NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



52. Эволюция религиозных верований в странах се


52. Эволюция религиозных верований в странах СЕ.

Языческий культ скандинавов был децентрализованным культом и представлял собой совокупность местных и семейных культов наряду с общенациональными религиозными фестивалями. Руководство культом осуществляли местные вожди и лидеры: на ферме — глава семейства, на общенациональном фестивале — конунг. По этой причине у скандинавов не существовало понятия «религия» в современном понимании и наиболее близким по значению было понятие sidr — традиция. Так христианство на начальном этапе получило название nýr sidr — новой традиции, в противопоставление существовавшему древнему культу forn sidr — старой традиции.

Наиболее известным религиозным центром скандинавского язычества являлся храм в Старой Уппсале, Швеция. Ученые сходятся во мнение, что этот храм являлся последним оплотом язычества на территории Скандинавии. В Храме люди поклонялись трем основным богам, чьи статуи восседали на строенном троне. Тор, названный Адамом «могущественным», сидел в центре трона, а Один (или Водан) и Фрей — по обе стороны от него. Рядом с Храмом располагалась роща для жертвоприношений и росло вечнозеленое священное дерево (вероятно тис) с широко раскинутыми ветвями, а рядом с деревом — источник, где также совершались жертвоприношения, в том числе и человеческие.

В дохристианской Скандинавии не существовало отдельного духовного сословия на подобии средневекового духовенства. Роль священников выполняли светские лидеры. Руководство общественными поклонениями осуществляли лидеры регионов: конунги, ярлы, хёвдинги, хэрсиры и так далее. Духовные функции лидеров являлись неотъемлемой частью их светской власти.

Несмотря на воинственные традиции викингов, в их верованиях существовал некоторый элемент страха смерти и всего, что с ней связан. Считалось, что если почивший не будет правильно похоронен и обеспечен, то он не найдет своего места в загробном мире. Такой блуждающий призрак мог посетить своих потомков в виде ревенана или драугра. Это могло быть знаком, того, что скоро умрет еще один член семьи, а также иные бедствия. В избежание этого требовалось правильно провести церемонию погребения.

Скандинавский культ никогда не представлял собой однородной массы и включал в себя множество различных традиций и верований. Важную роль в обрядах этого культа играл обряд жертвоприношения, основной целью которых было гарантировать плодородие, но также использовались в обрядах по случаям рождения, женитьбы или смерти. В культе существовало строгое разделение на частный культ, привязанный к дому и человеку, и на общественный культ, привязанный к структуре общества.

Многие викинги принимали крещение на чужбине и зачастую проделывали эту церемонию не однажды. Однако, подобное крещение нередко бывало лишь условием заключения политического союза или мира, кроме того, при крещении можно было получить новое платье и крестильные дары, после него устраивались праздники. Некоторые скандинавы проходили так называемый обряд первичного крещения. Они принимали крест, как знак первого посвящения, и этот символ христианской веры мог играть положительную роль при общении с христианами, например, при совершении с ними торговых сделок. Вместе с тем, это не мешало скандинавам одновременно поклоняться своим прежним богам. Были и такие, кто узнавал о новой религии от друзей или родственников, побывавших в христианских странах, например, в Англии, Ирландии или Нормандии. Тамошние переселенцы довольно быстро приобщались к местной религии. Таким образом, до перехода в новую веру население в Скандинавии в течение сотен лет уже общалось с христианами. Это были торговцы и дипломаты, посещавшие Скандинавию, а также миссионеры, присылаемые сюда церковью.

На протяжении эпохи викингов в Скандинавии и за ее пределами выходцы из этого региона по-разному относились к своему переходу в новую веру. Некоторые делали это серьезно, с полным сознанием того, что совершилось, но иные, в большинстве своем просто включали Христа в многочисленный пантеон своих языческих богов и даже иногда совершали в честь него жертвоприношения.

Христианизация насильственная, сжигали языческие храмы и на их месте строили христианские. Большая роль католической церкви (поддерживала власть в Дании, поэтому датские короли выделяли ей земли). Именно оживление торговли побуждало королей поощрять миссионерскую деятельность христиан в этих крупных торговых центрах.

Помимо этого, введение христианства помогало налаживать отношения с властными структурами и народами других христианских стран. Если бы король Кнуд Великий оставался язычником, он никогда бы не смог стать королем Англии. Официальная христианская вера не давала возможности правителям других стран осуществлять экспансию под предлогом распространения истинной религии. Добровольный переход в христианство исключал возможность насильственных мер, сопровождавших введение христианской веры.

Не желавшие принимать христианство и подчиняться политике правителей перебирались в Исландию, где долгое время существовало язычество. Родовитые исландцы выполняли функции жрецов прямо на своих усадьбах, где располагались и святилища. В 1000 году принято решение принять христианство, но можно было продолжать отправлять прежние языческие культы.

16в. – Реформация. В Швеции ее начал король Густав Васа решением о редукции церковных земель.

Анабаптисты, кальвинизм, лютеранство, англиканство.

Конец 16в. – церковный собор в Уппсале принял «Аугсбургское исповедание», т.е. лютеранство признано госуд. религией.

1536 г. – Кристиан II (Дания) провел Реформацию: арестовал епископов, провел редукцию церковных земель, перестроил церковную службу на лютеранский лад.

Реформация в Норвегии, Исландии: вызвала наибольшее сопротивление у наеления, т.к. рассматривалась как орудие дальнейшего усиления датского гнета; госсовет Норвегии ликвидирован; Исландия чахла.

Реформация в Скандинавии имела королевскую власть (особенно в Швеции) (больше территорий коронных земель, налогов в казну, нет независимости церкви), была соединена с политическими переворотами.

Олаус Петри (Швеция): проводил политику «конструктивной умеренности» при распространении идей Реформации. Был менее агрессивен к католической церкви, чем Лютер. Язык его проповедей прост, доверчив, понятен, нет «чуда», характер нравственно-воспитательный. Благодаря заслугам О.Петри реформация в Швеции прошла наиболее гладко и без конфликтов.

1686г. – Карл 11 издал новый Церковный закон, к-рый провозглашал монарха главой шведской лютеранской церкви.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: