Аналитическая справка по работе с юношеством мбук «мцбс беловского района» Аналитическая справка по работе с юношеством мбук «мцбс беловского района»
Основными направлениями профориентационной работы в библиотеке являются:
Профессиональная информация.
Профессиональное воспитание.
Формы взаимодействия с учащимися школы с целью профориентации:
анкетирование старшеклассников;
консультации для школьников и их родителей;
профориентационные игры, классные часы, внеклассные мероприятия.
профориентационные уроки;
классный час по профориентации;
встречи со специалистами;
родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников:
экскурсии на предприятия и в организации с целью ознакомления;
посещение выставок-ярмарок учебных мест;
посещение учреждений профессионального образования.
В рамках этой программы предусматривается детальное знакомство с профессией и условиями обучения в учебном заведении.
При составлении программы учитывался тот факт, что профориентационная деятельность, как и любая другая, будет эффективной только в том случае, если заниматься ею систематически, используя разнообразный арсенал форм и методов.
Данная программа была рассчитана только на 2012 год, но появились такие предпосылки как:
- положительные результаты;
-необходимая потребность различных категорий пользователей (учащихся, родителей) в мероприятиях профориентационного характера;
- постоянный рост потребностей рабочих профессий на рынке труда;
- обострение периода профессионального самоопределения школьников;
Следовательно, решили продолжить эту работу дальше до окончания 2013 года.
Основная работа по программе проводится сотрудником читального зала и работниками абонемента Центральной библиотеки с. Мохово. Программа состоит из трех разделов.
Разделы программы «Навигатор по профессиям» |






Каждый раздел рассчитан на конкретную категорию пользователей, для которой разработаны свойственные ей определенную формы и методы работы.
Соответственно все мероприятия проводились согласно с календарным планом-графиком в течение всего времени реализации проекта. В рамках программы по профориентации, приуроченной к «Году мастера». В 9, 11-х классах Моховской средней общеобразовательной школы было проведено анкетирование, по вопросам профессиональной ориентации выпускников после окончания школы и подготовке к предстоящей государственной (итоговой) аттестации. В анкетировании принимало участие 100 обучающихся (50 учащихся 9-х классов и 50 учащихся 11- х классов).
Таким образом, можно выделить следующую проблему - не уделяется достаточного внимания проблеме выбора будущей профессии со стороны обучающихся и родителей, педагогов. Эти проблемы ставят перед библиотекой и школой задачи, направленные на дальнейшее развитие информационной компетентности (способности получать информацию), коммуникативной компетентности (способность вступать в общение с целью быть понятым), социальной компетентности (способность к бесконфликтному существованию в коллективе и семье), профессиональной компетентности (способность к осознанному выбору профессии).
На основании проведенного анкетирования был составлен проект соглашения о сотрудничестве с профессиональным учебным заведением, набравшим большинство голосов при выборе учебного заведения при анкетировании, и разрабатывался ряд мероприятий направленных на оказание помощи учащимся в выборе профессии.
Далее в рамках программы библиотекарями для обучающихся 9 классов был проведен цикл информационных занятий «Профессия: выбираем вместе», который включал 7 занятий, посвященных вопросам выбора будущей профессии, а также типичным ошибкам, которые совершаются при выборе той или иной профессии. Результатом работы стало участие обучающихся 9, 11 классов в конференции на базе Моховской средней общеобразовательной школы «Выбирая свою дорогу» с докладами «Профессия повар, кондитер» и «Профессия столяр».
![]() |

В течение 2 месяцев (марта - апрель 2013г.) в выпускных классах регулярно проводились классные часы по профориентации «Твой выбор», где учащиеся не только знакомились с миром профессий, но и делились своими впечатлениями и мнениями о престижности, степени сложности и необходимости для общества той или иной специальности, а также о материальном достатке, которого можно достичь посредством получения «правильного» образования в России. Каждый классный час сопровождался также приглашением гостя-родителя, которые рассказывали о своей профессии ребятам. Прием личного примера очень эффективен в профориентационной работе среди старшеклассников. Каждый проведенный классный час сопровождался памятками «Выпускнику школы: выбор учебного заведения», «Пять правил выбора профессий».
В сентябре 2013 года планируется презентационный урок «Профессий более 6000. Какую выбрать?». В библиотеку приглашаются учащиеся 11 класса. Им будут представлены главные принципы выбора профессий, успешное планирование профессиональной карьеры, а также о методах выбора профессий и профессиях XXI века. В октябре и ноябре для учащихся 8-11 классов планируется проведение игр «Кадровый вопрос» и «В море профессий». В процессе игры участники должны будут проявить целеустремленность, экономическую и общую эрудицию, знание делового этикета, умение быстро принимать правильные решения в нестандартной ситуации. Чтобы выявить у игроков наличие или отсутствие этих качеств, им будут предложены различные задания, тесты, ситуации, викторины.
В мае - июне проводился конкурса рисунков и плакатов «Мир профессий», «Профессия моих родителей».
Параллельно проводилась работа с родителями старшеклассников. В ЦБ работа началась (сентябрь 2012 г. и январь 2013 г.) с организации родительского собрания на тему «Роль семьи в определении будущей профессии учащихся» по вопросам влияния семьи на профессиональное определение обучающихся старших классов. В ходе данных собраний перед детско-родительской общественностью выступали библиотекари, представители администрации школы с освещением вопросов о важности получения качественного образования, о необходимости контроля учебной деятельности со стороны родителей, законных представителей обучающихся, о подготовке к предстоящим экзаменам (ГИА и ЕГЭ), о профессиональном самоопределении будущих выпускников. На данных собраниях перед обучающимися и их родителями в январе-месяце выступили представители профессиональных учебных заведений (Профессиональный лицей №25 г. Полысаево), которые рассказали об учебных учреждениях и специальностях, которые могут приобрести будущие выпускники в данных учебных учреждениях, о правилах поступления и требованиям к набору обучающихся. Детско-родительские собрания с представителями вышеперечисленных учебных учреждений были проведены также в апреле месяце с освещением новых требований к порядку набора студентов.
В сентябре 2013 г. планируется провести беседу с родителями учащихся на тему «Профессиональное самоопределение», где родителей познакомят с новыми профессиями, с различными методами поиска работы; и объяснят такие понятия, как «профессия», «профессиональное самоопределение». К беседе планируется оформить книжную выставку «Старт во взрослую жизнь» на которой будут представлены книги, рассказывающие о профессиях, учебных заведениях России и Кемеровской области, в которых этим профессиям можно обучиться. Все родители получили буклеты по выбору профессии.
Одной из форм работы с родителями являются родительские лектории («Профориентация старшеклассников: как помочь с выбором профессии», «Развитие способностей и профессиональная ориентация старшеклассников»). Эффективность родительских лекториев значительно повышается, если родители приходят вместе со своими детьми. Тематика профпросвещения родителей дополнялась обсуждением опыта трудового воспитания и подготовки к выбору профессии, решением педагогической ситуации, показом кинофильмов специалистами по профориентации. В качестве лекторов и докладчиков выступали библиотекари, учителя, психологи и сами родители.
На индивидуальных родительских консультациях по вопросу выбора профессии (ноябрь 2012г., март 2013г.) перед родителями и обучающимися 9-х, 11-х классов выступили библиотекари, психологи, специалисты службы занятости, представители ОАО «Энергетическая компания, ОАО САХ, ОАО «УК Кузбассразрезуголь» филиал Моховский угольный разрез, ООО Розница К-1 магазин «Мария-Ра», ООО «Полысаевское строительное управление», ООО «Камаз» и др. с демонстрацией видеофильма о предприятиях и специалистах, трудящихся на нем. Целью данных выступлений являлась демонстрация наличия вакантных должностей и специальностей в родном селе и, соответственно, пропаганда поступления в Профессиональный лицей №25 г. Полысаево, которое готовит специалистов рабочих профессий непосредственно для вышеперечисленных предприятий.
После подписания договора с Профессиональным лицеем №25 г. Полысаево было налажено сотрудничество с представителями лицея. Ответственные за профориентационную работу в данном учебном учреждении организовали для обучающихся 9-11-х классов и их родителей познавательные экскурсии в учебное учреждение, а также на предприятия, которые принимают выпускников, окончивших данное учебное заведение.
В феврале 2013 г. для учащихся 9-11 классов была организована ярмарка образовательных услуг (презентация учреждений профессионального образования). На данном мероприятии школьники узнали о профессиях и специальностях, которые можно получить в том или ином образовательном учреждении, сроках обучения и местах возможного трудоустройства. На стендах была представлена информация о наиболее востребованных профессиях (специальностях) на рынке труда.
Таким образом, в свете осуществляемых сегодня государственных программ модернизации экономики и образования процесс формирования личности и такая его составляющая, как профессиональный выбор, остро нуждается в помощи семьи, школы и библиотеки. Задача программы профессиональной ориентации молодежи, которую мы составили, заключается в проявлении интереса личности к определенной профессии, в широко информированности по вопросам спроса на рынке профессии, ситуации на рынке труда, возможности получения образования, в перспективе профессионального роста.
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: