Программа дополнительного образования Авторы: А. Г. Маслов Ю. С. Константинов Адаптировал: Н. Н. Бугаёв
3. Топография и ориентирование
3.1. Топографическая съемка
Топографическая съемка местности простыми приборами (азимутальная и маршрутная).
Практические занятия
Вычерчивание плана, схемы местности.
3.2. Ориентирование в сложных условиях
Особенности движения в ночное время. Снаряжение для прохождения маршрута в темноте (фонари, батарейки, компас, планшет для карты). Правила работы с фонарем. Обеспечение безопасности при ночном передвижении.
Особенности ночного ориентирования (ориентиры, отсчет расстояния).
Движение группы. Направляющий и замыкающий. Перекличка.
Практические занятия
Поиск и установка контрольных пунктов в разное время суток и в различных условиях.
Отработка движения в ночное время. Ночное ориентирование.
4. Обеспечение безопасности
4.1. Безопасность в походе, экспедиции, при проведении исследовательских работ
Действия в экстремальных ситуациях (отсутствие воды, продуктов питания, теплой одежды). Способы добывания воды, пищи, огня.
Субъективные и объективные опасности. Меры по исключению субъективных (плохая подготовка, недисциплинированность, неточный картографический материал, пренебрежение страховкой и др.) и преодолению объективных (технически сложные участки, резкое изменение погоды, ядовитые животные, стихийные бедствия и др.) опасностей.
Практические занятия
Отработка способов добывания огня и воды.
Изготовление одежды и снаряжения из подручных материалов.
Изготовление укрытий.
4.2. Первая доврачебная помощь
Измерение температуры, пульса, артериального давления. Общая оценка состояния организма. Согревающие и охлаждающие процедуры, их применение. Определение видов травм (переломов, вывихов, растяжений, кровотечений и др.) и оказание первой доврачебной помощи.
Действия группы при несчастном случае. Отработка приемов транспортировки пострадавшего.
5. Краеведение
Население края, его национальный состав. Культура края. Народные праздники, обряды, обычаи. Народные промыслы.
Практические занятия
Воспроизведение народных праздников, обрядов.
Творческие мастерские (плетение, вышивка, работа с берестой, глиной и др.).
6. Основы экологии. Организация экологической работы
6.1. Экологическая культура
Понятие экологической культуры. Методы формирования экологической культуры. Значение овладения основами экологии, пропагандистская деятельность.
Практические занятия
Участие в природоохранных мероприятиях, организации экологических праздников.
Разработка экологической тропы и участие в организации ее работы.
6.2. Подготовка лекторской группы
Практические занятия
Разработка и проведение экологических бесед, игр для младших школьников.
Участие в разработке и проведении массовых экологических мероприятий.
6.3. Исследовательская деятельность
Практические занятия
Работа над индивидуальными исследовательскими проектами. Участие в научно-практических конференциях.
КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
1-го года обучения:
- формирование элементарных эколого-туристских знаний, умений, навыков: техники туризма и ориентирования, умения вести себя в природе, производить анализ проделанной работы.
2-го года обучения:
- умение учащихся пользоваться полученными эколого-туристскими знаниями, умениями, навыками;
- выполнение разрядных норм по спортивному ориентированию, технике туризма, спортивным походам;
- участие в конкурсах и соревнованиях по туризму, биологии, экологии;
- участие в экологических акциях.
3-го года обучения:
- совершенствование туристских и экологических знаний, умений и навыков, повышение спортивной квалификации.
4-го года обучения:
- подготовка младших инструкторов-организаторов эколого-краевед-ческой и туристской работы.
Оценка конечного результата производится по индивидуальным отчетам, результатам анкетирования членов объединения, по результатам участия в туристских соревнованиях и слетах, научно-практических конференциях.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев АЛ. Питание в туристском походе. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.
Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. М.: Физкультура и спорт, 1983.
Алешин В.М., Серебренников А.В. Туристская топография. М.: Проф-издат, 1985.
Антропов К., Расторгуев М. Узлы. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1994.
Беляева В.С., Василевская С.Д. Изучаем природу родного края. М.: Просвещение, 1974.
Бородина И.Н. Деревья и кустарники СССР. Справочник. М.: Мысль, 1996.
Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. М.: ЦРИБ «Турист», 1983.
Волович В.Г. Академия выживания. М.: «Толк», «Технополюс», 1996.
Второе П.П., Дроздов Н.Н. Определитель птиц фауны СССР. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980.
Ганопольский В.И. Организация и подготовка спортивного туристского похода. М.: ЦРИБ «Турист», 1986.
Гладков НА., Михеев А.В., Гладушин В.М. Охрана природы. М.: Просвещение, 1975.
Горышина Т.К. Экология растений. М.: Высшая школа, 1975.
Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. М.: Педагогика, 1976.
Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. М.:ЦДЮТиК, 2003.
Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. М.: ЦДЮТиК, 2002.
Краткий справочник туриста. М.: Профиздат, 1985.
Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. М.: ЦДЮТиК, 2003.
Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Составление письменно отчета о пешеходном туристском путешествии школьников. М.: ЦРИБ «Турист», 1983.
Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И А. Полевые туристские лагеря. М.: Владос, 2000.
Рыков НА. Зоология с основами экологии животных. М.: Просвещение, 1981.
Формозов А.Н. Спутник следопыта. М.: Детиздат, 1975.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-ЭКОЛОГИ»
(216 часов с нагрузкой 6 часов в неделю)
1-й год обучения
№ п/п | Наименование тем и разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Основы туристской подготовки | |||
1.1 | Туристские путешествия, | 3 | 1 | 2 |
| история развития туризма | | | |
1.2. | Туристское снаряжение | 10 | 2 | 8 |
1.3. | Организация туристского быта. | 15 | 1 | 14 |
| Привалы и ночлеги | | | |
1.4. | Питание в походе | 9 | 1 | 8 |
1.5. | Физическая подготовка туриста | 24 | 2 | 22 |
1.6. | Подготовка и организация путешествия | 20 | 2 | 18 |
| | 81 | 9 | 72 |
2. | Краеведение | |||
2.1 | Географическое положение, | 12 | - | 12 |
| природные условия и ресурсы края | | | |
2.2. | История и культура края | 15 | 3 | 12 |
2.3 | Туристские возможности края | 5 | 1 | 4 |
| | 32 | 4 | 28 |
3. | Топография и ориентирование | |||
3.1 | Топографическая и спортивная карты | 10 | 2 | 8 |
3.2 | Ориентирование | 13 | 1 | 12 |
| | 23 | 3 | 20 |
4. | Обеспечение безопасности | |||
4.1 | Техника безопасности при проведении | 13 | 1 | 12 |
| занятий, походов, экспедиций | | | |
4.2 | Правила санитарии и гигиены | 5 | 1 | 4 |
4.3 | Основные приемы оказания | 9 | 1 | 8 |
| первой доврачебной помощи | | | |
| | 27 | 3 | 24 |
5. | Организация экологической работы. Наблюдения за природой | |||
5.1 | Наша планета - Земля | 7 | 1 | 6 |
5.2 | Понятие о биосфере | 3 | 1 | 2 |
5.3 | Изучение отдельных компонентов природного комплекса | 13 | 1 | 12 |
5.4 | Наблюдения в природе | 12 | - | 12 |
5.5 | Туризм и охрана природы | 11 | 1 | 10 |
5.6 | Исследовательская работа | 7 | 1 | 6 |
| | 53 | 5 | 48 |
| Итого за период обучения | 216 | 24 | 192 |
Зачетные походы, лагеря, экспедиция - вне сетки часов
2-й год обучения
№ п/п | Наименование тем и разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Подведение итогов летнего полевого сезона | 7 | 1 | 6 |
2. | Основы туристской подготовки | |||
2.1 | История развития туризма. Тур. путешествия. | 1 | 1 | - |
2.2 | Туристское снаряжение | 7 | 1 | 6 |
2.3 | Туристский быт | 8 | 2 | 6 |
2.4 | Питание в походе | 8 | 2 | 6 |
2.5 | Туристская группа | 8 | 2 | 6 |
2.6 | Подготовка и проведение тур. путешествия | 10 | 2 | 8 |
2.7 | Физическая подготовка | 20 | - | 20 |
2.8 | Туристские слеты и соревнования | 27 | 3 | 24 |
| | 89 | 13 | 76 |
3. | Топография и ориентирование | |||
3.1 | Топографическая и спортивная карты | 4 | 2 | 2 |
3.2 | Измерение расстояний на карте и на местности | 6 | 2 | 4 |
3.3 | Способы ориентирования | 7 | 1 | 6 |
3.4 | Съемка местности | 8 | 2 | 6 |
| | 25 | 7 | 18 |
4. | Обеспечение безопасности | |||
4.1 | Техника безопасности при проведении занятий, походов, экспедиций | 13 | 3 | 10 |
4.2 | Правила санитарии и гигиены | 3 | 1 | 2 |
4.3 | Основные приемы оказания | 12 | 1 | 10 |
| первой доврачебной помощи | | | |
| | 27 | 5 | 22 |
5. | Краеведение | |||
5.1 | Краеведческие объекты родного края | 12 | 4 | 8 |
5.2 | Рельеф и полезные ископаемые | 4 | 2 | 2 |
5.3 | Климат | 3 | 1 | 2 |
5.4 | Гидрография | 7 | 1 | 6 |
5.5 | Растительный мир | 10 | 2 | 8 |
5.6 | Животный мир | 10 | 2 | 8 |
| | 46 | 12 | 34 |
6. | Основы экологии. Организация экологической работы. Наблюдения в природе | |||
| | | | |
6.1 | Охрана окружающей среды | 2 | 2 | - |
6.2 | Фенологические наблюдения | 5 | 1 | 4 |
6.3 | Природный комплекс и его компоненты | 4 | 2 | 2 |
6.4 | Природоохранная деятельность | 11 | 1 | 10 |
| | 22 | 6 | 16 |
| Итого за период обучения: | 216 | 44 | 172 |
Зачетные походы, лагеря, экспедиция - вне сетки часов |
страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: