NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Внеклассное мероприятие «Здравствуй, барыня Масленица!»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

им. З.Я.Лавровского

Внеклассное мероприятие

«Здравствуй, барыня - Масленица!»



Разработала: Ковика Анна Викторовна

ст. Ленинградская

2012 год

Цели:

*формирование представлений учащихся о праздновании Масленицы в традиции древней Руси.

Задачи:

* узнать о традициях верований в древний Руси, сопоставить с религией христианства ;

* усвоить значение понятий «Ярило», «Перун – громовержец», «заигрыш», «лакомка», «прощеный день»;

*осознать, почему Масленица символизирует проводы зимы;

* показать связь с обычаями и обрядами в русском фольклоре, пробудить интерес к нему;

* прививать любовь к народным традициям ;

* совершенствовать навыки коллективной (групповой) деятельности;
Метапредметные результаты:

- формирование высокой мотивации к исследованию самобытной культуры и традиций русского народа;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;

- осуществлять информационный поиск;

- осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;


Технологии: ИКТ, личностно - ориентированный подход, «мастерская».





Ход мероприятия:

Ведущий:

Масленица - проводы зимы, встреча весны. Отмечается Масленица в конце февраля или начале марта. Празднуется целую неделю. Каждому дню Масленицы народ дал особое название: понедельник -«встреча», вторник - «заигрыш», среда - «лакомка», четверг - «широкий», пятница - «тещины вечерки», суббота - «золовкины посиделки», воскресенье - «прощеный день».

За неделю до праздника хозяйка давала блин мальчику 8-10 лет. Он скакал верхом на ухвате или кочерге и кричал.

Мальчик:

Прощай, зима сопливая!

Приходи, лето красное

Соху, борону -

И пахать пойду!

Просматр презентации «Традиции празднования Масленицы».



Ведущий:

Понедельник - «встреча». Наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам. Обращались к нему ласково.

Девочка:

Дорогая наша гостья Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная.

Коса длинная, триаршинная,

Платок беленький,

новомодненький,

Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, латки красные,

Лапти частые, головастые,

Портянки белые, набеленные.

Ведущий:

Вторник - «заигрыш». В этот день начинались игры и гулянья, катались на тройках, строили снежные крепости, защищали их (показ изображений украшенной лошади и репродукции картины В. Сурикова «Взятие снежного городка»). А еще смотрели кукольные представления, катались с ледяных горок. Развлечения сопровождались озорными частушками и дразнилками.

Дети исполняют частушки.

Девочка:

Шила платье из капусты,

Огурцом отделала.

Рассердилась, платье съела,

Что же я наделала?

Мальчик:

Я на Масленку катался,

Трое саней изломал,

Ворона коня замучил,

И милашку закатал.

Девочка:

У меня четыре шали,

Пятая пуховая,

Не одна я боевая...

Мальчик и девочка (хором):

Все мы здесь бедовые!

Другие дети исполняют дразнилки.

Девочка:

Ах ты, Сашка-таракашка,

На сарай полезай.

Там кошку дерут,

Тебе хвостик дадут!

Мальчик:

А у Машки на носу

Ели кошки колбасу!

Девочка:

Ты чего на весь свет раскричался,

Будто в ухо тебе мух попался?

Мальчик: Кто-кто попался?

Девочка: Мух!

Мальчик: Кто это - мух?

Девочка:

Ребята, он не знает муха!

Вот у воробьихи муж - воробей,

У соловьихи муж - соловей,

У курицы муж - петух,

А у мухи муж будет - мух!

Мальчики:

Ваши вороны кверху пупом летят!

Девочки:

А ваши дураки задравши голову глядят!

Ведущий:

Среда - «лакомка». С этого дня пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце. Они в древней Руси символизировали Ярило – бога солнца. В старину на Руси верили в различных духов, наделяли неодушевленных предметов сверхъестественной силой, поклонялись идолам, Перун – громовержец важнейший среди идолов. Духов люди боялись и стремились всячески задобрить. Блинов ели много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали.

Девочка (в руках на полотенце с вышивкой тарелка с блинами):

Блин добро не один.

Блин брюха не портит.

Блин не клин, брюха не расколет.

Мальчик:

У кумы была сестрица

Печь блины-то мастерица.

Напекла их кучек шесть,

Семерым их не поесть.

А сели четверо за стол,

Дали душеньке простор,

Друг на друга поглядели

И... блины-то все поели!

Ведущий: В дни праздника дети обходили избы и выпрашивали блины такими словами...

Дети (хором):

Подайте широкой Масленице!

Мальчик:

Тетушка, не скупися,

Масляным кусочком поделися!

Ведущий: А если хозяйка жадничала, ребята убегали со словами...

Дети (хором):

Паршивые блины по аршину длины.

Ведущий:

В воскресенье - «прощеный день» - устраивали проводы Масленицы. Соломенную куклу чествовали, приглашали вернуться в следующем году, а потом вывозили за околицу и сжигали на костре. А пеплом посыпали землю к новому урожаю.

Дети расступаются, показывают имитацию костра, кладут к нему чучело. Костер может быть нарисован или сделан из веток, красной ткани и елочной гирлянды.

Девочка:

Прощай, Масленица-вертушка,

Настает великий пост.

На деревне все приели,

Подают селедки хвост!

Мальчик:

Сидит кошка на окошке,

Вышивает себе хвост.

Широка Масленица проходит.

Настает великий пост.

Дети кланяются по-русски. Далее - конкурсная программа.

1) «Сделай чучело» (вариант «Нарисуй чучело»)

Ведущий: У чучела Масленицы лицо не рисовали. Считалось, что, имея лицо, чучело обретает душу, и тогда его нельзя сжигать.

Для создания чучела нужно 2 пучка соломы или 2 веника. 2 веника делятся на 4 равные части: 2 части - одна вверх, другая вниз - для тельца, 2 другие - руки. Для наряда 3 квадрата ткани: 1 - для платка, 2-е отверстиями в центре для кофты и юбки.

2) «Ряженые»

Ведущий: Чучело Масленицы катали на санях ряженые, чаще всего они были в костюмах цыган, медведя.

Масленица годовая,

Гостья наша дорогая,

Она пешком к нам не ходит,

Все на конях приезжает.

У ней кони вороные,

Слуги молодые.

В команде выбирают одного ряженого. Остальные должны добежать до стола, брать по одному предмету одежды и надевать на ряженого. Побеждает команда, которая быстрее и смешнее создаст образ.

3) «Встреча»

От каждой команды выбирается один участник. Он должен, пользуясь текстом карточки, поприветствовать свое чучело Масленицы.

Карточка N°1

Душа ль ты моя Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!

Карточка №2

Моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, ты ж моя перепелочка!

4) «Частушки»

Конкурс на самое задорное исполнение.

Карточка №1

Купи, тятя, мне коня

Вороные ножки.

Буду девочек катать

По большой дорожке.

Карточка N°2

Девки, масленка идет!

Кто нас покатает?

У Петрушки на дворе

Сивка пропадает.

5) «Дразнилки»

Конкурс на самое выразительное чтение.

Карточка №1

Николай! Николай!

Сиди дома, не гуляй,

В балалаечку играй.

Карточка №2

Андрей-воробей,

Не гоняй голубей,

Гоняй галочек

Из-под палочек.

После конкурсной программы все приглашаются на чаепитие.

Ведущий:

Угощают Машенька и Медведь.

Слушайте да запоминайте!

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

Масленица - угощай,

Всем блиночков подавай.
Сценарий праздника можно дополнить подвижными играми. Они вносят оживление и веселье, позволяют вовлечь в участие в празднике максимально большое число детей.

Русские народные игры – «Петушки» и «Почта».

Петушки

На площадке чертят круг.

В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую ногу сгибает в колене и поддерживает ее за пятку одной рукой.

Задача играющих – вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одно ноге. (Толкают друг друга плечами.)

Почта

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта!

- Откуда?

- Из города...

- А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант.

Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты оказались у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных.

Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.

Литература: Журнал "Практика образования" №4, 2005 г.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:



Документы

архив: 1 стр.





Внеклассное мероприятие «Мы школьниками стали»

Внеклассное мероприятие: 1 стр.