NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол № от 2013 г. «Согласовано»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14 города Пугачева Саратовской области имени П. А. Столыпина»


«Рассмотрено»

Руководитель МО

математического цикла

______ /Т.В.Кадникова /

Протокол № ____

от «___» __________ 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

УВР МОУ «СОШ № 14 города Пугачева имени

П. А. Столыпина»

_________ / Н. И. Пирогова /
«___» __________ 2013 г.

«Утверждено»

Директор МОУ «СОШ № 14 города Пугачева имени

П. А. Столыпина»

_________ / И. В. Саленко /
Приказ № ____

от «___» __________ 2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИНФОРМАТИКЕ
для обучающихся 7 «а», 7 «б», 7 «в» классов,

адаптированная учителем первой категории

Сальниковой Марией Юрьевной

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ___ от

« ____ » ___________ 2013 г.

2013/2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утвержденного приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) и авторской программы Босовой Л. Л., Босовой А. Ю.

Настоящая программа ориентирована на использование учебника «Информатика»: Учебник для 7 класса Босовой Л. Л., «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г. , а также дополнительных пособий: «Рабочая тетрадь для 7 класса» Л.Л. Босовой, 2010г.

Место курса в базовом учебном плане. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение информатики в 7 классе, но компонент образовательного учреждения позволяет изучать этот предмет как в начальной школе, так и в 5-7 классах. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики. Изучение информационных технологий может идти и в ходе их активного использования при изучении других предметов, поскольку предмет «Информатика» имеет большую прикладную составляющую, способствующую успешному изучению многих других предметов. Согласно действующему в МОУ «СОШ № 14 города Пугачева имени П. А. Столыпина» учебному плану календарно-тематический план предусматривает в 6 классе обучение в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год.

В соответствии с этим реализуется модифицированная программа курса информатики и информационных технологий для 7 классов средней общеобразовательной школы Л. Л. Босовой, а именно последовательная модель.

Пропедевтический этап обучения информатике в 5-7 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Изучение информатики в 7-м классе школы направлено на достижение следующих целей:

- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

- пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 7 классе необходимо решить следующие задачи:

- создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

- сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

- сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

- сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;

- сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

- сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Методы и формы решения поставленных задач.

В рамках пропедевтического курса информатики наиболее приемлемы комбинированные уроки, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых, позволяющие свести работу за компьютером к регламентированной норме (10-20 минут для учеников 7 класса). С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а на конец урока планировать деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение. В комбинированном уроке информатики можно выделить следующие основные этапы: 1) организационный момент; 2) активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу); 3) объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией; на этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия; учитель в процессе беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию; правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих тетрадях; 4) работа за компьютером (работа на клавиатурном тренажере, выполнение работ компьютерного практикума, работа в виртуальных лабораториях, логические игры и головоломки); 5) подведение итогов урока.

Проведенная в 5-6 классах работа по формированию навыков самостоятельной работы позволяет увидеть в 7 классе свои первые плоды: учащиеся способны самостоятельно работать с учебником, выполнять задания в рабочей тетради, выбирать и выполнять посильные для себя задания компьютерного практикума.

В 7 классе большое внимание уделяется развитию навыков исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Формы контроля и возможные варианты его проведения.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

В 7-м классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая практическая контрольная работа.

При выставлении оценок необходимо придерживаться следующих общепринятых норм:

  • 50-70% – «3»;

  • 71-85% – «4»;

  • 86-100% – «5».

Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников можно уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование раздела и темы уроков.

Проектная деятельность.

Количество часов

Дата проведения

Наглядные пособия, ТСО, ИКТ

Корректировка

7 «а»

7 «б»

7 «в»

план

факт

план

факт

план

факт

Раздел 1. Объекты и их имена (6 ч).

1

Техника безопасности и организация рабочего места.

Объекты и их имена. Признаки объектов.

Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами операционной системы».

1

04.09

07.09




04.09




07.09




Плакат «Техника безопасности».

Презентации: «Техника безопасности», «Объекты и их признаки».




2

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.

Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой системы».

1

11.09

13.09




11.09




13.09




Презентация «Отношения объектов».

Файл Описание.doc.




3

Состав объектов.

Практическая работа № 3 «Создаем текстовые объекты», задания 1-3.

1

18.09

20.09




18.09




20.09




Файлы: Синонимы.doc, Дом.doc, Мир.doc.




4

Системы объектов.

Практическая работа № 3 «Создаем текстовые объекты», задания 4-6.

1

25.09

27.09




25.09




27.09




Презентация «Системы объектов».

Файлы: Воды1.doc, Воды2.doc, Воды3.doc.




5

Система и окружающая среда.

Практическая работа № 3 «Создаем текстовые объекты», задания 7-9.

1

02.10

04.10




02.10




04.10




Презентация «Системы объектов».

Файлы: Ал-Хорезми.bmp, Знаки.doc, Шутка.doc.




6

Персональный компьютер как система.

Контрольная работа.

1

09.10

11.10




09.10




11.10




Файлы для печати тест7_1.doc, тест7_2.doc.




7

Модели объектов и их назначение.

Практическая работа № 4 «Создаем словесные модели», задания 1-3.

1

16.10

18.10




16.10




18.10




Презентация «Модели объектов».

Файлы: Портрет(заготовка).doc, История.doc.




8

Информационные модели.

Практическая работа № 11 «Графические модели».

1

23.10

25.10




23.10




25.10




Презентация «Информационные модели».




9

Словесные информационные модели.

Практическая работа № 4 «Создаем словесные модели», задания 4-5.

1

30.10

01.11




30.10




01.11




Файлы: Авгиевы конюшни.doc, Аннибалова клятва.doc, Аркадская идиллия.doc, Ахиллесова пята.doc, Дамоклов меч.doc, Драконовы законы.doc, Кануть в Лету.doc, Нить Ариадны.doc, Панический страх.doc, Танталовы муки.doc, Яблоко раздора.doc, Ящик Пандоры.doc, Цицерон.doc, Сиквейн.doc, Вулкан.doc.




10

Словесные информационные модели.

Практическая работа № 4 «Создаем словесные модели», задания 6-7.

1

13.11

15.11




13.11




15.11










11

Словесные информационные модели.

Практическая работа № 4 «Создаем словесные модели», задания 8-9.

1

20.11

22.11




20.11




22.11




Файлы: Слова.doc, Текст.doc.




12

Многоуровневые списки.

Практическая работа № 5 «Многоуровневые списки».

1

27.11

29.11




27.11




29.11




Файлы: Устройства.doc, Природа России.doc, Водные системы.doc.




13

Математические модели.

Контрольная работа.

1

04.12

06.12




04.12




06.12




Файлы для печати тест8_1.doc, тест8_2.doc.




14

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы.

Практическая работа № 6 «Создаем табличные модели», задания 1-2.

1

11.12

13.12




11.12




13.12




Презентация «Табличные информационные модели».

Файл Природа России.doc.




15

Простые таблицы.

Практическая работа № 6 «Создаем табличные модели», задания 3-4.

1

18.12

20.12




18.12




20.12




Файлы: Владимир.bmp, Гусь-Хрустальный.bmp, Кострома.bmp, Переславль-Залесский.bmp, Ростов великий.bmp, Суздаль.bmp, Ярославль.bmp.




16

Сложные таблицы.

Практическая работа № 6 «Создаем табличные модели», задания 5-6.

1

25.12

27.12




25.12




27.12










17

Табличное решение логических задач.

Практическая работа № 6 «Создаем табличные модели», задание 7.

1

15.01

10.01




15.01




10.01










18

Вычислительные таблицы.

Практическая работа № 7 «Создаем вычислительные таблицы».

1

22.01

17.01




22.01




17.01










19

Знакомство с электронными таблицами.

Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами», задания 1-3.

1

29.01

24.01




29.01




24.01




Файл Температура.xls.




20

Работа с электронными таблицами.

Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами», задания 4-6.

1

05.02

31.01




05.02




31.01










21

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

Практическая работа № 9 «Создаем диаграммы и графики», задания 5-7.

1

12.02

07.02




12.02




07.02




Презентация «Графики и диаграммы».

Файл Температура.xls.




22

Графики и диаграммы.

Наглядное представление о соотношении величин.

Практическая работа № 9 «Создаем диаграммы и графики», задания 1-3.

1

19.02

14.02




19.02




14.02




Презентация «Графики и диаграммы».




23

Графики и диаграммы.

Визуализация многорядных данных.

Практическая работа № 9 «Создаем диаграммы и графики», задание 4.

1

26.02

21.02




26.02




21.02




Презентация «Графики и диаграммы».




24

Схемы. Многообразие схем.

Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья», задания 1-2.

1

05.03

28.02




05.03




28.02




Презентация «Схемы».

Файл Солнечная система.doc.




25

Информационные модели на графах.

Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья», задания 3-5.

1

12.03

07.03




12.03




07.03




Презентация «Графы».

Файл Поездка.doc.




26

Деревья.

Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья», задания 6-7.

Контрольная работа.

1



















Презентация «Графы».

Файлы для печати ПР1_1.doc, ПР1_2.doc.




Раздел 3. Алгоритмика (8 ч).







19.03

14.03




19.03




14.03

27

Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник.

Управление Чертежником.

Работа в среде Алгоритмика.

1

02.04

21.03




02.04




21.03




Презентация «Алгоритм – модель деятельности исполнителя».

Виртуальная лаборатория «Алгоритмика».




28

Исполнитель Чертежник.

Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде Алгоритмика.

1

09.04

04.04




09.04




04.04




Виртуальная лаборатория «Алгоритмика».




29

Исполнитель Чертежник.

Цикл «повторить n раз».

Работа в среде Алгоритмика.

1

16.04

11.04




16.04




11.04




Виртуальная лаборатория «Алгоритмика».




30

Исполнитель Робот.

Управление Роботом.

Работа в среде Алгоритмика.

1

23.04

18.04




23.04




18.04




Виртуальная лаборатория «Алгоритмика».




31

Исполнитель Робот.

Цикл «пока».

Работа в среде Алгоритмика

1

30.04

25.04




30.04




25.04




Виртуальная лаборатория «Алгоритмика».




32

Исполнитель Робот.

Ветвление.

Работа в среде Алгоритмика.

1

07.05

02.05




07.05




02.05




Виртуальная лаборатория «Алгоритмика».




33

Контрольная работа.

1

14.05

16.05






14.05





16.05





Файлы для печати ПР2_1.doc, ПР2_2.doc.




34-35

Итоговый проект.

Практическая работа № 12 «Итоговая работа».

1

21.05

23.05
28.05

30.05




21.05

28.05




23.05

30.05










СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

1. Объекты и их имена (6 ч).

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.

Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Основные объекты операционной системы Windows».

Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой системы».

Практическая работа № 3 «Создаем текстовые объекты».
2. Информационное моделирование (20 ч).

Модели объектов и их назначение.

Информационные модели.

Словесные информационные модели.

Многоуровневые списки.

Математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 4 «Создаем словесные модели».

Практическая работа № 5 «Многоуровневые списки».

Практическая работа № 6 «Создаем табличные модели».

Практическая работа № 7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».

Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».

Практическая работа № 9 «Создаем диаграммы и графики».

Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья».

Практическая работа № 11 «Графические модели».

Практическая работа № 12 «Итоговая работа».
3. Алгоритмика (8 ч).

Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл «повторить n раз».

Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.

Компьютерный практикум

Работа в среде «Алгоритмика».
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны:

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки – свойства, действия, поведение, состояния;

  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку – основанию классификации;

  • понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

  • понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;

  • иметь представление о назначении и области применения моделей;

  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

  • уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;

  • знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;

  • осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;

  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

  • выполнять операции с основными объектами операционной системы;

  • выполнять основные операции с объектами файловой системы;

  • уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;

  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;

  • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;

  • создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;

  • для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.





Перечень учебно-методического обеспечения:

  1. Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  2. Босова Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  3. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.


Список литературы. Перечень ИКТ.

    1. Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

    2. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.

    3. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

  2. Материалы авторской мастерской Босовой Л. Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

  3. Операционная система Windows XP.

  4. Пакет офисных приложений MS Office 2003.

  5. Дуванов А .А. Азы информатики: Книга 1. Знакомство с компьютером//Информатика. 2002. № 1,2.

  6. Дуванов А. А. Азы информатики: Книга 2. В мире информатики // Информатика. 2002. №5-9,11.

  7. Зайкин М. И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности: Книга для учащихся 4-7 классов общеобразовательных учреждений. М. 1996.

  8. Козлов В. А. , Плаксин М.А., Файзуллина В. А. Конкурс «Информашка - 96»: Материалы, организация, анализ результатов. Пермь, 2001.

  9. Плаксин М. А. Подходы к построению сквозного курса информатики с 1 по 11 класс. Информатика в начальной школе и на первой ступени основной общеобразовательной школы//Бюллетень № 3 . лаборатория информатизации образования. Пермь 1995.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: