Задания на развитие языкового анализа и синтеза
Задания на развитие языкового анализа и синтеза.
Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания:
Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нём количество слов.
Придумать предложение определенным количеством слов.
Увеличить количество слов в предложении.
Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней предложение.
Определить место слов в предложении (какое по счёту указанное слово).
Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.
Поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.
Развитие слогового анализа и синтеза.
Задания:
Работа по дифференциации гласных и согласных, выделение гласных из речи.
Выделение гласных в словах: начале, в конце, в середине.
Назвать все гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания (лужа, пила, лом, канава).
Записать только гласные данного слова (окна – о----а).
Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.
Разложить картинки под определенным сочетанием гласных. Например, предлагаются картинки под определенным сочетанием слова: «рука, окно, рама, лужа, корка, горка, ручка, сумка, каша, астра, луна, конка, лодка». Записываются следующие схемы слов: а_____а, о____а,у______а.
Закрепление слогового анализа и синтеза.
Задания:
Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.
Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога (помидор, сливки, собака).
Выделить первый слог из названий картинок, записать его. Объединить слоги в слово, предложение, прочитать полученное слово или предложение. (Например: «улей», «домик», «машина», «луна», «жаба», после выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа.
Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:__буз, ут__, лод___, ка___, ка___даш.
6. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып, лё; ши, ма, на; ка, лас, точ).
Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Задания:
Придумать слова с 3,4,5 звуками.
Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.
Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).
Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.
Закрепление фонематического анализа слов.
Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а.
Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).
Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: сом, нос, рама, шуба, кошка, банка, волк, стол.
Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: па-(пар), па-(парк), па-
(паром), па-(паруса).
Подобрать слово с определенным количеством звуков.
Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, затем из 4, 5, 6. Р – рот, роза, рукав; У – Уля, угол, улица; Ч – час, чаша, чехол; К – кот, каша, корка.
Преобразовать слова: а) добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг. б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом – сок – сук – суп – сух – сох – сор – сыр – сын – сон. в) переставляя звуки: пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак, волос – слово.
Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, парк, парк, рак, Ира).
От записанного слова можно образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука.
Игра с кубиком.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: