NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Вопрос №6. Субъекты мпп. Понятие и виды


Вопрос №6. Субъекты МПП. Понятие и виды.

В круг субъектов МПП принято включать участника МО, обладающего м/д правами и обяз-тями и осуществляющего и несущего их в рамках и на основе МП.

Субъект МП - 1. это смостоятельное образование, к-рое благодаря своим возможностям и юр. свойствам способно обладать правами и обяз-тями по МП, участвовать в создании и реализации этих норм.

2. это участник МО, поведение которого прямо регулируется МП и к-рое вступает или может вступить в м/д правоотношения.

Круг субъектов МП определяется способностью лиц участвовать в межгосуд. отношениях, регулируемых МП.

Субъекты МП характеризуются след. чертами:

1. уч-ки м/д публичных отношений явл. коллективным образованием. Каждый такой уч-к МО имеет эл-ты орг-ции:

а) гос-во, т.е. власть и аппарат управления

б) борющаяся нация должна обладать политич. органом, представляющим ее внутри страны и в МО

в) м/д организация, имеющ. постоянно действующ. органы. При осуществлении властных полномочий субъекты МП независимы и не подчинены воле друг друга, каждый из них имеет самостоятельный международно-правовой статус и выступает от своего имени.

2. все субъекты обладают способностью самостоятельно участвовать в разработке и принятии м/д норм.

В доктрине МП субъекты МП участвуют в создании м/д-правовых норм.

Содержание м/д правосубъектности образует основные права и обяз-ти субъекта, вытекающие из м/д-правовых норм.

В теории МП м/д правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую.  существ. 2 категории субъектов МП:

- первичные (суверенные) - гос-ва и нации ,ведущие борьбу за независимость и создание собств. нац. гос-ва.

- производные (несуверенные) - м/д орг-ции, м/д правосубъектность к-рых определяется учреждающими эти орг-ции актом (уставом, соглашением).

Объем прав и полномочий м/д орг-ций определяется гос-вами-учредителями этих орг-ций.

Отдельными эл-тами м/д правосубъектности могут обладать государствоподобные образования типа вольных городов, а также Ватикан.

Нет норм МП, наделяющих правосубъектностью первичные субъекты МП, а есть нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования.

Для вторичных субъектов МП юридическим источником правосубъектности МП служат их учредительные документы. Такими документами для м/д организаций явл. их уставы, принимаемые и утверждаемые субъектами МП в форме м/д договора.

Производные субъекты МП обладают ограниченной правосубъектностью, к-рая обусловлена признанием этих уч-ков МО со стороны первичных субъектов. Объем и содержание правосубъектности производных субъектов зависит от воли первичных субъектов МП.

Общий м/д-правовой статус всех субъектов МП характеризует их основные права и обяз-ти.

Сов-ть прав и обяз-тей конкретного субъекта образует индивид. м/д-правовй статус этого субъекта.

Правовое положение различных субъектов не одинаково, т.к. различен объем распространяющихся на них м/д норм и, след-но, м/д-правовых отношений, в которых они участвуют.

Физич. лица и внутригосуд. орг-ции, в т.ч. межнац. (торговые, промышл.) компании не являются субъектами МП.

Субъект МП - это участник МО, обладающий правами и обяз-тями, установленными в МП.

Основные субъекты:

-гос-ва

-нации и народы, борющиеся за независимость

Производные субъекты:

- м/д и межправительств. орг-ции

- государствоподобные образования.

Гос-ва как основные субъекты МП.

Первичные субъекты МП никто не создаст в качестве таковых. Их появление - это объективная реальность, результат естественного исторического процесса общественного развития.

Суверенное гос-во явл. основным субъектом МП.

Гос-во - это необходимая форма орг-ции населения для участия в м/д сообщ-ве для представительства и защиты его интересов.

Нормы, определяющие статус гос-ва, реализуются в его правосубъектности.

В отношении существующих «независимых гос-в» с несколько ограниченной или делегированной правосубъектностью вопрос решается след. образом:

при наличии условий государственности «зависимое» гос-во сохраняет свою правосубъектность.

Таким образом определяется положение гос-ва в м/д сообществе и его потенциальные возможности.

В м/д-правовой лит-ре принято понятие гос-ва, представляющее единство трех элементов: суверенной власти, территории, населения.

В м/д-правовой доктрине под суверенитетом гос-ва принято понимать юридич. выражение самостоятельности гос-ва, верховентсва и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с др. гос-вами.

Суверенитет гос-ва имеет м/д-правовой и внутренний аспекты.

М/д-правовой аспект: МП рассматривает в кач-ве своего субъекты и уч-ка МО не гос. органы или отдельных должностн. лиц, а гос-во в целом. При этом все м/д-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами гос-ва, считаются совершенными от имени этого гос-ва.

Внутр. аспект: предполагает территориальное верховенство и политич. независимость гос. власти внутри страны и за рубежом.

Для реализации суверенных прав гос-ва существенное значение имеет понятие юрисдикции как проявления суверенитета. По объемы различают Ю. полную и ограниченную. По сфере действия - территориальн. и экстратерриториальн. По хар-ру власти - законодат., исполнит., судебн.

В силу территор. верховенства гос-во имеет полную Ю. в пределах своей территории. В силу личного верховенства - огранич. Ю. в отношении своих граждан за рубежом.

Существенно: Ю. должна осуществляться с соблюдением иммунитетов, признанных МП. Иммунитет вытекает из принципа сувереннгоо равенства.

На сегодня известна различная терр.-организац. структура гос-в: простые (унитарные), сложные.

Федерация - сложное гос-во, представляющее собой объединение территор. единиц, пользующихся определен. политико-правовой самостоятельностью.

По констатуциям Швейцарии, ФРГ, РФ и др. гос-в, входящие в их состав терр. единицы могут осуществлять опред. полномочия независим. гос-в, в т.ч. право заключать договоры.

Внешнеполитич. самостоятельность субъектов федерации может быть различной по объему. Степень их самостоят-ти опред-ся федеративнм договором и законодат-вом федерации, в перв. очередь - Конституцией.

Как субъекты МП члены федерации могут выступать только в том случае, если законодат-во признает за ними это кач-во (право от собсв. имени заключать договоры, обмениваться делегатами, представительствами и др.). Главное - это самостоят. выход в межгосуд. сферу. Но чаще всего федерация в соц. и эконом. отношении выступает как единый организм.

Конституция США разрешает отдельным штатам заключать с согласия Конгресса соглашения с др. штатами и гос-вами (на практике не применяется).

Конфедерация - форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления; специально объединенные органы создаются только для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических и т. п.).

страница 1


скачать

Другие похожие работы: