-
Тема: «Кубань - многонациональный край»
Есть сокровища дружбы, святыни любви,
Только их береги, только ими живи,
Если мы их забудем, отнимем, отменим,
Для чего наша жизнь, где завет поколеньям?
Кто живет повседневной своей суетой,
Разомлевши от сытости, скуки и лени,
Кто живет, не печется о дружбе святой,
Тот творит преступленье.
М. Шаханов
Цели:
1.Познакомить учащихся с национальным составом Краснодарского края, дать понятия «этнос», «демография», «миграция», «ассимиляция», «титульный народ», «переселенцы»
2.Показать причины межэтнических противоречий за пределами края, возможные проблемы возникновения этнических конфликтов в пределах отдельных районов края.
3.Развивать умение анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации.
4.Уделить внимание вопросам механического движения населения края, своего населенного пункта.
Оборудование: административная карта Краснодарского края, учебник, статистический материал, презентация «Кубань – многонациональный край»
Ход урока
1.Организационный момент
2.Гимнастика ума.
1.В какой части РФ расположен Краснодарский край?
2.К какому экономическому району относится?
3.В какой федеральный округ вход край?
4.Назовите особенности ЭГП.
5.С какими субъектами РФ граничит край?
6. Назовите пограничные государства и их столицы.
7. Какие виды транспорта развиты в крае?
8. В каких городах есть аэропорты?
9. Назовите города-порты Азовского и Черного моря.
10. В каком районе края мы проживаем. Как называется центр района?
3.Изучение нового материала.
-Сегодня мы познакомимся с национальным составом населения Краснодарского края.
Благодатные природные условия Кубани, теплые моря, богатые земли, транзитные торговые пути с незапамятных времен влекли сюда людей. Эту территорию осваивали многие племена и народы: меоты, скифы, сарматы, греки, гунны, готы, половцы, ногайцы, турки и др.
В Х-Х1 веках на Таманском полуострове существовало самое южное древнерусское княжество – Тмутараканское.
Изучая историю Кубани с древнейших времен и до конца 20 века и современную историю края мы убеждаемся в ее многонациональности.
Слайд № 2. Древние народы Кубани.
- До переселения на Кубань казаков наиболее многочисленным народом здесь были адыгские племена- черкесы, которые проживали в Закубанье.
Слайд № 3. Адыгские племена к концу 18 века.
- После подавления на Дону крестьянского восстания под предводительством Кондратия Булавина в 1708 году на Кубань пришли казаки-некрасовцы.
В 1792 году Екатерина П даровала Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани от Тамани до устья Лабы. Переселившиеся сюда казаки-черноморцы в 1793 году основали в урочище Карасунский кут «войсковой град» Екатеринодар.
Слайд № 4. Освоение территорий правобережной Кубани.
- В период освоение Кубани происходили миграционные процессы, связанные в переселением кавказских народов (во время и после Кавказской войны) и с переселением на Кубань крестьян из центральных и южных губерний России.
Слайд № 5 . Миграции населения. Причины миграций.
-Существенное влияние на этнический состав и численность населения края оказывают миграционные процессы, связанные с конфликтами в сопредельных странах СНГ.
Механический прирост населения продолжался за счет мигрантов вплоть до 2000 года: беженцев и переселенцев, отставных военных, жителей Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Мигранты из Закавказья селятся целыми этническими общинами, цепко врастаются в новое место, возводят особняки, стоят дороги, скупают землю, пытаются навязать свои нравы, порядки, вносят элементы соперничества. Группировки захватывают местные рынки. Приучают молодежь к наркотикам, втягивают в криминальный бизнес. Все это стало чуждым и неприемлемым в нашем крае.
В дальнейшем в результате принятых руководством края жестких ограничительных мер на пути незаконной миграции механический прирост замедлился. Однако с 2003 года и по настоящее время наблюдается увеличение числа прибывших в наш край.
Так, за 10 лет к нам прибыло более 1 млн. переселенцев. Каждый пятый житель края – мигрант. Кубань расположена на перекрестке важнейших геополитических интересов. Более 1000 км – государственная граница, имеет статус приграничной зоны.
У границы тлеют очаги напряженности. Даже легализованная миграция становится «крышей» для эмиссаров ультрарадикальных исламских организаций. Сторонники ваххабизма не скрывают, что их цель – создание единого исламского государства, в состав которого они включают и Кубань. Демографическая ситуация показывает, что увеличилась численность армян - на 38%, курдов – на 85 %, ассирийцев – 64%, грузин – 43%. Без регистрации ранее проживали более 400 тыс.человек. Любой отказ местной власти в обустройстве переселенцев выдается за целенаправленную политику. Любой бытовой конфликт раздувается в межэтнической плоскости. Происходит бессовестная подмена понятий. Краснодарский край борется с незаконной миграцией и проникновением на территорию преступников, в том числе террористов и экстремистов.
Слайд № 6 .Причины межэтнических конфликтов.
- Наибольшую озабоченность в мире вызывает исламский экстремизм, развивающийся по 3 направлениям:
- суннитские организации, тяготеющие к Саудовской Аравии,
- проиранские организации
- палестинские, курдские и др. организации
Они ведут скрытую пропагандистскую работу (ознакомление) и отбирают наиболее преданных сторонников, готовых к участию к священной войне. Самая воинственная часть – в Сирии, Ливане, Иордании, Иране. Легкой добычей экстремистов становятся жители Закавказья, республик Северного Кавказа – Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии Алании, Карачаево-Черкессии, где сильно влияние ислама.
- В крае проживают представители более 100 национальностей, каждая из которых имеет свои традиции, культуру, язык. Изучая прошлое своей страны, края, историю культуры своего народа мы учимся уважать и понимать друг друга. Язык – основа каждого народа, ибо есть язык – есть народ. Язык – визитная карточка народа.
Слайд № 7. «Родной язык – святой язык»
По родству языка народы объединяются в языковые семьи: индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская. В крае преобладают народы индоевропейской и кавказской семей.
Слайд № 8. Численность представителей отдельных национальностей, проживающих на территории Краснодарского края (тыс. чел)
-Над всеми нами чистое голубое небо. Наверно именно о таких отношениях мечтал великий русский поэт А.С.Пушкин, говоря о «Временах грядущих, когда народы распри позабыв в единую семью соединятся». Это единение помогает нам становиться сильнее.
- В интересах дальнейшего совершенствования межнациональных отношений, укрепления дружбы народов, предупреждения недоразумений в отношениях национальных чувств и достоинства нации создаются условия для свободного, беспрепятственного развития языков.
-Отрадно, что любой праздник многолик и разнообразен: можно услышать веселые русские, украинские частушки, греческие танцы, зажигательную лезгинку и танцы других народов России и мира.
Слайд № 9. «Эта земля нас сроднила» - Олег Дымов
- Музыкальный номер. Песня «Я, ты, он, она – вместе целая страна».
4.Закрепление.
Закончите фразы: 1.Я узнал…
2.Я понял …
3.Я задумался.
5.Домашнее задание. Подготовить презентации по темам:
1.Национальные костюмы народов Кубани
2.Кухня народов, проживающих на Кубани.
3.История заселения территории края народом (греками, армянами, немцами, украинцами, чеченцами) по выбору учащихся.
4.География танцев народов Кубани.
Тема: «Кубань - многонациональный край»
У всех народов края общий путь –
Путь дружбы – и с него нельзя свернуть!
Народы вместе сквозь века прошли,
В пути друзей надежных обрели.
Цели:
Обобщить и закрепить знания по теме «Кубань – многонациональный край», проверить уровень усвоения знаний, умений анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации.
Воспитывать уважительное отношение к традициям любого народа.
Оборудование: административная карта Краснодарского края, учебник, статистический материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Итоговая письменная работа
Задание 1. Заполните и прокомментируйте таблицу № 1.
Национальный состав населения Краснодарского края
Народы | Группа | Языковая семья. |
Русские | | |
Армяне | | |
Украинцы | | |
Белорусы | | |
Греки | | |
Адыгейцы | | |
Грузины | | |
Цыгане | | |
Татары | | |
Немцы | | |
Цыгане | | |
Задание 2. Назовите страны мира, жители которых также проживают на территории Краснодарского края (до 10 стран) с указанием столицы этой страны.
Задание 3. Как известно, некоторые этнические группы на территории Краснодарского края проживают довольно компактно. Приведите примеры народов и районы их проживания.
Задание 4. Назовите танцы народов, проживающих на Кубани, которые вы видели в исполнении танцевальных коллективов Кубани.
Задание 5. Какие национальные блюда готовят в вашей семье?
3.Итоги урока.
Ребята читают свои ответы и комментируют ответы друг друга, уточняют, дополняют.
Учитель выставляет оценки за работу всем учащимся.
4.Домашнее задание. Подготовить сообщения о традициях, обычаях, нравах казаков.
Тема: «Кубань - многонациональный край».
В любимом, богом данном мне краю
Веду я родословную свою.
Питают душу мне земные соки,
Потомкам предков дух передаю.
Но по степным обычаям живя,
Законы высшей дружбы знаю я
Степь не одним казакам дом родимый,
Есть у нее другие сыновья.
Мы все в степи корнями сплетены,
Свободной, благодатной той земли,
Молясь порознь Иисусу иль Аллаху,
Мы по закону совести верны.
М.Кангожин
Цели:
1.Обобщить и закрепить знания по теме «Кубань – многонациональный край», проверить уровень усвоения знаний, умений строить графики и их анализировать, работать со статистическим материалом, составлять родословное (генеалогическое) дерево своего рода, работать с дополнительными источниками информации.
2.Воспитывать уважительное отношение к традициям любого народа, старшему поколению.
Оборудование: административная и физическая карта Краснодарского края, учебник, статистический материал, дополнительный материал.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Итоговая письменная работа
Задание № 1. Изучите статистические данные об изменении национального состава Краснодарского края. Проанализировав, сделайте выводы.
Численность представителей отдельных национальностей, проживающих на территории Краснодарского края ( тыс.чел.)
Национальности | 1989 | 1997 | 2002 | 2010 |
Всего | 4620,9 | 5010,5 | 5045,4 | 5125,221 |
Из них русские | 4006,8 | 4321,8 | 4294,01 | 4436,27 |
армяне | 171,8 | 232,4 | 24646 | 274 |
украинцы | 182,1 | 200,9 | 193,58 | 131,77 |
белорусы | 34,7 | 40,1 | 37,88 | 26,26 |
греки | 28,4 | 30,7 | 30,79 | 26,54 |
адыгейцы | 20,8 | 19,8 | 19,3 | 15,8 |
грузины | 12,1 | 16,7 | 18.18 | 20,5 |
Татары крымские | 17,1 | 17,0 | 17,0 | 26,0 |
Немцы | 29,9 | 18,9 | 14,70 | 18,4 |
Татары | 14,6 | 14,1 | 14,13 | 25,58 |
Задание № 2.Проведите небольшое социологическое исследование (проводится по предварительному заданию).
1.Изучите, сколько детей в семьях ваших родных (можно знакомых, соседей). Для исследования можно взять 10 семей.
Результаты проделанной работы отразите в столбчатых диаграммах. Сделайте вывод: будет ли сокращаться население в районе вашего проживания при таком количестве детей в семье?
2.Выясните, сколько по сравнению с вашей семьей было детей у бабушки, прабабушки, прапрабабушки и т.п. Постройте график.
Горизонтальная ось – семья, по вертикальной – количество детей в семье.
Проанализируйте график и сделайте вывод:
-стало ли резко сокращаться количество детей в семье?
-где жили прародители?
-когда прибыли на Кубань?
3.Изучите ваши родословные корни. Составьте (генеалогическое) дерево вашего рода, где «корни» - ваши предки, «ветки» - нынешнее поколение (вы, братья, сестры).
Укажите профессии вашего рода. В какой местности проживают ваши родственники – в городской или сельской?
3. Итоги урока.
1. Ребята зачитывают свои работы, обсуждают их.
Вместе с учителем оцениваются выступления учащихся и выставляются оценки.
2. Представляется оформление работы по заданию № 2.:
а) столбчатые диаграммы с выводами,
б) графики с анализом и выводами
в) схема-рисунок родословной (генеалогического) дерева своего рода.
Тема: «Кубань - многонациональный край»
Мой край родной – земля свободных,
Великих наций, разных языков.
Оценят здесь обычаи народов,
Советы мудрых казаков.
Цели:
1.Познакомить учащихся с национальным составом Краснодарского края
2.Дать знаний об языковых группах, семьях, особенностях национального состава, языка, показать роль русского языка в межнациональном общении.
3.Развивать умение работать с дополнительной литературой, выступать с сообщением и слушать выступления своих товарищей.
4. Сформировать представление о культуре народов (религии, жилище, пище, одежде, праздниках, этических нормах)
Оборудование: административная карта Краснодарского края, учебник, статистический материал, презентации учащихся, фонограммы песен.
Ход урока
1.Организационный момент.
При подготовке к уроку за 2 недели до его проведения класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа получает задание: подготовиться к выступлению о культуре народов, проживающих на Кубани по плану.
План выступления и подготовки презентации.
1.История заселения территории края народом.
2.Языковая семья и группа.
3.Религия и религиозные традиции, нормы поведения.
4.Национальная одежда
5.Кухня и гостеприимство.
6.Пословицы и поговорки о дружбе, уме, труде.
7.Праздники.
1 группа – русские
2 группа - армяне
3 группа - украинцы
4 группа - грузины
5 группа - греки
6 группа - народы Дагестана
2. Изучение нового материала.
Музыкальный номер.( Песни о Родине, Кубани)
Ребята! Наш класс самый многонациональный и самый дружный, как отмечают все в нашем лицее. Об этом говорят все ваши выступлениях мероприятиях, где обязательно присутствует национальный юмор, колорит. Сегодня мы познакомимся с национальным составом населения Краснодарского края, культурой отдельных народов.
- Краснодарский край – полиэтнический субъект Российской Федерации. Здесь проживают более 120 народов - самобытных, со своей культурой, ценностями, привычками. И одна из главных задач в воспитании - воспитание толерантности, потому что мир может быть тогда, когда будет дружба и единение народов.
- Давайте познакомимся с численностью населения Краснодарского края и его динамикой.
(проводится изучение и анализ таблицы и учащиеся делают выводы).
Численность представителей отдельных национальностей, проживающих на территории Краснодарского края ( тыс.чел.)
Национальности | 1989 | 1997 | 2002 | 2010 |
Всего | 4620,9 | 5010,5 | 5045,4 | 5125,221 |
Из них русские | 4006,8 | 4321,8 | 4294,01 | 4436,27 |
армяне | 171,8 | 232,4 | 24646 | 274 |
украинцы | 182,1 | 200,9 | 193,58 | 131,77 |
белорусы | 34,7 | 40,1 | 37,88 | 26,26 |
греки | 28,4 | 30,7 | 30,79 | 26,54 |
адыгейцы | 20,8 | 19,8 | 19,3 | 15,8 |
грузины | 12,1 | 16,7 | 18.18 | 20,5 |
Татары крымские | 17,1 | 17,0 | 17,0 | 26,0 |
Немцы | 29,9 | 18,9 | 14,70 | 18,4 |
Татары | 14,6 | 14,1 | 14,13 | 25,58 |
-Наша Конституция гарантирует равенство прав и возможностей для всех этносов на основе принципов патриотизма, взаимоуважения, взаимопонимания.
Изучая прошлое своего края, района, населенного пункта, мы учимся уважать и понимать друг друга. Язык – основа каждого народа.
Чтец 1.Родной язык – святой язык, отца и матери язык,
Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!
Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,
А сказки бабушки потом я научился понимать!
Родной язык, родной язык, с тобою смело шел я вдаль,
Ты радость возвышал мою, ты прославлял мою печаль.
( Т.Тукай)
-Каждый народ гордится своей историей, духовными ценностями, традициями, обычаями, своим языком. «Жизнь народа в его языке» - мы читаем слова Расула Гамзатова. Лучше, наверное, не скажешь. Нет на свете лучшего средства общения. В школах Краснодарского края учащиеся по желанию изучают национальный язык.
-В крае есть национальные диаспоры, центры национальной культуры цель и задачи которых сохранять и развивать народные традиции. Каждая нация делится плодами своей культуры. Но беднее от этого не становится, ибо взамен получает искреннее уважение, поддержку и понимание.
Музыкальный номер. «Песня о Тбилиси» (исп. на грузинском языке)
- Мотивы переезда народов разные! Но заметьте такую деталь! Мучительное раздвоение между главными «родинами», в конце концов приводит к мудрому равновесию мысль, что истинная родина этих людей – Русский язык! Его они никогда не покидали, не предавали, не эмигрировали из него. Они в нем живут, думают на русском, пишут на русском – и в этом смысле их связь с первоначальной Родиной ни на мгновенье не прерывается. Для этих людей русский язык был, есть и остается языком общения, межнационального общения.
Чтец 2. Сечет ли дождь, метет ли в окна вьюга,
Иль в тихий час июльской темноты
Давай с тобой переводить друг друга,
На русский – я, а на грузинский – ты.
Не первый век народы наши дружат,
И чтоб всегда им в единении жить,
Давай всегда переводить друг друга,
Петь песни и добро творить.
(А.Пряников)
-Знание языка и культуры другого народа делает человека равноправным с этим народом.
3.Выступление учащихся. А теперь давайте посмотрим презентации, которые
подготовили учащиеся.
Просмотр презентаций. Комментарий и оценка работы группы.
4.Закрепление.
1. Назовите праздники, связанные с приемом пищи в православии и исламе.
2. Приведите примеры кавказского гостеприимства.
3. Какие пословицы о дружбе народов вы запомнили?
5.Домашнее задание ( предварительное – для итогового занятия по теме «Кубань –многонациональный край)
Задание. Проведите небольшое социологическое исследование
1.Изучите, сколько детей в семьях ваших родных (можно знакомых, соседей). Для исследования можно взять 10 семей.
2.Выясните, сколько по сравнению с вашей семьей было детей у бабушки, прабабушки, прапрабабушки и т.п.
3.Изучите ваши родословные корни. Составьте (генеалогическое) дерево вашего рода, где «корни» - ваши предки, «ветки» - нынешнее поколение (вы, братья, сестры).
Укажите профессии вашего рода. В какой местности проживают ваши родственники – в городской или сельской?
.
Тема: «Кубань - многонациональный край».
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной».
( П.Вяземский)
Цели:
Обобщить закрепить знания по теме «Кубань – многонациональный край», проверить уровень усвоения знаний,умение работать с дополнительными источниками информации.
Оборудование: административная карта Краснодарского края, учебник, блюда народов Кубани, фонограммы, национальные костюмы.
Ход урока
1.Организационный момент.
Ребята! Сегодня мы проводим викторину по теме «Кубань – многонациональный край».
Разрешите представить жюри и ознакомить вас с критериями оценок по номинациям.
Викторина между командами пройдет по номинациям:
1.История
2.География
3. Музыкальный сюрприз.
4. Литература
5. Кухня народов Кубани.
2. Проведение викторины.
Кубанская земля древняя. Знала она оседлые и кочевые племена. Были на ней и древнегреческие города-колонии, и Боспорское царство, древнерусское Тмутараканское княжество. Знала она набеги скифов и половцев, нашествие монголо-татарских орд. Грабили ее богатые феодалы Турции и крымские ханы. Но пришел конец иноземному владычеству над русским Причерноморьем. В1792 году для защиты южных границ на Кубань были посланы черноморские (бывшие запорожские), а потом и донские казаки. И предписано было казакам отправиться в кубанские степи прочно « границю держати». В мирное время умели казаки петь и веселиться. Затем появились первые школы, гимназии. Развивалось обучение.
И мы сейчас посмотрим на знания, умения наших выпускников – потомков переселенцев - 4 поколения!
НОМИНАЦИЯ 1.ИСТОРИЯ - назовите
1. Древние народы Кубани. (Меоты, киммерийцы, скифы, сарматы, аланы,гунны, готы)
2. Независимые города-государства Боспорского царства на Таманском полуострове.
(Фанагория- пос.Сенной, Топсида - Туапсе
Гермонасса- ст.Тамань,
Синдик-Горгиппия-Анапа
3. Войсковые казачьи регалии (Атаманская булава серебряные литавры серебряные с позолотой духовые трубы золотые перначи, войсковые знамена и др.)
4. «Этим господам путь в Россию лежит через Кавказ .Кому принадлежат эти слова? И кто были эти господа. Назовите их имена.
5.Народы стран Зарубежной Азии, проживающие на территории края ( китайцы, вьетнамцы, корейцы, персы, пуштуны ( афганцы), арабы.
6. Укажите народы стран Зарубежной Европы, проживающие на территории края.
НОМИНАЦИЯ 2 . ГЕОГРАФИЯ.
1. Многие населенные пункты края и соседней Адыгеи носят названия адыгских племен Закубанья.Назовите их.
Примеры ответов: Натухаевцы – ст.Натухаевская
Шапсуги – Шапсугское водохранилище
Темиргоевцы – ст.Темиргоевская
Махошевцы- ст.Махошевская
2. Как известно, казаки, привыкшие к широким равнинам, не умея обрабатывать каменистые горные почвы, заросшие лесом и кустарниками не хотели оставаться на побережье, покидали дикие не обжитые места.
Царское правительство начало приглашать иностранцев. Так в 1766 году было разрешено грекам и чехам основать поселения. Назовите эти поселения. (Пшада, Текос, Адербиевка)
3. Города края тюркского происхождения.
Примеры: Тимашевск- от фамилии Тимаш ,
Темрюк - « железная стрела»
4.Назовите город по описанию
Город-порт. Бывшая греческая колония – Топсида. В переводе с персидского означает «персик», с греческого – «железное место». (Туапсе)
5 .Город на одноименной реке на берегу самого мелководного моря России. Порт. Происходит от татарского Яйя т.к. издавна здесь селились русские крестьяне, что означает Иван.
Это первая версия. А знаете ли Вы вторую? ( Ейск)
6. Назовите 2 гидронима, об истории происхождения которых нет единого мнения.
(реки Кубань и Лаба).
НОМИНАЦИЯ 3 МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЮРПРИЗ.
Участники готовят и показывают музыкальный номер.
НОМИНАЦИЯ 4 ЛИТЕРАТУРА
1. Назовите литературно-исторический журнал края и его главного редактора.
( журнал «Родная Кубань», главный редактор – В.И.Лихоновов)
2. Благодаря адыгским писателям-просветителям русская читающая публика знакомилась с жизнью народов Северо-Западного Кавказа. Назовите писателей-просветителей.
(Султан Хан-Гирей, Султан Казы-Гирей,Султан Адиль-Гирей,Султан Крым-Гирей Инатов
Адиль-Гирей Кешев (псевдоним Каламбий), баснописец – Умар Берсей
3.В каких произведениях русских поэтов и писателей даны характеристики горских народов. ( А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.Бестужев-Марлинский. А.Одоевский)
4. Основным видом жилья в западной части Кубани в Х1Х в. Стала невысокая турлучная хата. Черноморцы строили ее без фундамента, прямо на земле. Кто из писателей Кубани написал «Гимн хате». (Бойко)
5. Какие населенный пункты , находящиеся на территории края проезжал А.С.Пушкин
(Кавказская, Тилисская, Усть_Лабинская, Екатеринодар, Васюринская, Усть_Лабинск и др.)
6. Кто автор «Истории Кубанского казачьего войска»? (Ф.А.Щербина)
НОМИНАЦИЯ 5. КУХНЯ НАРОДОВ КУБАНИ.
Участники викторины рекламируют 3 блюда народов Кубани, угощают друг друга.
Жюри подводит итоги викторины.
.
Тема: «Кубань - многонациональный край»
Дружба народов, великое слово
Жаль, мы давно не слыхали такого
Много в стране расплодилось нацистов,
Всяких скинхедов и их активистов.
Часто мы слышим, кого-то избили,
Будто добру никого не учили.
Помню как прежде с теплом принимали
Тех, кто гостями в страну приезжали.
Время идет, а мы ходим по круг,
Люди, прошу Вас, любите друг друга!
( Марк Львовский)
Цели:
1.Познакомить учащихся с национальным составом Краснодарского края,
2.Актуализация знаний :«миграция», «ассимиляция», «титульный народ», «переселенцы»
3. Указать причины межэтнических противоречий за пределами края, возможные проблемы возникновения этнических конфликтов в пределах отдельных районов края.
3.Развивать умение анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации.
4.Уделить внимание вопросам механического движения населения края, своего населенного пункта.
Оборудование: административная карта Краснодарского края, учебник, статистический материал, презентация «Кубань – многонациональный край»
Ход урока
1.Организационный момент
2.Изучение нового материала.
Начинается со стихотворения Марка Львовского «Дружба народов – великое слово».
- Как вы думаете, ребята, почему я начинаю урок с этого стихотворения?
( высказывают свое мнение)
-Сегодня мы совершим экскурсию по различным станциям и многое вспомним, повторяя курс кубановедения и его разделы: историю, географию, музыку, литературу, искусство
Вы знаете, что благодатные природные условия Кубани, теплые моря, богатые земли, транзитные торговые пути с незапамятных времен влекли сюда людей. Эту территорию осваивали многие племена и народы: меоты, скифы, сарматы, греки, гунны, готы, половцы, ногайцы, турки и др.
В Х-Х1 веках на Таманском полуострове существовало самое южное древнерусское княжество – Тмутараканское.
Изучая историю Кубани с древнейших времен и до конца 20 века и современную историю края мы убеждаемся в ее многонациональности.
Итак,СТАНЦИЯ ПЕРВАЯ.ДРЕВНИЕ НАРОДЫ КУБАНИ
Слайд № 2. Древние народы Кубани.
- До переселения на Кубань казаков наиболее многочисленным народом здесь были адыгские племена- черкесы, которые проживали в Закубанье.
СТАНЦИЯ ВТОРАЯ. АДЫГСКИЕ ПЛЕМЕНА
Слайд № 3. Адыгские племена к концу 18 века.
- После подавления на Дону крестьянского восстания под предводительством Кондратия Булавина в 1708 году на Кубань пришли казаки-некрасовцы.
В 1792 году Екатерина П даровала Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани от Тамани до устья Лабы. Переселившиеся сюда казаки-черноморцы в 1793 году основали в урочище Карасунский кут «войсковой град» Екатеринодар.
СТАНЦИЯ ТРЕТЬЯ. КАЗАЧЬЯ
Слайд № 4. Освоение территорий правобережной Кубани.
- В период освоение Кубани происходили миграционные процессы, связанные в переселением кавказских народов (во время и после Кавказской войны) и с переселением на Кубань крестьян из центральных и южных губерний России.
СТАНЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ. МИГРАЦИИ
Слайд № 5 . Миграции населения. Причины миграций.
-Существенное влияние на этнический состав и численность населения края оказывают миграционные процессы, связанные с конфликтами в сопредельных странах СНГ.
Механический прирост населения продолжался за счет мигрантов вплоть до 2000 года: беженцев и переселенцев, отставных военных, жителей Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Мигранты из Закавказья селятся целыми этническими общинами, цепко врастаются в новое место, возводят особняки, стоят дороги, скупают землю, пытаются навязать свои нравы, порядки, вносят элементы соперничества. Группировки захватывают местные рынки. Приучают молодежь к наркотикам, втягивают в криминальный бизнес. Все это стало чуждым и неприемлемым в нашем крае.
В дальнейшем в результате принятых руководством края жестких ограничительных мер на пути незаконной миграции механический прирост замедлился. Однако с 2003 года и по настоящее время наблюдается увеличение числа прибывших в наш край.
Так, за 10 лет к нам прибыло более 1 млн. переселенцев. Каждый пятый житель края – мигрант. Кубань расположена на перекрестке важнейших геополитических интересов. Более 1000 км – государственная граница, имеет статус приграничной зоны.
У границы тлеют очаги напряженности. Даже легализованная миграция становится «крышей» для эмиссаров ультрарадикальных исламских организаций. Сторонники ваххабизма не скрывают, что их цель – создание единого исламского государства, в состав которого они включают и Кубань. Демографическая ситуация показывает, что увеличилась численность армян - на 38%, курдов – на 85 %, ассирийцев – 64%, грузин – 43%. Без регистрации ранее проживали более 400 тыс.человек. Любой отказ местной власти в обустройстве переселенцев выдается за целенаправленную политику. Любой бытовой конфликт раздувается в межэтнической плоскости. Происходит бессовестная подмена понятий. Краснодарский край борется с незаконной миграцией и проникновением на территорию преступников, в том числе террористов и экстремистов.
СТАНЦИЯ ШЕСТАЯ. КОНФЛИКТЫ
Слайд № 6 .Причины межэтнических конфликтов.
- Наибольшую озабоченность в мире вызывает исламский экстремизм, развивающийся по 3 направлениям:
- суннитские организации, тяготеющие к Саудовской Аравии,
- проиранские организации
- палестинские, курдские и др. организации
Они ведут скрытую пропагандистскую работу (ознакомление) и отбирают наиболее преданных сторонников, готовых к участию к священной войне. Самая воинственная часть – в Сирии, Ливане, Иордании, Иране. Легкой добычей экстремистов становятся жители Закавказья, республик Северного Кавказа – Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии Алании, Карачаево-Черкессии, где сильно влияние ислама.
- В крае проживают представители более 100 национальностей, каждая из которых имеет свои традиции, культуру, язык. Изучая прошлое своей страны, края, историю культуры своего народа мы учимся уважать и понимать друг друга. Язык – основа каждого народа, ибо есть язык – есть народ. Язык – визитная карточка народа.
СТАНЦИЯ СЕДЬМАЯ. ЯЗЫК – ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА НАРОДА
Слайд № 7. «Родной язык – святой язык»
По родству языка народы объединяются в языковые семьи: индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская. В крае преобладают народы индоевропейской семьи.
СТАНЦИЯ ВОСЬМАЯ. СКОЛЬКО НАС И КТО МЫ?
Слайд № 8. Численность представителей отдельных национальностей, проживающих на территории Краснодарского края (тыс. чел)
-Над всеми нами чистое голубое небо. Наверно именно о таких отношениях мечтал великий русский поэт А.С.Пушкин, говоря о «Временах грядущих, когда народы распри позабыв в единую семью соединятся». Это единение помогает нам становиться сильнее.
- В интересах дальнейшего совершенствования межнациональных отношений, укрепления дружбы народов, предупреждения недоразумений в отношениях национальных чувств и достоинства нации создаются условия для свободного, беспрепятственного развития языков.
-Отрадно, что любой праздник многолик и разнообразен: можно услышать веселые русские, украинские частушки, греческие танцы, зажигательную лезгинку и танцы других народов России и мира.
СТАНЦИЯ ДЕВЯТАЯ. МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
Слайд № 9. «Эта земля нас сроднила» - Олег Дымов
- Музыкальный номер. Песня «Я, ты, он, она – вместе целая страна».
Песни кубанских композиторов о Кубани, Краснодарском крае.
4.Закрепление.
Закончите фразы: 1.Я узнал…
2.Я понял …
3.Я задумался.
5.Домашнее задание – Помнить корни свои…
Применять знания в повседневной жизни..
страница 1
скачать