NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



За 2011-2012 учебный год творческой группы по экспериментальной работе в школе с полиэтническим составом учащихся и воспитанников


Отчет

за 2011-2012 учебный год творческой группы по экспериментальной работе в школе с полиэтническим составом учащихся и воспитанников.

Создание данной группы продиктовано ситуацией в российском образовании, в связи с усилением потока мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, изменением национального состава школы. Как следствие, возникла необходимость дополнительных усилий образовательной системы по укреплению социального мира и межнационального согласия.

В 2010 учебном году в 1-е классы МБОУСОШ №7 поступило 50 учащихся. Из них в 1-а класс –68%, 1- б класс – 82% с неродным русским и родным (нерусским) языком.

В связи с этим была создана творческая группа учителей в составе:

Емельянова Л.Г. (1 б), Псарева С.В. (1 а) – учителя начальных классов,

Огурцова О.Ю. – педагог-психолог,

Белянкина Е.В. – учитель-логопед.

Творческой группой были разработаны программы:

1). «Освоение русского языка детьми – инофонами и их адаптация в образовательных учреждениях с полиэтническим составом учащихся и воспитанников, проживающих в условиях Крайнего Севера» (Емельянова Л.Г., Псарева С.В.)

2). «Формирование языковых способностей детей – инофонов младшего школьного возраста» (Белянкина Е.В., Огурцова О.Ю.).

3). Пакет диагностических бланков психо – речевого развития (Белянкина Е.В., Огурцова О.Ю.).

Общей целью данного курса является формирование у младших школьников первоначальных умений и навыков владения русским языком как средством общения в устной и письменной форме и развитие их интеллектуальных способностей, создание предпосылок для дальнейшего использования русского языка как языка обучения, а также воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического гражданского общения на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального поликультурного состава российского общества.

Предложенные занятия разработаны для учащихся начальной школы (1-3 год обучения) по 4 часа в неделю (с учителем, учителем-логопедом и педагогом-психологом).

В начале 2011-2012 учебного года были сформированы 2 группы (по 3,4 чел.) из уч-ся 2-х классов слабовладеющих и невладеющих русским языком, которых обследовали педагог-психолог, учитель-логопед, учителя, исходя из этого, составлены диагностические карты на каждого ученика, где в течение всего курса будут фиксироваться его достижения. В этих группах 7 человек, из них: 3 азербайджанца, 1 чеченец, 3 ногайца. Первоначальный анализ обследования этих детей показал, что у них страдает процесс накопления слов, ограничен словарный запас.

Стартовая диагностика учащихся, входящих в состав экспериментальной группы:





Фамилия, имя


класс

Диагностика

Уровень самооценки

Мотивация

Позиция в классе


Уровень актуального развития

Уровень познавательной активности

1

Абишев Беслан

2 а

Адекватная

Мотив достижения

Предпочитаемый

Средне-возрастная норма

Достаточный

2

Ахмедлы Иса

2 а

Завышенная

Внешние мотивы

Принятый

Ниже средне-возрастной нормы

Низкий

3

Нурузаде Тамелла

2 а

Завышенная

Внешние мотивы

Принятый

Средне-возрастная норма

Низкий

4

Сельмурзаев Муслим

2 а

Заниженная

Позиция школьника

Принятый

Ниже средне-возрастной нормы

Низкий

5

Гафарова Наргиз

2 б

Заниженная

Внешние мотивы

Принятый

Средне-возрастная норма

Низкий

6

Муталипов Мухаммад

2 б

Заниженная

Позиция школьника

Принятый

Средне-возрастная норма

Низкий

7

Ваисов Рахим

2 б

Завышенная

Коммуникативные

Принятый

Средне-возрастная норма

Низкий


Промежуточная диагностика учащихся, входящих в состав экспериментальной группы:






Фамилия, имя


класс

Диагностика

Уровень самооценки

Мотивация

Позиция в классе


Уровень актуального развития

Уровень познавательной активности

1

Абишев Беслан

2 а

Адекватная

Отсутствие отр. динамики

Познавательный

Положительная

Предпочитаемый

Без изменений

Средне-возрастная норма

Положит. внутриуровневая динамика

Достаточный

Положит. внутриуровневая динамика

2

Ахмедлы Иса

2 а

Завышенная

Отсутствие отр. динамики

Внешние мотивы

Без изменений

Принятый

Без изменений

Ниже средне-возрастной нормы

Положит. внутриуровневая динамика

Низкий

Положит. внутриуровневая динамика

3

Нурузаде Тамелла

2 а

Завышенная

Отсутствие отр. динамики

Познавательный

Положительная

Принятый

Без изменений

Средне-возрастная норма

Положит. внутриуровневая динамика

Средний

Положит. динамика

4

Сельмурзаев Муслим

2 а

Заниженная

Отсутствие отр. динамики

Позиция школьника

Без изменений

Принятый

Без изменений

Ниже средне-возрастной нормы

Положит. внутриуровневая динамика

Низкий

Положит. внутриуровневая динамика

5

Гафарова Наргиз

2 б

Заниженная

Отсутствие отр. динамики

Внешние мотивы

Без изменений

Принятый

Без изменений

Средне-возрастная норма

Положит. внутриуровневая динамика

Ниже среднего

Положит. динамика

6

Муталипов Мухаммад

2 б

Заниженная

Отсутствие отр. динамики

Позиция школьника

Без изменений

Принятый

Без изменений

Средне-возрастная норма

Положит. внутриуровневая динамика

Ниже среднего

Положит. динамика

7

Ваисов Рахим

2 б

Завышенная

Отсутствие отр. динамики

Познавательный

Положительная

Предпочитаемый

Положительная

Средне-возрастная норма

Положит. внутриуровневая динамика

Ниже среднего

Положит. динамика

Сравнительный анализ качественного состава словаря учащихся, зачисленных в экспериментальную группу.

На 15 слов-стимулов выдано следующее количество слов:





Фамилия, имя


класс

На начало учебного года

На конец учебного года

Сущ.

Гл.

Прилаг.

Сущ.

Гл.

Прилаг.

1

Абишев Беслан

2 а

23

6

-

30

8

4

2

Ахмедлы Иса

2 а

17

3

-

22

4

-

3

Нурузаде Тамелла

2 а

21

4

2

27

5

3

4

Сельмурзаев Муслим

2 а

18

3

-

23

4

2

5

Гафарова Наргиз

2 б

20

4

-

23

5

1

6

Муталипов Мухаммад

2 б

23

5

2

26

6

3

7

Ваисов Рахим

2 б

22

3

1

24

5

3




Всего:




144

28

5

175

37

16




В целях создания наиболее оптимальных условий, побуждающих учеников к высказыванию, постановке вопросов, участию в диалоге, учителя на занятиях используют элементы технологии С.Н. Лысенковой, методический прием «комментируемое управление», опорные – схемы в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков. Так же используют методику «Развитие словаря через расширение семантического поля слова» (авторы: Л.С. Выгодский, А.Р. Лурия, О.С. Виноградова), которые развивают у учеников коммуникативную функцию речи, формируют мотив речевого высказывания.

Учителя приняли участие в VII Международной конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования» г. Таганрог.

Были опубликованы в сборнике «Новые технологии в образовании»:

1). Программа «Освоение русского языка детьми – инофонами и их адаптация в образовательных учреждениях с полиэтническим составом учащихся и воспитанников, проживающих в условиях Крайнего Севера» (Емельянова Л.Г. , Псарева С.В.);

2). статья «Использование графических схем, опор, символов в работе по преодолению речевых нарушений» (Белянкина Е.В.)

В каждом классе нашей школы есть дети-инофоны, поэтому к проблеме обучения таких детей присоединяются учителя предметники.

Боцян С.Н. – директор, Запорожченко Е.В. – заместитель директора по УВР

приняли участие во II Всероссийском научно-практическом семинаре «Межкультурная коммуникация: современные подходы, проблемы, и решения» по теме: «О роли коммуникативной компетентности в социализации личности школьника», «Адаптация детей-инофонов в полиэтнической северной школе».

Веремчук О.А. – учитель русского языка приняла участие в VII Международной конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования» г. Таганрог по теме: «Инновационная деятельность педколлектива как условие социальной адаптации школьников в современных условиях» (январь 2011); в III Международной научной конференции «Современный учитель: личность и профессиональная деятельность». Разработаны методические рекомендации «Использование дидактических игр при обучении русскому языку детей-инофонов»; в XI Международной научной конференции «Актуальные вопросы современной науки» по теме: «Проблемы обучения детей-инофонов русскому языку».

Шишкина В.С. – учитель русского языка приняла участие в XIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки» по теме «Некоторые особенности обучения детей русскому языку в полиэтническом классе».

Гришай З.А., Шишкина В.С. – учителя русского языка приняли участие в городской конференции «Русский язык – национальное достояние, основа духовного единения России».

В октябре-декабре 2011 г. учащиеся 10-11 классов приняли участие в окружной интеллектуальной on-line игре «Россия – наш общий дом».

В ноябре состоялась встреча-консультация с научным руководителем Петровой С.И., которая так же посетила открытые занятия у Белянкиной Е.В. и Емельяновой Л.Г. Занятия получили высокую оценку руководителя.

На базе МБОУ СОШ №7 прошел городской межведомственный психолого-педагогическом консилиум «Оптимальная модель психолого-педагогического сопровождения школьника как фактор нового качества образования. Ценности семейного воспитания». Провели интегрированное занятие с детьми-инофонами «Учимся думать, говорить, писать» педагог-психолог (Огурцова О.Ю.) и учитель-логопед (Белянкина Е.В.), которое получило положительные отзывы коллег города.

В 2011 году изданы: сборник игр для учащихся (авт.Огурцова О.Ю.), рабочая тетрадь «Учимся играя» (Емельянова Л.Г., Псарева С.В.).

На базе МБОУ СОШ №15 прошел ОНЛАЙН - диалог с научным руководителем (г.Санк-Петербург), где обсуждалось Положение о конкурсе «Компьютерное Зазеркалье», а так же план дальнейшей работы экспериментальной площадки. В конкурсе «Компьютерное Зазеркалье» приняли участие Сейдибаталов Салим (уч-ся 2 класса А) и Утаганова И.Б. – учитель географии. Так же дети принимали участие во Всероссийском конкурсе «Сказки для добрых сердец», Окружном конкурсе «Мастерим вместе с папой», во всех проводимых школьных конкурсах. С большим интересом и желанием учащиеся-инофоны посещают школьный театр «Дорогою добра» под руководством Гусаровой Х.Т. В этом учебном году театральная студия приняла участие в XVIII городском фестивале детского и юношеского творчества театральных постановок, где заняла III место, руководитель и участники получили Дипломы.

20 апреля 2012 г. с целью обмена опытом учителя экспериментальной группы посетили семинар «Развитие речи учащихся на уроках гуманитарного и естественного циклов с использованием активных форм обучения в полиэтнической школе», который прошел на базе МБОУ СОШ №15.

24 апреля 2012 года состоялась трехсторонняя видео – конференция (Новый Уренгой, Санкт – Петербург, Вена (Австрия), на которой обсуждались проблемы развития полиэтнических школ.

В апреле прошел городской конкурс инновационных образовательных проектов-2012. II место и Грант Главы города Новый Уренгой в размере 150.000 руб., получил проект «Электронный образовательный продукт «Виртуальная школа русского языка» как ресурс формирования языковой компетентности детей-инофонов», который подготовили Емельянова Л.Г., Псарева С.В.

Творческая группа стала призерами во Всероссийском сетевом конкурсе «Профессиональный успех – XXI».

На школьном сайте размещена страница с информацией о работе группы, с упражнениями и играми для детей и родителей.

На будущий год планируется выпуск тестовых заданий, электронного пособия к занятиям, взаимосвязь с д/с «Лада», городской семинар.
Руководитель ТГ Псарева С.В.


страница 1


скачать

Другие похожие работы: