Законом РФ «Об образовании»
Анализ воспитательной работы МБОУ «средней общеобразовательной школы №16» за 2012-2013 учебный год.
Воспитательная работа в школе 2012-2013 году строилась в соответствии с Законом РФ « Об образовании», на основании Концепции духовно-нравственного развития, и воспитания личности гражданина России, опыта реализации программы развития воспитательной системы МБОУ «СОШ №16» г. Обнинска.
В воспитательной работе мы ставили перед собой цель –воспитание и развитие функционально грамотной личности, культурного, порядочного, компетентного гражданина, осознающего собственную ответственность за судьбу Отечества и способного в соответствии с личными интересами и способностями планировать свою настоящую и будущую деятельность в социуме.
Педагогический коллектив выдвигал на учебный год основные задачи воспитания и социализации личности по каждому из направлений в соответствии с ФГОСами:
Создавать условия для развития гражданской культуры обучающегося
Способствовать развитию культуры самоидентификации обучающегося.
Развивать духовно-нравственную культуру обучающегося
Формировать культуру учебной и трудовой деятельности учащегося.
Развивать культуру здорового образа жизни учащегося.
Повышать культуру поведения обучающегося.
Развивать экологическую культуру обучающегося.
Формировать эстетическую культуру обучающегося
На основе выдвинутых задач были составлены общешкольный воспитательный план, план работы методического совета классных руководителей, планы работ классных коллективов.
Решению поставленных задач в начале года способствовали следующие формы работы: самоуправление, традиционные общешкольные и городские праздники, спортивные соревнования, конференции, классные часы, трудовые десанты, экскурсии, походы, конкурсы, работа кружков.
Реализация поставленных задач осуществлялась через планомерную работу методического совета классных руководителей, творческих групп, органов детского самоуправления.
Разделы плана воспитательной работы выполнены в полном объеме.
Содержание общешкольного плана осуществлялось по направлениям:
Воспитание гражданской культуры
Развитие культуры самоидентификации (Мировоззрение личности и солидарность людей)
Духовно-нравственное воспитание
Учебная и трудовая деятельность
Культура здорового образа жизни
Культура поведения
Экологическая работа
Художественно-эстетическое воспитание
Правовое воспитание, профилактика правонарушений.
Работа с детьми, попавшими в трудные условия, оставшимися без попечения родителей, требующими повышенного внимания со стороны педагогов и родителей.
Методическая работа.
Работа с родителями
Творческий потенциал учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, оборудованные и оснащенные актовый и спортивный залы, учебные аудитории – все это позволяло проводить мероприятия на высоком уровне. Мероприятия охватывали несколько направлений воспитательного процесса, формы проведения их различны.
Вся школа: кружки, методические объединения, спортивные секции, библиотека, педагогический коллектив работала по указанным направлениям.
I. Воспитание гражданской культуры, духовно-нравственное воспитание
одно из приоритетных направлений воспитательной работы Калужской области и школы, целью которого является развитие у школьника гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию велась согласно плану работы школы в соответствии со школьной программой.
Учащиеся всех классов приняли активное участие в городском фестивале
«Сто добрых дел».
В учебном году прошли следующие мероприятия: уроки знаний, посвященные символам России, 70-летию Сталинградской битвы, узникам Концлагерей, блокаде Ленинграда, в начальных классах прошел праздник, посвященный Дню пожилого человека. В старших классах были проведены классные часы, посвященные Дню матери. Во всех классах проведены уроки мужества «Героями славится Россия», приуроченные к празднованию Дня Героя Отечества. В феврале проведена игра для старшеклассников «А ну-ка, парни!», для среднего звена – военно-спортивная игра. В течение года в школе было организовано несколько встреч с ветеранами, встреча с военнослужащими. Все ветераны микрорайона были поздравлены с праздниками (9 декабря, 23 февраля, 9 мая). В феврале команда старшеклассников участвовала в городской военно-спортивной игре, посвященной дню защитников Отечества.
Школа активно сотрудничала с городским Клубом Ветеранов, с воинами, исполнявшими свой интернациональный долг в Афганистане.(участие в 5концертах).
В ноябре уч-ся школы приняли участие в областном форуме школьной молодежи, посвященном толерантности и заняли I место.
По классам были проведены «огоньки», посвященные Дню вооруженных
Сил. В начальных классах проведен праздник «Юные защитники Отечества». К 9 Мая была убрана могила неизвестного солдата (д. Белкино); ученики 9 – 11-х классов принимали активное участие в параде в честь Дня Победы. Учащиеся начального звена провели акцию «С праздником, ветеран!», расклеив на подъездах поздравительные открытки, сделанные своими руками.
Были организованы посещения музеев патриотической направленности для учащихся. В мае был подготовлен концерт для ветеранов, участников автопробега, в котором приняли участие ученики 7-8 классов (100 человек)
Хочется отметить, что в этом направлении проведена большая работа, было
задействовано большое количество детей, и практически каждый класс принимал
активное участие во всех мероприятиях школы.
В течение всего года ребята убирали территорию вокруг школы, 52-го микрорайона, усадьбы «Белкино», ухаживали за братской могилой на территории усадьбы, озеленяли школу.
II. Учебная и трудовая деятельность.
В ходе реализации задачи по стимулированию познавательной и учебной деятельности школьников была возобновлена такая форма работы, как проведение предметных недель. В этом учебном году были проведены Недели русского языка и литературы, математики, истории и обществознания, химии и биологии, географии, иностранных языков, технологии. Разнообразными мероприятиями в ходе этих недель были охвачены практически все классы – с 1 до 11: проходили конкурсы рисунков, стенгазет. Победители и участники получили памятные подарки и призы. Необходимо отметить высокий интерес учащихся к данной форме организации работы.
Школьная команда приняла участие в городских соревнованиях «Безопасное колесо».
Во внеурочное время в классах проводились викторины, интеллектуальные турниры «Самый умный», игры «Что? Где? Когда?» и т.п. В начальных классах был проведен школьный, городской конкурс «Твои возможности » – интеллектуальный марафон.
8 октября в школе был проведен праздник чтения. Для ребят был организован огромный праздник, который включал в себя: книжную выставку, интеллектуальные игры на знание отечественной и зарубежной литературы, презентацию, посвященную празднику, выставки рисунков и газет, конкурс чтецов.
Большую помощь в воспитательной работе оказала школьная библиотека. В ней ежемесячно оформлялись книжные выставки, проводились библиотечные уроки, библиотекарь помогала в подборе литературы для бесед и докладов учащимся и учителям. Были оформлены тематические выставки, организованы экскурсии 1-х классов «Здравствуй, Читай – город!», обзоры книг по тематическим выставкам, активное участие в тематических неделях (библиотечные уроки, игры, викторины).
Также были проведены Олимпиады по всем учебным предметам и победители были отправлены на городские олимпиады. Учащиеся приняли активное участие во Всероссийской научно-практической конференции с хорошими результатами.
В следующем учебном году необходимо продолжать работу в этом направлении.
III. Культура здорового образа жизни
Физическая культура составляет важную часть оздоровительной или воспитательной работы и является мощным средством укрепления здоровья и правильного развития детей и подростков. Работа ведется согласно программе «Здоровье и спорт». 14 сентября в школе был открыт стадион, получился замечательный праздник спорта. В рамках работы по этому направлению в школе были организованы Дни здоровья, беседы о вреде курения и наркотиков, о здоровом образе жизни. В течение года в школе проводилось много спортивных мероприятий, как для начальной школы, так и для среднего и старшего звена. Это конкурсы: «Веселые старты» (1-е кл.), «Мама, папа, я – спортивная семья!», «Пионербол» (девочки 5–6 кл.), мини-футбол (5 – 9 кл.), городские соревнования по футболу (9 – 11 кл.), волейболу, «Президентские состязания» (4 – 6 кл.), лыжные гонки (6-11 кл.), лыжное многоборье, соревнования по легкой атлетике. Учащиеся 1-6 классов ходили в походы. Наша школа принимала участие во всех городских спортивных мероприятиях: шахматный турнир, легкоатлетическая эстафета, «Лучший спортивный класс», соревнования по баскетболу, лыжному многоборью.
Во всех спортивно – массовых мероприятиях города ребята всегда принимают самое активное участие, однако сколько-нибудь серьезных результатов в Спартакиаде школьников в этом году не добились. Прежде всего, это связано с увеличением количества детей, относящихся к подготовительной группе здоровья, не имеющих возможность участвовать в соревнованиях.
В будущем году следует уделять больше внимания просветительской работе по пропаганде здорового образа жизни, более активно вести пропаганду среди учащихся и родителей о пользе занятий в спортивных секциях для укрепления и поддержания здоровья. В школе необходимо продолжать ведение утренней гимнастики, а также внедрить активные перемены для начальной школы,
IV. Правовое воспитание, профилактика правонарушений.
С целью улучшения качества воспитательной работы в школе ежегодно проводится изучение контингента учащихся.
На начало года был составлен социальный паспорт школы, где были выявлены трудновоспитуемые учащиеся, учащиеся из неблагополучных семей, из многодетных семей, из неполных семей, списки общественных объединений, расписание работы кружков и факультативов, акты обследования материально – бытового положения детей из семей риска.
Работа по правовому воспитанию строилась совместно с инспекцией по делам
несовершеннолетних. В сравнении с прошлым годом в этом учебном году уменьшилось количество детей, состоящих на учете в ПДН. На конец учебного года осталось трое: Авдеева Даша, Исаева Людмила. На начало нового учебного года в комиссии при администрации города, состоящих на учете нет, в ППДН – Исаева Людмила, которая требует повышенного внимания.
В течение учебного года для учащихся было проведено много бесед: «Ваши права и обязанности дети!», «Дорога, транспорт, пешеход» (1 – 5 кл.). Состоялись встречи с работниками ГИБДД, участковым инспектором по делам несовершеннолетних, работниками правоохранительных органов.
Учащиеся 10-х классов под руководством Литун Т.В. подготовили агитбригаду о вреде табака, алкоголя и наркотиков и проинформировали учащихся средних и старших классов школы.
Классными руководителями в течение года проведена серия ситуационных классных часов, занятий-тренингов, направленных на формирование устойчивой нравственной позиции учащихся, проведены мероприятия, способствующие формированию и проявлению определенных нравственных качеств личности учащихся. Настораживает в отдельных случаях среди подростков (7 – 9 -х классов) недоброжелательность, нетерпимость по отношению друг к другу, иногда неумение вести себя в столовой и других общественных местах. В связи с этим необходимо разработать цикл бесед посвященных этическому воспитанию.
Классным руководителям необходимо провести диагностику уровня воспитанности, по итогам которой спланировать индивидуальную работу с учащимися. Работа по правовому воспитанию остается одним из приоритетных направлений.
V. Художественно – эстетическое воспитание.
В течение года в школе была проведена большая работа в этом направлении. Прошло два конкурса рисунков по разным темам. Не менее увлекательными для детей были конкурсы поделок из природного материала, праздник Осени в начальных классах, посвящение в ученики (1-е кл.), концерт ко Дню учителя, школьный конкурс чтецов. К новому году дети подготовили увлекательный спектакль для начальных классов. Особенно хочется отметить мероприятия, проводимые на параллель (кл. часы, огоньки, вечера и т. д.) Эта практика показала, что детям необходимо общение со сверстниками параллельных классов, это сближает, сплачивает и объединяет детей. Такие мероприятия планируются и на 2013-2014 учебный год.
Увлекательно прошел песенный фестиваль, новогодние общешкольные праздники в начальной школе, в среднем звене, капустник для старшеклассников, концерт для мам в начальных классах, общешкольные огоньки для старшеклассников с дискотечно-развлекательной программой, прощание с азбукой в1-х классах, концерт, посвященный 9 Мая, выпускные вечера «Прощание с начальной школой», выпускной бал в11-х классах.
В мае прошло подведение итогов конкурсов «Класс года», «Золотая Ника», где ребята самостоятельно выбирали лучшего ученика, спортсмена, певца, актера, открытие года.
В течение учебного года было организовано много экскурсий и поездок в «Парк птиц», «Этнографический музей». Учащиеся посетили г. Жуков, г. Калугу, Тулу, Коломну, г. Москву. Побывали в музеях, театрах, цирке. В марте учащиеся 8 – 11 -х классов ездили в тур по Европе (Италия). Поездки были организованы в выходные дни, на каникулах, или во второй половине дня. Всего классными руководителями было организовано 50 экскурсий.
По классам регулярно проводились классные часы, тематические беседы, анкетирование, проверка дневников, проводились «огоньки» к праздникам.
Нужно отметить, что во всех мероприятиях дети принимали активное участие, практически все классы были вовлечены в работу.
Учащиеся имеют возможность заниматься в кружках по интересам. На базе школы работают кружки и секции: школа боевых искусств, хоровое отделение, библиотечный, театральный и вокальный кружки, баскетбол, декоративное растениеводство, фитнес. Во главе каждого коллектива стоит педагог-профессионал.
Мы принимали участие во всех городских мероприятиях. А в городском фестивале детского творчества стали победителями (I место)
В будущем учебном году обратить особое внимание на фестиваль «100 добрых дел», особенно оформление документации.
Результаты участия в городских конкурсах, олимпиадах в 2012-2013 учебном году.
№ | Наименование мероприятия | Число участников | Возраст участников | Уровень мероприятия | Результат |
| Городской конкурс литературного творчества и художественного слова | 10 | 1-11 класс | городской | Диплом I степени Диплом II степени Диплом III степени – 3 Победители в номинации – 2 человека |
| Конкурс патриотической песни | 34 | 4-10 класс | городской | Диплом I степени |
| Фестиваль театральных постановок | 13 | 4-11 класс | городской | Диплом II степени Победители в 2-х номинациях |
| Конкурс рисунков «Вместе строим будущее» | 186 | 1-11 класс | городской | Лауреат |
| Форум школьной молодежи, посвященный Международному Дню толерантности | 450 | 1-11 класс | областной | Победитель |
| Конкурс вокальных ансамблей «Музыкальная радуга» | 8 | 3-5 класс | зональный | Лауреат |
| XI региональный космический фестиваль хоровых коллективов и вокальных ансамблей | 60 | 3-8 класс | региональный | Диплом III степени Победители в номинации |
| Выступления в Клубе ветеранов для ветеранов ВОВ:
| 12 70 40 12 70 | | городской | --- |
| Выступление в ДК ФЭИ для воинов-интернационалистов | 12 | | городской | --- |
| Городской конкурс кормушек | 95 | 1-5 класс | городской | Диплом II степени |
| «Лига КВН» | 6 | 9-10 класс | городской | Победитель |
| Конкурс фотографий «Природа в объективе» | 7 | 6-8 класс | городской | Диплом II степени |
| Конкурс «Салют Победе!» | 6 | 5-8 класс | областной | участие |
| Экологическая акция «Зеленый десант - Осень 2012» | 10 | 7-8 класс | региональный | Диплом II степени |
| Экологическая акция «Зеленый десант - Весна 2012» | 10 | 7-8 класс | региональный | Диплом II степени |
| Конкурс поделок из природного материала «Лешишка» | 266 | 1-11 классы | городской | Победители – 18человека |
| Велопробег и викторина на знание правил дорожного движения | 12 | 5-6 классы | городской | Диплом III степени |
| Зимнее многоборье | 14 | 4-10 классы | городской | Диплом II степени |
| Футбол | 12 | 5-6 классы | городской | Диплом III степени |
| Футбол | 12 | 10-11 классы | городской | Диплом II степени |
| Военно-спортивная игра посвященная Дню защитника Отечества. | 9 | 10-11 классы | городской | Диплом III степени |
| Лыжные гонки | 12 | 9-11 классы | городской | Диплом II степени |
| Соревнования по теннису | 2 | 10-11 классы | городской | Диплом II степени |
| Легкоатлетическая эстафета, посвященная 9 мая | 9 | 8-11 классы | городской | Диплом III степени |
| | | | | |
| | | | | |
VI. Развитие культуры самоидентификации (Мировоззрение личности и солидарность людей)
Формирование самоуправления.
Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащихся, приучает их к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю.
В 2012-2013 учебном году педагогический коллектив школы продолжал работу над вопросом организации самоуправления, как на школьном уровне, так и в классных коллективах.
Продолжалась работа Школьного Совета Старшеклассников, в который входили представители 8–11 классов. Заседания проходили раз в неделю. Наиболее активно работали комиссия художественно-эстетическая, спортивная. Работа Совета старшеклассников строилась четко в соответствии с планом работы Совета и велась успешно. Строить прогнозы по созданию эффективной системы школьного ученического самоуправления в среднем звене сложно. Предполагается, что продуктивно работать эта система школьного ученического самоуправления будет не скоро – года через 2-3 – при условии, что младшие и средние школьники привыкнут к ней и вырастут в ее атмосфере, обеспечив, таким образом, смену и преемственность поколений.
VII Работа с детьми, попавшими в трудные условия, оставшимися без
попечения родителей, требующими повышенного внимания со стороны
педагогов и родителей.
В сентябре 2012 года были собраны социальные паспорта классов, на основании которых был составлен социальный паспорт школы на 2012-2013 учебный год. Были выявлены многодетные семьи, неполные семьи, малообеспеченные семьи, неблагополучные семьи, дети – инвалиды, безнадзорные дети.
Малообеспеченным семьям по личным заявлениям в течение учебного года оказывалась материальная помощь, а так же было организовано бесплатное питание.
В течение года на школьную профилактическую комиссию было поставлено 7 человек.
Члены профилактической комиссии, классные руководители, учителя провели с ними много бесед, неоднократно вызывали родителей в школу. В следующем году необходимо обратить внимание на этих обучающихся, вовлекать их в общешкольные мероприятия, организовать работу с психологом.
В школе не первый год работает профилактическая комиссия по предупреждению правонарушений. Ее заседания проходили регулярно 1раз в месяц. На заседания по просьбам учителей или классных руководителей приглашались учащиеся, у которых были проблемы с поведением, частые пропуски занятий без уважительной причины, драки, и т. д.
Особый контроль был необходим за учащимися -го, 6-х, 7 «Б» классов. В этом году с ребятами проводилась большая работа. Они неоднократно приглашались на заседания профилактической комиссии, с ними беседовали лично с каждым, проводились беседы с родителями, были проведены родительские собрания вместе с детьми, на которые были приглашены учителя, работающие в этих классах. В течение года с детьми всех классов работал психолог.
VIII. Методическая работа
Педагоги школы значительное внимание уделяют воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми. Классные руководители владеют широким арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса в школе и классе.
Анализ и изучение работы классных руководителей с классным коллективом показал, что деятельность большинства классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и социально значимых задач, справедливые и разумные требования предъявляются и принимаются большинством учащихся, большинство учащихся школы посещают кружки и секции, умеют распределить между собой работу, стремятся к общению в свободное время.
Но вместе с тем:
Не все учащиеся активно включены в жизнедеятельность ученического коллектива, не у всех находится дело по интересу.
Вызывают тревогу коллективы 6 «А», 7 «Б»6 «Б», где слабо проявляются признаки развития коллектива.
Доброжелательные отношения между учащимися в классе не всегда выражаются в действенной помощи друг другу.
В поведении некоторых учащихся наблюдаются факты невоспитанности и бестактности, межличностные отношения не всегда отличаются доброжелательностью и взаимопомощью.
В течение учебного года регулярно проводились семинары классных руководителей. На них обсуждались планы воспитательной работы по четвертям. В плановом порядке были обсуждены варианты планов работ классного руководителя, обсуждались трудности в работе классного руководителя, была рассмотрена система воспитания в классах. По работе методического объединения классных руководителей написаны справки. В январе прошел педсовет «Воспитание глазами уч-ся, родителей, педагогов», на который были приглашены родители разных классов.
IХРабота с родителями:
Регулярно проводятся родительские собрания по классам, общешкольные родительские собрания (с будущими 1 классами), с родителями 9 и 11 классов, родительские конференции. Родители постоянно привлекаются к классным и школьным мероприятиям, был организован родительский патруль.
Вся проделанная работа по данному направлению заслуживает удовлетворительной оценки. За истекший год было сделано немало, но остаются вопросы, над которыми необходимо работать. Уровень посещаемости родительских собраний в некоторых классах остается по-прежнему низкий, что негативно влияет на поведение учащихся, успеваемость, отсутствие интереса к школьной жизни в целом, нежелание развиваться творчески, физически, интеллектуально, что в свою очередь влияет на рост правонарушений среди детей и подростков. Необходимо активнее привлекать родителей к планированию воспитательной деятельности, разнообразить формы работы с родителями.
В 2013-2014 учебном году особое внимание уделить работе с родителями, эффективность которой помогает решить ряд проблем, связанных с обучением и воспитанием детей и подростков.
Результат воспитательной работы школы за 2012-2013 г. можно оценить удовлетворительно.
Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что поставленные задачи воспитательной работы в 2012-2013 учебном году были не все реализованы. На основе тех проблем, которые выделились в процессе работы и учитывая приоритетные направления воспитательной работы в Калужской области, на основании Концепции духовно-нравственного развития, и воспитания личности гражданина России, необходимо цели и задачи на будущий учебный год оставить прежними:
Цель: воспитание и развитие функционально грамотной личности, культурного, порядочного, компетентного гражданина, осознающего собственную ответственность за судьбу Отечества и способного в соответствии с личными интересами и способностями планировать свою настоящую и будущую деятельность в социуме.
Задачи воспитания и социализации личности по каждому из направлений в соответствии с ФГОСами:
Создавать условия для развития гражданской культуры обучающегося
Способствовать развитию культуры самоидентификации обучающегося.
Развивать духовно-нравственную культуру обучающегося
Формировать культуру учебной и трудовой деятельности учащегося.
Развивать культуру здорового образа жизни учащегося.
Повышать культуру поведения обучающегося.
Развивать экологическую культуру обучающегося.
Формировать эстетическую культуру обучающегося
воспитание гармонически развитой личности, имеющей устойчивую гражданско-нравственную позицию и интегрированную в современный социум
страница 1
скачать
Другие похожие работы: