3урсы повышения квалификации Здоровье emeu №19, 1-15 октября/2005 Педагогический университет «Первое сентября»
3урсы повышения квалификации Здоровье^emeu № 19, 1-15 октября/2005
Педагогический университет «Первое сентября»
Марьяна БЕЗРУКИХ,
доктор биологических наук, профессор, академик РАО
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Курс лекций
Учебный план курса
№ газеты | Учебный материал |
17 | Лекция № 1. Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологическая цена учебных нагрузок |
18 | Лекция № 2. Понятие о школьных трудностях и школьных факторах риска (ШФР). Методы оценки и выделения школьных факторов риска |
19 | Лекция № 3. Методики оценки организации учебного процесса и школьных факторов риска Контрольная работа № 1. Проанализировать учебную и внеучебную нагрузку учащихся в течение учебного дня (недели), используя метод анкетного опроса (срок выполнения — до 15 ноября 2005 г.) |
20 | Лекция № 4. Психофизиологические основы познавательной деятельности и особенности организации учебной деятельности детей разного возраста. |
21 | Лекция № 5. Функциональное состояние ребенка как показатель эффективности и адекватности учебной нагрузки. Понятие о работоспособности, напряжении, утомлении. Возрастные особенности работоспособности. Методы оценки напряжения и утомления Контрольная работа № 2. Оценить степень функционального напряжения учащихся и эффективности адаптации (срок выполнения — до 15 декабря 2005 г.) |
22 | Лекция № 6. Психофизиологические основы адаптации и дезадаптации. Этапы физиологической адаптации к учебным нагрузкам, особенности адаптации на разных этапах возрастного развития. Закономерности адаптации и организация учебного процесса |
23 | Лекция № 7. Психофизиологические основы формирования базовых учебных навыков письма и чтения. Анализ существующих методических подходов, их адекватность возрастным особенностям |
24 | Лекция № 8. Физиологические основы организации эффективной работы учащихся при использовании новых технологий обучения |
Итоговая работа (срок выполнения — до 28 февраля 2006 г.) представляет собой проведение сравнительного анализа организации учебного процесса, напряженности двух исследуемых коллективов, различающихся по используемым методикам, программам, профилям, возрасту (можно выбрать любой вариант). Итоговая работа сопровождается справкой из учебного заведения. |
1
fgopofk^emeu №19, 1-15 октября/2005
ЛЕКЦИЯ 3
Методики оценки организации учебного процесса и школьных факторов риска
Показателями эффективной организации учебного процесса и в то же время факторами риска являются:
рациональность организации процесса;
общая учебная нагрузка, чрезмерная нагрузка;
внеучебная нагрузка или перегрузки;
организация режима дня, учебных и внеучебных занятий.
Рассмотрим, как можно оценить эти показатели и как можно интерпретировать результаты и использовать их в работе руководителей образовательных учреждений, классных руководителей и педагогов.
В наших лекциях мы не останавливаемся на гигиенических параметрах, необходимых для организации учебного процесса. Гигиенические условия организации учебного процесса содержатся в Санитарных правилах и нормах и должны соблюдаться каждым образовательным учреждением. Соблюдение гигиенических требований к состоянию, содержанию и оснащению школы - очень важный фактор, он оказывает серьезное влияние на функциональное состояние ученика, его работоспособность, здоровье. Даже такая на первый взгляд мелочь, как проветривание помещений на перемене, важна и необходима, т.к. объем кислорода в классной комнате за урок резко снижается, а углекислый газ накапливается. Занятия в непроветренном помещении ухудшают кровоснабжение мозга, снижают работоспособность, утомление организма в таких условиях возникает быстрее. Не менее важна хорошая освещенность класса, рабочего места каждого ученика. Недостаточное освещение не только очень быстро вызывает резкое зрительное утомление, но и существенно снижает общую работоспособность. В последние годы мало внимания уделяется подбору школьной мебели, соответствующей росту детей.
Несоблюдение гигиенических норм даже при рациональной организации учебного процесса снижает его эффективность и качество обучения.
Анализ общей учебной нагрузки может проводиться:
у каждого ученика - для этого используются анкета № 1, содержащая информацию об общей учебной (школьной и внешкольной) нагрузке, а также данные о продолжительности приготовления уроков и дополнительных домашних заданий. Эта же анкета позволяет проанализировать распределение учебной нагрузки в течение недели;
в каждом классе - в этом случае мы используем анкету № 1 каждого ученика или расписание занятий в школе, выявляем индивидуальные различия в объеме нагрузки у разных учеников, а также определяем среднюю нагрузку учеников в течение дня и недели;
в целом по параллелям (например, в 1, 3, 5, 7, 9, 11-х классах);
в целом по начальной, основной, старшей школе.
Рекомендуется проводить анализ общей учебной нагрузки несколько раз в течение учебного года. Это позволяет не только понять, как распределяется нагрузка в течение учебной недели, но и как изменяется нагрузка на протяжении учебных четвертей, учебного года, в разных классах и т.п. Например, для того чтобы получить данные об общей учебной нагрузке в классе и ее особенностях у разных учащихся, можно составить сводную таблицу (см. табл. 1).
Средняя суммарная дневная нагрузка определяется делением суммы нагрузки у всех учащихся на количество учащихся (см. табл. 2).
Получив данные о ежедневной учебной нагрузке в течение недели, можно определить недельную учебную нагрузку (в школе и дома).
Данные о недельной учебной нагрузке можно сопоставить с нормативами, регламентированными СанПиНа- ми. Для такого сравнения мы приводим данные максимально допустимой (недельной) нагрузки (сюда следует включать не только уроки, но и дополнительные и факультативные занятия) и время на приготовление домашних заданий.
Сравнивая данные об учебной нагрузке в школе, полученные по каждому ученику, классу (классам), школе с нормативами, можно определить:
классы (возраст), количество учащихся, имеющих дневной и недельный объем школьной нагрузки, соответствующий нормативам;
выделить те классы (возможно, занимающиеся по разным программам, учебникам, методикам и т.п.), у которых школьная нагрузка превышает допустимые нормативы (важно определить и насколько превышена нагрузка в день, в течение недели и т.п.).
Полученные в ходе такого анализа данные позволяют сравнивать разные виды нагрузок, проследить:
как меняется школьная нагрузка от 1-го к 11-му классу;
как растет время внеурочной школьной нагрузки (факультативы, дополнительные занятия) от 1-го к 11-му классу, и что происходит в средней и старшей школе;
как меняется (и меняется ли?) время приготовления домашних заданий от класса к классу;
какие предметы занимают основную часть времени приготовления домашних заданий;
каковы различия во времени приготовления домашних заданий у разных учащихся в классе (какие предметы для каких учеников наиболее сложные).
Возможны и другие варианты анализа. Например, два параллельных класса работают с разными учебниками и программами, количество уроков при этом одинаково, но успевают ли ученики усваивать основной учебный материал в школе или для этого необходимы дополнительные часы занятий дома? Или еще один пример. Начинается изучение иностранного языка или второго иностранного языка, при этом важно понять, насколько увеличивается время домашней работы.
|урсы повышения квалификации fдоробье^етей № 19, 1—15 октября/2005
Педагогический университет «Первое сентября»
АНКЕТА № 1
Общая учебная (школьная и внешкольная) нагрузка
Школа класс
возраст дата заполнения
дополнительная информация
Виды учебной нагрузки | Дни недели | ||||||
| | | | | | | |
Уроки (часы) | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскресенье |
1. Уроки в школе, кол-во | | | | | | | |
2. Дополнительные занятия, кол-во | | | | | | | |
3. Факультативы, кол-во | | | | | | | |
4. Индивидуальные дополнительные занятия, кол-во | | | | | | | |
5. Занятия на продленном дне, кол-во | | | | | | | |
6. Выполнение домашних задании | | | | | | | |
7. Какие предметы потребовали наибольшего времени | | | | | | | |
8. Дополнительные домашние задания
| | | | | | | |
9. Общая учебная нагрузка по дням недели | | | | | | | |
1
Общая учебная нагрузка учащихся класса
(понедельник)
Общая (суммарная) учебная нагрузка учащихся класса
в течение недели
ifgopofibe^emeu № 19, 1-15 октября/2005
Таблица 1
Фамилия, имя учащегося | Виды учебной нагрузки (см. анкету № 1) | Суммарная нагрузка в течение дня | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1. Иванов Коля | | | | | | | | | |
2. Петров Саша | | | | | | | | | |
3. Сидоров Ваня | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Итого уроков (часов): | | | | | | | | | |
Примечание: средняя величина нагрузки (уроков, часов) может быть рассчитана по каждому виду нагрузки (для этого итог по каждому столбцу нужно разделить на количество учащихся, нагрузка которых внесена в таблицу). |
Таблица 2
Дни недели | Виды учебной нагрузки (суммарная нагрузка у всех учащихся | Суммарная нагрузка за день | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Понедельник | | | | | | | | | |
Вторник | | | | | | | | | |
Среда | | | | | | | | | |
Четверг | | | | | | | | | |
Пятница | | | | | | | | | |
Суббота | | | | | | | | | |
Общая недельная нагрузка по каждому виду* | | | | | | | | | Общая недельная по всем видам нагрузки*** |
Средняя недельная по каждому виду нагрузки** | | | | | | | | | Средняя недельная по всем видам нагрузки** * * |
Примечание: среднюю недельную нагрузку (**) по каждому виду определяем как результат деления суммарной недельной нагрузки (*) на число анализируемых дней недели; среднюю недельную нагрузку по всем видам (****) определяем как результат деления общей недельной нагрузки по всем видам (***) на количество анализируемых дней недели. |

№
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: