NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Памятка для родителей, ребенок которых пошел в первый класс

Памятка родителю от ребенка




  • Не балуйте меня, вы меня этим портите.

  • Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

  • Не бойтесь быть твёрдым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить мне своё место.

  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

  • Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить. Это ослабит мою веру в вас.

  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «нытиком» и «плаксой».

  • Не делайте за меня и для меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания, если вы скажете мне всё спокойно и с глазу на глаз.

  • Не пытайтесь обсуждать моё поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остаётся мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом несколько позже.

  • Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

  • Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки — смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я вынужден буду защищаться, притворяясь глухим.

  • Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

  • Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

  • Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.

  • Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает столько внимания.

  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.

  • Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это даёт мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

  • Не беспокойтесь, что мы проводим с вами слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

  • Пусть мои страхи и опасения не вызовут у вас беспокойства. Иначе я буду бояться ещё больше. Покажите мне, что такое мужество.

  • Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.

  • И, кроме того, я вас сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же.

Дети в Интернете: кто предупрежден, тот вооружен


 

Некоторым родителям Интернет представляется местом более опасным, чем реальная темная улица рядом с домом. Полезнее будет энергию, которая тратится на это беспокойство, перевести в активную и осмысленную заботу о том, чтобы ребенок с первых шагов в Интернете мог чувствовать себя уверенно и постепенно научился быть осторожным и защищаться от нежелательного влияния. Примерно до 12 лет вы можете достаточно жестко контролировать поведение ребенка в сети (например, ограничивать список сайтов, которые он может посещать), а с подростком нужно будет скорее договариваться о том, как он будет соблюдать правила безопасности, и полагаться на его доверие к вам.

Не все знакомства одинаково полезны

В Интернете не водится каких-то особенных, «компьютерных» преступников – они те же, что могут встретиться ребенку на улице, в магазине, в кинотеатре. Только их труднее распознать из-за того, что в сети люди не видят друг друга – как по телефону. Не стоит ребенку рассказывать в подробностях, кто такие педофилы или что такое мошенничество с платежными средствами, – достаточно кратко объяснить, что некоторые люди в силу психического нездоровья или плохого воспитания могут нанести серьезный вред здоровью ребенка, бюджету семьи, безопасности и спокойствию вашей жизни. Даже если ребенок не поймет в точности, чего ему следует опасаться, он может почувствовать ваше беспокойство и заботу о нем, и с готовностью будет делать то, что вы попросите. Для этого нужно как можно яснее, короче и однозначнее определить правила, по которым в вашей семье принято пользоваться Интернетом. Там должны быть упомянуты права и обязанности каждого члена семьи. Ваши преимущественные права (например, проверять его почту или журнал посещений страниц) вы можете объяснить ребенку по аналогии с правами администратора сайта: он тоже имеет право отслеживать поведение посетителей сайта и принимать меры предосторожности.

От общего к частному 

Родителей больше всего беспокоят всякого рода излучения от компьютера. Наши измерения рентгеновского излучения показали, что оно находится на уровне фона земли. Электромагнитное излучение от компьютера хорошего качества также соответствует нормативам. Однако с боковых и задних стенок компьютера низкого качества уровень низкочастотных электромагнитных излучений может быть повышен. В помещении с работающим компьютером, кроме того, изменяются физические характеристики воздуха: температура может повышаться до 26-27 градусов, относительная влажность - снижаться ниже нормы, то есть до 40-60%, а содержание двуокиси углерода - увеличиваться. Наряду с этим воздух ионизируется, увеличивающееся число положительных (тяжелых) ионов неблагоприятно влияет на работоспособность. Ионы, осаждаясь на пылинках воздуха, попадают и в дыхательные пути. Некоторые люди, в том числе дети, особенно чувствительны и болезненно реагируют на эти изменения воздуха. У них появляется першение в горле, покашливание из-за повышенной сухости слизистых. А также ... Еще один важный фактор - нервно-эмоциональное напряжение. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс. Наши исследования показали, что даже само ожидание игры сопровождается значительным увеличением содержания гормонов коры надпочечников. Предупредить переутомление можно, если ограничить длительность работы ребенка за компьютером, проводить гимнастику для глаз (офтальмотренаж), правильно обустроить рабочее место, использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка. Научите ребенка много читать и не попадать в сети паутины. Как показано на картинке.



Десять советов родителям и педагогам

Еще раз напоминаем, что маленький ребенок – это бурно развивающийся, очень чувствительный организм. В дошкольном и младшем школьном возрасте складываются все физиологические системы, в том числе и те, которые необходимы для успешного взаимодействия с компьютером. Продолжают формироваться осанка и кости кистей рук, произвольное внимание, нормальная рефракция глаза. Аккомодационная система глаза уже готова к зрительной нагрузке, но ее резкое нарастание опасно: перегрузки могут привести к «поломкам».

Очень уязвима и психика ребенка на фоне постоянно увеличивающейся информационной нагрузки (дома, в детском саду, в школе), нерегламентированные занятия на компьютере могут ускорить неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка. К тому же, как показывают исследования, большинство детей имеют отклонения в состоянии здоровья. Среди детей 4–7 лет здоровых только 20% (I группа здоровья), с функциональными отклонениями в состоянии здоровья – 60% детей (II группа здоровья), с хроническими и органическими заболеваниями – 15% (III группа здоровья).

Итак, на что необходимо обращать особое внимание?

Совет 1. Если вы решились на покупку компьютера, то не экономьте на здоровье детей: компьютер и видеотерминалы должны быть хорошего качества.

Совет 2. Компьютер следует расположить на столе в углу комнаты, задней его частью к стене.

Совет 3. Следует правильно организовать рабочее место. Мебель должна соответствовать росту ребенка. Сидеть за столом он должен так, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке.

Согласно методическим рекомендациям, для детей ростом 115–130 см рекомендуется высота стола – 54 см„ высота сидения стула – 32 см; для детей ростом выше 130 см – соответственно 60 и 36 см. Стул должен быть обязательно с твердой спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50–70 см от видеотерминала (дисплея), но чем дальше, тем лучше. Воображаемая линия взора (от глаз до экрана видеотерминала) должна быть перпендикулярной экрану и приходиться на его центральную часть. Поза ребенка прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3–3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см. Руки должны свободно лежать на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаться под столом на специальной подставке (опора 4 для ног обязательна). Стол, на котором стоит дисплей, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов.

Совет 4. В помещении, где используется компьютер, делайте ежедневную влажную уборку.

Совет 5. До и после работы на компьютере протирайте экран чистой тряпкой или губкой.

Совет 6. Поставьте недалеко от компьютера кактусы: считается, что эти растения поглощают вредные излучения компьютера.

Совет 7. Чаще проветривайте комнату, а для того чтобы увеличить влажность воздуха, в помещении должен быть аквариум или другие емкости с водой.

Совет 8. С особой тщательностью отбирайте для детей компьютерные программы: они должны соответствовать возрасту ребенка, как по содержанию, так и по качеству оформления.

Совет 9. Без ущерба для здоровья дошкольники и младшие школьники могут работать за компьютером не более 15 минут, а дети близоруких родителей и дети с отклонениями в состоянии здоровья – только 10 минут в день. Причем не ежедневно, а три раза в неделю, через день.

Совет 10. После каждого занятия проводите с ребенком офтальмотренаж (упражнения для глаз) и общеукрепляющие упражнения, предложите помыть руки.

Простые и не очень простые советы

Защита глаз пользователей компьютеров, профилактика заболеваний, коррекция начинающихся нарушений – дело вполне реальное, требующее всего лишь некоторого здравого смысла, последовательности и внимания к своему здоровью.

Чаще моргайте. Может показаться смешным, но частое моргание при работе с компьютером – один из способов увлажнения слизистых глаза. Чем выше зрительная нагрузка, тем чаще следует моргать.

Пейте больше чистой воды. Одна из не лучших привычек в питании наших современников – недостаточное потребление жидкости, главным образом – чистой воды. В связи с этим в последние годы в нутриициологии появилось такое понятие как «водяной голод». Другими словами, люди отвыкли пить чистую воду. А ведь всего лишь несколько стаканов чистой воды в день помогут нормализовать водно-солевой обмен, улучшат состояние слизистых оболочек и конъюнктивы глаз.

Включайте в рацион продукты с витаминами А, С, В2. Для сохранения зрения важно разнообразие в питании. Полезно умеренное потребление рыбы жирных сортов, икры, печени трески, сливочного масла. Витамин А и его предшественник – бета-каротин содержится в моркови, красном перце, помидорах, петрушке и сельдерее, хурме, в других фруктах и овощах красно-оранжевого цвета. Богатый источник витамина С – цитрусовые (апельсин, лимон, грейпфрут). Необходимы для поддержания зрения черный хлеб, крупы (после минимальной тепловой обработки), фасоль, белокачанная капуста, мед, молоко и молочные продукты. Что же касается нежелательных пищевых привычек, то это избыточное потребление в течение многих лет крахмала, сахара, белка. Многие офтальмологи уверены: углеводы вредны для зрения, избыток мучной пищи может привести к ухудшению зрения.

Не злоупотребляйте глазными каплями. Капли с сосудосуживающим эффектом снимают покраснение, но их длительное применение приведет к расстройству регуляции тонуса сосудов и к обратному эффекту. Смягчающие капли для «сухих» глаз тоже следует использовать лишь для увлажнения и временного облегчения, но не применять постоянно – правильнее установить и устранить причину зрительных расстройств.

И последний совет. Сильные раздражающие факторы для глаз – сухой воздух, пыль, сигаретный дым. Поэтому воздух в рабочем помещении должен быть достаточно влажным, а отдыхать от компьютера с сигаретой в руках не стоит.
Берегите психическое здоровье школьников

Сегодня оградить детей и подростков от стрессов практически невозможно. Интернет-зависимость, игромания, засилье на экранах фильмов остросюжетного жанра наносят мощный удар по неустоявшейся психике ребенка. Впрочем, и в обычной школе стрессов не меньше: сегодня ученик старших классов вместо положенных шести занимается иной раз по восемь часов! И дома его тоже ждут уроки. И как следствие - нервные расстройства и низкая успеваемость. Педагоги ревностно оберегают их от переутомления. И начинает страдать психическое здоровье ребенка. Психическое здоровье является важнейшей составляющей высокого качества жизни, позволяющие людям считать свою жизнь полноценной и значимой и являться активными и созидательными членами общества.

Критерии психического здоровья

Нормальное развитие организма (соответственно полу и возрасту).

Отсутствие заболеваний.

Отсутствие вредных привычек

Положительное эмоциональное состояние

Органы чувств функционирую нормально

Преобладают положительные и связанные образы мысли

Довольно часто приходится сталкиваться со школьниками имеющими так называемые пограничные состояния, главным образом неврозы и невротические реакции с некоторыми функциональными отклонениями. Одним из ведущих показателей функционального состояния психики служит умственная работоспособность. Умственная работоспособность (УР) - определенный объем работы, выполненной без снижения темпа и эффективности, в определенные отрезки времени. Каждому человеку присущ свой уровень УР (высокий, средний, низкий). Поддержание высокого уровня умственной работоспособности - главная задача сохранения психического здоровья школьников.

Кроме того, основными показателями психического здоровья являются следующие.

1. Положительное эмоциональное состояние (характер откликов на жизненные факты, а попросту, настроение).

2. Эмоциональные реакции - непосредственные ответы на воздействие или ситуацию, (сопровождаются комплексом вегетативных, биоэлектрических и двигательных изменений) служат сигналами благоприятных и неблагоприятных воздействий.

На состояние психического здоровья школьников могут оказывать влияние разные факторы, такие, к примеру, как гигиенические, генетические, экономические, социальное, эмоциональное. Но педагогическая общественность может программировать, и то не всегда, лишь гигиенические и эмоциональные факторы.

Ситуации, предполагающие к возникновению пограничных расстройств у школьников (студентов, лицеистов, гимназистов)

1. Неспособность справиться с учебной нагрузкой.

2. Враждебное отношение педагога.

3. Смена школьного коллектива.

4. Неприятие детским коллективом.

5. Чрезмерная умственная нагрузка (длительно травмирующая ситуация).

6. Вербальный принцип построения учебного процесса

7. Поза во время учебного процесса

8. Несовершенные методики преподавания

9. Обедненные учебные стимулы учебной среды

Частота отклонений в поведении учащихся существенно увеличивается к концу года. Следует отметить, что в это время переутомление находиться на грани патологии. Распространенность неврозов увеличивается от начальных классов к старшим (у мальчиков в 2 раза, у девочек - в 3,3 раза).

Школьники, как правило, предъявляют следующие виды жалоб:

1. Усталость.

2. Сонливость в дневные часы.

3. Пассивность на уроках, во время игр.

4. Отказ от умственного напряжения.

5. Нестойкость интересов.

Родители и педагоги иногда принимают это состояние за лень, пытаются повысить требования к ребенку, но ни к чему хорошему это не приводит (неврастения). Неврастения - повышенная физическая и психическая утомляемость, рассеянность, рассредоточенность, снижение работоспособности, чрезмерная возбудимость. Провоцирующим фактором является истощение нервной системы, связанное с учебной перегрузкой.

Учителям нужно быть очень осторожными в оценке успехов учащихся, не злоупотреблять плохими отметками и ставить их только в тех случаях, когда школьники действительно заслуживают. Отсутствие уважения со стороны педагога, унижение достоинства ребенка также плохо сказывается на психическом здоровье ребенка.

Неуспеваемость - это проблема в равной степени как медицинская, так и педагогическая (иногда - следствие, часто - причина отклонений психического развития). Отсутствие хороших оценок часто приводит к формированию качеств характера: робость, застенчивость, тревожность, т.е. отрицательно сказываются на развитии личности. Психиатры единодушно отмечают, что именно ярлык "неуспевающего" нередко служит причиной возникновения неврозов у детей. Неврозы - это вид психогенных реакций (тревожные опасения, навязчивости, истерические проявления и др.)

Помимо этого у ребенка может развиваться невроз навязчивых состояний( навязчивые мысли, идеи, представления, страхи, влечения, действия) и истерия - двигательные и сенсорные расстройства, имитирующие соматические и неврологические заболевания (параличи, тик и др.).

Все эти расстройства можно отнести к понятию дидактогения - психическая травма, источник которой - процесс обучения в школе, психическое расстройство, возникающее под влиянием психоэмоционального дистресса.

У учащихся, а вернее, у их родителей, тех, для кого отметки обладают "сверх ценностью", нужно выработать адекватное отношение к ним ("хорошо", а не "отлично" воспринимается как трагедия).

Несоответствие требований взрослых возможностям и потребностям детей, ритму их психофизиологического развития, конституционным и половым особенностям.

Неприятие индивидуальности и эмоциональное неприятие детей.

Несогласованный подход в воспитании со стороны родителей.

Непоследовательность воспитания. Его неровность. Неустойчивость в обращении с детьми.

Варианты дезадаптивного поведения детей:

1. Активный протест. Непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене - негативизм по отношению к другим - ссорится, мешает играть, раздражается, гневается.

При стабильном проявлении реакции активного протеста - диагностируется как патология поведения!

2. Реакция пассивного протеста. Редко поднимает руку на уроке, выполняет требования учителя формально. На перемене - пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. Депрессивное настроение, страхи.

3. Реакция тревожности и неуверенности. Пассивен - на уроке, при ответах напряжен и скован. На перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Тревожен, легко плачет, краснеет, теряется при малейшем замечании учителя. Выраженные реакции тревожности и неуверенности сопровождаются появлением невротической симптоматики в виде тиков, заикания, энуреза, и т. п., а также учащением соматических заболеваний.

Степень развития неврозов зависит от: несоответствия социальных условий их типу высшей нервной деятельности, неправильного воспитания.

Психическое здоровье, как и биологическое, не является постоянным и может изменяться под влиянием разных воздействий. Желательно чтобы учителя проводили мониторинг психического здоровья детей, и строили свои занятия с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, учитывая главное - его эмоциональный тонус. Помимо этого необходимо заниматься улучшением памяти, развитием внимания и мышления, проводить интеллектуальные игры и конкурсы. Словом, все в школе должно быть направлено на то, чтобы сделать образовательный процесс максимально комфортным. Однако тонкостям взаимодействия с детьми могут научиться и родители. Именно они должны вселить в ребенка уверенность и способность противостоять трудностям. Как показывает практика, апатия или неусидчивость ребенка - в большинстве случаев всего лишь защитная реакция ребенка на утомительную учёбу.

Выдержки из требований санитарно-гигиенических норм и правил

При переходе на стандарты второго поколения приняты новые санитарно-гигиенические нормы и правила. Мы приводим некоторые выдержки из них. И помните – это проблема родителей, а не школы!

ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛЬНЫМ РАНЦАМ И СМЕННОЙ ОБУВИ


ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛЬНЫ РАНЦАМ, КОНТРОЛЬ ЗА ВЕСОМ РАНЦА С ЕЖЕДНЕВНЫМИ УЧЕБНЫМИ КОМПЛЕКТАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



Использование ранцев ученических для переноски учебников, тетрадей, пеналов, письменных принадлежностей более целесообразно, чем портфелей. Переноска книг и ученических принадлежностей в ранце на спине способствует более равномерному распределению нагрузки и формированию правильной осанки.

Однако это возможно только при строгом соответствии гигиеническим требованиям конструкции, веса и материалов, из которых изготовлен ранец, а также веса ежедневных учебных комплектов. Для осуществления текущего контроля в течение всего учебного года (в течение одной учебной недели в каждой учебной четверти) педагогам необходимо вести постоянное наблюдение за весом ранца с учебными комплектами.

При отсутствии такого контроля ежедневно переносимые учащимися тяжелые ранцы могут оказать негативное воздействие на состояние позвоночника, осанки, формы свода стопы, а также на состояние сердечно-сосудистой системы. При переноске тяжелых ранцев для сохранения устойчивого равновесия ребенок вынужден сутулиться. Длительное вынужденное ношение тяжелых ранцев приводит к формированию патологической осанки в виде круглой или сутулой осанки. Кроме того, чрезмерная физическая нагрузка оказывает неадекватное воздействие на суставные поверхности тазобедренных, коленных и голеностопных суставов. Длительное воздействие чрезмерной нагрузки на неокрепшие связки и мышцы голени и стопы может привести к снижению свода стопы и нарушению ее рессорной функции. В таких условиях при ходьбе по жесткой поверхности асфальта или пола удары не амортизируются и могут приводить к травматизации суставов и микротравмам в головном мозге. При такой нагрузке страдают и суставные поверхности позвонков, что нарушает естественный процесс их роста и формирования. Ношение тяжелого ранца может, таким образом, затормозить рост самого организма.

При выборе ранца следует обращать внимание на следующие 10 признаков функционального ранца:

  • Вес ранца не должен превышать 700 г.

  • Конструкция ранца должна обеспечивать устойчивую его форму.

  • Спинка ранца должна быть полужесткой и сохранять свою форму.

  • Рекомендуется использовать ранцы, спинка которых имеет специальные массажные профили.

  • Ширина плечевого ремня в верхнем отрезке на протяжении 400-450 мм должна быть не менее 35-40 мм; материал, из которого изготовлены плечевые ремни должен быть эластичным; при использовании жесткого материала рекомендуются специальные накладки.

  • Высота передней стенки ранца должна составлять 220-260 мм.

  • Ширина ранца не должна превышать 60-100 мм.

  • Длина ранца не должна превышать 300-360 мм.

  • Материал, из которого изготовлен ранец, должен быть прочным, с водоотталкивающими свойствами, удобным для чистки и ярким по цвету.

  • Материалы, из которых изготовлен ранец, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее их гигиеническую безопасность.

Педагогам и родителям следует воспитывать у детей бережное отношение к ранцу. Необходимо содержать его в чистоте и постоянно проверять содержимое ранца для того, чтобы в нем не было лишних и ненужных вещей.

Для того, чтобы обеспечить условия безопасного ранца, необходимо строго соблюдать и постоянно контролировать вес ранца с ежедневными учебными комплектами.

Вес ранца с ежедневными учебными комплектами не должен превышать:

для учащихся 1-2-х классов – 2, 2 кг,

для учащихся 3-4-х классов – 3, 2 кг.

В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1 к 10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка. Однако при контроле веса ранца в массовых условиях школы он менее приемлем.

Основными причинами превышения нормативов веса ранца с ежедневными учебными комплектами являются:

- нерационально составленное учебное расписание, требующее на каждый предмет учебники и тетради,

- необходимость использования более 1-го учебника по одному предмету при вариативном подходе к обучению,

- невнимательное отношение ребенка и родителей к тому, что находится в ранце – зачастую дети носят лишние учебники, тетради, посторонние предметы,

- вес ранца без книг превышает 700 г (отдельные ранцы, имеющиеся в широкой продаже весят от 1000г до 1500 г.

Основные пути решения проблемы по снижению веса ранца с ежедневными учебными комплектами:

- наиболее радикальным способом снижения веса ранца с ежедневными учебными комплектами является приобретение второго комплекта учебников для постоянного использования и хранения в классе;

- внимательное ежедневное отношение детей и родителей к содержимому ранца;

- проведение в конце учебного года родительского собрания, на котором, наряду с другими вопросами подготовки к новому учебному году, следует обсудить вопрос о школьном ранце;

- проведение школьного конкурса «Мой школьный ранец», при подведении итогов которого следует обращать внимание на вес самого ранца, его конструкцию, внешний вид, опрятность и, конечно, на содержимое;

- воспитание у детей бережного отношения к своему школьному ранцу.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СМЕННОЙ ОБУВИ

Стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции для его формирования и сохранения. Нарушение ее строения и функции приводит к деформации стопы. У детей в связи со слабостью мышечно-связочного аппарата и влиянием ряда неблагоприятных факторов она встречается довольно часто – в 15-20% случаев. Одним из ведущих факторов риска деформации стопы является нерациональная обувь, в том числе сменная. С учетом длительного использования сменной обуви в образовательных учреждениях эта проблема становится актуальной, особенно для школ полного дня.

Плоскостопие у детей связано, как правило, с нарушением рессорной функции стопы, которая способствует снижению силы толчков и ударов при ходьбе, беге и прыжках. При этом дети часто жалуются на быструю утомляемость, головную боль, боль в голени и стопе. У них также нарушается походка. Кроме того, в дальнейшем могут развиться нарушения кровообращения в сосудах нижних конечностей.

Форма стопы влияет также на состояние осанки и позвоночника ребенка. Снижение амортизационных свойств свода стопы существенно повышает требования к рессорной функции позвоночника и может привести к его деформации, а также микротравматизации межпозвонковых суставов и возникновению боли в спине. Одностороннее снижение свода стопы справа или слева приводит к перекосу таза, асимметрии лопаток, плеч и формированию сколиотической осанки и сколиоза.

Важная функция стопы определяется расположением особых, так называемых рефлексогенных зон на подошвенной поверхности, обеспечивающих связь стопы с различными системами организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.).

Таким образом, стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на развитие всего детского организма. Поэтому необходимо уделять особое внимание профилактике деформаций стопы, особенно у учащихся начальной школы.

Для предупреждения негативного влияния нерациональной обуви на стопу необходимо четко соблюдать следующие гигиенические требования:

  • обувь должна соответствовать форме и размеру стопы. При этом в носочной части должен быть припуск 5-7 мм, учитывающий увеличение длины стопы за счет ее естественного прироста и под влиянием нагрузок во время ходьбы. Если в обуви не будет припуска, то при удлинении стопы пальцы принимают согнутое положение, что может привести к их деформации;

  • обувь не должна быть зауженной в носочной части, поскольку приводит к деформации большого пальца, его отклонению наружу. Чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние – могут появиться потертости, мозоли;

  • подошва в обуви должна быть гибкой. Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах стопы, предъявляет повышенные требования к мышцам голени и стопы, способствуя более быстрому их утомлению и ослаблению. При этом нарушается походка, что оказывает негативное влияние на осанку и позвоночник ребенка. Слишком мягкая подошва (например, в чешках) также недопустима, так как не предотвращает влияние ударов при ходьбе по полу, жесткому грунту и асфальту на суставы и позвоночник;

  • подошва не должна быть высокой, поскольку в процессе ходьбы в такой обуви нарушается сцепление пальцев с опорной поверхностью и нарушается толчковая функция стопы. Это приводит к дополнительной нагрузке на мышцы стопы, их ослаблению и более быстрому утомлению;

  • важным элементом профилактической сменной обуви является каблук. Наличие каблука и его высота влияют на распределение нагрузки на различные отделы стопы, ее положение, в том числе и на высоту свода. При отсутствии каблука нагрузка на свод увеличивается. При небольшом каблуке свод, наоборот, разгружается за счет перераспределения нагрузки с увеличением ее на передний отдел стопы. Однако каблук не должен быть высоким, поскольку в таком случае нагрузка на передний отдел стопы будет чрезмерной, что приведет к снижению поперечного свода стопы и формированию поперечного плоскостопия;

  • детская обувь должна иметь фиксированный задник, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает ее отклонение наружу. Деформация же пяточной кости нарушает устойчивость голеностопного сустава, формирует болевой синдром, а впоследствии и плоскостопие (плоско-вальгусные стопы). Наличие фиксированного задника в профилактической сменной обуви для школьников может быть частичной;

  • обувь должна обеспечивать прочную фиксацию в носочной части. Открытый носок в сменной обуви не способствует устойчивому положению стопы и создает угрозу травматизации пальцев стопы. Прочная фиксация голеностопного сустава стопы, испытывающего особо высокие нагрузки и являющегося основным суставом, регулирующим устойчивость вертикальной позы, должна обеспечиваться соответствующими обувными креплениями. Их отсутствие повышает нагрузку на мышцы и связки стопы, что приводит к ослаблению мышц и снижению свода стопы;

  • конструкция обуви должна обеспечивать оптимальный температурно-влажностный режим внутриобувного пространства. Повышение температуры способствует расслаблению мышц и, как следствие этого, снижению свода стопы и ее деформации в виде плоскостопия;

  • использование ортопедических стелек рекомендуется только при выраженных деформациях стопы с учетом особенностей ее профиля. Стельки должны быть строго индивидуальными и соответствовать рельефу подошвенной части стопы ребенка.

Для профилактики деформаций стопы необходимо также выполнять гигиенические требования, направленные на укрепление всего организма, профилактику простудных заболеваний и обострений хронических болезней, профилактику гиподинамии, рациональное питание, укрепление мышц и связок посредством выполнения корригирующих физических упражнений. Большое значение для предупреждения деформации стопы имеют закаливающие процедуры, а также рациональный режим использования различных тренажеров для стоп.

Для обеспечения оптимальных условий формирования здоровой стопы необходимо, чтобы в каждом образовательном учреждении была организована постоянная и эффективная система контроля за сменной обувью детей с целью установления ее соответствия требованиям профилактической обуви.

Рекомендуется в конце учебного года провести родительское собрание, посвященное вопросам приобретения сменной обуви как важного составного компонента школьной формы.

ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Это наша общая задача!!!


Недостаточное внимание к медицинским, гигиеническим и социальным проблемам детского населения в значительной мере снижает общий уровень здоровья населения, успехи при получении образования и профессии и определяет, в конечном итоге, общий уровень жизни, как индивидуума, так и общества в целом.

Наиболее серьезные и дорогостоящие социальные проблемы и проблемы здравоохранения, распространенные в настоящее время, вызваны, как показывают исследования, в большей степени особенностями поведения и образом жизни, сформировавшимися в детском возрасте.

Научные исследования в различных областях медицины и здравоохранения, доказывают, что большинство болезней взрослых уходят корнями в детство и указывают на особую роль школы в формировании как непосредственно здоровья ребенка, так и его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки для формирования навыков здорового образа жизни.

Общие понятия о здоровье и факторах на него влияющих. Представление о режиме дня, учебы отдыха. Понятия о значении пищи для развития человека и рациональном питании. О роли двигательной активности и спорта, закаливания в укреплении и сохранении здоровья. Понятие и признаки правильной осанки, походки и посадки за учебным столом. Значение правильной осанки, походки и посадки за рабочим столом для здоровья и гармоничного развития. О роли и значении личной гигиены в сохранении и укреплении здоровья, профилактике инфекционных заболеваний.

Представление о влиянии природы и окружающего мира на здоровье человека.

Общие сведения о травмах, их причинах, правилах поведения при травмах и оказании первой помощи. Знать правила безопасного поведения дома, в школе, во дворе, на дорогах, на транспорте; правила безопасного обращения с предметами домашнего обихода, бытовыми электро- и газовыми приборами, с огнем, препаратами бытовой химии, садовым инвентарем. Основные правила поведения при пожаре.

Понятие о половых различиях и специфической гигиене.

Общие представления о табаке, алкоголе, наркотических веществах, их влияние на здоровье человека.
Умения и навыки

Соблюдать правила личной гигиены и профилактики инфекционных заболеваний. Ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, водные закаливающие процедуры. Соблюдать режим дня, гигиенические требования при приеме пищи, подготовке домашних заданий, прогулках, подготовке ко сну и во время сна. Следить за правильностью своей осанки, походки и посадки за учебным столом, уметь их контролировать.

Соблюдать правила безопасного поведения дома, в школе, во дворе, на дорогах, на транспорте; правильно обращаться с предметами домашнего обихода, с бытовыми электро- и газовыми приборами, с огнем, садовым инвентарем. Уметь оказывать первую помощь при порезах, ссадинах, ушибах, тепловых и солнечных ударах, утоплениях, ожогах и обморожениях, накладывать кровеостанавливающий жгут.

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: