной практике. Звуковой анализ.

Знакомство с фонетическими понятиями. Слог, ударение, ударный и безударный слоги; звук, речевые и неречевые звуки; гласные и согласные звуки; ударные и безударные гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки; глухие и звонкие согласные звуки. Основные трудности и пути их преодоления.

Тема 5. «Основной этап обучения грамоте».

Освоение букв, формирование первоначального навыка чтения и письма.

Общая характеристика всех направлений обучения. Порядок расположения букв в букварях.

Позиционный принцип русской графики как основа обучения. Механизм чтения и пути овладения им. Организация чтения слов, предложений и текстов, обучение пониманию читаемого.

Тема 6. «Содержание речевой работы в период обучения грамоте».

Работа над словом, предложением, связной речью.

Обучение детей слушанию и речевому поведению как взаимосвязанные направления учебной работы.

Тема 7. «Урок обучения грамоте».

Общие требования к уроку обучения грамоте.

Структура уроков разных типов, направления работы.

Комбинированный урок обучения грамоте.

Дифференцированный подход на уроках обучения грамоте.

Тема 8. «Обучение письму в период обучения грамоте».

Обучение каллиграфии в начальных классах.

Разные подходы к обучению каллиграфии, их отражение в прописях; приемы обучения, виды упражнений. Структура уроков письма.

Приемы обучения каллиграфии, виды работ по каллиграфии.

Обучение графике на уроках письма.

Особенности русской графики как основа овладения ее нормами.

Способы обозначения твердости-мягкости согласных и их освоение при обучении письму. Способы обозначения звука [й,] в русском языке и знакомство с ними первоклассников.

Тема 9. «Обучение орфографии в период обучения грамоте».

Основные направления орфографической работы в период обучения грамоте.

Изучение первых орфографических правил, введение понятия «ошибкоопасное место».

Знакомство с признаками орфограмм (без термина) на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных.

Формирование орфографической зоркости; изучение нескольких орфографических правил.

Технология выполнения основных орфографических упражнений, обучение списыванию и письму под диктовку.

Знакомство первоклассников с понятием «орфограмма» (без термина).

Работа над первыми орфографическими правилами.

Выполнение основных орфографических упражнений.
III. Основные направления изучения русского языка в начальных классах и их представление в школьных учебниках. Русский язык.
Тема 1. «Методика обучения орфографии и грамматике».

Преемственность в обучении фонетике, графике и орфографии между периодом обучения грамоте и курсом русского языка.

Влияние фонетических умений школьников на правильность их письма; способы совершенствования умений. Обобщение знаний по фонетике и графике в разных учебниках; проведение звуко-буквенного разбора.

Новые для обучающихся вопросы правильного обозначения звуков буквами (обозначение мягкости согласных перед согласными, использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука [й]; их решение в разных учебниках.

Обобщение знаний по фонетике в курсе русского языка.

Общая характеристика современного подхода к обучению орфографии.

Способы совершенствования орфографической зоркости.

Лингвистическая сущность понятия «орфограмма» с фонемных позиций. Школьные трактовки этого понятия и их анализ.

Виды орфограмм, обзор изучаемых в начальных классах. Умение обнаруживать орфограммы, способы его совершенствования.

Повторение понятия «орфограмма» во 2 классе.

Обзор орфографических правил, обоснование их места в курсе и взаимосвязи. Уточнение перечня признаков изучаемых орфограмм: положение гласных без ударения; парные согласные в определенных позициях; сочетания [сн], [зн] и др. для непроизносимых согласных; звук [й,] после согласного перед гласным и т. п. Выведение общего подхода к знакомства с новыми орфограммами; проверка его на орфограмме тся -ться.

Содержание орфографической работы в курсе русского языка. Методика работы над орфографическими правилами и формирование умения решать орфографические задачи.

Структура осознанно выполняемого орфографического действия и вытекающие из нее орфографические умения. Сущность умения применять правило; общая характеристика процесса знакомства с правилом и овладения им.

Формирование орфографических умений. Критерии выбора упражнений. Обучение самопроверке письменных работ и становление орфографического самоконтроля.

Сущность действия орфографического самоконтроля и способы его формирования. Наличие целенаправленной работы над данным умением в разных учебниках.

Способы исправления орфографических ошибок в детских тетрадях, реализация принципов дифференциации, индивидуализации обучения. Работа над ошибками как продолжение процесса формирования умений, ее содержание и организация.

Технология выполнения орфографических упражнений.

Группировка упражнений по орфографическим умениям, обсуждение технологии выполнения. Нетрадиционные упражнения (письмо с «окошками», исправление ошибок и др.). Работа над непроверяемыми написаниями.

Тема 2. «Изучение морфемики в начальных классах».

Место раздела «Состав слова» в начальном курсе русского языка, задачи и общее содержание работы и ее организация в начальных классах.

Разбор слов по составу как способ формирования соответствующего умения.

Знакомство с грамматическими понятиями при изучении темы: «Состав слова».

Методика обучения морфемному анализу слов.

Тема 3. «Методика изучения морфологии».

Лингвистические основы изучения раздела: Понятие «изменение слова» как базовое для морфологии, взгляд на слово с точки зрения его способности к изменению и выражению определенных грамматических значений; критерии распределения слов по частям речи.

Объективные трудности раздела «Части речи» для младших школьников и способы их преодоления. Содержание и структура раздела, способы работы.

Знакомство с грамматическими понятиями при изучении темы: «Части речи».

Формирование грамматических умений. Виды упражнений, морфологический разбор как один из них.

Тема 4. «Методика изучения синтаксиса и пунктуации».

Знакомство младших школьников с элементами синтаксиса и пунктуации.

Словосочетание и предложение как синтаксические единицы языка, их грамматические признаки как лингвистическая основа рассмотрения этих единиц в начальных классах.

Знакомство с понятием «предложение», с видами предложений.

Объективные трудности изучения темы «Главные и второстепенные члены предложения», пути их преодоления.

Содержание и организация работы над пунктуационной грамотностью учащихся в разных классах.

Знакомство младших школьников со словосочетанием. Изучение темы «Словосочетание» в начальных классах.

Тема 5. «Методика развития речи».

Теоретические основы, задачи и общая характеристика содержания работы по развитию речи.

Язык, речь, речевая деятельность как базовые понятия, изучение языка, развитие речи, совершенствование речевой деятельности детей как методические понятия.

Структура речевого действия и основные направления речевой работы: Обогащение запаса мыслей, чувств, впечатлений как предметов речи; обогащение запаса языковых средств; обучение созданию высказываний: организация их содержания и формулирование мыслей; обучение восприятию речи (чтению и слушанию); обучение речевому поведению.

Речевое общение детей на уроке. Развитие речи на основе страниц букваря.

Ситуации для организации диалога детей на уроке, их создание использование. Приемы обучения слушанию и речевому поведению. Знакомство первоклассников с понятиями: речь, предложение, слово, устная и письменная речь, деловая и картинная речь.

Речевые ошибки и недочеты младших школьников.

Классификация ошибок и ее основания. Характеристика каждой группы: сущность, возможные причины, место и способы предупреждения и ли устранения.

Содержание и организация работы по культуре речи.

Правильность, точность, богатство и выразительность как основные качества культуры речи. Содержание и организация работы по формированию этих качеств при изучении грамматико-орфографических тем курса русского языка; виды упражнений по культуре речи.

Возможности работы по культуре речи при изучении разделов «Состав слова», «Части речи», «Предложение».

Работа по культуре речи на уроках русского языка.

Упражнения по культуре речи при изучении грамматики. Обсуждение составленных фрагментов уроков.

Лингвистические основы работы по развитию речи

Текст и его признаки, строение текста. Понятие об актуальном членении предложения, о типах речи, о стилистике. Обучение созданию текста как центральное речевое направление на уроках русского языка.

Работа над содержанием и формулированием мыслей как составные части единого комплекса.

Работа над понятием «текст» и текстовыми умениями.

Умения, обеспечивающие содержание текста: понимать и раскрывать тему, осознавать и проводить основную мысль, собирать материал в соответствии с темой и главной мыслью, систематизировать и последовательно излагать материал.

Знакомство второклассников с понятием «текст» в различных школьных учебниках.

Виды упражнений, направленных на формирование умений связной речи на уроках обучения грамоте, русского языка.

Методика работы над упражнениями комплексного характера: изложением и сочинением.

Изложения и сочинения как речевые упражнения комплексного характера, роль каждого из них в становлении связной речи школьников.

Своеобразие работы над художественной (изобразительной) и деловой речью, над описанием предмета, повествованием, рассуждением как типами речи.

Виды изложений по способу восприятия и воспроизведения текса; требования к текстам; методика обучения различным видам письменных пересказов.

Специфика сочинения как учебного упражнения, условия его проведения при коммуникативной направленности обучения. Виды сочинений по источнику информации. Жанры сочинений, особенности работы над ними.

Методика проведения изложений и сочинений различных видов.

Выбор текста изложения, его анализ с детьми. Организация работы.
IV. Содержание и организация учебной деятельности младших школьников при изучении русского языка на основе различных учебно-методических комплектов
Тема 1. «Современная методика обучения русскому языку и ее отражение в школьных учебниках».

Лингвистика, психология, педагогика и школьная практика как источники развития методической науки. Изменения в постановке обучения, подсказанные лингвистикой. Идеи развивающего обучения и организация учебной деятельности детей на уроке. Воспитание средствами учебного предмета «Русский язык».

Преемственность между обучением грамоте и курсом русского языка в изучении фонетики, графики, орфографии. Особенности работы в различных учебниках.

Способы формирования фонетических умений, звуко-буквенный разбор на разных этапах обучения; работа над обозначением мягкости согласных и звука [й,] в период обучения грамоте и в курсе русского языка. Особенности содержания и способов формирования каждого из четырех орфографических умений (обзор).

Особенности изучения фонетики, графики, орфографии по разным учебникам русского языка. Содержание и способы продолжения фонетической работы в учебниках. Преемственность и изменения (по сравнению с периодом обучения грамоте) в проведении звуко-буквенного разбора. Особенности освоения по разным учебникам правописания разделительных знаков.

Работа над словом и словосочетанием в разных разделах курса, в разных учебниках русского языка.

Работа над словом в период обучения грамоте как основа последующего обучения.

Основные направления лексической работы (над значением и употреблением слов), ее отражение в учебниках русского языка.

Характеристика слова как части речи: особенности знакомства с классификацией частей речи в разных учебниках. Формирование морфологических умений на синтаксической основе: методический смысл этого тезиса. Обучение изменению слов и построению словосочетаний с точки зрения культуры речи; помощь учебника в решении вопроса.

Работа над предложением: грамматический и речевой аспект в разных учебниках.

Содержание и способы работы над предложением в период обучения грамоте.

Грамматическая и речевая работа над предложением: содержание, место и способы ведения в разных учебниках; особенности выполнения некоторых упражнений. Обучение включению предложений в текст.

Работа над словом на уроках русского языка в разных учебниках: лексический и грамматико-речевой аспекты.

Содержание и организация работы над словом как лексической единицей в учебниках русского языка; работа над значением слов, над правильностью и точностью их употребления; приобщение детей к толковому словарю.

Совершенствование грамматической правильности речи школьников в связи с изучением морфологии и синтаксиса словосочетания. Использование в работе грамматических словарей.

Тема 2 «Современный урок русского языка».

Требования к уроку, вытекающие из современных задач обучения. Типы уроков, специфика решаемых задач. Основные компоненты урока русского языка, варианты его построения в зависимости от типа. Особенности структуры урока, включающего знакомство с новым материалом.

Новое в методике проведения изложений и сочинений.

Трудности детей при написании первых изложений. Традиционные и новые способы помощи учащимся. Теория актуального членения предложения как лингвистическая основа принятого методического решения.

Особенности работы над сочинениями в разных учебниках. Общая характеристика жанров школьных сочинений.

Подготовка к уроку русского языка, его построение и анализ.

Технология проведения первых изложений с опорой на теорию актуального членения предложения. Обсуждение уроков, описанных в методических рекомендациях.

Сочинение по картине как этюд: особенности проведения.

Работа по формированию умения читать научный текст в связи с изучением различных дисциплин, в том числе русского языка; помощь учебников в решении задачи.

Основная литература


  1. Львов, М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учеб. заведений. – М.: 2000.

  2. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М., 2008.


Дополнительная литература


  1. Акименко, В.М. Обучение детей грамоте при помощи моделей артикуляции звуков. // «Нач. шк.» 2004 – №8 – С. 35

  2. Бельдина, Е.В. Развитие орфографической зоркости. // «Нач. шк.» 2004 – №3 – С. 35

  3. Бетеньков,а Н.М., Фонин Д.С. Современная букваристика: шаг вперёд, два шага назад. // «Нач. шк.» 2000 – №11 – С. 96

  4. Бетенькова, Н.М., Фонин Д.С. Основы обучения грамоте по «Букварю» и «Моим первым тетрадкам»: Методическое пособие. – СПб.: Специальная литература, 1997.

  5. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1966.

  6. Бондаренко, А.А. Орфография для малышей. // «Нач. шк.» 2002 – №5 – С. 28

  7. Бондаренко, А.А. Словари на уроке. // «Нач. шк.» 2000 – №1 – С. 27


ТЕХНОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тема 1. «Обучение чтению: формирование младшего школьника как читателя».

Чтение как вид речевой деятельности, его сущность. Содержание понятия обучение чтению на современном этапе развития «науки о читателе» (Н. Н. Светловская). Из истории методики обучения чтению в начальной школе; поиски и методические решения последних десятилетий. Теория и практика обучения чтению младших школьников в настоящее время; недостатки в постановке работы и пути ее совершенствования.

Понятие тип правильной читательской деятельности (Н. Н. Светловская) как базовое для методики обучения чтению, общая характеристика трех его составляющих: а) осознание читателем цели обращения к книге, б) знание мира книг, в) способность «вычерпать» заключенное в книге содержание. Формирование такого типа деятельности с книгой как цель всего комплекса уроков чтения. Процесс формирования ребенка как читателя: общая характеристика.

Взаимосвязь уроков обучения грамоте и чтения: специфика обучения чтению на каждом из них, характеристика задач, способов и средств обучения. Детская книга на уроке.
Тема 2. «Качества полноценного умения читать и их формирование на уроках чтения».

Правильность, беглость, сознательность, выразительность как качества умения читать; их взаимосвязь. Способы работы над технической стороной чтения. Уровни понимания текста; обучение полноценному пониманию читаемого.
Тема 3. «Технология продуктивного чтения».

Работа с текстом до чтения. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). (Самостоятельное) по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, теста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, смежных видов искусств – на выбор учителя). Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста и пр.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Работа с текстом после чтения. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.
Тема 3. «Технология проблемно-диалогического обучения».

Побуждающий и подводящий диалог как методы проблематизации обучающихся на изучение литературного произведения и решения учебной задачи на уроке литературного чтения. Особенности учебных ситуаций: методические приемы и специфика организации на уроках литературного чтения.
Тема 4. «Современные программы по литературному чтению в начальной школе».

Особенности обучения литературному чтению в условиях вариативного начального обучения. Обзор современных программ по литературному чтению в начальной школе. Особенности методического аппарата учебников по литературному чтению. Работа с хрестоматиями на уроках в начальной школе.
Тема 5. «Основные виды деятельности обучающихся на уроках литературного чтения».

Воспри­нимать на слух художественное произведение.

Читать произведение с выражением.

Сравнивать художественный и научно-популяр­ный текст.

Называть особенности литературных произведений.

Характеризовать героя художественного текста на основе поступков.

Определять основные особенности художест­венного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя).

Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации.

Рассказывать истории из жизни животных, выражать свое мнение при обсужде­нии проблемных ситуаций.

Анализировать книги на выставке в соответ­ствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Планировать работу на уроке литературного чтения.

Учиться работать в паре, обсуждать прочи­танное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Основная литература


  1. Кубасова, О.В. Методика обучения чтению детской литературы. М., 2001.

  2. Ладыженская Т. А. Общеучебные умения и речевая деятельность школьников. М.,

  3. Лазарева, В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. М., Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2007

  4. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. М., 2001.


Дополнительная литература


  1. Светловская, Н.Н. Разговор по существу темы, или Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиций теории формирования читательской самостоятельности //«Нач. шк.» 2000 – №2 – С. 241.

  2. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М., 1988.

  3. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? Москва-Рига, 2000.

  4. Методические рекомендации к работе по учебникам литературного чтения.

  5. http://1september.ru/ – издательский дом «Первое сентября»;

  6. http://school-collection.edu.ru/ – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

  7. http://standart.edu.ru/ – Федеральный государственный образовательный стандарт;

  8. http://window.edu.ru/window – Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»;


ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
I. Методика преподавания математики как учебный предмет

Тема 1. Методика преподавания математики как учебный предмет
Наука об обучении математики в начальных классах.

Предмет, содержание и система построения курса.

Взаимосвязь методики преподавания математики с другими науками.

Объект, предмет и методы исследования, используемые методической наукой.

Роль психологических и дидактических исследований в развитии методики начального обучения.
Тема 2. Методы обучения математике в начальных классах
Особенности использования различных методов и приемов при обучении младших школьников в математике.

Формы организации деятельности на уроках математики в начальных классах.

Использование игр в обучении младших школьников математике.
Тема 3. Организация обучения математики в начальных классах
Различные подходы к построению урока математики.

Общий способ деятельности учителя при планировании урока.

Методический анализ урока математики.

Особенности проведения уроков математики с детьми шестилетнего возраста.

Домашние задания по математике: организация, руководство и контроль.

Внеклассная работа по математике.
Тема 4. Средства обучения математике
Средства обучения математике как компонент методической системы начального обучения математике.

Современные трактовки понятий «наглядность», «средство обучения», «учебное оборудование».

Стабильные и вариативные учебники математики для начальных классов (особенности их содержания, построения, оформления).

Виды учебных методических пособий для учителя и учащихся, их назначение, особенности и методика использования.

Наглядные пособия по математике, их виды и особенности использования.

Тема 5. Возникновение и развитие методики начального обучения математике и перспектива ее дальнейшего совершенствования
Исторический обзор развития методики обучения арифметики в России (Л.Ф. Магницкий, П.С. Гурьев, В.А. Евтушенский, Л.Н. Толстой, К.Д.Ушинский, А.И. Гольденберг, В.А.Латышев, С.И. Шорох-Троцкий).

Становление и развитие советской методики начального обучения математике.

Основные направления развития методики обучения математике за рубежом.

Перспективы дальнейшего совершенствования методики обучения математике.
II. Характеристика основных понятий начального курса математики и последовательность их изучения
Тема 1. Методика изучения нумерации целых неотрицательных чисел
Различные методические подходы к формированию понятий натурального числа и нуля.

Особенности десятичной системы счисления.

Подготовительный период и его особенности.

Методика изучения нумерации целых неотрицательных чисел по концентрам. История развития числа и счета в филогенезе.

Тема 2. Методика изучения арифметических действий.
Общие вопросы методики изучения арифметических действий.

Знакомство с действиями сложения и вычитания.

Логика формирования понятий.

Свойства действий сложения и вычитания. Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Приемы устного сложения и вычитания чисел.

Смысл действия умножения.

Смысл действия деления (различные методические подходы).

Переместительное свойство умножения.

Изучение таблицы умножения и соответствующих случаев деления.

Сочетательное свойство умножения.

Распределительное свойство умножения.

Деление суммы на число.

Порядок выполнения действий.

Приемы устного умножения и деления.

Деление с остатком.

Алгоритмы письменного сложения и вычитания.

Алгоритм письменного умножения.

Алгоритм письменного деления.

Особые случаи письменных приемов вычислений, характерные ошибки и пути их преодоления.

Формирование вычислительных навыков.
Тема 3. Методика обучения младших школьников решению задач



Понятие «задача» в начальном курсе математики.

Виды математических задач.

Значение текстовых задач в обучении математике.

Различные методические подходы к формированию умения решать простые и составные задачи.

Методические приемы обучения младших школьников решению задач.

Подготовительная работа к ознакомлению с понятием задачи.

Первое знакомство с задачей. Виды простых задач и методика работы с ними.

Способы проверки решения задачи.

Составные задачи и методика работы с ними.

Решение составных задач различными способами.

Возможные формы записи составной задачи.

Организация деятельности учащихся при обучении решению задач с пропорциональными величинами.

Методика работы с задачами на движение.

Нестандартные задачи в курсе математики начальных классов.

Методика работы над задачей в системах развивающего обучения.
Тема 4. Методика изучения величин
Общие вопросы методики изучения с младшими школьниками основных и некоторых производных величин.

Величины, изучаемые в курсе математики начальных классов: длина, масса, емкость, площадь, цена, стоимость, время, расстояние.

Методика формирования у детей представлений о массе и емкости, знакомство с единицами измерения и их соотношением.

Методика изучения мер длины и формирования навыков измерения.

Методика изучения темы: «Площадь».

Методика формирования у детей временных представлений, изучения мер времени и их соотношений, формирования соответствующих умений и навыков.

Действия с величинами.

Становление методики ознакомления с измерениями.
Тема 5. Методика изучения алгебраического материала
Общие вопросы методики изучения алгебраического материала.

Методика изучения числовых выражений и выражений, содержащих переменную.

Изучение числовых равенств и неравенств.

Методика обучения решению уравнений.

Тождественные преобразования выражений в начальных классах.

Формирование представлений о функциональной зависимости.

Особенности понимания и усвоения младшими школьниками буквенной символики.
Тема 6. Методика изучения геометрического материала
Общие вопросы методики изучения геометрического материала.

Формирование представлений и понятий о геометрических фигурах.

Точка, прямая, кривая, отрезок прямой, ломаная, луч, угол, круг, окружность, многоугольники и их элементы и простейшие свойства.

Элементарные геометрические построения.

Обозначение фигур.

Развитие пространственных представлений, мышления и воображения учащихся.
Тема 7. Методика ознакомления учащихся с дробями
Система изучения дробей.

Методика изучения долей.

Обучение решению задач на нахождение доли числа и числа по его доле.

Формирование у детей наглядных представлений о дроби.

Сравнение долей и дробей.

Обучение решению задач с дробями.

Особенности понимания и усвоения младшими школьниками сравнения.

III. Развитие учащихся начальной школы в процессе изучения математики
Основные принципы и методические подходы развивающего обучения и возможности их использования в практике начального обучения математике (Л.В. Занков, Л.Г.Петерсон, Н.Б.Истомина, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов).

Психическое развитие в учебной деятельности.

Приемы умственных действий и их формирование у младших школьников при обучении математике: анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация, обобщение.

Способы обоснования истинности суждений.
Основная литература

  1. Артемов, А.К., Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах /Под ред. Н.Б. Истоминой.– М. – Воронеж: Институт практической психологии, 2009. - 224с.

  2. Байморукова, П.У. Внеклассная работа по математике в начальных классах. – М.: «Райл», 2008. – 96с.

  3. Бантова, М.А., Бельтюкова, Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М.: Просвещение, 2010.-320с.

  4. Григорян, Н.В. Математика в начальной школе. 1-4 класс. Вместе с родителями. – СПб.: Нева, 2001.-144с.



Дополнительная литература


  1. Волкова, С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики в 1 классе. – М.,2010.

  2. Волкова, С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математике во 2 классе. – М.,2012.

  3. http://www.akademkniga.ru/ – сайт УМК «Перспективная начальная школа»

  4. http://www.drofa.ru/ – сайт УМК «Классическая начальная школа»

  5. http://www.planetaznaniy.astrel.ru/ – сайт УМК «Планета знаний»

  6. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ – сайт УМК «Перспектива»



ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Тема 1. «Методы обучения предмету «Окружающий мир».

Обусловленность естественно-научного, обществоведческого и исторического образования на начальном этапе обучения. Цели и задачи ознакомления младших школьников с окружающим миром.

Методы обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе, теория методов и их классификация, требования к ним; связь методов с целями и содержанием естественнонаучного образования в начальной школе.

Характеристика различных групп методов. Словесные методы: беседа, рассказ, описание, объяснение, инструктаж, работа с учебниками. Наглядные методы обучения: наглядно-иллюстративные, наглядно-поисковые, наглядно-исследовательские, демонстрационные. Практические методы: работа по распознаванию и определению, наблюдение, эксперимент – ведущие методы обучения естествознанию, методы моделирования, решения познавательных задач. Метод как система методических приемов. Технические, организационные, логические приемы.

Развитие познавательной активности, творческих способностей и самостоятельности при использовании различных методов и приемов обучения: игровые технологии, проблемное обучение, система опорных сигналов в начальной школе.
Тема 2. «Типы уроков Окружающего мира по содержанию, дидактическим целям и методам».

Лабораторно-практические занятия: требования к ним, особенности и специфика проведения.

Экскурсия – основная форма обучения предмету «Окружающий мир». Определение экскурсий, классификация и методика проведения. Эколого-природоохранительная направленность экскурсий в природу.

Практические занятия в условиях пришкольного участка, форма их организации, экспериментальная направленность.

Нетрадиционные формы обучения: интегрированные уроки, уроки сказки, уроки устные журналы, уроки путешествия, уроки викторины.
Тема 3. «Внеурочная и внеклассная форма работы по предмету «Окружающий мир».

Внеурочная и внеклассная форма работы по предмету «Окружающий мир»: индивидуальная, групповая.

Организация работы младших школьников в уголке живой природы.

Краеведческие экскурсии и прогулки.
Тема 4. «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках Окружающего мира».

Познавательная деятельность младшего школьника.

Приемы активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира.

Логические задачи на уроках окружающего мира.

Творческие задания на уроках окружающего мира.
Тема 5. «Учебное сотрудничество на уроках окружающего мира».

Организация коммуникативных ситуаций на уроках окружающего мира.

Создание проблемных ситуаций и обсуждение гипотез.

Особенности педагогического общения на уроках окружающего мира.
Тема 6. «Материально-техническое обеспечение образовательного процесса».

Классификация материальных средств обучения окружающему миру и методика их использования в начальной школе. Значение и система материальных средств обучения естествознанию: кабинеты, музеи, уголки живой природы, географическая площадка, уголок краеведения, пришкольный участок.
Основная литература


  1. Козина, Е.Ф., Степанян, Е.Н. Методика преподавания естествознания. Москва, Академия, 2004

  2. Козина, Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» М., Академия, 2007

  3. Миронов, А.В. «Методика изучения окружающего мира в начальных классах» Педагогическое общество России, М., 2002.


Дополнительная литература


  1. Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста. - Свердловск: СГПИ, 2010. - 87 с.

  2. Аквилева, Г.Н., Клепинина, 3.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с: ил.

  3. http://1september.ru/ – издательский дом «Первое сентября»;

  4. http://school-collection.edu.ru/ – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

  5. http://standart.edu.ru/ – Федеральный государственный образовательный стандарт;



«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
I. Роль и значение изобразительного искусства как учебного предмета в школе. Содержание предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе.

Тема 1. Роль и значение изобразительного искусства как учебного предмета в школе. Обзор школьных программ по изобразительному искусству.

Роль и значение изобразительного искусства как учебного предмета в школе.

Обзор школьных программ по изобразительному искусству (программы В.С. Кузина, Н.Н. Ростовцева; Б.П. Юсова; Б.М. Неменского): предмет изучения, цель, задачи, виды деятельности.

Содержание занятий по изобразительному искусству в начальных классах.
Тема 2: Дидактические принципы в преподавании изобразительного искусства в начальной школе.

Дидактические принципы в преподавании изобразительного искусства в начальной школе.

Сравнительный анализ принципов обучения изобразительному искусству в различных направлениях художественного образования.

Содержание принципов обучения традиционной программы В.С. Кузина, Н.Н. Ростовцева.
Тема 3. Методы обучения как средство передачи содержания образования.

Понятие метод, прием обучения.

Словесные методы (беседа, рассказ, чтение отрывков из книг).

Непосредственное зрительное восприятие учащимися изучаемого материала (восприятие произведений искусства, наблюдение за окружающей действительностью, работа с наглядными пособиями).

Практические методы (выполнение рисунков, живописных работ, декоративных подделок и др.).
Тема 4. Возрастные особенности и этапы детского рисунка.

Развитие интереса детей к изобразительному творчеству.

Стадии развития детского рисунка.

Основные особенности рисунка в младшем школьном возрасте.
Тема 5. Преемственность в художественном творчестве дошкольников и младших школьников. Межпредметные связи уроков изобразительного искусства с другими уроками.

Анализ программы воспитания в детском саду и программы по изобразительному искусству начальной школы.

Условия, позволяющие обеспечить преемственность в изобразительном творчестве дошкольников и младших школьников.

Межпредметные связи уроков изобразительного искусства с другими уроками.
II. Технологии обучения изобразительному искусству в начальной школе.
Тема 1. Структура и типы уроков по изобразительному искусству в начальной школе.

Типы уроков по изобразительному искусству в начальной школе.

Этапы урока смешанного типа.

Формы, жанры уроков по изобразительному искусству: урок-прогулка/путешествие, урок-репортаж из музея, выставки, урок-панорама, урок-спектакль, урок-викторина.

Методические рекомендации учителю к проектированию сценария урока (блока уроков) изобразительного искусства.

Условия, обеспечивающие успех урока.

Требования к современному уроку.
Тема 2. Технологии развивающего обучения школьников изобразительному искусству.

Психолого-педагогические основы развивающего обучения детей изобразительному искусству.

Развитие познавательно-творческой активности и наблюдательности учащихся.

Проблемные методы обучения.

Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова).
Тема 3. Методика проведения занятий по изобразительному искусству в начальной школе.

Методические приемы обучения рисованию на темы.

Содержание занятий в начальной школе.

Цвет в работе учащихся над сюжетной композицией.

Рисование с натуры как метод наглядного обучения.

Учебные, воспитательные задачи занятий по рисованию с натуры, по памяти, представлению.

Требования к знаниям, умениям обучающихся начальных классов.
Тема 4. Особенности композиционного рисования младшего школьника.

Возрастные изменения композиционно-пространственного решения изображения.

Характерные признаки художественно-образного решения композиции.
Тема 5. Методика преподавания декоративного рисования.

Обучение декоративному рисованию.

Учебно-воспитательные задачи.

Планирование занятий по декоративному рисованию. Содержание занятий по изобразительному искусству в начальной школе.
Основная литература


  1. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.- М.: Академия, 2003.

  2. Беляев, Т.Ф. Изобразительное искусство в малокомплектной школе.- М., 1969.

  3. Выготский, В.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М., 1991.

Дополнительная литература


  1. Алексеева, В.В. Что такое искусство.- М., 2009.

  2. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа: кн. для учителя. – М., 2008.

  3. Басина, Н.Э., Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке…- М.: Линкапресс, 2010.

  4. http://www.akademkniga.ru/ – сайт УМК «Перспективная начальная школа»

  5. http://www.drofa.ru/ – сайт УМК «Классическая начальная школа»

  6. http://www.planetaznaniy.astrel.ru/ – сайт УМК «Планета знаний»


ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
  1. Теория музыкального образования в контексте профессиональной методолого-методической подготовки учителя начальных классов

Тема 1. Теоретические основы музыкального образования. Связь теории музыкального образования с другими науками.


Сущность теории музыкального образования.

Цель, задачи и общая характеристика курса. Место курса в цикле психолого-педагогических дисциплин, историко-теоретических и исполнительских дисциплин и в общей системе профессиональной подготовки учителя музыки.

Связь курса с философскими, общенаучными, специально-научными и музыкальными дисциплинами.

Современная теория музыкального образования как совокупность исходных феноменов, положений, закономерностей, отражающих содержание, процесс и организацию музыкальных занятий с учащимися. Оценка состояния музыкального образования на основе двух взаимосвязанных критериев музыкальной культуры: глубина культуры, в аспекте приобщения личности, общества в целом к великому наследию музыкального искусства, и укорененность ее в обществе.

Связь теории преподавания музыки с педагогикой, психологией и физиологией детей школьного возраста, а также с эстетикой и специальными историко-теоретическими дисциплинами (историей и теорией музыки, гармонией, полифонией, инструментовкой и т.д.). Точки соприкосновения указанных дисциплин – основные концептуальные положения об эстетической сущности музыкального искусства и его значении в музыкально-эстетическом развитии школьников.

Музыкальное искусство в образовательном процессе. Музыка в системе искусств. Предназначение музыкального образования в обществе: средство воздействия на индивида и ценностное отношение к самой музыке.

Функции музыкального искусства и их реализация в музыкальном образовании: коммуникативная функция, функция отражения действительности, этическая и эстетическая, каноническая и эврестическая, познавательно-просветительская, общественно-преобразующая и личностно-преобразующая.

Музыкальное искусство в современном социокультурном образовательном процессе.

Роль музыкального искусства в развитии детей.

Арттерапевтические возможности музыки.

Тема 2. Музыкальное образование как единство обучения, воспитания и развития.


Цель общего музыкального образования. Целевые установки концепций Д.Б. Кабалевского, Л.В. Шаминой, В.В. Медушевского, Ю.Б. Алиева, А.А. Пиличяускаса. Условия развития музыкальной культуры учащихся.

Общие задачи музыкального образования. Задачи музыкального воспитания как педагогическая интерпретация его цели (Абдуллин Э.Б., Алиев Ю.Б., Горюнова Л.В.). Взаимосвязь и единство основных задач музыкального образования.

Понятие принципа как исходного положения, раскрывающего сущность цели и задач музыкального воспитания, направленность и характер его содержания и процесса. Общедидактические принципы в музыкальном образовании, их обусловленность социологическими, коммуникативными, физиологическими, организационными и психологическими закономерностями педагогического процесса. Принципы единства художественного и технического, эмоционального и сознательного. Многоаспектность принципов музыкального образования, выражающих позицию учителя музыки (Абдуллин Э.Б.). Принципы целостности, образности и интонационности (Горюнова Л.В.).

Примерная программа по предмету «Музыка» в структуре основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО).

Требования к планируемым результатам освоения обучающимися начальной школы программы по предмету «Музыка» (ФГОС НОО).
Основная литература


  1. Алиев, Ю. Б. Концепция музыкального воспитания детей // Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада – к началь­ной школе). – Воронеж, 2008.

  2. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада – к начальной школе). – Воронеж, 2010.

  3. Безбородова, Л.А. Цели и задачи школьного музыкального образо­вания // Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. Учебное пособие для студентов му­зыкальных факультетов педвузов. – М., 2009.

Дополнительная литература


  1. Абдуллин, Э.Б. Методы музыкального обучения //Э.Б.Абдуллин. Те­ория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Учеб. пособие. – М., 2012.

  2. Абдуллин, Э.Б. Музыка // Российская педагогическая энциклопе­дия. – М., 2010.

  3. http://www.akademkniga.ru/ – сайт УМК «Перспективная начальная школа»

  4. http://www.drofa.ru/ – сайт УМК «Классическая начальная школа»

  5. http://www.planetaznaniy.astrel.ru/ – сайт УМК «Планета знаний»



«ТЕХНОЛОГИЯ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Содержание дисциплины

  1. Содержание предмета «Технология» в начальной школе.


Тема 1. Теоретические основы преподавания технологии в начальной школе.

Развитие трудового обучения и воспитания в России.

Образовательная область технология в системе начального общего образования.

Основные подходы и принципы в обучении технологии.

Предмет, цели и задачи предмета «Технология».

Особенности содержания предмета «Технология» в начальной школе.

Место предмета «Технология» в начальной школе при осуществлении межпредметных связей.

Инновационные педагогические и информационные технологии на уроках технологии.
Тема 2. Требования к результатам освоения программы «Технология» обучающимися начальной школы (ФГОС НОО).

Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда, самообслуживание.

Результаты освоения технологии ручной обработки материалов.

Освоение элементов графической грамоты.

Освоение технологии конструирования и моделирования.

Практические умения работы на компьютере.
Тема 3. Современные программы по предмету «Технология» для начальной школы.

Анализ примерной программы по предмету «Технология» для начальной школы (ФГОС НОО).

Сравнительный анализ вариативных программ по технологии, их специфика (учебные задачи, разделы, планируемые результаты и виды деятельности обучающихся).
Тема 4. Методы и приемы обучения, используемые на уроках технологии.

Общая характеристика методов и приемов обучения технологии младших школьников. Их специфика, обусловленная уровнем физического и психического развития детей.

Элементы моделирования и конструирования в начальной школе.
Тема 5. Урок технологии в начальной школе.

Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса.

Специфика уроков технологий (основная масса учебного времени отводится на практическую работу, строго соблюдение правила техники безопасности, уроки технологии имеют общественно-полезную направленность).

Типы уроков по содержанию, по способу проведения, по целям обучения.

Структура урока технологии.

Требования к современному уроку.
Тема 6. Правила безопасности труда и личной гигиены.

Общие правила техники безопасности.

Правила обращения с ножницами, с ножом и с шилом.

Правила обращения с иглами.

Правила работы с разными инструментами.

Элементарные правила самообслуживания при легких ранениях.


  1. Технологии преподавания предмета «Технология» в начальной школе.


Тема 1. Общие вопросы преподавания предмета «Технология» в начальной школе. Организационно-педагогические условия проведения урока технологии в начальной школе.

Цели и задачи курса, его образовательное и воспитательное значение.

Организация и методика проведения уроков технологии.

Рабочая программа по предмету «Технология» учителя начальных классах.

Подготовка учителя к проведению урока технологии в начальной школе, проектирование уроков. Основные этапы подготовки учителя к уроку, их целесообразность.

Основа тематического планирования, варианты планирования урока технологии.

Обеспеченность на каждом этапе урока выполнения комплекса требований программы по технологии.

Ресурсообеспеченная образовательно-развивающая среда на уроках технологии. Оборудование учебного процесса.

Эффективность урока технологии.

Самоанализа урока технологии.
Тема 2. Наблюдения и опыты, проводимые на уроках технологии.

Наблюдения и опыты в процессе обучения технологии младших школьников, их значимость.

Понятие, роль опыта на уроках технического моделирования в формировании политехнических знаний, материалистических убеждений, установлении межпредметных связей.

Специфика постановки опытов младшими школьниками с различными предметами труда.

Особенности наблюдения как метода исследовательского обучения, организация наблюдений учащихся, их фиксация и использование в дальнейшем обучении технологии.
Тема 3. Формирование общекультурных и общетрудовых компетенций (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.

Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2-3 народов). Особенности изучения тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.

Знакомство с элементарными общими правилами создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Воспитание бережного отношения к природе как источнику сырьевых ресурсов. Знакомство с мастерами и их профессиями; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.

Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.



Тема 4. Методика обучения технологиям ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Формирование общих понятий о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).

Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Тема 5. Методика обучения конструированию и моделированию.

Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление).

Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.).
Тема 6. Методика обучения работе на компьютере.

Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.
Основная литература


  1. Мельникова, О.С. Методика трудового обучения. – М.: Наука, 2001. – 215 с.

  2. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. – М.: ЦГЛ. Ставрополь: Сервис-школа, 2009. – 304 с.

  3. Неменский, Б.М., Фомина Н.Н., Гросул Н.В. и др. Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2011. – 193 с.

  4. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.


Дополнительная литература


  1. Аланина, А. Ножницы-художницы: аппликация из бумаги. – М.: Просвещение, 2010. – 230 с.

  2. Алексеева, Л.В. Внеклассные занятия по лепке в школе. – М.: Просвещение, 2012. – 46с.

  3. Алексеевская, Н.А. Волшебные ножницы. – М.: Лист, 1998. – 192 с.

  4. Афонткин, С.Ю., Афонькина, А.С. Орнаменты народов мира. – СПб.: Кристалл, 1998. – 272 с.

  5. http://www.akademkniga.ru/ – сайт УМК «Перспективная начальная школа»

  6. http://www.drofa.ru/ – сайт УМК «Классическая начальная школа»

  7. http://www.planetaznaniy.astrel.ru/ – сайт УМК «Планета знаний»



страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8


скачать

Другие похожие работы: