Протокол № от 2013 г. «Согласовано»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14 города Пугачева Саратовской области имени П. А. Столыпина»
«Рассмотрено» Руководитель МО математического цикла ________ / О. И. Садчикова / Протокол № ____ от «___» __________ 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 14 города Пугачева имени П. А. Столыпина» _________ / Н. И. Пирогова / «___» __________ 2013 г. | «Утверждено» Директор МОУ «СОШ № 14 города Пугачева имени П. А. Столыпина» _________ / И. В. Саленко / Приказ № ____ от «___» __________ 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ
для обучающихся 3 «б», 3 «в» классов,
адаптированная учителем информатики
Павловой Еленой Юрьевной
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___ от
« ____ » ___________ 2013 г.
2013/2014 учебный годПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике в 3 классе составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004).
Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан на изучение учащимися 3 классов в течение 34 часов из расчета 1 час в неделю. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.
В курсе выделяются следующие разделы:
описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы по информатике и ИКТ для четырехлетней начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (авт. А. В. Горячев).
Главная цель курса информатики и ИКТ в начальной школе – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Основная задача – формирование умений проведения анализа действительности для построения информационных моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка. Цели изучения общеобразовательных основ информатики в начальной школе:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если-то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и то...»);
алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент делается на умении приложения даже самых скромных знаний;
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только автоматизация его действий (все, что формализовано, может быть компьютеризовано), но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.
Организация учебно-воспитательного процесса и состав учебно-методического материала.
Обучение проводится по учебно-методическому комплекту «Информатика в играх и задачах». В четвертом классе обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть. Таким образом изучение материала происходит «по спирали» – ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.
Формы контроля и возможные варианты его проведения.
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
При выполнении письменной контрольной работы содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Оценка устных ответов учащихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Планируемые результаты.
Личностные результаты.
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учебе и повседневной жизни можно отнести:
критическое отношение к информации и избирательность ее восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Регулятивные универсальные учебные действия:
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога;
признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты.
В результате изучения материала обучающиеся должны уметь:
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;
описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
изображать множества с разным взаимным расположением;
записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела и темы уроков. Проектная деятельность. | Количество часов | | Дата проведения | Наглядные пособия, ТСО, ИКТ | Корректировка | |||
| 3 «б» | 3«в» | |||||||
Планируемые результаты, УУД | план | факт | план | факт | | | |||
Раздел 1. Алгоритмы (8ч). | |||||||||
1 | Алгоритм (Делай – раз, делай – два). | 1 | Предметные: представление об алгоритме, алгоритм как план действий, приводящий к заданной цели; формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись; линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы; построчная запись алгоритмов; выполнение простых алгоритмов и умение составлять свои алгоритмы по аналогии; понимание записи алгоритмов и запись с помощью блок-схем. Метапредметные: умение анализировать условия учебной задачи; умение оценивать работу в соответствии с критериями; планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Личностные: умение планировать свои действия на основе алгоритма; умение участвовать в коллективном обсуждении; умение оценивать работу других. | 04.09(1) 05.09(2) | | 05.09(1) 06.09(2) | | Презентация | |
2 | Схема алгоритма (стрелки вместо номеров). | 1 | 11.09(1) 12.09(2) | | 12.09(1) 13.09(2) | | | | |
3 | Ветвление в алгоритме. | 1 | 18.09(1) 19.09(2) | | 19.09(1) 20.09(2) | | | | |
4 | Цикл в алгоритме. | 1 | 25.09(1) 26.09(2) | | 26.09(1) 27.09(2) | | | | |
5 | Алгоритмы с ветвлениями и циклами. | 1 | 02.10(1) 03.10(2) | | 03.10(1) 04.10(2) | | Презентация | | |
6 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | 09.10(1) 10.10(2) | | 10.10(1) 11.10(2) | | | | |
7 | Контрольная работа № 1 по теме «Алгоритмы». | 1 | 16.10(1) 17.10(2) | | 17.10(1) 18.10(2) | | | | |
8 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе № 1. Повторение пройденного материала по теме «Алгоритмы». | 1 | 23.10(1) 24.10(2) | | 24.10(1) 25.10(2) | | Презентация | | |
Раздел 2. Свойства объекта (8 ч). | |||||||||
9 | Состав и действия объекта. | 1 | Предметные: умение называть отдельные объекты, разные объекты с общим названием; разные общие названия одного отдельного объекта; понятие о составе и действиях объектов с одним общим названием; отличительные признаки; значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе; имена объектов; умение описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия; умение находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов); именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп; записывать значения признаков в виде таблицы; описывать особенные свойства предметов из под-группы. Метапредметные: умение синтезировать – составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; сравнении и классификации объектов. Личностные: аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков; умение участвовать в коллективном обсуждении. | 30.10(1) 31.10(2) | | 31.10(1) 01.11(2) | | | |
10 | Группа объектов. Общее название. | 1 | 13.11(1) 14.11(2) | | 14.11(1) 15.11(2) | | | | |
11 | Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов подгруппы. | 1 | 20.11(1) 21.11(2) | | 21.11(1) 22.11(2) | | Презентация | | |
12 | Единичное имя объекта. Отличительные признаки объекта. | 1 | 27.11(1) 28.11(2) | | 28.11(1) 29.11(2) | | | | |
13 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | 04.12(1) 05.12(2) | | 05.12(1) 06.12(2) | | | | |
14 | Контрольная работа № 2 по теме «Свойства объекта». | 1 | 11.12(1) 12.12(2) | | 12.12(1) 13.12(2) | | | | |
15 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе № 2. | 1 | 18.12(1) 19.12(2) | | 19.12(1) 20.12(2) | | | | |
16 | Повторение пройденного материала по теме «Свойства объекта». | 1 | 25.12(1) 26.12(2) | | 26.12(1) 27.12(2) | | | | |
Раздел 3. Множество (10 ч). | |||||||||
17 | Множество. Число элементов множества. Подмножество. | 1 | Предметные: представление о множестве, подмножестве; высказывания со словами «все», «не все», «никакие»; определение принадлежности элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству); слова «не», «и», «или» на карте множеств; отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность); истинность высказываний со словом «не»; истинность высказываний со словами «и», «или»; графы и их табличное описание; пути в графах; деревьях; определение принадлежности элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств); умение отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания; строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ»; определять истинность составных высказываний; выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию. Метапредметные: умение синтезировать – составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; умение анализировать условия учебной задачи. Личностные: развитие логического мышления; умение участвовать в коллективном обсуждении; построение логической цепи рассуждений; умение оценивать работу в соответствии с критериями. | 15.01(1) 09.01(2) | | 09.01(1) 10.01(2) | | | |
18 | Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. | 1 | 22.01(1) 16.01(2) | | 16.01(1) 17.01(2) | | | | |
19 | Пересечение и объединение множеств. | 1 | 29.01(1) 23.01(2) | | 23.01(1) 24.01(2) | | | | |
20 | Истинность высказывания. Отрицание «НЕ». | 1 | 05.02(1) 30.01(2) | | 30.01(1) 31.01(2) | | | | |
21 | Истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ». | 1 | 12.02(1) 06.02(2) | | 06.02(1) 07.02(2) | | | | |
22 | Граф. Вершины и ребра графа. | 1 | 19.02(1) 13.02(2) | | 13.02(1) 14.02(2) | | | | |
23 | Граф с направленными ребрами. | 1 | 26.02(1) 20.02(2) | | 20.02(1) 21.02(2) | | | | |
24 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | 05.03(1) 27.02(2) | | 27.02(1) 28.02(2) | | | | |
25 | Контрольная работа № 3 по теме «Множество». | 1 | 12.03(1) 06.03(2) | | 06.03(1) 07.03(2) | | | | |
26 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе № 3. Повторение пройденного материала по теме «Множество». | 1 | 19.03(1) 13.03(2) | | 13.03(1) 14.03(2) | | | | |
Раздел 4. Аналогия. Выигрышная стратегия. Повторение пройденного материала (9 ч). | |||||||||
27 | Аналогия. | 1 | Предметные: понятие закономерности; анализ игры с выигрышной стратегией; понятие аналогии; понятие закономерности; аналогичные закономерности; решение задач по аналогии; умение находить предметы с аналогичным составом, действиями, признаками; находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы; умение располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной; находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию. Метапредметные: умение анализировать задачу; умение оценивать работу в соответствии с критериями. Личностные: умение оценивать работу других; участвовать в коллективном обсуждении. | 02.04(1) 20.03(2) | | 20.03(1) 21.03(1) | | | |
28 | Закономерность. | 1 | 09.04(1) 03.04(2) | | 03.04(1) 04.04(2) | | | | |
29 | Аналогичная закономерность. | 1 | 16.04(1) 10.04(2) | | 10.04(1) 11.04(2) | | | | |
30 | Аналогичная закономерность. | 1 | 23.04(1) 17.04(2) | | 17.04(1) 18.04(2) | | | | |
31 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | 30.04(1) 24.04(2) | | 24.04(1) 25.04(2) | | | | |
32 | Контрольная работа № 4 по теме «Аналогия». | 1 | 07.05(1) 08.05(2) | | 08.05(1) 02.05(2) | | | | |
33 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе № 4. Выигрышная стратегия. | 1 | 14.05(1) 15.05(2) | | 15.05(1) 16.05(2) | | | | |
34 | Повторение пройденного материала по теме «Аналогия. Выигрышная стратегия». | 1 | 21.05(1) 22.05(2) | | 22.05(1) 23.05(2) | | | | |
35 | Повторение изученного материала за учебный год. | 1 | 28.05(1) 29.05(2) | | 29.05(1) 30.05(2) | | | |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. «Алгоритмы» ( 8 ч).
Алгоритм. Схема алгоритма. Ветвление в алгоритме. Цикл в алгоритме. Алгоритмы с ветвлениями и циклами.
Знать:
о пошаговом плане действий (алгоритме);
о наглядной записи алгоритма на схеме;
о вложенности алгоритмов;
об алгоритмах с ветвлениями и циклами.
Уметь:
составлять и выполнять линейные алгоритмы;
составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями и циклами;
находить и исправлять ошибки в алгоритмах.
Раздел 2. «Свойства объекта» ( 8 ч).
Состав и действия объекта. Группа объектов. Общее название. Общие и особенные свойства объектов группы. Единичное имя объекта. Отличительные признаки объекта.
Знать:
об общих и единичных именах объектов;
об описании свойств объектов и групп объектов (составных частей, действий, отличительных признаков) с помощью таблиц.
Уметь:
описывать свойства (состав и действия) объектов;
выделять и описывать общие свойства группы (класса) объектов;
выполнять и описывать особенные свойства подгруппы (класса) объектов;
описывать признаки и действия составных частей.
Раздел 3. «Множество» ( 10 ч).
Множество. Число элементов множества. Подмножество. Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. Пересечение и объединение множеств. Истинность высказывания. Отрицание («НЕ»). Истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ».
Граф. Вершины и ребра графа. Граф с направленными ребрами.
Знать:
о множестве, элементах множества;
о подмножестве, объединении и пересечении множеств;
об истинности высказываний, в том числе высказываний со словами «И», «ИЛИ», «НЕ»;
о графах, в том числе о графах с направленными ребрами.
Уметь:
определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству (подмножествам);
определять число элементов множества;
определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением двух множеств;
определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество или имеют пересечение);
определять истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ», «НЕ»;
изображать отношения между объектами с помощью графа, в том числе с помощью ориентированного графа.
Раздел 4. «Аналогия. Выигрышная стратегия» (9 ч).
Аналогия. Закономерность. Аналогичная закономерность. Выигрышная стратегия.
Знать:
понятие аналогия и аналогичный;
представление о закономерности расположения объектов в таблице.
Уметь:
находить аналогию, мыслить по аналогии при решении нестандартных задач;
находить закономерность во взаимном расположении объектов и их составных частей, использовать найденную закономерность при решении задач;
придумывать и описывать объекты с необычными составными частями, действиями и признаками»;
формулировать и использовать стратегию выигрыша.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на схеме область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;
находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками;
находить закономерности и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы;
соблюдать закономерность, аналогичную заданной;
формировать и применять выигрышную стратегию.
Перечень учебно-методического обеспечения:
1. А. В. Горячев, К. И. Горина «Информатика» учебник- тетрадь для 3 класса, Москва «Баласс» 2011 год.
2. А. В. Горячев, Т. О. Волкова методическое пособие по информатике для учащихся 3 класса общеобразовательных школ, «Школа 2100», «Баласс», «Экспресс», Москва 2010 год.
Список литературы. Перечень ИКТ.
1. Образовательная система «Школа 2100», сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. / под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. – М: Баласс, 2008. – 336с.
2. Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех.Сборник материалов/ / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006. – 320с.
3. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие / Е.В. Губанова. – Саратов: ГОУ ДПО СарИПКиПРО», 2008. – 88 с.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: