«Второстепенные члены предложения. Определение»
МОАУ «Гимназия №8» г. Оренбург
Тема урока:
«Второстепенные члены предложения.
Определение»
3 «А» класс (1-4)
УМК «Перспективная начальная школа»
Учебник: Н.А. Чуракова «Русский язык. 3 класс»
Автор-составитель:
учитель начальных классов
Клютова Т.С.
г. Оренбург 2014 год
Аннотация
Урок русского языка знакомит детей с новым второстепенным членом предложения – определением. Урок составлен исходя из требований стандартов II поколения. (УМК «Перспективная начальная школа».) Это пятый урок по теме «Второстепенные члены предложения». На каждый член предложения отводится по два часа. Первый урок – изучение нового материала, второй – закрепление. На следующем уроке ученикам предлагается контрольная работа на 15 минут.
На уроке использованы новые педагогические технологии: здоровьесберегающие, системно-деятельностный подход, исследовательско – поисковый метод, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), работа в группах и др. Мультимедийные компоненты урока применяются на этапе повторения изученного материала (тренажер «Знаете ли вы словарные слова?), на этапе актуализации знаний (детские презентации). Они также помогают учителю в доступной для детей форме изложить новую тему урока, ученикам применить полученные знания на практике. Все задания предполагают преодоление трудностей, но они доступны каждому ребёнку. Дети вовлечены в активную деятельность, сами добывают знания. Учитель ненавязчиво направляет детей в нужном направлении. Ученики работают с разными видами информации – схемы, тексты, иллюстрации, толковые словари – учатся извлекать из них определённый смысл, формулировать свои суждения. На уроке прослеживаются межпредметные связи.
На уроке использованы такие формы работы, которые позволяют развивать ключевые компетентности обучающихся: познавательные, научные, социальные, коммуникативные и другие, которые помогут ребёнку ориентироваться в социуме, быть полноправным, полноценным гражданином нашего общества.
Системно-деятельностный подход в обучении – вот, что выходит на первый план. ИКТ-насыщенная среда так же работает на благо ребёнка. Использование на уроке мультимедиа активизирует мыслительную деятельность учащихся; повышает интерес к учебному предмету. Дети ощущают «лёгкость» при изучении новой темы, узнают новое, постоянно преодолевая трудности, но, не замечают их, благодаря активной работе, взаимопомощи, наглядности и др. Ребята успешны и готовы к покорению новых вершин.
На уроках успешно внедряются здоровьесберегающие технологии, проводятся физминутки.
На уроке соблюдены и гигиенические требования к уроку, всё построено так, что не требуется постоянной концентрации внимания на экране.
Урок достиг своей цели, результативный, интересный, насыщенный, даёт возможность детям развиваться, принимать самостоятельные решения, учит работать в коллективе и т. д. Всё, что было запланировано – реализовано.
Данный материал может быть использован учителями начальных классов на уроках русского языка по любому УМК и во внеклассной работе по предмету.
Тема: «Второстепенные члены предложения. Определение»
Цель: Знакомство с новым членом предложения.
Задачи: - дать понятие об определении, его основных свойствах;
- развивать навык самостоятельной работы при обобщении материала;
- продолжить работу над развитием речи учащихся, воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи.
Тип урока: проблемный постановочный.
Методы обучения:
проблемные «классические» и «сокращенные»;
репродуктивные (повторение изученного);
словесные (информационное сообщение учителя, стихи, беседа);
наглядные (работа с таблицами и схемами);
частично–поисковый (определение темы, постановка УЗ);
исследовательский
Методы контроля и самоконтроля:
устный контроль;
сверка с образцом;
Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП): рефлексия.
Формирование УУД:
- способствовать развитию аналитического мышления ( умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
- способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);
- стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;
- повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;
- способствовать формированию коммуникативных умений.
Оборудование и материалы:
- Учебник: Н.А. Чуракова «Русский язык. 3 класс»
- Тетради
- Опорный материал, карточки для работы в группах, карточки – подсказки разных уровней сложности.
- Проектор, компьютер
-Презентация Microsoft Power Point
Ход урока
Этапы урока | форма организации урока | учитель | учащиеся | формирование УУД | |
| Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы | Прозвенел звонок для вас, Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сядьте, спинки прямо Вижу, класс наш - хоть куда, Мы начнём урок тогда. И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями. Урок у нас сегодня необычный. Нам предстоит решить проблему, которая касается темы нашего урока. Открываем тетради и приступаем к работе (число, классная работа). Ребята, пропустите одну строку, чтобы дописать позже тему нашего урока. А чтобы справиться с этой задачей, давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание. | Учащиеся сидят группами по 4 человека в каждой. Таким образом, в классе получилось 6 столов – групп. Записывают число и классная работа | | |
Проверка дом. задания | | 1. Начнем повторение с теории. - Скажите, как называется второстепенный член предложения, который мы изучали на прошлом уроке? - Что обозначает дополнение? - На какие вопросы отвечает дополнение? - А какие падежи мы называем косвенными? - Какие слова в предложении поясняет дополнение? - Какими частями речи оно может быть выражено? Молодцы! 2. Проверим домашнее задание. Вы дома составили предложения к схемам. Прочитайте, пожалуйста, что получилось. (2-3 чел.) _____ ===== _ _ _ _ _ _ _ _ . _ _ _ _ ====== _______ . А как определили в предложении, что данное слово – дополнение? | - (Дополнение) - (Предмет) - (Вопросы косвенных падежей) -(Все,кроме именительного) - (Главные и второстепенные члены предложения) - (Существительными) - (Ребята ждали прилёта скворцов) - (В зоопарке живут медведи) - Ответы детей | | |
Словарная работа Чистописание. | |
Нам предстоит сегодня на уроке совершить новые открытия, узнать много интересного, а для этого вы должны быть очень наблюдательны и иметь хорошую память. Проверим, хорошая ли у вас память? Сейчас узнаем, как вы запомнили словарные слова. Переходим к словарно-орфографической работе. …птека, в…гон, в…кзал, к…стрюля, кв…ртира, зап…д, завтр…к, к…ртина, н…зад, р…кета, р…стение. Обозначьте склонение существительных. 2. Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте записанные слова друг у друга.
1) Мы сегодня познакомимся еще с одним словарным словом хороший. Спишите его, поставьте ударение, подчеркните «опасные места». Назовите ударный и безударные слоги. 2) Как вы понимаете значение этого слова? (В словаре Ожегова) Хороший – вполне положительный по своим качествам, такой, как следует, например, работник, голос, характер. 3)_(Обратимся к этимологии этого слова – поможет нам Коляда Семен) Это слово древнерусское, имело значение красивый или чистый, известно с XI века. Существует несколько версий относительно происхождения данного слова. Согласно одной из них, слово образовалось на базе общеславянского корня чистый, убранный. Согласно другой – оно было заимствовано из языков жителей Кавказа. В современном языке слово употребляется в значении «то, что не приносит вреда, то, что внушает доверие». 4) Подберите однокоренные слова, синонимы и антонимы к данному слову. 5) Вспомните пословицы, в которых употребляется это слово. Хорошее дело само светится. Хорошая книга – лучший друг. Хорошая речь лучше меда. - Какая подойдет нам? 1. Переходим к минутке чистописания. 1) Отгадайте загадку: Красная девица по небу ходит. (Солнце). Орфограмма? 2) Сейчас мы с вами определим, какую букву будем писать на минутке чистописания. Эта буква обозначает в слове «солнце» согласный, глухой, парный, твёрдый звук. (Буква «С») Мы напишем её с буквами, которые являются в алфавите её соседями. На экране запись: с р т СС р т с Р р. Найдите закономерность и продолжите запись. Какими элементами дополнили цепочку? Хорошо, справились с заданием. А сейчас мы приступим к самому главному: вы должны подумать и сделать вывод о том, какова тема сегодняшнего урока. Для этого выполним следующее задание. | | Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков | |
| | Внимание на экран. Я к нашему слову солнце добавила ещё 3. Прочтите их. Доска: солнце, весенний, аллея, осветило.--? 1) - Что объединяет все слова? (есть орфограмма) Назовите орфограммы, подберите, если возможно проверочные слова (комментирование) 2) - Чем различаются слова? (разные части речи) - Докажите. 3) Посмотрите на доску и составьте предложение к этой схеме (она состоит из вопросов): 1. Какое?... 2. Что?... 3. Что делало?... 4. Что?... Давайте его запишем в тетради и на доске. (Под схемой) – 1 ученик у доски - Разберите предложение по членам предложения и частям речи (объяснение после выполнения) - Назовите номера, под которыми стоят главные члены предложения (2,3). - Как еще мы называем их? - Как одним словом назвать все остальные члены? - Какой известный второстепенный член нам встретился? - А есть ли здесь ещё второстепенный член? Это дополнение? - С каким второстепенным членом мы недостаточно знакомы? Кто знает как он называется? - Так вы догадались, какова тема урока? Запишем ее в тетради! (Вт. член - определение) | - (Грамматическая основа предложения) - (Второстепенные) - (Дополнение) | Личностные УУД: - самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет. Коммуникативные: работа в группах. Личностные УУД: - самоопределение | |
Осмысление (получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации) | | 2) – Нам необходимо собрать все сведения об определении, и вы это сделаете сами. Для этого работать будем в группах. Группа получит предложение (см. приложение). Каждый из вас прямо в карточке поработает с ним, разберет синтаксически. Поучите друг друга, посовещайтесь. Затем обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки. Подайте сигнал, когда будете готовы. Схемы записаны на доске с обратной стороны. Открываю доску, по очереди ученики выходят и делают вывод. 1. Пришла долгожданная весна! 2. Мелькнул лисий хвост. 3. Зелёным ковром покрылась земля? Есть что сказать? Дополнить? - С каким членом предложения согласуется определение в 1 и 2 предложениях? (с подлежащим) - С каким еще членом предложения может согласоваться определение? (дополнение). Вот какое ещё мы знание для себя открыли. А сейчас соберите все сведения об определении и попытайтесь сделать вывод о том, что же называется определением. Мы сделали вывод об определении, давайте познакомимся с теорией в учебнике. Откроем стр. 148, почитаем правило и подумаем, правы ли были мы. - Что ещё нового вы для себя узнали о второстепенном члене предложения - определении? Признак предмета или явления Обозначает определение. «Чей?» и «Какой?» вопросы просты Лишь не хватает волнистой черты. | | Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах). | |
| | Физминутка - Я вижу, вы немного устали, проведем разминку. Я буду называть словосочетание. Если в нем есть дополнение, все приседаем; если определение – хлопаем. Растёт в саду, густая трава, тонкий лёд, освободиться ото льда, греться на солнышке, хороший день. Потянулись все, вдох-выдох. | | | |
Закрепление Создание условий: - для развития умения делать выводы;. -для актуализации полученных знаний. | | 1) - Выполним упражнение 168, найдите те предложения, где прилагательные относятся к второстепенным членам предложения?» Запишите предложения по рядам. 1 ряд – 1,2 2 ряд – 3,4 3 ряд – 5,6 Обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки. 2) - Скажите, пожалуйста, нужны ли нам определения в речи? Будет ли понятен смысл предложения без определений? Давайте поработаем с упр. 169 и убедимся, для чего нужны определения. Читаем без определений и с ними. Сделаем вывод, какой текст точнее рисует картину: с определениями или без них? А как называется определение, создающее образное представление о предмете, рисующее картину? (Эпитет) 3) - Запишем под диктовку предложение Наступила долгожданная многоголосая весна. - Найдем определения. Чем они выражены? Какое слово поясняют? Есть ли среди них эпитет? Назовите. 4) А теперь вам предстоит поработать творчески. Напишите мини-сочинение из 3 предложений, используя определения. Первое предложение у вас уже есть. Подумайте, кто по какому варианту будет работать: 1 вар – пишу сам, 2 вар – прошу помощи, 3 вар – прошу большой помощи. Кто пойдет по 3 варианту? Возьмите подсказки. Кто по 2 вар? Прочитаем. Оценки, хоть я не успела проверить ошибки, получают ….. Остальные сдают тетради, я верну их в конце дня. | | Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков | |
Итог урока Рефлексия Создание условий : -для анализа успешности овладения ЗУН и способами деятельности. | | -А теперь давайте подведем итог нашего урока - С каким второстепенным членом мы сегодня познакомились? - Чем, кроме прилагательного, может быть выражено определение? - Для чего нужны определения в речи? - Как называются образные определения? - Какие мы ставили цели и задачи перед собой? - Мы с Вами достигли цели нашего урока? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
-Кто остался доволен своей работой? Дети оценивают свою работу, используя кружки трёх цветов: хотят знать больше; знают, но могут больше; затрудняются. Д/З индивидуальные дифференцированные карточки. Это задание состоит из двух звезд. Я рекомендую выполнить все две звезды. с. 148 правило. Упр. 170 Либо: написать миниатюру о пробуждении весенней природы. Спасибо за урок, вы хорошо поработали сегодня. | | Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе). |
Источники информации:
Н.А. Чуракова «Русский язык. 3 класс», учебник, 3 часть, Москва, Академкнига/учебник , 2012 г.
Н.А. Чуракова, М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Т.А. Байкова Методическое пособие «Русский язык 3 класс», Москва, Академкнига/учебник, 2012 г.
А. Ундзенкова, О. Сагирова «Русский с увлечением», Екатеринбург, 2003г.
Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка /Москва «Владос» 1999 г.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: