56. Понятие о налогово-бюджетной системе экономических отношений регионов-субъектов с Центром
56. Понятие о налогово-бюджетной системе экономических отношений регионов-субъектов с Центром.
Для решения проблемы межрегиональной дифференциации в разных зарубежных странах существуют собственные системы методов гос бюджетной политики выравнивания.
Сущ две модели организации бюджетной системы-конкурентная и кооперативная.
1) Конкурентная (США) – высокая степень фин самостоятельности штатов, децентрализ управления; слабое участие центр правит-ва в политике выравнивания. При это есть трансферты на соц нужды, они направлены на повышение благосост граждан (составл 20% расходов штатов).
2) Кооперативная (ФРГ)-значит участие рег властей в функц перепаспред-я нац дохода; активная политика горизонт вырав-я; принцип тер справедливости; бюджетно финасов отношения между центром и регионам сильно централиз-ы.
2-я модель хар-на для РФ.
После распада СССР единый бюджет был расчленен на 3 части – федеральный, бюджет субъектов РФ и местные бюджеты.
Консолидированный бюджет субъекта – бюджет самого субъекта и свод бюджетов наход на его территории муниц образований.
Консолидированный бюджет РФ – это фед бюджет и консолидированные бюджеты РФ. Бюджетные отношения между РФ, субъектами и органами местного самоуправл стоятнся на принципах бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов РФ и органами местного самоуправл в области финансов, в частности в бюджетн сфере.
Принципы: 1) разграничение полномочий между органами власти всех уровней; 2) обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев. 3) самостоятельность в выборе направлений использ бюджета.
В рамках системы бюджетного федерализма используется механизм бюджетного выравнивания с помощью федеральных трансфертов. Однако здесь существует проблема оценки уровня развития регионов и определения объема финансирования. На местные бюджеты были переложены дополнит расходы по финансир социал инф-ры и ряд других расходов, однако, их доходная база не была расширена. Сущ практика, при которой до 60% от суммы налогов, собранных в муницип образовании, уходят в регионал и федерал бюджеты, собств расходы покрыв лишь на 10% (муницип образ-я Мари Эл, Удмуртии, Липецкой и т.д.)=>муницип органы превращ в постоян-х просителей. Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущих год ниже, чем в целом по РФ. Предоставл помощь из федерального бюджета через Фонд поддержки субъектам федерации.
Бюджетный федерализм – это форма организации межбюджетных отношений в федеративном государстве. Российская модель бюджетного федерализма опирается на конституционно-декларированное распределение предметов ведения между Федераицей, её субъектами и муниципальными образованиями и исходит из законодательно установленной структуры разделения между всеми уровнями власти собираемых в гос-ве налогов. В её рамках используется механизм бюджетного выравнивания с помощью федеоал трансфертов субъектам Федерации.
Центральное место занимает федеральный бюджет-является средством аккумулирования финансовых ресурсов
страница 1
скачать
Другие похожие работы: