NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Аналитическая справка о деятельности цбс по обслуживанию юношества в 2013году в библиотеках цбс таштагольского района


МБУК «ЦБС Таштагольсого муниципального района» 2013 год

Аналитическая справка

о деятельности ЦБС по обслуживанию юношества в 2013году

в библиотеках ЦБС Таштагольского района


2013г.

Обслуживание юношествав библиотеках ЦБС Таштагольского района





Зарегистрированные пользователи

Посещения

Книговыдача

Всего по ЦБС

6593

42919

156452

В том числе в филиалах:


3837


26722


68831

В ЦБ:

2624

14229

72907

На кафедре ЦБ


794


3214



5074


Таблица №2 Динамика обслуживания юношества за 2010-2013гг.

Год

Зарегистрированные пользователи

Посещения

Книговыдача

2011

6451

45986

161518

2012

6461

40878

14708

2013

6593

42919

156452


Таблица 3 Характеристика состава зарегистрированных пользователей юношеского возраста (15-24 г.) по ЦБС




Всего

старшеклассников

учащихся ПЛ

студентов

рабочей молодежи

безработной

молодежи

ф.1

36

5

4

4

21

2

ф.2

56

9

15

12

8

12

ф3

1067

486

128

301

121

31

ф.4

71

13

12

8

24

14

ф5

175

72

10

35

50

8

ф6

145

20

10

19

20

76

ф.7

65

7

6

9

35

8

ф.8

15

5

6

1

-

3

ф.9

12

4

3

-

2

3

ф.10

36

2

9

7

15

3

ф.11

27

6

9

6

3

3

ф.12

23

5

5

3

3

7

ф.13

45

8

9

5

10

13

ф.14

41

11

5

1

14

10

ф.15

100

91

-

-

-

9

ф.16

42

11

9

3

12

7

ф.17

201

36

34

54

72

5

ф.18

25

8

7

2

4

2

ф.19

582

169

84

125

189

15

ф.20

223

33

34

48

53

55

ф.21

108

9

19

40

32

8

ф.22

225

22

31

69

81

22

ф.23

262

174

28

17

32

11

ф.24

251

154

22

44

23

8

ф.25

52

14

5

17

10

6

ДО

84

46

-

-

38

-

ЦБ

2624

604

222

1157

494

147

Абс.

числа

6593

2024

727

1988

1366

488

%




20,2%

11,02%

30,2%

20,7%

7,4%

Охват библиотечным обслуживанием пользователей юношеского возраста ЦБС

г. Таштагола и Таштагольского района.

Полное

название

библиоте­ки

Общее

кол-во

жителей

гор., района.

Кол-во жителей

юношеск.

возраста

Кол-во

читат.

юношек.

возраста

гор., район.

% охват.

библиот.

обслужив.

От общ. кол-ва чит. % охвата

библ. обсл.

юн-ва

От

общего кол-ва жителей % охвата библиот. обслуж. юнош-ва

ЦБС

54500

6871

6593

95,9

27,6

12,1

Городск.

Фил.№ 15,17

, 22,24,ЦБ, ДО.

23100

2758

3485

126,4

33,8

14,6



Сельские фил. №№1-14, 16,18-25.

31400

2958

3108

105

22,9

9,9

По составу зарегистрированных пользователей юношеского возраста видно, что лидирующее место занимает группа студентов 30,2%, затем гр. старшеклассников и гр. рабочей молодежи. В аутсайдерах группа безработных. Процент охвата от общего числа читателей составил 27,6; от общего числа жителей 12,1. 95,9% охват жителей юношеского населения.

3. Программно-целевая и проектная деятельность библиотеки (создание собственных программ и проектов и участие в региональных и федеральных программах).

3.1 Центральная библиотека работает по трем целевым программам: «Взаимообогащение национальных культур народов Таштагольского района», «Творческая гостиная», «Чтение». Целевая программа «Чтение» ориентирована на юношескую аудиторию.

Целевая программа для юношества «Чтение»

Паспорт Целевой программы «Чтение» на 2013 год

Наименование программы

Целевая программа «Чтение» на 2013 год (далее - Программа)

Цель Программы

Организация досуга населения;

Создание и развитие социально-экономических и организационных условий для привлечения юношества к чтению

Задачи Программы

Популяризация чтения среди юношества;

Ведение рубрики «Круг чтения» в газете «Красная Шория»;

Проведение конкурса юных поэтов «И просыпается поэзия во мне»

Сроки реализации Программы

2013 год

Основные мероприятия Программы

    1. Цикл мероприятий «Литературный календарь»;

    2. Выставка-консультация «С детьми читать – ум-разум развивать»;

    3. Конкурс юных поэтов «И просыпается поэзия во мне»;

    4. Устный журнал «Книги строят мосты»;

    5. Викторина «Знаешь ли ты Пушкина?»;

    6. Акция «Чтение – стиль успешных»»

    7. Ведение рубрики «Круг чтения» в газете «Красная Шория»

Основной исполнитель Программы

Центральная библиотека

Объемы источники финансирования

3000 рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- Увеличение объёма оказываемых услуг, удовлетворяющих потребности молодежи;

- Увеличение числа юношества, включенных в общественно-полезную деятельность;

- Увеличение числа юношества, читающих художественную литературу;

В рамках этой программы в 2013 году мы провели конкурс юных поэтов «И просыпается поэзия во мне» (смотри в разделе «Работа с одаренными молодыми людьми»), акции, вечера, устный журнал «Книги строят мосты», обзоры, беседы, литературные часы, книжные выставки.

В течение года на абонементе, самом посещаемом месте, экспонировались книги на тему «как привить детям любовь к чтению». Выставка-консультация «С детьми читать – ум-разум развивать» с разделами: 1) Открываешь книгу – открываешь мир; 2) Школа творческого чтения; 3) Поэтические голоса столетий, давала исчерпывающую консультацию посредством книг и листовки. Листовку «Как привить ребёнку любовь к чтению» библиотекари подготовили сами, воспользовавшись материалом из Интернета.

24 мая все славянские народы торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки. В этот день в библиотеку пришли учащиеся профессионального лицея на устный журнал «Книги строят мосты». Устный журнал помог донести до подростков – книга – звено духовной культуры человечества. Все его страницы подчинялись этой цели. Первая страница исторический экскурс «К истокам слова» рассказывала о возникновении письменности, о Кирилле и Мефодии, о первопечатнике Федорове. Вторая страница «Книга – лучший друг» была в виде презентации, повествующая о книжных сокровищах человечества. Когда перелистнули третью, то ребят ждала интересная и познавательная викторина «Как возникло слово?». Четвертая страница «Письменные строки в словах оживают» - игра-анаграмма дала возможность учащимся проявить сообразительность и составить из азбуки Кирилла и Мефодия слова «добро», «люди» и др. Мероприятие получилось интересным и занимательным, об этом можно было судить по тому неподдельному интересу к предложенной теме.

В Пушкинский день России в библиотеке собрались ребята из трех летних оздоровительных лагерей, школ №№ 9, 10 и спортивной школы бокса на веселую викторину «Знаешь ли ты Пушкина?». Из старших ребят, отдыхающих в лагерях, создали три команды по четыре человека под названием «Девяточка», «Десяточка» и «Борец». Викторина состояла из трех туров: I тур – «Мой любимый поэт Пушкин» - по правилам телевизионной игры «Своя игра», II тур – аукцион «Кто больше?» - по правилам телевизионной игры «Угадай мелодию», III тур – «Весёлая страничка». Во время проведения первого тура ребятам были предложены вопросы по двум большим разделам: «Биография» и «Творчество», которые вбирали в себя более малые разделы, а именно - «Биография»: «Родные», «Лицей», «Друзья», «Профессиональная деятельность», «Враги»; «Творчество»: «Сказки», «Стихи», «Повести», «Поэмы», «Романы». Каждый малый раздел включал в себя четыре вопроса, например в «Лицеи» были такие вопросы: 1) Как называется сейчас город, где Пушкин учился в лицее?; 2) Сколько лет провел он в лицее: «в неволе милой, (6) лет соединенья»?; 3) Какой великий русский поэт слушал стихи Пушкина на лицейском экзамене?»; 4) В каком месяце и какого числа отмечали Пушкин и его друзья день открытия Лицея? Как видно, чем выше вопрос по нумерации, тем он сложнее, соответственно за него можно было больше заработать очков. Во втором туре ребятишки имели возможность угадывать названия стихотворений с семи, шести, пяти, четырех или даже с трех слов. Им были предложены три стихотворения великого поэта – «Узник», «Зимняя дорога» и «Зимнее утро», и, надо сказать, все три предложенных стихотворения дети угадали с трех слов. Закончилась викторина на веселой нотке. Дети весело смеялись, когда понимали суть заданного вопроса-розыгрыша типа: «В каком жанре написана «Сказка о Попе и его работнике Балде»?». Викторина показала, что, несмотря на бытующее утверждение – дети стали мало читать – творчество Пушкина они знают и читают. А на прошедшей викторине получили не только призы (победители, команда «Десяточка» – шоколадные батончики, занявшая второе место команда «Девяточка» - маленькие шоколадки, а занявшая третье место команда «Борец» - шоколадные конфеты), но заряд веселого настроения и открыли для себя Пушкина с другой стороны. Для них он открылся не как поэт, стихи которого надо учить наизусть, иначе получишь в школе двойку, но и как великий русский поэт, творчество которого доставляет радость и чувство прекрасного вот уже третье столетие.

В начале сентября, в начале нового учебного года библиотека провела акцию «Чтение – стиль успешных» с целью создания позитивного, уважительного отношения к книге, чтению, библиотеке. В акции участвовали первокурсники Таштагольского многопрофильного техникума. Программа акции включала: 1) Экскурсию по библиотеке; 2) Презентацию виртуальной книжной выставки «Книжные пристрастия великих людей»; 3) Викторину «Неизвестное о известном (о книге)»; 4) Тренинг «Похвала книге»; 5) Книжную полку «Книга с собой». Подробнее остановлюсь на двух последних пунктах программы. Тренинг «Похвала книге» проходил в форме игры, во время которой библиотекари учились вместе со студентами создавать рекламные листовки на заданную тему. Для образца были взяты два известных выражения А.С. Пушкина «Чтение – вот лучшее учение» и Цицерона «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души», которые переделали в рекламные слоганы: «Твой лучший учитель – книга» и «Жизнь без книг равнозначна бездушию». Для книжной полки «Книга с собой» подобрали из подаренных библиотеке книг произведения русской и зарубежной литературы, которые хотелось бы рекомендовать юношеству для прочтения. Это «Алые паруса» А. Грина, повести И.С. Тургенева и Б. Васильева, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Три мушкетера» А. Дюма, сборник повестей братьев А. и Б. Стругацких, «Гражданин Галактики» Р. Хайнлайна, «Всадник без головы» М. Рида и другие. Эти книги молодёжь могла взять себе в подарок. Надо сказать, что все книги были разобраны. Хочется верить, что их они прочитают. И в заключение мероприятия первокурсники изъявили желание всем коллективом записаться в библиотеку.

В цикле «Литературный календарь» было организовано 49 книжных выставок к юбилеям русских и зарубежных писателей, проведено 8 литературных вечеров, 4 литературных часа. Среди этого многообразия мероприятий выделялись вечер-портрет «Он – марьевский. И поступью и родом…» (Василий Фёдоров); «Он был чистого слога слуга (Владимир Высоцкий); «Все мы добрые соседи» (Зинаида Чигарёва) (о нём смотри в разделе «Творческая гостиная» - встреча с Натальей Еловиковой). Все вечера-портреты объединяет то, что на них много говорится о личности писателя, читаются их произведения, определяются основные темы творчества, звучат песни и романсы на стихи поэтов. Украшением мероприятия были электронные презентации. Все три вечера-портрета проводились и в юношеской аудитории, и во взрослой (для отдыхающих в Центре дневного пребывания).

Уже второй десяток лет, с 1999 года в газете «Красная Шория» ведется рубрика «Круг чтения». Библиограф ЦБС Толстова Т.М. информирует жителей Таштагольского района о книжных и журнальных новинках, которые поступают в библиотеку. Судя по солидному возрасту рубрики, она пользуется заслуженной популярностью у читателей газеты, ведь благодаря ей земляки ориентируются в море новинок. А в библиотеку приходят новые читатели, чтобы получить заинтересовавшую их новинку. В 2013 году рубрика «Круг чтения» выходила десять раз. Публикации были тематическими, краеведческого характера и одна из них ориентирована на юношескую аудиторию. В будущем планируем вести эту рубрику на библиотечном сайте.

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: