NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Заговори, чтоб я тебя увидел. Сократ У


Заговори, чтоб я тебя увидел.

Сократ

У. Посмотрите на эпиграф.

Как вы понимаете эти слова древнегреческого философа?
Шк. Речь как способ обратить на себя внимание.
У. Говоря, мы не просто демонстрируем умение строить простые и сложные предложения, различные синтаксические конструкции, мы так или иначе выражаем свое отношение к происходящему. Можно сказать: "я люблю тебя", и это будет не простое повествовательное предложение, это будет наше стремление бросить к ногам этого человека весь мир.

"Заговори, чтоб я тебя увидел" – это только относительно устной речи справедливо?
Шк. Наверное, это выражение даже больше к письменной речи относится. Устную речь можно дополнить мимикой. А в письменной именно слово говорит о нашей сути.
У. Спасибо за наблюдение.

Итак, предметом нашего разговора станет текст. Тема урока "Текст как средство самовыражения автора".

Предлагаю вам сегодня проанализировать тексты, чтобы увидеть, за счет отбора каких языковых средств происходит самовыражение автора, и создать свой собственный текст, в котором вы сможете выразить себя.

Существуют различные уровни организации текста: фонетический, лексический, синтаксический. Приглашаю вас к диалогу с текстом.

История из прошлого века.

1916г. В одной из литературных гостиных того времени С. Есенин записывает в альбом строчки

Пусть поглупее болтают,

Что их забрызгала мечта,

Если и есть что на свете –

Это одна пустота.

У. Какое мироощущение выразил поэт?
Шк. Одиночество, безысходность.
У. Александр Блок, прочитав эту запись, спросил:

"Сергей Александрович, вы действительно так думаете?"

"Да", - просто сказал Есенин.

"Тогда я должен вам ответить". Так появилось вступление к поэме "Возмездие".

Давайте прочитаем его.
Дальше работаем в группах

1 группа делает наблюдения на лексическом и синтаксическом уровнях.

2 группа делает наблюдения на морфологическом и синтаксическом уровнях.

На выполнение задания дается 5 минут.
Лексический уровень

Обилие антитезы: начало – конец

сумрак – ясность

ад – рай

сотри – увидишь

случайные черты – мир прекрасен. Автор противопоставляет.

Почему?

2 позиции – их противопоставления.
На морфологическом уровне:

  • Преобладание существительного. Почему? (Разговор о предмете, о сути жизни)

  • Глаголы повелительного наклонения. Почему? (Как призывает к читателю, к Есенину)

  • 6 местоимений ТЫ в одном отрезке стихотворения. Почему? (Очень личное. Разговор.)

На синтаксическом уровне:


  • Неполные предложения с пропусками сказуемых.

  • Обращение (Оно усиливает эмоциональную направленность стихотворения)

У. Итак, вернемся к мысли, что текст – диалог между читателем и его автором. С какой идеей обратился Блок к Есенину в 1916 г и к нам сейчас?
Шк. Не отчаивайся. Надейся. Жизнь прекрасна.
У. Я предлагаю вам сейчас выразить свое мироощущение. Перед вами не текст, а языковая конструкция с пропусками.

Задание: наполните эту языковую конструкцию своими мироощущениями, превратите ее в текст.

Чтение текста.
Вы почувствовали, насколько разные получились тексты?

Текст всегда – средство самовыражения автора.

Вы заговорили – и я смогла вас увидеть. Говорите красиво.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: