Общие черты скандинавских народов
33. Политика СЕ во II мировой войне.
Затронула СЕ больше, чем первая. События войны во многом определили дальнейшее политическое развитие стран.
Общее:
политика нейтралитета
все правительства взяли под контроль внешнюю политику и торговлю
с конца 1939г. вводятся карточки
внутренняя политика гражданского мира
антисоветская пропаганда, гонения на компартии
Шв., Д. сохранили правительства в прежнем составе
общественное мнение симпатизировало антигитлеровской коалиции
расходы на оборону незначительны (кроме Шв. - 51%).
Норв.: движение сопротивления, симпатии СССР; гражданское неповиновение населения, забастовки, бойкоты (против герм. оккупации).
Шв.: нейтралитет имел прогерманский хар-р до 1943г. В ходе Зимней войны - на стороне Финки, посредник при заключении мира м/ду Финкой и СССР. В начале войны - антисоветская политика, после перелома - возвращение к «строгому нейтралитету», усиливаются антигерманские выступления в прессе, аннулируются уступки немцам. К концу войны нейтралитет приобрел просоюзный характер, улучшаются отношения с СССР.
Дания: капитулировала, взяла пораженческую позицию. Политика уступок Германии, т.к. цель - выжить. После начала Отеч. войны началось антифашистское движение. Признана союзницей антигитлеровской коалиции.
34. Внешняя политика Скандинавских стран в послевоенный период
Шв., Финл. - нейтралитет - основа внешнеполитической доктрины. Финл., стремясь сохранить свой нейтральный статус, предпочла отказаться от инвестиционной помощи по американскому плану Маршалла. Официально объявила о проведении политики «свободы от союзов» и шв. Дан., Норв., Исл. предпочли в 40е гг. солидаризироваться с позицией ведущих стран Запада, приняли участие в плане Маршалла и вступили в НАТО. Однако членство в Атлантическом альянсе ограничивалось лишь вопросами национальной безопасности.
Чрезвычайно большой вклад внесли в организацию Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Однако планы западноевропейской интеграции, первоначально предполагавшие активное строительство наднациональных политических структур, вызвали у Скандинавских стран негативную реакцию. В качестве альтернативы еще в 1952г. был создан Северный совет - консультативная региональная организация, объединившая Данию, Исл., Норв., Шв., Финку. Северный совет распространил свою деятельность на сферы экономики, культуры, социальной политики, коммуникации, права. Вместе с ГБ Сканд. страны приняли участие в формировании еще одной альтернативной ЕС организации - ЕАСТ.
На фоне углубления экономических проблем в 70е гг. стратегия скандинавской дипломатии в интеграционных вопросах начала меняться. В 1972г. после жарких дебатов Дания вошла в ЕЭС. Спустя 23 года Финка и Шв. также приняли решение о присоединении к ЕЭС. Норвежские избиратели высказались против такого решения. Однако разочарование в «шведской модели», понимание невозможности развития в отрыве от мировых процессов, надежда на новые источники роста и процветания делают «европейскую политику» привлекательной для стран скандинавского региона.
35. «Шведская модель»
Стала символом не только специфики всего социально-экономического развития региона, но едва ли и не особого пути общественного развития в лоне западной цивилизации.
Особые черты начали складываться в 20-30е годы. Они оказались созвучны стратегии «государства благосостояния», предполагавшей создание механизма перераспределения общественных благ для уменьшения социальной поляризации общества. Однако в условиях шведской модели подобные действия государства оказались столь значительными и масштабными, что приобрели качество «капиталистического социализма».
Гос. расходы, обеспечиваемые прежде всего налоговой системой, достигли 70% ВНП. эти средства позволили сформировать систему социального обеспечения, охватывающую все население страны. При этом соц. льготы распространялись на все слои населения вне зависимости от классовой принадлежности и уровня доходов. Все шведы имеют равный доступ к пенсиям (выплачиваются с 66 лет). Существуют отдельные программы социальной поддержки молодежи, женщин, престарелых людей. Большая часть социальных льгот распространяется не только на шведских граждан, но и на выходцев из других стран, легально поселившихся в Швеции.
Государство добивается таких условий, когда в любом секторе производства рабочий получает одинаковую зарплату за одинаковый труд, и соответственно конкурентоспособность предприятий не повышается за счет условий эксплуатации трудящихся. Налоговая система построена таким образом, чтобы после уплаты всех налогов разница между доходами разных категорий населения не превышала соотношения 1:2. Была достигнута почти полная занятость. Массовые забастовки, как и массовые увольнения, возможны лишь возможны лишь в период перезаключения коллективных трудовых договоров и проводятся с предварительным предупреждением. Таким образом, от борьбы наемных рабочих и работодателей за более выгодные условия труда интересы производства практически не страдают.
Однако панацеей от всех проблем западной цивилизации скандинавская модель не стала. Все большую критику стала вызывать «уравнительная политика», приводящая к ослаблению «стимулов интенсивно работать и экономить». Идеология шв. модели стала проигрывать состязание с неоконсервативной стратегией, получившей распространение на Западе в 90е гг.
36. Социальная политика стран Скандинавии.
Во всех странах социал-демократы проводили крупные социальные реформы:
повышение пенсий,
обязательное страхование по болезни,
пособие по безработице.
=> «урожайный период» (много реформ).
Шв.: равное пособие на всех детей независимо от доходов их родителей.
Жилищная политика имела соц.направленность, что позволило семьям с низким доходом получить современные квартиры.
1948г. - новый закон об охране труда (оплачиваемый отпуск увеличен с 2х до 3х недель).
1950г. - решение о всеобщем 9-летнем образовании.
Выросли отчисления на ВУЗы и НИИ.
60е гг.:
расширение сети детских учреждений
совершенствование системы ухода за больными, престарелыми
сокращен рабочий день
введен 4х-недельный оплачиваемый отпуск
обязательное 9-летнее образование
реформировано гимназическое образование
расширена сеть университетов и ВУЗов
этот период - «2й урожайный период социальных реформ».
страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: