NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия» кафедра педагогики, психологии и социальной работы

РАЗДЕЛ 3. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ




Ситуационная задача № 1.

Родители семилетнего Васи ведут асоциальный образ жизни, злоупотребляют алкоголем, не занимаются воспитанием ребенка, нигде не работают, имеют большие задолженности по оплате за квартиру, живут на пособие по инвалидности отца Васи, все деньги тратят на алкогольные напитки. Когда пришло время отправлять Васю в школу, они этого не сделали, объяснив это тем, что нет денег на покупку одежды и школьных принадлежностей.
Ø К каким последствиям может привести подобное поведение родителей?
Ø Какие меры по отношению к Васе и его родителям необходимо принять социальному педагогу?

Ситуационная задача № 2.


Первоклассник Костя плохо учится. Он - неорганизованный, неопрятный мальчик, непричастный к активности класса, часто нарушает правила школьной жизни, дружит с нарушителями дисциплины, жадничает, плаксив. Что должен предпринять социальный педагог в данном случае?

Ситуационная задача № 3.
У семилетней Ани ДЦП. Так как ее семья живет в небольшой деревне, то у нее нет возможности обучаться в специальной школе, и родителям пришлось отдать Аню в обычную школу. Какие трудности в обучении могут возникнуть у Ани? Какие условия необходимо создать для ее обучения?
Ситуационная задача № 4.


У семилетней Наташи слепота после перенесенного в возрасте 4-х лет тяжелого заболевания. Так как ее семья живет в небольшой деревне, то у нее нет возможности обучаться в специальной школе, и родителям придется отдать Наташу в обычную школу. Какие трудности в обучении могут возникнуть у Наташи? Какие условия необходимо создать для ее обучения?
Ситуационная задача № 5.
Ребенок растет в «трудной семье»: отца нет, мать иногда выпивает. Воспитанием мальчика занимается бабушка. В 1 класс ребенок пошел с желанием учиться. Но у учителя сложилось предвзятое мнение о ребенке. Если в классе что-то случалось, виноват всегда был он. К третьему классу за ним закрепился ярлык «трудный ребенок». Каковы должны быть действия с педагога?
Ситуационная задача № 6.
Родители одного из второклассников дают каждый день сыну на личные расходы крупную сумму (до 100 рублей в день). Семья имеет высокий уровень доходов. Больше в классе подобных детей нет. Что может предпринять педагог в этом случае?


Ситуационная задача № 7.


В 3-й класс пришел мальчик С., чья семья недавно переехала из другого города. С. имеет на лице рубцы после сильного ожога и очень стесняется этого. Дети в классе не принимают его в свои игры, перешептываются за спиной. Что может предпринять педагог в данном случае?
Ситуационная задача № 8.
Второклассница А., по наблюдениям педагогов, стала в разговоре часто упоминать с негативными чувствами своего недавно родившегося братика, а однажды сказала, что хочет от него избавиться, он мешает. Как поступить педагогу в данном случае?
Ситуационная задача № 9.
Учащиеся 1-го класса вышли на участок. Сегодня им предстояло потрудиться в саду: окопать фруктовые деревца. Радостные и шумные, они столпились вокруг молодой яблоньки. Она пользовалась у детей особым вниманием, так как в этом году на ней впервые появились плоды.
Чуть ли не каждый день ребята подмечали, что изменилось в ней: вот сегодня у одного яблочка покраснел бок, а эти два, что на верхней ветке, совсем-совсем одинаковые! За это дети называют их «яблочки-сестрички»... И вдруг чей-то звонкий взволнованный голос:
— Ребята, а здесь, на самой нижней ветке, кто-то яблоко сорвал!
Ребята зашумели. Теснее обступили яблоньку.
— Как же так? Ведь это самое большое яблоко было!
— Кто посмел?
— Может быть, это малыши?
Дети наперебой высказывали свои предположения.
Вмешалась учительница. Она предложила, чтобы тот, кто сделал это, честно признался в своем поступке.
— Тот, кто сорвал яблоко, поступил нехорошо. Но он поступает вдвойне плохо, если трусит в этом признаться.
Воцарилась тишина.
— Пусть подумает тот, кто так поступил, что лучше: честно признаться или свалить вину на своих товарищей, а то и на малышей?
...Маргарита стояла с опущенной головой. Посмотрев внимательно на детей, воспитательница сразу догадалась, кто виновник происшедшего. Но она молчала, ожидая: признается или нет? Вдруг Маргарита решительно шагнула к учителю:
— Валентина Васильевна, это я сорвала яблоко... Я не хотела, чтоб плохо вышло: просто нечаянно так получилось. Мама привела меня в детский сад раньше, и я решила посмотреть на яблоньку. Я сначала это яблоко только погладила и понюхала: оно холодное и пахнет вкусно... А потом... Я, ребята, больше никогда не буду, самое-самое честное слово даю!

1. Как бы вы реагировали на данный поступок девочки, соблюдая педагогический такт?
2. Какие чувства испытывала девочка?
3. Сравните избранный вами прием воздействия с воздействием учителя. 

Ситуационная задача № 10.

Мальчик – ученик 1-го класса - Олег принес в детский сад новую книгу. Он хотел, чтобы учительница почитала ее всем ребятам. Книга сбыла в красивой обложке и со множеством цветных картинок.

Ребята сразу окружили Валерика, все наперебой просили дать им посмотреть книжку. Вдруг подскочил Кирюша, стараясь выхватить книгу из рук Валерика, и порвал ее.
Владелец книги очень огорчен, чуть не плачет, ребята возмущены: еще бы, даже и почитать не успели! А виновник случившегося, нимало не смущаясь, упрямо оправдывается:
— Я не виноват! Не надо было Валерику так крепко ее держать, она и не порвалась бы...
— По-твоему, значит, виноват Валерик? А как вы, ребята, считаете? — обращается учительница ко всем ребятам.

Дети возмущены Кирюшиным поведением, наперебой высказывают свое мнение:
— Наверное, ему хотелось одному ее смотреть? Ишь какой!
— Виноват, конечно, Кирюша. А признаться трусит! Нехорошо так...
Крепко досталось Кирюше от ребят. Мальчик стоял опустив голову. Что можно возразить? Ведь все ребята справедливо осудили Кирюшин поступок.
Различные мнения были высказаны детьми, как поступить с виновным: «Не давать больше книг Кирюше», «Рассказать маме, как плохо он поступил». Наконец, было принято коллективное решение относительно поступка Кирюши. Услышав его, мальчик просветлел. Без напоминания учительницы он подошел к Валерику, взял за руку и сказал:
— Не сердись на меня... Я ведь не хотел, чтобы так случилось...

1. Выскажите предположения о том, каким было коллективное решение детей.

2. Чем можно объяснить успех в развязке данной конфликтной ситуации? 
Ситуационная задача № 11.
Как-то несколько ребят – учеников 2-го класса, которых только что отчитала молоденькая учительница, «критиковали» ее поведение. Белобрысенький Саша осуждающе сказал:
— А еще учится на курсах учителей! (Они всегда все знают.)
— Зачем? — заинтересовался Вова. — Она и так учительница.— И после небольшого раздумья:— Знаю, знаю! Ее хотят сделать доброй, да?



        1. О чем свидетельствует этот разговор учащихся?

        2. Какие выводы должна сделать для себя учительница, узнав об этом рассуждении? 


Ситуационная задача № 12.

Застенчивая Юля Г., в отличие от других детей, долго не могла привыкнуть к классу, ие принимала участия в занятиях, играх и других видах деятельности.
После каникул все стали замечать много нового в ее поведении: исчезли робость и застенчивость, девочка стала участвовать в играх. Но на занятиях она по-прежнему была пассивной: никогда не выступала сама и не отвечала по вызову учителя.
В дальнейшем выяснилось, что ее пассивность является только внешней. На занятиях она довольно внимательна, но никак не решается выступить. Возникающие у нее интересные и содержательные вопросы задавала сидящая рядом Алла.
Для привлечения Юли к участию в занятиях учительница использовала замеченную ею общительность девочки в обыденной жизни, в быту. Увидев, что Юля пришла в детский сад раньше других, она попросила ее помочь наклеить картину на картон. Когда все было готово, задала Юле несколько вопросов по содержанию картины.
Ответы были обстоятельные и интересные. Учительница выразила одобрение и сказала, что о картине девочка расскажет всем на занятиях.
Это было первое выступление Юли, подготовленное заранее. Дети выслушали его с большим интересом. Во время рассказа Юля волновалась, краснела, сбивалась, но рассказ довела до конца.

1. Как был осуществлен учительницей индивидуальный подход к Юле? Укажите все приемы.
2. Какое влияние на Юлю мог оказать такой подход учительницы? 

Ситуационная задача № 13.
Бабушка консервировала ягоды, а семилетний Вася не отходил от стола, где она работала. Его интересовала и машинка, и отвертка, и сам процесс укупорки, который у нее плохо получался: горячие банки обжигали ей руки, машинка не всегда срабатывала.
Но когда удавалось сразу закрыть банку, они вместе радовались. Вася бурно приплясывал, хлопал в ладоши и пел «тра-та-та, тра-та-та».
Вдруг куда-то исчезла отвертка — маленький металлический треугольник, которым бабушка все время пользовалась. Минуту назад она видела ее у Васи в руках и решила, что затерял ее он. Вася отрицал это, но бабушка, продолжая искать отвертку, обрушилась на него с упреками.
Безуспешно пошарив с ней под столом, Вася как-то сник, замолчал и вдруг исчез. А бабушка вскоре нашла отвертку в кармане своего фартука. Ей стало не до банок...
«Где Вася? Что он сейчас чувствует?» — подумала она и пошла в дом искать его.
Еще с порога бабушка увидела Васю, стоящего у окна. Он водил пальцем по стеклу и, хотя слышал, как она вошла, не оглянулся. Ей стало понятно, что он обижен, огорчен.
— Вася,— позвала она.
Мальчик оглянулся и снова отвернулся к окну. В его глазах были слезы.
— Прости меня, мой голубчик,— сказала бабушка, подойдя ближе,— я сердилась, не верила тебе, а ведь ты совсем не виноват! Отвертка оказалась в моем кармане... Как нехорошо это у меня получилось!
Она положила руку на его плечо, а он порывисто повернулся к ней, и в его глазах, еще блестевших от слез, были удивление, радость и благодарность.
— Ничего, бабушка,— сказал он, прильнув к ней.

1. Укажите, какие ошибки совершила бабушка и какие последствия могли они вызвать.
2. Что помогло бабушке исправить эти ошибки?
3. Какие чувства переживал Вася? Почему он плакал?
Ситуационная задача № 14.

Дети приехали в лагерь. Сколько интересного вокруг! Все, что зимой видели на картинках, теперь можно потрогать руками. Можно сорвать ромашку, покормить и погладить кроликов, найти в траве божью коровку и даже посадить ее на руку.
Дети весело отдыхают, бегают, резвятся. А от внимательного взгляда вожатой ничто не ускользает.
Юра что-то невесел. Насуплены брови. Он не замечает окружающего.
— Юрочка, иди-ка сюда! — говорит воспитательница. Глядя себе под ноги, мальчик подходит к Ирине Васильевне.
— Что случилось? Обидел тебя кто-нибудь? Юра молчит.
Ирина Васильевна нежно привлекает мальчика к себе.
— Ты мне все-таки скажешь, что случилось?
— Соскучился... по маме.
Мальчик доверчиво смотрит темными глазами и добавляет тише, почти шепотом:
— Я очень хочу увидеть маму и бабушку.
— Вот что, Юрик, сегодня я поеду в город и привезу тебе от мамы письмо. Согласен?
Юра кивает головой.
— А теперь иди и поищи в траве кузнечика. Вечером вожатая выбрала самую красивую открытку и написала на ней: «Дорогой Юрочка! Ты, пожалуйста, не скучай без нас. Загорай и отдыхай хорошенько. Мы скоро приедем к тебе в гости. Крепко целуем. Мама и бабушка».
Утром Юра долго рассматривал открытку и улыбался. Он спрятал ее под подушку и перед сном «прочитал» еще раз.

Дайте оценку воспитательным приемам Ирины Васильевны. 
Ситуационная задача № 15.

— Коля, Коленька! Не бегай так быстро, упадешь,— кричала молодая женщина, по-видимому, мать.
Запыхавшись, Коля присаживался на скамейку, но через несколько минут снова вскакивал, бегал по аллее, прыгал, пытаясь дотянуться рукой до ветки молодого деревца, схватил катившийся мимо чужой мяч и ударил по нему ногой так, что мяч полетел в дальний конец аллейки. За это мальчику попало от владельца мяча. Коля громко заревел. Впрочем, через две минуты слезы высохли, и он вместе с обидевшим его мальчиком играл в футбол.
— Вот беда-то. Замаешься с таким,— сочувственно заметила женщина. Отложив вязание, она тоже наблюдала за Колей.— Нет, я бы такого и нянчить не стала. То ли дело мой птенчик: сидит спокойненько с бабушкой, голубчик мой ненаглядный. Любишь бабушку, Сашенька?
Саша сидел, прислонившись к бабушке, и наблюдал за бегавшими ребятишками.
— Иди и ты поиграй с ними, Саша!
Саша ничего не ответил и не сделал никакой попытки слезть со скамейки.
— Ну их, озорников, пускай бегают,— говорит бабушка, а Сашенька у меня золотой ребенок. Я с ним и обед успеваю приготовить, и в комнате убрать. Дам ему кубики или катушки, он и сидит тихонько. Да, спокойный мальчик, не то что этот озорник.


1. Права ли бабушка в оценке поведения Саши?
2. Как следует воспитывать подвижных и малоподвижных детей? 
Ситуационная задача № 16.

«Есть дети,— жалуются учителя,— которые спокойно не могут пройти по классу. То у них стул перевернется, то они сдвинут стол или зацепят кого-нибудь».

1. В чем причина таких движений учащихся?
2. Какой совет по этому поводу дает А. С. Макаренко? 
Ситуационная задача № 17.

Среди взрослых распространено мнение, что не только купания в водоемах, но и частые ванны пагубно отражаются на организме ребенка, ослабляют его, особенно замедляют прибавку в весе.

1. Согласны ли вы с таким мнением?
2. Какие цели преследует купание в открытом водоеме?
3. Как подготовить учащихся к купанию?
4. Когда и как следует проводить купание учащихся?
5. Как и какие другие средства закаливания в повседневной жизни можно использовать? 

Ситуационная задача № 18.

Многие родители полагают, что, чем упитаннее ребенок, тем он здоровее. Пухлое лицо, круглый животик и толстые ручки — таким мечтают видеть своих детей многие матери.
Иные родители все свои заботы и волнения по поводу здоровья детей часто проявляют и высказывают в присутствии детей и в разговоре об этом с ними. Дети то и дело слышат от любящих матерей такого рода предостережения: «Закутайся лучше, а то простудишься», «Не стой у окна, еще продует тебя», «Если дождик пойдет, беги домой, а то промочишь ножки и заболеешь» и т. д.
Или же засыпают ребенка чуть ли не ежедневно тревожными вопросами: «Не болит ли у тебя головка, животик? Почему ты сегодня плохо спал? Нет ли у тебя жара?»

1. Как сказывается такое отношение родителей к детям на их поведении и здоровье?
2. Составьте рекомендацию для родителей о том, какие средства они должны использовать для укрепления здоровья детей? 

Ситуационная задача № 19.

В первом классе было проведено экспериментальное занятие по обучению детей прыжкам. В зал по одному приглашали ребят и предлагали им выполнить прыжок в длину с места, а предварительно рассказать, как это делать. После прыжка ребенок оставался для наблюдения за выполнением прыжка следующим товарищем. На этом задание кончалось.
Анализ выполнения прыжков детьми показал, что движение им знакомо, но они не владеют правильным навыком прыжка в длину с места.
У детей имелись расплывчатые представления о движении, они не могли дать четкий анализ движения с помощью слова. Например, они говорили, что нужно приготовиться, оттолкнуться, приземлиться, а как приготовиться, как оттолкнуться, они не могли ни объяснить, ни показать.

1. Объясните причину плохой координации и неточности движений детей.
2. Какой показ и объяснение учителя создадут у детей наиболее осознанные двигательные представления?
3. В какой последовательности нужно планировать материал, для того чтобы воспитатель на каждом занятии мог давать краткий, но четкий анализ движений?
4. Как добиться максимальной связи между мышечным чувством и словом? 
Ситуационная задача № 20.

В первом варианте от детей требовалось вместе перебраться на другой берег, не намочив ног, т. е. только по дощечкам. Игра была организована следующим образом.
Дети уселись на скамье с одной стороны комнаты. На полу было отмечено чертой болото шириной 4—5 м. Двум детям педагог давал по две дощечки (40X25 см). Им надо по этим дощечкам-мостикам обоим перейти на другой берег (воспитатель объяснил и показал, как выполнять движения).
Каждый ребенок клал одну доску на землю, осторожно переступал по ней, а другую держал в руке. Затем клал вторую в направлении движения, шел дальше и т. д. Когда дети подходили примерно к середине болота, создавалась ситуация, будто у одного из них сломалась дощечка и уплывает (педагог в это время палочкой подтягивал ее к берегу).
Таким образом, один мог продолжать двигаться вперед, а другой, если его не выручал из беды товарищ, должен был остаться один на болоте. Детям еще раз напоминалось о поставленной задаче: им вместе нужно перебраться на другой берег, не намочив ног, т. е. только по дощечкам.
Играющим предоставлялась возможность принимать решение и действовать самостоятельно. Из 28 детей только трое, заметив беду сверстника, остановились, стали оглядываться на него и принимать решение. Двое, перебравшись на другой берег, стали подталкивать дощечку стоящему на болоте. Третий придумал остроумный способ: отдал свою вторую доску товарищу, и так, передавая друг другу доску, они оба добрались до противоположного берега, не намочив ног. Остальные дети спокойно переходили на другой берег, не обращая внимания на товарища, попавшего в беду.
Во втором варианте задание было то же, но оно усложнялось — вносился элемент соревнования: кто быстрее переберется через болото, не намочив ног? При этом каждому из играющих давалось три доски, длина болота несколько увеличивалась.
Во втором варианте дети проделывали то же. Каждый спешил первым перебраться на другой берег. Лишь отдельные дети, как бы подбадривая товарища, попавшего в беду, говорили: «Сейчас перейду и дам». Перебравшись на другой берег, подталкивали дощечку ожидающему.


1. Почему так мало детей обратили внимание на товарища, попавшего в беду, почему не были активны их мысли, чувства и действия?
2. С какой целью взрослый не подсказывал детям верный путь решения задачи в игре?
3. Как организовать жизнь детей указанной группы с целью формирования у них дружеской взаимопомощи? 

Ситуационная задача № 21.

Вова — мальчик семи лет, высокий, худенький, ловкий, быстрый, с довольно хорошим умственным развитием, но чрезвычайно нервный (неблагополучные взаимоотношения в семье).
Вова любит играть с детьми, но не всегда ладит с ними: то ссорится, выражая недовольство чем-то, то обижается и выходит из игры. Довольно трудолюбив, но у него не всегда хватает терпения довести работу до конца. Дети относятся к Володе все же хорошо за его умение рассказывать сказки и рассказы, за увлеченность игрой, за то, что он хорошо лепит.

Как организовать положительные взаимоотношения ребенка с товарищами, упражнять его в нравственных поступках, опираясь на сильные стороны ребенка, на его умения? 

Ситуационная задача № 22.

Мама заметила, что посаженные на балконе цветы кем-то оборваны. Кем, догадаться было нетрудно: на столе стоял букетик цветов. Мама сделала строгое замечание дочери Симе.
Через несколько дней, как только на балконе стали распускаться новые цветы, все повторилось снова: опять на столе стоял букетик цветов. Мама рассказала об этом учительнице. Вечером, когда ребята выходили из-за стола после ужина, она сказала:
— Завтра мы будем собирать на нашем участке цветочные семена, у нас большой урожай в этом году. А ранней весной мы посеем их, и у нас вновь будет много цветов.
Потом учительница пообещала, что тем ребятам, которые хорошо ухаживают за цветами дома, она даст немного семян, чтобы посеять их у себя на окне или на балконе.
Послышались детские голоса: «Я хорошо ухаживаю», «Дадите мне?», «А мне?» Только Сима молчала, опустив голову.
Когда мама пришла за Симой, девочка бросилась ей навстречу.
— Мамочка, пожалуйста, не говори, что я обрываю цветы на балконе. Я так не буду больше делать!

1. Дайте оценку педагогических приемов матери и учительницы.
2. Какими еще методами можно воспитывать у ребенка ответственность за свои поступки?
3. Приведите примеры эффективных методов и приемов воспитания ответственности у детей. 

Ситуационная задача № 23.

«Однажды возвращались мы с прогулки поздно вечером, — вспоминает Тимур Гайдар, сын замечательного советского писателя Аркадия Гайдара.— Было темно, и маленький пролесок, что стоял на дороге к дому, казался дремучим лесом. Совсем страшно стало мне, и я взял отца за руку.
— Э-ге, Тимурик! Да ты, кажется, перетрусил? — опросил он.
— Нет, папка, я не перетрусил. Мне только чуточку страшно.
— Ну, тогда иди один вот до того поворота. Стой там и жди меня, не оглядываясь.
Было страшно, но показать себя трусом перед отцом я не мог и пошел вперед по белевшей в темноте дороге. Подошел к повороту, остановился, жду. Темно кругом. Где-то лягушка у ручья квакает. В кустах что-то, хрустнуло, но я стою твердо. Вот позади раздаются шаги, и отец, подойдя ко мне, сажает меня на плечо!»

1. Какую цель преследовал отец?
2. Приведите примеры удачных приемов преодоления у детей чувства страха. 
Ситуационная задача № 24.

В уголке природы школы сада у попугаев вывелись птенцы. Много радости было у детей, когда птенцы вылетели из гнездышка. Дети заботливо ухаживали за ними. Но когда дежурными по уголку были Сережа и Петя, попугаи нередко оставались голодными. Придя утром, ни тот, ни другой не вспоминали, что надо кормить птиц.
Как-то учительница сама убрала клетку и накормила попугаев, а после завтрака рассказала о поведении Пети и Сережи всем детям. Дети возмутились:
— Попугаи же могут умереть с голоду! Сереже и Пете было очень стыдно.
В последующие свои дежурства они приходили в школу рано и тщательно делали все, что нужно. Однажды они подошли к учительнице и смущенно попросили:
— Александра Ильинична, расскажите ребятам, что мы сегодня хорошо работали.


1. Что побудило Сережу и Петю просить учительницу рассказать в группе об их хорошей работе?
2. Приведите примеры удачного использования взрослыми общественного мнения в формировании моральных чувств и поступков детей. 
Ситуационная задача № 25.

Одни учителя считают, что нельзя оставлять без внимания учащегося и в том случае, если он обращается к вам во время вашего разговора со взрослыми.
Другие возражают, считая, что надо приучать детей относиться к взрослым вежливо, не перебивать их разговора.

А как вы думаете? Выскажите свои доводы за и против. 
Ситуационная задача № 26.

Однажды учащаяся 2-го класса Тома, которую провожала мать, одетая в спецодежду и с кистью в руках (она маляр), увидев педагога, стала торопливо прощаться с матерью у подъезда. Учительница спросила девочку, почему мама не проводила ее в группу. Тома смутилась, а затем сказала: «Она грязная, дети будут смеяться».
По просьбе учительницы мать Томы пришла в школу. На ней было нарядное платье. Она рассказала детям, как красила классы в их школе, показала расписные потолки и спросила: нравится ли детям ее работа.
После одобрительного отзыва детей она спросила, надевают ли они фартуки или халаты, когда дежурят, лепят из глины или рисуют красками. Объяснила, почему маляры во время работы надевают специальную одежду.

1. С какой целью учительница пригласила в группу мать Томы?
2. Какие чувства могут возникнуть у Томы в результате разговора ее мамы с детьми? 
Ситуационная задача № 27.

Мать шестилетней Наташи говорит: «Наташа у меня трудолюбивая. За какую работу бы я ни взялась по дому, она всегда тут как тут: старается мне помочь. Но какая от нее помощь? Вместо помощи — одна лишь помеха. А если и сделает что, так все равна приходится переделывать. Она же малышка и ничего не умеет делать как следует. Вот и выставляю ее к подругам, на улицу, чтобы не мешала быстрее управиться по хозяйству»

1. Права ли мать Наташи?
2. Дайте совет матери, как правильно организовать трудовое воспитание ребенка в семье. 

Ситуационная задача № 28.

Во время прогулки в группе продленного дня несколько мальчиков присели возле деревянного ящика. Когда к ним подошла учительница, Саша заявил:
— Мы играем в кочегарку!
Вова и Юра собирали уголь, нагружали в машину и подвозили. Потом сгружали и лопаткой бросали уголь в ящик.
У чительница обеспокоилась, что дети выпачкаются, но, подумав минуту, сказала:
— Не забудьте после работы вымыть хорошо руки и лицо с мылом, так делают все рабочие.


1. Почему учительница не нарушила игры?
2. Какое влияние оказывают трудовые навыки на формирование поведения детей в игре? 
Ситуационная задача № 29.

Основной формой организации учебной работы в школе является урок. Соблюдение учащимися определенных правил поведения — необходимое условие для успешного обучения на уроках.
Некоторые учителя отмечают хорошую дисциплину учащихся первых классов. Они указывают, что эти дети проявляют организованность и дисциплинированность на уроках, что работу с ними в этом отношении остается только продолжать, но не начинать и устойчивые навыки культурного поведения этих детей помогают постепенно поднять культуру всего класса.
Однако некоторые учащиеся ведет себя в школе недисциплинированно. Учителя указывают, что эти дети недостаточно подготовлены к тем требованиям, которые предъявляет школа, они неусидчивы, внимание их неустойчиво, не умеют сосредоточиться, болтливы, излишне импульсивны, настаивают, чтобы их чаще спрашивали, обижаются, что их не вызывают.

1. Объясните возможные причины этих недостатков в подготовке детей к обучению в школе.
2. Какие выводы следует сделать учителям начальных классов? 
Ситуационная задача № 30.

Витя и Сережа еще задолго до 1 сентября мечтали о дне, когда они пойдут, наконец, в школу. Много радости и восторга было у мальчиков с приобретением новой школьной формы, портфеля, букваря с красивыми картинками.
У Вити его дошкольное детство не было в полном смысле беззаботным. Его мать одна воспитывала двоих детей, причем Витя был старшим.
Мальчик как мог помогал матери: мыл посуду, убирал в комнате, нянчил младшего братишку. Мать Вити делилась со старшим сыном всеми своими радостями и горестями, рассказывала ему о своих успехах на работе. Сама малограмотная женщина, она сумела воспитать в сыне большое уважение к книге, учению.
В школе Витя по своему развитию оказался ниже многих сверстников — он не знал ни стихов, ни сказок, плохо рисовал. Но среди первоклассников он выделялся необыкновенно развитым чувством ответственности. И хотя на первых порах мальчик встретился с большими трудностями, но он с большим упорством и старанием преодолевал эти трудности.
Вскоре в классе он заслужил любовь и уважение не только своей добротой и отзывчивостью, но и необычайным трудолюбием. Витя стал одним из лучших учеников класса.
Родители Сережи — культурные и образованные люди, но, ссылаясь на занятость, целиком передоверила воспитание сына бабушке, которая не чаяла души в своем единственном внуке. Считая Сережу еще маленьким, она всячески оберегала его от каких-либо обязанностей и поручений.
Сережа довольно развитой мальчик. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. И хотя мальчик пошел в школу с большим интересом и радостью, тем не менее с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя.
Пока домашние задания представляли для него какой-то интерес и новизну, он их хотя и недостаточно аккуратно, но выполнял. Но как только в учебном труде Сережа стал обнаруживать трудности, преодоление которых требовало систематических занятий, волевых усилий, мальчик стал получать плохие отметки.
Родители Сережи были этим очень обеспокоены и стали наказывать сына. В результате мальчик возненавидел школу и отправлялся туда со слезами.

1. Чем можно объяснить успехи Вити в учебе?
2. Каковы причины неудач Сережи?
3. Что можно сказать о развитии чувства долга и ответственности у одного и другого мальчика?
4. Какова роль чувства долга в учении?
5. Дайте мотивированную оценку подготовки мальчиков к школе со стороны родителей. 
Ситуационная задача № 31.

Некоторые отцы и матери считают, что в 1-м классе самое главное — это научить ребенка читать, писать и считать.
Вот письмо одной матери.
«Помогите мне, пожалуйста,— пишет она,— посоветуйте, как заставить моего семилетнего сына научиться читать, писать и считать. Вначале он с охотой взялся за букварь и даже начал быстро складывать слова, а потом вдруг изменил свое отношение.
Я его уговаривала, внушала, сердилась — ничего не помогло. Тогда попробовала наказать. Поставила в угол, а результат все тот же — учиться не хочет, даже плачет. Как тут быть?»

1. Права ли мать?
2. Посоветуйте матери, как помочь ребенку. 
Ситуационная задача № 32.
Семилетний малыш приходит утром в школу и говорит, что мама читала ему книгу Дарьи Донцовой. Учитель беседует с мамой, спрашивает, какая это книга, просит принести ее в школу. Книга интересная, но для семилетнего ребенка многое непонятно.

1. Как тактично объяснить матери, что книга недоступна ребенку?
2. Что сделать с книгой, которую мальчик с таким теплым чувством принес в детский сад? 

Ситуационная задача № 33.
Разработайте конспект урока (по русскому языку, математике, «Окружающий мир» или другим предметам 1 на выбор).
Ситуационная задача № 34.
Разработайте план-конспект родительского собрания.

Ситуационная задача № 35.
Разработайте оценочные средства для оценки личностных универсальных учебных действий обучающихся.
Ситуационная задача № 36.
Разработайте классный час на тему «Я выбираю здоровый образ жизни».

РАЗДЕЛ 4.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОТВЕТА БАКАЛАВРА НА ИТОГОВОМ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ ЭКЗАМЕНЕ



При оценке качества ответа бакалавра на государственном экзамене учитываются умение выпускником четко и логично излагать ответ, отвечать на вопросы.
Отметка «отлично» ставится, если:

  • Знания бакалавра отличаются глубиной и содержательностью, им дается полный исчерпывающий ответ, как на основные вопросы билета, так и на дополнительные;

  • Бакалавр свободно владеет научными понятиями;

  • Логично и доказательно раскрывает проблему, предложенную в билете;

  • Ответ не содержит фактических ошибок и характеризуется глубиной, полнотой, уверенностью бакалавра;

  • Ответ иллюстрируется примерами;

  • Бакалавр демонстрирует умение вести научную дискуссию.

Отметка «хорошо» ставится, если:

  • Знания бакалавра имеют достаточный содержательный уровень, однако отличаются слабой структурированностью; содержание билета раскрывается студентом, однако имеются неточности при ответе на дополнительные вопросы;

  • В ответе имеют место несущественные фактические ошибки, которые бакалавр способен исправить самостоятельно, благодаря наводящему вопросу;

  • Недостаточно раскрыта проблема по одному из вопросов билета;

  • Недостаточно логично построено изложение вопроса;

  • Ответ прозвучал недостаточно уверенно, бакалавр не свободно владеет материалом.

Отметка «удовлетворительно» ставится, если:

  • Знания бакалавра имеют фрагментарный характер, отличаются поверхностностью и малой содержательностью; содержание билета раскрыто слабо, имеются неточности при ответе на основные вопросы билета:

  • Программный материал в основном излагается, но допущены фактические ошибки;

  • Бакалавр не может обосновать закономерности и принципы, объяснить факты;

  • Нарушена логика изложения, отсутствует осмысленность представляемого материала;

  • Не отвечает или отвечает неправильно на дополнительный вопрос;

  • Не знает ответа на один из вопросов билета.

Отметка «неудовлетворительно» ставится, если:

  • Обнаружено незнание или непонимание бакалавром сущностной части сдаваемой дисциплины;

  • Допускаются существенные фактические ошибки, которые бакалавр не может исправить самостоятельно;

  • На большую часть дополнительных вопросов по содержанию экзамена бакалавр затрудняется дать ответ или не дает верных ответов.

  • Не знает ответ на основной вопрос билета.




страница 1 ... страница 5страница 6страница 7страница 8


скачать

Другие похожие работы: