Вопрос №6. Субъекты мпп. Понятие и виды
Вопрос №6. Субъекты МПП. Понятие и виды.
В круг субъектов МПП принято включать участника МО, обладающего м/д правами и обяз-тями и осуществляющего и несущего их в рамках и на основе МП.
Субъект МП - 1. это смостоятельное образование, к-рое благодаря своим возможностям и юр. свойствам способно обладать правами и обяз-тями по МП, участвовать в создании и реализации этих норм.
2. это участник МО, поведение которого прямо регулируется МП и к-рое вступает или может вступить в м/д правоотношения.
Круг субъектов МП определяется способностью лиц участвовать в межгосуд. отношениях, регулируемых МП.
Субъекты МП характеризуются след. чертами:
1. уч-ки м/д публичных отношений явл. коллективным образованием. Каждый такой уч-к МО имеет эл-ты орг-ции:
а) гос-во, т.е. власть и аппарат управления
б) борющаяся нация должна обладать политич. органом, представляющим ее внутри страны и в МО
в) м/д организация, имеющ. постоянно действующ. органы. При осуществлении властных полномочий субъекты МП независимы и не подчинены воле друг друга, каждый из них имеет самостоятельный международно-правовой статус и выступает от своего имени.
2. все субъекты обладают способностью самостоятельно участвовать в разработке и принятии м/д норм.
В доктрине МП субъекты МП участвуют в создании м/д-правовых норм.
Содержание м/д правосубъектности образует основные права и обяз-ти субъекта, вытекающие из м/д-правовых норм.
В теории МП м/д правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую. существ. 2 категории субъектов МП:
- первичные (суверенные) - гос-ва и нации ,ведущие борьбу за независимость и создание собств. нац. гос-ва.
- производные (несуверенные) - м/д орг-ции, м/д правосубъектность к-рых определяется учреждающими эти орг-ции актом (уставом, соглашением).
Объем прав и полномочий м/д орг-ций определяется гос-вами-учредителями этих орг-ций.
Отдельными эл-тами м/д правосубъектности могут обладать государствоподобные образования типа вольных городов, а также Ватикан.
Нет норм МП, наделяющих правосубъектностью первичные субъекты МП, а есть нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования.
Для вторичных субъектов МП юридическим источником правосубъектности МП служат их учредительные документы. Такими документами для м/д организаций явл. их уставы, принимаемые и утверждаемые субъектами МП в форме м/д договора.
Производные субъекты МП обладают ограниченной правосубъектностью, к-рая обусловлена признанием этих уч-ков МО со стороны первичных субъектов. Объем и содержание правосубъектности производных субъектов зависит от воли первичных субъектов МП.
Общий м/д-правовой статус всех субъектов МП характеризует их основные права и обяз-ти.
Сов-ть прав и обяз-тей конкретного субъекта образует индивид. м/д-правовй статус этого субъекта.
Правовое положение различных субъектов не одинаково, т.к. различен объем распространяющихся на них м/д норм и, след-но, м/д-правовых отношений, в которых они участвуют.
Физич. лица и внутригосуд. орг-ции, в т.ч. межнац. (торговые, промышл.) компании не являются субъектами МП.
Субъект МП - это участник МО, обладающий правами и обяз-тями, установленными в МП.
Основные субъекты:
-гос-ва
-нации и народы, борющиеся за независимость
Производные субъекты:
- м/д и межправительств. орг-ции
- государствоподобные образования.
Гос-ва как основные субъекты МП.
Первичные субъекты МП никто не создаст в качестве таковых. Их появление - это объективная реальность, результат естественного исторического процесса общественного развития.
Суверенное гос-во явл. основным субъектом МП.
Гос-во - это необходимая форма орг-ции населения для участия в м/д сообщ-ве для представительства и защиты его интересов.
Нормы, определяющие статус гос-ва, реализуются в его правосубъектности.
В отношении существующих «независимых гос-в» с несколько ограниченной или делегированной правосубъектностью вопрос решается след. образом:
при наличии условий государственности «зависимое» гос-во сохраняет свою правосубъектность.
Таким образом определяется положение гос-ва в м/д сообществе и его потенциальные возможности.
В м/д-правовой лит-ре принято понятие гос-ва, представляющее единство трех элементов: суверенной власти, территории, населения.
В м/д-правовой доктрине под суверенитетом гос-ва принято понимать юридич. выражение самостоятельности гос-ва, верховентсва и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с др. гос-вами.
Суверенитет гос-ва имеет м/д-правовой и внутренний аспекты.
М/д-правовой аспект: МП рассматривает в кач-ве своего субъекты и уч-ка МО не гос. органы или отдельных должностн. лиц, а гос-во в целом. При этом все м/д-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами гос-ва, считаются совершенными от имени этого гос-ва.
Внутр. аспект: предполагает территориальное верховенство и политич. независимость гос. власти внутри страны и за рубежом.
Для реализации суверенных прав гос-ва существенное значение имеет понятие юрисдикции как проявления суверенитета. По объемы различают Ю. полную и ограниченную. По сфере действия - территориальн. и экстратерриториальн. По хар-ру власти - законодат., исполнит., судебн.
В силу территор. верховенства гос-во имеет полную Ю. в пределах своей территории. В силу личного верховенства - огранич. Ю. в отношении своих граждан за рубежом.
Существенно: Ю. должна осуществляться с соблюдением иммунитетов, признанных МП. Иммунитет вытекает из принципа сувереннгоо равенства.
На сегодня известна различная терр.-организац. структура гос-в: простые (унитарные), сложные.
Федерация - сложное гос-во, представляющее собой объединение территор. единиц, пользующихся определен. политико-правовой самостоятельностью.
По констатуциям Швейцарии, ФРГ, РФ и др. гос-в, входящие в их состав терр. единицы могут осуществлять опред. полномочия независим. гос-в, в т.ч. право заключать договоры.
Внешнеполитич. самостоятельность субъектов федерации может быть различной по объему. Степень их самостоят-ти опред-ся федеративнм договором и законодат-вом федерации, в перв. очередь - Конституцией.
Как субъекты МП члены федерации могут выступать только в том случае, если законодат-во признает за ними это кач-во (право от собсв. имени заключать договоры, обмениваться делегатами, представительствами и др.). Главное - это самостоят. выход в межгосуд. сферу. Но чаще всего федерация в соц. и эконом. отношении выступает как единый организм.
Конституция США разрешает отдельным штатам заключать с согласия Конгресса соглашения с др. штатами и гос-вами (на практике не применяется).
Конфедерация - форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления; специально объединенные органы создаются только для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических и т. п.).
страница 1
скачать
Другие похожие работы: