Протокол №1 от 06. 01. 2012 г. Председатель Совета Г. А. Севостьянова утверждено приказом директора
СОГЛАСОВАНО Управляющим советом Учреждения протокол №1 от 06.01.2012 г. Председатель Совета __________ Г.А.Севостьянова | УТВЕРЖДЕНО приказом директора №3-од от 06.01.2012 г. Директор школы _________ О.В.Михайлиди |
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы
пос.Октябрьский городского округа Похвистнево Самарской области
Принято
педагогическим советом
протокол №1 от 06.01.2012 г.
I. Общие положения
1.1. Проектная деятельность обучающихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Проектная деятельность является обязательной для всех обучающихся.
Проектная деятельность для учителей является одной из форм организации учебной деятельности, развития компетентности, повышения качества образования, демократического стиля общения с детьми.
II. Цели и задачи проектной деятельности в учебном процессе
2.1. Цель - Создание условий для понимания и применения обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
2.2. Задачи проектной деятельности:
2.2.1. Обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель,
описать основные шаги по ее достижению, концентрироваться на достижении
цели на протяжении всей работы).
2.2.2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов
(ю должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее
использовать).
2.2.3. Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление).
2.2.4. Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, четко презентовать информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).,
2.2.5. Формирование позитивного отношения к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы.)
III. Содержание проектной деятельности
Проектная деятельность является составляющей учебной деятельности обучающихся:
3.1. Обучающиеся школы выполняют учебные проекты и мини-проекты, темы которых предлагают учителя либо формулируются самим учеником;
3.2. Учебный проект оценивается по разработанным критериям, и суммарная оценка может быть выставлена по нескольким предметам, если проект является межпредметным.
3.3. Для организации проектной деятельности учителя в тематических планах должны указать предполагаемые темы проектов и примерные сроки их сдачи.
3.4. Руководителем проекта является учитель, координирующий проект.
3.5. Проект может быть групповым или индивидуальным.
3.6. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, совместно с обучающимися составлена программа действий.
3.7. Обучающиеся 9-11-х классов могут по желанию выполнять проекты, темы которых они выбрали самостоятельно, тема должна быть согласована с руководителем проекта.
3.8. Один раз в год, в установленный период, проводится научная конференция, на которой проходит презентация проектов и организуется конкурс проектов. Научный совет школы является ответственным за организацию научной конференции. Цель организации презентации проектов:
предоставление учащимся возможности для публичного выступления с целью самовыражения;
повышение мотивации, интереса к учебе, престижности выполнения проектов;
обучение учащихся умению презентовать себя и свою работу;
обучение учащихся технологии проектной деятельности.
3.9. Оценка презентации и защиты проекта происходит по различным критериям:
презентация проекта оценивается по технологии проектной деятельности;
защита проекта оценивается по содержанию и владению материалом представленного проекта.
3.10. На каждый проект обучающийся (если необходимо с помощью руководителя) оформляет рабочие листы проекта, которые хранятся в личном портфолио ученика.
3.11. Методический совет школы организует семинары для учителей по проектной деятельности и осуществляет консультативную помощь.
IV. Функциональные обязанности руководителя проектной деятельности
На руководителя проектной деятельностью возлагаются следующие функциональные обязанности:
4.1. Разработка вида и форм текущего (промежуточного, тематического) и итогового контроля, ведение мониторинга качества обученности обучающихся – участников проектной деятельности.
4.2. Установка необходимого для ведения в рамках проектной деятельности программного обеспечения, размещение школьников на специализированных рабочих местах, несение персональной ответственности за сохранность вверенных ему для проведения занятий оборудования и компьютерной техники.
4.3. Формирование проектных групп на основе полученных от администрации списков обучающихся, являющихся разработчиками-исполнителями проектов, и педагогов, выступающих в роли научных руководителей проектных групп, проведение необходимых консультаций с последними в ходе проектной деятельности, координация усилий всех членов проектной бригады.
4.4. Несение персональной ответственности за грамотное техническое решение, работоспособность представленного к защите участником проекта.
4.5. Обеспечение организационно-педагогических условий для творческого роста школьников в сфере избранной ими темы, подготовка школьников к участию в научно-практических конференциях.
V. Функциональные обязанности руководителя проектной группы
На руководителя проектной группы возлагаются следующие функциональные обязанности:
5.1. Выбор проблемной области, постановка задач, формулировка темы, идеи и разработка сценария проекта исходя из определенных техническим заданием возможностей будущей программы, электронного ресурса.
5.2. Составление краткой аннотации создаваемого проекта, определение конечного вида продукта, его назначения.
5.3. Детализация отобранного содержания, структурирование материала проекта, определение примерного объема проекта, обеспечение исследовательской роли каждого участника проекта.
5.4. Координация деятельности участников проекта, обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками производимых работ.
5.5. Своевременное занесение в журнал проведенных в соответствии с недельной нагрузкой консультационных часов.
5.6. Выявление недоработок, определение путей устранения выявленных недостатков, несение персональной ответственности за грамотное изложение содержательной части, оказание помощи школьнику в подготовке документации к защите проекта.
VI. Механизм стимулирования работы членов проектной группы.
6.1. Обладатели лучших проектов могут направляться за счет средств школы в командировки для участия в научно-творческих конференциях и семинарах, на курсы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, номинироваться на получение корпоративных или государственных наград и премий. Их кандидатуры будут выдвигаться для заключения договоров на разработку проектов по заказам сторонних организаций.
Приложение №1.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЗАЩИТЕ УЧЕНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
1. Общие положения.
Защита ученических проектов, проводится по следующим направлениям: «Исследовательские проекты», «Творческие проекты», «Приключенческие (игровые)», «Информационные проекты», «Практико-ориентированные».
1.2. Защита проектов включается в сетевой график конкурсно-массовых мероприятий.
1.3. Организация и проведение защиты исследовательских проектов регламентируются Законом РФ «Об образовании», нормативными документами Министерства общего и профессионального образования Самарской области, а также настоящим Положением.
2. Цели и задачи защиты исследовательских проектов.
2.1. Целью проведения защиты ученических проектов является: «Получение опыта публичного выступления, т.е. работа над формированием коммуникативной компетентности»
2.2. Задачами организации защиты исследовательских проектов являются:
Уметь соблюдать регламент выступления;
Научить соблюдать нормы публичной речи;
Уметь осознать интересы целевой аудитории и ориентироваться на нее во время выступления;
Научить использовать специальные приемы, для того, чтобы аудитории было легче воспринимать информацию;
Научиться задавать вопросы и уметь на них отвечать.
3. Условия организации и проведения защиты исследовательских проектов.
3.1. Защита проектов проводится в один тур:
I тур - на уровне образовательного учреждения;
В 1 туре могут участвовать все желающие из числа обучающихся 2 – 11 классов образовательного учреждения;
Жюри защиты ученических проектов:
Является ее основным органом;
Разрабатывает критерии оценки проектов;
Организует проверку и рецензирование работ участников;
Оценивает проекты и направляет на участие в научно-практической конференции округа;
Состав комиссии утверждается приказом директора
3.3. Критерии оценки устного выступления.
Выступление соответствует теме и содержанию проекта.
В выступлении прозвучала проблема, сформулированная как противоречие между желаемым и реальным состоянием дел.
Обозначены цели и задачи проекта
Названы ожидаемые результаты, проанализирована степень их достижения
Перечислены проведенные мероприятия, направленные на реализацию проекта
Представлен продукт проектной деятельности (если он имеется)
Выступление имело яркий характер, речь учащихся эмоциональна.
Команда продемонстрировала умение логично излагать мысли, четко и аргументировано отвечать на вопросы.
Время на презентацию выдержано регламентом (не более 10 мин.)
3.4. Критерии оценки ученических проектов.
Оцениваемый параметр | Возможные оценки | Обоснование оценки |
Структура, приближенная к подлинно научным исследованиям | 35 баллов | ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ: Имеется аргументация актуальности темы – 5 баллов; Определена проблема, предмет и объект исследования – 5 баллов; Цели и задачи соответствуют теме работы – 5 баллов; Имеется четкий план решения задач – 5 баллов; Выдвинута гипотеза исследования –5 баллов; Обозначены методы исследования и проведение эксперимента – 5 баллов; Имеются выводы и обозначена проблема на дальнейшую перспективу исследования – 5 баллов; |
Построение в известной логике «дизайн-петли» | 35 баллов | ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Определены потребности – 5 баллов; Имеется исследование (дизайн-анализ существующих объектов) – 5 баллов; Обозначены требования к объекту проектирования – 5 баллов; Выработаны первоначальные идеи - 5 баллов; Все идеи проанализированы, одна из них выбрана – 5 баллов; Имеется планирование – 5 баллов; Имеется завершенный продукт – 5 баллов. |
Имеются различные методы получения информации Представлена обработка полученной информации | 45 баллов | ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ Литература – 5 баллов; Библиотечные фонды – 5 баллов; СМИ – 5 баллов; Базы данных (в том числе и электронные) – 5 баллов; Имеется анкетирование и интервьюирование респондентов – 5 баллов; Имеется: анализ – 5 баллов; обобщение – 5 баллов; сопоставление с известными фактами – 5 баллов; аргументированные выводы – 5 баллов |
Теоретические изложения и практическое сопровождение. | 25 баллов | ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ Аргументированность выбора темы – 5 баллов; Обоснование потребности – 5 баллов; Практическая направленность проекта – 5 баллов; Значимость выполненной работы – 5 баллов; Продумана организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий – 5 баллов. |
Приложение №2.
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОЕКТНОЙ НЕДЕЛИ
Общие положения.
1.1. Проектная неделя вводится в практику работы школы с целью осуществления компетентностно-ориентированного образования, активизации формирования ключевых компетентностей учащихся и включения всех педагогов и обучающихся 2-11 классов.
1.2. Метод проектов – один из самых эффективных методов, позволяющих реализовать компетентностный подход в образовании, формировать ключевые компетентности обучающихся. Кроме того, метод проектов является универсальной технологией по отношению к предметному содержанию.
Под учебным проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению проблемы, завершающийся созданием продукта, и представлением этого продукта в рамках устной или письменной презентации.
Метод проектов – это совокупность способов и приёмов организации и сопровождения проектной деятельности обучающихся. Данный метод является педагогической технологией, позволяющей учителю формировать педагогические ситуации по различным основаниям и на основе различного предметного содержания.
1.3. Задача проектной недели - создать условия, при которых обучающиеся:
самостоятельно и с охотой приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в разновозрастных группах;
развивают исследовательские умения (выявляют проблемы, осуществляют наблюдение, эксперимент, сбор информации из различных источников, анализ, построение гипотез, обобщение);
развивают аналитическое мышление.
2.Основные принципы построения проектной недели.
2.1. Принцип гуманизма: в центре внимания – ученик, развитие его творческих способностей.
2.2. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию в учении.
2.3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход ученика на свой уровень развития.
2.4. Комплексный подход к разработке проектов способствует сбалансированному развитию основных физических и психических функций ученика.
2.5. Опора на интерес детей, а также на ранее усвоенный материал.
2.6. Практическая осуществимость проекта.
2.7. Возможно большая самостоятельность обучающихся.
Таким образом, суть проведения проектной недели состоит в том, что ученик в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, объекты. Она предполагает проживание учеником конкретных ситуаций; приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов, конструированию новых процессов, объектов и т.д.
3. Организация проектной недели.
3.1. Учителя вносят изменения в учебно-тематическое планирование в связи с проведением проектной недели, выделяя недельное количество часов на работу в данном режиме.
3.2. «Проектная неделя» организуется в рамках одной недели.
3.3. За две недели до «Проектной недели» на выбор учащимся, каждым учителем определяется избыточное количество тем проектной деятельности для учащихся всех классов и по всем предметам. Данная информация помещается на стенде.
3.4. За одну неделю до проведения недели все учащиеся по желанию распределяются по темам проектов либо с собственной темой записывается к тому учителю, под руководством которого он желает работать. В случае необходимости ученик договаривается о консультациях с тем преподавателем, под руководством которого он не работает.
3.5. За одну неделю до начала «Проектной недели» завучем по УВР составляется расписание занятий на данную неделю в учебных кабинетах, компьютерном классе, медиатеке; график проведения воспитательных и спортивных мероприятий в режиме полного рабочего дня.
3.6. За одну неделю до «Проектной недели» анализируется соответствие недельной занятости педагогов с учебной нагрузкой по тарификации.
3.7. За четыре дня до проведения недели, на каждый день руководителем проекта согласовывается своё расписание второй половины дня с завучами.
4.Участники проектной деятельности.
5.1. Участниками проектной деятельности являются учителя и обучающиеся школы.
5.2. Учитель может являться как консультантом, так и руководителем проекта.
5.3. Обязанности руководителя проекта определяются должностной инструкцией.
5. Права и обязанности участников проектной недели.
Обучающийся имеет право:
1.1. выбирать тему проекта самостоятельно по желанию либо выбрать тему, предлагаемую педагогом;
1.2. получать доступ в медиатеку, интернет, к источникам информации на электронных и бумажных носителях;
1.3. на психолого-педагогическое сопровождение;
1.4. высказывать свои пожелания при составлении распорядка второй половины дня;
Обучающийся обязан:
2.1. посещать занятия;
2.2. соблюдать правила поведения учащихся во время занятий;
2.3. заполнять рабочие листы портфолио;
2.4. презентовать проект во время защиты проектов;
2.5. оформить проектную работу в электронном варианте.
Учитель - руководитель проектной деятельностью обязан:
3.1. владеть технологиями метода проектов и портфолио;
3.2. ненавязчиво вести ученика по этапам выполнения проекта, оказывая своевременно необходимую помощь;
3.3. оказывать ученику помощь при работе с портфолио проектной деятельности ученика, а именно: консультировать по его заполнению, своевременно предоставлять нужные листы, контролировать его заполнение, оценивать;
3.4. договариваться через координатора о проведении консультаций, работе на компьютере, проведении презентации;
3.5. контролировать загруженность ученика (соблюдение временных рамок на этапах выполнения проекта);
3.6. организовать и проводить оценивание проектной деятельности ученика с привлечением внешних экспертов;
3.7. своевременно вносить записи в журнал о проектной деятельности;
3.8. оформлять (по желанию) матрицу проекта, которым руководит;
3.9. работать в тесном контакте с коллегами, координатором и администрацией школы;
3.10. участвовать в работе творческой группы руководителей проектов;
3.11. постоянно повышать свой профессионализм через самообразование и участие в работе творческих семинаров.
Руководитель проектной деятельности имеет право:
4.1. участвовать в управлении образовательным учреждением, защищать свою профессиональную честь и достоинство;
4.2. свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утверждённой образовательным учреждением;
4.3. представлять на рассмотрение директора учреждения предложения по вопросам своей деятельности;
4.4. получать от руководителей и специалистов учреждения информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;
4.5. требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении должностных обязанностей;
4.6. на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, на получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте.
Руководитель несет ответственность:
5.1. за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в соответствии с действующим трудовым законодательством;
5.2. за правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством;
5.3. за причинение материального ущерба – в соответствии с действующим законодательством.
Руководитель проектной деятельности подотчётен:
6.1. директору школы.
6.2. координатору проектной деятельности.
7. Оценка проектной деятельности.
7.1. Оценивание проектной деятельности обучающихся осуществляется по рекомендованным к применению Министерством образования Самарской области критериям и требованиям. Руководители проектов фиксируют достижения обучающихся в оценочном бланке, который по завершении проекта сдается на хранение. Учащиеся получают баллы, согласно которым определяется уровень сформированности компетентностей.
Разработчик: руководитель методического совета школы Галактионова В.С.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: