Название цбс
Сведения о ЦБС
Название ЦБС (точно по Уставу) | Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система Мариинского муниципального района» Библиотека для детей и юношества |
Адрес: | |
почтовый индекс | 652150, |
район | |
населенный пункт | г.Мариинск, |
улица, дом | ул.Ленина, 51 т.(8-384.43) 5- 37-98 |
сайт библиотеки | |
электронная почта (e-mail) | [email protected] [email protected] |
ICQ («аська»), скайп | |
Директор ЦБС | Николаева Вера Владимировна, Тел/факс (8-384-43) 5-29-01 |
Зам. директора по работе с детьми | Лавренова Ирина Григорьевна т.(8-384-43) 5-37-98 |
Заведующая детской библиотекой | Лавренова Ирина Григорьевна т.(8-384-43) 5-37-98 |
Методист ЦБС | Фатеева Александра Николаевна, т. (8-384-43) 5-29-01 |
Методист по работе с детьми | |
Библиограф библиотеки для детей и юношества | Иванова Юлия Николаевна, Т.(8-384-43) 5-37 98 |
Начальник Управления культуры Администрации Мариинского муниципального района | Куликова Любовь Ивановна Тел/ факс (8-384-43) 5-78 - 23 |
1. Библиотека для детей и юношества
1.1.Библиотека для детей и юношества г. Мариинска – специализированное библиотечное учреждение, обслуживающее детей, подростков и юношество.
В 2012 г. в библиотеке открыт Центр социально-правовой информации.
1.2. Материально-техническая база библиотеки.
С августа 2007 библиотека размещается по ул. Ленина, 51, занимает первый этаж жилого пятиэтажного дома. Помещение, в котором находится библиотека, просторное, светлое, находится в удобном для работы месте.
1.3 В 2012 году в библиотеку были приобретены ноутбук, компьютер и фотоаппарат.
2. Работа с читателями - детьми
Количество читателей – детей за 2012 год - 2484
Библиотека работает в прежнем режиме, читатели с удовольствием посещают библиотеку. Библиотечные проблемы из года в год существенно не меняются. Сейчас они решаются в рабочем порядке. Главная проблема - дополнительные услуги, сопутствующие основной деятельности. Зарабатывать деньги очень трудно. Компьютерная техника для игр, которые пользуются у детей популярностью, устаревает. Платного фонда в библиотеке теперь нет.
В текущем году фонд хорошо пополнился литературой для детей младшего и среднего возраста. На сегодняшний день библиотека нуждается в пополнении фонда книгами русских классиков, изучаемых по школьной программе. Имеющаяся литература сильно изношена. Недостаточно укомплектован фонд отраслевой и художественной литературы для юношества. Проблема заключается в том, что библиотека не успевает за растущими и меняющимися потребностями читателей юношеского возраста. И еще один немаловажный аспект: фонд учебной литературы Городской библиотеки им. Чивилихина комплектуется давно и целенаправленно. Дублировать учебные издания в Библиотеке для детей и юношества нецелесообразно, также как и приобретать литературу «разового спроса».
Деловое партнерство
Большую роль в формировании положительного имиджа библиотеки играет сотрудничество с другими учреждениями и организациями.
На протяжении нескольких лет библиотека тесно и довольно успешно сотрудничает со следующими организациями:
Гимназия №2
МОУ СОШ №1, №4, №6, №7
Детские сады: №№ 2 («Сказка»), 205 («Буратино»), 10 («Василек»)
Детский психоневрологический диспансер №1
Дом детского творчества №1, №2
Детская эстрадно-танцевальная студия «Найс», образцовая студия«Шанс»
Комплексный центр социального обслуживания населения (КЦСОН)
Мариинская воспитательная колония
Мариинский педагогический колледж
Приют «Березка» и «Колосок»
Районный дом культуры
Культурно-досуговый центр «Творчество»
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8-го вида
2.1. Основные цифровые показатели детской библиотеки и сводные данные
№ | Кол-во детских библиотек в городе (поселке) | Кол-во жителей | Кол-во детей до 15 лет | Кол-во читателей (всего) | % охвата детского населения | Количество читателей по ЕРК | % охвата детского населения с учетом числа читателей по ЕРК |
1. | 1 | 40287 | 6748 | 3403 | 50,4 | 2488 | 36,8 |
2.1.1 По сравнению с 2011 годом число читателей – детей немного увеличилось. Всегда имеется читательский резерв. В 2012 году библиотеку стали более активно посещать обучающиеся школы №7, которая находится в другом микрорайоне. Ребята и преподаватели приезжают на мероприятия целыми классами, им для этого предоставляется школьный автобус. В текущем году налажены более тесные контакты со специальной (коррекционной) общеобразовательной школой-интернатом 8-го вида.
В январе 2012 года в библиотеке был проведен месячник «Здравствуй, новый Книжный год!» Читатели приходили в библиотеку не только поменять книги, но и просто напомнить о себе и перерегистрироваться. За это время перерегистрировано около 30% читателей от годового количества пользователей.
Привлечению читателей способствовали мероприятия, проводимые в рамках Недели детской книги, тематические декады и месячники, литературные праздники.
Как показывает практика, дети охотнее откликаются на мероприятия, где можно занимательно заполнить свободное время. Поддержка их интереса, возможность узнать что-то новое привлекает детей в библиотеку. Мотивация участия детей в конкурсах, как, например, возможность показать талант, поучаствовать в интеллектуальных играх, викторинах, получить грамоту, приз, стать лучшим читателем года или победителем викторины, конкурса тоже важна.
Кроме того, в отчетном году в Библиотеке для детей и юношества была проведена акция «Подари книгу библиотеке» (в итоге фонд библиотеки пополнился на 63 экземпляра книг)
2.1.2. Книгообеспеченность одного жителя- 5,2
книгообеспеченность одного читателя – 10,3
2.1.3. Средняя дневная посещаемость – 89
2.1.4. Обращаемость фонда – 1,8
2.2 Состав читателей по возрастам
| Всего | ЦДБ | БФ № | БФ № | и т.д. | |
Дошкольники | 151 | | | | | |
По классам | | | | | | |
| 1 | 122 | | | | |
2 | 239 | | | | | |
3 | 326 | | | | | |
4 | 425 | | | | | |
5 | 397 | | | | | |
6 | 239 | | | | | |
7 | 294 | | | | | |
8 | 291 | | | | | |
9 | 238 | | | | | |
10 | 163 | | | | | |
11 | 118 | | | | | |
Студенты | 191 | | | | | |
Работающая молодежь | | | | | | |
РДЧ | 144 | | | | | |
Прочие | 65 | | | | |
2.2.1. Наиболее популярные среди читателей книги, авторы
Анализ формуляров показывает, что поступление новой литературы увеличивает посещаемость и книговыдачу. Читатели Библиотеки для детей и юношества по-прежнему с удовольствием читают произведения Э.Успенского, Г. Остера, А. Линдгрен, Н.Носова, К.Чуковского, а также русские народные и зарубежные сказки.
Наиболее популярные книги и авторы среди читателей среднего и старшего возраста:
- Иванов А. Загадка бордового портфеля
- Некрасов Е. Тысяча восставших скелетов
- Матюшкина К. Кот да Винчи
- Саймон Ф. Ужасный Генри
- Стайн Р. Ночная вечеринка
- Воробей М. Чужие игры
- Лукьяненко С. Мальчик и тьма
- Елец Д. Светлые крылья для темного стража
- Копейко В. Красавица и беглец
- Степанов А. Сердце дезертира
2.2.2.Степень соответствия библиотечного фонда читательскому спросу
Фонд библиотеки составляет 35142 экземпляра. В прошедшем году он пополнился на 1297 экземпляров. Книги приобретались на средства, выделенные из федерального бюджета, а также за счет проведения акции «Подари книгу библиотеке». В библиотеку выписывается 26 наименований журналов и газет. Подписка удовлетворяет потребности библиотеки в периодике для читателей младшего и среднего школьного возраста, а для юношества желательно увеличить количество наименований молодежных журналов.
По-прежнему много ветхих и устаревших книг по содержанию. Большой пласт малоиспользуемой художественной детской литературы. Недостаточно отраслевой литературы, как на детском, так и на юношеском абонементе. Большая ее часть морально устарела и не отвечает потребностям современных читателей. Часто приходится отказывать читателям в связи с малой экземплярностью книг, особенно по школьной программе. Большую потребность испытывает библиотека в книгах русских классиков. Эта литература очень ветхая, подавляющая ее часть содержит издания 1960,70-80-х гг. Особенно не хватает произведений Грибоедова, Пушкина, Лермонтова. По мере возможности эта литература закупается, но нужна большая экземплярность, пока того, что есть – недостаточно.
Программно-целевая и проектная деятельность библиотеки (создание собственных программ и проектов и участие в региональных и федеральных программах)
2.3.1. В 2012 году библиотека работала по программе «Я – гражданин. Я – патриот». Программа была рассчитана на 1 год и приурочена к Году российской истории.
Цель: формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за свое Отечество.
Задачи: развивать и углублять знания детей, подростков и юношества об истории Отечества, совершенствовать библиотечные формы и методы патриотического воспитания, осуществлять координацию работы библиотеки по гражданско-патриотическому воспитанию со всеми заинтересованными организациями.
Целевая аудитория: обучающиеся младших, средних и старших классов школ, студенты педколледжа, техникума, библиотекари, руководители детского чтения.
Программа состоит из четырех блоков:
Блок 1: «Связь времен» (историко-патриотическое направление)
Блок 2: «Свет разумения книжного» (культурно- нравственное
направление)
Блок 3: «Кузбасс вливается в Россию» (краеведческое направление)
Блок 4 «По ступеням времени»» (Информационно-библиографический)
Для реализации данной программы использовались различные формы и методы библиотечной работы, как индивидуальные, так и массовые. Сейчас в наших фондах появились прекрасные книги по истории Отечества для ребят разной возрастной категории. Они в большинстве своем были представлены на тематических выставках, оформленных к Году российской истории. Индивидуальные беседы у выставок очень эффективны. Они дают возможность порекомендовать читателям книги, отвечающие их интересам и соответствующие возрасту. Например, книги из серии «Детская военная энциклопедия», посвященные известным полководцам, с удовольствием читают подростки вместо боевиков.
Массовые формы работы более разнообразны: книжные выставки, устные журналы, патриотические часы, уроки истории, конкурсы.
Патриотическое воспитание не одновременный акт. Оно не может сводиться только к разовым мероприятиям. Процесс формирования патриотизма должен иметь собственную идеологию и целенаправленную систему. Поэтому работа по программе «Я-гражданин. Я-патриот» будет продолжена и в следующем году.
Полученные результаты реализации программы в текущем году таковы:
- фонд пополнился книжными и электронными изданиями по исторической тематике
- повысилась эффективность работы библиотеки по патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи;
- увеличилась книговыдача военно-патриотической литературы;
- возрос интерес юных читателей к историческим событиям страны, своего края, города, увеличилось количество запросов по этой теме, и как следствие – количество выданной литературы.
2.4. Основные направления библиотечного обслуживания, информационно - досуговой деятельности библиотеки
Массовых мероприятий проведено - 234
Для детей - 176
Для юношества - 58
Деятельность Библиотеки для детей и юношества многогранна и разнообразна - она направлена на нравственное, гражданско-патриотическое, правовое, экологическое, краеведческое воспитание, но, в то же время главная задача библиотеки – приобщение детей, подростков, юношества к книге и чтению.
В отчетном году молодые читатели приняли участие в районном и областном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика». В библиотеке прошел второй тур областного конкурса «Самая читающая семья», посвященный 70-летию Кемеровской области. В рамках проведения областной «Недели молодежной книги» был проведен ряд мероприятий по теме «Это нашей истории строки».
Приоритетными направлениями в работе библиотеки остаются краеведение и поддержка и популяризация чтения среди детей, подростков и молодежи.
2012 год был объявлен Годом российской истории. Библиотека работала по программе, разработанной по этой теме. В рамках программы «Я - гражданин. Я - патриот» был проведен ряд мероприятий, посвященных Году истории в России.
ГОД РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ предполагалось провести в целях привлечения внимания общества к российской истории. Тема Года дает возможность направить усилия, обозначить направление, выбрать приоритет в работе. Сотрудники библиотеки вместе с руководителями детского чтения старались донести до читателей мысль о том, что история – это биография народа, общества, страны, и без знания этой биографии, без ее осмысления человек, страна, общество могут оказаться беспомощными перед жизненными вызовами. В этом направлении в библиотеке проводились:
Вечер - встреча, посв. Дню Победы
«И помнит мир спасенный»
Информационно-познавательный час
«Овеянные славой герб и гимн»
Конкурс «Флоту России – слава!»
Патриотический час «Это нашей истории строки»
Урок истории «России верные сыны» (к 400-летию изгнания польских интервентов из Москвы)
Костюмное путешествие в 19-20 век «Историческое дефиле»
Побывать в разных эпохах, посмотреть, как менялась одежда в разное время, как одевались люди разных сословий, сотрудники библиотеки предложили ребятам 8-х классов гимназии №2 , а привезли эту уникальную коллекцию костюмов воспитанники коррекционной школы - интернат 8 вида.
Открылся показ моделей представлением мультимедийной презентации, на которой демонстрировались женские и мужские костюмы разных исторических эпох. Ребята узнали, как одевались люди древней Руси и в эпоху правления Ивана Грозного. С большим интересом рассматривали представленные костюмы эпохи Петра Первого и костюм статного гусара времён Отечественной войны 1812 года. А обворожительные барышни в шикарных платьях покорили весь зал. Громкими аплодисментами встречали красивую девушку и ее кавалера, которые шагнули в зал прямо из 20-х годов прошлого столетия. Меха, шляпки, свободные платья, все это пришлось по вкусу и нынешним модницам. Юноши с интересом рассматривали мужской костюм 50-х годов, а девушки заинтересовались модным показом ретро-наряда того времени, который демонстрировала сотрудник библиотеки Близнецова Алена Владимировна. В финале исторического дефиле были представлены модели одежды 60-х годов. На импровизированный подиум вышли настоящие стиляги, которые были одеты по принципу: «Чем ярче, тем круче». Эффектные, яркие наряды под зажигающую джазовую музыку демонстрировали учащиеся школы-интернат. Ребята чувствовали себя в этих костюмах настолько свободно, что складывалось ощущение, будто они сами живут в тех давних временах. В роли моделей выступали Пережогин Виталий и Лаврова Лидия, Попов Василий и Мяус Екатерина, Белолипецкая Валентина и Навоев Игорь, Кренев Николай и Максимова Светлана. Огромное спасибо их руководителям - Макаровец Ларисе Владимировне, Лахиной Ольге Александровне и Картавой Ольге Владимировне, которые подготовили ребят к этому показу.
Мероприятие не оставило равнодушных в зале. Ещё очень долго не отпускали юных моделей зрители модного показа, каждый старался получить фото на память.
В рамках проведения ежегодной областной «Недели молодежной книги» по теме «Это нашей истории строки» в библиотеке были проведены:
Выставка исторической куклы «Из истории костюма»»
Костюмное путешествие «Историческое дефиле»
Слайд-путешествие «Чудеса родного края»
К Году российской истории в библиотеке были оформлены выставки:
«История Российской государственности»
«Нашей армии герои»
«Ратные подвиги наших прадедов»
«Три цвета России»
«Пока мы едины – мы непобедимы!»
«Россия - великая и бескрайняя»
Важное событие прошедшего года – 200-летие Бородинской битвы. В связи с этой датой в библиотеке были проведены следующие мероприятия:
Патриотическая беседа «Недаром помнит вся Россия!»
Литературно-патриотический вечер «Клятву верности сдержали»
Урок истории «Навечно в памяти народной»
«Библиопочта» - летняя акция, посвященная войне 1812 года
Книжная выставка «И вечной памятью двенадцатого года»
25 октября в Библиотеке для детей и юношества состоялось торжественное мероприятие по подведению итогов летней акции «Библиопочта -2012». Она стартовала в начале июня и была посвящена 200-летию Бородинской битвы 1812 года. В течение трех летних месяцев ребята приходили в библиотеку, работали со справочниками, энциклопедиями, исторической литературой – искали ответы на вопросы патриотической викторины, которую подготовили для них сотрудники библиотеки. В акции участвовало более 50 человек из разных школ города и района. На торжество по подведению итогов были приглашены самые активные читатели библиотеки, в том числе те, кто участвовал в викторине. Главным героем праздника стал бравый гусар. Он напомнил всем присутствующим, что благодаря книгам, можно очутиться в любой исторической эпохе. На этот раз ребята побывали в начале 19 века, еще раз вспомнили некоторые вопросы викторины, все вместе - хором отвечали на них.
По итогам каждого месяца были выявлены самые активные участники акции, для них и для всех гостей с творческими подарками выступали малыши из железнодорожного детского сада, победитель конкурса чтецов -2012, ученик школы №7 Алексей Колотов, художественный руководитель районного дома культуры Сергей Красов, участники танцевальной студии «Найс».
Дипломы второй и третей степени получили читатели библиотеки, обучающиеся школы №1 Вячеслав Грудев и Антон Головкин, а диплом первой степени и звание победителя – Олеся Михальцова (гимназия №2). Ее конкурсная работа была признана самой лучшей!
Ребята-победители получили ценные призы – замечательные исторические энциклопедии. В их приобретении большую помощь оказали наши спонсоры - Татьяна Анатольевна Бахтеева и Павел Владимирович Полещук. Все остальные участники «Библиопочты» получили Благодарственные письма и сладкие призы.
Интерес к исторической литературе, в том числе и детской, сейчас огромный. Летняя акция «Библиопочта» это лишний раз доказала: ребята с удовольствием искали ответы на вопросы, открывая для себя мир прошлого, эпоху, ознаменованную величайшими русскими победами.
Статистический анализ массовых мероприятий
Форма мероприятия | Количество мероприятий (всего) |
Акция | 1 |
Бенефис | 1 |
Беседа | 10 |
Вечер | 5 |
Встреча | 1 |
Выставка | 93 |
Дебаты, дискуссии | |
Занятие кружка, клуба (в т.ч.) | 36 |
Игра, конкурс | 53 |
Композиция | |
Конференция | 1 |
Круглый стол | |
Лекция | |
Мастер-класс, творческая мастерская | 1 |
Обзор | 7 |
Посиделки | 1 |
Праздник, театрализованное представление | 5 |
Презентация | 3 |
Ток-шоу | |
Тренинг | |
Урок | 6 |
Утренник | 6 |
Час | 28 |
Экскурсия | 5 |
Дополнить список: -устный журнал -чайная церемония -эрудит-круиз - историческое дефиле -день информации | 1 1 1 1 3 |
Всего | 234 |
Комплексные формы работы:
Неделя детской и юношеской книги «Здравствуй, Книжкин день рожденья!»
Экологическая декада «Не только в гости ждет тебя природа»
Патриотическая декада «От клинка и штыка до могучих ракет»
Областная Неделя жизни
Неделя правовой информации «Я, ты, он, она знать должны свои права»
Неделя молодежной книги на тему «Это нашей истории строки»
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: