NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Задачи Образовательная: познакомить учащихся с составом преступлений «Получение взятки»


Урок по обществознанию

16.05.2013 г

Учитель Оленичев Михаил Иванович

Коррупция - негативное социальное явление. Взятка

Цель: формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся.

Задачи

  • Образовательная: познакомить учащихся с составом преступлений «Получение взятки» и «Дача взятки» Уголовного кодекса РФ и видом наказания, предусмотренного за данный вид преступлений.

  • Развивающая: общеучебные умения; информационные умения: развивать навык работы с нормативными документами, составление тезисов по ходу урока; интеллектуальные умения: умение давать отзыв на ответы других учащихся; участвовать в обсуждении, применять знания при анализе проблемных ситуаций современного общества.

  • Воспитательная: воспитание гражданской культуры.

Компетентность: компетенции, относящиеся к самому человек, как личности, субъекту деятельности. Компетенции гражданственности (по И.А. Зимняя) – предполагает знания прав и обязанностей гражданина; ответственность, собственное достоинство.

Средства наглядности: выдержки из УК РФ.

Тип урока: комбинированный урок

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Вводное слово.

  4. Изучение нового материала.
    4.1. (Состав преступлений, предусмотренных ст.ст. 290, 291 УК РФ. Работа с НПА).
    4.2. Первичное закрепление материала. Решение познавательных задач.
    4.3. Монологический ответ на вопрос «Социально-экономические и политические последствия, порождаемые коррупцией. Работа с таблицей.

  5. Заключение

  6. Домашнее задание.

Ход урока

1 этап урока: «Проверка домашнего задания»

Цель: проверить знания предыдущих уроков.

1. Первый ученик работает у доски с терминами, изученными на предыдущих уроках.

Преступление, юридическая ответственность, состав преступления, вина, состав преступления.

2. Для другой группы учеников применяется экспресс-контроль с использованием тестового задания.

1. Верны ли следующие суждения о правонарушении:

А. Правонарушение всегда предполагает совершение противоправных деяний.

Б. Правонарушение может быть выражено как в действии, так и бездействии.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

2. Признаком правонарушения, отличающим его от нарушения других социальных норм, является:

1) виновность деяния

2) неприемлемость для общества

3) антисоциальный характер

4) его осознание нарушителем

3. За какое правонарушение уголовная ответственность наступает с 14 лет?

1) моральный вред

2) нецензурная брань

3) мелкое хулиганство

4) грабеж

4. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:

«Совершение преступления влечет за собой применение к виновному мер_______________ ответственности».
Ответ:_______________________________________ .

5. Верны ли следующие суждения о сущности преступления?

А. Преступление предполагает совершение только общественно опасного деяния.

Б. Преступление может быть выражено как в общественно опасном действии, так и в бездействии.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Какая ситуация регулируется нормами уголовного права?

1) нарушены правила противопожарной безопасности.

2) подан иск о незаконности увольнения.

3) подано заявление об установлении опеки над гражданином Д., признанным судом недееспособным.

7. Укажите вид юридической ответственности, пропущенный в схеме.



8. Фронтальная работа – устный опрос. Ответьте на вопросы:

  • С какого возраста наступает юридическая ответственность, административная, уголовная?

  • Какие виды преступлений вам известны?

2 этап урока «Вводное слово.»

Цель: сообщить учащимся исторические факты отражающие характерные черты такого социального явления, как коррупция и подвести к правовому восприятию деяния – взятка.

Проблемная ситуация. Отрывок из фильма «Какраки», режиссер Илья Демичев Что вы увидели? И сегодня на уроке мы будем говорить об этих действиях, составляющих такое негативное социальное явление – как коррупция. Тема урока ««Коррупция - негативное социальное явление. Взятка». Запишите тему урока. Цель нашего урока: познакомиться с составом преступлений «Получение взятки» и «Дача взятки» Уголовного кодекса РФ и видом наказания, предусмотренного за данный вид преступлений

План урока:

  1. Состав преступлений, предусмотренных статьями «Получение взятки» и «Дача взятки» Уголовного кодекса РФ.

  2. Коррупция - негативное социальное явление.

В словаре русского языка «взятка определятся как - плата или подарок должностному лицу за совершение каких-н. незаконных действий по должности в интересах дающего».. Дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп, незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интереса общества и государства – все это составляющие такого социально явления как коррупция. Это негативное явление, выражающиеся в разложение власти, использование государственными и муниципальными служащими своего служебного положения в целях личного обогащения или в групповых интересах.

Коррупция не нова и идет из глубокой древности. Понимание коррупции существовало в России. Так в царствование Ивана I коррупцию ограничивали законодательно, а Иван 1V (Грозный) впервые ввел смертную казнь за чрезмерность во взятках. Не обошел вопрос взяточничества и царь – реформатор Петр 1. При Петре1 взяточников нещадно били батогами, клеймили, ссылала. Один из иностранцев писал, посетивших Россию в царствование Петра 1, писал: «На чиновников здесь смотрят как на хищных птиц. Они думают, что со вступлением на должность им предоставлено право высасывать народ до костей и на разрушении его благо стояние основывается его счастье» . Этому было основание. Все государственные чиновники В России вплоть до 18 века жили благодаря «кормлениям», то есть подношениями от тех, чьими проблемами они занимались. С 1715 года все чиновники стали получать фиксированную зарплату. Но него особо не разгуляешься. Таким образом подобная деятельность в России существовала. Свершившийся в 1917 году Октябрьская революция, а затем в 1920году с победой сталинизма и после смерти Сталина взяток брать меньше не стали.. В постсталинский период – командная экономика приводившая к дефициту товаров, приводила в движение механизм «теневой экономики»- цеховики, валютчики, бартер между предприятиями, практика приписок, «толкачи» в министерствах. Все это способствовало развитию коррупции в обществе.

И в современной России с 1991 года складывались условия формирования бюрократического капитализма. Чиновники всех уровней срослись с капиталом. По утрам – чиновник идет в офис в госучреждение, а бизнесмен – партнер – в свою фирму. Но совестный частный бизнес объединил их обоих в единую группу. Ведь чиновник участвует в этом частном бизнесе на всех его стадиях – от начала деятельности и предоставлений привилегии предпринимателю до раздела прибыли.

Вопросы классу: Почему коррупция настолько глубоко пустила корни в нашем обществе?

Так кто же является взяточником и кто дает взятки? Давайте определим.

3 этап урока: «Состав преступлений, предусмотренных ст.ст. 290, 291 УК РФ. Работа с НПА.

Цель: дать представление о составе изучаемых преступлений. У вас на партах у каждого выдержки из уголовного кодекса РФ.

На прошлом уроке мы составляли схему «Состав преступления». Определите субъект, объект, субъективную и объективную строну преступлений.

Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ

"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции"

Принят Государственной Думой 20 апреля 2011 года Одобрен Советом Федерации 27 апреля 2011 года

В уголовном кодексе уточнены понятия “значительный размер взятки”, “крупный размер взятки” и “особо крупный размер взятки”, применяемые в статьях 290 (получение взятки), 291 (дача взятки), 291 (посредничество во взяточничестве) УК РФ.

Значительным размером взятки теперь признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тысяч рублей, крупным размером – превышающие 150 тысяч рублей, особо крупным – превышающие один миллион рублей.

Редакция новой статьи предусматривает, что наказание в виде штрафа устанавливается в кратном размере от суммы, полученной взятки.

Так, часть первая предусматривает наказание в виде штрафа в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки;

  • часть вторая устанавливает размер штрафа в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки;

  • часть третья устанавливает размер взятки от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки;

  • часть четвертая устанавливает размер штрафа от шестидесятикратиой до восьмидесятикратной суммы взятки;

  • часть пятая устанавливает размер взятки от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки;

  • часть шестая предусматривает размер взятки от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки.

4 этап урока Первичное закрепление материала. Решение познавательных задач.

Цель: закрепить знания о составе преступлений. Класс делится на группы. У каждой группы юридические задачи и копии статей уголовного кодекса РФ. Задачи на определение.

Задача № 1

Руководитель Одинцовского отделения г. Москва административно-транспортной инспекции М., который получил взятку в 165 тысяч рублей за не проведение административных проверок в фирме.

Схема решения:

  1. Определить как квалифицировать действия М. с юридической точки зрения?

  2. Проанализируйте признаки состава преступления — объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Задача № 2

Оперуполномоченный отдела по незаконному обороту наркотиков криминальной милиции Б. неоднократно получал взятки от директора медицинской фирмы за выдачу справок о соответствии условий хранения, учета и уничтожения наркотических, сильнодействующих и ядовитых препаратов, пролонгацию лицензии, за сообщения о предстоящих проверках и за другие действия по службе. В качестве взятки фирмой ему были оказаны услуги в виде лечения и протезирования зубов на общую сумму 4560 р.

Схема решения:

  1. Определить как квалифицировать действия Б. с юридической точки зрения ?

  2. Проанализируйте признаки состава преступления — объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Задача № 3

В феврале 2011 года, гражданина В. подозревали в попытке продать наркотики. В отношении него следователи возбудили уголовное дело. Чтобы уйти от наказания на допросе у следователей, мужчина предложил ему взятку в размере 50 тысяч рублей. Сотрудник ОВД от предложенных денег отказался, сообщает СУ СК РФ по Самарской области.

Схема решения:

  1. Определить как квалифицировать действия гражданина В. с юридической точки зрения?

  2. Проанализируйте признаки состава преступления — объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Задача № 4

Старший инспектор торговой инспекции С., выявив в одном из коммерческих ресторанов недоброкачественные продукты, потребовала уничтожить их, а по факту нарушения вызвала директора ресторана Т. для составления акта. Чтобы избежать неприятностей, директор ресторана Т. вручил С. 10 тыс. 500 руб.

Схема решения:

  1. Определить как квалифицировать действия директора ресторана Т.. с юридической точки зрения ?

  2. Проанализируйте признаки состава преступления — объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Задача № 5

Водитель А. дал взятки в размере 2,5 тысяч рублей должностному лицу — инспектору полка ДПС ГИБДД по городу Хабаровску за то, чтобы инспектор не выписывал протокол и водитель А. не был привлечен к административной ответственности.

Схема решения:

  1. Определить как квалифицировать действия водителя А.. с юридической точки зрения?

  2. Проанализируйте признаки состава преступления — объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

http://www.eurocheck.ru/euro/ugolovnoyepravotwo/sbornik_zadach_po_ugolovnomu_pravu_osobennaja_chast%27_2.html

http://habex.ru/kto-i-za-chto-v-gibdd-kraya-poluchal-vzyatki-v-2010-godu

  • Какие причины в нашей стране способствуют коррупции сегодня ?

  • Какой вред наносит коррупционные действия государству, обществу? Этот вопрос подготовил для нас. ( устное сообщение ученика)

6 этап урока «Заключение»

Цель: подвести итог работы на уроке и подойти к выяснению того, что поставленная цель.

Государство ведет борьбу с этим опасным социальным явлением. В России принят федеральный закон Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года. Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года. Внесены изменения в уголовный кодекс, 20 апреля 2011 года был принят ФЗ N 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», который был одобрен 27 апреля 2011 года Советом Федерации. Посмотрите данные из таблицы.

Основные показатели

1993

1997

1999

2000

2003

2009

2010

Количество зарегистрированных фактов взяточничества

4511

5608

6 823

7047

7346

6823

12000

Количество выявленных лиц получавших или дававших взятку

 

 

 

 

 

3655(дача взятки)
1919(получение взятки)

1723 (дача взятки) 1009 (получение взятки)

Как противостоять соблазну. Ни ужесточение законов, н и административные реформы не изменят ничего, если сам человек имеет совесть.

7. Этап урока Домашнее задание.

Цель: для усвоения знаний, полученных на уроке решить юридические задачи.

В деле по обвинению Н., участкового инспектора отделения милиции, который получил от предпринимателя С. деньги в сумме 250 рублей и продукты питания (спиртные напитки, колбасные изделия, консервы) за не привлечение к административной ответственности в связи с выявленными нарушениями правил торговли – отсутствием сертификата качества на продукты питания.

1. Определить как квалифицировать действия директора ресторана Т.. с юридической точки зрения?
2. Проанализируйте признаки состава преступления — объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Оценки. Всем спасибо за работу. До свидания.

Социально-экономические и политические последствия, порождаемые коррупцией

Коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны.

В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:

  1. Нарушает механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования .

  2. Влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ.

  3. Приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества.

  4. Способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых коррупционных "накладных расходов" в результате чего страдает потребитель.

  5. Является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Это приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции.

  6. Российские власти понимают угрозу тотальной коррупции. Недавно глава МВД РФ Рашид Нургалиев в интервью "Российской газете" оценил ущерб, который наносит коррупция экономике России в 40 млрд руб. в год.

В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся к следующему:

  1. Коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества "двойной стандарт" морали и поведения. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и др.

  2. Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастания социальной напряженности в стране.

  3. Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью.

В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в следующем:

  1. Коррупция способствует смещению целей политики от общенациональных к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок.

  2. Коррумпированные субъекты, прячущие свой капитал за рубежом, превращаются в "пятую колонну" и способствуют предательству интересов национальной безопасности страны.

  3. Коррупция подрывает престиж страны на международной арене, способствует ее политической и экономической изоляции.

  4. Коррупция снижает доверие общества к власти, вызывает разочарование в ценностях демократии и может способствовать переходу к другой, более жесткой форме государственного устройства - диктатуре.

Литература, использованная при подготовке к уроку:

  1. Нормативно-правовые акты: А)Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)(действующая редакция). http://www.consultant.ru/popular/ukrf/

  2. Научная, учебная: Певцова Е.А.. Право: Основы правой культуры: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В 2 ч. Ч.2 – 3-е изд.. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 240. Параграф 26. Стр. 45-57.

  3. Кишенкова О.В. ЕГЭ. Обществознание : универсальный справочник/ О.В. Кишенкова, Н.Н. Семке. –М.: Эксмо,2010. – 496 с. – (ЕГЭ. Универсальный справочник).

Публицистическая:

  1. Шишкова-Шипунова С. Ревизоры и городничие/ С. Шишкова-Шипунова //Знамя . -2009. - № 8. – С. 166-175.

  2. Малахов, Александр Табель о взятках / А. Малахов // Коммерсантъ Деньги. - 2005. - № 25. -С. 53-58 : фото

  3. Маркосян Г. М. Взяточничество в России в начале 1920-х гг. / Г. М. Маркосян // Вопросы истории. - 2009. - № 10. - С. 137 - 142. - Библиогр.: с. 142 (24 назв. на рус. яз.)

  4. Новиков, Кирилл Коридорные власти : из истории лоббизма / К. Новиков // Коммерсантъ Деньги. - 2006. - № 5 (февр.). - С. 69-77 : фото.цв.

  5. Денисов, Евгений Казнь через казну : [борьба с преступлениями в экономической сфере] / Е. Денисов // Коммерсантъ Деньги. - 2007. - № 5 (февр.). - С. 70 - 76 : фото

  6. http://www.rb.ru/topstory/economics/2008/10/23/184618.html

  7. http://www.evro-vector.narod.ru/coruption_wikipedia1.htm

  8. http://www.proknadzor.ru/law/corrupt/chapter5.html


страница 1


скачать

Другие похожие работы:



-

1 стр.