«Влияние питания на судьбу главного героя романа И. А. Гончарова «Обломов» И. И. Обломова»
Интегрированный урок литературы и биологии в 10 классе.
Тема: «Влияние питания на судьбу главного героя романа И.А.Гончарова «Обломов» И.И.Обломова».
Цель урока: проследить, как раскрывается в тексте мотив еды и какую направленность он несёт в физическом, общебиологическом и нравственном аспектах.
Задачи. Образовательные: развивать навыки внимательного чтения и анализа произведения и устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие: 1) Развивать навыки исследования. 2) Развивать познавательный интерес. 3) тренировать коммуникативные навыки.
Воспитательные: воспитывать культуру питания, культуры общения, читательский вкус.
Оборудование: тексты романа И.А.Гончарова «Обломов», видеозапись фильма Н.Михалкова «Один день из жизни Обломова», распечатка вопросов по роману.
Содержание урока: 1. Вступительное слово учителя.
Летом 1857 года И.А.Гончаровым был написан роман «Обломов». Прошло уже более150 лет, а роман продолжают читать, снимать фильмы, ставить спектакли. В чём же секрет этого произведения? Мне кажется, секрет кроется в словах М.Ю.Лермонтова, написанных им в романе «Герой нашего времени»:
«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа…». Или в словах И.С.Тургенева: « Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить «Обломова». Я думаю, что у Обломова есть что позаимствовать нам, живущим в 21 веке. Например, мягкость, простоту, великодушие, доброту. Но каждого из нас также волнует вопрос «Почему человек с такими человеческими качествами ничего не добился в жизни?» Вопросов очень много, но мы коснёмся лишь некоторых.
Мне интересно, насколько внимательно вы читали роман, поэтому мы начнём с перестрелки. Я предлагаю вам ответить на вопросы по роману.
2. «Перестрелка». ( Учащиеся поделены на 2 группы, вопросы «перестрелки» лежат у учащихся на столе. Вопросы задаются по очереди то из одной группы, то из другой.)
3. Приглашение учителя биологии к просмотру отрывка из фильма.
4. «Круглый стол». Вопрос к учащимся:
- Ребята, а кто дочитал роман до конца? Какова судьба главного героя Ильи Ильича Обломова? Смерть Обломова в столь молодом возрасте – это случайность или закономерность? Попробуем проследить предпосылки судьбы Обломова, касаясь лишь одной его стороны – это питание и образ жизни героя. Попробуем поговорить об этом за круглым столом. А чтобы начать, мы с Надеждой Николаевной предлагаем вам ответить на некоторые вопросы. А ещё мы попросили найти высказывания философов и притчи на тему «Питание».
1) Что было главной жизненной заботой в Обломовке и почему? Только ли физическое насыщение несёт в себе еда?
2) Сохранилась ли эта традиция у Обломова в Петербурге до и после женитьбы? Есть ли место еде в его мечтах?
5. Ребята, дома вы искали высказывания выдающихся личностей о еде. Пожалуйста, что вы нашли?
( Учащиеся зачитывают найденные ими цитаты).
Лучшая приправа к пище голод.
Мы не для того живём, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.
Сократ.
Обильная еда вредит телу так же, как изобилие вредит посеву.
Абу –ль – Фарадж.
Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы восстанавливались, а не подавлялись.
Марк Тулий Цицерон.
Итог урока: Ну что ж, сегодня мы коснулись лишь одного аспекта. Вы поняли, что всё в судьбе героя не так просто. И причин его смерти тоже несколько. Я предлагаю перечитывать этот роман и воспитывать в себе культуру правильного питания.
Домашнее задание: напишите сочинение- рассуждение об отношении к еде Штольца, Ольги, Агафьи Матвеевны, самостоятельно сформулировав тему или составьте таблицу, указав, используя цитаты, вкусовые пристрастия каждого из них.
Вопросы к роману И.А.Гончарова «Обломов».
1) Вставьте слова веселья и скуки в нужное место, учитывая содержание романа: «Жизнь в его (Обломова) глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и … - это у него были синонимы; другая – из покоя и мирного …»
2) Куда была послана Обломовым нужная бумага вместо Астрахани?
а) в Польшу б) в Саратов в) в Архангельск.
3) В Обломовке было много этих птиц. Так много, что они висели в клетках почти в каждом доме. Что это за птицы?
а) канарейки б) соловьи в) перепела.
4) Назовите деревни – вотчину рода Обломовых, известные под общим именем Обломовки.
а) Сосновка б) Сосновка и Вавиловка в) Верхлёво.
5) С чем ассоциировалось утро в Обломовке у маленького Илюши?
а) со стуком ножей в кухне б) с запахом кофе в) с молитвой.
6) Что было главною заботою у обломовцев? О чём они совещались всем домом каждое утро?
А) дальнейшая судьба Илюши б) кухня и обед в) политические и экономические новости.
7) Какое блюдо готовилось по праздничным и выходным дням, что его ели 2 дня, потом 3 дня доедала дворня, анна пятый день кучер Антип?
а) гусь с яблоками б) жареный поросёнок в) исполинский пирог.
8) Что занимало обломовцев после обеда?
а) обсуждение хозяйственных вопросов б) повальный сон в) чтение.
9) Что рождали обед и сон? Какое сравнение используется автором для выражения этого?
а) чувство влюблённости, сравнимое с цветущим садом
б) жажду, какую испытывает караван в Аравийской пустыне
в) освобождение от чего-то страшного, сравнимого с исцеляющей силой молитвы.
10) Как в Обломовке вели счёт времени?
а) по временам года, праздникам и семейным торжествам
б) по историческим и политическим событиям в стране в) по календарю.
11) Какое «страшное» известие принёс Обломовский мужик, и что оно содержало?
а) письмо от друга отца Обломова о начале войны с Наполеоном
б) из конторы о взыскании денежного штрафа с Обломова
в) от Филиппа Матвеевича Радищева с просьбой прислать рецепт изготовления пива.
12) Как и в честь кого назвал Илья Ильич Обломов своего сына?
а) Ильёй, как отца и себя б) Андреем, как Штольца в) Захаром, в честь слуги.
13) Какой смысл вложен писателем в термин «обломовщина»?
а) желание двигаться вперёд б) пассивное бездействие в) желание созидать.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: