А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой «Учебник практикум для старших классов»

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для X класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; ориентирована на использовании учебника для 10 класса А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой «Учебник – практикум для старших классов».
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня. На преподавание русского языка в 10 классе отводится 1 час в неделю Преподавание основано на повторении и закреплении знаний, полученных за годы обучения в 5-9 классах. Согласно методике обучения русскому языку предлагается в 10 классе повторять сведения по разделам «Фонетика», «Лексика и фразеология», «Морфемика», «Словообразование», «Морфология», при этом делая упор на орфографию, а в 11 классе – «Синтаксис» и «Пунктуация». При планировании не только соблюдалась преемственность с систематическим курсом русского языка(5-9 классы), но и учитывалась подготовительная работа к единому государственному экзамену.
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.
На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
В содержании рабочей программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.
Как и рабочая программа для основного общего образования, данная программа состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка, а также основы культуры речи, элементарные сведения по теории речевого воздействия, то есть целесообразного и оптимального использования языковых средств и речевых механизмов для достижения целей общения. Это содержание обучения является базой для развития речевой компетентности учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
.
Цели обучения русскому языку на базовом уровне
Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного под-ходов к обучению родному языку:
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Содержание программы
Введение 1 ч.
Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка, типы норм. Норма и культура речи. Понятие о функциональных стилях; основные функциональные стили современного языка.
Лексика. Фразеология. Лексикография 3 ч.+ 1 к.р.
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы, паронимы и их употребление. Синонимы, антонимы и их употребление.
Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Фонетика. Графика. Орфоэпия 2 ч.
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения.
Морфемика и словообразование3 ч.
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Основные способы формообразования в современном языке. Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор
Морфология и орфография 7 ч.+1 к.р.
Основные понятия. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих и Ц. Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Приставки ПРЕ- и ПРИ-Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
Имя существительное 2 ч. +1 к.р.
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение способа выражения рода несклоняемых существительных и аббревиатуры. Число имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Падеж и склонение имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное 2 ч.
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных
Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ИЙ. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.
Имя числительное 1 ч.
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов. Морфологический разбор имён числительных. Склонение имён числительных.
Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение 1 ч.
Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений.
Правописание местоимений. Значение и особенности употребления возвратного, притяжательного и определительных местоимений.
Глагол 2 ч.
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/ непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Категория времени глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования. Морфологический разбор глагола. Спряжение глаголов. Две основы глаголов. Формообразование глаголов. Правописание глаголов.
Причастие 1 ч.
Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий.
Образование причастий. Правописание суффиксов причастий.Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные
Деепричастие 1 ч.
Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие 1 ч.
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий.
Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.
Слова категории состояния. Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния
Служебные части речи 3 ч.+ 1 к.р.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов.
Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов.
Правописание союзов
Частицы как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц.
Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.
Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий
Учебно-методическая литература.
Влодавская Е.А. Русский язык. ЕГЭ. Эффективная методика.-М.: Издательство «Экзамен», 2007
Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций.-М.: Издательство «Экзамен», 2008
Угроватова Т.Ю.Русский язык 34 урока подготовки к ЕГЭ. Мастер-класс для учителя М.:Эксмо 2007.
Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2010. Ростов-на Дону: «Легион», 2009г.
Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
Золотарёва И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. – М.: ВАКО, 2007
Добротина И. Г. Уроки русского языка в 10-м классе. Развёрнутое планирование – Ярославль: Академия Холдинг, 2004
Раман Т. В. Тематическое поурочное планирование по русскому языку: 10 класс. – М.: Экзамен, 2004
Демидова Н. И. Поурочное планирование по русскому языку: 10 класс. – М.: Экзамен, 2006
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Цели | Результат |
Учащиеся должны знать и уметь | |||
1. 6.09 | Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. | Сформировать понятие о языке как орудии мышления и средства общения; сформировать понятие русского литературного языка как языка межнационального общения, его месте в системе языков мира; совершенствовать орфографические умения учащихся; | О месте русского языка в системе языков мира. Иметь элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, роли славянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования современного русского языка. Знать и соблюдать нормы литературного языка. |
2. 13. 09. | Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. | Повторить основные понятия лексики; совершенствовать навыки связной монологической речи; развивать языковое чутьё. Совершенствовать умение понимать авторский текст, определять его тему и основную мысль | Знать основные понятия лексики: слово, его значение, лексическое значение слова, прямое и переносное значение, многозначность; понимать авторский текст, определять его тему и основную мысль |
3. 20. 09. | Омонимы, паронимы и их употребление. Синонимы, антонимы и их употребление. | Повторить и обобщить основные лексические виды изобразительно-выразительных средств; продолжить работу по совершенствованию языкового чутья, развивая чувство слова; учить уместному употреблению средств украшения речи | Основные лексические виды изобразительно-выразительных средств; уместно употреблять средства украшения речи. Осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения |
4. 27. 09 | Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. | Продолжить работу с основными лексическими понятиями; совершенствовать навыки грамматических разборов; развивать аналитические навыки | Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы; правильно употреблять их в речи. |
5. 04. 10. | Контрольный срез. Тест по теме «Лексика. Фразеология» | Проверить уровень подготовленности по теме | |
6. 11. 10 | Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. | Дать представление о фонетической системе русского языка; развивать навыки грамматического разбора; формировать чувство языка, понимание гармонии красиво и чётко произнесённого слова; закрепить представления учащихся о различии между звуком и буквой; развивать навыки связной монологической речи; совершенствовать артикуляционные умения | Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии; звуки и буквы, чередование звуков; понимать звукопись как одно из выразительных средств языка. Осознавать смыслоразличительную функцию звука. Уметь выполнять фонетический разбор. |
7. 18. 10 | Орфоэпия. Основные правила произношения. | Дать представление об орфоэпии как одном из разделов науки о языке; формировать стремление следовать произносительным нормам речи; развивать языковое чутьё. | Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека. Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения. Следовать произносительным нормам речи. |
8. 25. 10 | Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. | Повторить основные термины и понятия раздела; формировать навыки анализа языкового материала и словообразовательного разбора; отрабатывать орфографические навыки | Основные термины и понятия раздела; анализировать языковой материал; порядок морфемного разбора. Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессе формо- и словообразования |
9-10 01. 11. 15. 11. | Словообразование. Основные способы словообразования в современном языке. Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор | Основные способы словообразования в русском языке; различие между однокоренными словами и формами одного и того же слова; сущность формообразования; основные способы формообразования в русском языке. Уметь определять способ словообразования, выполнять словообразовательный разбор; пользоваться словарём | |
11. 22. 11. | Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. | Повторить и обобщить основные термины и понятия раздела; познакомить с принципами русского правописания; уточнить понятие орфографии и орфограммы; совершенствовать орфографическую зоркость | Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать особенности грамматического значения слов в отличие от лексического значения. Принципы русской орфографии. |
12. 29. 11 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. | Повторить варианты орфограмм; обобщить знания о правописании проверяемых и непроверяемых безударных гласных | Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных; находить орфограмму в слове |
13. 06. 12. | Чередующиеся гласные в корне слова | Повторить и обобщить правописание корней с чередованием; систематизировать ведущие правила правописания гласных в корнях слов | Правописание корней с чередованием |
14. 13. 12. | Употребление гласных после шипящих и Ц. Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. | Отработать умение отличать орфограмму корня, суффикса, окончания; формировать навык правописания гласных после шипящих; расширять лексический запас обучающихся. Повторить варианты орфограмм; обобщить знания о правописании и употреблении букв Э, Е, Ё; обобщить знания о правописании звонких и глухих согласных, о правописании непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ | Уметь отличать орфограмму корня, суффикса, окончания; правильно писать гласные после шипящих. Правильно писать звонкие и глухие согласные. Правильно писать непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. |
15. 20. 12. | Правописание двойных согласных | Повторить варианты орфограмм; обобщить знания о правописании двойных согласных | Правильно писать двойные согласные; делать верный выбор в пользу написания двойных согласных |
16. 27. 12. | Приставки ПРЕ- и ПРИ- | Повторить варианты орфограмм; обобщить знания о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ- | Правильно писать приставки ПРЕ-, ПРИ-; делать верный выбор в пользу написания Е или И |
17 | Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов. | Повторить варианты орфограмм; обобщить знания о правописании гласных И и Ы после приставок; Ъ и Ь; совершенствовать правописные навыки; развивать общеучебные умения и навыки | Правильно писать Ъ и Ь, гласные И и Ы после приставок; делать верный выбор условий орфограммы. Правильно писать прописные буквы; соблюдать правила переноса слов |
18 | Контрольная работа. Тест по теме «Орфография» | Проверить навыки правописания | |
19 | Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение способа выражения рода несклоняемых существительных и аббревиатуры. Число имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Падеж и склонение имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний. | Повторить основные теоретические сведения об имени существительном как о части речи; совершенствовать навыки правописания имён существительных; закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи; закрепить навыки определения рода несклоняемых существительных; формировать навык морфологического разбора, склонения имён существительных; | Лексико-грамматические разряды имён существительных; род, число, падеж; уметь определять род имён существительных.Согласовать имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода. Определять способ выражения рода несклоняемых существительных и аббревиатуры, число имён существительных; выполнять морфологический разбор имён существительных. Правильно употреблять несклоняемые имена существительные; Правописание падежных окончаний имён существительных, выбирать нужный вариант падежных окончаний. |
20 | Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание. | Повторить и закрепить навык правописания гласных в суффиксах имён существительных, сложных имён существительных, составных наименований | Правильно писать суффиксы имён существительных, сложные имена существительные; делать верный выбор в пользу слитного или дефисного написания имён существительных |
21 | Контрольный тест по теме «Имя существительное» | Совершенствовать умение понимать авторский текст, определять его тему и основную мысль | Использовать в речи существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста. Употреблять имена существительные в соответствии с грамматическими нормами, нормами лексическими и орфоэпическими. Связно излагать текст, понимать авторский текст, определять его тему и основную мысль |
22 | Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. | Повторить и обобщить знания об имени прилагательном как части речи; совершенствовать навыки грамматического разбора Повторить и обобщить знания, связанные со степенями сравнения прилагательных; | Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль, лексико-грамматические разряды, особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Сравнительную и превосходную степени качественных прилагательных, синтетическую и аналитическую формы степеней сравнения. Уметь употреблять краткие и полные формы в функции сказуемого, группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам. |
23 | Морфологический разбор имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на – ИЙ. Правописание суффиксов имён прилагательных.Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных | Обобщить знания, связанные с особенностями склонения притяжательных прилагательных, с правописанием суффиксов имён прилагательных Совершенствовать навыки аналитического разбора, написания Н и НН в суффиксах прилагательных | Выполнять морфологический разбор имён прилагательных Правильно писать имена прилагательные, суффиксы имён прилагательных; склонять имена прилагательные на –ИЙ. Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитета. Правильно писать Н и НН в суффиксах имён прилагательных. |
24 | Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов. Морфологический разбор имён числительных. Склонение имён числительных. Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных. | Повторить и обобщить знания об имени числительном как части речи; совершенствовать навыки грамматического разбора; развивать речь обучающихся Обобщить знания, связанные с особенностями употребления имён числительных; совершенствовать умения правильного написания имён числительных | Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени числительного, определять его синтаксическую роль. Лексико-грамматические разряды имён числительных; употреблять числительные разных разрядов; выполнять морфологический разбор имён числительных, склонять имена числительные |
25 | Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. Значение и особенности употребления возвратного, притяжательного и определительных местоимений. | Обобщить знания о местоимении как части речи; совершенствовать навыки грамматического разбора Обобщить знания, связанные с особенностями употребления возвратных, притяжательных и определительных местоимений. | Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки местоимения, определять его синтаксическую роль. Сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи Правильно писать местоимения; делать верный выбор условий орфограммы. Употреблять местоимения для связи предложений и частей текста, использовать местоимения в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическими нормами |
26 | Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/ непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Категория времени глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования. Морфологический разбор глагола. | Обобщить знания о глаголе как части речи; совершенствовать навыки грамматического разбора | Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Распознавать инфинитив и личные формы глагола, разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные, безличные, возвратные; приводить соответствующие примеры |
27 | Спряжение глаголов. Две основы глаголов. Формообразование глаголов. Правописание глаголов. | Обобщить знания, связанные с особенностями спряжения глаголов, их правописания; формировать навык правильного написания личных окончаний глаголов | Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. Правильно определять спряжение глаголов. Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах, согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным именем существительным среднего рода и собирательным существительным; выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при выражении волеизъявления. |
28 | Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. | Обобщить знания о причастии как части речи; совершенствовать навыки грамматического разбора причастия. Обобщить знания, связанные с особенностями образования и правописания причастий. Совершенствовать умения соблюдать лексические нормы | Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки причастия, определять его синтаксическую функцию. Правильно писать причастия. Соблюдать видо-временную соотнесённость причастий с формой глагола-сказуемого в связном тексте, правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастных оборотах. |
| Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные | Обобщить знания, связанные с особенностями написания Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Совершенствовать навык правильного написания причастий | Правильно писать Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных; делать верный выбор в пользу написания Н или НН. Наблюдать за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их. |
29 | Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги. | Обобщить знания о деепричастии как части речи; совершенствовать навыки грамматического разбора | Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия. |
30 | Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий. Слова категории состояния. Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния | Обобщить знания о наречии как части речи; совершенствовать навыки грамматического разбора Обобщить знания, связанные с особенностями правописания наречий Обобщить знания, связанные с особенностями написания гласных на конце наречий, слитного, дефисного и раздельного написания наречий Обобщить знания о словах категории состояния как части речи; совершенствовать навыки грамматического разбора слов категории состояния | Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки наречия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать наречия разных видов; приводить соответствующие примеры. Правильно образовывать и употреблять в речи наречия сравнительной степени. Правильно писать наречия; делать верный выбор в пользу слитного или дефисного написания наречий. Различать слова категории состояния и наречия; употреблять слова данной морфологической категории |
31 | Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов. | Обобщить знания о предлоге как части речи; совершенствовать навыки грамматического разбора Обобщить знания, связанные с особенностями правописания предлогов | Производить морфологический анализ предлога. Распознавать предлоги разных разрядов, отличать производные предлоги от слов самостоятельных частей речи. Правильно писать предлоги; делать верный выбор в пользу слитного или раздельного написания предлогов. Наблюдать за употреблением предлогов с одним или несколькими падежами. Правильно употреблять предлоги с нужным падежом., существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки |
32 | Союзы и союзные слова. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов | Обобщить знания о союзе как части речи; совершенствовать навыки грамматического разбора союза Обобщить знания, связанные с особенностями правописания союзов | Производить морфологический анализ союза. Распознавать союзы разных разрядов по значению и по строению. Конструировать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов. Правильно писать союзы; делать верный выбор в пользу слитного или раздельного написания союзов; отличать союзы от других частей речи. Употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями. |
33 | Частицы как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи. Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий. | Обобщить знания о частице как части речи; совершенствовать навыки грамматического разбора. Обобщить знания, связанные с особенностями правописания и употребления частиц Обобщить знания, связанные с особенностями правописания частиц НЕ и НИ Обобщить знания о междометии как части речи; совершенствовать навыки грамматического разбора служебных частей речи | Производить морфологический анализ частицы. Распознавать частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению. Правильно писать частицы; делать верный выбор в пользу раздельного или дефисного написания частиц. Правильно употреблять частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков. Правильно писать частицы НЕ и НИ; делать верный выбор в пользу слитного или раздельного написания частиц с различными частями речи Определять грамматические особенности междометий. Распознавать междометия разных семантических разрядов. Правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов. |
34 | Итоговая контрольная работа. Тест по образцу ЕГЭ (часть А) | | |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: