NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Закона от 17. 12. 2001 №173-фз «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»



Об отказе включения в «северный» стаж работы периодов службы в органах налоговой полиции.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное установление трудовой пенсии по старости за работу на Крайнем Севере предоставлено женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Статьей 28.1 названного Федерального закона предусмотрено, что к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7 - 14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6 - 9 статьи 15 указанного Федерального закона).

При этом суммирование иных периодов, включая приравненную к военной службу, и стажа работы на Крайнем Севере в целях досрочного назначения трудовой пенсии по старости действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.

Одновременно отметим, что в соответствии с действовавшим с 15.07.1993 до 01.07.2003 Законом Российской Федерации от 24.07.1993 № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» федеральные органы налоговой полиции, к которым относились территориальные органы налоговой полиции и местные органы налоговой службы, являлись правоохранительными органами в области экономической безопасности Российской Федерации. Лицам, занимавшим должность в федеральных органах налоговой полиции (упразднены с 1 июля 2003 г. Указом Президента Российской Федерации от 11.03.2003 № 306), т.е. сотрудникам налоговой полиции, присваивались специальные звания.

При этом действующим в настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.1995 № 155 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям» на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, и их семьи с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, распространено действие постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

Пенсионное обеспечение сотрудников, проходившим службу в органах налоговой полиции, и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». При этом, как отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации (постановление от 18.03.2004 № 6-П), отсутствие упоминания в Законе Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, не означает, что в отношении лиц, проходивших службу, например в налоговой полиции, таможенных органах, пенсионное обеспечение не осуществляется по нормам данного Закона.

Учитывая изложенное, служба в органах налоговой полиции, как и другая служба в иных правоохранительных органах, приравнивается в военной службе.

Также следует отметить, что порядок исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях урегулирован Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516. Данными Правилами зачет периодов военной службы и иной приравненной к ней службы, включая службу в органах налоговой полиции, в «северный» стаж работы также не предусмотрен.

Кроме того, отметим, что постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в целях обеспечения правильного применения положений Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ при разрешении споров, связанных с реализацией гражданами права на досрочное пенсионное обеспечение, даны разъяснения, согласно которым период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности. Данная позиция неоднократно подтверждена решениями Конституционного Суда Российской Федерации.

Поскольку трудовая пенсия по старости на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 назначается за работу, осуществлявшуюся непосредственно в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера, т.е. юридически значимыми являются термины «работа» и «проработали», правовых оснований для включения периодов службы в упраздненных органах налоговой полиции в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение за работу в названных районах и местностях, не имеется.

В этой связи отметим, что вынесение территориальным органом ПФР решения об отказе включить в «северный» стаж работы периоды службы заявителя в органах налоговой полиции правомерно.

(письмо Исполнительной дирекции ПФР в адрес ОПФР по Приморскому краю от 07.04.2010 № 25-25/3579)

страница 1


скачать

Другие похожие работы: