Возможности личности в профессиональной деятельности к «могу» относятся: Способности, состояние здоровья, возможности получения образования. Цель: разобраться в понятиях «способности»
Возможности личности в профессиональной деятельности
К «МОГУ» относятся:
Способности, состояние здоровья, возможности получения образования.
Цель: разобраться в понятиях «способности» и «профессиональная пригодность».
Способности – индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения профессиональными навыками.
Примеры: какие способности нужны дегустатору, повару? Математику, программисту?
Классификация способностей
Ощие способности:
Связанные с психофизиологией: зрение, слух, осязание, восприятие, координация движений. (н-р, водитель, массажист, официант, тренер)
Интеллектуальные: способности к обучению, познавательной деятельности: ширина, глубина ума, логическое мышление. Н-р: юрист, психолог, экономист, программист – высокий уровень общего умственного развития.
Способности к общению, саморегуляции, связанные с характером человека: самообладание, целеустремленность. Н-р, профессии, типа Ч-Ч – высокая степень экстраверсии, Ч-Зс – интреверсии, Ч-Т – амбиверт, Ч-Хо, Ч-П – высокий уровень эмоциональности.
Специальные способности – нужны для узкого круга деятельности (возможность успешного выполнения конкретного вида деятельности).
Технические.
Математические.
Организаторские.
Литературные.
Педагогические.
Музыкальные.
Художественные.
Творческие.
Темперамент – динамические особенности личности, связанные с нервной системой.
Типы темперамента:
Сангвиник – сильный уравновешенный, подвижный. Живо и с большим возбуждением отвлекается на все, привлекшее его внимание. Хорошо сдерживает проявления своих чувств и непроизвольные реакции, быстро включается в новую работу. Чувства, настроение очень изменчивы. Легко сходится с новыми людьми.
Профессии: деятельность, где есть постоянный источник возбуждения (работа с людьми, искусство).
Холерик – сильный, неуравновешенный. Несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Менее пластичен. Большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, затруднения в переключении внимания.
Профессии: работа, где есть постоянно поступает новая информация. (менеджер, журналист, курьер).
Флегматик – сильный, уравновешенный. Мало эмоционален, энергичен, отличается работоспособностью, выдержкой, самообладанием. Медленно сосредотачивает внимание, с трудом его переключает. С трудом приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки, с трудом сходится с новыми людьми.
Профессии: работа с медленным равномерным движением в стабильно не меняющийся обстановке (работа с бумагами).
Меланхолик – слабый. Повышенная чувствительность, чрезмерно обидчив. Пониженная активность, неуверен в себе, робок, ненастойчив, легок утомляется, малоработоспособен.
Профессии: монотонная работа, требующая внимания, высокой чувствительности и тонкой реакции (искусство, писатели, поэты).
Свойства нервной системы:
Сила – слабость.
Подвижность – лабильность.
Уравновешенность – неуравновешенность.
Профессионально важные качества
Образуют систему:
Гражданские качества (моральный облик, нравственность).
Отношение к делу, профессии, интересы и склонности.
Дееспособность(физическая и умственная).
Единичные, частные, специальные способности.
Навыки, знание, опыт.
Профессиональная пригодность –
взаимное соответствие человека и дела, профессии.
О профпригодности можно говорить тогда, когда человек усваивает профессии без больших трудностей, испытывает удовлетворение от своей работы и в дальнейшем легко совершенствуется в ней.
Проф. не пригодность – человек не может усвоить определенную профессию в силу своих психологических и физиологических особенностей.
Частичная профпригодность – человек медленно и с большим трудом усваивает профессию и не способен полностью раскрыться в избранной профессии.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: