NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



И. И. Мамайчук Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии


1. Снижение эмоционального напряжения у ребенка.

2. Активизация родителей на самостоятельную психологиче­скую работу с ребенком.

3. Повышение веры родителей в возможность достижения по­зитивных результатов коррекции.

4. Формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками процесса (А. С. Спиваковская, 1988).

Для реализации этих задач используются разнообразные психо­технические приемы: это организации встречи родителей, дети кото­рых успешно закончили курс психокоррекции, с начинающими; ор­ганизация веселой, эмоционально насыщенной игры с детьми в начале психокоррекции с привлечением родителей и пр. Особое зна­чение для установочного этапа психокоррекции имеет место, где про­водятся занятия. Это должно быть просторное, хорошо оборудованное помещение, с мягким освещением, где ребенок должен чувствовать себя спокойно и безопасно. Игровая комната может гарантировать ребенку защиту от посторонних глаз. Поэтому не рекомендуется ис­пользовать комнаты со стеклянными дверями и множеством окон. Для групповых занятий выбирают комнату не менее 30 кв. м. Стены игровой комнаты должны быть выкрашены в светлые тона, так как они способствуют созданию яркой жизнерадостной атмосферы в группе. Желательно, чтобы были полки с игрушками в зоне досяга­емости ребенка. Мебель должна быть твердой с деревянной поверх­ностью. Предпочтительным покрытием для пола является линолеум, но целесообразно иметь ковровые дорожки, которые стелятся на пол, если ребенок предпочитает играть на полу. Освещение комнаты долж­но быть мягким. Не рекомендуется использовать лампы дневного све­та, так как их шум может раздражать детей.

При подборе игрушек необходимо учитывать широкий спектр игровой деятельности ребенка. А. А. Осипова предлагает три группы игрушек:

1. Игрушки из реальной жизни.

2. Игрушки, помогающие ребенку отреагировать на агрессию.

3. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций (Осипова, 2000).

Главным при организации помещения для занятий является создание комфорта, свободы и безопасности для участников пси­хокоррекции.

341

Коррекционный блок. Основной целью данного блока занятий является гармонизация процесса развития личности ребенка с эмоциональным неблагополучием.

Конкретные задачи:

1. Преодоление внутрисемейного кризиса.

2. Изменение родительских установок и позиций.

3. Снятие проявлений дезадаптации в поведении ребенка.

4. Расширение сферы социального взаимодействия ребенка.

5. Формирование у ребенка адекватного отношения к себе и к другим участникам занятий.

Внутри этого блока выделяются два основных этапа (А. С. Спи-ваковская, 1988).

1 этап — ориентировочный (2-3 занятия), где ребенку пре­доставляется возможность спонтанной игры. Психолог на данном этапе наблюдает за детьми. На этом этапе занятий у ребенка форми­руется положительный эмоциональный настрой на занятия, что яв­ляется чрезвычайно важным для отреагирования внутренних кон­фликтов. Кроме того, на данном этапе продолжается диагностика форм поведения и особенностей общения детей с целью окончатель­ного формирования группы.

Психотехнические приемы на данном этапе коррекции состоят из различных невербальных коммуникаций, коммуникативных игр.

2 этап — реконструктивный, основной целью которого является коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций. Психотехническими приемами на данном этапе являются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание детьми проблемных жизненных ситу­аций. Эти игры способствуют эмоциональному отреагированию и вытеснению негативных переживаний. Ребенок обучается само­стоятельно находить нужные способы поведения и формы эмоцио­нального реагирования.

При оценке эффективности психологической коррекции (оце­ночный блок) анализируются отчеты родителей о поведении детей в начале занятий. Оцениваются также поведенческие и эмоцио­нальные реакции ребенка с помощью метода наблюдения, анализа продуктов деятельности ребенка до занятий и после. Для оценки эмоциональных состояний ребенка до и после занятий целесооб­разно использовать цветовой тест Люшера, методику цветописи,

342

разработанную Лутошкиным, рисуночные тесты. Для оценки зна­чимых межличностных отношений целесообразно использовать цветовой тест отношений (ЦТО), адаптированный Эдкиным.

Для детей и подростков с эмоциональными нарушениями на­ми предложены следующие фазы групповой психокоррекции: ус­тановочная, подготовительная, реконструктивная, закрепляющая.

При комплектовании группы детей с эмоциональными нару­шениями необходимо учитывать их возраст, степень тяжести эмо­циональных нарушений, направленность конфликта и индивиду­ально-психологические особенности.

Желательно, чтобы возраст детей — участников группы был оди­наковым, допустима небольшая разница плюс, минус один год. Не­обходимо, чтобы в группе были разнополые дети. Число участников группы не должно превышать 7-8 человек (малые группы). Опыт на­шей работы показал, что группа обязательно должна быть закрытой, т. е. с постоянным составом ее членов. Не рекомендуется включать в группу детей с тяжелыми формами эмоциональных нарушений, на­пример с ранним детским аутизмом. Желательно, чтобы в группе бы­ли дети с различной направленностью конфликта. Перед началом групповых занятий необходимо предварительно побеседовать с каж­дым родителем, разъяснить им необходимость и значение занятий, раскрыть им основные принципы работы группы:

— придерживаться строгого распорядка групповых занятий (систематическое посещение занятий, в случае пропус­ков — предупреждать психолога);

— исключить опоздания;

— не обсуждать с ребенком, что происходило в группе, не рас­спрашивать, какие были занятия, как ребенок их выполнял;

— все проблемы и претензии можно обсуждать только с пси­хологом.

Очень важным является создание у родителей адекватной уста­новки на психологическую коррекцию. Объяснить родителям, что это не школьные занятия, они не должны оцениваться, все дети при­нимают активное участие в них, имеют равные права и обязанности.

Важным является оценка Групповой динамики, которая рас­сматривается как совокупность групповых действий и интерак­ций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодей­ствий членов группы, их деятельности и влияния членов группы

343

друг на друга, и представляет развитие или движение группы во времени (Осипова, 2000). Психолог в процессе занятий анали­зирует систему отношений детей, их установки, особенности эмо­циональных и поведенческих реакций. Психолог анализирует также социально-психологические характеристики группы: спло­ченность группы, лидерство, групповое напряжение, групповые роли.

Таблица 11. Фазы групповой психокоррекции

Фазы

Задачи ■

Психокоррекционные приемы

1. Установочная

Образование группы как целого. Формирование положи­тельного настроя на за­нятия Диагностика поведения и особенностей

Спонтанные игры Игры на невербальные коммуникации. Коммуникативные игры

2. Подготовительная

Структурирование группы. Формирование активно­сти и самостоятельнос­ти. Формирование эмо­циональной поддержки членов группы

Сюжетно-ролевые игры. Игры-драматизации для снятия эмоциональ­ного напряжения

3. Реконструктивная

Коррекция неадекватных эмоциональных реакций. Эмоциональное реагиро­вание и вытеснение нега­тивных переживаний. Обучение ребенка само­стоятельному нахожде­нию нужных форм эмо­ционального реагирования

Разыгрывание детьми конкретных жизненных проблемных ситуаций.

4. Закрепляющая

Закрепление у ребенка адекватного эмоциональ­ного реагирования на кон­фликт. Формирование адекват­ных отношений к себе и окружающим

Специальные сюжетно-ролевые игры, предло­женные детьми

344

На основе выделенных структуры и этапов групповой динами­ки нами были разработаны планы-схемы психокоррекционных за­нятий для детей с эмоциональными нарушениями и систематизи­рованы в таблицу 12.

Таблица 12

Номер занятия

Психотехничес-

Радикалы для психологического

Критерии эффективности

и основная цель

кие приемы

наблюдения

занятий

Занятие 1

1. Игра в мяч.

Оценка отноше-

Спонтанное, есте-

Цель: знакомство

Дети встают в

ния ребенка к за-

ственное поведе-

детей друг с дру-

круг и поочередно

нятию.

ние ребенка;

гом;

бросают мяч друг

Коммуникатив-

проявление ак-

формирование по-

другу. При этом

ные навыки

тивности на этапе

зитивного настроя

называют свое

Спонтанность по-

занятий.

на занятия.

имя. Через неко-

ведения

Положительный




торое время пред-

Эмоциональные

эмоциональный




лагается кинуть

реакции на пре-

фон в процессе за-




мяч тому, с кем

пятствия.

нятий.




хочешь поиграть,

Предпочтения







поговорить.

в выборе партнера.







2. Игра в «Жмур-

Специфические







ки»

реакции (уходит







Группа детей из

от игры, активное







2-3 человек с за-

стремление быть







вязанными или

лидером, отноше-







закрытыми глаза-

ние к неуспехам)







ми догоняет и ло-










вит остальных де-










тей. Затем дети на










ощупь узнают, ко-










го поймали.










Игра 3. Пооче-










редное проникно-










вение в круг.










Группа детей обра-










зует круг, взяв-










шись за руки. Один










из желающих пы-










тается проникнуть










в круг, но группа










его не пускает.







345

Номер занятия и основная цель

Психотехничес-кие приемы

Радикалы для психологического наблюдения

Критерии эффективности занятий

Занятие 2 Цель: Сплочение группы, снятие напряженности, скованности.

Ход занятия: Приветствия. Разминка. Дети вспоминают имена друг друга в про­цессе игры с мя­чом. Игра «Кто громче крикнет». Детям предлагает­ся издавать гром­кие звуки. Но крик должен постепен­но превратиться в общую мелодию (хор). Игра «Рисование коллективного рисунка». Психолог предла­гает детям подой­ти к доске, на ко­торой прикреплен большой ватман, и фломастерами нарисовать то, что каждый желает, но нарисовать так, чтобы получился общий рисунок. После выполне­ния задания рису­нок коллективно просматривается и обсуждается

1. Анализ вклю­ченности ребенка в процесс заня­тий. 2. Обратить вни­мание на естест­венность поведе­ния. 3. В процессе вы­полнения коллек­тивных занятий проследить, какая позиция у каждого участника коррек­ции: не подчиня­ется групповому влиянию; быстро подчиняется; стре­мится к лидер­ским позициям.

Проявляет выра­женный интерес к занятию; охотно включает­ся в процесс заня­тий. Положительный эмоциональный фон. В процессе беседы с родителями вы­яснить, как ребе­нок отзывался о за­нятии.

Занятие 3 Формирование эмоциональной поддержки членов группы созданием условий для выбо-

Приветствия. Игра по выбору детей. Психолог предлагает детям выбрать игру из тех, которые были

Обратить внима­ние на сплочен­ность группы при решении коллек­тивных задач. Оценить уровень

Активность и са­мостоятельность детей в процессе занятий. Проявление ини­циативы

346

Номер занятия и основная цель

Психотехничес­кие приемы

Радикалы для психологического наблюдения

Критерии эффективности занятий

ра и принятия коллективных ре­шений. Формиро­вание инициативы

на прошлых заня­тиях и принять коллективное ре­шение. Игра «Испорчен­ный телефон» Психолог выби­рает ведущего, ко­торый называет первое слово и «запускает испор­ченный телефон» Игра «Реши за­дачу» Ведущий предла­гает детям задачи из матриц Равена, тестов Айзенка. Дети коллективно находят правиль­ный ответ. Дети сами приду­мывают задачу и предлагают ее группе.

самостоятельнос­ти и активности каждого ребенка. Обратить внима­ние на лидерские позиции членов группы. Эмоционально поддерживать де­тей, имеющих проблемы груп­пового взаимо­действия




Занятие 4. Цель: Формиро­вание навыков са­моконтроля в про­цессе группового взаимодействия.

Приветствия. Игра «Ручеек» Дети становятся в пары, один про­ходит и выбирает себе пару. Игра «Моргал­ки» Дети разбиваются на пары. Инст­рукция: присталь­но смотреть друг на друга как мож­но дольше, не моргая. Побе­дитель выбирает,

Обратить внима­ние на симпатии детей друг к дру­гу (выбор пары). На способность де­тей конструктивно общаться На развитие навы­ков самоконтроля

Интерес детей к за­нятию Желания группо­вого взаимодейст­вия. Адекватная оценка своих неуспехов.

347

Номер занятия и основная цель

Психотехничес­кие приемы

Радикалы для психологического наблюдения

Критерии эффективности занятий




с кем он продол­жит игру. Игра «Зеркало» Ведущий изобра­жает кого-то из животных. Члены группы уга­дывают. Ведущие поочередно меня­ются. Игра «Все наобо­рот» Психолог предла­гает разделиться детям на пары. Каждой паре вру­чает карточки,где символически изображены дви­жения. Например, руки вверх, вправо, влево. Играющие как можно быст­рее должны вы­полнить эти дви­жения, но наоборот. Веду­щий оценивает число ошибок. За­тем дети меняют­ся ролями.







Занятие 5 Развитие вообра­жения. Закрепле­ние спонтанности поведения. Снятие напряже­ния.

Ход занятия: Приветствие. Игра «Изображе­ние животных» Психолог предла­гает детям вы­брать ведущего. Ведущий выбира­ет одного из чле­нов группы, пред-

Обратить внима­ние на способ­ность ребенка «вжиться в пред­ложенную роль». На особенность эмоционального реагирования ре­бенка при выпол­нении задания.

Активное участие ребенка при вы­полнении заданий. Положительный эмоциональный фон. Проявление ини­циативы.

348

Номер занятия и основная цель

Психотехничес­кие приемы

Радикалы для психологического наблюдения

Критерии -эффективности занятий




варительно догова­ривается с ним о том, какое живот­ное он будет изоб­ражать. Те дети, которые угадали, выступают в роли Ведущего и выби­рают участника. Игра 2. Изображе­ние неодушевлен­ных предметов. Игра проводится в той же последо­вательности, как И предыдущая. Игра 3. Коллек­тивное изобра­жение животных. Участвуют 2-3 де­тей, остальные должны угадать, кто изображен. Де­ти сами выбирают, с кем они хотели бы работать в паре

На предпочтения детей при выборе пары. На особенности поведения детей (естествен ность, непринужден­ность общения). На способы груп­пового взаимо­действия




Занятие 6 Цель: Переработка и от-реагирование не­гативных эмоций.

Ход занятия: Приветствия Разминка: дети сами предлагают, какие игры ис­пользовать. «Ру­чеек», «Круг» и др. Игра «Страшные сказки». Дети рассажива­ются вокруг рас­сказчика, который рассказывает «страшную сказ-

Содержательный анализ страхов у детей. Проследить и проанализиро­вать реакции де­тей на конфликт. Проанализиро­вать особенности отреагирования негативных пере­живаний, эмоцио­нальную палитру чувств ребенка.

Активное вклю­чение ребенка в роль. Проявление пози­тивных эмоций. Благоприятный эмоциональный фон.

349

Номер занятия и основная цель

Психотехничес­кие приемы

Радикалы для психологического наблюдения

Критерии эффективности занятий




ку» или «страш­ную историю». Игра «Коллектив­ная страшная сказ­ка». Детям предла­гается сочинить коллективную страшную сказку и обыграть ее. Ход игры. Психо­лог называет пер­вые слова, напри­мер, «однажды...», ребенок продол­жает, затем про­должает другой ребенок и т. д. Игра «Рисование страхов». Психолог предла­гает детям нари­совать свои стра­хи в специальном альбоме. Затем каждый рисунок обсуждается.







Занятие 7 Цель: Переработ­ка, отреагирова-ние страхов

Ход занятия: Приветствие, раз­минка (упражне­ние, прыжки, ходьба парами с закрытыми гла­зами и пр.). Сюжетно-роле-вые игры: Игра «Волк и се­меро козлят». Игра «Мальчик и разбойник». Игра «Я пройду в темноте один».

Обратить особое внимание на эмо­циональные и по­веденческие реак­ции ребенка в процессе игры: замыкается, ухо­дит от игры. Аффективные ре­акции (плачет, не­адекватный смех, повышенная воз­будимость). Поведенческие реакции: отказ,

Отсутствие нега­тивных аффек­тивных и пове­денческих реакций. Проявление ак­тивности, само­стоятельности. Спонтанное, сво­бодное поведение

350







Радикалы для

Критерии

Номер занятия

Психотехничес-

психологического

эффективности

и основная цель

кие приемы

наблюдения

занятий




Игра «Мой

уход, протест







страшный день в

в форме неадек-







жизни». Дети в

ватных реакций,







группе поочеред-

аутоагрессивные







но обыгрывают

тенденции.







«страшные ситуа-










ции»







Занятие 8

Игра «Наши чув-

Проанализиро-

Успешное выпол-

Цель:

ства».

вать реакции ре-

нение заданий

Формирование

Детям предлага-

бенка.

указывает на эф-

у ребенка адекват-

ется выбрать чув-

Его отношение

фективность пси-

ного отношения

ства, которые они

к членам группы.

хокоррекционно-

к себе

хотят сыграть: ве-

Оценить его вооб-

го процесса.




селый, грустный,

ражение, способ-







разочарованный,

ность к саморас-







обиженный, рас-

слаблению, его







строенный, и пр.

восприятие и оцен-







Игры на релакса-

ку членов группы.







цию










«Как мы дышим».










Игра «Я скульп-










тор»










Члены группы де-










лятся на пары.










Скульптор прида-










ет напарнику позы










животных, пред-










метов. После этого










спрашивает на-










парника, кого он










изображает. Затем










дети меняются ро-










лями.










Игра «Нарисуй










себя в будущем,










а группа угадает,










кем ты хочешь










быть».










Игра «Нарисуй










себя и свою груп-










пу».







351

Номер занятия и основная цель

Психотехничес­кие приемы

Радикалы для психологического наблюдения

Критерии эффективности занятий

Занятие 9 Цель: проигрыва­ние ситуаций по­следних занятий. Создание усло­вий для адекват­ного восприятия ситуации расста­вания

Ход занятий: Разминка (выбор игры по желанию детей) Игра «Пожела­ния друг другу». Дети выстраива­ются в круг, кида­ют мяч друг другу и одновременно высказывают по­желания, пригла­шения в гости, на совместную прогулку и пр. Совместное чае­питие детей с ро­дителями.

Оценить эмоцио­нальное состоя­ние детей. Проанализиро­вать особенности формирования навыков, умений детей на этапах занятий. Спланировать дальнейшие фор­мы психологичес­кой помощи для каждого ребенка (консультирова­ние, психологиче­ская поддержка и пр.)

Позитивный эмо­циональный фон у детей. Улучшение меж­личностных кон­тактов. Уверенность, адекватная само­оценка. Отсутствие или снижение нега­тивных эмоцио­нальных реакций (страх, тревога, фрустрация и пр.)

Следует подчеркнуть, что представленная схема занятий явля­ется своеобразным каркасом, по которому психолог может успеш­но проводить собственные «отделочные работы», но с учетом ос­новных целей занятий. Содержательная характеристика занятий может быть использована психологом, но количество занятий за­висит от структуры группы, динамики группового взаимодействия.

В процессе групповых психокоррекционных занятий для детей с преневротическими нарушениями рекомендуется использовать разработанные нами психорегулирующие тренировки (Мамай-чук И. И., 1987). Основной целью этих занятий является:

— смягчение эмоционального дискомфорта у ребенка;

— обучение его приемам релаксации;

— развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Занятия проводятся поэтапно с учетом возрастных и инди­видуально-психологических особенностей ребенка, через день с небольшой (до 5 человек) группой детей.

1 этап — успокаивающий, в процессе которого используется вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия психи-

352

ческого напряжения. Затем предлагаются детям зрительно-музы­кальные стимулы, направленные на снятие тревожности и созда­ние позитивных установок на последующие занятия.

2 этап — обучающий, целью которого является обучение детей релаксирующим упражнениям. Используются упражнения на вы­зывание тепла, на регуляцию дыхания, ритма и частоты сердеч­ных сокращений (см. главу 8).

3 этап — восстанавливающий. На фоне релаксации дети вы­полняют специальные упражнения, направленные на коррекцию настроения, развитие коммуникативных навыков, перцептивных процессов и пр.

Опыт нашей работы показал, что психорегулирующая трени­ровка (ПРТ) способствует повышению устойчивости детей к экс­тремальным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения.

Например, Вера К., 10 лет, учится в 5-м классе массовой школы. Жа­лобы матери на повышенную раздражительность, эффективность: часто пла­чет, отказывается идти в школу, так как пришла новая учительница, и девоч­ка не может найти с ней контакт. 3 месяца назад умерла бабушка, к которой Вера была очень привязана. Отмечается ухудшение аппетита, неустойчивый сон, аффективная лабильность. Девочка обследовалась врачами невропа­тологом и педиатром. По заключению специалистов у девочки ситуационные невротические реакции.

Психологическое обследование: В контакт вступает легко, адекватно от­вечает на вопросы. Уровень интеллектуального развития соответствует воз­растной норме. Наблюдается незначительное снижение динамики психиче­ских процессов. Структура личности в целом гармоничная. Выявлена высокая степень тревожности, повышенная фрустрированность. В ситуации фрустра­ции склонна к самообвинительным реакциям и к застреванию на источнике конфликта. Показатель адаптации (CGR) несколько ниже нормативных дан­ных. Мать подчеркивает, что девочка до смерти бабушки была активным, спокойным ребенком, однако отмечала ее повышенную чувствительность.

У девочки эмоциональная неустойчивость, обусловленная стрессовой ситуацией (смерть бабушки, приход в школу новой учительницы). Девочке были рекомендованы психорегулирующие тренировки в форме групповых занятий.

353

Девочка активно включилась в занятия. Уже на первых этапах наблюда­лась позитивная динамика. Мать отмечала, что у дочки улучшился аппетит, нормализовался сон. Систематические занятия ПРТ способствовали стаби­лизации эмоциональных процессов.

Опыт нашей работы показал, что занятия ПРТ помогают ре­бенку управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева. Особенно целесообразно исполь­зовать ПРТ с детьми, у которых эмоциональные проблемы прояв­ляются в основном в сфере межличностных конфликтов.

Кроме ПРТ, с целью коррекции эмоционального напряжения це­лесообразно использовать психомышечные тренировки (А. В. Алек­сеев, 1985).

Данный метод включает в себя 4 основные задачи:

1. Научить ребенка расслаблять мышцы тела и лица методом прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону.

2. Научить с предельной силой воображения, но без напряже­ния представлять содержание формул самовнушения.

3. Научить удерживать внимание на мысленных объектах.

4. Научить воздействовать на себя необходимыми словесны­ми формулами.

Психомышечные тренировки подходят для работы с детьми от 10 лет и старше.

При выполнении психорегулирующих и психомышечных тре­нировок необходимо учитывать возрастные, индивидуально-пси­хологические и клинические характеристики ребенка. Не реко­мендуется проводить занятия с детьми младше 5 лет, а также брать на занятие детей с эписиндромом, с хроническими заболе­ваниями сердечно-сосудистой системы, с эндокринными заболе­ваниями и легочной недостаточностью.

Следует неукоснительно придерживаться следующих методи­ческих требований:

1. Выполнение упражнений ребенком.

2. Самонаблюдение и фиксация возникших во время упраж­нений ощущений.

3. Самостоятельное повторение ребенком упражнений в тече­ние дня.

354

В детской и подростковой клинике широко используется пси­хогимнастика, предложенная чешским психологом Г. Юновой и модифицированная М. И. Чистяковой.

Психогимнастика — это метод, при котором участники психо­коррекции проявляют себя и общаются без помощи слов (Осипо-ва, 2000). Термин психогимнастика можно рассматривать как в широком, так и в узком значении. В широком — это курс специ­альных психокоррекционных занятий, направленный на формиро­вание и коррекцию различных сторон психики ребенка: познава­тельных, эмоционально-волевых, эмоционально-личностных.

В узком значении — это специальные психокоррекционные техники, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного способа коммуникации в группе. Являясь невербальным методом психологической коррекции, психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоци­ональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движе­ний, мимики, пантомимики, танца, игры.

Юнова, работая с детьми, считает целесообразным включение в занятия по психогимнастике ритмику, пантомиму, коллектив­ные танцы и игры. Занятия состоят из трех фаз:

1 фаза — снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы, имеющих социально-психологическое значение (ко­го выбрать в напарника и т. д.).

2 фаза — пантомима (например, изображение страха, расте­рянности, удивления и пр.).

3 фаза — заключительная, основной целью которой является закрепление чувства принадлежности к группе (используются различные коллективные игры и танцы).

М. И. Чистякова выделила 4 фазы занятий:

1. Мимические и пантомимические этюды. Основной целью этих занятий является изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживаниями телесного и психическо­го комфорта и дискомфорта. Дети знакомятся с элементами вы­разительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

2. Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций, целью которых является моделиро­вание поведения персонажей с теми или иными чертами харак-

355

тера, закрепление и расширение уже полученных детьми сведений о социальной компетентности. Привлечение внимания детей ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

3. Этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определенного ребенка и на группу в целом. Цель — коррекция настроения, отдельных черт характера ребенка, тренинг модели­рования стандартных ситуаций.

4. Фаза психомышечной тренировки, основной целью кото­рой является снятие эмоционального напряжения, внушение же­лательного настроения и поведения.

Между первой и второй фазами делается перерыв на несколь­ко минут, во время которого дети предоставлены сами себе. Между третьей и четвертой фазами предлагается включать этюды на раз­витие внимания, памяти, сопротивление автоматизму или подвиж­ную игру. В каждое занятие включены этюды, которые, по мнению автора, должны быть коротки, доступны детям по содержанию.

В нашей практике психогимнастика использовалась для детей с преневротическими нарушениями, элементы психогимнастики использовались на начальных этапах групповой психокоррекции.

Мы выделяем три основных этапа психогимнастики: обучаю­щий, собственно коррекционный и закрепляющий.

Основные задачи обучающего этапа:

— обучение детей специальным упражнениям для снятия на­пряжения;

— обучение способности выражать свои чувства, эмоциональ­ные состояния невербальными методами и понимать невер­бальное поведение окружающих.

Используются следующие психотехнические приемы:

страница 1 ... страница 19страница 20страница 21страница 22страница 23страница 24страница 25


скачать

Другие похожие работы: