NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области


Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области

«Рязанская областная универсальная научная библиотека

имени Горького»
Научно-методический отдел

Центры чтения при библиотеках – инновационный инструмент продвижения книги и чтения в обществе

Рязань 2012

Составитель: Т.В. Бартенева, заведующий научно-методическим отделом

Центры чтения при библиотеках – инновационный инструмент продвижения книги и чтения в обществе / ГБУК РО «Библиотека имени Горького»; сост. Т.В. Бартенева. – Рязань, 2012. - 24 с.

2012 год – год 10-летия создания Центров чтения в России. Первые региональные центры чтения появились в 2002 году по инициативе Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» в рамках программы «Чтение» (2001 г.), которая остается на сегодняшний день единственной общероссийской программой, обеспеченной организационно и финан­сово.

Целью этого документа было приобщение к чтению и пользованию библиотеками широких социальных слоев, поддержание высокого статуса книги и чтения в общественном сознании. Программа имела четкую ориентацию на широкую публику, на все население обслуживаемых территорий.

Одно из положений программы – создание региональных центров чтения в структуре республиканских, областных, крае­вых, в крупных городах – центральных городских библиотек, было встречено профессиональным сообществом неоднозначно: для чего нужны центры чтения, если любая библиотека и есть центр чтения?

Однако российский и зарубежный опыт функционирования подобных структур подтверждает их необходимость. Во многих странах действуют на­циональные сети центров книги и чтения. Показателен опыт США, где такая национальная сеть включает 50 центров книги во главе с Центром книги Библиотеки Конгресса США.

Какими же стали центры чтения 10 лет спустя? Ответ на этот вопрос можно найти на страницах профессиональной прессы и на web-сайтах региональных библиотек. Богатую пищу для размышлений дают результаты трех исследований: Центра чтения Российской национальной библиотеки «Региональные центры книги и чтения» (2007 г.); Межрегионального центра библиотечного сотрудничества «Мониторинг деятельности в сфере поддержки и развития чтения» (2009 г.); Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека», Секции по чтению РБА и Координационного совета региональных центров чтения «Региональные программы и проекты в области чтения» (2010 г.).

Изначально центры задумывались как организационно-методические и координационные подразделения для обеспечения пропаганды книги и чтения, разработки стратегий, программ, технологий этой деятельности, подготовки специалистов. По этому пути они сегодня и развиваются во множестве вариантов, зависящих от разных форм организации и содержания деятельности. Большинство существующих региональных центров чтения являются структурными подразделениями библиотек. Выделяют их следующие организационные формы:

  • самостоятельный отдел при библиотеке;

  • самостоятельный сектор или группа;

  • рабочая группа при каком-либо отделе;

  • межотдельская группа;

  • центр чтения как координатор деятельности библиотеки в целом по продвижению чтения;

  • центр чтения, функционирующий в виртуальной среде.

За прошедшее десятилетие сформировались основные функции региональных центров чтения [4]:

  • организационная;

  • координационная;

  • методическая;

  • исследовательская;

  • информационная;

  • просветительская;

  • консультативная;

  • проектная;

  • аналитическая;

  • издательская;

  • образовательная.

Центры чтения были инициаторами внедрения инновационных форм и методов в деле продвижения книги и чтения. Анализ работы этих структур позволяет отметить современные тенденции в массовой работе [4]:

  • осуществление комплексных программ и проектов, широкомасштабных акций, освоение новых площадок – улиц, площадей, скверов и парков («Большое чтение», «Книгомания», «Ночь в библиотеке» и др. (Центр книги и чтения совместно с Центром молодежных инноваций Библиотеки им. Горького);

  • Привлечение к книге нечитающего населения (поиск новых форм работы, которые могли бы заинтересовать всех жителей региона: например, выездные мероприятия в школы, госпитали, детские дома и т.п.).

  • развитие социального партнерства, вовлечение в организацию мероприятий всех структур, заинтересованных в поддержке чтения.

Проведение мероприятий предваряет реклама, как внутри библиотек, так и на веб-сайтах, в СМИ, путем размещения объявлений и распространением рекламных листовок в различных учреждениях. Заслуживает внимания социально-значимая рекламная акция Библиотеки имени Горького «А что читаешь ты?», «прошедшая» по остановкам общественного транспорта г. Рязани.

Программа «Чтение» инициировала организацию центров чтения в рамках не только региональных, но и муниципальных библиотек. В Рязанской области есть положительные примеры их создания и функционирования. Это историко-краеведческий центр чтения при Ершовской сельской библиотеке Старожиловского района и историко-краеведческий центр им. Н.Ф. Федорова при Сасовской ЦБ им. А.С. Новикова-Прибоя; Центр чтения классической литературы при ЦБ им. А.С. Пушкина Михайловского района; Центр чтения при детской библиотеке Рыбновского района; Центр семейного чтения для детей на базе Октябрьских поселковой и детской библиотек Михайловского района и др.

Главной целью Центра детского чтения при Рыбновской ЦДБ является разработка политики в области детского чтения, привлечение к чтению и пользованию библиотекой детей, которые мало читают, повышение ценностного статуса книги и чтения в общественном сознании, создание позитивного образа читающего ребенка. Работа центра обеспечена проектами: «Родимый край, ты сердцу дорог», «Милее книги в мире друга нет».

Ершовская сельская библиотека Старожиловского района расположена в местности, сохранившей своеобразные черты веками складывавшейся народной крестьянской культуры [1]. Это место древних славянских поселений, срединные земли легендарного Пронского княжества, зона помещичьего предпринимательства в новое время, родина российской иголки, с сохранившимися архитектурными памятниками XYIII-XIX веков, в том числе постройками В.П. Стасова. Именитые купеческие фамилии Рюминых, Барковых, Хлебниковых связаны с этим краем. Жители этого края – носители особенной этнографической культуры. Для того, чтобы сохранить это уникальное культурное наследие и создавался при Ершовской сельской библиотеке Историко-краеведческий центр чтения. Во главе этого начинания стоял специалист с многолетним стажем библиотечной работы Косырева Вера Федоровна. По ее инициативе при библиотеке была создана этнографическая комната, в которой собраны предметы крестьянского быта, одежда и изделия народных художественных промыслов. По самым различным источникам собраны исторические сведения о возникновении сел и деревень Столпянского сельского округа, знаменитых земляках, важнейших событиях, произошедших на этой земле с древности до наших дней.

Историко-краеведческий центр чтения ведет работу по следующим направлениям:

  • моя малая родина (рассказы о прошлом окрестных деревень);

  • приходы Столпянской волости (сведения о религиозной жизни);

  • о пережитом (воспоминания сельских старожилов о больших и малых событиях российской истории);

  • экскурсии по Столпянскому краю (природные и архитектурные достопримечательности);

  • дорогие сердцу названия (исследования в области топонимики);

  • старинная песня (фольклорные материалы);

  • поговорим по-нашему (исследования в области диалектологии);

  • выдающиеся люди нашего края.


Однако, наряду с видимыми достижениями, центры чтения пока не образуют единый отлаженный механизм (систему). Отдельные элементы такой системы иногда возникают стихийно. Например, блог «Библиотеки. Региональные центры чтения» (http://centerreading.blogspot.com), назначение которого – обмен новостями, опытом, обсуждение своих проблем и публичное представление информации [4].

Следующий пример: в 2009 году по инициативе Фонда «Пушкинская библиотека», Секции по чтению РБА, Центра книги и чтения Тверской ОУНБ имени А.М. Горького был создан Координационный совет региональных центров книги и чтения. Этот координационно-совещательный и консультативно-методический орган, действует на общественных началах при Фонде «Пушкинская библиотека».

Основные направления деятельности Совета [4]:

    • координация усилий региональных центров чтения для выработки новых форм взаимодействия и главных направлений совместной работы;

    • анализ, обобщение и распространение опыта работы региональных центров;

    • оказание центрам консультационной и методической помощи в разработке региональных программ продвижения чтения, технологий и методик работы по пропаганде книги и чтения;

  • помощь в организации и проведении региональных мероприятий по повышению квалификации сотрудников центров.

Таким образом, очевидные проблемы центров – управленческие (неясность статуса, отсутствие объединяющей координационной структуры, централизованной поддержки), методические, кадровые (отсутствие программ подготовки специалистов и преемственности), коммуникационные (система информации и взаимосвязи) – остаются нерешенными [4].
Положение о центре чтения и его Устав [3]
Деятельность центра чтения регламентируется Положением и Уставом. Эти документы должны содержать следующие пункты:

  • Статус центра (чаще всего центры чтения созда­ются библиотеками и имеют статус струк­турных подразделений библиотек. Учредителями центров выступают не только библиотеки, но и твор­ческие союзы, литературные лицеи, музеи, издательства, книготорго­вые организации и др.).

  • Цели и задачи центра (при определении целей и задач центра необходимо соединение двух его функций: орга­низационно-методической и проектной, и во-вторых – ори­ентацию на разные возрастные категории.

  • Направления деятельности (здесь могут быть отражены все функциональные составляющие деятельности центров: аналитическая, информационная, координационная, проектная, рекомендательно-библиографическая, управленческая, образовательная, исследовательская, организационно-методическая).

  • Место центра в структуре библиотеки.

  • Руководство центром.

Центр может быть подчинен непосредственно директору библиотеки или заместителю директора, курирующему научную и методическую деятельность, или заведующему отделом, в рамках которого существует центр. Иногда руководителем центра является непосредственно директор областной библиотеки.

  • Финансовое обеспечение работы центра

В настоящее время финансирование деятельности центров осуществляется за счет бюджета библиотеки и ограниченных целевых средств (грантов) на конкретные проекты от администрации региона, общественных и коммерческих структур.
Общественный совет по чтению [3]
Еще одним организационно-регламентирующим документом является Положение о Совете по чтению, который целесообраз­но создать при центре.

Общественный Совет по чтению (или координационный совет, коми­тет) призван быть координационным органом, с помощью которого дос­тигается одна из главных целей – партнерство и консолидация всех культуротворческих групп и организаций, властных структур, осуществление масштабных региональных проектов. Совет должен включать представи­телей органов власти, СМИ, издательств и книготорговых организаций, образовательных учреждений, творческих союзов и коммерческих струк­тур и др. Он может быть образован при центре или при местной админи­страции, но возглавляться известным и авторитетным человеком. Совет определяет актуальные проблемы и направления работы, рассматривает конкретные проекты и инициативы, способствует их реализации. Кроме того, Совет формирует межведомственные комитеты (команды) для реа­лизации крупных книжно-читательских инициатив.
Логотип центра, слоган [3]

Большинство существующих сегодня центров чтения имеют логотипы и слоганы, которые воспроизводятся на их сайтах и материалах. Лого­тип важен как знак узнаваемости центра и его марка, внедряемая в со­знание публики. Для создания логотипа чаще всего привлекаются ди­зайнеры, но в ряде случаев центры (например, Владимирский, Челя­бинский) объявляли конкурс на его создание, в котором принимали уча­стие и читатели, и профессионалы, и коллективные, и индивидуальные авторы. Победители награждались дипломами и небольшими денеж­ными премиями, а результаты конкурса объявлялись и демонстрирова­лись в СМИ. Это являлось не только хорошей рекламой центра, но и формой приобщения широкой аудитории к его работе.

Итак, на вопрос «Для чего нужны центры чтения, если любая библиотек, является по своей сути таким центром?», можно ответить следующим образом [4]:

  • Центры чтения способствуют привлечению внимания общества и власти к проблеме чтения.

  • Центры чтения работают по продвижению книги и чтения со всеми жителями обслуживаемых территорий.

  • Центры чтения – координационно-методические структуры, объединяющие региональное сообщество вокруг проблемы продвижения книги и приобщения к чтению.

  • Центры чтения разрабатывают региональные (муниципальные) проекты и программы чтения, технологии и методы этой деятельности.

  • Центры чтения способствуют выработке национальной общественно-государственной политики поддержки чтения как непременной части культурной стратегии и служат механизмом ее реализации.

В нашем издании обозначены основные тенденции в деятельности центров, сложившиеся за 10 лет их существования, представлены образцы регламентирующих документов. Надеемся, что для специалистов муниципальных библиотек, заинтересованных в создании подобных структур, эта информация будет полезна.
В приложениях к настоящему изданию:
Адреса веб-сайтов региональных центров книги и чтения.
Устав Центра чтения Красноярского края.
Положение о Региональном центре чтения Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки «Открытая книга».
Положение о Координационном совете Регионального центра чтения

Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки «Открытая Книга».

Список использованной литературы

1. Захарова, Л.А. Историко-краеведческий центр чтения при Ершовской сельской библиотеке Старожиловского района Рязанской области / Л.А. Захарова. – Старожилово, 2010. – 4 с.

2. Как создаются читающие нации: опыт, идеи, образцы : сб. материалов / ред.- сост.: В. Д. Стельмах, Дж. Я. Коул. – М. : Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека»; Белый город, 2006. – 274 c.

3. Стельмах, В. Д. Российские центры чтения: статус, задачи, опыт работы : методические рекомендации / В. Д. Стельмах; Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека». – М., 2006. – 31 с.

4. Степанова, А. С. Региональные центры книги и чтения в России. / Отв. ред. Е. И. Кузьмин; сост. : А. С. Степанова, В. В. Ялышева. – М. : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2010. – 176 с.

5. Центр чтения: технология создания, методика работы, опыт : метод. пособие / ГУНБ Красноярского края; авт.-сост. : А. А. Финникова, Е. Г. Каверзина. – Красноярск, 2005. – 51 с.

Приложение 1
Адреса веб-сайтов региональных центров книги

и чтения
1. Байкальский центр чтения при НБ Республики Бурятия – http://www.nbrb.ru/nb/inc/baikalski_center_chteniy.php

2. Центр чтения НБ Удмуртской республики – http://unatlib.org.ru/index.php?option=com_content&view;=arti3cle&id;=104&Jtemid;=146

3. Центр чтения НБ им. Н. Г. Доможакова (Республика Хакасия) – http://www.nbdrx.ru/chit/center/center.asp

4. Центр чтения и массовой работы НБ Чувашской Республики – http://www.lib.cap.ru/c_reading.asp

5. Центр чтения «Мир книги» при Алтайской КУНБ им. В. Я. Шишкова – http://akunb.lib.secna.ru/TheCentersClubs/Center OfReading

6. Центр чтения Красноярской КУНБ – http://www.chitai.kraslib.ru

7. Ставропольский региональный центр чтения – http://www.stavlib.org.ru/reading

8. Региональный центр книги Архангельской ОУНБ им. Н. А. Добролюбова – http://www.aonb.ru/books

9. Центр чтения Белгородской ГУНБ – http://www.bgunb.ru/bgunb/center

10. Виртуальный центр чтения «Читающая Брянщина» – http://www.scilib.debryansk.ru/project.php?id=903

11. Владимирский региональный центр чтения – http://www.library.vladimir.ru/otdels/zentr_ch.htm 169

12. Центр чтения Вологодской ОУНБ – http://www.booksite.ru/ department/center/index.htm

13. Региональный центр чтения Кузбасса при Кемеровской ОНБ им. В. Д. Федорова – http://www.kemrsl.ru/catalog/24.html

14. Центр чтения Курской ОНБ им. Н.Н. Асеева – http://www.onb.kursk.ru/center-read/index.html

15. Региональный центр чтения Мурманской ГОУНБ «Открытая книга» – http://www.mgounb.ru/?folder=4&menu;=8&content;=1

16. Центр чтения при Нижегородской ГОУНБ им. В. И. Ленина – http://www.nounb.sci3nnov.ru/library/rus/centre

17. Центр книги и чтения Новосибирской ГОНБ – http://www.ngonb.ru/section/id/109

18. Оренбургский региональный центр чтения – http://center.orenlib.ru

19. Псковский региональный центр чтения – http://www.biblio.pskovlib.ru

20. Центр поддержки и развития чтения Самарской ОУНБ – http://www.lib.smr.ru/lib3/otdel.php?52

21. Гуманитарный центр чтения Смоленской ОУБ им. А. Т. Твардовского – http://www.smolensklib.ru/infor_otd/gcch/index.htm

22. Тверской центр книги и чтения – http://е-book.tverlib.ru

23. Центр чтения Челябинской ОУНБ – http://unilib.chel.su/unilib/readcenter

Приложение 2
Устав Центра чтения Красноярского края
1. Общие положения

1.1. Краевая общественная организация «Центр чтения Красноярского края», в дальнейшем именуемая «Центр», является краевым добровольным самоуправляемым общественным объединением.

1.2. Полное название: Центр чтения Красноярского края.

1.3. Сокращенное название: Центр чтения.

1.4. Центр создан и действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях», действующим законодательством и настоящим Уставом.

1.5. Центр осуществляет свою деятельность на территории города Красноярска и Красноярского края.

1.6. Центр является некоммерческой организацией, не ставит своей целью извлечение прибыли.

1.7. Центр является юридическим лицом с момента регистрации.

1.8. Центр имеет свою символику.

1.9. Юридический адрес:

2. Цели и задачи Центра

Центр ставит своей целью аккумулировать интеллектуальный потенциал края для создания мощного движения по привлечению к чтению и пользованию библиотеками всех категорий населения.

2.1. Для реализации своей главной цели Центр:

- объединяет специалистов из государственных органов, учреждений, организаций, фондов для разработки и проведения мероприятий, направленных на поддержание престижа чтения и его общественной значимости;

- организует и проводит широкие книжно-читательские акции, имеющие целью повышение читательской культуры и статуса книги;

- осуществляет координацию работы и методическое руководство деятельностью заинтересованных организаций в проведении кампаний, связанных с пропагандой книги в городе и крае;

- ведет оперативное консультирование по организационным и иным вопросам, касающимся деятельности Центра;

- привлекает новых партнеров для совместной работы по продвижению чтения.

2.2. Центр широко использует новые технологии в пропаганде книги:

- проводит книжно-литературные акции с использованием зрелищных и массмедийных форм;

- разрабатывает и создает изобразительную и рекламную продукцию с книжной символикой;

- организует сайт «Центр чтения Красноярского края» с размещением информации о книжной жизни и литературных событиях в стране и в крае, а также о деятельности Центра.

3. Учредители и члены Центра

3.1. Учредителями Центра являются:

- Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края;

- Библиотека им. В. В. Маяковского г. Зеленогорска;

- Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева;

- Красноярский государственный университет;

- Краевая детская библиотека;

- Красноярский литературный музей;

- Красноярская региональная общественная организация «Писатели Сибири»;

- Красноярский библиотечный коллектор.

3.2. Учредители Центра являются его членами и имеют соответствующие права и обязанности.

3.3. Членами Центра могут являться физические лица, достигшие 18 лет, а также юридические лица, непосредственно занимающиеся реализацией деятельности Центра: библиотеки, музеи, театры, высшие и средние учебные заведения, средства массовой информации и т. д.

3.4. Права и обязанности членов Центра

3.4.1. Члены Центра имеют право:

- участвовать в мероприятиях Центра, а также в разработке и реализации проектов и программ Центра;

- вносить на обсуждение предложения по осуществлению целей Центра;

- участвовать в управлении Центром.

3.4.2. Члены Центра обязаны:

- соблюдать Устав Центра;

- выполнять решения руководящих органов Центра в пределах требований настоящего Устава;

- принимать активное участие в деятельности Центра, оказывать содействие Центру в осуществлении его целей и задач.

4. Органы управления Центром

4.1. Органами управления в Центре являются: Общее собрание, Совет, Председатель.

4.2. Высшим руководящим органом управления Центром является Общее собрание, которое созывается Советом по мере необходимости, но не реже 1 раза в год. Собрание правомочно, если на нем присутствуют 2/3 членов Центра.

4.3. Общее собрание правомочно принимать решения по любым вопросам деятельности Центра. Исключительной компетенцией Общего Собрания являются:

- утверждение Устава Центра, внесение в Устав изменений и дополнений;

- избрание Совета Центра, его Председателя;

- определение приоритетных направлений деятельности Центра, рассмотрение и утверждение долгосрочных программ и планов;

- принятие решения о прекращении деятельности Центра.

4.4. Решения Общего собрания принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих членов Центра.

4.5. В периодах между общими собраниями высшим органом Центра является Совет в составе не менее трех человек.

4.6. Совет Центра:

- рассматривает любые вопросы, связанные с деятельностью Центра и не относящиеся к исключительной компетенции Общего собрания;

- координирует деятельность Центра, осуществляет работу по реализации программ, проектов, планов;

- осуществляет меры по выполнению решений Общего собрания;

- готовит, выпускает и распространяет информационные материалы о работе Центра.

4.7. Председатель Центра:

- осуществляет общее руководство оперативной и текущей деятельностью Центра и Совета, несет персональную ответственность за результаты их работы перед Общим собранием;

- обеспечивает выполнение уставных целей Центра, решений Общего собрания;

- организует работу Совета, включая планирование и проведение его заседаний;

- имеет другие полномочия и обязанности в соответствии с настоящим Уставом, не относящиеся к исключительной компетенции Общего собрания и Совета Центра.

5. Порядок внесения дополнений и изменений в Устав

5.1. Изменения и дополнения в Устав вносит по своему решению Общее собрание Центра.

5.2. Решение о внесении дополнений и изменений в Устав принимается не менее чем 2/3 голосов от числа присутствующих на Общем собрании членов Центра.

5.3. Изменения и дополнения в Уставе Центра подлежат государственной регистрации в установленном законом порядке и приобретают юридическую силу с момента этой регистрации.

Приложение 3
Положение о Региональном центре чтения Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки «Открытая книга»
1. Общие положения

1.1. Центр чтения МГОУНБ «Открытая книга» (далее Центр чтения) создан на базе отдела обслуживания, находится в ведении заведующего отделом обслуживания.

1.2. Структуру и штатную численность Центра чтения утверждает директор Библиотеки, исходя из условий, особенностей и объемов работы, возложенных на Центр чтения.

1.3. Центр чтения служит организационной, информационной и методической базой для интеграции просветительской деятельности Библиотеки с целью поддержания высокого общественного статуса книги и чтения.

1.4. Центр чтения в своей деятельности руководствуется российским законодательством федерального и областного уровня, регламентирующими документами вышестоящих организаций по вопросам библиотечной деятельности, Уставом ГУК МГОУНБ, организационно-распорядительной документацией Библиотеки, методическими и нормативными документами по профилю деятельности Центра, настоящим Положением.

2. Основные цели и задачи

2.1. Содействие реализации государственной и региональной политики по продвижению книги и распространению чтения в Мурманской области, выполнению Национальной программы поддержки и развития чтения.

2.2. Повышение читательской культуры, активное привлечение к чтению и пользованию библиотеками всех социальных групп населения. Формирование системы установок на чтение как базовую ценность в жизнедеятельности человека.

2.3. Создание и развитие модельной среды для экспериментальной деятельности и новаторства в продвижении книги и распространения чтения, в т.ч. во внебиблиотечной среде. Отработка новых технологий систематического привлечения читателей в библиотеки.

2.4. Установление и расширение партнерских информационно-коммуникационных отношений с государственными учреждениями и общественными организациями, осуществляющими просветительскую деятельность.

2.5. Повышение статуса книги и чтения в Мурманской области. Создание позитивного образа читающего человека в регионе.

2.6. Деятельность Центра чтения представляет собой комплексную работу в координации со всеми подразделениями Библиотеки по продвижению книги и чтения. Центр чтения организует и проводит работу с учетом деятельности Библиотеки по привлечению и обслуживанию пользователей, в том числе во

внебиблиотечных аудиториях.

3. Основные функции

3.1. Организационно-координирующая

3.1.1. Интеграция деятельности отделов Библиотеки, обслуживающих читателей, по продвижению книги и распространению чтения, по привлечению читателей в Библиотеку.

3.1.2. Участие в просветительской деятельности государственных и общественных институтов Мурманской области по продвижению книги к населению Мурманской области.

3.1.3. Установление корпоративных и межведомственных связей со всеми заинтересованными структурами.

3.1.4. Подготовка документов, обеспечивающих организационно-правовое регулирование деятельности Центра.

3.2. Консультационно-методическая

3.2.1. Создание консультационной базы по продвижению книги и распространению чтения. Обеспечение справочно-информационной дифференцированной поддержки по проблемам продвижения книги и распространения чтения в широкой массовой и профессиональной аудиториях.

3.2.2. Оказание консультативной и практической помощи в освоении современных технологий по продвижению книги.

3.2.3. Повышение уровня профессионального образования. Участие в системе повышения квалификации библиотечных специалистов, работников образования области. Подготовка виртуальных семинаров по продвижению чтения на сайте mgounb.ru.

3.2.4. Обобщение и распространение опыта по продвижению книги и распространению чтения. Подготовка информационных материалов для профессионального издания ГУК МГОУНБ «БИБ: Библиотечно-информационный бюллетень», ведение раздела «Книги и чтение на Мурманске». Подготовка публикаций в центральную профессиональную печать.

3.2.5. Сбор, анализ, подготовка и распространение методико-библиографических материалов по вопросам этого направления деятельности.

3.3. Инновационная, научно-исследовательская

3.3.1. Разработка стратегии вовлечения в процесс чтения внебиблиотечных аудиторий, в т.ч. проблемных социальных групп. Разработка и реализация комплексных целевых библиотечных программ.

3.3.2. Проведение научно-исследовательской работы по изучению читательских интересов жителей региона.

3.3.3. Участие в исследовательских проектах методических центров по изучению интересов и потребностей населения в чтении, содействие внедрению результатов исследований в практику работы.

3.3.4. Поддержка экспериментальной деятельности и новаторства. Создание и внедрение различных форм и моделей работы по продвижению книги.

3.3.5. Содействие распространению и совместному использованию информации и передовой практики. Освоение российского и международного опыта работы центров чтения, установление контактов со странами Баренцрегиона в области книжной и читательской культуры.

3.4. Книжно-просветительская

3.4.1. Поддержка государственных и общественных инициатив, нацеленных на распространение читательской культуры.

3.4.2. Организация и проведение масштабных книжно-читательских акций и кампаний в поддержку книги и чтения, носящих общественный и публичный характер.

3.4.3. Привлечение к участию в книжно-образовательном процессе интеллектуально-творческих сил области: видных деятелей культуры, писателей, представителей региональных и центральных издательств и журналов, представителей органов власти.

3.4.4. Содействие созданию и поддержке различных читательских и профессиональных объединений, движений волонтеров: книжных и литературных клубов, салонов, гостиных и других форм работы по продвижению чтения.

3.5. Рекламно-информационная

3.5.1. Проведение рекламных кампаний по разъяснению целей, задач, программных мероприятий Центра чтения.

3.5.2. Информационная поддержка читательской культуры, высокого общественного статуса книги, чтения через СМИ.

3.5.3. Активное освоение и использование новых информационных технологий, книжного виртуального пространства. Ведение веб-страницы РЦЧ «Открытая книга» на базе сайта МГОУНБ.

3.5.4. Создание и распространение рекламной продукции с книжной символикой, способствующей успешной пропаганде книги и чтения.

4. Управление. Структура

4.1. Деятельностью Центра чтения руководит главный библиотекарь 13 разряда по согласованию с заведующей отделом обслуживания, в ведении которой он находится.

4.2. Деятельность Центра чтения строится на основе годового плана/отчета работы, являющегося составной частью годового плана/отчета работы отдела обслуживания.

4.3. Должностные обязанности определяются должностной инструкцией, утвержденной директором Библиотеки в установленном порядке.

4.4. Центр чтения работает в режиме, определенном «Правилами внутреннего распорядка для рабочих и служащих МГОУНБ».

4.5. Изменения и дополнения в «Положение о работе Центра чтения МГОУНБ «Открытая книга» вносятся в установленном порядке.

4.6. Вопросы, связанные с реорганизацией и ликвидацией Центра, решаются директором Библиотеки.

5. Взаимодействие

5.1. При выполнении своих функций Центр чтения взаимодействует со структурными подразделениями библиотеки на основе корпорации и координации по всем вопросам, относящимся к компетенции Центра.

5.2. При подготовке масштабных проектов осуществляет деятельность на основе распределенных обязанностей.

5.3. Рекламную деятельность осуществляет во взаимодействии с Отделом рекламы и маркетинга.

5.4. Центр чтения предоставляет и получает информацию в соответствии с «Графиком постоянных дел», «Графиком документооборота МГОУНБ» и другими организующими его деятельность документами.

5.5. Разногласия между Центром и другими структурными подразделениями библиотеки решают заведующий отделом обслуживания и заместитель директора по библиотечной работе.

6. Права

6.1. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию деятельности Центра чтения.

6.2. Принимать участие в заседаниях Совета при директоре, в работе различных комиссий по обсуждению вопросов, входящих в компетенцию Центра чтения.

6.3. Определять технологию, формы и методы работы в соответствии с Уставом ГУК МГОУНБ.

6.4. Запрашивать у структурных подразделений Библиотеки информацию, документы и материалы, касающиеся выполнения задач, возложенных на Центр чтения.

6.5. Вести переписку, в том числе по электронной почте, в установленном порядке и в пределах своей компетенции.

6.6. Привлекать в установленном порядке специалистов других структурных подразделений библиотеки для организации и проведения мероприятий в случае пересечения интересов.

6.7. Принимать участие в работе комиссий, рабочих групп, редакционной коллегии по подготовке и проведению мероприятий.

7. Ответственность

7.1. Ответственность за выполнение плановых заданий, качество и своевременность выполнения возложенных на Центр чтения задач и функций в соответствии с данным «Положением» несут главный библиотекарь Центра чтения и заведующий отделом обслуживания.

7.2. Ответственность главного библиотекаря Центра чтения определяется должностной инструкцией, «Правилами внутреннего трудового распорядка МГОУ».

Приложение 4
Положение о Координационном совете Регионального центра чтения

Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки «Открытая Книга»

1. Общие положения

1.1. Координационный совет регионального центра чтения МГОУНБ «Открытая книга» (далее – Совет) является коллегиальным и совещательным органом.

1.2. Совет руководствуется действующими законодательными актами РФ, Уставом ГУК МГОУНБ, Положением о региональном Центре чтения ГУК МГОУНБ «Открытая книга», а также настоящим Положением.

2. Задачи

2.1. Определение современных направлений работы по продвижению книги и чтения в ГУК МГОУНБ и библиотеках Мурманской области, разработка подходов к их решению и реализации на основе программно3целевой деятельности и современных информационных технологий.

2.2. Координация деятельности государственных библиотек, муниципальных библиотечных систем и объединений, а также учреждений образования, книгораспространения и книгоиздания в организации и проведении проектов, программных мероприятий по продвижению книги и чтения в Мурманской области.

3. Основные функции

3.1. Рассмотрение и утверждение проектов, программных мероприятий, смет по привлечению читателей в библиотеки, продвижению книги и чтения.

3.2. Координация деятельности государственных библиотек в организации и проведении крупных мероприятий по продвижению книги и чтения в Мурманской области.

3.3. Организация работы по выявлению, изучению и распространению передового опыта по внедрению инноваций, новых информационных технологий продвижения книги и распространения чтения.

3.4. Организация работы по созданию методико-регламентирующих документов по привлечению пользователей в библиотеки, продвижению книги и чтения среди населения.

3.5. Организация и участие в разработке стратегии вовлеченияв процесс чтения внебиблиотечных аудиторий, в том числе проблемных социальных групп.

3.6. Содействие созданию и поддержка читательских и профессиональных объединений, литературных клубов, гостиных и движений волонтеров при библиотеках в поддержку книги и чтения.

3.7. Организация работы по изучению интересов и потребностей населения в чтении, содействие внедрению результатов исследований в практику работы.

3.8. Анализ деятельности Центра, выявление проблем, подготовка рекомендаций по дальнейшей оптимизации работы.

3.9. Организация работы по выявлению, изучению и распространению передового опыта по внедрению инноваций, продвижению книги и распространению чтения, по привлечению и обслуживанию пользователей, в том числе во внебиблиотечной среде.

4. Организация работы

4.1. Заседания Совета проводятся в соответствии с Графиком постоянных дел МГОУНБ (ежеквартально).

4.2. Председатель Совета имеет право переносить сроки, отменять или назначать внеплановые заседания.

4.3. Решения Совета принимаются открытым голосованием и утверждаются председателем Совета. В спорных случаях председатель имеет право решающего голоса.

4.4. Ответственный координатор организует заседания Совета, обеспечивает созыв и протоколирует его заседания, а также контролирует своевременную подготовку материалов и ознакомление с ними членов Совета. Осуществляет протоколирование заседаний и текущий контроль за выполнением принятых решений. Ведет документацию Совета, обеспечивает ее сохранность.

4.5. Общий контроль за выполнением решений Совета осуществляет председатель.

5. Состав Совета

5.1. Председателем Совета является директор Библиотеки.

Сопредседатели – заместители директора по научной и библиотечной работе. Ответственным координатором является главный библиотекарь, ведущий направление этой деятельности.

5.2. В состав Совета входят заведующие структурными подразделениями МГОУНБ как главные специалисты области.

5.3. Состав Совета утверждается директором Библиотеки.

5.4. При необходимости для разработки конкретных проектов

создаются рабочие группы под председательством одного из членов Совета.

5.5. На заседания Совета могут приглашаться специалисты,

участвовавшие в подготовке проектов, текущих публичных мероприятий, а также выезжавшие в командировки в область и за ее пределы по вопросам привлечения пользователей в библиотеки и продвижения книги и чтения среди населения.


страница 1


скачать

Другие похожие работы: