NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол № от 2013 г. «Согласовано»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14 города Пугачева Саратовской области имени П. А. Столыпина»


«Рассмотрено»

Руководитель МО

математического цикла

________ / О. И. Садчикова /

Протокол № ____

от «___» __________ 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

УВР МОУ «СОШ № 14 города Пугачева имени

П. А. Столыпина»

_________ / Н. И. Пирогова /
«___» __________ 2013 г.

«Утверждено»

Директор МОУ «СОШ № 14 города Пугачева имени

П. А. Столыпина»

_________ / И. В. Саленко /
Приказ № ____

от «___» __________ 2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИНФОРМАТИКЕ
для обучающихся 3 «б», 3 «в» классов,

адаптированная учителем информатики

Павловой Еленой Юрьевной

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ___ от

« ____ » ___________ 2013 г.


2013/2014 учебный годПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике в 3 классе составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004).

Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан на изучение учащимися 3 классов в течение 34 часов из расчета 1 час в неделю. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.

В курсе выделяются следующие разделы:

описание объектов – атрибуты, структуры, классы;

описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;

описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;

применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы по информатике и ИКТ для четырехлетней начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (авт. А. В. Горячев).

Главная цель курса информатики и ИКТ в начальной школе – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Основная задача – формирование умений проведения анализа действительности для построения информационных моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка. Цели изучения общеобразовательных основ информатики в начальной школе:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

  • применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если-то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и то...»);

  • алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

  • системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

  • объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент делается на умении приложения даже самых скромных знаний;

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только автоматизация его действий (все, что формализовано, может быть компьютеризовано), но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.

Организация учебно-воспитательного процесса и состав учебно-методического материала.

Обучение проводится по учебно-методическому комплекту «Информатика в играх и задачах». В четвертом классе обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть. Таким образом изучение материала происходит «по спирали» – ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.

Формы контроля и возможные варианты его проведения.

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

При выполнении письменной контрольной работы содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

Оценка устных ответов учащихся.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Планируемые результаты.

Личностные результаты.

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учебе и повседневной жизни можно отнести:

 критическое отношение к информации и избирательность ее восприятия;

 уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

 осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

 начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Регулятивные универсальные учебные действия:

 планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

 поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

 моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

 анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

 синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

 выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

 подведение под понятие;

 установление причинно-следственных связей;

 построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

 аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

 выслушивание собеседника и ведение диалога;

 признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты.

В результате изучения материала обучающиеся должны уметь:

 находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

 называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

 понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

 выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

 изображать графы;

 выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

 находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

 определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;

 описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);

 заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);

 выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;

 изображать множества с разным взаимным расположением;

 записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п

Наименование раздела и темы уроков.

Проектная деятельность.

Количество часов




Дата проведения

Наглядные пособия, ТСО, ИКТ

Корректировка




3 «б»

3«в»

Планируемые результаты, УУД

план

факт

план

факт







Раздел 1. Алгоритмы (8ч).

1

Алгоритм (Делай – раз, делай – два).

1

Предметные: представление об алгоритме, алгоритм как план действий, приводящий к заданной цели; формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись; линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы; построчная запись алгоритмов; выполнение простых алгоритмов и умение составлять свои алгоритмы по аналогии; понимание записи алгоритмов и запись с помощью блок-схем.

Метапредметные: умение анализировать условия учебной задачи; умение оценивать работу в соответствии с критериями; планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Личностные: умение планировать свои действия на основе алгоритма; умение участвовать в коллективном обсуждении; умение оценивать работу других.

04.09(1)

05.09(2)




05.09(1)

06.09(2)




Презентация




2

Схема алгоритма (стрелки вместо номеров).

1

11.09(1)

12.09(2)




12.09(1)

13.09(2)










3

Ветвление в алгоритме.

1

18.09(1)

19.09(2)




19.09(1)

20.09(2)










4

Цикл в алгоритме.

1

25.09(1)

26.09(2)




26.09(1)

27.09(2)










5

Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

1

02.10(1)

03.10(2)




03.10(1)

04.10(2)




Презентация




6

Подготовка к контрольной работе.

1

09.10(1)

10.10(2)




10.10(1)

11.10(2)










7

Контрольная работа № 1 по теме «Алгоритмы».

1

16.10(1)

17.10(2)




17.10(1)

18.10(2)










8

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе № 1. Повторение пройденного материала по теме «Алгоритмы».

1

23.10(1)

24.10(2)




24.10(1)

25.10(2)




Презентация




Раздел 2. Свойства объекта (8 ч).

9

Состав и действия объекта.

1

Предметные: умение называть отдельные объекты, разные объекты с общим названием; разные общие названия одного отдельного объекта; понятие о составе и действиях объектов с одним общим названием; отличительные признаки; значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе; имена объектов;

умение описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия; умение находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов); именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп; записывать значения признаков в виде таблицы; описывать особенные свойства предметов из под-группы.

Метапредметные: умение синтезировать – составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; сравнении и классификации объектов.

Личностные: аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков; умение участвовать в коллективном обсуждении.

30.10(1)

31.10(2)




31.10(1)

01.11(2)










10

Группа объектов. Общее название.

1

13.11(1)

14.11(2)




14.11(1)

15.11(2)










11

Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов подгруппы.

1

20.11(1)

21.11(2)




21.11(1)

22.11(2)




Презентация




12

Единичное имя объекта. Отличительные признаки объекта.

1

27.11(1)

28.11(2)




28.11(1)

29.11(2)










13

Подготовка к контрольной работе.

1

04.12(1)

05.12(2)




05.12(1)

06.12(2)










14

Контрольная работа № 2 по теме «Свойства объекта».

1

11.12(1)

12.12(2)




12.12(1)

13.12(2)










15

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе № 2.

1

18.12(1)

19.12(2)




19.12(1)

20.12(2)










16

Повторение пройденного материала по теме «Свойства объекта».

1

25.12(1)

26.12(2)




26.12(1)

27.12(2)










Раздел 3. Множество (10 ч).

17

Множество. Число элементов множества. Подмножество.

1

Предметные: представление о множестве, подмножестве; высказывания со словами «все», «не все», «никакие»; определение принадлежности элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству); слова «не», «и», «или» на карте множеств; отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность); истинность высказываний со словом «не»; истинность высказываний со словами «и», «или»; графы и их табличное описание; пути в графах; деревьях; определение принадлежности элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств); умение отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания; строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ»; определять истинность составных высказываний; выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию.

Метапредметные: умение синтезировать – составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; умение анализировать условия учебной задачи.

Личностные: развитие логического мышления; умение участвовать в коллективном обсуждении; построение логической цепи рассуждений; умение оценивать работу в соответствии с критериями.

15.01(1)

09.01(2)




09.01(1)

10.01(2)










18

Элементы, не принадлежащие множеству.

Пересечение множеств.

1

22.01(1)

16.01(2)




16.01(1)

17.01(2)










19

Пересечение и объединение множеств.

1

29.01(1)

23.01(2)




23.01(1)

24.01(2)










20

Истинность высказывания. Отрицание «НЕ».

1

05.02(1)

30.01(2)




30.01(1)

31.01(2)










21

Истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ».

1

12.02(1)

06.02(2)




06.02(1)

07.02(2)










22

Граф. Вершины и ребра графа.

1

19.02(1)

13.02(2)




13.02(1)

14.02(2)










23

Граф с направленными ребрами.

1

26.02(1)

20.02(2)




20.02(1)

21.02(2)










24

Подготовка к контрольной работе.

1

05.03(1)

27.02(2)




27.02(1)

28.02(2)










25

Контрольная работа № 3 по теме «Множество».

1

12.03(1)

06.03(2)




06.03(1)

07.03(2)










26

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе № 3. Повторение пройденного материала по теме «Множество».

1

19.03(1)

13.03(2)




13.03(1)

14.03(2)










Раздел 4. Аналогия. Выигрышная стратегия. Повторение пройденного материала (9 ч).

27

Аналогия.

1

Предметные: понятие закономерности; анализ игры с выигрышной стратегией; понятие аналогии; понятие закономерности; аналогичные закономерности; решение задач по аналогии; умение находить предметы с аналогичным составом, действиями, признаками; находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы; умение располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной; находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.

Метапредметные: умение анализировать задачу; умение оценивать работу в соответствии с критериями.

Личностные: умение оценивать работу других; участвовать в коллективном обсуждении.

02.04(1)

20.03(2)




20.03(1)

21.03(1)










28

Закономерность.

1

09.04(1)

03.04(2)




03.04(1)

04.04(2)










29

Аналогичная закономерность.

1

16.04(1)

10.04(2)




10.04(1)

11.04(2)










30

Аналогичная закономерность.

1

23.04(1)

17.04(2)




17.04(1)

18.04(2)










31

Подготовка к контрольной работе.

1

30.04(1)

24.04(2)




24.04(1)

25.04(2)










32

Контрольная работа № 4 по теме «Аналогия».

1

07.05(1)

08.05(2)




08.05(1)

02.05(2)










33

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе № 4.

Выигрышная стратегия.

1

14.05(1)

15.05(2)




15.05(1)

16.05(2)










34

Повторение пройденного материала по теме «Аналогия. Выигрышная стратегия».

1

21.05(1)

22.05(2)




22.05(1)

23.05(2)










35

Повторение изученного материала за учебный год.

1

28.05(1)

29.05(2)




29.05(1)

30.05(2)












СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. «Алгоритмы» ( 8 ч).

Алгоритм. Схема алгоритма. Ветвление в алгоритме. Цикл в алгоритме. Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

Знать:

  • о пошаговом плане действий (алгоритме);

  • о наглядной записи алгоритма на схеме;

  • о вложенности алгоритмов;

  • об алгоритмах с ветвлениями и циклами.

Уметь:

  • составлять и выполнять линейные алгоритмы;

  • составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями и циклами;

  • находить и исправлять ошибки в алгоритмах.


Раздел 2. «Свойства объекта» ( 8 ч).

Состав и действия объекта. Группа объектов. Общее название. Общие и особенные свойства объектов группы. Единичное имя объекта. Отличительные признаки объекта.

Знать:

  • об общих и единичных именах объектов;

  • об описании свойств объектов и групп объектов (составных частей, действий, отличительных признаков) с помощью таблиц.

Уметь:

  • описывать свойства (состав и действия) объектов;

  • выделять и описывать общие свойства группы (класса) объектов;

  • выполнять и описывать особенные свойства подгруппы (класса) объектов;

  • описывать признаки и действия составных частей.


Раздел 3. «Множество» ( 10 ч).

Множество. Число элементов множества. Подмножество. Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. Пересечение и объединение множеств. Истинность высказывания. Отрицание («НЕ»). Истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ».

Граф. Вершины и ребра графа. Граф с направленными ребрами.

Знать:

  • о множестве, элементах множества;

  • о подмножестве, объединении и пересечении множеств;

  • об истинности высказываний, в том числе высказываний со словами «И», «ИЛИ», «НЕ»;

  • о графах, в том числе о графах с направленными ребрами.

Уметь:

  • определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству (подмножествам);

  • определять число элементов множества;

  • определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением двух множеств;

  • определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество или имеют пересечение);

  • определять истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ», «НЕ»;

  • изображать отношения между объектами с помощью графа, в том числе с помощью ориентированного графа.


Раздел 4. «Аналогия. Выигрышная стратегия» (9 ч).

Аналогия. Закономерность. Аналогичная закономерность. Выигрышная стратегия.

Знать:

  • понятие аналогия и аналогичный;

  • представление о закономерности расположения объектов в таблице.

Уметь:

  • находить аналогию, мыслить по аналогии при решении нестандартных задач;

  • находить закономерность во взаимном расположении объектов и их составных частей, использовать найденную закономерность при решении задач;

  • придумывать и описывать объекты с необычными составными частями, действиями и признаками»;

  • формулировать и использовать стратегию выигрыша.

Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем

  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

  • изображать графы;

  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

  • находить на схеме область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;

  • находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками;

  • находить закономерности и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы;

  • соблюдать закономерность, аналогичную заданной;

  • формировать и применять выигрышную стратегию.


Перечень учебно-методического обеспечения:
1. А. В. Горячев, К. И. Горина «Информатика» учебник- тетрадь для 3 класса, Москва «Баласс» 2011 год.

2. А. В. Горячев, Т. О. Волкова методическое пособие по информатике для учащихся 3 класса общеобразовательных школ, «Школа 2100», «Баласс», «Экспресс», Москва 2010 год.

Список литературы. Перечень ИКТ.
1. Образовательная система «Школа 2100», сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. / под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. – М: Баласс, 2008. – 336с.

2. Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех.Сборник материалов/ / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006. – 320с.

3. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие / Е.В. Губанова. – Саратов: ГОУ ДПО СарИПКиПРО», 2008. – 88 с.


страница 1


скачать

Другие похожие работы: