-
| УТВЕРЖДАЮ Директор МБУК «ЦБС» __________________М.М. Безлепкина « 08 » января 2013 г. |
ОТЧЕТ
о деятельности муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» Березовского городского округа по обслуживанию юношества в 2012 г.
Березовский
2012
Сведения о ЦБС
Название ЦБС (точно по Уставу) | Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» |
Адрес: | |
почтовый индекс | 652420 |
район | Кемеровская область |
населенный пункт | Березовский городской округ |
улица, дом | Пр. Ленина, 19 |
сайт библиотеки | http://berezcbs.ucoz.ru/, http://kraeved.my1.ru/ |
электронная почта (e-mail) | berezcb@mail.ru |
ICQ («аська»), скайп | 404972362 |
Директор ЦБС (ФИО, тел. с кодом, факс) | Безлепкина Марина Михайловна, +7-(384-45)-3-03-90 |
Методист ЦБС (ФИО, тел. с кодом) | Маер Инна Борисовна, +7-(384-45)-3-10-08 |
Методист по работе с юношеством (ФИО, тел. с кодом) | |
Заведующая юношеской библиотекой (ФИО, тел. с кодом, факс) | - |
Зав. отделом культуры (ФИО, тел. с кодом) | Заречнева Наталья Леонидовна, +7-(384-45)-3-27-21 |
Анализ ситуации с молодежью
в Березовском городском округе в 2012 году:
2012 год для МБУК «ЦБС» Березовского городского округа остался очень проблемным в плане показателей по работе с юношеской аудиторией читателей.
Согласно последним статистическим данным (Численность населения Кемеровской области по полу и возрасту на 1 января 2011. Статистический бюллетень. Кемерово, 2012), юношеское население города Березовский составляет 6226 человек, что значительно меньше прошлогоднего показателя (7111 – данные на 1 января 2010 года).
Отсутствие работы и выбора учебных заведений в г. Березовском создает отток населения от 17 до 24 лет в более крупные города. Не имея возможности приобрести жилье в больших городах, молодежь формально остается жителями Березовского, но фактически проживает, работает, а также проводит досуг и получает информационное (в том числе библиотечное) обслуживание в других городах. В итоге самая активная читательская категория, студенчество, а также работающая молодежь (вынужденная искать работу вне города), становится все менее представленной в общем количестве читателей МБУК «ЦБС». Поэтому из статистической цифры в 62261 человек мы имеем дело с охватом гораздо меньшего юношеского населения. В 2012 году он составляет 61 %, это ниже уровня прошлого года, но гораздо выше среднего уровня охвата населения города библиотечным обслуживанием.
В решении сложившейся ситуации не помогают даже улучшения в комплектовании фондов. Объем финансирования в 2012 году составил 598,0 тыс. руб., что на 96,0 тыс. руб. больше, чем в 2011 году. Финансирование на федеральном уровне увеличилось на 72 тыс. руб., областном на 80 тыс., поступление средств из местного бюджета немного уменьшилось – на 53,3 тыс. руб. При этом внебюджетные поступления увеличились на 77,2 тыс. руб. В силу вышеуказанных факторов, динамика совокупного фонда МБУК «ЦБС» в 2012 году имела положительный характер.
Но финансирование комплектования в 2012 году все же остается недостаточным. Объем книжного фонда отстает от принятых нормативов. Средняя книгообеспеченность в соответствии с Модельным стандартом деятельности публичной библиотеки должна составлять в городе 5 томов на одного жителя, в ЦБС нашего города составляет 4,4 книги на 1 жителя. В сельской местности при норме 7 томов в филиале «Родник» 6,91. Что в принципе доходит до нормы. Книгообеспеченность на 1 пользователя составляет 11,01 экземпляра (при норме - 12 книг).
Приобретение в год должно составлять не менее 250 экз. новых книг на 1 тыс. жителей. Это 12399 ежегодного поступления. У нас же в отчетном году поступления составили 6221 экземпляр. Из них книги составили 4491 экземпляр, электронные издания 49 экземпляров и 1677 экземпляров это периодические издания.
Фонды библиотек катастрофически стареют, ветшают, теряют актуальность, перестают соответствовать разнообразным читательским запросам. По мнению руководителя отдела комплектования и обработки документов МБУК «ЦБС», пока не будет достаточного финансирования из бюджетов всех уровней ситуация не изменится и будет оставаться на прежнем уровне. Это в большой степени касается именно комплектования библиотек литературой, актуальной для юношеской аудитории.
2. Статистические данные.
Таблица 1
Обслуживание юношества
в библиотеках ЦБС города Березовский
| Зарегистрированные пользователи | Посещения | Книговыдача |
Всего по ЦБС | 3803 | 11920 | 41363 |
В том числе по отдельным юношеским подразделениям | 633 | 4208 | 10311 |
Плохая демографическая ситуация и недостаточное финансирование – не единственные причины снижения показателей. Неблагоприятная ситуация сложилась в 2012 году в кадровом составе библиотек. Так, главный библиотекарь Юношеского абонемента ЦГБ, только выйдя из декретного отпуска, продолжила обучение в университете, между сессиями отлучаясь на больничные. Через несколько месяцев снова ушла в декретный отпуск. Оставшийся в одиночестве молодой специалист, очень старательная умная, творческая девушка, студентка без специального библиотечного образования, жизненного и трудового опыта, очень старалась поддерживать работу отдела на плаву. Специалист, способный наладить работу отдела, нашелся не сразу. Несколько месяцев отдел оставался в прорыве. При стабильной ситуации в других библиотеках катастрофическое положение юношеского абонемента резко подорвало картину показателей по ЦБС за год.
Таблица 2
Динамика обслуживания юношества за период 2010-2012 г.г.
Год | Зарегистрированные пользователи | Посещения | Книговыдача |
2010 | 5057 | 18050 | 66863 |
2011 | 4889 | 15449 | 61159 |
2012 | 3803 | 11920 | 41363 |
Из таблицы 2 следует, что:
На протяжении нескольких последних лет количество пользователей стабильно уменьшается, это зависит от субъективных и объективных причин, описанных выше;
Заметно упали такие показатели, как посещения и книговыдача. Это свидетельствует о том, что молодые люди в библиотеку приходят в связи с разовыми акциями – школьными заданиями, на массовые и досуговые мероприятия, в качестве участников городских мероприятий, проводимых библиотекарями, библиотекари проводят мероприятия в стенах учебных заведений, на площадях, в ходе городских праздников и т.д.
Динамика отрицательная, юношество все меньше нуждается в услугах библиотек города на фоне поставленных перед ним совершенно других задач и интересов.
Уже стало тенденцией отсутствие старшеклассников в библиотеках. Эта и без того сложная категория пользователей, читающая в Интернете, со сложными, недоступными (а иногда даже запретными) для обсуждения в библиотеке интересами; становится почти недосягаемой из-за усиленной подготовки к итоговой аттестации. И родители, и педагоги, а порой и сами старшеклассники считают, что получение конкретных знаний по основным школьным предметам имеет абсолютный приоритет перед всеми остальными занятиями. В школах назначаются дополнительные занятия и даже организовывается вечернее питание для старшеклассников, поэтому отвлекать их на библиотечные мероприятия нежелательно ни для педагогов, ни для родителей, ни для самих старшеклассников. Заставить их посетить библиотеку может только важное школьное задание. Отсюда и снижение количества старшеклассников в общем числе пользователей юношеского возраста.
Таблица 3
Характеристика состава зарегистрированных
пользователей юношеского возраста (15-24 г.) по ЦБС
| Всего | Старшеклассников | Уч-ся ПУ, техникумов | студентов | работающей молодежи | безработной молодежи |
Абс. числа | 3803 | 2574 | 196 | 572 | 248 | 213 |
% | 100 | 67,8 | 5 | 15 | 6,5 | 5,6 |
В 2012 году население Березовского городского округа обслуживали 7 библиотек МБУК «Централизованная библиотечная система».
Одна из них, библиотека «Родник», находится в поселке Барзас и выполняет функции сельской библиотеки. В 2012 году эта библиотека отметила 80-летний юбилей, а также в начале 2013 года в этой библиотеке для пользователей откроется Служба правовой информации. Сегодня, благодаря активной позиции и большому профессиональному опыту, это одна из передовых библиотек ЦБС. Здесь хорошо налажена краеведческая работа, идут занятия в клубе юных краеведов-экскурсоводов, продолжается сбор и обработка ценных краеведческих материалов, касающихся истории сапропелитовой шахты, а также других предприятий и исторических вех поселка.
Библиотека «Меридиан» на протяжении нескольких лет успешно функционирует как библиотека семейного чтения. Она расположена в таком районе города, где нет учебных заведений, вокруг нее расположено несколько общежитий и частный сектор. Тем не менее, в эту библиотеку по-прежнему любят приходить целыми семьями, здесь проводят свой досуг ребятишки из окрестных домов, пожилые люди, члены клуба любителей комнатных растений «Цветочные фантазии».
2012 год трудно сложился для библиотеки «Позитив». Уже год эта библиотека работает в стесненных условиях. Здание прежней библиотеки пришло в полную негодность и стало опасным для дальнейшей эксплуатации, поэтому оно было снесено. Библиотека «Позитив» получила в безвозмездное пользование помещение в соседней средней школе. Это полуподвальное помещение для хранения фонда и кабинет для обслуживания читателей. Места недостаточно, нет соответствия и Модельному стандарту. Однако Администрация города пока не располагает возможностями для строительства нового здания библиотеки «Позитив».
В составе ЦБС по-прежнему работают 2 детских библиотеки, «Дружба» и «Фортуна». Библиотека «Фортуна» расположена в средней школе № 8 и практически ограничена ее численностью. Библиотека «Дружба» по сути выполняет роль главной детской библиотеки в городе и обеспечивает библиотечным обслуживанием 36% всего детского населения. Однако пользователи детского возраста составляют большой процент и в других библиотеках ЦБС. Очевидно, что библиотечные услуги наиболее востребованы этой категорией пользователей, а также пенсионерами и пожилыми людьми.
В декабре 2012 года детская библиотека «Дружба» по решению Администрации Березовского городского округа получила новое помещение, заняв часть книгохранения и помещений Центральной городской библиотеки. Это в дальнейшем может сказаться на комфортности условий обслуживания пользователей детской библиотеки и ЦГБ, возможностях этих библиотек в удовлетворении потребностей пользователей в массовых мероприятиях. Официального распоряжения о перемещении библиотеки на сегодняшний день не получено. Детская библиотека «Дружба» начала работу в здании Центральной городской библиотеки.
Согласно Закону Кемеровской области от 29.12.1998 № 474 «Об административно-территориальном делении» Березовский городской округ имеет три административных района: г. Березовский, поселок Барзас и пос. Станционный. На сегодняшний день библиотеки имеются в двух из трех районов, в г. Березовский (численность населения около 47300 человек) и поселке Барзас (численность населения 2240 человек). Нет библиотеки и возможности организовать библиотечное обслуживание в пос. Станционный (численность населения примерно 120 человек, 50 домов), однако для пользователей из поселка Станционный организована услуга книгоноши, а также передвижная книжная выставка на метеостанции (численность работников - 7 человек).
3. Программно-целевая и проектная деятельность библиотеки (создание собственных программ и проектов и участие в региональных и федеральных программах).
Программно-проектная деятельность библиотек ЦБС позволяет целенаправленно вести систематическую работу по определенной теме или с определенной группой пользователей, привлекая широкий круг заинтересованных лиц и организаций.
Библиотекарями МБУК «ЦБС» продолжается работа по всем действующим проектам:
- Электронная энциклопедия «Дорожа своим шахтерским «Я» (Отдел краеведения).
- Сетевой информационно-библиографический ресурс «Краеведение» http://kraeved.my1.ru/, который является частью официального сайта МБУК «ЦБС» г. Березовский (реализуется с января 2011 года). (Отдел краеведения).
- Благотворительный проект «Этот удивительный мир» с целью оказания помощи в социальной адаптации и интеграции в общество детей и подростков, проживающих в Государственном учреждении здравоохранения «Областной детский санаторий для больных туберкулезом».
- Проект Электронный краеведческий журнал «Край Берез» (реализуется с сентября 2011 года). Автор проекта – заведующая отделом краеведения Полосухина Т.Д. В 2012 году вышли четыре номера журнала.
В библиотеке «Родник» продолжается работа по программе «Край мой – гордость моя». В данной работе освящаются вопросы экологии, формируется экологическая культура школьников (разработчик заведующая библиотекой З.С. Самсанович). Цель мероприятий – научить молодое поколение правильно вести себя на природе, охранять лес, кормить птиц, делать им кормушки, то есть быть полезным и благодарным природе.
В рамках библиотечной целевой программы «Пихтовая родина» (разработчик заведующая библиотекой «Родник» З.С. Самсанович) силами старшеклассников школы № 4 были организованы экологические патрули по уборке территории школьного леса и поселкового родника. Кроме того, результатом поисково-исследовательской работы старшеклассниками под руководством библиотеки «Родник» был восстановлен список жителей поселка Барзас, ушедших на Великую Отечественную войну из Барзасского военкомата. В 2012 году результаты этой исследовательской работы опубликованы в электронном краеведческом журнале «Край берез», а также на Экспертном совете по издательской деятельности МБУК «ЦБС» принято решение опубликовать отдельное издание «Возвращенная память».
В библиотеке «Гармония» продолжается работа по комплексной целевой программе «Березовский Кедр - памятник природы». На протяжении нескольких лет по инициативе работников централизованной библиотечной системы совместно с городской газетой «Мой город» при поддержке Администрации Березовского городского округа организовывается акция по защите одной из достопримечательностей нашего города – кедра в районе ул. Нижний Барзас.
Беречь Березовский кедр и ухаживать за ним – не только добрая воля жителей города, но и духовный и нравственный долг каждого человека, заботящегося о будущем своих детей, возможность исполнить гражданскую обязанность по сохранению и восстановлению здоровой окружающей среды.
В этом году в акции приняли участие старшеклассники школы № 1, волонтеры Социального центра молодежи, журналисты городской газеты «Мой город», ТК «12 канал» и, конечно, библиотекари. Предприниматель А.М. Боханцев оказал помощь в организации этой акции, предоставив волонтерам-участникам традиционного субботника по очистке территории у кедра сладкие пироги с брусникой для чаепития.
В 2012 году сертификационная комиссия по признанию дерева памятником живой природы, в которую вошли ведущие специалисты и ученые России – лесоводы и лесопатологи, ботаники и экологи, специалисты Центра древесных экспертиз НПСА «Здоровый лес» инструментально обследовали Березовский кедр, они установят его точный возраст и выдадут соответствующий сертификат-подтверждение.
Воспитание толерантности подростков является одним из приоритетных направлений в работе юношеского абонемента ЦГБ МБУК «ЦБС». В 2012 году разработана целевая библиотечная программа «Будем терпимы друг к другу». Эта программа рассчитана на три года, используется для учащихся старших классов школ города.
Цель программы: Содействие в воспитании подрастающего поколения в духе терпимости к индивидуальным, культурным, национальным различиям других людей, бережного отношения ко всему живому, нахождении оптимальных толерантных решений в конфликтных ситуациях без использования открытых и скрытых форм насилия.
Задачи:
- Содействие в воспитании ответственности за свои действия, поступки, словесные выражения;
- Сопровождение и продвижение становления толерантного отношения ко всему живому;
- Формирование твердого отрицания насильственных методов в решении конфликтов в школьном коллективе.
Реализация данной программы будет способствовать:
- координации межведомственного взаимодействия различных структур, профессионально работающих по проблемам воспитания толерантности в молодежных и детских коллективах;
- модернизации деятельности библиотеки, расширению ее функциональных возможностей и услуг, оказанию бесплатной консультативной помощи и информационной поддержки учащимся школы и жителям города;
- проведению более содержательной работы и, в конечном итоге - более успешной, более терпимой обстановке в молодежной среде города.
Первое мероприятие программы - диалог-беседа с элементами игры «Толерантность – что это?». Цель мероприятия – разъяснить понятия «толерантность» и «интолерантность», показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между разными людьми и разными группами, сформировать стремление к толерантными взаимоотношениям у учащихся.
В ходе этого мероприятия ребята сами определяют несколько дополнительных понятий, таких как «расизм», «национализм», «репрессия», характеризуют понятие «толерантность». Предлагаются такие характеристики:
расположенность к другим,
терпение,
чуткость,
злость,
терпимость к различиям,
умение владеть собой,
доброжелательность,
недоверие,
подозрительность,
умение слушать,
способность к сопереживанию.
Ребята вычеркивают лишние характеристики.
Чтобы сделать урок наглядным, участникам беседы-диалога предлагается несколько игр, в ходе которых коллектив школьников (желательно состоящий из представителей разных классов) избавляются от зажатости, излишнего позерства, а заодно и психологического напряжения, стресса, тревожности.
Программа предусматривает множество мероприятий, помогающих педагогам и психологам формировать толерантное отношение школьников друг к другу, к окружающему миру, помогает понять самих себя, относиться терпимо к вероисповеданию, традициям, привычкам, внешнему виду и т.д. других людей; помогает принять этот мир дружелюбно, помогает объяснить причины несовпадения мнений и отношения к происходящему.
Например, интересна в этом смысле беседа-диалог «Неформалы – кто они?» Как бы мы ни были уверены, что знаем окружающую обстановку, существующие течения, молодежные объединения, никто из нас не пытался объяснить причины появления неформалов, смысл действий молодежных объединений, роль такой деятельности в развитии истории человечества. Наталья Леонидовна предлагает подросткам поразмыслить над этим. Прежде всего, определяется несколько неформальных молодежных течений: фрики, хиппи, антифы, панки, кибер-готы, готы, эмо, фолкеры, ролевики, растаманы, скинхеды. Теперь можно поочередно определить каждую группу, охарактеризовать ее. Конечно, участники диалога высказывают свои суждения, мнения о пользе или бесполезности такого объединения.
Постепенно в ходе беседы старшеклассники начинают различать, где молодыми людьми движет убеждение, а где дань моде или влиянию толпы; где проявлена индивидуальность, а где безвкусица и протест ради протеста.
В итоге школьники сами находят правильные ответы на такие вопросы, как, например, стоит ли присоединиться к скинхедам, убивающим в темных переулках иностранцев, только потому, что они красиво (с твоей точки зрения) обривают голову; стоит ли поддаваться мнению коллектива или толпы, гремящей цепями, если это нравится подружке; чем плохи вечно плачущие девушки с черными волосами и ногтями, чем интересны любители розовых бантов… И это очень важно. Если представитель субкультуры является ее адептом, значит, это не просто малолетка, следующая моде, но человек мыслящий, знающий догматические тонкости, отличительные черты. Это, как правило, эстет, интеллектуал, умница. Впоследствии выходцы из молодежных субкультур становятся яркими представителями и традиционного мира. Ребята, участники мероприятия, начинают задумываться над тем, что такое есть индивидуальность, стиль, свое мнение. В мероприятии используются фотографии, музыка, соответствующие рассказу.
В ходе программы «Будем терпимы друг к другу» ребятам предлагается рассуждать самим, экспериментировать с различными выразительными средствами, самим их определять, развивать, тренировать учиться использовать в жизни. Однако, казалось бы, совсем не библиотечное мероприятие обязательно так или иначе обращается к книге, литературе, языковым стилистическим и грамматическим выразительным средствам классической литературы. Таков урок нравственности «Прикоснись ко мне добротой».
Библиотекарь постоянно направляет мысль аудитории к великим писателям прошлого, их виртуозному стилю, текстам великих произведений. Ребята оперируют такими понятиями как «вербальные и невербальные выразительные средства», «метаязык», «речевые стили» и др. В живом общении они не только развиваются и учатся, но и под чутким наблюдением библиотекаря воспитывают в себе и друг в друге необходимые человеческие качества и навыки общения.
С сентября 2012 года на юношеском абонементе начал работу новый юношеский клуб «Эрудит». Цель клуба – формирование потребности в образовательном и интеллектуальном развитии старшеклассников. Задачи клуба – развивать коммуникативные, творческие способности, познавательный интерес и нравственные качества подрастающего поколения. Состоялось 2 заседания: видео-экскурсия «Удивительные города" и Своя игра «Родной край» - к 70-летию Кемеровской области.
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать