Сведения о мбук «мцбс тисульского района»
9.1. В формировании информационной культуры юношества особая роль принадлежит библиотеке как учреждению, обладающему информационными ресурсами.
Главная цель пользователя – найти нужную, достоверную, актуальную информацию. Чтобы эффективно ею пользоваться, требуется умение и навыки поиска, выбора, оценки информации. Формированием этих знаний и умений и занимается библиотека.
Программы занятий по формированию основ информационной культуры в Тисульской МЦБС нет, поэтому в своей работе мы используем традиционные формы и методы работы: проводим мероприятия, включающие теоретические и практические занятия; широко используем индивидуальные консультации у каталогов; используем различные формы пропаганды библиотечно-библиографических знаний: проводим экскурсии, путешествия, библиотечные уроки. Тематика библиотечных уроков разнообразна: знакомство с библиотекой и библиотечными правилами: «В гостях у библиотеки» (Колбинский сельский филиал №11); «Добрый мир твоих друзей» (Куликовский сельский филиал №14); Книжкин дом встречает гостей» (Белогорский городской филиал №1); «По дороге в читай-город» (Большепичугинский сельский филиал №5); Царство королевы книги» (Утинский сельский филиал №25).
Цель этих уроков: познакомить читателей с библиотекой, вызвать интерес к чтению, научить самостоятельной работе с книгой, познакомить с правилами библиотеки.
Работа со справочной литературой: «Здравствуй, справочник» (Центральная районная библиотека); «Словарь Даля – энциклопедия русской жизни» (Большебарандатский сельский филиал №3); «Для чего нам нужны справочники и словари» (Тамбарский сельский филиал №23); «Мир, полный открытий» (Куликовский сельский филиал №14); «Словарь раскрывает секреты» (Большебарандатский сельский филиал №3); «Добрые помощники» (Третьяковский сельский филиал №24).
Цель этих уроков: рассказать читателям об имеющейся справочной литературе в данной библиотеке и научить их пользоваться ею.
Поиск информации при помощи справочного аппарата библиотеки: «Каталог-компас в книжном мире» (Тамбарский сельский филиал №23); «Если вы заблудились в книжном лабиринте» (Центральский сельский филиал №29); «Путешествие в страну каталогов» (Детская библиотека).
На таких уроках библиотекари рассказывали о каталогах и картотеках, имеющихся в библиотеках, учили читателей пользоваться ими, а затем проводили практические занятия по розыску нужной литературы.
Во всех библиотеках МЦБС проводятся экскурсии: «В лабиринтах знаний» (Центральная районная библиотека); «В гости к волшебным станциям» (Большебарандатский сельский филиал №3); «Будем знакомы» (Комсомольский городской филиал №28); «Побывайте в книжном царстве» (Комсомольский городской филиал №8); «Знакомство с книжкиным домом» (Детская библиотека).
Основная цель этих экскурсий: познакомить с библиотекой, а главное - привлечь к чтению.
9.2. Появление Интернета внесло свои коррективы: с помощью компьютерной техники ускорился поиск нужной информации.
9.3. Мы координируем свою работу по обслуживанию юношества с другими учреждениями и организациями: редакция газеты «Новая жизнь» постоянно публикует статьи об интересных мероприятиях и акциях, проводимых в библиотеках района, способствует проведению районных викторин. Районный Совет ветеранов Великой Отечественной войны и районный отдел Российского Союза ветеранов Афганистана оказывают помощь в проведении вечеров памяти и встреч ветеранов войн с юным поколением. Нашим деловым партнёром является отдел по делам молодёжи районной администрации, исторический музей, Дом детского творчества, муниципальные учреждения культуры Тисульского района – «Центр Искусств» и «Центр Досуга», а также образовательные учреждения: ПУ – 35 и школы нашего района.
10. Методическое обеспечение работы библиотек с юношеством
Основной формой обучения библиотекарей являются семинары, в программу которых включается теоретическая часть, обмен опытом и показательное мероприятие. На библиотечном семинаре: «Популяризация книги и чтения среди детей и юношества» поднимался вопрос об использовании эффективных форм библиотечной работы среди детей и молодежи для повышения их интереса к чтению книг. Опытом такой работы поделились: заведующая детской библиотекой Савельева С.А., заведующая Белогорским городским филиалом №1. Что рекомендовать для чтения детям и юношеству послужило показательное мероприятие: презентация новых книг «Книжное раздолье», которое провели ведущий библиограф и заведующая отделом обслуживания районной библиотеки.
Указом президента 2011 был объявлен годом российской космонавтики. Семинар «Созвездие творческих идей: деятельность библиотек в Год космонавтики» предполагал активизировать работу библиотек в этом направлении.
12. Работа по связям с общественностью, рекламная и издательская деятельность
Тематика публикаций | Количество публикаций |
история библиотек | 2 |
о деятельности библиотеки в целом | |
реклама библиотечных фондов (о книгах, журналах и т.п.) | 2 |
о деятельности клубов по интересам, кружков в библиотеках и т.д. | |
о библиотечных музеях | |
о мероприятиях для пользователей: тематических вечерах, конкурсах, презентациях, праздниках, фестивалях, недели книги и др. | 4 |
о профессиональных мероприятиях: конференциях, семинарах, «круглых столах» и др. | |
статьи об отдельных библиотечных работниках | 3 |
проблемные статьи о библиотеках | |
о взаимодействии с социальными партнерами, со спонсорами | 1 |
рекламные объявления | 1 |
другое (что именно?) | |
Общее количество публикаций | 13 |
13. Исследовательская работа среди юношества, исследования юношеского чтения
В 2011 году центральной районной библиотекой проводилось изучение потребностей молодежи в информационной поддержке по профориентации.
Цель исследования «Найти себя»: проанализировать уровень знаний по профессиям среди старшеклассников, выявить, какая при этом необходима помощь от библиотеки.
Исследованием было охвачено 57 респондентов в возрасте 15-16 лет, уч-ся 9-11 классов. Среди опрашиваемых преобладающее большинство – 65% девушки, 35% - юноши. Исследование проводилось методом анкетного опроса. Ответы респондентов на вопрос «Выбрали ли Вы будущую профессию?» распределились следующим образом: «Да» - 39%, «Нет» - 61%.
Это говорит о том, что большинство не определилось с выбором профессии, т.к. найти своё место в жизни, выбрать профессию, приносящую как материальное, так и моральное удовлетворение – задача нелегкая.
На вопрос «Что в профессии Вас привлекает?» большинство - 58% подростков ответили - оплата труда. И это совершенно естественно, так как человек, имеющий стабильный и достойный заработок, чувствует себя более защищенным в жизни. Работу по душе хотели бы иметь - 16%, 12% - сделать карьеру, 9% - возможность развивать свои способности и лишь 5% привлекает социальная престижность профессии.
На вопрос анкеты: «Какая, на Ваш взгляд профессия является наиболее престижной?» - 49% респондентов указали профессию экономиста, 27% - юриста; 17% - менеджера; 6% ответили – «Не знаю». Абсолютное большинство ребят по-прежнему ориентировано на занятие преимущественно умственным трудом, получения высшего образования. Мало кто знает о престиже рабочих профессий.
На следующий вопрос: «Из каких источников вы узнаёте о возможностях получения образования?» 61% анкетируемых ответили - от родителей; 15% - находят информацию в интернете; 11% - узнают о профессиях из СМИ; 9% - из справочников; и лишь 4% - от друзей. Ничего удивительного в этом нет, так как родители воспринимаются в основном как единственные и непререкаемые авторитеты. Кроме того, если родители увлечены своей профессией, то у подростка есть шанс заинтересоваться и продолжить дело отца, матери, дедушки или бабушки.
На вопрос: «Хотели бы Вы, что бы работники библиотеки проводили уроки профориентации с привлечением специалистов?» - 80% ребят ответили утвердительно. Это означает, что подростки хотели бы иметь чёткое представление о своей будущей профессии, и о современном рынке труда, который достаточно динамичен и изменчив.
Нас так же интересовал вопрос: «Какая информация, помимо уроков, необходима вам от библиотеки при выборе профессии?» Получили следующие ответы: подбор информации – 89%; индивидуальная беседа – 11%.
Проанализировав данные проведённого анкетирования, можно сделать выводы:
большинство опрошенных подростков еще не определились с выбором профессии;
не знают, где получить информацию о новых профессиях, пользующихся спросом на российском рынке труда.
По итогам данного исследования районной библиотекой было принято решение:
продолжать проводить Дни информации о профессиях и учебных заведениях, мероприятия с привлечением специалистов;
разработать и распространить среди подростков информационные пособия: буклеты «Первые шаги – выбираем профессию», «Хочу стать рабочим», «Выбор профессии - дело серьёзное»; памятки «Найди своё дело», «Полезные советы будущему абитуриенту».
Приложение 1
кадровая ситуации с молодыми сотрудниками библиотек ЦБС (библиотечные работники - как библиотекари, так и специалисты других профессий - в возрасте до 36 лет включительно):
Таблица №1
Количество молодых библиотекарей в ЦБС
Количество молодых библиотечных сотрудников | Общее количество библиотечных сотрудников ЦБС |
13 | 46 |
Таблица №2
Образование молодых библиотекарей
Образование | Количество человек |
Высшее специальное (библиотечное) | 1 |
Высшее не библиотечное | 1 |
Средне-специальное (библиотечное) | 5 |
Средне-специальное не библиотечное | 5 |
Среднее | 1 |
Всего человек: | 13 |
Таблица №3
Библиотечный стаж работы молодых библиотекарей
Стаж работы | Количество человек |
До года | 3 |
От года до 5 лет | 3 |
От 6 до 10 лет | 2 |
Более 10 лет | 5 |
Всего человек: | 13 |
Количество молодых специалистов (сотрудников со стажем до 3-х лет, поступивших на работу сразу после окончания ВУЗа и работающих по специальности): _нет__________
Таблица №4
Должности молодых библиотекарей
Должности | Количество человек |
Директор | |
Заместитель директора | |
Заведующий филиалом | 6 |
Заведующий отделом | |
Заведующий сектором | |
Методист | |
Библиограф | |
Главный библиотекарь | |
Ведущий библиотекарь | |
Библиотекарь-маркетолог | |
Библиотекарь | 7 |
Программист | |
Юрисконсульт | |
Психолог | |
Другие должности (укажите какие): | |
Всего человек: | 13 |
Ответственный: О.С.Есикова,
методист по детско-юношеской работе
МБУК «МЦБС Тисульского района»,
тел. 8 (38447) 2-37-44
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: