NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия» кафедра педагогики, психологии и социальной работы

РАЗДЕЛ 3. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ



Ситуационная задача № 1.


  1. В обеспеченной семье Максимовых мать – домохозяйка, отец работает на высокой должности и хорошо зарабатывает. У матери всегда были очень доверительные отношения с дочерью. И все в семье было благополучно. Однако в возрасте примерно 12 лет дочка стала хуже учиться, чаще пропускать занятия, если раньше она интересовалась животными, читала много художественной литературы, то теперь ей стало нравиться ходить по магазинам, встречаться с подружками, ходить в кафе и на дискотеки. К 14 годам девочка практически забросила учебу, испортились отношения с родителями. На слова мамы «Тебе нужно учиться, получить профессию», девочка ответила «Зачем мне учиться? Я буду также, как и ты, сидеть дома и ничего не делать!».

  • Охарактеризуйте основные проблемы, возникшие в семье Максимовых.

  • Что должен предпринять педагог в этом случае?

Ситуационная задача № 2.


  1. Олег, 15 лет, в последнее время стал избегать своих друзей, мотивируя это тем, что у него появились новые, «взрослые дела». Одноклассники отмечают, что Олег стал замкнутым, все разговоры с ним сводятся к высказываниям Олега о бессмысленности социальной жизни, о необходимости делать выбор в пользу жизни в отдалении от больших городов.

  • На что следует обратить внимание и какие действия необходимо предпринять педагогу в данной ситуации?


Ситуационная задача № 3

  1. Семеновой Галине Ивановне позвонили из школы и спросили, почему ее 15 летний сын Олег уже 2 недели не ходит в школу. Такой вопрос ее несколько шокировал, так как все это время ее сын каждый день собирал портфель и уходил якобы в школу, а затем возвращался в положенное время. В тот же вечер когда сын пришел якобы из школы между ним и Галиной Ивановной произошел скандал, в ходе которого выяснилось, что Олег все это время играл в компьютер у своего друга из параллельного класса, родителей которого в течение дня не бывает дома.

  • Как должна проводиться социально-педагогическая работа в данном случае?


Ситуационная задача № 4

  1. В шестом классе — романтическая дружба девочки и мальчика. Страдает их успеваемость, а одноклассники смеются над ранней любовью.

  • Чем может педагог помочь в этой ситуации?


Ситуационная задача № 5

  1. В классе мальчик из многодетной семьи, который при каждом удобном случае напоминает о своих правах и привилегиях.

  • Что может порекомендовать педагог в общении с этим мальчиком?


Ситуационная задача № 6

  1. Юле 15 лет, внешне выглядит старше своего возраста, имеет образование 5 классов, нигде не учится. Живет с мамой в комнате в общежитии. Мать Юли страдает алкоголизмом, часто приводит домой мужчин. Юля уже три года занимается предоставлением сексуальных услуг (проституцией). С ее слов, она занимается этим добровольно, ей это нравится, и бросать это занятие она не собирается.

  • Каковы причины асоциального поведения Юли?

  • Какие действия необходимо предпринять педагогу в данной ситуации?


Ситуационная задача № 7

  1. Неполная семья, сыну 15 лет, в последнее время испортились отношения с матерью. Сын приходит домой поздно и в нетрезвом виде, к советам матери не прислушивается. Его друзья и девушка ничего не имеют против выпивок. Мать настроена против друзей и девушки, из-за чего отношения с сыном ухудшились.

  • Каковы должны быть действия педагога?


Ситуационная задача № 8

  1. Девочка 14 лет, отличница, спортсменка, после гибели родителей в автокатастрофе стала посещать вместе с любимой бабушкой собрание секты. В настоящее время психические и поведенческие реакции не изменились, однако старшая сестра-опекун обратилась за консультацией к социальному педагогу.

  • Каковы должны быть действия педагога?


Ситуационная задача № 9

  1. Девушка 15 лет, учится в школе в 9 классе. В начале учебного года выясняется, что она беременна. Имя отца ребенка она скрывает. Родители девушки настаивают на аборте, но она против этого. Родители обратились за консультацией к социальному педагогу.

  • Каковы должны быть действия педагога?


Ситуационная задача №10

  1. С раннего детства Марине внушали, что она музыкально одаренна, что ее ожидают известность и слава. На уроках музыки она получала только отличные оценки, пела в хоре. В 6 классе появилась возможность выступить на концерте, однако учительница не включила Марину в список выступающих. С тех пор девочка стала раздражительной, вспыльчивой, никого не слушает.

  • Каковы должны быть действия педагога?


Ситуационная задача № 11

  1. Девочке 12 лет. Родители за последние несколько месяцев стали замечать в ее поведении нетрезвость, резкую смену настроения, потерю интереса к учебе. Девочка стала поздно возвращаться домой, много времени проводить вне дома. Родители обратились к классному руководителю.

  • Каковы должны быть действия педагога?


Ситуационная задача № 12

  1. Девочка 10 лет, перешла в новую школу по причине переезда семьи на новое место жительства. Девочка имеет дефекты речи, она не может влиться в коллектив.

  • Каковы должны быть действия классного руководителя, педагога?


Ситуационная задача №1 3

  1. Мальчик 15 лет, воспитывается одинокой мамой. Семья живет в рабочем поселке. В последние полгода мальчик стал плохо учиться, пропускать уроки, дерзить близким, не ночевать дома. мама обратились за помощью к классному руководителю и педагогу.

  • Каковы должны быть действия социального педагога?


Ситуационная задача № 14

  1. В 7-м классе учениками был «объявлен бойкот» (молчаливое игнорирование) молодой учительнице, пришедшей на замену любимого классом заболевшего педагога.

  • Что вы можете предпринять как педагог в данном случае?


Ситуационная задача № 15

  1. В неблагополучной семье двое детей. Старший сын, 17 лет, недавно освободился из колонии несовершеннолетних. Младший сын, 14 лет, хорошо учится, занимается спортом, принимает активное участие в жизни класса и школы. Мальчик стыдится своей семьи, стал редко бывать дома, зачастую не ночует. Бабушка обращается к педагогу за помощью.

  • Каковы должны быть действия педагога?


Ситуационная задача № 16

  1. Олег учится в 8 классе. Ученик он слабый, но старается. Характер у него мягкий и доброжелательный. Отец недоволен оценками сына, постоянно ругает его и называет мямлей, тугодумом, слюнтяем. Мальчику важно мнение отца. Мать обращается за помощью к педагогу.

  • Каковы должны быть действия педагога?



Ситуационная задача № 17

  1. Алексей долгое время болел и лежал в больнице. Отстал по школьной программе и в интеллектуальном плане. Из-за этого над ним стали насмехаться в классе. Узнав о происходящем, классный руководитель поговорил с классом. После беседы класс стал нормально относиться к Алеше, но в опалу попал Андрей, который дразнил постоянно Алешу.

  • Каковы должны быть дальнейшие действия педагога?


Ситуационная задача № 18

  1. В 7 классе происходит смена классного руководителя. Прежний уходит в связи со сменой места жительства. Новый классный руководитель — молодой специалист. Родители недовольны. Главный аргумент — молодость и неопытность.

  • Каковы должны быть действия классного руководителя -педагога?


Ситуационная задача № 19

  1. К педагогу за советом обратилась А. Ее сын В., 16 лет, по мнению матери, попал под влияние «секты», как она называет эту группу, и часто не приходит домой ночевать. Свое отсутствие сын объясняет тем, что «дома плохая энергетика, а там, где он находится, ему хорошо». Мать очень переживает за сына, но отчим мальчика (второй муж матери) пытается ее успокоить, говоря, что «парень уже взрослый, нечего так над ним трястись, пусть сам решает, как ему жить».

  • Как поступить в данном случае педагогу?


Ситуационная задача № 20

  1. К классному руководителю обратилась за советом мама пятиклассника О. Мальчик, по словам мамы, перед каждой контрольной или опросом стал испытывать приступы паники и сильного удушья и из-за этого участились пропуски занятий. В классе мальчик принадлежит к так называемой группе «изгоев».

  • Посоветуйте, как следует поступить классному руководителю?


Ситуационная задача № 21

  1. Семиклассница Е. за последний месяц сильно снизила успеваемость, ее поведение стало отличаться резкой сменой настроения, грубостью по отношению к взрослым, ее часто стали замечать в компании курящих старшеклассников. При беседе с девочкой выяснилось, что ее родители находятся в процессе развода.

  • Что педагог может сделать в данном случае?


Ситуационная задача № 22

  1. В класс из другой школы переведен шестиклассник Д. В сопроводительной характеристике было отмечено, что мальчик отличается неустойчивым характером, частыми перепадами настроения, в общении с другими детьми допускает грубость и жестокость.

  • Что вы посоветуете предпринять педагогу, как организовать работу?

  • С кем еще может сотрудничать педагог в данном случае?


Ситуационная задача № 23

  1. В педагогическом коллективе школы назревает конфликт между классом и одним из учителей-предметников. Учитель в силу собственной повышенной эмоциональности иногда допускает нелицеприятные комментарии к ответам учеников.

  • Что может предпринять в данном случае классный руководитель- педагог?


Ситуационная задача № 24

  1. В 8-м классе на перемене возникла драка между учениками, и Вы были свидетелем ее начала. Каковы будут Ваши дальнейшие действия как педагога?


Ситуационная задача № 25

  1. Вы – учитель 8 класса. К Вам пришли родители одного из учеников, которые недовольны выставленной за четверть отметкой по предмету химия Они считают эту оценку несправедливой, обвиняют Вас в предвзятом отношении.

  • Как Вы отреагируете в данной ситуации? Обоснуйте Ваше решение


Ситуационная задача № 26

  1. Родители ученицы…………класса обратились к учителю с просьбой о помощи: каждое утро слезы, девочка не хочет идти в школу, так как……………………………………

  • Допишите условие задачи, заполнив пропуски.

  • Как Вы отреагируете в данной ситуации? Обоснуйте Ваше решение

Ситуационная задача № 27

  1. К учительнице пришла возмущенная мама. Ее дочь, ученица…………класса, стала использовать нецензурные выражения, услышанные в школе от…………………………………………………Мама

требует………………………………………………………………………………

  • Допишите условие задачи, заполнив пропуски.

  • Как Вы отреагируете в данной ситуации? Обоснуйте Ваше решение.


Ситуационная задача № 28

  1. В….…класс приходит новенький – круглый отличник. На первой же контрольной по математике он получает "тройку". Его мама, придя в школу, объясняет, что в предыдущей школе………………………………………..... и просит……………………

  • Допишите условие задачи, заполнив пропуски.

  • Как Вы отреагируете в данной ситуации? Обоснуйте Ваше решение. 


Ситуационная задача № 29

  1. В ……классе появился неуспевающий ребенок, у которого……………………. родители. Они просят относиться к их чаду………………………………………..

  • Допишите условие задачи, заполнив пропуски.

  • Как Вы отреагируете в данной ситуации? Обоснуйте Ваше решение.


Ситуационная задача № 30

  1. В……. классе есть ребенок, который часто и подолгу болеет, а потому не успевает по многим предметам. Решается вопрос о том, чтобы…………………………………………………Родители просят этого не делать, потому что………………………………………………………………..

  • Допишите условие задачи, заполнив пропуски

  • Как Вы отреагируете в данной ситуации? Обоснуйте Ваше решение.


Ситуационная задача № 31

  1. Во время урока в класс заглянула мама одного из учеников, которую учитель вызвал в связи с ………………………………………………..Учитель просит ее подождать до конца урока, но мама отказывается, ссылаясь на…………………………………………………………………………..

  • Допишите условие задачи, заполнив пропуски.

  • Как Вы отреагируете в данной ситуации? Обоснуйте Ваше решение.


Ситуационная задача № 32

  1. Вы – учитель ………….класса, ведете урок (укажите предмет)…………… На дереве за окном появились (кто?)…………………..Дети начали отвлекаться.

  • Допишите условие задачи, заполнив пропуски.

  • Как Вы отреагируете в данной ситуации? Обоснуйте Ваше решение.


Ситуационная задача № 33

  1. В начале изучения темы (указать)……………………….. на предмете (указать)……………………… в ………..классе с целью учебно-познавательной мотивации учитель………………………………………………….

  • Допишите условие задачи, заполнив пропуски

  • Опишите способ (прием) мотивации, который использовал учитель? Обоснуйте Ваше мнение.


Ситуационная задача № 34

  1. При завершении учебной темы (указать)………………………. По предмету (указать)…………………………… в ……классе учитель предложил задание для групповой работы………………………………………………………….

  • Допишите условие задачи, заполнив пропуски.

  • Предложите формы (способы) организации групповой работы при выполнении данного задания. Обоснуйте ваше мнение.


Ситуационная задача № 35

  1. Для организации самостоятельной работы на уроке (указать предмет)…………… по теме (указать)………………….. в ………классе учитель дал детям следующие задания (указать 3-5)…………

  • Допишите условие задачи, заполнив пропуски.

  • Предложите формы (способы) организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Обоснуйте ваше мнение.

Ситуационная задача № 36

  1. При проведении контрольной работы по (указать предмет)………………… ….классе на тему (указать)……………… Обнаружились следующие типичные ошибки (указать не мене 3)…………………

  • Допишите условие задачи, заполнив пропуски.

  • Предложите способы (приемы) организации учебной работы по исправлению данных типичных ошибок. Обоснуйте ваше мнение.

Ситуационная задача № 37

  1. При чтении учебного текста в учебнике (указать предмет)……………….. в ……классе большинство детей признались в том, что не поняли содержание текста, потому что……………

  • Допишите условие задачи, заполнив пропуски.

  • Предложите способы и приемы работы с учебным (информационным) текстом, направленные на его понимание. Обоснуйте ваше мнение.


Ситуационная задача № 38

  1. При организации исследовательской деятельности на уроке (указать предмет, тему)……………… в ….классе учитель предложил следующие варианты учебных заданий (указать не менее 3)……………

  • Допишите условие задачи, заполнив пропуски.

  • Предложите формы (способы) организации исследовательской деятельности при выполнении данных заданий. Обоснуйте ваше мнение.


Ситуационная задача № 39

  1. При организации проектной деятельности на уроке (указать предмет, тему)………………………………………………….. в ….классе учитель предложил следующие варианты учебных заданий (указать не менее 3)………………………………………………………………………….

  • Допишите условие задачи, заполнив пропуски.

  • Предложите формы (способы) организации проектной деятельности при выполнении данных заданий. Обоснуйте ваше мнение.


Ситуационная задача № 40

  1. Задание. Выделите проблему (проблемы) из ситуации, предположите возможные причины их возникновения, дайте психолого-педагогическое обоснование названных причин. Спланируйте работу педагога по решению обозначенной проблемы (проблем)». Ситуация. «Вы заметили изменения во внешнем облике и стиле одежды у одного из воспитанников Вашего класса (Сергей, 15лет). Подросток стал носить очень короткую стрижку, тяжёлые высокие ботинки черного цвета на белой шнуровке, джинсы, нашивки, значки. Сергей физически сильный, учится средне, особого интереса к учебе не проявляет. В семье двое детей, есть старший брат, полная семья со средним достатком. Друзья этого ученика рассказали Вам о том, что он недавно участвовал в массовой драке с избиением людей азиатской национальности. Ваш класс многонациональный.


Ситуационная задача № 41

  1. “Представьте себе, что вы классный руководитель. Ваши ученики ушли с последнего урока в кино и таким образом сорвали занятие. На следующий день Вы приходите в класс и спрашиваете, кто был инициатором идеи, в ответ – молчание.»

  • Что Вы будет делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

Ситуационная задача № 42

  1. Педагог обращается к обучающемуся, который крутит в руках телефон: «Убери, пожалуйста, телефон или выключи его!»

Обучающийся: «Я не могу. Я в «аське» сижу. Я вообще никогда с ним не расстаюсь и не выключаю, я и сплю с ним…».

  • Что Вы будет делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

Ситуационная задача № 43

  1. Несколько учеников опоздали на урок на 15 минут. Педагог спрашивает: «Почему вы опаздываете?» Обучающиеся (дожевывая на ходу булочки): «А мы в столовой были».

  • Что Вы будет делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?


Ситуационная задача № 44

  1. Несколько учеников играют на уроке в «Морской бой». В ответ на замечание педагога говорят: «Ваш предмет нам вообще не нужен. Он в жизни не пригодится».

  • Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и

др.) в данной ситуации и почему?

Ситуационная задача № 45

  1. Ученица отказалась участвовать в уборке класса. Сказала, что она учится игре на фортепиано и может испортить кисти рук.

  • Что Вы будет делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

РАЗДЕЛ 4.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОТВЕТА БАКАЛАВРА НА ИТОГОВОМ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ ЭКЗАМЕНЕ



При оценке качества ответа бакалавра на государственном экзамене учитываются умение выпускником четко и логично излагать ответ, отвечать на вопросы.
Отметка «отлично» ставится, если:

  • Знания бакалавра отличаются глубиной и содержательностью, им дается полный исчерпывающий ответ, как на основные вопросы билета, так и на дополнительные;

  • Бакалавр свободно владеет научными понятиями;

  • Логично и доказательно раскрывает проблему, предложенную в билете;

  • Ответ не содержит фактических ошибок и характеризуется глубиной, полнотой, уверенностью бакалавра;

  • Ответ иллюстрируется примерами;

  • Бакалавр демонстрирует умение вести научную дискуссию.

Отметка «хорошо» ставится, если:

  • Знания бакалавра имеют достаточный содержательный уровень, однако отличаются слабой структурированностью; содержание билета раскрывается студентом, однако имеются неточности при ответе на дополнительные вопросы;

  • В ответе имеют место несущественные фактические ошибки, которые бакалавр способен исправить самостоятельно, благодаря наводящему вопросу;

  • Недостаточно раскрыта проблема по одному из вопросов билета;

  • Недостаточно логично построено изложение вопроса;

  • Ответ прозвучал недостаточно уверенно, бакалавр не свободно владеет материалом.

Отметка «удовлетворительно» ставится, если:

  • Знания бакалавра имеют фрагментарный характер, отличаются поверхностностью и малой содержательностью; содержание билета раскрыто слабо, имеются неточности при ответе на основные вопросы билета:

  • Программный материал в основном излагается, но допущены фактические ошибки;

  • Бакалавр не может обосновать закономерности и принципы, объяснить факты;

  • Нарушена логика изложения, отсутствует осмысленность представляемого материала;

  • Не отвечает или отвечает неправильно на дополнительный вопрос;

  • Не знает ответа на один из вопросов билета.

Отметка «неудовлетворительно» ставится, если:

  • Обнаружено незнание или непонимание бакалавром сущностной части сдаваемой дисциплины;

  • Допускаются существенные фактические ошибки, которые бакалавр не может исправить самостоятельно;

  • На большую часть дополнительных вопросов по содержанию экзамена бакалавр затрудняется дать ответ или не дает верных ответов.

  • Не знает ответ на основной вопрос билета.


страница 1 ... страница 9страница 10страница 11страница 12


скачать

Другие похожие работы: