NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Аналитическая справка по работе с юношеством мбук «мцбс беловского района» Аналитическая справка по работе с юношеством мбук «мцбс беловского района»



Одной из важнейших задач библиотек является формирование информационной культуры школьников. Библиотеки района работают по программам, в рамках которых проводятся уроки по формированию информационного мировоззрения учащихся.

Все мероприятия направлены на то, чтобы наши дети в современном мире не забывали, что такое книги, как важны они в нашей жизни и хотелось бы, чтобы у них никогда не пропал интерес к ним.

14.03.13г. Библиотечный урок «Структура книги» в Менчерепской библиотеке.

Цель: - сформировать основу знаний о структуре и основных элементах книги.

Для ребят 9 класса состоялся библиотечный урок «Структура книги». Вначале библиотекарь с детьми вспомнили об истории возникновения книги. Поговорили о первых библиотеках и из презентации узнали о самых главных библиотеках мира. Как узнать, какая из книг интересная? Что может сказать о себе книга при первом, коротком знакомстве с ней? И с чего начать это знакомство. У каждой книги, кроме её основного текста, есть еще и другие части - элементы, как принято говорить. Это обложка, форзац, титульный лист, предисловие, послесловие, оглавление, иллюстрация, аннотация. Об этом с ребятами мы уже говорили в начальных классах, а сейчас повторили и провели с ними урок- соревнование «Собери книгу», который прошёл интересно и увлекательно.

Библиотечный урок «Компас в книжном море» (знакомство со справочно – библиографическим аппаратом библиотеки) Старобачатской сельской библиотеке. На уроке ребята получали теоретические знания, которые закреплялись выполнением практических занятий: как найти нужную книгу в систематическом каталоге; как можно узнать есть ли нужная книга в библиотеке; как найти нужную книгу на полках; что нужно отмечать в дневниках чтения и так далее.

Филиалы Центральной библиотеки продолжают работать с педагогами СОШ по обслуживанию читателей юношеского возраста. Преподаватели корректируют свою педагогическую деятельность с работой библиотеки, что эффективно влияет на работу с молодежью. Они активно посещают мероприятия в форме бесед с просмотром видеосюжетов, элементами викторины.
10. Методическое обеспечение работы библиотек с юношеством.
11. Работа по связям с общественностью, рекламная и издательская деятельность.

Заполните таблицу

Тематика публикаций

Количество публикаций

история библиотек




о деятельности библиотеки в целом




реклама библиотечных фондов (о книгах, журналах и т.п.)




о деятельности клубов по интересам, кружков в библиотеках и т.д.

5

о библиотечных музеях




о мероприятиях для пользователей: тематических вечерах, конкурсах, презентациях, праздниках, фестивалях, недели книги и др.

62

о профессиональных мероприятиях: конференциях, семинарах, «круглых столах» и др.

4

статьи об отдельных библиотечных работниках

1

проблемные статьи о библиотеках




о взаимодействии с социальными партнерами, со спонсорами




рекламные объявления



другое (что именно?)




Общее количество публикаций

72



12. Исследовательская работа среди юношества, исследования юношеского чтения.
В этом году в Менчерепской сельской библиотеке заведующая филиалом Шанина Л.В. проводила анализ читательских формуляров пользователей старших классов на предмет читательского спроса. Подавляющее большинство использует книги в помощь учебному процессу. В результате исследования было выяснено, что наиболее востребованы следующие разделы фонда:

83-литературоведение;

84- художественная литература (русская классика, зарубежная классика, детская литература, книги русских советских авторов, чьи произведения изучают в школе);

92- Справочные издания (справочники, энциклопедии);

82- фольклор, сказки, были, пословицы, загадки.

По результатам анализа читательских формуляров хочется выделить следующих пользователей:

Амирсанина Яна - активная читательница, ученица 11 класса за год прочла 34 книги. Чтение разнообразное. Среди прочитанных – справочная литература, книги по естественным наукам, фэнтэзи, романы для девочек, журналы для молодежи (Ромео и Джульетта). О прочитанных книгах и журналах делится мнением и предлагает своим друзьям.

Уханова Марина ученица 9 класса прочитала 35 книг и журналов. Очень любит читать исторические романы, приключенческую литературу.

- в чтение детей по интересам входят произведения такой тематики: сказки, детективы, ужастики, приключения, издания о животных, для любителей кошек, собак, о комнатных растениях.

- юношество предпочитает фантастику, приключения;

-взрослое население увлекается чтением романов, исторической и литературой военной тематики.

В 2013 году проводилось анкетирование Никитиной Г.И., заведующей Снежинской библиотекой филиалом - «Роль книги и чтения в жизни молодого поколения» среди читателей в возрасте от 14 до 30 лет. Цель исследования - изучение потребностей читателей и жителей посёлка, улучшение работы библиотеки по комплектованию фонда, повышению статуса книги, продвижению чтения, повышению интеллектуального уровня и развитию читательского вкуса, позиционированию чтения как интересного, престижного занятия, приносящего радость и удовольствие.

Среди участников анкетирования 72% женщин и 28% мужчин. Среди них 28 школьников 14 -18 лет, 17 человек среднего возраста от 18 до 22, и от 22 до 30 - 5 человек.

На первый вопрос «Довольны ли Вы фондом нашей библиотеки» ответы разделились так: 30% фонд устраивает, остальные отметили недостаток экономической литературы, книг по обществознанию, устаревшую юридическую литературу. Особое недовольство выразили по поводу отсутствия периодических изданий.

«Для чего Вы посещаете библиотеку?» 40% - библиотека нужна для образования; 30% - для чтения интересных книг, расширения кругозора; 20% - библиотека как место общения, проведения свободного времени.

«Какие книги вы любите читать?» Подростки отметили учебную, научно-популярную, художественную по программе (28%); 40% - детективы, женские романы; 15% - классику; остальные указали книги о рукоделии, садоводстве, прикладному искусству.

«Что является для Вас главным источников знаний об окружающем мире?» - 40% телевизор; 33% - интернет; 27% - книги, газеты, журналы.

«Считаете ли вы себя читающим человеком?»

Большинство опрашиваемых - 65 % ответили утвердительно, 28 % - ответили отрицательно, 7 % - затруднились с ответом. Таким образом, несмотря на утверждение, что Россия утратила свои позиции как самая читающая страна, многие считают себя людьми читающими.

«Назовите свои любимые книги»

Здесь первое место занял Ф.М.Достоевский с романом «Преступление и наказание». Видимо, называли первое, что пришло в голову из школьной программы. Далее идёт Дж.Роулинг «Гарри Поттер», М.Булгаков «Мастер и Маргарита», А.Пушкин «Евгений Онегин» (ну как без Пушкина\). Но были названы и такие писатели, как Д.Браун «Кол да Винчи», Х.Мураками, Э.Асадов, В.Приставкин, А Солженицын, С.Лукьяненко, А.Бушков; женщины в основном назвали Т.Устинову, Л.Улицкую, Ю.Шилову. Молодёжь отметила также «Вампирские хроники» Э.Райса. Привлекают читателей оригинальный взгляд на острые проблемы современности и яркий стиль произведения В.Пелевина и Д.Рубиной. На вопрос «Обрадуетесь ли Вы, если наДень рождения Вам подарят книгу?» 62% ответили утвердительно, «нет» сказали 26%, «смотря какую» 9%, а 1 человек написал «удивлюсь».

Исходя из ответов на наши вопросы анкеты, можно заключить, что для молодых людей библиотека на селе - учреждение востребованное. Отрадно отметить, что при всех социальных и экономических общественных изменениях для них чтение сохранило свой высокий духовный статус. Необходимо подчеркнуть, что в анкетировании приняли участие наиболее активные читатели библиотеки. И поэтому библиотека должна поддерживать чтение этой группы читателей. Для этого необходимо:

  • систематически пополнять фонд новинками современной художественной литературы, так как библиотека остаётся главным и единственным источником чтения новинок.

  • сведения о читательских предпочтениях и о неудовлетворенных запросах необходимо учитывать при формировании комплектования, а также улучшения качественного состава фондов.

  • пропагандировать лучшие произведения классической и современной литературы в буклетах, рекомендательных списках новых поступлений, видео презентациях. Это должно способствовать повышению статуса книги, продвижению чтения, повышению интеллектуального уровня и развитию читательского вкуса, позиционированию чтения как интересного, престижного занятия, приносящего радость и удовольствие.


13. Карты инноваций.
МБУК «МЦБС Беловского района»

Новокараканская сельская библиотека-филиал

Название инновации:

«Добрая старина».

Направление инновационной деятельности:

Новый метод и форма работы библиотеки с различными категориями пользователей

Автор: Сиркина Г.И. заведующая Новокараканской сельской библиотекой-филиалом МБУК «МЦБС Беловского района»

Описание:

Специфика современной жизни не позволяет дать понять детям о жизни, быте и праздниках русского народа. По этой причине в помещении Новокараканской библиотеки был создан уголок русского быта «Добрая старина». Благодаря отзывчивости местных жителей, которые откликнулись на просьбу передать в библиотеку предметы домашнего обихода, где бы взрослые и дети смогли ознакомиться с экспонатами.

Входя в горницу, в центре находится стол с самоваром на нем, чашками для чая и баранками. Нам столом расположена образ- икона девы Марии с младенцем. Вокруг стола деревянные лавки, покрытые покрывалом, сшитым из лоскутков. Возле окна сидит хозяйка за прялкой с куделью и веретеном, на которое она сматывает пряжу, в сарафане и лаптях, рядом возле нее внучок играет с котом. Справа от стола сундук, где хранятся богатства избы: шали, сарафаны, рубахи и прочие вещи. Покрывает сундук вышитая салфетка, на котором, дорогая по тем временам гармонь. С лева от стола кровать с кружевными подзорами и подушками с вышитыми наволочками и покрывалом из лоскутков, на стене у кровати красочный ковер.

В другом углу стол для хозяйки, на котором стоят: чугунок, глиняные горшки, ухваты, деревянные ложки, лукошко. Возле хозяюшки, рядышком висит люлька, в ней младенец, кукла.

Люльку можно качать, напевая колыбельные песни.

За месяц было проведено несколько экскурсий, проведены мероприятия: Рождественские посиделки, гадания в сочельник

«Сердечко, сердечко скажи хоть словечко»,

Рождественские чтения «Светлый праздник рождества» для клуба «Задоринка» и молодого поколения, фольклорный час с игровой программой «А в горнице…»для детского сада, где хозяйка горницы Арина предлагала различные игры, вместе с детьми отгадывали загадки, на предметы домашних старинных вещей и предметов старались запомнить их названия. Затем, веселые ряженые старшеклассники пришли с колядками в горницу, которых хозяйка одарила гостинцами и напоила чаем из самовара.

Подобные новшества в библиотеке впервые, особенно значимо для подрастающего поколения, дабы не забывать русские обряды и традиции.

Мероприятие в рамках Детского книжного проекта «Настя и Никита», конкурс «Книжная авоська».
Как мы стали путешественниками…

Вот и наступил долгожданный день, ребята всю неделю заходили в библиотеку в ожидании волнующей даты. Объявление о приглашении принять участие в путешествии с великим морским волком Федором Конюховым беспокоило юных читателей. И наконец, двери библиотеки открылись в назначенное время. Мероприятие началось с беседы по книге

«Как я стал путешественником». Библиотекарь зачитала интересные моменты из книги о нашем герое, а история о начинающем пятнадцатилетнем капитане так заинтересовала ребят, что все захотели прочесть всю книгу до конца.

А чтобы познакомится поближе с выдающимся современником, великим путешественником Фёдором Филипповичем Конюховым, для ребят приготовили виртуальное путешествие по его биографии.

Цитата: Думаем, что о нём слышали все. Но не все знают, что он пишет интересные книги и картины о своих путешествиях, а еще он действительный член Российского географического общества и уже три года как православный священник.

И на этих словах ребята слышат голос и видят самого Федора Филипповича (прим. автора, переодетый сотрудник библиотеки). Вот он - Человек-легенда. Его мировые рекорды считать замучаешься! Он пересек, переплыл, покорил почти все, что есть на нашей планете. А теперь он предлагает ребятам отправиться в путешествие, побывать на четырех частях света. А куда мы отправимся, поможет нам волшебный компас!

Северяне встретили снежным боем. Запад захватил золотой лихорадкой. На юге играли в болгарскую национальную игру – бросание бобов, а на востоке встретил нас китайский дракон. Было очень весело и задорно. И все это стало возможным благодаря тому, что во всех путешествиях и играх ребята были дружной, сплоченной и знающей командой, которая способна выдержать все испытания и прийти к победе! В подарок от путешественника ребята получили книжные закладки.

Федор Филиппович поведал историю о том, какой запас продуктов путешественники берут с собой в поход. И всех ребят пригласил за стол и угостил неутомимых путешественников! В меню угощения входило сало, каша с тушенкой, которую берет с собой в долгие путешествия по морям, океанам, горам и сушам и наш герой. Ребята проводили Федора Филипповича с надеждой, что он посетит их снова. А Федор Конюхов сказал на прощание:

« Путешествия были, есть и будут. И через сто лет,

и через двести, и через тысячу. Они изменятся —

станут другими, только слово останется тем же.

Ты уже не можешь быть, как Миклухо-Маклай

или Седов. Сейчас не открывают материки или

острова. Ты открываешь свою духовность».

(Ф. Конюхов)

Приложение 1
кадровая ситуации с молодыми сотрудниками библиотек ЦБС (библиотечные работники - как библиотекари, так и специалисты других профессий - в возрасте до 36 лет включительно):
Таблица №1 – Количество молодых библиотекарей в ЦБС

Количество молодых библиотечных сотрудников

Общее количество библиотечных сотрудников ЦБС

5

50


Таблица №2 – Образование молодых библиотекарей

Образование

Количество человек

Высшее специальное (библиотечное)

7

Высшее не библиотечное

12

Средне-специальное (библиотечное)

17

Средне-специальное не библиотечное

12

Среднее

42

Всего человек:

50

Таблица №3 – Библиотечный стаж работы молодых библиотекарей

Стаж работы

Количество человек

До года

7

От года до 5 лет

9

От 6 до 10 лет

3

Более 10 лет

31

Всего человек:

50


Количество молодых специалистов (сотрудников со стажем до 3-х лет, поступивших на работу сразу после окончания ВУЗа и работающих по специальности): ______0_____

Таблица №4 – Должности молодых библиотекарей

Должности

Количество человек

Директор




Заместитель директора




Заведующий филиалом

1

Заведующий отделом




Заведующий сектором




Методист

2

Библиограф

1

Главный библиотекарь




Ведущий библиотекарь




Библиотекарь-маркетолог




Библиотекарь

1

Программист




Юрисконсульт




Психолог




Другие должности (укажите какие):




Всего человек:

5


Наличие молодежного объединения молодых библиотекарей – нет.
Приложение 2
Программа «Навигатор по профессиям»
Пояснительная записка.
Мы всегда начинаем больше уважать людей

после того, как попробуем делать их работу.

(У. Федер)

Несмотря на достаточно сложное социальное и экономическое положение сельская библиотека пытается быть востребованным организмом сельского культурного сообщества. Своей работой она старается сохранить и приумножить то богатство культурно-исторического наследия своей малой родины.

Сельская библиотека обладает широчайшим диапазоном реализации задач по различным направлениям деятельности, а также играет особую роль в организации библиотечного обслуживания пользователей в помощь образовательному процессу. Единое библиотечное пространство на селе создается путем взаимодействия сельских библиотек с образовательными учреждениями, с педагогами.

Сегодня, как никогда, остро перед молодым поколением встает проблема профессионального самоопределения для успешного дальнейшего трудоустройства. Необходимость профориентационной работы со школьниками очевидна. Мир профессий находится в постоянном обновлении. Одни профессии исчезают или наполняются новым содержанием, другие, совершенно новые, появляются. Чтобы ориентироваться в этом многообразии, необходимо постоянно повышать уровень профинформированности. Профориентационная работа направлена, прежде всего, на то, чтобы помочь сформировать у юношей и девушек конкретную временную перспективу, одним из компонентов которой и является профессиональное самоопределение.

Помощь в решении профориентационной проблемы призвана оказать библиотека, обладающая соответствующей информацией. Деятельность библиотек по профориентации основывается на изуче­нии состава книжного фонда; инфраструктуры района и востребованности конкретных профессий в современной жизни.

Особенно значительна роль библиотек в оказании профориентационной помощи молодым в небольших городах и сельской местности. Там, библиотека зачастую единственное место, где можно найти сведения о новых профессиях, профессиональных потребностях региона, рейтинге профессий на рынке труда.

15 марта - Единый день профориентирования - проводится в библиотеке ежегодно. Главная задача – помочь школьникам в выборе профессии и построении своей дальнейшей профессионально-образовательной траектории. Все мероприятия направлены на повышение уровня информированности несовершеннолетней молодежи об условиях и возможностях профессионального обучения, формирование осознанного профессионального выбора. Особое внимание уделяется разъяснению необходимости получения базового профессионального образования, повышению ценности труда и престижа инженерно-технических и рабочих профессий. В целях этого разработана программа «Навигатор по профессиям», приуроченная к объявленному в Кузбассе Губернатором Кемеровской области Тулеевым А. Г. в 2013 году «Год мастера - год трудового человека».

Целью данной программы является предоставление ЦБ возможностей знакомства будущих выпускников школ  с информацией обо всех высших и средних специальных учебных заведениях России, особенно Кузбасса, о наборе имеющихся в них профессий, условиях их получения и т. д. А также оказание помощи в выборе учебного заведения  тем, кто еще в этом выборе не определился. Следовательно, выявили четкие цели программы:

  • оказания профориентационной поддержки учащихся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  • получение  данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

  • формирование положительного отношения к труду;

  • обучение разбираться в содержании профессиональной деятельности;

  • обучение соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

  • обучение анализировать свои  возможности  и  способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы:






Сведения о мбук «мибс»

Сведения: 5 стр.