Сведения о мбук «Централизованная библиотечная система» г. Киселевска
2.4.12. Другие актуальные направления
Нравственное воспитание.
Одним из важнейших направлений в работе библиотек является нравственное воспитание подрастающего поколения. На основе богатейших фондов лучшей русской и зарубежной литературы, на основе народной культуры библиотеки могут и должны заниматься воспитанием духовно - нравственных принципов детей.
Основные затрагиваемые библиотекарями темы на уроках нравственности, нравственных диалогах, уроках добра, это: соблюдение нравственных норм и христианской морали, добро как поведение во благо другого человека, желание становиться лучше, самосовершенствоваться.
Вечным христианским ценностям были посвящены громкие чтения «Свет добра» по книге «Свет православия» (ф.8). Ребята младшего и среднего возраста познакомились с притчами на тему христианских заповедей.
Уроки нравственности «Вечная любовь», «Благая весть», «Мама с солнышком похожи» и «Учитель, перед именем твоим…», утренник «Поделись улыбкою своей…» познакомили ребят с традициями чтимых русским народом праздников (ф.8).
Очень занимательным и легким для детского восприятия получился урок толерантности «Школа миролюбия с героями мультфильмов» (ф.8). На примерах из любимых мультфильмов, например, «Маша и медведь», в современной трактовке, ребята младшего возраста учились быть терпимыми и миролюбивыми.
Актуальной сегодня теме воспитания толерантности был посвящен еще один урок под названием «Здравствуй, земляк!» (ф.8).
Собравшиеся 11 декабря в детской библиотеке – филиале № 8 четвероклассники школы № 28 (27 чел.) рассуждали на совершенно взрослые темы – свободы и рабства. Нравственный диалог «Рабы ХХI века» был посвящен Международному дню за упразднение рабства. На примере различных афоризмов ребята рассуждали о природе рабства – добровольного и насильственного, духовного и материального. В ходе диалога пришли к выводу, что иногда люди часто заблуждаются, принимая за благо и свободу такие искушения, как алкоголь, наркоманию, азартные игры. На самом же деле, так попадают в добровольное рабство своих пороков, из которого, порой, невозможно выбраться («Нет рабства позорнее, чем рабство добровольное»).
Познакомившись с личностями Спартака и декабристов, ребята выяснили для себя, что по-настоящему свободного человека в раба превратить невозможно («Самый свободный человек тот, кто умеет быть свободным даже в рабстве»).
На примере очередного высказывания - «Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим», определили, что истинно свободный человек никогда не спутает свободу с вседозволенностью. Потому что свобода - это ни что иное, как ответственность за себя и свои поступки.
Уроком нравственности «Благодарение» отметили Международный день «Спасибо» в детской библиотеке-филиале № 8.
Придя в библиотеку, третьеклассники школы № 28 услышали, что у берегов острова «Благодарение» терпит крушение паром под названием «Речь», пассажирами которого являются самые различные слова - и хорошие, и плохие. Остров же «Благодарение» особенный – там живут образованные феи, которые не приемлют сквернословия. Ребятам предложено было поработать спасателями, так как выяснилось, что на пароме число спасательных шлюпок ограничено. И посадить в эти шлюпки надо было только нужные слова (заранее написанные, вместе со сленговыми и грубыми словами перемешанные в одной кучке). Ребята старательно выбирали эти слова и переправляли их на импровизированный остров «Благодарение» под песню Олега Атаманова «Волшебные слова» и рассказ ведущей о возникновении и идее Международного дня «Спасибо». Таким образом, спасательная операция благополучно завершилась для слов хороших и нужных, а все плохие и грубые слова так же благополучно канули в морской пучине, как никому не нужные и засоряющие нашу речь.
После этого ребята вспоминали сказки и рассказы, в которых хорошие слова и слова благодарности положительным образом влияли на судьбу их героев.
В заключение мероприятия дети играли в игру под названием «Спасибочко». Для этого каждый вспомнил, что хорошего для него сделал одноклассник, поблагодарил его и передал свое «спасибочко» в форме сердечка. Когда все «спасибочки» были розданы, стало ясно, кто самый добрый человек в классе.
С помощью такого необычного, увлекательного урока ребята смогли понять, какое влияние оказывают «волшебные слова» на атмосферу добра в обществе, семье, коллективе. Занятие пробудило желание заменить в обиходе сленг, бранные слова на слова «волшебные».
Дети должны иметь четкие представления о плохих и хороших поступках, о добре и зле. Основная мысль, которую мы стараемся внушить детям – доброе дело не только повышает твою самооценку, но и делает мир чище и ярче. А в таком мире жить значительно легче.
Психологическая поддержка детей
Работа детской библиотеки, в том числе, направлена на сохранение психологического благополучия детей. Библиотекари стараются способствовать развитию интересов, любознательности у детей, содействовать развитию творчески одаренных читателей. Спектр деятельности библиотеки по оказанию психологической помощи детям охватывает общие проблемы защиты детства, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Психологическую направленность несут громкие чтения литературных произведений, когда в ходе их обсуждения библиотекари учат детей понимать причину поступков героев, на их примере учат совершать добрые дела, и не совершать зла по отношению к окружающим. Яркие книги, выставки, игрушки - всё это создаёт атмосферу добра и уважения к юному читателю.
Иногда дети делятся своими проблемами. В этом случае пытаемся поговорить с ними, подсказать правильный выход из возникшей ситуации. Предлагаем книги по психологии, тесты психологического характера, даём телефоны доверия. Очень важными считаем вежливость и внимание библиотекаря к каждому ребёнку.
Индивидуальная работа с читателями-детьми.
Прививая интерес к книге, чтению, библиотеке, сотрудники детских библиотек уделяют большое внимание индивидуальной работе с детьми. В рамках этой работы библиотекари периодически проводят анализ читательских формуляров, что помогает определить круг чтения детей, причину обращения к книге, а также выявить самых лучших и активных читателей.
Индивидуальная работа ведется с учетом личностных особенностей каждого читателя. Наша задача, чтобы читатель взял именно «свою» книгу, то есть доступную ему по уровню культуры чтения, соответствующую его интересам и реальным потребностям. Конкретно с каждым читателем проводится беседа: при записи в библиотеку, рекомендательные беседы при подборе литературы, о прочитанных книгах.
Многое зависит от первого контакта библиотекаря с читателем. Начальные представления о ребенке складываются при записи его в библиотеку и заполнении формуляра. В «Заметках библиотекаря» помещаются сведения о родителях, читательских интересах и увлечениях ребёнка. Первое общение с ребенком позволяет выявить уровень читательского развития. Много информации даёт общение с родителями. Взяв в союзники родителей, библиотека получает возможность опосредованного влияния на чтение детей, а также возможность возрождения традиций семейного чтения.
Проводятся также индивидуальные библиографические обзоры, которые сочетают в себе элементы беседы, консультации. Цель их – привлечь внимание читателя к литературе, которая может представить для него интерес, подсказать путь разыскания нужной книги, подчеркнуть роль книжных выставок и их пользу при выборе книг.
Индивидуальные планы чтения не утратили своего значения и в настоящее время. Суть такого метода состоит в привлечении читателей к чтению литературы по их интересам, с желательным переходом от одной темы к другой, с целью разностороннего развития.
В 2012 году для читателей были разработаны 17 планов чтения различной тематики. В читательских формулярах обязательно делаются пометки о прочитанных по плану книгах. Читателям своевременно сообщается о поступивших в библиотеку новинках на интересующую их тему.
Таким образом, в работе с читателем используем все методы и средства индивидуального общения: от прямого диалога до опосредованных форм общения. Все они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Основные направления и формы работы
с руководителями детского чтения
Только от нас зависит, какими вырастут наши маленькие читатели. Именно с этой позиции библиотека рассматривает важность совместной работы с руководителями детского чтения.
Проводимая работа носит систематический характер. Ежегодно составляются и координируются планы совместной работы.
В библиотеках ведутся картотеки группового и индивидуального информирования. На информировании – учителя, воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования.
При работе с ними задачи библиотек из года в год остаются неизменными - методическое обеспечение в помощь проведению уроков и внеклассных мероприятий, своевременное информирование о новинках литературы и периодики, сотрудничество с педагогами в привлечении детей к чтению и в проведении массовых мероприятий.
Проводят детские библиотеки и совместные мероприятия. Так, ведущий библиотекарь электронного читального зала Войткевич М. Н. со своей слайд-презентацией «Кызылгай – это Красный Камень», стала участником областного семинара педагогических работников «Люби и знай родной Кузбасс», посвященного 70-летию Кемеровской области.
Всего услугами детских библиотек в 2012 году пользовалось 435 руководителей детского чтения.
Хорошо налаженные связи с руководителями детского чтения очень важны. Они оказывают существенную помощь в осуществлении программ, всей текущей работы. Они же являются нашими первыми помощниками и заинтересованными лицами в работе по популяризации книги и чтения.
Библиотечные фонды. Формирование. Изучение.
И.И.Рогова, главный библиотекарь
Отдела формирования единого фонда и каталогизации
т. (8-38464) 5-14-60; e-mail: [email protected]
Сумма средств, израсходованных на приобретение документов в 2012 г.:
Всего: 409,426 тыс. руб.
Всего поступило финанс. средств тыс.р. | Муниципальный бюджет | Федеральный бюджет | Областной бюджет | Внебюд- жетные поступ- ления тыс. р. | |||||
Финансовых средств тыс.р. | из них на: | Финансовых средств тыс.р. | из них на: | Финансовых средств тыс.р. | из них | ||||
книги | подписку | книги | лит.- худ. жур-налы | ОНБ,ОСБ, ОБДЮ, Департамент культуры, КУМИ, Дом литераторов | |||||
409,426 | 208,085 | 10,338 | 197,747 | 57,87 | 57,87 | | 131,013 | 14,143 | 12, 458 |
В 2012 г. улучшилось финансирование комплектования детских библиотек ЦБС.
2011 г. – 357,026 тыс. руб.
2012 г. – 409,426 тыс. руб.
+ 52,400 тыс. рублей
Но, в то же время, значительно уменьшилась сумма средств, выделенных из местного бюджета:
2010 г. – 202,909 тыс. руб.
2011 г. – 272,656 тыс. руб.
2012 г. – 208,085 тыс. руб.
- 64, 571 тыс. рублей
Такой резкий скачок в показателях объясняется тем, что в 2012 г. детские библиотеки ЦБС не были включены в городскую программу «Дети Киселевска». В 2011 г. – 150,0 тыс. рублей.
Рост показателей объясняется тем, что детским библиотекам было выделено намного больше средств из Областного и Федерального бюджетов, чем в 2011 г.
Федеральный бюджет:
2011 г. – 34,415 тыс. рублей
2012 г. – 57, 87 тыс. рублей
+ 23,455 тыс. рублей
Областной бюджет:
2011 г. – 43,005 тыс. рублей
2012 г. – 116,87 тыс. рублей
+ 73,865 тыс. рублей.
Цифра областного бюджета дана без поступлений из ГБУК «ОНБ», Департамента культуры и национальной политики, КУМИ – 14, 143 тыс. рублей.
Увеличилась сумма средств, выделяемых на подписку периодических изданий:
2011 г. – 189,471 тыс. рублей
2012 г. – 197,747 тыс. рублей
Но, фактически, количество экземпляров подписных изданий не увеличилось, т.к. цены на подписные издания выросли.
Источники комплектования:
Организация-партнер | Поступило в фонд количество экз. | На сумму | Средняя стоимость 1 книги |
ООО «Книжный Дом | По договору 620 | 57,87 т.р. | 93,34 |
Котировка 300 | 34,915 т.р. | 116,38 | |
Итого: | 920 | 92,785 т.р. | 100,85 |
ООО «ДК и Ко» | По договору 6 | 0,865 т.р. | 144,17 |
По договору 687 | 81,09 т.р. | 118,03 | |
| По договору 80 | 9,67 т.р. | 120,88 |
Итого: | 773 | 91,625 т.р. | 118,53 |
ООО «Киселевсккнига» | По договору 5 | 0,669 т.р. | 133,8 |
ИТОГО: | 1698 | 185,079 т.р. | 109,0 |
Книжные магазины: 1698 экз. на сумму 185,079 тыс. рублей.
ГБУК «ОНБ им. В. Д. Федорова», Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области, Дом литераторов Кузбасса, КУМИ: 46 экз. на сумму 14,143 тыс. рублей.
В основном литература для детских библиотек ЦБС г. Киселевска приобреталась в книжных магазинах. Большая часть приобретенных документов была закуплена в ООО «Книжный дом» (г. Прокопьевск): 920 экз. на 92,785 тыс. рублей. Этот книжный магазин стоит на первом месте среди основных источников комплектования детских библиотек системы. Закупаем литературу в ООО «Книжный дом» более 12 лет, работаем с ним по системе предварительного заказа. В книжных магазинах Киселевска цены на книги значительно выше и ассортимент беднее.
На втором месте по количеству приобретенной литературы находится ООО «ДК и Ко» (г. Прокопьевск). В 2012 г. мы приобрели у них 773 экз. на сумму 91,625 тыс. рублей. Цена одной книги несколько выше – 118 руб. 53 коп.
Сведения о количестве названий новых документов, поступивших в детские библиотеки системы в 2012 году.
Новые поступления
Всего поступило 1208 названий (1892 экз.) новых изданий.
Новые книги получили в 2012 г.:
- свыше 200 экз. – 1 библиотека
- свыше 300 экз. – 2 библиотеки
- свыше 400 экз. – 2 библиотеки
Динамика изменения объема и состава библиотечного фонда по видам документов.
См. Приложение № 3 «Состав и использование библиотечного фонда за 2012 г.», Приложение № 4 «Состав, движение и использование библиотечного фонда по видам документов».
5.5. Сведения о выписанных периодических изданиях.
Сумма на подписку периодических изданий на 1 полугодие 2012 г.:
96,856 тыс. рублей
Сумма на подписку периодических изданий на 2 полугодие 2012 г.:
100,891 тыс. рублей
Сумма на подписку периодических изданий на 1 полугодие 2013 г.:
104,051 тыс. рублей
Данные о подписке на 1 полугодие 2013 г. в сумму средств, израсходованных на приобретение новых документов в 2012 г., не входят, т.к. договор еще не оплачен.
Обеспеченность периодическими изданиями
Показатели | 1-е полугодие 2012 г. | 2-е полугодие 2012 г. | 1-е полугодие 2013 г. | |||
журналы | газеты | журналы | газеты | журналы | газеты | |
ЦДБ | 29 | 8 | 27 | 8 | 29 | 8 |
Среднее кол-во названий на 1 филиал | 23,5 | 6,3 | 23,5 | 6,3 | 23,5 | 6,3 |
Среднее кол-во комплектов на 1 филиал | 31,3 | 6,3 | 31,3 | 6,3 | 31,3 | 6,3 |
Кол-во библиотек без подписки | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Сумма израсходованных средств | 87,809 т.р. | 9,047 т.р. | 91,735 т.р. | 9,156 т.р. | 94,778 т.р. | 9,273 т.р. |
страница 1 ... страница 8страница 9страница 10страница 11страница 12 ... страница 16страница 17
скачать
Другие похожие работы: