3. Наука как социальный институт
21. Методы построения теории: аксиоматический, гипотетико-дедуктивный
Методы построения теории
1. Частные, используемые только в какой-то отдельной области (например, метод раскопок в археолгии)
2. Общенаучные, используемые разными науками, дающие возможность связывать воедино все стороны процесса познания:
– общелогические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия)
– методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование)
– методы теоретического познания (абстрагирование, идеализация, формализация)
3. Всеобщие (диалектика, метафизика, метод проб и ошибок)
Аксиоматический метод
Аксиоматический метод (греч. axioma - значимое, принятое положение) – способ построения теории, при котором некоторые истинные утверждения избираются в качестве исходных положений (аксиом), из которых затем логическим путем выводятся и доказываются остальные истинные утверждения (теоремы) этой теории.
Классический пример, геометрия Евклида.
Требования к аксиомам:
– непротиворечивость, т.е. из начальной системы аксиом не должны быть выводимы одновременно утверждение и отрицание этого утверждения;
– независимости аксиом, т.е. любая аксиома не должна быть выводима из других аксиом, иначе она становится теоремой;
– полноты аксиомы, т.е. любое предложение, сформулированное в данной системе аксиом, должно доказываться только внутри нее, без привлечения дополнительных источников.
Гипотетико-дедуктивный метод
Предполагает в качестве исходной позиции построения теории некую гипотезу, логические следствия которой затем доказываются эмпирическим путем.
Гипотетико-дедуктивный метод – особая форма аксиоматического метода построения теории, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах.
22. Понятие истины. Проблема соотношения объективного и субъективного в истине. Признаки и критерии истины
Понятие истины
Истина — такая качественная характеристика мысли, представления или суждения, которая позволяет считать их знанием. Истиной также может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом истина есть универсальная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания. Противоположным истине является понятия лжи.
В общей философии под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической.
В философии, понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его самостоятельной противоречивости/непротиворечивости, а также в рамках разведения полезности и бесполезности (эффективности и неэффективности).
В науке (физике, химии, истории, социологии и др.) категория истины обладает двойственной характеристикой. С одной стороны, истина есть в традиционном понимании цель научного познания, а с другой — это самостоятельная ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью, как минимум быть комплексом базовых решений теоретических и практических задач.
Проблема соотношения объективного и субъективного в истине
Истина есть единство объективного и субъективного, т.е. внутренние законы самого мира выражаются в теоретических формах человеческого (научного) мышления. Для субъективного материализма «объективность» – это независимость наших знаний от субъективных особенностей человеческого познания. Для субъективного идеализма «объективность» – общая значимость, конвенция для какого-либо научного сообщества; Сознание человека способно на истинное отражение действительности, т.к. относится к любому предмету, взаимодействует с любым предметом по его собственным меркам (в отличие от животных,
Признаки и критерии истины
В общей философии, общественно-гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической.
В философии, понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его самостоятельной непротиворечивости, а также в рамках разведения полезности (эффективности).
В логике, для которой значение истинности суждений и умозаключений является одним из преимущественных предметов изучения, критерием истинности выступает логическая правильность: относительная полнота формально-аксиоматических систем и абсолютное отсутствие в них противоречий.
В разделах науки (физике, химии, истории, социологии и др.) категория истины обладает двойственной характеристикой. С одной стороны, истина есть в традиционном понимании цель научного познания, а с другой — это самостоятельная ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью, как минимум быть комплексом базовых решений теоретических и практических задач.
23. Корреспондентская, когерентная и прагматическая концепции истины: характеристика и сравнительный анализ
Научная истина – это знание, которое отвечает двойному требованию: во-первых, оно соответствует действительности; во-вторых, оно удовлетворяет ряду критериев научности.
К этим критериям относится: логическая стройность; эмпирическая проверяемость, в том числе проверка временем; возможность предсказывать на основе этих знаний новые факты; непротиворечивость тем знаниям, чья истинность уже достоверно установлена и прочее.
страница 1 ... страница 10страница 11страница 12страница 13страница 14 ... страница 19страница 20
скачать
Другие похожие работы: