3. Наука как социальный институт
Классическая линия понимания истины
Корреспондентская концепция: истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени, Гегель);
Теория соответствия предполагает отнесенность знания к внешнему по отношению к нему объекту. Общее положение о соответствии знания объекту реализуется в более конкретных представлениях о соответствии теоретического и эмпирического уровней знания, эмпирического знания и чувственных данных, ощущений и внешних воздействий. В зависимости от приписываемой уровням и элементам знания роли возможны различные толкования теории соответствия, так же, как возможно возникновение различных проблем данной теории.
Способы установления соответствия мысли и действительности:
– Авторитарная концепция: истина — это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие)
– Теория истины как очевидности: истина — это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф.Брентано , Э. Гуссерль)
– Теория истины как опытной подтверждаемости (Дж. Локк, М. Шлик)
– Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины в теории, использующей данное понятие; требуется построение метатеории, задающей условия понимания истины для исходной теории (А. Тарский)
Неклассические концепции:
– Конвенциональная теория: В основе научных теорий лежат явные или неявные соглашения ученых относительно исходных понятий, аксиом и определений.
– Когерентная теория: Истина – это связность, согласованность знания между собой, т.е. внутреннее единство, непротиворечивость знания между собой.
– Прагматическая теория: Истина – это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха. Эта концепция хорошо совместима с прикладными науками, но почти несовместима с фундаментальными. Прагматизм указывает на неспособность концепции соответствия учесть приспособительный и преобразующий характер познания, исключающий какое-либо копирование объекта. Если придерживаться теории соответствия, то, многие справедливо признанные истины окажутся совершенно непроверяемыми вследствие недостижимости соответствующего согласия, а утверждения об истинности станут бессмысленными.
24. Понятие интуиции, её место и роль в научном познании
Существует 2 вида знания:
– непосредственное (интуитивное);
– опосредованное, опирающееся на вывод, на доказательство (опыт), знания.
Интуиция – это внезапное, полное, точное постижение предмета.
Проблема интеллектуальной интуиции возникло в эпоху нового времени в связи с проблемой обоснования знания (Кант, Лейбниц). Источник знания – это сам разум, когда он одновременно и мыслит, и созерцает всеобщие и необходимые связи предметов.
Для иррационализма (Шопенгауэр, фр. философ А. Бергсон) интуиция противостоит рассудочному знанию как живое, спонтанное омертвляющему, аналитическому, механическому.
Виды интуиции:
– интуиция как восприятие:
– моментальное узнавание предмета, явления или знака,
– ясное понимание значения и взаимоотношений последовательности знаков (текста, диаграмм),
– способность интерпретации (понимание, интерп.формул, теор.принципов),
– интуиция как воображение:
– геометрическая интуиция или способность к представлению (умение наглядно представить отсутствующие объекты или создать наглядные модели),
– творческое воображение, вдохновение, т.е. интуиция новых идей,
– интуиция как разум:
– ускоренное умозаключение, т.е. скачкообразный переход от одних утверждений к другим с «проскакиванием» опосредующих звеньев,
– способность к синтезу (обобщ. восприятие) – это схватывание разнородных элементов, сведение их воедино (конструктор самолетов увидел одноглазого человека, его осенило создание не одномоторного самолета, а двухмоторного)
– интуиция как оценка: умение быстро и правильно оценить важные, значительные проблемы и их перспективы.
Место и роль в научном познании
Интуиция – это то, что относится к деятельности ученого, а не к науке:
– интуиция плодотворна в той степени, в какой затем логически разъяснена, разработана;
– интуитивные прозрения опираются на опыт и знания ученого;
– самоочевидность – это психологическое свойство, а не доказательство, принимаемое наукой.
25. Соотношение рационального и иррационального в научном познании. Место гносеологической веры в научном познании
Научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.
Рациональное познание
Процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. К признакам науки относятся:
– Системность и целостность – Стремление обосновать свои предположения фактами, логически непротиворечивым путем – Открытость, неполнота, возможность уточнения и дополнения | – Самокритичность – Наличие собственного языка, методов – Репродуктивность (воспроизводимость) – Независимость от мысли ученого. |
страница 1 ... страница 11страница 12страница 13страница 14страница 15 ... страница 19страница 20
скачать
Другие похожие работы: