NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Сведения о мбук «Централизованная библиотечная система» г. Киселевска


2.4.12. Другие актуальные направления
Нравственное воспитание.
Одним из важнейших направлений в работе библиотек является нравственное воспитание подрастающего поколения. На основе богатейших фондов лучшей русской и зарубежной литературы, на основе народной культуры библиотеки могут и должны заниматься воспитанием духовно - нравственных принципов детей.

Основные затрагиваемые библиотекарями темы на уроках нравственности, нравственных диалогах, уроках добра, это: соблюдение нравственных норм и христианской морали, добро как поведение во благо другого человека, желание становиться лучше, самосовершенствоваться.

Вечным христианским ценностям были посвящены громкие чтения «Свет добра» по книге «Свет православия» (ф.8). Ребята младшего и среднего возраста познакомились с притчами на тему христианских заповедей.

Уроки нравственности «Вечная любовь», «Благая весть», «Мама с солнышком похожи» и «Учитель, перед именем твоим…», утренник «Поделись улыбкою своей…» познакомили ребят с традициями чтимых русским народом праздников (ф.8).

Очень занимательным и легким для детского восприятия получился урок толерантности «Школа миролюбия с героями мультфильмов» (ф.8). На примерах из любимых мультфильмов, например, «Маша и медведь», в современной трактовке, ребята младшего возраста учились быть терпимыми и миролюбивыми.

Актуальной сегодня теме воспитания толерантности был посвящен еще один урок под названием «Здравствуй, земляк!» (ф.8).

Собравшиеся 11 декабря в детской библиотеке – филиале № 8 четвероклассники школы № 28 (27 чел.) рассуждали на совершенно взрослые темы – свободы и рабства. Нравственный диалог «Рабы ХХI века» был посвящен Международному дню за упразднение рабства. На примере различных афоризмов ребята рассуждали о природе рабства – добровольного и насильственного, духовного и материального. В ходе диалога пришли к выводу, что иногда люди часто заблуждаются, принимая за благо и свободу такие искушения, как алкоголь, наркоманию, азартные игры. На самом же деле, так попадают в добровольное рабство своих пороков, из которого, порой, невозможно выбраться («Нет рабства позорнее, чем рабство добровольное»).

Познакомившись с личностями Спартака и декабристов, ребята выяснили для себя, что по-настоящему свободного человека в раба превратить невозможно («Самый свободный человек тот, кто умеет быть свободным даже в рабстве»).

На примере очередного высказывания - «Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим», определили, что истинно свободный человек никогда не спутает свободу с вседозволенностью. Потому что свобода - это ни что иное, как ответственность за себя и свои поступки.

Уроком нравственности «Благодарение» отметили Международный день «Спасибо» в детской библиотеке-филиале № 8.

Придя в библиотеку, третьеклассники школы № 28 услышали, что у берегов острова «Благодарение» терпит крушение паром под названием «Речь», пассажирами которого являются самые различные слова - и хорошие, и плохие. Остров же «Благодарение» особенный – там живут образованные феи, которые не приемлют сквернословия. Ребятам предложено было поработать спасателями, так как выяснилось, что на пароме число спасательных шлюпок ограничено. И посадить в эти шлюпки надо было только нужные слова (заранее написанные, вместе со сленговыми и грубыми словами перемешанные в одной кучке). Ребята старательно выбирали эти слова и переправляли их на импровизированный остров «Благодарение» под песню Олега Атаманова «Волшебные слова» и рассказ ведущей о возникновении и идее Международного дня «Спасибо». Таким образом, спасательная операция благополучно завершилась для слов хороших и нужных, а все плохие и грубые слова так же благополучно канули в морской пучине, как никому не нужные и засоряющие нашу речь.

После этого ребята вспоминали сказки и рассказы, в которых хорошие слова и слова благодарности положительным образом влияли на судьбу их героев.

В заключение мероприятия дети играли в игру под названием «Спасибочко». Для этого каждый вспомнил, что хорошего для него сделал одноклассник, поблагодарил его и передал свое «спасибочко» в форме сердечка. Когда все «спасибочки» были розданы, стало ясно, кто самый добрый человек в классе.

С помощью такого необычного, увлекательного урока ребята смогли понять, какое влияние оказывают «волшебные слова» на атмосферу добра в обществе, семье, коллективе. Занятие пробудило желание заменить в обиходе сленг, бранные слова на слова «волшебные».

Дети должны иметь четкие представления о плохих и хороших поступках, о добре и зле. Основная мысль, которую мы стараемся внушить детям – доброе дело не только повышает твою самооценку, но и делает мир чище и ярче. А в таком мире жить значительно легче.


    1. Психологическая поддержка детей


Работа детской библиотеки, в том числе, направлена на сохранение психологического благополучия детей. Библиотекари стараются способствовать развитию интересов, любознательности у детей, содействовать развитию творчески одаренных читателей. Спектр деятельности библиотеки по оказанию психологической помощи детям охватывает общие проблемы защиты детства, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Психологическую направленность несут громкие чтения литературных произведений, когда в ходе их обсуждения библиотекари учат детей понимать причину поступков героев, на их примере учат совершать добрые дела, и не совершать зла по отношению к окружающим. Яркие книги, выставки, игрушки - всё это создаёт атмосферу добра и уважения к юному читателю.

Иногда дети делятся своими проблемами. В этом случае пытаемся поговорить с ними, подсказать правильный выход из возникшей ситуации. Предлагаем книги по психологии, тесты психологического характера, даём телефоны доверия. Очень важными считаем вежливость и внимание библиотекаря к каждому ребёнку.


    1. Индивидуальная работа с читателями-детьми.


Прививая интерес к книге, чтению, библиотеке, сотрудники детских библиотек уделяют большое внимание индивидуальной работе с детьми. В рамках этой работы библиотекари периодически проводят анализ читательских формуляров, что помогает определить круг чтения детей, причину обращения к книге, а также выявить самых лучших и активных читателей.

Индивидуальная работа ведется с учетом личностных особенностей каждого читателя. Наша задача, чтобы читатель взял именно «свою» книгу, то есть доступную ему по уровню культуры чтения, соответствующую его интересам и реальным потребностям. Конкретно с каждым читателем проводится беседа: при записи  в библиотеку, рекомендательные беседы при подборе литературы, о прочитанных книгах.

Многое зависит от первого контакта библиотекаря с читателем. Начальные представления о ребенке складываются при записи его в библиотеку и заполнении формуляра. В «Заметках библиотекаря» помещаются сведения о родителях, читательских интересах и увлечениях ребёнка. Первое общение с ребенком позволяет выявить уровень читательского развития. Много информации даёт общение с родителями. Взяв в союзники родителей, библиотека получает возможность опосредованного влияния на чтение детей, а также возможность возрождения традиций семейного чтения.

Проводятся также индивидуальные библиографические обзоры, которые сочетают в себе элементы беседы, консультации. Цель их – привлечь внимание читателя к литературе, которая может представить для него интерес, подсказать путь разыскания нужной книги, подчеркнуть роль книжных выставок и их пользу при выборе книг.

Индивидуальные планы чтения не утратили своего значения и в настоящее время. Суть такого метода состоит в привлечении читателей к чтению литературы по их интересам, с желательным переходом от одной темы к другой, с целью разностороннего развития.

В 2012 году для читателей были разработаны 17 планов чтения различной тематики. В читательских формулярах обязательно делаются пометки о прочитанных по плану книгах. Читателям своевременно сообщается о поступивших в библиотеку новинках на интересующую их тему.

Таким образом, в работе с читателем используем все методы и средства индивидуального общения: от прямого диалога до опосредованных форм общения. Все они взаимосвязаны и дополняют друг друга.


  1. Основные направления и формы работы

с руководителями детского чтения
Только от нас зависит, какими вырастут наши маленькие читатели. Именно с этой позиции библиотека рассматривает важность совместной работы с руководителями детского чтения.

Проводимая работа носит систематический характер. Ежегодно составляются и координируются планы совместной работы.

В библиотеках ведутся картотеки группового и индивидуального информирования. На информировании – учителя, воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования.

При работе с ними задачи библиотек из года в год остаются неизменными - методическое обеспечение в помощь проведению уроков и внеклассных мероприятий, своевременное информирование о новинках литературы и периодики, сотрудничество с педагогами в привлечении детей к чтению и в проведении массовых мероприятий.

Проводят детские библиотеки и совместные мероприятия. Так, ведущий библиотекарь электронного читального зала Войткевич М. Н. со своей слайд-презентацией «Кызылгай – это Красный Камень», стала участником областного семинара педагогических работников «Люби и знай родной Кузбасс», посвященного 70-летию Кемеровской области.

Всего услугами детских библиотек в 2012 году пользовалось 435 руководителей детского чтения.

Хорошо налаженные связи с руководителями детского чтения очень важны. Они оказывают существенную помощь в осуществлении программ, всей текущей работы. Они же являются нашими первыми помощниками и заинтересованными лицами в работе по популяризации книги и чтения.


  1. Библиотечные фонды. Формирование. Изучение.


И.И.Рогова, главный библиотекарь

Отдела формирования единого фонда и каталогизации

т. (8-38464) 5-14-60; e-mail: [email protected]


    1. Сумма средств, израсходованных на приобретение документов в 2012 г.:

Всего: 409,426 тыс. руб.

Всего поступило финанс. средств

тыс.р.

Муниципальный бюджет

Федеральный бюджет

Областной бюджет

Внебюд-

жетные поступ-

ления тыс. р.

Финансовых средств тыс.р.

из них на:

Финансовых средств тыс.р.

из них на:

Финансовых средств тыс.р.

из них

книги

подписку

книги

лит.-

худ. жур-налы

ОНБ,ОСБ,

ОБДЮ,

Департамент культуры,

КУМИ, Дом литераторов

409,426

208,085

10,338 

 197,747

57,87 

57,87 

 

 131,013

 14,143

12, 458



В 2012 г. улучшилось финансирование комплектования детских библиотек ЦБС.

2011 г. – 357,026 тыс. руб.

2012 г. – 409,426 тыс. руб.

+ 52,400 тыс. рублей

Но, в то же время, значительно уменьшилась сумма средств, выделенных из местного бюджета:

2010 г. – 202,909 тыс. руб.

2011 г. – 272,656 тыс. руб.

2012 г. – 208,085 тыс. руб.

- 64, 571 тыс. рублей

Такой резкий скачок в показателях объясняется тем, что в 2012 г. детские библиотеки ЦБС не были включены в городскую программу «Дети Киселевска». В 2011 г. – 150,0 тыс. рублей.

Рост показателей объясняется тем, что детским библиотекам было выделено намного больше средств из Областного и Федерального бюджетов, чем в 2011 г.

Федеральный бюджет:

2011 г. – 34,415 тыс. рублей

2012 г. – 57, 87 тыс. рублей

+ 23,455 тыс. рублей

Областной бюджет:

2011 г. – 43,005 тыс. рублей

2012 г. – 116,87 тыс. рублей

+ 73,865 тыс. рублей.

Цифра областного бюджета дана без поступлений из ГБУК «ОНБ», Департамента культуры и национальной политики, КУМИ – 14, 143 тыс. рублей.

Увеличилась сумма средств, выделяемых на подписку периодических изданий:

2011 г. – 189,471 тыс. рублей

2012 г. – 197,747 тыс. рублей

Но, фактически, количество экземпляров подписных изданий не увеличилось, т.к. цены на подписные издания выросли.



    1. Источники комплектования:

Организация-партнер

Поступило в фонд количество экз.

На сумму

Средняя стоимость 1 книги

ООО «Книжный Дом


По договору 620

57,87 т.р.

93,34

Котировка 300

34,915 т.р.

116,38

Итого:

920

92,785 т.р.

100,85



ООО «ДК и Ко»

По договору 6

0,865 т.р.

144,17

По договору 687

81,09 т.р.

118,03




По договору 80

9,67 т.р.

120,88

Итого:

773

91,625 т.р.

118,53

ООО «Киселевсккнига»

По договору 5

0,669 т.р.

133,8

ИТОГО:

1698

185,079 т.р.

109,0


Книжные магазины: 1698 экз. на сумму 185,079 тыс. рублей.

ГБУК «ОНБ им. В. Д. Федорова», Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, Дом литераторов Кузбасса, КУМИ: 46 экз. на сумму 14,143 тыс. рублей.
В основном литература для детских библиотек ЦБС г. Киселевска приобреталась в книжных магазинах. Большая часть приобретенных документов была закуплена в ООО «Книжный дом» (г. Прокопьевск): 920 экз. на 92,785 тыс. рублей. Этот книжный магазин стоит на первом месте среди основных источников комплектования детских библиотек системы. Закупаем литературу в ООО «Книжный дом» более 12 лет, работаем с ним по системе предварительного заказа. В книжных магазинах Киселевска цены на книги значительно выше и ассортимент беднее.

На втором месте по количеству приобретенной литературы находится ООО «ДК и Ко» (г. Прокопьевск). В 2012 г. мы приобрели у них 773 экз. на сумму 91,625 тыс. рублей. Цена одной книги несколько выше – 118 руб. 53 коп.


    1. Сведения о количестве названий новых документов, поступивших в детские библиотеки системы в 2012 году.



Новые поступления

Всего поступило 1208 названий (1892 экз.) новых изданий.

Новые книги получили в 2012 г.:

- свыше 200 экз. – 1 библиотека

- свыше 300 экз. – 2 библиотеки

- свыше 400 экз. – 2 библиотеки



    1. Динамика изменения объема и состава библиотечного фонда по видам документов.


См. Приложение № 3 «Состав и использование библиотечного фонда за 2012 г.», Приложение № 4 «Состав, движение и использование библиотечного фонда по видам документов».
5.5. Сведения о выписанных периодических изданиях.
Сумма на подписку периодических изданий на 1 полугодие 2012 г.:

96,856 тыс. рублей

Сумма на подписку периодических изданий на 2 полугодие 2012 г.:

100,891 тыс. рублей

Сумма на подписку периодических изданий на 1 полугодие 2013 г.:

104,051 тыс. рублей

Данные о подписке на 1 полугодие 2013 г. в сумму средств, израсходованных на приобретение новых документов в 2012 г., не входят, т.к. договор еще не оплачен.

Обеспеченность периодическими изданиями

Показатели

1-е полугодие 2012 г.

2-е полугодие 2012 г.

1-е полугодие 2013 г.

журналы

газеты

журналы

газеты

журналы

газеты

ЦДБ

29

8

27

8

29

8

Среднее кол-во названий на 1 филиал

23,5

6,3

23,5

6,3

23,5

6,3

Среднее кол-во комплектов на 1 филиал

31,3

6,3

31,3

6,3

31,3

6,3

Кол-во библиотек без подписки

0

0

0

0

0

0

Сумма израсходованных средств

87,809 т.р.

9,047 т.р.

91,735 т.р.

9,156 т.р.

94,778 т.р.

9,273 т.р.

страница 1 ... страница 8страница 9страница 10страница 11страница 12 ... страница 16страница 17


скачать

Другие похожие работы:






Сведения о мбук «мибс»

Сведения: 5 стр.