1. мпп: понятие, предмет, особенности
1. МПП: понятие, предмет, особенности.
самостоятельная система права, является регулятором общественных отношений м/у субъектами МП (гос-ва; нации и народности, борющиеся за нац независимость; международные межправительственные орган-ии; государствоподобные образования) в сфере поддержания м/д мира и безопасности, развития сотрудничества в полит, экон, соц, гуманит областях, а также в области уважения и защиты прав человека.
К предмету рег-я относ. те базовые междунар-прав отнош, кот делают мировое сообщество устойчив, обер-ют его ценности и мир, права и свобод чел-ка, и позвол развивать связи и сотруд-ство во многих сферах жизни.
Отлич-ся от внутригосуд-го права:
По предмету правового регулирования: МП регулир-т отнош-я, возник только м/у 4 специфич субъектами, а внутригосуд-е право регул-т весь спектр обществ отношений, возник внутри госуд-ва, и не затрагивающ-х интересов др гос-в;
По хар-ру регулируемых отношений: МП рег-т исключительно демократ отношения, а внутригосе – зависит от политико-правового режима;
По субъектам: МП рег-т отнош-я м/у основными субъектами права, а во внутригос-м праве субъектами правоотношений явл физ и юр лица, гос органы и др субъекты, действ на тер-рии гос-ва;
По способу создания правовых норм: в МП нормы создаются самими субъектами права путем согласов «воль» при принятии актов м/у гос-ми, а во внутригос-м – нормы создаются специально уполномоченными органами;
По источникам права: в МП источником права явл договор и м/дый обычай, а во внутригос-м – закон, обычай, нормативн договор.
Сущность МП сводится к след:
МП – система права, регулир общественные отнош-я прежде всего м/у гос-вами, как основными субъектами права.
Нормы МП создаются путем согласования «воль» гос-в.
МП имеет свои специфические функции: -Координирующая-Регулирующая-Обеспечительная-Коммуникативная-Охранительная
МП играет стабилизирующую роль в МО
МП тесно взаимодействует с внутригосуд-м правом, развивая и конкретизируя его.
МП не имеет надгосударственных механизмов принуждения к исполнению предписаний.
2. Функции и источники МПП.
Функции МП: Координирующая-Регулирующая-Обеспечительная-Коммуникативная-Охранительная
Источники: Российск доктрина признает 2 вида источн: междунар договор и междунар обычай.
Под обычаем поним-ся сложившиеся в между-ной практике правила поведения, за которыми субъекты МП признают юр-ки обяз характер. Обычай создается именно в рез-те практики гос-ва. Эта практика станов-ся правовой нормой. Хаар-ным для обычая явл-ся длит-сть его применения и убежденность в юр обяз-сти для участников МО. Обычай как источник МП может быть:- универсальным (общим)- партикулярным (региональным). В процессе своей дея-ти между-ные организации также могут содействовать образованию обычной нормы. Обычай следует отличать от обыкновения. Под обыкновением в мп-доктрине поним-ся общая практика государств, за которой не признается юр-ки обяз-ная практика–отличие обык-ния от обычая. Если обык-ние, если часто применяется и всех устраивает, может стать обычаем. Совр-ное МП явл-ся преимущ-но договорным правом, однако, обычай сохраняет своё значение как источник МП.
Междунаро́дный догово́р – это регул-мое междунар-ным правом соглашение, заключ гос-ми и/или другими субъектами межд-ного права. Венская конвенция о праве междунар-ных договоров 1969 г., опред межд-ный договор как регу-мое между-ным правом соглашение, заключ гос-ми и другими субъектами между-ого права в письменной форме, независ от того, содерж ли такое соглашение в одном, двух или нескол связанных между собой док-ах, а также независ от его конкр-ого наименования.
Сторонами междунар дог-ов выступ только субъекты межд-ого права. В соответствии с Венской конвенц 1969 , «кажд гос-во облад правоспособностью заключать договоры». В свою очередь, правоспособность междунар-ной организации заключать договоры «регу-ся правилами этой организации».
3. Основные принципы МП
Наибол важные, общие и общепризн нормы поведения суб-ов межд-ных отнош-ний по поводу наиболе важн вопр-сов между-ной жизни, явл критерием законности всех друг норм, выработ-ных госуд-ми в сфере межд-ных отнош-ий, а также законности фактичес-го повед-ия госу-в.
Принципы международного права, как императивные положения, не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы с учётом специальных обстоятельств.
Содержание принципов международного права
В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:-неприменения силы и угрозы силой; -разрешения международных споров мирными средствами; -невмешательства в дела,-входящие во внутреннюю компетенцию государств; -обязанности государств сотрудничать друг с другом; -равноправия и самоопределения народов; -суверенного равенства государств;-добросовестного выполнения обязательств по международному праву; -нерушимости государственных границ; -территориальной целостности государств; -уважения прав человека и основных свобод.
неприменения силы и угрозы силой
Уставе ООН п. 4 ст. 2 Устава, «все Члены оон воздерж-ся в их между-ных отношениях от угрозы силой или ее применения как против тер-ной неприк-сти или полит-ской незави-сти любого гос-ва, так и каким-либо другим образом, несовмест с целями оон». Прим-ние вооруж-ной силы в порядке самообороны правомерно только в том случае, если произойдет вооруж-ное нападение на гос-во.
Принцип разрешения международных споров мирными средствами
Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН, «все Члены ООН разреш свои между-ные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе между-ный мир и безопасность и справедливость».
Принцип невмеш-ва в дела, входящ во внутр компетенцию гос-тв
форме зафиксировано в п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в авторитетных между-ных док-ах: декларац о принципах между-го права 1970 г, Заключит-ом акте СБСЕ, Декларации ООН о недопу-сти вмеш-ва во внутр дела госу-в, об ограждении их незави-сти и суверенитета от 21 дек 1965 г. и др.
Между-ое право не регулирует вопросы внутриполитич положения гос-тв, поэтому вмеш-ом считаются любые меры государств или межд-ых организац, с помощью которых они попытаются препятствовать субъекту между-ого права решать дела, входящие в его внутреннюю компетенцию.
Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом
В соответ с уставом оон гос-ва обяз «осущ междунар сотр-во в разрешении межд-ых проблем эконом, соц, культ, гума-ого характера», а также обязаны «поддерживать межд-ный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры
Принцип равноправия и самоопределения народов
Уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принцип-ных основ межд-ных отношений. В соотве п. 2 ст. 1 Устава ООН, одна из важ-ших целей оон— «развивать дружеств отношен между нациями на основе уважен принципа равноправ и самоопред народов». Это право народов и наций, но не обязанность, и осуществление этого права может быть многовариантным. Самоопред не должно осущ с сепаратистских позиций в ущерб территор целостности и политич единству суверен гос-в.
Принцип суверенного равенства государств
Каждое гос-во обязано уважать суверенитет других участ-ов системы, то есть их право в пределах собств территор осущ зак-ную, испол-ную, админист-ную и судеб власть без вмеш-ва со стороны других госу-в, а также сам-но проводить свою внешн политик. Данный принцип отражен в п. 1 ст. 2 устава оон, кот гласит: «организ-я основ на принципе суверен рав-ва всех ее членов».
Основ-е назнач-е принц суверенного рав-ва — обеспечить юр-ки равное участ в межд-ных отнош-ях всех гос-в, независ-мо
4. Система МПП, понятие и структура
Система – это целост-ый комплекс взаимосвяз юр-их норм: норм между-ого права (договорных и обычно-правовых), решений междуар-ных орг-ций, рекоме-ных резолюц органов, а так же институтов между-ого права. Указ элементы нах во взаимосвяз и взаимозавис. Существ изменения в одной отрасли или в одном институте отраж на содерж друг отраслей и инст-ов между-ого права. Напр появл принципа непримен силы или угрозы силы в отнош-ях между гос-ми повлекло за собой измен-е в институте ответств-тии гос-в. При толковании и применении его норм необх иметь виду, что каждая из них явл частью между-го права и её содерж может быть правильно понято лишь в контексте с друг элем-ми.
Элем-ми системы между-ого права явл междунар-правовые нормы. Они групп-ся в однород относ-но самост-ные комплексы, назыв отраслями и институтами междунар-ого права. В основ их выдел лежит объект регулир ( между-е экономич право, воздушн право и т.д.). Международно-правовой институт – это группа правовых норм, кот регулир однород междунар отнош, связ между собой общим объектом. Правовые нормы и институты объед в более круп группы – отрасли между-ого права. Объектом отрасли явл весь комплекс однород между-ых отнош-ий (напр, между-ое воздушное право). Кажд отрасль междунар-го права следует расмотр-ать как самост-ную систему, которая может считаться подсистемой какой-либо из систем международного права.
Сотруд-во гос-в в опред-ной специализи-ной сфере треб. создан специи-ных междунар-правовых норм. Их появл в виде международн-правовых актов в итоге привод к созд новых отраслей международного права (экологическое право).
5. Международные организации. Право международных организаций
Сов-ть норм опред правовой статус, регулир уч-ние и деят-ть междунар-ных органов и орга-ций+ прекращение их существования.
Межд орг-ция —объед-ние не менее 3 государств, созд на основе меж-ого договора для вып-ния опред целей, имеющее систему постоянно дейст-щих органов, облад-ее между-ной правосубъектностью и учрежденное в соотв с межд-ным правом.
Организации носят различ наимен-ния (ассоциации, фонда, банк, союз, и т.д.)- не влияет на статус орг-ции. М организ следует отличать от постоян междунар органа. Последний по своему статусу приближен к межд-ной организации. Согласно опред-нию между-ная орга-ция создается в кач-ве таковой и с момента созд-я надел-ся правосубъектностью.
МОрг. можно классифицировать по следующим основаниям:1) статусу уч-ов — межправит-ные и неправи орг-ции; 2) срокам деятельности — действе на постоян основе и временно существ; 3) соотве междунар-му праву — правомерные и противоправные; 4) усл-ям вступления — открытые и закрытые; 5) сфере дея-ти — политич, экон и заним спец вопросами; 6) субъективно-территор-му признаку универ-ые, регион-е и субрегион организ; 7) компетенции — общей и специальной.
Международные организации, кроме того, подразделяются на: Всеобщие или универсальные (ООН, ОБСЕ )
Огранич состава (между-ный банк реконструкц и развития. всемирн торгов орган-ция), критерии огранич состава последних могут быть различн: территор-ные, уровень развития гос-в, предмет деят-ти на между-ной арене.
Организации делятся также на:-Межгосударственные (не обид» ют властью над государствами)-Надгосударственные (им переданы некоторые полномочия по принятию решений принудительной юрисдикции по отношению к некоторым субъектам МП, нарушающими нормы МП)
6. Субъекты МПП. Понятие и виды.
Субъект-участник мо, облад м/д правами и обяз-тями и осущ-го и несущего их в рамках и на основе МП.
Субъект МП - 1. это смост-е образ-ние, к-рое благодар своим возмож-тям и юр св-вам способ облад правами и обяз-тями по МП, уч-вать в созд-и и реализац этих норм. 2 это участник МО, поведение кот прямо регул-ся МП и к-рое вступает или может вступить в м/д правоот-ния. Круг субъектов МП опред-ся способ-ю лиц участв-ать в межгосуд. отнош, регулир МП.
Субъекты МП характер след. чертами:
1. уч-ки м/д публ отнош явл. коллективным образованием. Каждый такой уч-к МО имеет эл-ты орг-ции: а) гос-во, т.е. власть и аппарат управленияб) борющаяся нация должна обладать политич. органом, представляющим ее внутри страны и в МОв) м/д организация, имеющ. постоянно действующ. органы. При осуще властных полномочий субъекты МП независ и не подчин воле друг друга, кажд из них имеет самост-ный международно-правовой статус и выступ от своего имени.2. все субъекты обладают способностью самостоятельно участвовать в разработке и принятии м/д норм.
В доктрине МП субъекты МП участв в созд м/д-правовых норм.
Содержание м/д правосубъектности образует основные права и обяз-ти субъекта, вытекающие из м/д-правовых норм.
В теории МП м/д правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую. существ. 2 категории субъектов МП:
- первичные (суверенные) - гос-ва и нации; - производные (несуверенные) - м/д орг-ции, м/д правосубъектность к-рых опред учреждающими эти орг-ции актом (уставом, соглаш-ем).
Объем прав и полн-ий м/д орг-ций опред-ся гос-вами-учред-ми этих орг-ций.
Отдельными эл-тами м/д правосубъектности могут облад государствоподобные образования типа вольных городов, а также Ватикан.
Нет норм МП, наделяющих правосубъектностью первичные субъекты МП, а есть нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования.
Для вторичных субъектов МП юридическим источником правосубъектности МП служат их учредительные документы. Такими документами для м/д организаций явл. их уставы, принимаемые и утверждаемые субъектами МП в форме м/д договора.
Производные субъекты МП обладают ограниченной правосубъектностью, к-рая обусловлена признанием этих уч-ков МО со стороны первичных субъектов. Объем и содержание правосубъектности производных субъектов зависит от воли первичных субъектов МП.
Гос-ва как основные субъекты МП.
Первичные субъекты МП никто не создаст в качестве таковых. Их появление - это объективная реальность, результат естественного исторического процесса общественного развития.
Суверенное гос-во явл. основным субъектом МП.
Гос-во - это необходимая форма орг-ции населения для участия в м/д сообщ-ве для представительства и защиты его интересов.Нормы, определяющие статус гос-ва, реализуются в его правосубъектности.В отношении существующих «независимых гос-в» с несколько ограниченной или делегированной правосубъектностью вопрос решается след. образом:
при наличии условий государственности «зависимое» гос-во сохраняет свою правосубъектность. Таким образом определяется положение гос-ва в м/д сообществе и его потенциальные возможности.В м/д-правовой лит-ре принято понятие гос-ва, представляющее единство трех элементов: суверенной власти, территории, населения.В м/д-правовой доктрине под суверенитетом гос-ва принято понимать юридич. выражение самостоятельности гос-ва, верховентсва и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с др. гос-вами.Суверенитет гос-ва имеет м/д-правовой и внутренний аспекты.
7. Правопреемство в МП
Переход от 1 субъекта между-го права к другому прав и обяз-ей или отдельных прав. Может осущ-ся в силу договора, закона или иных юр-их оснований.
Правопреемство возник: при соц революц; при возникнов новых независ гос-тв; при образ-ии неск гос-тв на территории их предшественника и при образ нов гос-ва в рез-те объед-ия двух или более госу-в; при тер-ых изменениях. П гос-в имеет для нов гос-в конкретн практическ последствия, при которых заново реш такие вопр, как пересмотр межд-ых дог-ов, член-во в межд-ных орган-ях , проведение национ-ции, п-во соб-ти. 1978 г. – венская конц о п-ти гос-тв в отношении дог-ов; 1983 г. – венская конвенц о прав-ве гос-в в отнош гос-ной соб-ти, гос-ных архивов и гос-ных долгов.
П-во гос-ных границ – переход прав и обяз-тей относ-но положения линии границы при прав-ве гос-тв. Договоры о границах должны собл гос-ом-преемником, если по взаимн согласию с сопред гос-ом не будет достиг соглаш об их изменении в соот-вии с межд-ым правом.
Прав-во прав-ств – прав-ство прав и обяз-стей при внутр измен-ях в гос-ве. При смене прав-ва неконституционным путем встает вопр об отношении нового пра-ва к договорам и согл-ям, заключ-ным с иностранными гос-ми прежним прав-ом. На этот счет имеется и друг точка зрения, согласно кот смена прав-ва не оказ влиян на права и влияния на права и обяз госу-тв.
8. Государственная территория
Часть земного шара наход под сув-ом опред страны. Принадлежностью и верховенство явл 2 основн признаками гос-ной территории. Некоторые временные исключен возможны в случае воен оккупации и международно-правовой аренды территор.
В состав госуд-ной территории входят суша и воды с наход-ся под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное прост-во, пределы которых опред-тся гос-ной границей.
Сухопутной территор гос-ва явл суша в пред-ах его границ. Водную его тер-ю составл внутр (нац-е) воды и тер-ое море. К внутренним вводом согласно конвенции ООН по морскому праву 1982 г. относ: морские воды, в том числе и архипелагов; воды портов, воды заливов; берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а так же исторические заливы.
Территор морем явл полоса прибрежвод, ширина которой согласно Конвенции 1982 г. не должна превыш 12 морских миль.
В состав территор гос-ва входят также наход-ся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо огранич по глубине. Воздушную территорию гос-ва составл воздушное простр-во в пред-ах его сухопутной и водной территории.
9. Международная территория
Пространственные сферы, юридический статус и режим пользования которыми определяются принципами и нормами международного права и на которые не может распространяться суверенитет или юрисдикция какого бы то ни было государства. К данной категории пространств принадлежат открытое море, глубоководное морское дно, расположенное за пределами континентального шельфа, - Международный район морского дна, Антарктика, воздушное пространство над открытым морем, Антарктикой, а также космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела. В международно-правовой доктрине различных государств бытовали точки зрения, согласно которым пространства подобной категории являются вещами, находящимися в общей собственности (лат. res comunis), либо, наоборот, ни чьей, собственностью не являются (лат. res nullius). Такие концепции, клонившиеся к распространению стереотипов римского права на пространства, подпадающие под действие международного публичного права, были отвергнуты международным сообществом, так как в первом случае они открывали возможность включения этих пространств в гражданско-правовой оборот (купля-продажа, залог, дарение, право собственности на недвижимость), а во втором - допускали присвоение их частей государствами, способными осуществлять эффективную оккупацию той или иной из указанных частей. Ныне правовое положение Т.м. определено, в частности, Женевской конвенцией об открытом море 1958 г., Конвенцией ООН поморскому праву 1982 г., Договором об Антарктике 1959 г., Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.
Вопрос 10. Территория со смешанным правов. режимом.
Террит. со смешанным правовым режимом- это террит., на котрой действуют нормы МП и нормы нац. Зак-ва прибрежных гос-в.
Межд.река – река, протекающая по террит. Двух или более гос-в и используемые в согласованных целях.
Межд.каналы – искусственные морские пути, связывающие между собой отдельные моря и океаны и используемые для межд.судоходства.
Террит. С особым межд.режимом- это демилитаризованные нейтральные хоны. В состав этих террит. Могут входить террит. Первой категории или террит. Трех категорий одновременно (Шпицберген, Аландские о-ва, Суэцкий канал, Луна
11. Право международных договоров
Право международных договоров – самостоятельная отрасль современного международного права, регулирующая процесс заключения, исполнения и прекращения международных договоров. Источники – венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.
По закреплению в Уставе ООН принципа суверенного равенства государств, а также принципа равноправия и самоопределения народов единственно приемлемым по суду и допустимым по праву стали международные договоры, заключенные на основе принципов международного права. Любое нарушение принципа суверенного равенства государств, а также принципа равноправия и самоопределения народов приводит к констатации международного договора юридически ничтожным.
Современное международное право ориентировано на соблюдение всего комплекса принципов международного права и в этом аспекте помогает одной из его отраслей - праву международных договоров - нормально функционировать и осуществлять регулирование договорных взаимоотношений в режиме международной законности. Международный суд в соответствии с положениями статьи 66 Венских конвенций 1969 г. и 1986 г. создает реальные юридические возможности для сторон в споре OTI-lОСИтелыlO применения императивных принципов jus cogens обеспечить в режиме принципа добросовестности выполнения предписаний современного международного права.
Основываясь на этом принципе, государства принимают собственное национальное законодательство. Этому следует и Россия. В части 4 ст. 15 Конституции РФ закреплен приоритет норм международного права и международных договоров над внутригосударственными; на основе положений современного международного права принят Фе1l.еральныЙ закон от 15 июля 1995 г.
12. Международное морское право
Совокупность юридических норм и принципов, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих отношения между государствами в связи с их деятельностью в Мировом океане.
Значение этой отрасли современного международного права ныне существенно возросло, так как использование Мирового океана породило глобальную проблему, вокруг решения которой развернулась острая борьба различных групп государств. Вместе с тем с активизацией деятельности государств по освоению Мирового океана повысилась его роль в обеспечении мира и международной безопасности.
К важнейшим международно-правовым актам в данной области относятся: Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г., Конвенция по облегчению международного морскою судоходства 1965 г.
С принятием Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. эта отрасль международного права была значительно кодифицирована. Конвенция регулирует все основные виды морской деятельности государств: международное судоходство, рыболовство и другие виды морского промысла, разведка и разработка различных районов морского дна, проведение морских научных исследований, защита и сохранение морской среды, охрана живых ресурсов моря, возведение искусственных островов, установок и сооружений и многие другие вопросы.
В аспекте глобализации важным представляется соблюдение на практике международно-правового принципа сотрудничества, устанавливающего обязанность государств объединять усилия по осуществлению положений Конвенции ООН 1982 г. и тем самым обеспечивать на территории собственных государств и БО взаимоотношениях с другими государствами все предписания данного юридического акта.
13. Принципы международного морского права.
1.свободы открыт моря-Этот принцип — один из старейших в между-ном морск праве. Описание ему дал ещё Г. Гроций в своей работе 1609 г. Сегодн, соглас Ковенц ООН по морск праву, он гласит: «Никакое гос-во не может претендовать на подчинен открыт моря или его части своему суверенитету; оно открыто для всех госу-тв — как имеющих выход к морю, так и не имеющих его». Свобода открытого моря включает в себя:-свободу судохо-ва, полётов, прокладки трубопроводов и кабелей, возводить искусств острова и друг установки, свобод рыб-ва, свободу научных исслед-ний;
+уст-ся, что открыт море должно использ-ся в мирных целях.
2. Принцип исключительной юрисдикции гос-ва над судами своего флага в открытом море
Принцип гласит — торговое судно в открытом море подчин исключ-ной юрисдикцкии гос-ва своего флага и в его законную деят-ть не вправе вмеш-ся никто, кроме случаев, когда:-судно заним пиратством; -судно занимается работорговлей; судно заним несанкционир вещанием, т.е. передаёт в наруш междунар правил радио- и телепрограм, предназнач для принятия населением (за исключ сигналов бедствия).
3. Принцип мирного использ мирового океана
4. Принцип сув-та го-ств над внутр морскими водами и территор морем
5. Принцип защиты морск среды— предотвращ загряз морск среды. Впервые закреплён в Междунар конвенц по предотвращ загрязн моря нефтью 1954 г. в виде установл запретн для слива нефти с судов зон.
6. Принц иммунитета военных кораблей — военные и иные госуд суда, использ в некоммерч целях обладают иммунитетом. Огранич-е этому — случаи, когда такие суда нарушают правила мирного прохода через территор-ы воды иностр гос-ва. Власти этого гос-ва могут потреб немедл покинуть их территор воды. А за любой ущерб, нанесён воен судном в результате наруш правил мирного прохода, несёт междунар ответственность гос-во флага.
14. Международное воздушное право
Международное воздушное право как отрасль международного права представляет собой совокупность юридических норм и принципов, устанавливающих режим воздушного пространства и регулирующих отношения между субъектами международного права по поводу использования этого пространства и организации международных воздушных сообщений.
В развитии международного воздушного права можно выделить три периода:
Первый - до 1919 г. В основном в этот период происходило формирование теории воздушного права. Борьба шла между сторонниками принципа свободы воздуха и сторонниками принципа суверенитета на воздушное пространство». Сторонники принципа свободы воздуха исходили из того, что воздушное пространство не подлежит национальному присвоению и на него
не должна распространяться юрисдикция государства. Разновидностью этой теории была «теория зон», сторонники которой пытались провести аналогию правового режима водных пространств с правовым режимом воздушного пространства (нижние слои воздушного пространства должны находиться под суверенитетом государства, а на верхние слои должна распространяться свобода воздуха). в этот период многие государства приняли национальные акты, закрепившие суверенитет на свое воздушное пространство.
Второй - между двумя мировыми войнами, когда окончательно признается принцип полного и исключительного суверенитета государств над их воздушным пространством, который был закреплен не только 13 национальном законодательстве большинства государств, но и в многосторонних международных соглашениях (Парижская конвенция о воздушных передвижениях 1919 г., Варшавская конвенция 1929 г., Чикагская конвенция 1944 г. и др.).
Третий - после принятия Чикагской конвенции 1944 г. Он обусловлен научно-технической революцией в авиации, появлением качественно новых летательных аппаратов (реактивные, сверхзвуковые самолеты), а также с принятием многих международных многосторонних соглашений, формулирующих новые принципы международного воздушного права.
Институционально-правовую основу современного международного воздушного права составляют более 4 тысячи соглашений о воздушном сообщении, а в параметрах полетов за пределами государственной территории нормоустанавливающим документом является Конвенция ООН 1982 г. по морскому праву.
15. Принципы международного воздушного права
В основе современного международного воздушного права лежит принцип полного и исключительного суверенитета над воздушным пространством над своей территорией (ст. 1 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. ).
Государственный суверенитет под воздушным пространством обладает как основными свойствами, характерными для государственного суверенитета вообще, так и особенностями, обусловленными спецификой воздушного пространства и связанным с ним международным сотрудничеством. Специфика принципа полного и исключительного суверенитета над воздушным пространством под своей территорией проявляется в совокупности: прав государств по регулированию воздушной навигации, коммерческой деятельности авиапредприятий по осуществлению административной, гражданской и уголовной юрисдикции по отношению к летательным аппаратам, а также экипажам, пассажирам и грузам, находящимся на них.
Следующим принципом международного воздушного права является принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, не находящемся под суверенитетом одного государства (над открытым морем, включая экономические зоны, и Антарктикой. Находясь в таком воздушном пространстве, воздушное судно подчиняется законам государства флага.
Принципом международного воздушного права служит также принцип обеспечения безопасности полетов самолетов гражданской авиации. Этот принцип обязывает государства: 1) принимать меры, обеспечивающие надежность авиационной техники, аэропортов и служб; 2) вести борьбу с незаконным вмешательством в деятельность гражданской авиации.
Этот перечень принципов международного воздушного права не является исчерпывающим. Например, можно говорить о принципе иммунитета военных летательных аппаратов, которые выступают как органы государства, предназначенные для защиты его прав и интересов. Военный самолет должен иметь опознавательные знаки, находиться под командованием офицера, состоящего на службе данного государства, иметь соответствующий экипаж, подчиненный воинской дисциплине. Находясь в воздушном пространстве над суверенными государствами, экономической зоной и над открытым морем, он пользуется иммунитетом от юрисдикции других властей, свободой от принуждения и т.д.
16. Международное космическое право
С освоен космоса началось формиров-е новой отрасли современного междуна-ого права - космич права, кот представ собой совокупн юридич принц и норм, регулир отнош между суб-ми междунар права по поводу осущ-я ими космич дея-ти и опред правовой режим космич прост-ва, Луны и других небес тел. Под космич простр-ом поним-ся пространство за пределами воздушной сферы Земли, которое является вещью, изъятой из оборота, т.е. не подлежащ присвоен ни одним госуд-ом.
Формиров норм и принципов космич права происход и происходит на основ сущ-щих норм и принципов совр междунар права. Становл космич права началось срав-но недавно, однако его нормы и принципы уже сформиров и закрепл в целом ряде многосторонних и двусторонних междунар дог-ов: о принц-ах дея-ти гос-тв по исслед и использ космич проср-ва, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.; Конвенция о международ ответс-ти за ущерб, причин космич объектами, 1972 г.; Соглаш о сотруд в исслед и использ космич простр в мирных целях 1976 г.; Соглаш между СССР и США о сотруд-ве в исслед и использ космич прост-ва в мирных целях 1977 г.; Принципы использ гос-ми искуств спутников Земли для междунар непосредств тв вещания 1982 г. В число источников междунар космич права входят также договоры, заключ между Россией и рядом стран СНГ -оглаш между РФ и Республикой Казахстан об осн принц и услов использ космодрома «Байконур» (Москва, 28 марта 1994 г.), Соглаш между Пра-вом РФ и Пра-вом Украины о сотруд в области исслед и использ космич просра-ва в мирных целях 1996
Субъекты международ космич права явл сувер гос-ва, междунар-ные межправит организ. Международное космическе право допускает возможность осущ космич дея-ти неправит организ-ми (юр лицами); но не станов суб-ми междунар-го космич права тк их дея-ть должна провод-ся с разреш и под постоянным наблюд государств – уч-ов договоров о космич дея-ти.
Объектами международного космического права являются космическое пространство, небесные тела, космонавты, искусственные космические объекты, результаты практической космической деятельности государств.
Вопрос № 17. Принципы МКП.
осуществления исследования и использования КП только на благо и в интересах всего человечества
открытости исследования и использ-я КП и неб.тел на основе равенства всеми гос-вами
недопустимости нац. присвоения КП и неб.тел
исслед-я и использ-я в соотв-и с МП
ответственности гос-в за ущерб, причинен. в рез-те косм.деят-ти.
18. Дипломатич и консульское право – это отрасль международ права, регулир отнош между гос-ми и друг субъектами МП по поводу осущ-ния дипломатич (консульской) дея-ти.
Источниками дип. и конс. права являются Венская конвенция о дип. сношениях 1961, Венская конвенция о конс сношениях 1963, Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975, другие мп-акты, как универсальные, так и двусторонние.
Органы внешних сношений государств.
Органы внешних сношений – это государственные органы, посредством которого осуществляются связи государства с иными субъектами международного права:
Внутригосударственные:
Общей компетенции:
Глава государства – принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; подписывает ратификационные грамоты; руководит внешней политикой (в президентских республиках, например, США).
Парламент – ратифицирует международные договоры, ведает вопросами войны и мира.
Правительство – осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики, в частности, путем заключения межправительственных соглашений. В парламентских республиках и конституционных монархиях практическими полномочиями по руководству внешней политикой обладает глава правительства (например, премьер-министр Соединенного Королевства).
Специальные органы:1.2.1 Министерство иностранных дел (в США – государственный департамент). 1.2.2 Таможенные, пограничные и иные подобные органы.
2. Зарубежные органы:2.1. Постоянные – дипломатические представительства, консульские учреждения, торговые и иные представительства в иностранных государствах, постоянные представительства при международных организациях.2.2 Временные – государственные делегации на сессиях высших органов международных организаций (например, на сессии Генеральной Ассамблеи ООН) и международных конференциях, специальные миссии.
Дипломатические представительства: понятие, система, функции.
Дипломатическое представительство – это орган аккредитующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними.
Система дипломатических представительств:
Посольства – дипломатические представительства высшего уровня, возглавляются чрезвычайным и полномочным послом, аккредитуемым при главе государства. К посольствам приравниваются возглавляемые нунцием дипломатические представительства Ватикана – нунциатуры.Миссии – дипломатические представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками.
Иные официальные дипломатические представительства.
Функции дипломатического представительства:
Представительство аккредитующего государства в государстве пребывания.
Защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом.
Ведение переговоров с правительством государства пребывания.
Выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства.
Поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, науки и культуры.
Для назначения главы дипломатического представительства необходимо последовательно выполнить следующие формальности:
Запрос агремана – согласия государства пребывания на назначение данного лица главой дипломатического представительства.
Издание, после получения агремана, акта, оформляющего назначение главы представительства.
Вручение верительных грамот, то есть документа, удостоверяющего официальный статус главы дипломатического представительства. Например, верительная грамота чрезвычайного и полномочного посла Российской Федерации в Соединенном Королевстве подписывается Его Превосходительством Президентом Российской Федерации и вручается Ее Величеству Королеве Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
Консульские учреждения: понятие, порядок внутреннего функционирования.
Консульские учреждения выполняют за рубежом консульские функции в основном правового плана, в частности:
Выдают паспорта гражданам представляемого государства и визы лицам, желающим поехать в представляемое государство.
Осуществляют нотариальные действия.
Регистрируют акты гражданского состояния граждан представляемого государства.
Передают судебные и прочие документы, исполняют судебные поручения.
Осуществляют надзор и инспектирование судов и самолетов, зарегистрированных в представляемом государстве.
Оказывают помощь и содействие гражданам представляемого государства, в том числе по правовым вопросам в государственных учреждениях и судах государства пребывания.
Расследуют происшествия, имевшие место на борту судна, зарегистрированного в представляемом государстве и находящегося в порту государства пребывания.
Консульские функции осуществляются консульским учреждением в пределах консульского округа, включающего в себя всю или часть территории государства пребывания. Например, консульским округом большинства генеральных консульств и консульств иностранных государств, находящихся в Санкт-Петербурге, является территория Северо-Западного федерального округа России.
19. Международное гуманитарное право, понятие, принципы, источники
Совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих применение войны в качестве инструмента разрешения споров, отношения воюющих сторон между собой и с нейтральными государствами, защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.
Международное гуманитарное право (МГП) – это система норм, отвечающих требованиям гуманности и призванных ограничить последствия вооруженных конфликтов. Оно предоставляет защиту лицам, которые не участвуют или прекратили участвовать в боевых действиях, и ограничивает выбор средств и методов ведения войны. МГП именуется также "правом войны" или "правом вооруженных конфликтов".
МГП является одной из отраслей международного права, регулирующего отношения между государствами. Последнее включает в себя соглашения между государствами, именуемые договорами или конвенциями, международные обычаи, сложившиеся в практике государств и признаваемые ими в качестве обязательных, а также общие принципы права.
Источники МГП: являются четыре Женевские конвенции 1949 года. Их участниками стали практически все государства. Положения Женевских конвенций получили дальнейшее развитие благодаря принятию в 1977 году Дополнительных протоколов к ним.
Кроме того, существует ряд договоров, запрещающих использование некоторых видов оружия и методов ведения войны, а также предоставляющих защиту определенным категориям лиц и объектов. К этим договорам относятся:-Гаагская конвенция 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и два ее Протокола;-Конвенция 1972 года о запрещении биологического оружия;-Конвенция 1980 года о запрещении или ограничении обычного оружия и четыре ее Протокола;-Конвенция 1993 года о запрещении химического оружия;-Оттавская конвенция 1997 года о запрещении противопехотных мин;-Факультативный протокол 2000 года к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах.
Принципы: Основополагающие принципы:1. МГП имеет всеобщее действие и должно соблюдаться безусловно и при любых обстоятельствах. 2. Применение МГП не означает вмешательства во внутренние дела или в конфликт и не затрагивает суверенитета или правового статуса конфликтующих сторон. 3. Медицинский персонал, транспорт и учреждения, имеющие надлежащие опознавательные знаки, неприкосновенны и нейтральны. 4. Необходимо строго соблюдать различие между комбатантами и гражданским населением, с тем чтобы выполнять нормы защиты населения и гражданских объектов от военных действий. 5. Государство обязано как на национальном, так и на международном уровне обеспечить гуманное обращение с лицами, оказавшимися в его власти. 6. Запрещается дискриминация по любому признаку. 7. Серьезное нарушение норм МГП — уголовное преступление, подлежащее наказанию.
Общие принципы:1. Каждый имеет право на уважение к жизни, физической и психологической неприкосновенности, уважение его чести, семейных прав, убеждений, обычаев. 2. Каждый имеет право на признание его прав перед законом, на общепринятые юридические гарантии. Никто не может отказаться от прав, предоставленных ему гуманитарными конвенциями. 3. Запрещаются пытки, унизительное или бесчеловечное наказание. Запрещаются репрессалии, коллективные наказания, захват заложников. Запрещается нападение на гражданское население, на обозначенные МГП гражданские объекты. 4. Никто не может быть лишен собственности незаконным путем. Оккупанты не являются владельцами гражданских объектов, а лишь могут распоряжаться захваченным имуществом. Оккупационные власти обязаны принимать меры по сохранности этого имущества.
20. Международное экологическое право, понятие и принципы.
МЭП - самостоят. отрасль МПП, регулир. отношения между гос-вами и др. субъектами МП по поводу рац. исп-я прир. рес-сов и защиты ОС.
Предмет:1.обществ. отношения по поводу ограничения вредн. возд-й на ОС-установл-е 2.экологически целесообразного режима использ-я прир. рес-сов 3.м/д-правов. охрана прир. Памятников 4.м/д научно-технич. сотрудн-во в области охраны природы.
Принципы МЭП: 1).м/д природоохранного сотр-ва 2) неотъемлемого суверенитета гос-ва над своими прир. рес-сами 3) непричин-я вреда ОС 4м/д ответственности за экологич. Ущерб 5) предупрежд-я экологич. Последствий 6) экологич. безопасности.
Источники: 1.Рамсарская конвенция о вводно-болотных угодьях, имеющ. м/д знач-е (главным образом в смысле обитания водоплавающ птиц); 2 Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирн. культурн. и природн. наследия 1972; 3.Конв-я о м/д торговле видами дикой флоры и фауны, 4. находящ. под угрозой исчезновения 1973; 5 Конв-я о защите озонового слоя 1985; 6Конв-я об охране морских живых рес-сов (1980);
Принципы сотруднич-ва гос-в (по «декларации Рио») -1-предметом особой и основной заботы и главными проводниками явл. люди, имеющ. право на здоровый и продуктивн. образ жизни
-2-гос-ва обладают суверенным правом использовать прир. рес-сы и осуществлять собств. политику в обл-ти охраны ОС -3- все гос-ва должны бороться с искоренением бедности.
21. Международное экономическое право - это отрасль международного публичного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения между государствами и другими субъектами международного права в области международных экономических отношений в целях гармонизации и взаимовыгодности их развития.
Предмет МЭП: 1) различные многосторонние и двусторонние экономические торговые договора, 2) коммерческие отношения в сферах производственной, научно-технической, валютно - финансовой, транспорта, связи, туризма, интеллектуальной собственности и т.п.
МЭП - молодая отрасль, находится еще в стадии становления.
Значение норм этой отрасли состоит в том, что они сообщают упорядоченность экономическим отношениям, способствуя их дальнейшему развитию и, в конечном счете, установлению единого международного экономического порядка.
Предметом регулирования международного экономического права являются две группы отношений:1) между публичными лицами по поводу трансграничного движения ресурсов на двух- и многостороннем уровне; 2) между публичными лицами по поводу внутренних правовых режимов, в которых взаимодействуют в международных экономических отношениях частные лица, перемещаются на частноправовом уровне товары, услуги, финансы, инвестиции, рабочая сила и др.
Субъектами международного экономического права являются: а) государства; б) международные организации.
Источниками международного экономического права выступают: 1) международные договоры – двухсторонние и многосторонние; 2) решения международных организаций и конференций; 3) международные обычаи.
Принципы международного экономического права подразделяются на:
1) непосредственно вытекающие из основных принципов международного права, соблюдение которых общеобязательн: 1) неотъемлемый суверенитет государства над его богатством и естественными ресурсами; 2) свобода выбора формы организации внешнеэкономических связей; 3) экономическая недискриминация; 4) равенство и взаимная выгода; 5) развитие взаимовыгодного сотрудничества в области торговли, экономики, науки и техники и др.
2) договорные, т.е. действующие лишь тогда, когда государства взяли на себя конкретные договорные обязательства соблюдать их в своих двухсторонних отношениях: 1. наибольшего благоприятствования; 2. недискриминации; 3.национального режима; 4. взаимности и др.
Эти принципы различаются: 1) по правовой природе, которая может быть договорной или обычной; 2) по объему. Могут распространяться на все отношения или только на те, что закреплены в договоре. 3) по содержанию. Устанавливают одинаковые условия, общие для всех или не предусматривают льготы и условия, равные третьим государствам.
22. Международное процессуальное право, понятие, принципы.
Международное процессуальное право относится к числу новых отраслей международного публичного права и свидетельствует о зрелости всей международно-правовой системы. Однако вопрос о нем дискутировался в зарубежной и российской литературе с XIX в. До недавнего времени в международпо-правовой доктрине вопросы, связанные с международно-процессуальным правом, либо традиционно обходились, либо отвергались. Поэтому до сих пор нет единого мнения о его сущности и месте в системе международного права.
Изначально предмет регулирования этой отрасли сводился к правилам разрешения межгосударственных споров, взаимопомощи государств при осуществлении своих карательных функций в отношении преступников, установлении правил юрисдикции и т.п. При этом справедливо отмечается, что международное процессуальное право играет вспомогательную роль по отношению к материальному. Однако такая роль не принижает значения процессуальных норм. Будучи средством создания и осуществления материальных норм, они действительно выполняют служебную роль, выступают в качестве надстройки над материальными нормами и должны обеспечивать их исполнение.
А от этого, в конечном счете, зависит эффективность функционирования международного права в целом. В качестве примера можно привести ст. 33 Устава ООН. Являясь материальной, она в числе мирных средств разрешения межгосударственных споров, применяемых Международным судом ООН, называет переговоры, обследования, посредничество и другие средства. Однако ни одно из них немыслимо претворить в жизнь без процедурных правил их применения. Они содержатся в уставах, статутах, регламентах и других международно-правовых актах, международных обычаях и других нормах.
В этой связи можно отметить некоторый процессуальный нигилизм в международном праве. Принимая международные договоры, государства уделяют основное внимание материальным нормам, стремятся зафиксировать свои права и обязанности, не заботясь об имплементации, обеспечении исполнения взятых обязательств. Отсюда и недостаточная эффективность части материальных норм и договоров в целом.
Несмотря на теоретические споры, международное процессуальное право успешно функционирует как самостоятельная отрасль международного права и представляет собой систему принципов и норм, регулирующих деятельность субъектов международного права по созданию и реализации материальных норм международного права. Оно входит составной частью в общий процесс осуществления норм права. При этом международное процессуальное право имеет ряд особенностей:
1) включает в себя не только правоосуществляющие, но и право-творческие функции путем установления стадий и особых правил деятельности субъектов от создания до реализации договорных материальных норм и их отмирания:
2) если при создании или осуществлении материальных норм нарушаются процессуальные правила, то в зависимости от тяжести правонарушения применяются специфические санкции в виде оспоримости созданных норм или результатов их неправомерного применения (недействительности);
3) высокая степень диспозитивности его норм, которые определяют лишь общие черты процессуальной деятельности. Поэтому процессуальные нормы содержатся практически в каждом международном договоре.
Принципы: Для повышения эффективности международного права большое значение имеют принципы, определяющие общие закономерности и направленность процесса создания и реализации его норм. В основе этих принципов лежат названные в ст. 38 Статута Международного суда ООН "общие принципы права, признанные цивилизованными нациями". Будучи в своем большинстве и по своей сути процессуальными, они одновременно названы источниками международного права, которыми руководствуется сам Международный суд ООН. К ним относятся и пришедшие к нам из Римского права такие известные постулаты, как "незлоупотребление правом", "никто не может быть судьей в собственном деле", "из нарушений права право не рождается" и др.
К числу рассматриваемых принципов относятся также законность, справедливость, уважение суверенитета государств, согласие государств на применение установленных процедур мирного урегулирования споров и др.
Из общих принципов права и основных принципов международного права вытекают отраслевые принципы. Это обусловлено тем, что процессуальное производство в различных отраслях права осуществляется на своих принципах. Они закреплены в учредительных документах международных организаций и другах международных договорах. Например, в Статуте и Регламенте Международного суда ООН закреплены принципы выборности судей, назначаемость арбитров, независимость судей и арбитров, действующих в личном качестве, коллегиальность рассмотрения дел, гласность процессуального разбирательства, факультативность обращения в суд или арбитраж и т.п.
23. Право международной безопасности.
Это совокупность норм, регулирующих взаимодействие государств в области всеобщего мира и безопасности, включая превентивную дея-тельность. Самым надежным средством обеспечения между-народной безопасности является устранение самих причин враждебности между государствами и предупреждение меж-дународной напряженности, на что нацелено все современ-ное международное право. Кроме того, в международных от-ношениях разработан ряд конкретных мер, имеющих ту же направленность.
Эти меры подразделяются на создание системы коллек-тивной безопасности, ограничение вооружения и контроль над вооружением.
Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН, особенно его Глава VII, посвященная соответствующим полномочиям Совета Безопасности. К категории источников права международной безопасности может быть отнесен также ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН.
Кроме того, существует целая система взаимосвязанных многосторонних и двусторонних договоров, регламентирующих правовые аспекты обеспечения мира на планете:
Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении, в частности, Договор о нераспространении ядерного оружия, Договор о запрещении на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения.
Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношении, например, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, последовавший за ним Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия.
Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожения, в том числе Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.
Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны, такие как Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США, Соглашение между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок.
Коллективная безопасность.
Коллективная безопасность представляет систему совместных действий государств, установленную (санкционированную) Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии. В рамках коллективной безопасности осуществляются коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии, то есть действия невооруженного и вооруженного характера, совершаемые группой государств или региональными и универсальными организациями, уполномоченными на поддержание и восстановление международного мира и безопасности.
Универсальная система безопасности существует в рамках Устава ООН, ее главным звеном является Совет Безопасности ООН. Силы ООН занимаются, по решению Совета Безопасности ООН, в частности, проверкой соблюдения конфликтующими сторонами договоренностей о прекращении огня (например, сейчас на Кипре), содействием поддержанию законности и правопорядка (например, сейчас в Боснии и Герцеговине и Косово).
Исходя из Главы VIII Устава ООН, действуют и региональные системы коллективной безопасности. К компетенции региональных организаций относится, прежде всего, обеспечение мирного разрешения споров между их членами. Среди существующих региональных систем коллективной безопасности можно отметить Организацию Североатлантического договора (НАТО), систему коллективной безопасности, созданную в рамках ОБСЕ, систему коллективной безопасности, созданную в рамках СНГ.
24. МАП, понятие и источники.
Отрасль МП, регулирующ. сотр-во гос-в по использ-ю атомн. энергии в мирн. целях.
Предмет прав. регул-я:-отношения по яд разоружениюпо; -обеспечению яд. безоп-ти; -по регламентации яд. экспорта и транспортировки яд. материалов; -по физ. защите яд. материалов; -по атомн. Судоходству; -по использ-ю яд. ист-ков в космосе; -по яд. страхованию и установл-ю ответственности за яд. ущерб.
Источники: 1. Договор «О запрещении испытания яд. оружия в атмосфере, КП, под водой» 1963; 2. Дог. о нераспространении яд. оружия 1968; 3. Конвенция «О физич. защите яд. материалов» 1980; 4. Конвенция «Об оперативном опвещении о яд. аварии» 1986; 5.Конвенция «О помощи при аварии или радиац. аварийн.ситуации» 1986; 6. Устав мд агенства по атомной энергии 1956.
Использование атомн. ист-ков энергии в космич. простр-ве.
Проблемы обеспеч-я безоп-ти при использ-и яд. ист-ков энергии
Ограничение дозы р/а облучения при исп-и яд. ист-ков в космосе
Уведомление об исп-и ист-ков яд. энергии в космосе
Оказание помощи в ликвидации последствий аварии косм. объектов с яд. ист-ками энергии в космосе
Ответственность в связи с использ-ем яд. ист-ков энергии в космосе.
МАГАТЭ и его гарантии.
Создано в 1956г. Устав принят 26 окт. 1956, вступил в силу в июле 1957.
Органы: Ген.конференция (высш), Совет управляющих (исполнит.), Секретариат (админ.). Контроль за обеспечением гарантий исполн-я конвенций; по м/д-правовой ответств-ти за яд. ущерб.
Ответственность регулируется: Венской конвенцией 1963г, Парижской конв. 1960.
Принципы ответств-ти:
абсол.отв-ть: отв-ть без вины в случае причинения вреда, т.к. яд. ист-ки - ист-ки повыш. опасности
необходимость осущ-я яд. страхования
принцип огранич-я ответств-ти максим. предел суммы возмещения.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: