2014 национальны й стандар т Российской Федераци и Безопасность железнодорожных аттракционов


ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
ГОСТ Р
-2014


н а ц и о н а л ь н ы й
с т а н д а р т
Р о с с и й с к о й
Ф е д е р а ц и и
_____________________________________________________________
Безопасность железнодорожных аттракционов
Издание официальное
Москва
Стандартинформ
201
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации – ГОСТ Р 1.0 – 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Промсервис»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 427 «Аттракционы и другие устройства для развлечений»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2014 г. №
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок – в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Ó Стандартинформ, 2009
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Содержание
1 Область применения…………………………………………
2 Нормативные ссылки…………………………………………………
3 Термины и определения……………………………………………
4 Общие требования безопасности .............................................
5 Требования к материалам и комплектующим изделиям
6 Требования к сборочным соединениям…………………………
7 Требования к железнодорожным поездам ……………………………
Введение
Требования настоящего стандарта предназначены для обеспечения защиты посетителей железнодорожных аттракционов, передвигающихся с помощью транспортных средств на электрической тяге.
Исходным принципом настоящего стандарта является необходимый минимум требований для обеспечения достаточного уровня безопасности.
Применение настоящего стандарта предназначено для минимизации причинения вреда посетителям при их движении по железнодорожному аттракциону.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность железнодорожных аттракционов.
Safety rail rides

Дата введения –
1 Область применения
1.1.Стандарт распространяется на передвижные железнодорожные аттракционы (в дальнейшем изложении – аттракцион), оснащенный одним поездом.
1.2. Стандарт устанавливает общие требования к безопасности железнодорожных аттракционов.
1.3 Стандарт определяет мероприятия, относящиеся к рискам, связанным с использованием по назначению аттракциона, и требования по их минимизации для посетителей, зрителей и персонала.
1.4.Стандарт не устанавливает требований безопасности при хранении и транспортировании аттракциона.
1.5. Стандарт не распространяется на стационарные рельсовые железные дороги для проведения испытаний, передвижные рельсовые железные дороги для проведения профессиональных трюков и съемок, стационарные детские, пассажирские и грузовые железные дороги.
1.6.Стандарт не устанавливает уровни допустимого риска для аттракциона.

Издание официальное
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты и классификаторы
ГОСТ Р ЕН 1177–2006 Покрытия игровых площадок ударопоглощающие. Требования безопасности и методы испытаний
ГОСТ Р ИСО 10015-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению
ГОСТ 2.601-95 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 2.610–2006 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов
ГОСТ Р 51344-99 Безопасность машин. Принципы оценки и определения риска»
ГОСТ Р 51885-2002 (ИСО 7001-90) Знаки информационные для общественных мест.
ГОСТ Р 51898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты
ГОСТ Р 50571.27-2003 Электроустановки зданий. Часть 7-740.Требования к специальным установкам или местам их расположения. Временные электрические установки для сооружений, устройств для развлечений и павильонов на ярмарках, в парках развлечений и цирках
ГОСТ Р 53130–2008 Безопасность аттракционов. Общие требования.
П р и м е ч а н и е – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53130-2010, а также следующие термины с соответствующими определениями.
Поезд: система соединенных или сцепленных между собой средств передвижения (например, тележка, гондола, кресло, капсула, кабина и т.п.), приводимых в движение при помощи устройств, расположенных на средствах передвижения, или независимым прицепным тяговым устройством.
Железнодорожный аттракцион: передвижное устройство для развлечений, предназначенное для перемещения пассажиров в поезде и представляющее собой замкнутую систему с железными рельсовыми путями, состоящими из стационарно монтируемых секций.
4. Общие требования безопасности
4.1.Поезд и компоновка рельсового пути, а также все связанное с эксплуатацией аттракциона оборудование должны быть спроектированы так, чтобы обеспечивать минимальный уровень риска при эксплуатации.
4.2. Прочность конструкции должна обеспечиваться соответствующими конструкторскими решениями и применяемыми материалами.
4.3. Примененные инженерные решения при проектировании и изготовлении должны быть подтверждены расчетами, результатами испытаний или комбинацией расчетов и испытаний.
4.4.В конструкции должно быть предусмотрено эффективное средство сигнализации (например, звуковая или световая сигнализация), посредством которого оператор может привлечь внимание пассажиров и зрителей.
5.Требования к материалам и комплектующим изделиям.
5.1. Материалы и вещества не должны быть опасными и вредными для пассажиров и персонала.
5.2.Качество используемых материалов и комплектующих изделий должно быть подтверждено соответствующими документами о качестве (сертификатами) и проверено при входном контроле.
5.3.Используемые материалы должны быть с нормируемыми механическими свойствами и химическим составом.
5.4.Материалы и комплектующие изделия, применяемые при изготовлении должны соответствовать требованиям конструкторской документации и распространяющимся на них нормативным документам.
6.Требования к сборочным соединениям
6.1.Узлы и детали аттракциона, представляющие источники опасностей для пассажиров и обслуживающего персонала при монтаже, демонтаже, эксплуатации и транспортировании должны быть обозначены сигнальными цветами и знаками безопасности.
6.2.Резьбовые соединения должны иметь элементы, исключающие их самопроизвольное отвинчивание.
6.3.Запорные устройства должны иметь контролируемую фиксацию, исключающую самопроизвольное открывание.
6.4.Конструкция сборочных соединений должна быть выполнена таким образом, чтобы обеспечить их безопасный монтаж и демонтаж.
7. Требования к железнодорожным поездам
7.1 Требования к путям
7.1.1.Конструкция путей должна обеспечить перемещения поезда по заданной траектории.
7.1.2.Изменение направления путей не должно затруднять движение поезда.
7.1.3.Конструкция уклонов и изгибов путей должна исключать при движении полностью нагруженного поезда возможность его схода с рельсов или опрокидывание.
7.1.4.Рельсовые пути должны быть спроектированы так, чтобы обеспечивать их правильный монтаж и выравнивание.
7.1.5. Рельсовые пути должны исключать любое непреднамеренное поперечное смещение поезда.
7.2.Требования к рельсам
7.2.1.Конструкция рельсового пути должна исключить любое непреднамеренное поперечное смещение поезда.
7.2.2.Секции рельс на концах должны соединяться болтовыми соединениями.
7.2.3.Шпалы должны быть уложены на плоские поверхности, способные обеспечить надлежащую несущую способность от прилагаемой нагрузки.
7.2.4.Рельсовый путь на участке подъезда к мосту и на самом мосту должен быть оборудован контррельсом или иным приспособлением, предотвращающим сход поезда с рельсов.
7.2.5.Длина контррельса или другого приспособления для предотвращения схода поезда с рельсов должна быть достаточной, чтобы исключить сход поезда с рельсов.
7.3.Требования к стрелочным переводам
7.3.1.При необходимости рельсовые пути могут быть оборудованы стрелочными переводами.
7.3.2.Подвижные элементы стрелочного перевода должны иметь надежную опору.
7.3.3.Соединения подвижных концов остряков или рельсов должны обеспечивать неизменность ширины колеи.
7.3.4.Станина переводного механизма или приводной механизм должны быть закреплены относительно главного рельсового пути.
7.3.5.Стрелочные переводы должны быть оснащены переводным механизмом.
Переводной механизм в ручных стрелочных переводах должен обеспечивать
- удержание остряков в заданном положении;
-визуальную информацию водителю локомотива о направлении движения через стрелочный перевод;
-блокировку.
7.3.6.Стрелочные переводы, работающие автоматическом режиме, должны иметь сигнальную систему.
7.4 Требование к поезду
7.4.1.Для перемещения поезда по рельсовому пути должны применяться колеса с ребордами или направляющие ролики или сочетание тех и других.
7.4.2.Для безопасной эксплуатации поезда в конструкции аттракциона должны быть предусмотрены органы управления, индикаторы или иные устройства обеспечивающие:
-управление тормозами;
-управление направлением и скоростью перемещения;
-аварийный останов;
-блокировку движения локомотива или поезда, если они находятся без контроля обслуживающего персонала.
7.5. Требования к средствам передвижения
7.5.1.Средства передвижения должны быть оборудованы сцепными устройствами.
7.5.2.Сцепные устройства должны быть оснащены дополнительными ненагруженными предохранительными цепями или стальными тросами.
7.5.3.Предохранительные цепи или тросы должны быть постоянно установлены между всеми средствами передвижения.
7.5.4.Прочность цепей или тросов должны гарантировать, что все вероятные нагрузки в случае незапланированного расцепления будут выдержаны.
7.5.5.Каждое средство передвижения должно иметь:
-маркировку для индивидуальной идентификации;
-устройства фиксации или запорные устройства в соответствии с ГОСТ 53130-2010.
7.5.6.Если средство передвижения изготовлено из дерева, то оно должно быть оборудовано сплошной стальной рамой, концы которой непосредственно соединяются со сцепными устройствами.
7.5.7.Каждое средство передвижения должно иметь маркировку по ГОСТ Р 53130-2010.
7.6. Требования к тормозной системе
7.6.1.Поезд должен иметь тормозную систему.
7.6.2.Тормозная система должна обеспечивать безопасное приведение полностью нагруженного поезда в неподвижное положение в наиболее короткое время.
7.6.3.Тормозная система должна удерживать полностью нагруженный поезд в неподвижном состоянии при высадке и посадке пассажиров.
7.6.4.Выбор тормозной системы должен быть обоснован на основании идентификации опасностей и оценки рисков, зафиксированных в документах.
7.7.Требования к максимальной скорости движения
7.7.1.Поезд должен иметь ограничения по максимальной скорости движения.
7.7.2.Выбор максимальной скорости движения должен быть обоснован на основании идентификации опасностей и оценке рисков, зафиксированных в документах.
7.7.3.Максимальная скорость движения поезда, предназначенного для перемещения детей до 8 лет, не должна превышать 4 км/час.
7.8.Требования к электрическому оборудованию
7.8.1. Электрическое оборудование аттракциона должно отвечать требованиям ГОСТ Р 53130-2010
7.9.Требования к ограждению
7.9.1.По периметру аттракциона должно быть установлено ограждение.
7.9.2.Ограждение должно быть размещено на достаточном расстоянии, чтобы уменьшить риски, связанные с использованием контуров безопасности.
7.9.3.Ограждение должно отвечать требованиям ГОСТ Р 53130-2010.
7.10.Требования к освещению
7.10.1.Трасса и площадь вокруг аттракциона должны иметь достаточное освещение, чтобы обеспечивать надлежащий контроль за поездом.
7.10.2. Освещение должно обеспечивать одинаковую яркость, без теней и отражения света вдоль всех путей.
7.11.Требования к специальным сигналам
7.11.1.Аттракцион должен быть оборудован специальными сигналами, которые призваны предупредить посетителей об опасностях во время их движения.
7.12.Требования к визуальной информации для посетителей
7.12.1.Визуальная информация для посетителей должна быть установлена перед входом.
7.12.2.Визуальная информация для посетителей может быть представлена в виде одной или нескольких информационных табличек, а также иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
7.12.3. Визуальная информация должна быть доступна для чтения посетителями и зрителями.
7.12.4.Визуальная информация, может состоять, из текста, слов, символов, используемых по отдельности или вместе и служащих для передачи информации.
7.12.5.Визуальная информация доводится до посетителя на русском языке и, при необходимости, на государственных языках субъектов Российской Федерации, а также родных языках народов Российской Федерации.
7.12.6.Рекомендуется для визуальной информации для посетителей указывать:
-правила пользования для посетителей;
-ограничения и запреты;
-остаточные риски;
-рекомендации по безопасному движению по трассе;
-информацию об адресах и телефонах экстренных служб (службы спасения, скорой помощи).
______________________________________________________________________
УДК 688.775:006.354 ОКС 97.200.40 У57 ОКПО 96 8542
страница 1
скачать
Другие похожие работы: