NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Оглавление Введение глава I теоретико-методические основы таможенного контроля

Осмотр помещений и территорий


В целях проведения таможенного контроля должностные лица таможенных органов при предъявлении служебного удостоверения и на основании письменного разрешения руководителя таможенного органа, имеют право доступа на территорию и в помещения лиц, где находятся либо могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

В случае отказа доступа на территорию и в помещения, должностные лица таможенных органов вправе входить на территорию и в помещения, за исключением жилых помещений, с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов. Лица, воспрепятствующие доступу должностных лиц таможенных органов на территории и в помещения, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Если законодательными актами Республики Казахстан установлен специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, должностные лица таможенных органов обязаны иметь доступ на указанные объекты в порядке, определяемом этими законодательными актами Республики Казахстан.

Осмотр помещений и территорий, проводимый с целью подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе, условно выпущенных, производится в местах временного хранения, на таможенных складах, свободных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находится товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов. Осмотр помещений и территорий производится при наличии информации об утрате товаров, их отчуждении либо распоряжении ими иным способом в нарушение требований и условий,1 для проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки.

Осмотр помещений и территорий у лиц, не указанных в пункте 4 статьи 452 ТК РК, может проводиться таможенными органами при наличии информации о нахождении в таких помещениях или на территориях товаров, ввезенных на таможенную территорию Республики Казахстан с нарушением порядка, для проверки такой информации.

По результатам осмотра составляется акт по форме, утверждаемой центральным таможенным органом по согласованию с уполномоченным государственным органом по вопросам таможенного дела, второй экземпляр которого вручается лицу, у которого производился осмотр.

1.2. Типовая схема организации таможенного контроля
Меры, осуществляемые таможенными органами при тамо­женном контроле, реализуются через совокупность процессов и действий, направленных на совершенствование взаимодействия между всеми участниками контроля с целью получения наиболее эффективных результатов. Это может быть достигнуто только посредством правильной организации такого контроля.

Первоочередной задачей организации таможенного контро­ля является развертывание сети таможен и их, структур­ных подразделений, приближенных к участникам внешнеэко­номических связей, местам наиболее интенсивной внешнеэко­номической деятельности, с целью сокращения времени переме­щения через таможенную границу товаров и ее пересечения физическими лицами1.

На таможни и таможенные посты приходится основной объем работы по осуществлению таможенного контроля и оформления. Поэтому решение вопросов, связанных с опреде­лением оптимальной структуры таможни (таможенного поста), отражающей цели, принципы, основные направления, порядок организации взаимодействия внутри этих структур и между таможенными органами в целом — другая принципиаль­но важная задача организации таможенного контроля.

Еще одним направлением организации таможенного кон­троля является включение в этот процесс участников внеш­неэкономической деятельности, предприятий транспорта и связи, других правоохранительных органов, органов испол­нительной власти Республики Казахстан. Особая роль здесь принадлежит таможенным брокерам, таможен­ным перевозчикам, владельцам складов временного хра­нения и таможенных складов, чье непосредственное участие в осуществлении таможенных операций призвано максимально облегчить и ускорить проведение таможенного контроля, а также значительно сократить издержки времени, сил и средств.

Таким образом, только путем достижения согласованности всех рассмотренных и других организационных и практических мер при следовании товаров, транспортных средств и лиц через таможенную границу создаются необходимые условия для орга­низации эффективного таможенного контроля.

Организация таможенного контроля в областях состоит из:

1) определения предполагаемого объема работы таможен­ных органов (количество реальных участников внешнеэкономи­ческой деятельности, находящихся в регионе деятельности та­моженного органа, товаров, транспортных средств и лиц, подле­жащих таможенному контролю);

2) установления мест таможенного контроля и оформле­ния, оптимального распределения между ними объема работы по ТК и ТО, создания надлежащих условий для осуществления этих процедур;

3) определения численного состава и разработки опти­мальной структуры таможенного органа;

4) подбора и обучения кадров;

5) создания материально-технической базы;

6) разработки системы связи и взаимодействия как внутри таможенного органа, так и между таможенной и около таможенной сферами;

7) обеспечения устойчивой работы всех служб таможенно­го органа, принимающих участие в осуществлении таможенно­го контроля и оказывающих содействие этому процессу.

Типовая схема организации таможенного контроля отража­ет систему взаимодействия служб таможенных органов, иных предприятий и организаций, имеющих отношение к перемеще­нию через таможенную границу товаров, транспортных средств и лиц. Как правило, при ввозе товаров и въезде лиц она включает в себя следующие мероприятия:

1) уведомление таможенного органа о пересечении та­моженной границы товаром и транспортным средством, а в соответствующих случаях — о лицах, пересекающих тамо­женную границу, и принятие таможенным органом такого уведомления;

2) представление таможенному органу товаров, транс­портных средств и документов на них, а в соответствующих случаях и на лиц;

3) оформление принятия под таможенный контроль, товаров, транспортных средств и документов на них, а в случа­ях, определенных таможенными правилами, — осуществление идентификационного выборочного или полного досмотра то­варов и транспортных средств, а также повторного досмотра;

4) в случаях, когда это обусловлено правилами, оформле­ние доставки товаров, транспортных средств и документов на них в таможню назначения;

5) контроль за доставкой товаров, транспортных средств и документов на них в таможню назначения;

6) принятие доставленных товаров и транспортных средств таможней назначения под таможенный контроль;

7) уведомление таможни отправления о доставке (не­доставке) товаров, транспортных средств, документов на них в таможню назначения;

8) помещение товаров на склад временного хранения (таможенный склад);

9) принятие таможенным органом таможенной декларации;

10) таможенный контроль и оформление товара после при­нятия таможенным органом таможенной декларации;

11) завершение таможенного оформления и принятие по его результатам соответствующего решения.

Приведенную схему следует рассматривать лишь в качест­ве ключевых направлений организации таможенного контроля. В свою очередь каждое из направлений включает достаточно много операций, регламентированных соответствующими нор­мативными документами.

При вывозе товаров, транспортных средств и выезде лиц последовательность операций при осуществлении таможенного контроля изменяется, хотя это существенно не влияет на прин­ципиальную схему организации таможенного контроля.

Основные направления совершенствования типовой, прин­ципиальной схемы организации таможенного контроля могут заключаться в:

1) совершенствовании организации механизма таможенно­го контроля;

2) повышении качества досмотра то­варов и транспортных средств;

3) сокращении сроков уплаты таможенных платежей;

4) совершенствовании документального оформления тамо­женных процедур;

5) предупреждении нанесения ущерба экономике и общей

безопасности страны;

6) уменьшении затрат на осуществление контроля посред­ством разработки гибких технологий в зависимости от катего­рий товаров и лиц, их перемещающих;

7) обеспечении доставки товаров в полном объеме до мест таможенного оформления;

8) улучшении взаимодействия с транспортными организа­циями с помощью разработки и внедрения совместных техноло­гий, обеспечивающих осуществление эффективного таможенно­го контроля и оформления товаров с учетом необходимости обеспечения непрерывности перевозочного процесса и необхо­димости сокращения простоя транспортных средств;

9) разработке и внедрении мер по совершенствованию ос­новных направлений взаимодействия таможенной службы с другими правоохранительными органами;

10) совершенствовании контроля на направлениях неза­конного перемещения товаров и транспортных средств.

Из вышеизложенного следует, что в результате со­вершенствования организационной структуры таможенных ор­ганов в целом и организации таможенного контроля на каждом участке осуществления этого процесса может быть обеспечена высокая результативность функционирования таможенной сис­темы в целом.

Выборочность таможенного контроля

При проведении таможенного контроля таможенные орга­ны используют, как правило, те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения действующего за­конодательства. Выборочность и достаточность форм таможен­ного контроля являются принципами его организации.


Например, в соответствии с Венской конвенцией о дип­ломатических привилегиях главы дипломатических предста­вительств иностранных государств в Республики Казахстан, и Правительства РК, а также приравненные к ним лица освобождаются от всех видов таможенного досмотра, включая личный досмотр, если эти лица пересекают границу по служебным делам- В этом слу­чае осуществляется только контроль в форме проверки доку­ментов1.

Выбор форм таможенного контроля может зависеть от характера и стоимости ввозимых на таможенную территорию товаров, вида таможенного режима, под ко­торый они помещаются.

Так, товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан и помещаемые под режимы выпуска для сво­бодного обращения, реимпорта и таможенного склада, должны предъявляться таможенному органу, производяще­му таможенное оформление таких товаров. При этом вместо идентификационным контролем осуществляется досмотр не менее 50% товаров каждого наименования из числа всех предъявленных товаров в случаях, если:

— описание и/или код товара, а также страна проис­хождения в разных товаросопроводительных и таможенных до­кументах различаются;

— в составе одной партии осуществляется ввоз товаров с высоким уровнем таможенного обложения (если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, за исключе­нием НДС, в отношении товара превышает 15% его таможен­ной стоимости) и с низким уровнем таможенного обложения (если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, за исключением НДС, в отношении товара не превышает 15% его таможенной стоимости).

В то же время, если ввозимые товары не облагаются таможенными пошлинами и налогами, то проводится толь­ко идентификационный досмотр таких, товаров.

Если принцип достаточности той или иной формы тамо­женного контроля не определен по данной конкретной ситуа­ции в нормативных документах, вопрос о достаточности форм таможенного контроля решается должностными ли­цами таможенного органа по собственному усмотрению.

Особое значение таможенные органы уделяют контро­лю за ввозом в страну оружия, боеприпасов, борьба с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, печатной продукции, кино-, фото-, аудио- и видеоматериалов, направленных на пропаган­ду фашизма, порнографии, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Для решения этой задачи таможенные ор­ганы периодически организуют 100% -ный досмотр воздуш­ных судов и прибывающих на них пассажиров, ручной клади и багажа.

Соблюдение принципов выборочности и достаточности та­моженного контроля не должно нарушать основные права и свободы граждан. Поэтому личный досмотр применяется как исключительная форма таможенного контроля.

Освобождение от определенных форм таможенного контроля



Таможенное законодательство предусматривает освобож­дение только от такой формы таможенного контроля, как та­моженный досмотр. При этом имеется перечень лиц, товаров и транспортных средств, освобождаемых от таможенного кон­троля.

Таможенному досмотру не подлежат:

- личный багаж Президента Республики Казахстан и следующих вместе с ним членов его семьи.

- личный багаж Премьер-министра Республики Казахстан, Председателя Сената Парламента Республики Казахстан, Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Государственного секретаря Республики Казахстан, Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан, Председателя Конституционного Совета Республики Казахстан, Председателя Верховного Суда Республики Казахстан, Генерального прокурора Республики Казахстан, Председателя Национального Банка Республики Казахстан, членов Правительства Республики Казахстан, депутатов Парламента Республики Казахстан освобождается от таможенного досмотра, если указанные лица пересекают таможенную границу Республики Казахстан в связи с исполнением служебных обязанностей или депутатских полномочий1.
1.3. Технические средства таможенного контроля
Понятие ТСТК. Роль и место ТСТК

в оперативной работе таможенных органов
Статья 473 ТК РК определяет, что при проведении таможенного контроля могут применятся технические средства, безопасные для жизни и здоровья человека, животных и растений и не причиняющие ущерба товарам, транспортным средствам и лицам.

Комплекс таких технических средств принято называть «таможенной техникой».

ТСТК – это совокупность технических средств, применяемых специализированными структурами подразделения таможенных органов для обеспечения решения возложенных на них задач.

ТСТК включает в себя следующие основные виды:

  • Технические средства таможенного контроля, применяемые для проведения фактического таможенного контроля, прежде всего досмотра товаров, транспортных средств и лиц перемещающихся через таможенную границу;

  • Технические средства криминалистики, используемые для решения задач раскрытия преступлений;

  • Технические средства таможенной экспертизы, позволяющие решать задачи идентификации товаров;

  • Технические средства связи и передачи данных, обеспечивающие решение управленческих, технологических и других задач;

  • Технические средства информационного обеспечения таможенной деятельности, используемые для сбора, обработки, хранения, поиска и выдачи информации, необходимых при решении задач таможенных органов;

  • Технические средства охраны и обеспечения собственной безопасности таможенных органов;

  • Технические средства, применяемые для решения задач оперативно-розыскной деятельности (спецтехника);

  • Технические средства таможенного делопроизводства (оргтехника).

Технические средства таможенного контроля – это комплекс специальных видов приборов и инструментов, применяемых таможенными органами в процессе документального и фактического таможенного контроля объектов, перемещаемых через таможенную границу с целью проверки подлинности и достоверности декларирующих их документов, установление соответствия содержимого контролируемых объектов представленных на них сведениям, а также выявление в этих объектах предметов таможенных правонарушений1.

Результатами применение ТСТК определяют ход дальнейшего процесса ТК различных видов перемещаемых через таможенную границу объектов. Эта техника позволяет установить достоверность и подлинность документов, представленных средств данным, содержащимся в декларирующих их документах, подтвердить правильность классификации товара в соответствии с ТН ВЭД, а следовательно, обеспечить правильное начисление таможенных пошлин, взимание налогов, платежей, достоверной таможенной статистики и эффективный валютный контроль.

С помощью ТСТК в процессе ТК обеспечивается возможность выявления тайников и скрытых вложений в контролируемых объектах. ТСТК в сочетании с применением криминалистических средств позволяют обеспечить эффективное выявление, пресечения и предупреждения таможенных правонарушений.

В целях лучшего познания и эффективного применения ТСТК требуется классификация объектов ТК с учетом их назначения, вида, габаритов, веса, конструктивных особенностей и т.п., поскольку именно эти параметры объектов в основном определяют существо оперативно-технического контроля их свойств и содержимого.

К объектам таможенного контроля относятся:

  • товары определенных категорий;

  • ручная кладь и сопровождаемый багаж пассажиров;

  • несопровождаемый багаж пассажиров;

  • среднегабаритные грузовые (товарные) упаковки;

  • крупногабаритные грузовые упаковки (контейнеры, грузовые платформы, бункеры, грузовые отсеки автотранспортных средств и т.п.);

  • все виды транспортных средств;

  • международные почтовые отправления;

  • конкретные лица, если есть основания полагать, что они скрывают при себе и добровольно не выдают товары, являющихся предметами нарушения таможенного законодательства;

  • документы на товары и транспортные средства, представленные в таможенный орган (хотя не все документы перемещаются через таможенную границу);

  • атрибуты (средства) таможенного обеспечения, наложенные на документы товары и транспортные средства.

Непосредственному ТК с помощью ТСТК подвергается как содержимое объектов ТК, так и сами объекты. Например, личные вещи, находящиеся в багаже пассажиров (содержимое) и, соответственно, сумки, чемоданы, коробки, где они находятся (объекты ТК); товары перевозимые в транспортных контейнерах, и сами конструкции контейнеров, собственно помещения и объемы транспортных средств как элементы объектов ТК.

Системы оперативных задач таможенных органов, для решения которых требуются применение технических средств таможенного контроля и условно его проведения дают возможность представить комплекс технических средств таможенного контроля в виде отдельных классов техники, предназначенной для решения каждой задачи в целом или ее отдельных составляющих.
Тактико-технические характеристики ТСТК
1-й класс ТСТК включает технические средства, предназначенные для оперативной диагностики (ОД) документов, представленных для оформления перемещающих через таможенную границу объектов, с целью выявления в них признаков полной или частичной материальной подделки – подчистки, химическое травление, подписки, допечатки текстов, замены листов многочисленных документов и фотографий, вклейки элементов и фрагментов других документов, подделка оттисков печатей, штампов, реквизитов, подписей и др.

2-й класс ТСТК объединяет технические средства, предназначенные для дистанционной оперативно-технической инспекции различного вида объектов ТК, в процессе которой осуществляется интроскопия объектов ( в том числе крупногабаритных) с помощью инспекционно-досмотровых комплексов(ИДК), дистанционный контроль объемов (количеств) отдельных видов стратегически важных сырьевых товаров и дистанционное выявление среди них возможных предметов таможенных правонарушений (ТПН)

3-й класс ТСТК включает технические средства, необходимые для проведения таможенного поиска и досмотра как оперативно-технического действия, предполагающего оптико-механического обследования трудно доступных мест транспортных средств и товарных (грузовых) упаковок, Локацию тайников и сокрытий, применение технических средств и приспособлений для отбора проб содержимого объектов ТК.

4-й класс ТСТК объединяет технические средства, обеспечивающие выполнение оперативно-технических действий, связанных с:

  • проведением оперативной диагностики (ОД) потенциальных предметов ТПН, выявленных в результате таможенного досмотра содержимого объектов ТК;

  • проведением оперативной классификации товаров с целью их отнесения к соответствующим классам, группам, позициям ТН ВЭД;

  • определением целостности атрибутов таможенного обеспечения, запирающих устройств и т. п., накладываемые на товары и транспортные средства.

К 5-му классу ТСТК относятся технические средства, необходимые для таможенного оформления перемещаемых через границу товаров и транспортных средств, включая наложение на них и на соответствующие таможенные документы атрибутов (средств) таможенного обеспечения.

6-й класс ТСТК включает технические средства, предназначенные для выполнения функций оперативно визуального наблюдения за действиями находящихся в таможенных зонах лиц, представляющих оперативный интерес, с целью выявления их противоправного поведения, установление не

санкционированных подозрительных на правонарушение контактов с другими лицами, в том числе и с сотрудниками таможенной службы.

7-й класс ТСТК объединяет технические средства, призванные обеспечивать получении данных о содержании информации, перемещаемой через таможенную границу на различного вида носителях, с целью выявление среди них материалов, запрещенных к такому перемещению1.

Рассмотрим подробнее некоторые вопросы, касающиеся функционального назначения отдельных видов техники и их основных технико-технических характеристик.
1 класс

2 класс


1 подкласс
2 подкласс


3 подкласс

3 класс

1 подкласс


2 подкласс


4 класс

1 подкласс

2 подкласс


3 подкласс

5 класс

1 подкласс

2 подкласс

6 класс

7 класс

Таблица 1. Классификация ТСТК
Технические средства оперативной диагностики

таможенных документов (1-йклсс)
Содержание проверки документов, необходимых для таможенных целей, включает проверку достоверности и полноты сведений, указанных в них, а также установление подлинности и состояния документов, т.е. выявление в них возможных подделок. Это может быть осуществлено методами оперативной диагностики документов, прежде всего осмотром документов на предмет выявления признаков интеллектуального подлога (подлога по содержанию, например выдача документа о предоставлении каких-либо прав организацией, не имеющей на это полномочий, и т.п.) и признаков материальной подделки (подчистки, химического травления, дописки, допечатки не достоверных исправлений, замены частей документов, листов многостраничных документов, фотографий, вклейки в ценные бумаги фрагментов других документов – номеров, индексов, серий, подделка оттисков печатей, штампов, подписей).

В отличие от комплексов научно-технических методов исследования, применяющихся при проведении криминалистической экспертизы документов, оперативная диагностика таможенных документов не ставит перед собой экспортных целей в виду отсутствие необходимого количества времени на данную процедуру, сложности применяемых методов и технических средств, требующих высокой профессионально подготовки сотрудников. В ее задачу входит лишь обнаружение подлинности и состояние признаков подделки, на основании чего принимается решение о более тщательном таможенном контроле подозрительного объекта и связанных с ним товаров, транспортных средств и лиц.

Досмотровая рентгеновская техника

(2-й класс; 1-й подкласс)
Досмотровая рентгеновская техника как вид аппаратуры интроскопии предназначена для получения визуальной информации о внутреннем устройстве и содержимом контролируемого объекта таможенного контроля.

Целями таможенной интроскопии объектов являются: установление принадлежности находящихся в них предметов к определенным группам, видам, классам, типам, выявление к контролируемых объектах характерных конструктивных признаков таинников или сокрытых вложений, а также предметов, подозрительные на конкретные виды предметов таможенных правонарушений. В процессе данного таможенного действия оперативный работник, по совокупности характерных индивидуальных признаков и сохранившимся в его памяти мысленным образом узнает назначение и принадлежность предметов. Самым важным и сложным в данном действии является знание совокупность характерных признаков и способов устройства тайников и внешнего вида предметов таможенного правонарушений и умение выявлять их на фоне значительного множества иных маскирующих элементов (нелогичных пустот, преград, уплотнений и др.).
Инспекционно-досмотровые комплексы

(2-й класс; 2-й подкласс)
Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) предназначенные для интроскопии крупногабаритных объектов таможенного контроля, отличающихся значительными размерами, весом, составом конструкционных материалов, повышенной плотностью загрузки различными видами перевозимых в них товаров.

В соответствии с функциональным назначением ИДК делятся на два вида:

- ИДК для интроскопии легковых автотранспортных средств (легковых автомашин, микроавтобусов, прицепов, передвижных дач, отдельных грузовых упаковок, не превышающих веса порядка 3-х тонн и размеров легковых автомашин);

- ИДК для интроскопии крупногабаритных объектов, предназначенных для перевозки грузов (контейнеров, трейлеров, рефрижераторов, железнодорожных вагонов)

Тактико-технические характеристики ИДК должны обеспечить: возможность визуализации содержимого указанных видов объектов , распознавание находящихся в них различных устройств, предметов и веществ; определение загруженности объема контейнера товарами и осмотр пространственного расположения содержимого; координатную привязку обнаруженных предметов к местам расположения; возможность распознавания изделий из различных материалов (металлы, органические вещества); возможность просмотра конструктивных полостей и пространств между стенками, потолочными перекрытиями и полом контейнеров, узлов автомашин и железнодорожных вагонов.

Аппаратура позволяет осуществить детальный, фрагментарный просмотр отдельных зон инспектируемого объекта и его содержимого и увеличение изображения в несколько раз. Время интроскопии одного крупногабаритного объекта составляет 15-20 мин.
Технические средства дистанционного контроля объемов (количеств) отдельных видов стратегически важных сырьевых товаров (2-й класс;3-й подкласс)
Технические средства данного вида призваны обеспечивать возможность контроля объемов (количеств) таких видов объектов, как товары топливного ряда – сырая нефть (включая газовый конденсат), продукты переработки нефти, нефтяные газы и прочие углеводороды; углеводородное сырье 9бензол, стирол, фенол, анилин), природный газ; электроэнергия; цветные, щелочные, щелочноземельные и редкоземельные металлы, сырье для их производства, их сплавы, порошки, полуфабрикаты; прокат цветных металлов. Кроме этого, в число объектов стратегически важного сырья входят: деловая древесина, пиломатериалы, продукция целлюлозно-бумажной промышленности; азотные и фосфорные минеральные удобрения; пшеница твердых и мягких сортов; этиловый не денатурированный спирт; рыба и морепродукты (икра, ракообразные); необработанные алмазы1.

Как видно из данного перечня, указанные объекты различны по своей природе и физико-химическим свойствам, но имеют общие декларируемые параметры, подлежащие дистанционному контролю: вес или объем. Способ перемещения этих объектов через таможенную границу также различен. Так например, нефть, нефтепродукты, газ могут транспортироваться как международным магистральным трубопроводом, так и в наливных емкостях – цистернах, танках судов. Дистанционное получение информации об объемах этого вида перемещаемых товаров также требуют различного технического решения. Основную часть контролируемых этими ТСТК экспорта составляет нефть (примерно 65%) и нефтепродукты (примерно 10%), перемещаемые трубопроводным транспортом.

Пункты контроля экспорта нефти и нефтепродуктов, расположенные на территории РК, осуществляют технические измерения их количественных и качественных параметров для технологических целей, которые и закладываются в соответствующие таможенные документы.

В настоящее время таможенный контроль экспорта нефти и нефтепродуктов осуществляется не путем фактических замеров их количества, а пока только документально, сверяемых с декларированными данными. Такой порядок требует изменения, так как не позволяет избежать правонарушений.

Другим видом стратегически важного товара является электроэнергия, экспорт которой осуществляется по международным линиям электропередач. Практика работы энергетической таможни и ее специализированных таможенных структур на местах показывает, что существующий порядок фактического контроля нефти и нефтепродуктов (в пунктах ее экспорта) зарубежным потребителям в настоящее время обеспечивает необходимые требование для предотвращения таможенных правонарушений. Это определяется природой и способами перемещениями этого вида товара и технической возможностью контроля объемов электроэнергии на энергоузлах путем регулярного считывание и проверки показаний достаточно точных измерительных приборов.

Что касается таможенного контроля объемов и качеств иных видов сырьевых товаров – металлов, руд и концентратов, продукций целлюлозно-бумажной продукции, достаточно редко при проверке данных ГТД досмотровые группы используют транспортные или грузовые приборы взвешивания. Это следует признать недостатком, так как параметры вес или объем, характеризующие перемещаемый товар, является важнейшими информативными параметрами дальнейших мер по оценке возможности пропуска через таможенную границу конкретных видов содержимого ТК. Поэтому каждый участок таможенного контроля разных видов важных сырьевых товаров, перемещаемых в различного вида транспортных средствах, требует целенаправленного оснащения техническими средствами взвешивания – транспортными и грузовыми весами достаточно высокой точности1.

Технические средства таможенного поиска и досмотра (3-й класс)
Комплекс технических средств поиска и досмотра предназначен для оптико-механического и локационного обследования труднодоступных мест объектов таможенного контроля с целью поиска и обнаружения тайников и сокрытых вложений.

В качестве мест таможенного обследования в данном случае выступают: кабины, салоны, функциональные и конструкционные отсеки легковых и грузовых автомашин, автобусов; жилые, служебные, пассажирские помещения ж/д вагонов, морских и речных судов, самолетов и др., а также конструктивных элементов различных видов контейнеров, рефрижераторов, грузовых отсеков автотранспортных средств, отдельные виды грузов, размещение которых на транспортном средстве создает внутренние закрытые труднодоступные места1.

Для досмотра этих объектов необходимы такие технические средства, которые позволяли бы, используя естественные технологические или конструктивные полости и отверстия в контролируемых объектах, получать визуальную информацию о возможном нахождении там посторонних вложений. Такие труднодоступные места, как правило, бывают практически не освещены, имеют небольшие размеры проемов и отверстий, расположены в неудобных для досмотра местах (располагаются в потолочных зонах или в области пола и стен транспортного средства или контейнера, находятся в непосредственной близости от трудно просматриваемых коммуникационных сетей и т.п.), что обычно не позволяет получить труднодоступный доступ к ним.

Комплекс технических средств поиска, исходя из функциональной направленности решаемых с их помощью оперативных задач, видов объектов таможенного контроля, условий его проведения, конкретных видов предметов таможенных правонарушений, можно разделить на два вида:

  • технические средства поиска тайников и сокрытых вложений;

  • технические средства поиска конкретных видов предметов таможенных правонарушений.

В свою очередь они подразделяются на подвиды технических средств поиска, созданных для определенных целей и методов проведения поисковых досмотровых операций. (Таблица 2)





Таблица 2. Классификация технических средств поиска тайников

и конкретных видов предметов ТПН

Технических средства поиска тайников и сокрытых вложений включают три основные группы:

-технические средства обследования труднодоступных мест объектов таможенного контроля;

  • технические средства локации тайников и сокрытых вложений;

  • специальные и меточные средства

Технические средства оперативной диагностики и классификации содержимого объектов таможенного контроля (4-й класс)

Комплекс технических средств оперативной диагностики и классификации содержимого объектов таможенного контроля включает:

  • технические средства оперативной диагностики потенциальных предметов таможенных правонарушений;

  • технические средства оперативной классификации отдельных видов стратегически важных товаров (таблица 3).

Оперативная таможенная диагностикаэто комплекс действий сотрудников таможенных органов по получению информации о внешнем виде, классовой или групповой принадлежности, состоянии и назначении содержимого объектов таможенного контроля, позволяющей на основании сравнения ряда их диагностических и классификационных признаков с документально декларированными сведениями установить соответствие или различие объектов1.

Основным назначением подкласса технические средства оперативной диагностики потенциальных предметов таможенных правонарушений является получение необходимого и достаточного количества (совокупности) диагностических признаков, по которым можно было бы предварительно отнести выявленные процессе таможенного досмотра объекты к классам, запрещенным к несанкционированному перемещению через таможенную границу предметов, материалов и веществ, а также определить состояние подлинности и целостности таких объектов, как денежные знаки (купюры различных валют),акцизные и специальные марки и атрибуты таможенного обеспечения.

Что касается технических средств оперативной классификации иных видов товаров, то в отечественной и зарубежной промышленности имеется целый ряд технических средств, которые используются для проверки качества тех или иных видов промышленных продуктов. Они могут быть использованы



Таблица 3. Классификация технических средств

оперативной диагностики и классификации

содержимого объектов таможенного контроля

при проведении оперативной классификации определенных видов товаров или специально приспособлены для этих целей.

В случаях, когда при классификации объекта возникли сомнения в соответствии его качеств определенным свойствам или выявлено несоответствие реальных характеристик (признаков) декларированным сведениям о нем, таможенные органы имеют право на временное административное задержание объекта, взятие образцов или проб для назначение экспертизы.
Технические средства таможенного оформления

объектов таможенного контроля (5-й класс)
Завершение таможенного оформления перемещаемых через таможенную границу объектов сводится к постановки таможенных отметок в виде печатей, штампов, личных подписей ответственных таможенных лиц на соответствующие таможенные, товаросопроводительные и иные документы, а также к постановке контрольных таможенных устройств (контроллеров) в виде пломб, запорно-пломбировочных приспособлений и маркерных носителей в виде клейких лент с таможенной символикой, наносимых на товары, грузовые отсеки транспортных средств, прошедших таможенный контроль или в отношении которых таможенный контроль не завершен1.

Цель постановки таможенных отметок на документах – удостоверений факта прохождения таможенного контроля конкретным товаром или транспортным средством.

К техническим средствам таможенного оформления объектов таможенного контроля относятся:

  • технические средствам таможенного оформления документов;

  • технические средствам таможенного оформления товаров и транспортных средств.

Этот класс технических средств включает как собственно атрибуты (средства) таможенного обеспечения в виде таможенных отметок на документах, так и различные контрольные таможенные устройства и маркерные носители, а также технические средства их наложения.

Технические средства наложения отметок представлены в виде наборов таможенных клише более 20 наименований. Эти клише заказываются таможенными органами на местах в соответствующих организациях, и каких-либо специальных мер их защиты от подделки предусмотрено было. В качестве материалов для получения оттисков используются стандартные канцелярские красящие составы и мастичные подушечки отечественного и импортного производства. В качестве пишущих предметов для постановки личных подписей инспекторов применяются обычные бытовые шариковые ручки, как правило с импортным наполнителем.

Особый вид средства наложения атрибутов таможенного обеспечения представляют личные печати инспекторов таможни.
Технические средства визуального наблюдения

(6-й класс)
Технические средства визуального наблюдения предназначены для обеспечения выявления, установления и фиксации фактов и попыток таможенных правонарушений конкретными таможенными лицами непосредственно в зонах таможенного контроля.

Основными местами, подлежащими визуальному наблюдению, является:

  • залы ожидания пассажиров («накопителей» и транзитные залы);

  • залы таможенного контроля и оформление пассажиров;

  • помещение комплектовки багажа пассажиров;

  • места прохода в таможенную зону;

  • складские помещения и территории;

  • площадки таможенного досмотра транспортных средств и грузов;

  • стоянки ожидания транспортных средств;

  • места хранения задержанных объектов (грузов, машин);

  • пассажирские и грузовые причалы судов заграничного плавания;

  • иные места (в зависимости от конкретной оперативной обстановки и в конкретной таможенной зоне).

В зависимости от места и условий решения оперативной задачи визуального наблюдения ее можно представит в виде двух подзадач:

  • визуальное наблюдение за внутренними зонами таможенного контроля (помещениями);

  • визуальное наблюдение за таможенными территориями.

Для решения этих подзадач требуется применение тех или иных видов технических средств таможенного контроля.

Технические средства контроля

носителей аудио-, видеоинформации (7-й класс)
Технические средства контроля носителей аудио-, видеоинформации предназначены для обеспечения выявления среди носителей информации, перемещаемых через таможенную границу, носителей, содержащих запрещенные материалы.

В зависимости от вида носителей информации технические средства подразделяются на:

  • технические средства контроля носителей аудиоинформации;

  • технические средства контроля носителей видеоинформации;

  • технические средства контроля носителей информации в ЭВМ.

К технические средства контроля носителей аудиоинформации относятся различного рода устройства для прослушивания в виде диктофонов, магнитофонов, аудиоплейеров различных конструкций, определяемых конкретным видом носителя звукозаписи (от проволочного носителя до лазерного диска). В частности, для прослушивания стандартных компакт кассет таможенными органами используются отечественные и зарубежные и бытовые магнитофоны и плееры; для прослушивания проволочных и пленочных микро кассет в соответствующие службы централизованно поставляются двух скоростные диктофоны, для аудиоконтроля лазерных компакт-дисков – плееры зарубежного производства.

Для контроля видеоинформации, записанных на видеокассетах, таможенные участки оснащены видеомагнитофонами зарубежного производства.

Для просмотра визуальной информации, содержащейся на проявленных фотопленках и слайдах, таможенные органы оснащены в основном оснащены отечественными приборами типа «ДЭФИ»1.

Особое место в организации работы по контролю аудио-, видеоинформации занимает вопрос контроля информации, содержащихся на перемещаемых через таможенную границу магнитных носителей информации для ЭВМ – дискетах, поток которых возрастает из года в год.


Глава II. Современное состояние таможенного контроля

2.1. Анализ таможенного контроля различных видов транспортных средств в РК



Анализ мировой экономики показывает, что имеются три доминирующих в глобальном масштабе региона - Северная Америка, Европа, страны Юго-Восточной Азии. По некоторым оценкам на этот регион приходится до 60,0 процентов мирового производства и до 40,0 процентов мировой торговли. Грузоперевозки между Европой и Юго-Восточной Азией составляют около100,0 миллиардов долларов США.

На современном этапе морской транспорт практически является единственным перевозчиком грузов в Евроазиатском сообщении, так как является надежным и относительно недорогим. На долю сухопутных маршрутов (в основном Трансиб.) в этом сообщении приходится менее 1,0% общего грузооборота. В то же время 40.0 %грузооборота в Евроазиатском направлении приходится на долю стран Европы, естественно тяготеющую к сухопутным, маршрутам. Необходимо отметить, что товарооборот между этими регионами растет довольно быстрыми темпоми-10,0% в среднем за период 1993-2000гг.

На международной конференции «Транс Евразия 2000г» (г. Алматы, г. Астана) по инициативе Казахстана обсуждена проблема формирования Евроазиатского коридора.

Морской путь Актау является связующим звеном в торгово- экономических связях Казахстана, России, других стран СНГ с государствами Ближнего и Среднего Востока. Через порт Актау открываются связи с Россией, путем использования Волго- Донского и

Востоко - Балтийского каналов. Воздушное пространство Казахстана в настоящее время используется в недостаточной степени (20,0%) Главной особенностью в Казахстане является национализация международного транспортного рынка.

В связи с тем, что международный транспортный рынок , находится в ведении государства, то и он имеет свои особенности таможенного оформления и таможенного контроля. Так при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию РК, с территории свободных таможенных зон, свободных складов перевозчик уведомляет таможенный орган РК о пересечении таможенной границы. Таможенный орган обеспечивает контроль за перемещением товаров и транспортных средств от места ввоза на таможенную территорию РК, до таможенного места назначения.

Анализ таможенного контроля и таможенного оформления на железнодорожном транспорте в РК.

Доставка товаров железнодорожным транспортом, за исключением случаев, определяемых ТК МГД РК, обеспечивается на основании Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), в соответствии с которой при перевозках товаров под таможенным контролем железнодорожным транспортом к железнодорожной накладной должен быть приложен сопроводительный документ, необходимый для выполнения таможенных правил на всем пути следования груза. Таможенные органы отправления требуют представления в обязательном порядке транспортных или товаросопроводительных документов, позволяющих идентифицировать перевозимые товары для целей таможенного контроля.

В случае непредставления необходимых документов таможенные органы отправления в отдельных случаях вправе задержать перевозимые средства на пограничных железнодорожных станциях или возвращать их за пределы таможенной территории РК. При доставке товаров железнодорожным транспортом, за исключением случаев, определяемых ТК МГД РК, обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов не требуется. Государственная железная дорога наделена правами таможенного перевозчика. Товары перевозятся железными дорогами под таможенным контролем в вагонах (контейнерах), которые соответствуют Правилам перевозок грузов и соответствующим Соглашениям о международных грузовых сообщениях.

ВТД может заполняться на состав транспортных средств независимо от количества накладных при условии, что весь состав следует в адрес одного получателя.

Железнодорожная станция отправления в обязательном порядке представляет в ВТД или транзитной декларации штамп станции, заверенной подписью ответственного работника станции. Местами доставки товаров , перевозимых железнодорожным транспортом , являются станции назначения. Таможенное оформление товаров, доставленных до станции назначения, производится с помещения их в места хранения или без фактического помещения на такие склады с размещением на подъездных путях предприятий с разрешения таможенного органа. Таможенные органы проводят выборочный таможенный досмотр товаров и транспорта, перемещаемых через таможенную границу РК. Товары могут быть выданы грузовладельцам сотрудниками железной дороги только с разрешения должностных лиц отдела импортно - экспортных операций таможенного органа.

При вывозе товаров, следующих железнодорожным транспортом, железнодорожной станцией назначения считается пограничная железнодорожная станция при выезде с территории РК. При транзите товаров, следующих железнодорожным транспортом, железнодорожной станцией отправления считается пограничная железнодорожная станция при въезде товаров на территорию РК, железнодорожной станцией назначения – пограничная железнодорожная станция при выезде товаров с территории РК.

При ввозе на таможенную территорию РК транзитных товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом , структурами РГП «Казахстан Темыр Жолы» взимается сбор за таможенное оформление транзитных товаров.

В целях усиления таможенного контроля за подакцизной группой товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, пропуск на таможенную территорию РК производится после внесения на депозит таможенного органа назначения причитающихся таможенных платежей и налогов.

Анализ таможенного контроля и таможенного оформления на автомобильном транспорте

Доставка вывозимых из РК товаров и транспортных средств осуществляется в соответствии с Правилами доставки под таможенным контролем. При любых случаях доставки водитель долен иметь при себе товаросопроводительные документы, а именно счет –фактуру (инвойс) на партию товара, товарно-транспортный документ

Основным товарно-транспортным документом, оформляемым при поставке груза автомобильным транспортом, является международная автомобильная накладная, которая должна содержать следующие сведения- наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя, реквизиты перевозчика, место и дату погрузки и разгрузки грузов, наименование груза, число мест, вид упаковки, маркировку, объем, общий вес. Основными прилагаемыми документами является- условия поставки, стоимость груза, номер путевого листа, фамилия водителя, регистрационный номер и марка транспортного средства, место ,дату оформления международной накладной.

Дополнительно к условиям доставки, указанным в Правила доставки товаров под таможенным контролем, для товаров , ввозимых на таможенную территорию РК автомобильным транспортом , требуется предоставление зарегистрированный в таможенном органе назначения и заверенных должностным лицом этого органа копий разрешений (лицензий) других государственных органов РК.

Правила доставки товаров, перевозимых автомобильным транспортом в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки. МДП (Конвенция МДП,1975г.) рассматриваются в следующей теме.

Срок доставки товаров, перевозимых автомобильным транспортом, таможенный орган отправления имеет право устанавливать из расчета две тыс . км. в один месяц.

Доставка товаров, облагаемых таможенными пошлинами или налогами, автомобильным транспортом (при ввозе товаров) может производиться только при условии надлежащего оборудования транспортного средства и выполнения одного из условий

  • обеспечение уплаты таможенных платежей в виде внесения денежных средств на депозит таможенного органа.

  • предоставление банковской гарантии.

  • перевозка товаров таможенными перевозчиками или с таможенным сопровождением.

Таможенное оформление этой категории товаров производится таможенным органом, в зоне деятельности которого находится получатель товаров.

В случае обеспечения уплаты таможенных платежей в виде внесенных денежных средств на депозит таможенного органа производится предварительное декларирование.

Доставка товаров, облагаемых таможенными пошлинами или налогами, автомобильным транспортом (при ввозе товаров) может производиться только при условии надлежащего оборудования транспортного средства и выполнения одного из условий

-обеспечение уплаты таможенных платежей в виде внесения денежных средств на депозит таможенного органа

-предоставление банковской гарантии

-перевозка товаров таможенными перевозчиками или с таможенным сопровождением.

Таможенное оформление этой категории товаров производится таможенным органом, в зоне деятельности которого находится получатель товаров.

В случае обеспечения уплаты таможенных платежей в виде внесенных денежных средств на депозит таможенного органа производится предварительное декларирование.

Анализ таможенного контроля и таможенного оформления

на воздушном транспорте

Воздушные перевозки осуществляются перевозчиками, либо собственниками воздушных судов. Каждый перевозчик имеет право требовать от отправителя составления и вручения ему документов, именуемых «воздушно-перевозным» документом , всякий отправитель имеет право требовать от перевозчика принятия этого документа. Воздушно- перевозной документ составляется отправителем в 3-х экземплярах. Первый экземпляр подписывается отправителем. Второй экземпляр подписывается отправителем и получателем, третий подписывается перевозчиком и возвращается отправителю по принятию товара.

Перевозчик должен поставить свою подпись до погрузки товара на борт самолета.

Воздушно-перевозочный документ должен содержать – указание места отправления и места назначения, места остановки, уведомления отправителя о том, что совершается перевозка, в которой указывается место окончательного назначения или остановка находящихся не в стране отправления. К такой перевозке может применятся Постановление Варшавской Конвенции.

Под местом ввоза-вывоза для авиаперевозок понимается первый аэропорт на территории РК, в котором самолет, перевозящий товары, совершает посадку (вылетает), где производится разгрузка- погрузка товаров, если факт перегрузки подтвержден таможенным органом этого аэропорта.

Таможенное оформление товаров, ввозимых авиатранспортом в соответствии с режимом выпуска для свободного обращения (кроме подакцизных товаров, подлежащих маркировке), производится в таможнях, расположенных в местах ввоза.

Таможенное оформление товаров, ввозимых авиатранспортом в соответствии с другими режимами , производится с общими правилами.

Доставка товаров, перевозимых авиатранспортом, осуществляется в соответствии с Правилами доставки товаров под таможенным контролем с обеспечением уплаты таможенных платежей.

При перевозке товаров воздушным транспортом оформление доставки товаров не производится в таможенных органах, расположенных в местах технической или вынужденной посадки воздушных судов

2.2. Анализ основной деятельности таможенных органов.
Основные показатели работы т/п «Талдыкорган» с 2000 по 2002 год.

Виды основных показателей

2000 год

2001 год

2002 год

Платежи (тыс. тенге)

Сборы

7147,3

12890,7

17403,7

Пошлина

58638,9

139151,6

316379,5

НДС

106363,3

194462,9

430960,4

Акцизы

0

434,3

2771,3

Всего

172149,6

346505,2

767514,9

Грузооборот


Объем (тонн)

Экспорт

23313,324

39253,6

49077,6

Импорт

47471,367

94085,6

56640,4

Кол-во оформленных ГТД

Экспорт

395

994

418

Импорт

984

3306

5609

Кол-во оформленных ВТТ

11

269

23

Кол-во оформленных МДП


2

15

30

Правонарушения


Количество дел о НТП

125

159

229

Сумма штрафов взысканных по делам о НТП

522423

828390

779226

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7


скачать

Другие похожие работы:





Документы

архив: 1 стр.