Протокол №1 от «23» августа 2013 г. «Согласовано»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14
города Пугачева Саратовской области имени П.А. Столыпина»
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей гуманитарного цикла ___________________ /Л.В. Денисова/ Протокол № 1 от «23 » августа 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 14 города Пугачева имени П.А. Столыпина» ____________________ /Н.И. Пирогова/ «26» августа 2013 г. | «Утверждено» Директор МОУ «СОШ № 14 города Пугачева имени П.А. Столыпина» ___________________ /И.В. Саленко/ Приказ № 254 от «02» сентября 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для обучающихся 5 класса,
адаптированная учителем русского языка и литературы
Дубовицкой Оксаной Петровной.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 11
от «26» августа 2013 г.
2013/2014 учебный год
г. Пугачёв
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по литературе для основных школ и в соответствии c программой по литературе к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы Г. С. Меркин, С. А. Зинин) Планирование предназначено для работы по учебнику: Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово», 2013г.
Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5-9 классах, так как способствуют средствами художественной литературы, литературоведения и литературной критики обеспечивать:
«1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
В соответствии с требованиями Стандарта, программа по литературе для 5–9 классов общеобразовательных учреждений основана на применении «системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:
– формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; <…>
– активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
– построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».
Общая характеристика учебного предмета
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
Целями и задачами изучения литературы в основной школе являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Раздел II. Календарно-тематический план.
№ | Темы, разделы | Количество | |||
часов | разв. речи | тестов | админ. к. у. | ||
1. | Введение. | 1 | - | - | |
2. | Мифология. | 2 | - | - | |
3. | Русский фольклор. | 9 | 1 | 1 | |
4. | Древнерусская литература. | 2 | - | - | |
5. | Басня. | 7 | - | 1 | |
6. | Русская литература XIX в. (первая половина) | 15 | 2 | 1 | |
7. | Русская литература XIX в. (вторая половина) | 21 | 4 | 1 | |
8. | Русская литература XX в.. | 32 | 1 | 1 | |
9. | Зарубежная литература. | 13 | 1 | 1 | |
№ п/п | Наименование раздела и темы уроков. Проектная деятельность. | Кол. час | Планируемые результаты УУД | Дата проведения | Наглядные пособия, ТСО, ИКТ. | Корректировка | ||||
По плану | Факт. | |||||||||
Введение (1 час) | ||||||||||
1. | Введение. «Книга – твой друг» | 1 | Уважительное отношение к родной литературе, гордость за неё, как явление национальной культуры. Планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма действий). Давать обоснованные ответы на вопросы учителя и одноклассников. | 04.09. | | Выставка книг. | | |||
Мифология (2 ч.) | ||||||||||
2. | Рассказ о мифе и мифологии. | | Знать понятия: миф, легенда, сказание; мифологический сюжет, мотив в произведении искусства. Обучение умению осмысливать прочитанное и отвечать по существу на вопросы. Навык подробного пересказа текста мифа. Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | 05.09. | | иллюстрации | | |||
3. | Гомер «Одиссея». «Одиссей на острове циклопов. Полифем» | | 07.09. | | иллюстрации | | ||||
Русский фольклор (9 ч.) | ||||||||||
4. | Малые жанры фольклора. Загадки. | 1 | Постижение красоты и богатства, выразительности русского слова. Использование приёмов поискового, просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения при повторении изученного материала. Создавать устные тексты-рассуждения художественного стиля. Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов. | 11.09. | | иллюстрации | | |||
5. | Пословицы и поговорки | 1 | 12.09. | | иллюстрации | | ||||
6. | Сказки. | 1 | 14.09. | | | | ||||
7. | Сказка «Царевна-лягушка» | 1 | 18.09. | | | | ||||
8. | Бытовая сказка «Чего на свете не бывает» | 1 | 19.09. | | иллюстрации | | ||||
9. | Сказки народов России. «Падчерица» | 1 | 21.09. | | иллюстрации | | ||||
10. | Р.р. Особенности волшебной сказки. Подготовка к домашнему сочинению | 1 | 25.09. | | презентация | | ||||
11. | Вн. чт. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» | 1 | 26.09. | | иллюстрации | | ||||
12. | Контрольное тестирование по разделу «Русский фольклор» | 1 | 28.09. | | иллюстрации | | ||||
Древнерусская литература (2 ч.) | ||||||||||
13. | Анализ контрольного тестирования. Из «Повести временных лет»: «Расселение славян» | 1 | Осознание роли литературы Древней Руси в жизни общества и государства. Овладение техникой планирования учебной деятельности. Создавать тексты в устной и письменной форме по заданному началу. Установление причинно-следственных связей при изучении литературы Древней Руси. | 02.10. | | иллюстрации | | |||
14. | «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам» | 1 | 03.10 | | иллюстрации | | ||||
Басня (7 ч.) | ||||||||||
15. | Эзоп «Лисица и виноград», «Ворон и лисица». Лафонтен «Лисица и виноград» | 1 | Выражение положительного отношения к процессу познания, проявление внимания и желание больше узнать. Овладение приёмами отбора и систематизации изучаемого материала. Согласовывать свои действия с действиями партнёров при чтении басен. Поиск и извлечение необходимой информации из различных источников. | 05.10 | | иллюстрации | | |||
16. | В.К. Тредиаковский «Ворон и Лиса» | 1 | 09.10. | | Портрет. Мультимедийное приложение. | | ||||
17. | А.П. Сумароков «Ворона и Лиса» | 1 | 10.10. | | презентация | | ||||
18. | М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» | 1 | 12.10. | | презентация | | ||||
19. | Басни И.А. Крылова | | 16.10. | | иллюстрации | | ||||
20. | И.А. Крылов «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под дубом» | 1 | 17.10. | | | | ||||
21. | Русская басня XX века. Контрольное тестирование по разделу «Басни» | 1 | 19.10. | | тесты | | ||||
Русская литература XIX в. (первая половина) (15 ч.) | | |||||||||
22. | Анализ контрольного тестирования. Краткие сведения об А.С. Пушкине | 1 | Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. Овладение различными типами пересказа. Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректировать свою речь и речь одноклассников. Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме. | 23.10. | | Мультимедийное приложение. | | |||
23. | А.С. Пушкин «Няне» | 1 | 24.10. | | Мультимедийное приложение. | | ||||
24. | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | 26.10. | | Мультимедийное приложение. | | ||||
25. | Четыре сходства и различия волшебной и литературной сказки | 1 | 30.10. | | презентация | | ||||
26. | А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок) | 1 | 31.10. | | | | ||||
27. | А.С. Пушкин «Зимняя дорога» | 1 | 13.11. | | презентация | | ||||
28. | Поэзия XIX в. о родной природе | 1 | 14.11. | | презентация | | ||||
29. | Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове | 1 | 16.11. | | Портрет | | ||||
30. | М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве | 1 | 20.11. | | презентация | | ||||
31. | Р.р. Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы». Панорама Ф.А. Рубо «Бородинская битва» и стихотворение М.Ю. Лермонтова | 1 | 21.11. | | карточки | | ||||
32. | Р.р.Написание сочинения «Путешествие на поле славы». Панорама Ф.А. Рубо «Бородинская битва» и стихотворение М.Ю. Лермонтова | 1 | 23.11. | | иллюстрации | | ||||
33. | Анализ письменных работ. Краткие сведения о Н.В. Гоголе | 1 | 27.11. | | презентация | | ||||
34. | Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула | 1 | 28.11. | | Мультимедийное приложение. | | ||||
35. | Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» | 1 | 30.11. | | презентация | | ||||
36. | Контрольное тестирование по разделу «Русская литература XIX в.» (первая половина) | 1 | | 04.12. | | тесты | | |||
Русская литература XIX в. (вторая половина) (21 ч.) | ||||||||||
37. | Анализ контрольного тестирования. Краткие сведения об И.С. Тургеневе | 1 | Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. Овладение различными типами пересказа. Создавать устные и письменные высказывания на заданную тему, корректировать свою речь и речь одноклассников. Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме. | 05.12. | | Мультимедийное приложение. | | |||
38. | И.С.Тургенев «Муму». Образ Герасима | 1 | 07.12. | | презентация | | ||||
39. | Герасим и дворня. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна | 1 | 11.12. | | иллюстрации | | ||||
40. | Герасим и Муму | 1 | 12.12. | | карточки | | ||||
41. | Р.р. Подготовка к сочинению на тему «Эпизод в рассказе «Муму» | 1 | 14.12. | | карточки | | ||||
42. | И.С. Тургенев «Воробей». | 1 | 18.12. | | презентация | | ||||
43. | И.С. Тургенев «Русский язык». | 1 | 19.12. | | | | ||||
44. | Краткие сведения о Н.А. Некрасове | 1 | 21.12. | | | | ||||
45. | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения | 1 | 25.12. | | презнтация | | ||||
46. | Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам. | 1 | 26.12. | | учебник | | ||||
47. | Н.А. Некрасов «Тройка» | 1 | 15.01 | | портрет | | ||||
48. | Краткие сведения о Л.Н. Толстом. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник» | 1 | 16.01. | | портрет | | ||||
49. | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену | 1 | 18.01. | | | | ||||
50. | Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа | 1 | 22.01. | | презентация | | ||||
51. | Р.р. Подготовка к написанию сочинения «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»? | 1 | 23.01. | | презентация | | ||||
52. | Р.р. Написание сочинения «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»? | 1 | 25.01. | | | | ||||
53. | Анализ письменных работ. Краткие сведения об А.П. Чехове | 1 | 29.01. | | портрет | | ||||
54. | А.П. Чехов «Злоумышленник». Приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа. | 1 | 30.01. | | презентация | | ||||
55. | А.П. Чехов «Пересолил». | 1 | 01.02. | | | | ||||
56. | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению. Юмористический рассказ о случае из жизни | 1 | 05.02. | | учебник | | ||||
57 | Контрольное тестирование по разделу «Русская литература XIX в.» (вторая половина) | 1 | | 06.02. | | | | |||
Русская литература XX в. (32 ч.) | ||||||||||
58. | Анализ контрольного тестирования. Краткие сведения об И.А. Бунине | 1 | Стремление совершенствовать свою речь. Умение самостоятельно ставить цели и задачи, планировать результаты своей деятельности. Совершенствование навыков изучающего чтения; определение темы текста и составление плана текста. Определение основной и второстепенной информации и извлечение её из текстов разных типов и стилей | 08.02. | | презентация | | |||
59. | И.А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…», «В деревне» | 1 | 12.02. | | презентация | | ||||
60. | И.А.Бунин «В деревне» | 1 | 13.02. | | Репродукция картины | | ||||
61. | И.А.Бунин «Подснежник» | 1 | 15.02. | | | | ||||
62. | Краткие сведения о Л.Н. Андрееве | 1 | 19.02. | | карточки | | ||||
63. | Л.Н. Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе | 1 | 20.02. | | | | ||||
64. | Л.Н. Андреев «Петька на даче». Противопоставление города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа | 1 | 22.02. | | презентация | | ||||
65. | Краткие сведения об А.И. Куприне | 1 | 26.02. | | Мультимедийное приложение. | | ||||
66. | Тематика и проблематика литературного произведения. | 1 | 27.02. | | Мультимедийное приложение. | | ||||
67. | А.И. Куприн «Золотой петух». Тема, особенности создания образа. | 1 | 01.03. | | презентация | | ||||
68. | Краткие сведения об А.А. Блоке | 1 | 05.03. | | презентация | | ||||
69. | А.А. Блок «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…» | 1 | 06.03. | | презентация | | ||||
70. | Краткие сведения о С.А. Есенине | 1 | 12.03. | | презентация | | ||||
71. | С.А. Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…» | 1 | 13.03. | | Мультимедийное приложение. | | ||||
72. | С.А. Есенин «Поет зима - аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» | 1 | 15.03. | | Мультимедийное приложение. | | ||||
73. | Краткие сведения об А.П. Платонове | 1 | 19.03. | | таблица | | ||||
74. | А.П. Платонов «Никита». Мир глазами ребенка | 1 | 20.03. | | Мультимедийное приложение. | | ||||
75. | «Цветок на земле» | 1 | 22.03. | | | | ||||
76. | Краткие сведения о П.П. Бажове | 1 | 02.04. | | Мультимедийное приложение. | | ||||
77. | П.П. Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказке П.П. Бажова | 1 | 03.04. | | Мультимедийное приложение. | | ||||
78. | П.П. Бажов «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа | 1 | 05.04. | | Мультимедийное приложение. | | ||||
79. | Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ Н.Носова «Три охотника». | 1 | 09.04. | | Мультимедийное приложение. | | ||||
80 | Рассказ Н.Носова «Три охотника». | 1 | 10.04. | | | | ||||
81. | В.П. Астафьев «Васюткино озеро» | 1 | 12.04. | | Портрет | | ||||
82. | В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе. | 1 | 16.04. | | презентация | | ||||
83. | Краткие сведения о Е.И. Носове «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе | 1 | 17.04. | | презентация | | ||||
84. | Р.р. Подготовка и написание сочинения: «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? | 1 | 19.04. | | карточки | | ||||
85. | Анализ письменных работ. Родная природа в произведениях писателей XX в. В.Ф. Боков «Поклон», Н.М. Рубцов «В осеннем лесу» | 1 | 23.04. | | презентация | | ||||
86. | Р.Г. Гамзатов «Песня соловья» | 1 | 24.04. | | иллюстрации | | ||||
87. | В.И. Белов «Весенняя ночь» | 1 | 26.04. | | иллюстрации | | ||||
88. | В.Г. Распутин «Век живи – век люби» | 1 | 30.04. | | карточки | | ||||
89. | Контрольное тестирование по разделу «Русская литература XX в.» | 1 | | 03.05 | | | | |||
Зарубежная литература (13 ч.) | ||||||||||
90. | Краткие сведения о Д.Д. Дефо. Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо | 1 | Уважение к культуре других народов мира и принятие их культурных ценностей. Внесение необходимых дополнений и изменений в свои действия. Создавать монологические и диалогические высказывания в разных стилях. Осознанное произвольное построение высказываний в устной и письменной форме; постановка и формулировка проблемы. | 07.05. | | портрет | | |||
91. | Краткие сведения о Х.К. Андерсене. «Соловей» : внешняя и внутренняя красота, благодарность. | 1 | 08.05. | | портрет | | ||||
92. | Краткие сведения о М. Твене. Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях М.Твена | 1 | 10.05. | | портрет | | ||||
93 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок). Мир детства и мир взрослых | 1 | 14.05. | | | | ||||
94. | Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера | 1 | 15.05. | | | | ||||
95. | Р.р. Письменный отзыв о герое произведения М. Твена | 1 | 17.05. | | | | ||||
96. | Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Сказание о Кише» | 1 | 21.05 | | | | ||||
97. | Краткие сведения о Ж. Рони-Старшем. «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека | 1 | 22.05. | | презентация | | ||||
98. | Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. «Сказание о Кише» | 1 | 24.05. | | презентация | | ||||
99. | А. Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. «Приключения Эмиля из Леннеберги». | 1 | 28.05 | | | | ||||
100. | Контрольное тестирование по материалу, изученному в 5 классе | 1 | 29.05. | | тесты | | ||||
101. | Анализ контрольного тестирования Заключительный урок. Литературная игра. | 1 | 30.05. | | презентация | | ||||
102. | Рекомендации для летнего чтения | 1 | 31.05. | | | |
страница 1страница 2
скачать
Другие похожие работы: