Протокол № от 2013 г. «Согласовано»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14 города Пугачева Саратовской области имени П. А. Столыпина»
«Рассмотрено» Руководитель МО математического цикла ________ / Т. В. Кадникова / Протокол № ____ от «___» __________ 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 14 города Пугачева имени П. А. Столыпина» _________ / Т. В. Казгунова / «___» __________ 2013 г. | «Утверждено» Директор МОУ «СОШ № 14 города Пугачева имени П. А. Столыпина» _________ / И. В. Саленко / Приказ № ____ от «___» __________ 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ
для обучающихся 4 «а», 4 «б» классов,
адаптированная учителем информатики
Павловой Еленой Юрьевной
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___ от
« ____ » ___________ 2013 г.
2013/2014 учебный годПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике в 4 классе составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004).
Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан на изучение учащимися 4 классов в течение 34 часов из расчета 1 час в неделю. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.
В курсе выделяются следующие разделы:
описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы по информатике и ИКТ для четырехлетней начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (авт. А.В. Горячев).
Главная цель курса информатики и ИКТ в начальной школе – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Основная задача – формирование умений проведения анализа действительности для построения информационных моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.Цели изучения общеобразовательных основ информатики в начальной школе:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если-то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и … то...»);
алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
2)расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент делается на умении приложения даже самых скромных знаний;
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только автоматизация его действий (все, что формализовано, может быть компьютеризовано), но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.
Организация учебно-воспитательного процесса и состав учебно-методического материала.
Обучение проводится по учебно-методическому комплекту «Информатика в играх и задачах». В четвертом классе обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть. Таким образом изучение материала происходит «по спирали» – ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.
Формы контроля и возможные варианты его проведения.
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
При выполнении письменной контрольной работы содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Оценка устных ответов учащихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Планируемые результаты.
Личностные результаты.
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учебе и повседневной жизни можно отнести:
критическое отношение к информации и избирательность ее восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Регулятивные универсальные учебные действия:
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога;
признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты.
В результате изучения материала обучающиеся должны уметь:
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;
описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
изображать множества с разным взаимным расположением;
записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела и темы уроков. Проектная деятельность. | Количество часов | Планируемые результаты, УУД | Дата проведения | Наглядные пособия, ТСО, ИКТ | Корректировка | |||
4 «а» | 4«б» | ||||||||
план | факт | план | факт | ||||||
Раздел 1. Алгоритмы (8ч). | | ||||||||
1 | Ветвление в построчной записи алгоритма. Команда «ЕСЛИ-ТО». | 1 | Предметные: представление об алгоритме как о плане действий, приводящих к заданной цели; понятие о вложенных алгоритмах; запись ветвления в построчной форме; алгоритмы с параметрами; циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров; умение составлять и записывать вложенные алгоритмы; выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами; умение выполнять и составлять алгоритмы с параметрами. Метапредметные: умение анализировать условия учебной задачи; умение оценивать работу в соответствии с критериями; планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Личностные: умение планировать свои действия на основе алгоритма; умение участвовать в коллективном обсуждении; умение оценивать работу других. | 03.09 | | 03.09 | | Презентация | |
2 | Ветвление в построчной записи алгоритма. Команда «ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ». | 1 | 10.09 | | 10.09 | | | | |
3 | Цикл в построчной записи алгоритма. Команда «ПОВТОРЯЙ». | 1 | 17.09 | | 17.09 | | | | |
4 | Алгоритм с параметрами (Слова-актеры). | 1 | 24.09 | | 24.09 | | | | |
5 | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма «Выполняй и записывай». | 1 | 01.10 | | 01.10 | | Презентация | | |
6 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | 08.10 | | 08.10 | | | | |
7 | Контрольная работа№ 1по теме «Алгоритмы». | 1 | 15.10 | | 15.10 | | | | |
8 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе № 1. Повторение пройденного материала по теме «Алгоритмы». | 1 | | 22.10 | | 22.10 | | Презентация | |
Раздел 2. Объекты (8 ч). | | ||||||||
9 | Общие свойства и отличительные признаки группы объектов. | 1 | Предметные: понятие о составе и действиях объектов с одним общим названием; составные объекты, отношение «состоит из»; схема (дерево) состава; понятие адреса объекта; относительные адреса в составных объектах; умение определять составные части предметов; составлять схему состава; описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит; умение записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава; умение заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса. Метапредметные: умение синтезировать – составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; сравнении и классификации объектов. Личностные: аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков; умение участвовать в коллективном обсуждении. | 29.10 | | 29.10 | | | |
10 | Схема состава объекта. Адрес составной части. | 1 | 12.11 | | 12.11 | | | | |
11 | Массив объектов на схеме состава. | 1 | 19.11 | | 19.11 | | Презентация | | |
12 | Признаки и действия объекта и его составных частей. | 1 | 26.11 | | 26.11 | | | | |
13 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | 03.12 | | 03.12 | | | | |
14 | Контрольная работа № 2 по теме «Объекты». | 1 | 10.12 | | 10.12 | | | | |
15 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе № 2. | 1 | 17.12 | | 17.12 | | | | |
16 | Повторение пройденного материала по теме «Объекты». | 1 | 24.12 | | 24.12 | | | | |
Раздел 3. Множество (10 ч). | | ||||||||
17 | Множество. Подмножество. Пересечение множеств. | 1 | Предметные: отношения между множествами; умение изображать множества на схеме; истинность высказываний со словами «не», «и», «или»; связь операций над множествами и логических операций; пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям; правила вывода «если …, то …»; цепочки правил вывода; простейшие графы «и – или»; умение строить графы по словес\ному описанию отношений между предметами или существами; умение строить и описывать пути в графах; выделять часть ребер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»; умение записывать выводы в виде правил «если …, то …»; умение составлять схемы рассуждений. Метапредметные: умение синтезировать – составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; умение анализировать условия учебной задачи. Личностные: развитие логического мышления; умение участвовать в коллективном обсуждении; построение логической цепи рассуждений; умение оценивать работу в соответствии с критериями. | 14.01 | | 14.01 | | | |
18 | Истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». | 1 | 21.01 | | 21.01 | | | | |
19 | Описание отношений между объектами с помощью графов. | 1 | 28.01 | | 28.01 | | | | |
20 | Пути в графах. | 1 | 04.02 | | 04.02 | | | | |
21 | Высказывания со словами «НЕ», «И», «ИЛИ» и выделение подграфов. | 1 | 11.02 | | 11.02 | | | | |
22 | Правило «ЕСЛИ-ТО». | 1 | 18.02 | | 18.02 | | | | |
23 | Схема рассуждений (Делаем выводы). | 1 | 25.02 | | 25.02 | | | | |
24 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | 04.03 | | 04.03 | | | | |
25 | Контрольная работа № 3 по теме «Множество». | 1 | 11.03 | | 11.03 | | | | |
26 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе № 3. Повторение пройденного материала по теме «Множество». | 1 | 18.03 | | 18.03 | | | | |
Раздел 4. Состав, признаки и действия объектов.Повторение пройденного материала (9 ч). | |||||||||
27 | Составные части объектов. Объекты с необычным составом. | 1 | Предметные: понятие о приемах фантазирования (прием «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»); связь изменения объектов и их функционального назначения; применение изучаемых приемов фантазирования к построению алгоритмов и графов; умениепридумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями; умение находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов; придумывать и описывать объекты с необычными признаками; описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному; соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков. Метапредметные: умение анализировать задачу; умение оценивать работу в соответствии с критериями. Личностные: умение оценивать работу других; участвовать в коллективном обсуждении. | 01.04 | | 01.04 | | | |
28 | Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями. | 1 | 08.04 | | 08.04 | | | | |
29 | Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями. | 1 | 15.04 | | 15.04 | | | | |
30 | Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия. | 1 | 22.04 | | 22.04 | | | | |
31 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | 29.04 | | 29.04 | | | | |
32 | Контрольная работа № 4 по теме «Состав, признаки и действия объектов». | 1 | 06.05 | | 06.05 | | | | |
33 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе № 4. Повторение пройденного материала по теме «Состав, признаки и действия объектов». | 1 | 13.05 | | 13.05 | | | | |
34 | Коррекция знаний, умений и навыков по теме «Состав, признаки и действия объектов». | 1 | 20.05 | | 20.05 | | | | |
35 | Повторение изученного материала за учебный год. | 1 | | 27.05 | | 27.05 | | | |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Алгоритмы (8 ч).
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз, к» выполнения заданного условия, для перечисленных параметров).
Раздел 2. Объекты (8 ч).
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. Относительные адреса в составных объектах.
Раздел 3. Множество(10 ч).
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если-то». Цепочки правил вывода. Простейшие «и-или» графы.
Раздел 4. Состав, признаки и действия объектов.Повторение пройденного материала (9 ч).
Приемы фантазирования (прием «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам разделов 1-3 (к алгоритмам, объектам и др.).
Требования к уровню подготовкиобучающихся
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.;
описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
изображать множества с разным взаимным расположением;
записывать выводы в виде правил «если-то»;
по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если-то».
Перечень учебно-методического обеспечения:
1. А.В.Горячев, К.И.Горина «Информатика» учебник- тетрадь для 4 класса, Москва «Баласс» 2011 год.
2. А.В.Горячев, Т.О.Волкова методическое пособие по Информатике для учащихся 4 класса общеобразовательных школ, «Школа 2100», «Баласс»,«Экспресс», Москва 2010 год.
Список литературы. Перечень ИКТ.
1. Образовательная система «Школа 2100», сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. / под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. – М: Баласс, 2008. – 336с.
2. Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование длявсех.Сборник материалов/ / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006. – 320с.
3. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие / Е.В. Губанова. – Саратов: ГОУ ДПОСарИПКиПРО», 2008. – 88 с.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: