NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Второстепенные члены предложения. Определение»




МОАУ «Гимназия №8» г. Оренбург

Тема урока:
«Второстепенные члены предложения.

Определение»
3 «А» класс (1-4)
УМК «Перспективная начальная школа»
Учебник: Н.А. Чуракова «Русский язык. 3 класс»

Автор-составитель:

учитель начальных классов

Клютова Т.С.

г. Оренбург 2014 год

Аннотация

Урок русского языка знакомит детей с новым второстепенным членом предложения – определением. Урок составлен исходя из требований стандартов II поколения. (УМК «Перспективная начальная школа».) Это пятый урок по теме «Второстепенные члены предложения». На каждый член предложения отводится по два часа. Первый урок – изучение нового материала, второй – закрепление. На следующем уроке ученикам предлагается контрольная работа на 15 минут.

На уроке использованы новые педагогические технологии: здоровьесберегающие, системно-деятельностный подход, исследовательско – поисковый метод, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), работа в группах и др. Мультимедийные компоненты урока применяются на этапе повторения изученного материала (тренажер «Знаете ли вы словарные слова?), на этапе актуализации знаний (детские презентации). Они также помогают учителю в доступной для детей форме изложить новую тему урока, ученикам применить полученные знания на практике. Все задания предполагают преодоление трудностей, но они доступны каждому ребёнку. Дети вовлечены в активную деятельность, сами добывают знания. Учитель ненавязчиво направляет детей в нужном направлении. Ученики работают с разными видами информации – схемы, тексты, иллюстрации, толковые словари – учатся извлекать из них определённый смысл, формулировать свои суждения. На уроке прослеживаются межпредметные связи.

На уроке использованы такие формы работы, которые позволяют развивать ключевые компетентности обучающихся: познавательные, научные, социальные, коммуникативные и другие, которые помогут ребёнку ориентироваться в социуме, быть полноправным, полноценным гражданином нашего общества.

Системно-деятельностный подход в обучении – вот, что выходит на первый план. ИКТ-насыщенная среда так же работает на благо ребёнка. Использование на уроке мультимедиа активизирует мыслительную деятельность учащихся; повышает интерес к учебному предмету. Дети ощущают «лёгкость» при изучении новой темы, узнают новое, постоянно преодолевая трудности, но, не замечают их, благодаря активной работе, взаимопомощи, наглядности и др. Ребята успешны и готовы к покорению новых вершин.

На уроках успешно внедряются здоровьесберегающие технологии, проводятся физминутки.

На уроке соблюдены и гигиенические требования к уроку, всё построено так, что не требуется постоянной концентрации внимания на экране.

Урок достиг своей цели, результативный, интересный, насыщенный, даёт возможность детям развиваться, принимать самостоятельные решения, учит работать в коллективе и т. д. Всё, что было запланировано – реализовано.

Данный материал может быть использован учителями начальных классов на уроках русского языка по любому УМК и во внеклассной работе по предмету.
Тема: «Второстепенные члены предложения. Определение»
Цель: Знакомство с новым членом предложения.
Задачи: - дать понятие об определении, его основных свойствах;

- развивать навык самостоятельной работы при обобщении материала;

- продолжить работу над развитием речи учащихся, воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи.
Тип урока: проблемный постановочный.

Методы обучения:

  • проблемные «классические» и «сокращенные»;

  • репродуктивные (повторение изученного);

  • словесные (информационное сообщение учителя, стихи, беседа);

  • наглядные (работа с таблицами и схемами);

  • частично–поисковый (определение темы, постановка УЗ);

  • исследовательский

Методы контроля и самоконтроля:

  • устный контроль;

  • сверка с образцом;

Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП): рефлексия.

Формирование УУД:

- способствовать развитию аналитического мышления ( умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);

- способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);

- стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;

- повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;

- способствовать формированию коммуникативных умений.
Оборудование и материалы:

- Учебник: Н.А. Чуракова «Русский язык. 3 класс»

- Тетради

- Опорный материал, карточки для работы в группах, карточки – подсказки разных уровней сложности.

- Проектор, компьютер

-Презентация Microsoft Power Point

Ход урока


Этапы урока

форма организации урока

учитель

учащиеся

формирование УУД

  1. Орг. момент



Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы


Прозвенел звонок для вас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сядьте, спинки прямо

Вижу, класс наш - хоть куда,

Мы начнём урок тогда.

И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.

Урок у нас сегодня необычный. Нам предстоит решить проблему, которая касается темы нашего урока.

Открываем тетради и приступаем к работе (число, классная работа). Ребята, пропустите одну строку, чтобы дописать позже тему нашего урока. А чтобы справиться с этой задачей, давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.


Учащиеся сидят группами по 4 человека в каждой.

Таким образом, в классе получилось 6 столов – групп.

Записывают число и классная работа






Проверка дом. задания




1. Начнем повторение с теории.

- Скажите, как называется второстепенный член предложения, который мы изучали на прошлом уроке?

- Что обозначает дополнение?

- На какие вопросы отвечает дополнение?
- А какие падежи мы называем косвенными?
- Какие слова в предложении поясняет дополнение?
- Какими частями речи оно может быть выражено?

Молодцы!
2. Проверим домашнее задание. Вы дома составили предложения к схемам. Прочитайте, пожалуйста, что получилось. (2-3 чел.)

_____ ===== _ _ _ _ _ _ _ _ .
_ _ _ _ ====== _______ .

А как определили в предложении, что данное слово – дополнение?


- (Дополнение)

- (Предмет)

- (Вопросы косвенных падежей)

-(Все,кроме именительного)

- (Главные и второстепенные члены предложения)
- (Существительными)


- (Ребята ждали прилёта скворцов)

- (В зоопарке живут медведи)
- Ответы детей




Словарная работа

Чистописание.




  1. Игра-соревнование «Кто больше запомнит»

Нам предстоит сегодня на уроке совершить новые открытия, узнать много интересного, а для этого вы должны быть очень наблюдательны и иметь хорошую память. Проверим, хорошая ли у вас память? Сейчас узнаем, как вы запомнили словарные слова.

Переходим к словарно-орфографической работе.

птека, в…гон, в…кзал, к…стрюля, кв…ртира, зап…д, завтр…к, к…ртина, н…зад, р…кета, р…стение.
Обозначьте склонение существительных.

2. Взаимопроверка.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте записанные слова друг у друга.

    1. Знакомство с новым словом.

1) Мы сегодня познакомимся еще с одним словарным словом хороший.

Спишите его, поставьте ударение, подчеркните «опасные места». Назовите ударный и безударные слоги.

2) Как вы понимаете значение этого слова? (В словаре Ожегова)

Хороший – вполне положительный по своим качествам, такой, как следует, например, работник, голос, характер.

3)_(Обратимся к этимологии этого слова – поможет нам Коляда Семен)

Это слово древнерусское, имело значение красивый или чистый, известно с XI века. Существует несколько версий относительно происхождения данного слова. Согласно одной из них, слово образовалось на базе общеславянского корня чистый, убранный. Согласно другой – оно было заимствовано из языков жителей Кавказа. В современном языке слово употребляется в значении «то, что не приносит вреда, то, что внушает доверие».

4) Подберите однокоренные слова, синонимы и антонимы к данному слову.

5) Вспомните пословицы, в которых употребляется это слово.

Хорошее дело само светится.

Хорошая книга – лучший друг.

Хорошая речь лучше меда.

- Какая подойдет нам?

1. Переходим к минутке чистописания.

1) Отгадайте загадку: Красная девица по небу ходит. (Солнце).

Орфограмма?

2) Сейчас мы с вами определим, какую букву будем писать на минутке чистописания. Эта буква обозначает в слове «солнце» согласный, глухой, парный, твёрдый звук. (Буква «С») Мы напишем её с буквами, которые являются в алфавите её соседями.

На экране запись: с р т СС р т с Р р. Найдите закономерность и продолжите запись. Какими элементами дополнили цепочку?

Хорошо, справились с заданием. А сейчас мы приступим к самому главному: вы должны подумать и сделать вывод о том, какова тема сегодняшнего урока. Для этого выполним следующее задание.





Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков

  1. Вызов: актуализация знаний, постановка темы и целей урока





Внимание на экран.

Я к нашему слову солнце добавила ещё 3. Прочтите их.

Доска: солнце, весенний, аллея, осветило.--?
1) - Что объединяет все слова? (есть орфограмма)

Назовите орфограммы, подберите, если возможно проверочные слова (комментирование)

2) - Чем различаются слова? (разные части речи)

- Докажите.

3) Посмотрите на доску и составьте предложение к этой схеме (она состоит из вопросов):
1. Какое?... 2. Что?... 3. Что делало?... 4. Что?...
Давайте его запишем в тетради и на доске. (Под схемой) – 1 ученик у доски

- Разберите предложение по членам предложения и частям речи (объяснение после выполнения)

- Назовите номера, под которыми стоят главные члены предложения (2,3).

- Как еще мы называем их?
- Как одним словом назвать все остальные члены?

- Какой известный второстепенный член нам встретился?

- А есть ли здесь ещё второстепенный член? Это дополнение?

- С каким второстепенным членом мы недостаточно знакомы? Кто знает как он называется?

- Так вы догадались, какова тема урока? Запишем ее в тетради!

(Вт. член - определение)


- (Грамматическая основа предложения)
- (Второстепенные)
- (Дополнение)

Личностные УУД:

- самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.
Коммуникативные: работа в группах.

Личностные УУД:

- самоопределение

Осмысление

(получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации)




2) – Нам необходимо собрать все сведения об определении, и вы это сделаете сами. Для этого работать будем в группах. Группа получит предложение (см. приложение). Каждый из вас прямо в карточке поработает с ним, разберет синтаксически. Поучите друг друга, посовещайтесь. Затем обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки. Подайте сигнал, когда будете готовы.

Схемы записаны на доске с обратной стороны. Открываю доску, по очереди ученики выходят и делают вывод.

1. Пришла долгожданная весна!

2. Мелькнул лисий хвост.

3. Зелёным ковром покрылась земля?

Есть что сказать? Дополнить?

- С каким членом предложения согласуется определение в 1 и 2 предложениях? (с подлежащим)

- С каким еще членом предложения может согласоваться определение? (дополнение).

Вот какое ещё мы знание для себя открыли.
А сейчас соберите все сведения об определении и попытайтесь сделать вывод о том, что же называется определением.
Мы сделали вывод об определении, давайте познакомимся с теорией в учебнике. Откроем стр. 148, почитаем правило и подумаем, правы ли были мы.

- Что ещё нового вы для себя узнали о второстепенном члене предложения - определении?
Признак предмета или явления

Обозначает определение.

«Чей?» и «Какой?» вопросы просты

Лишь не хватает волнистой черты.





Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков

Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах).







Физминутка

- Я вижу, вы немного устали, проведем разминку. Я буду называть словосочетание. Если в нем есть дополнение, все приседаем; если определение – хлопаем.

Растёт в саду, густая трава, тонкий лёд, освободиться ото льда, греться на солнышке, хороший день.
Потянулись все, вдох-выдох.









Закрепление

Создание условий:

- для развития умения делать выводы;.

-для актуализации полученных знаний.




1) - Выполним упражнение 168, найдите те предложения, где прилагательные относятся к второстепенным членам предложения?» Запишите предложения по рядам.

1 ряд – 1,2

2 ряд – 3,4

3 ряд – 5,6

Обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки.
2) - Скажите, пожалуйста, нужны ли нам определения в речи? Будет ли понятен смысл предложения без определений?

Давайте поработаем с упр. 169 и убедимся, для чего нужны определения. Читаем без определений и с ними.

Сделаем вывод, какой текст точнее рисует картину: с определениями или без них?

А как называется определение, создающее образное представление о предмете, рисующее картину? (Эпитет)
3) - Запишем под диктовку предложение

Наступила долгожданная многоголосая весна.

- Найдем определения. Чем они выражены? Какое слово поясняют? Есть ли среди них эпитет? Назовите.
4) А теперь вам предстоит поработать творчески. Напишите мини-сочинение из 3 предложений, используя определения. Первое предложение у вас уже есть. Подумайте, кто по какому варианту будет работать: 1 вар – пишу сам, 2 вар – прошу помощи, 3 вар – прошу большой помощи. Кто пойдет по 3 варианту? Возьмите подсказки. Кто по 2 вар?

Прочитаем. Оценки, хоть я не успела проверить ошибки, получают ….. Остальные сдают тетради, я верну их в конце дня.





Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков

Итог урока

Рефлексия

Создание условий :

-для анализа успешности овладения ЗУН и способами деятельности.




-А теперь давайте подведем итог нашего урока

- С каким второстепенным членом мы сегодня познакомились?

- Чем, кроме прилагательного, может быть выражено определение?

- Для чего нужны определения в речи?

- Как называются образные определения?

- Какие мы ставили цели и задачи перед собой?

- Мы с Вами достигли цели нашего урока?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

  • - Какое задание было самым интересным и почему?

-Кто остался доволен своей работой?

Дети оценивают свою работу, используя кружки трёх цветов: хотят знать больше; знают, но могут больше; затрудняются.

Д/З индивидуальные дифференцированные карточки.

Это задание состоит из двух звезд. Я рекомендую выполнить все две звезды.

с. 148 правило. Упр. 170

Либо: написать миниатюру о пробуждении весенней природы.

Спасибо за урок, вы хорошо поработали сегодня.




Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе).




Источники информации:


  1. Н.А. Чуракова «Русский язык. 3 класс», учебник, 3 часть, Москва, Академкнига/учебник , 2012 г.

  2. Н.А. Чуракова, М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Т.А. Байкова Методическое пособие «Русский язык 3 класс», Москва, Академкнига/учебник, 2012 г.

  3. А. Ундзенкова, О. Сагирова «Русский с увлечением», Екатеринбург, 2003г.

  4. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка /Москва «Владос» 1999 г.




страница 1


скачать

Другие похожие работы:







Документы

архив: 1 стр.