Аналитическая справка
![]() | Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система Тайгинского городского округа» |
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
о деятельности Муниципального бюджетного учреждения
«Централизованная библиотечная система
Тайгинского городского округа»
по информационно-библиотечному обслуживанию детей
в 2011 г.
Тайга, 2011
Сведения о ЦБС
Название ЦБС | Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система Тайгинского городского округа» |
Адрес: | |
почтовый индекс | 652401 |
район | - |
населенный пункт | г. Тайга |
улица, дом | 40 лет Октября, 36-2 |
сайт библиотеки | www.library-taiga.ru |
e-mail, www | taiga.library@ mail.ru |
ICQ (аська), скайп | - |
Директор МБУ «ЦБС Тайгинского городского округа» | Белова Ольга Афанасьева, (8-384-48) 2-24-42 |
Заведующая детско-юношеской библиотекой-филиалом №1 | Конченко Ольга Геннадьевна, тел. (8-384-48) 2-43-82 |
Методист МБУ «ЦБС Тайгинского городского округа» | Мышкина Марина Федоровна тел. (8-384-48) 2-39-09 |
Методист по работе с детьми | Енютина Елена Владимировна тел. (8-384-48) 2-20-32 |
Библиограф детской библиотеки | - |
Заведующая отделом культуры Администрации Тайгинского городского округа | Кинёва Нина Владимировна (8-384-48) 2-17-47 |
Сеть детских муниципальных библиотек в городе, районе.
1.1. Какие изменения произошли в 2011 году?
Детской библиотеки в г.Тайга нет. В Детско-юношеской библиотеке-филиале №1, в Центральной городской библиотеке и в Библиотеке-филиале №4 работают сектора по работе с детьми.
1.2. Материально-техническая база
Обновления материально-технической базы не проводилось.
1.3. Техники, мебели, оборудования не приобреталось
1.4. Технические средства
Транспорт | - |
ПК | 4 |
Сканер | 2 |
Ксерокс | 1 |
Многофункциональное устройство (принтер+сканер+ксерокс) | - |
Проектор | - |
Экран | - |
Телевизор | 2 |
Видеомагнитофон | 1 |
Аудиомагнитофон | 1 |
Аудипроигрыватель | - |
DWD | 1 |
Музыкальный центр | 1 |
Караоке | - |
Другое | - |
Работа с читателями детьми.
Основной проблемой обслуживания по-прежнему является небольшое количество поступлений современной литературы для детей. Лучше обстоят дела с детской периодикой, выписывается 14 наименований журналов для детей и подростков.
Социальными партнерами по работе библиотек-филиалов с детьми являются муниципальные образовательные учреждения города, дошкольные учреждения, детский приют «Лучик», Комплексный центр социального обслуживания по работе с детьми.
Библиотека координирует свою работу с библиотекарями школ города по проведению массовых мероприятий и библиотечных уроков по заявкам.
2.1. Основные цифровые показатели детской библиотеки и сводные данные
Кол-во детских библиотек в городе | Кол-во жителей | Кол-во детей до 15 лет | Кол-во читателей всего | % охвата детского населения | Кол-во читателей по ЕРК | % охвата детского населения с учетом числа читателей по ЕРК |
ЦГБ | 11650 | 3850 | 797 | 20,7% | 438 | 11,3% |
Ф №1 | 6600 | 2250 | 794 | 35,3% | 392 | 17,4% |
Ф №4 | 6400 | 2100 | 970 | 46,2% | 417 | 19,8% |
Всего | 24650 | 8200 | 2561 | 31,2% | 1247 | 15,2% |
2.1.1. Количество читателей по сравнению с прошлым годом.
По сравнению с прошлым годом количество читателей детей
2.1.2. Книгообеспеченность одного читателя – 6,1
одного жителя – 0,8
2.1.3. Средняя дневная посещаемость – 75,3
2.1.4. Обращаемость фонда – 1,9
2.2. Читательский портрет современного ребёнка
Состав читателей по возрастам
| Всего | ЦГБ | БФ №1 | БФ №2 | БФ № 3 | БФ №4 | БФ №5 | БФ №6 | |
Дошкольники | 348 | 117 | 83 | 2 | 8 | 119 | 12 | 7 | |
По классам | 2601 | 680 | 711 | 21 | 148 | 851 | 47 | 143 | |
| 1 | 377 | 103 | 91 | 1 | 20 | 152 | 5 | 5 |
2 | 451 | 188 | 85 | 4 | 21 | 141 | 3 | 10 | |
3 | 376 | 111 | 79 | 2 | 24 | 140 | 5 | 15 | |
4 | 364 | 134 | 75 | 5 | 19 | 108 | 8 | 15 | |
5 | 339 | 55 | 91 | 1 | 18 | 151 | 4 | 19 | |
6 | 233 | 37 | 80 | 5 | 23 | 62 | 2 | 24 | |
7 | 198 | 23 | 85 | 1 | 12 | 52 | 7 | 18 | |
8 | 191 | 8 | 119 | - | 9 | 34 | 7 | 14 | |
9 | 71 | 21 | 6 | 2 | 2 | 11 | 6 | 23 | |
10 | - | - | - | - | - | - | - | - | |
11 | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Прочих | | | | | - | | - | - | |
Итого | 2949 | 797 | 794 | 23 | 156 | 970 | 59 | 150 |
2.2.1. Жанрово-тематические предпочтения читателей.
Ребята младших классов предпочитают сказки, приключения, стихи.
Для пользователей средних классов интересны книги научно-популярной тематики, приключения, фантастика, книги серии «Черный котёнок», «Любимые книги девочек», «Страшилки», «Круг чтения. Детская библиотека».
2.2.2. Наиболее популярные книги среди читателей в нашей библиотеке: Астрид Линдгрен «Пеппи Длинный чулок», Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова», Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Н.Н. Носов «Фантазеры», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес». Произведения Г.Остера, О.Пройслера Т.Крюковой, В.И.Дмитриева.
2.2.3. Фонд библиотеки соответствует читательскому спросу частично, поскольку недостаточно новых книг классиков, мало новинок литературы для ребят начальных и средних классов, особенно зарубежных авторов.
Мало интересных и забавных книг для дошкольников: игрушек, раскладушек, пищалок и т.д.
Нет новых книг для родителей в помощь воспитанию детей. Литература по педагогике представлена советским периодом. Выписывается всего два методических журнала в помощь библиотекарю и воспитателям: «Педсовет» и «Читайка».
Подписка на периодические издания для детей осталась той же, что и в прошлом году.
Не выписывается ни одной детской газеты.
2.3. Программно-целевая и проектная деятельность
2.3.1. Проекты
В 2011 г. проекты не разрабатывались.
2.3.2. В библиотеке не разработаны программы по работе с детьми. Библиотека участвует в программе ЦБС летнего чтения «Летний марафон Книгочея».
Программа летнего чтения «Летний марафон Книгочея» включает в себя организацию досуга в летний период и индивидуальное чтение согласно разработанным буклетам для ребят начальных и средних классов. (Образец буклета прилагается).
Цель: организация образовательной и культурно-досуговой деятельности детей.
Задачи:
Пропаганда лучших образцов детской литературы;
Развитие интеллекта ребёнка через книгу и игру;
Сотрудничество с органами социальной защиты, школами, детскими садами.
Официальная презентация программы прошло 1 июня в Международный день защиты детей. На праздник «Мир всем детям на планете» были приглашены ребята всех пришкольных площадок города, организованные на период летних каникул. Праздник проходил на центральной площади города.
Мероприятия, проводимые в течение всего лета в рамках данной программы в нашей библиотеке:
- Праздник книги «Чудеса в книжном царстве», посвященный открытию Недели детской книги.
- «На солнечной поляне Лукоморье» - праздник, посвященный дню рождению Пушкина (совместно с детской библиотекой).
- Опрос детей «Моя любимая книга».
- «Загадки мудрого филина» – конкурсная программа.
- «Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья» - праздник, посвященный открытию Детско-юношеской библиотеки, приуроченный к юбилею библиотеки-филиала №1.
- Театрализованное представление о мире русских народных сказок «Волшебный мир, полный тайн и загадок».
В конце сентября были подведены итоги летнего книжного марафона. Для детей был организован праздник под названием «У книги нет каникул!». На праздник были приглашены дети, участвовавшие в «Летнем марафоне Книгочея», это учащиеся школы №32, №160, №34.
На праздник к детям заглянул Домовой, благодаря волшебным заклинаниям которого и помощи ребят и состоялось открытие праздника.
Любознательным «эрудитам» предлагалось отправиться в путешествие вместе с Пэппи Длинныйчулок, которая, как известно большая выдумщица.
Она предложила ребятам выполнить различные сказочные и литературные задания и поиграть в игры: «Юный эрудит», «Блиц-опрос» «Экспромт». Участники с большим удовольствием читали стихи про книги и библиотеку. На радость ребятам была оформлена выставка работ поделок и рисунков ребят, участвующих в этой акции.
В конце мероприятия ребята были награждены призами. Также ребята получили «Медали» за победу в следующих номинациях: «Лидер чтения»; «За любовь к литературе»; «Эрудит года» «Самый умный».
«За активное участие» в акции «Летний марафон Книгочея» ребята получили поощрительные призы. Завершением праздника стало организованное для ребят чаепитие.
2.4. Статистический анализ массовых мероприятий.
Формы мероприятий | Количество мероприятий | Посетило человек | |||
всего | % от общего кол-ва | в т.ч. платных | В т.ч. бесплатных | ||
Акция | | | | | |
Бенефис | | | | | |
Беседа | 4 | 3,1 | | 4 | 10 |
Вечер | 6 | 4,6 | | 6 | 200 |
Встреча | 2 | 1,5 | | 2 | 80 |
Выставка | 19 | 14,6 | | 19 | |
Дебаты, дискуссия | | | | | |
Занятия кружка, клуба | 6 | 4,6 | | 6 | 60 |
Игра, конкурс | 26 | 20 | | 26 | 325 |
Композиция | | | | | |
Конференция | | | | | |
Круглый стол | | | | | |
Лекция | | | | | |
Мастер-класс | | | | | |
Обзор | 2 | 1,5 | | 2 | |
Посиделки | 1 | 0,8 | | 1 | 40 |
Праздник, театрализованное представление | 23 | 17,7 | | 23 | 372 |
Презентация | 11 | 8,5 | | 11 | 19 |
Ток-шоу | | | | | |
Тренинг | 1 | 0,8 | | 1 | 10 |
Урок | 7 | 5,4 | | 7 | 128 |
Утренник | 5 | 3,8 | | 5 | 64 |
Час | 6 | 4,6 | | 6 | |
Экскурсия | 11 | 8,5 | | 11 | 178 |
Дополните список: Устный журнал Рыцарский турнир Литературное путешествие Семинар | | | | | |
Всего | 130 | 100 % | | 130 | 1486 |
В рамках открытия Недели детской книги сотрудниками библиотеки-филиала №1 был проведен праздник книги «Чудеса в книжном царстве». Ребят встретили главные герои праздника Сказочница, Баба Яга, Катя Нечитайкина, Петя Лоботрясиков и Коля Балбескин. Они загадывали ребятам различные загадки и задавали вопросы по прочитанным книгам.
Учащиеся читали стихи, посвященные лучшему другу – книге, повторяли правила обращения с книгами, узнали интересные факты о книгах. Для ребятишек была оформлена выставка книг-юбиляров, которая сопровождалась рассказом сказочницы. В подарок ребятам были вручены книги.
В читальном зале библиотеки была организована выставка Книжки-юбиляры 2011, также посвященная Недели детской книги.
С 2011 года в детско-юношеской библиотеке-филиале №1 начал действовать клуб «Почемучки». Его членами являются ребята младшего школьного возраста шк. №32. Члены Клуба собираются раз в два месяца. Девиз Клуба «Не стыдно не знать, стыдно не хотеть знать». Работа Клуба посвящена пропаганде литературы и приобщению к чтению.
Мероприятия, проведённые для клубовцев:
1. Беседа о пользе чтения – «Человек читающий»;
2. Развлекательная викторина, посвященная здоровому образу жизни – «Будь здоров, вставай на лыжи»;
3. Эколого-практическая беседа, посвященная международному дню воды – «Вода – основа жизни!»;
4. Беседа-портрет Ю.А. Гагарина – «Знакомьтесь - Гагарин»;
5. Викторина «Знатоки творчества Пушкина»;
6. Урок-игра, посвященная дню знаний – «Учиться будет весело».
В детском отделе библиотеки-филиала №4 действует клуб «Потомучка», который объединяет ребят начальных и средних классов.
Клуб был создан при библиотеке-филиале №4 в 2010 году и объединяет ребят начальных и средних классов МОУ СОШ №34.
Эмблемой клуба является дедушка Знай, который присутствует на многих детских праздниках. План работы клуба составляется на полугодия и выпускается в буклете клуба. Периодичность мероприятий: 1 раз в месяц. В летний период занятия не проводятся.
В течение года были проведены:
Игровая программа «Литературная аллея».
Презентация книг Т.Крюковой «Чудеса не понарошку».
Обзор новинок литературы «Спешите знакомиться, спешите читать».
Беседа к 50-летию полёта в космос Ю.Гагарина «Первый шагнувший в космос».
Экологический праздник «Речки, реки и моря на Земле живут не зря»
Познавательная беседа «Весёлые приключения в стране Светофория».
Урок экологии «День волшебной воды».
Познавательный час «Как отмечают Новый год в разных странах».
Для детей разработаны программы нравственно-правового просвещения «Чтобы достойно жить», семейного чтения «Читаем всей семьей», летнего чтения «Летний марафон Книгочея». В программах участвуют все библиотеки-филиалы, работающие с детьми. Финансирование программ осуществляется за счёт средств, заработанных библиотекой.
Программа семейного чтения «Читаем всей семьёй» действовала с 2007 по 2011гг.
Цель: возрождение традиций семейного чтения.
Задачи:
1. Формировать потребность в чтении всех членов семьи;
2. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
3. Пополнять фонд библиотеки литературой в помощь реализации программы.
Программа летнего чтения «Летний марафон Книгочея» включает в себя организацию досуга в летний период и индивидуальное чтение согласно разработанным буклетам для ребят начальных и средних классов.
Цель: организация образовательной и культурно-досуговой деятельности детей.
Задачи:
Пропаганда лучших образцов детской литературы;
Развитие интеллекта ребёнка через книгу и игру;
Сотрудничество со школами, садами.
Программа летнего чтения «Летний марафон Книгочея» стартует в конце мая, когда на праздник посвящения первоклассников приглашаются ребята из школ города. Официальное открытие программы проходит 1 июня в Международный день защиты детей. В этом году праздник «Мир всем детям на планете» прошёл на площади города. В его подготовке и проведении принимали участие все библиотеки-филиалы, работающие с детьми.
Красная Шапочка, Домовой приготовили для детей различные конкурсы на любой вкус. Красная Шапочка загадывала загадки, где по описанию необходимо назвать любимое произведение. Вместе с Домовым ребята из двух команд состязались между собой, сбивая кегли, а любители игры в мяч, должны были назвать литературного героя, передавая мяч по кругу. Ребята младшего возраста могли заняться творчеством и нарисовать или раскрасить карандашами сказочных героев. Библиотекари познакомили гостей с детскими периодическими изданиями, которые выписывает библиотека. Все участники конкурсов получили сладкие призы.
Выставочная деятельность.
В библиотеке-филиале №1 были проведены выставки: к юбилею А. Барто «Путешествие в страну детства», «Книжки-юбиляры 2011, выставка новинок детских книг «Новинки из книжной корзинки», выставка детских книг и литературных рецептов, посвященная юбилею библиотеки «Эрудит-кафе», выставка книг наших земляков «Это читают все: бабушки и дедушки, мамы и папы, мальчишки и девчонки!», выставка-плакат, посвященная Новому году «Раз, два, три, елочка, гори!».
В центральной городской библиотеке в течении года для детей были оформлены книжные выставки: «Солдатом быть – Родине служить!», «Эстафета космических подвигов», «Забвению не подлежит», «Лицом к лицу с природой», «Твои соседи по планете», «Жажда науки, помноженная на знание жизни», «Книжная полка дошкольника», «Книга – лучший друг», «У книг не бывает каникул».
Наиболее запоминающимися в библиотеке-филиале №4 стали несколько выставок, одна из них посвящена дню защитника Отечества «Великие полководцы России». На ней были представлены книги различных авторов: В.В.Артёмов «Русские полководцы», Н.В.Скрицкий «Самые знаменитые флотоводцы России», В.И.Калинов «Русские победы» и многие другие. Читатели узнали о мужестве тех, кто защищал свою землю, кто не щадил себя ради блага Отечества, кто до конца оставался верен долгу. Читатели познакомились со славными русскими богатырями: Ильёй Муромцем, Алёшей Поповичем и Добрыней Никитичем. А так же с книгой Лидии Кудрявцевой «Богатыри земли русской». Все картины в этой книге нарисованы художником Виктором Михайловичем Васнецовым. Самой главной в своей жизни картиной Васнецов считал «Богатыри».
В книге Анатолия Митяева «Адмирал Нахимов», читатели узнали о Фёдоре Фёдоровиче Ушакове. Адмирал Ушаков руководил военными действиями на море, против турецкого флота. Ушаков был одним из создателей Черноморского флота. Русские корабли под командованием Ушакова отстояли Севастополь и разгромили турецкую эскадру у мыса Калиакрия, после чего Турция запросила мира. Так Россия освободила себе выход к Чёрному морю.
Ещё одна наиболее запоминающаяся выставка «Книги – юбиляры 2011 года». Выставка оформлена в апреле и действует до конца года.
На выставке представлены книги: Н.В.Гоголь « Вечера на хуторе близ Диканьки» (180лет); А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (175 лет); М.Твен «Приключения Тома Сойера» (135лет); К.Коллоди «Приключения Пиннокио» (130т лет); Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (60 лет); С.Михалков «Дядя Стёпа» (75) и многих других.
Ко Дню славянской письменности и культуры, к Всероссийскому дню библиотек была оформлена выставка « Книжка может рассказать обо всём на свете». Читатели могли узнать много интересных фактов об истории праздника и о том, что в России этот праздник известен как день памяти первоучителей славянских народов — святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.
Направления:
2.4.1. Работа с дошкольниками
Детско-юношеская библиотека-филиал работает с двумя детскими садами. Сегодня нашими партнёрами среди детских дошкольных учреждений являются НДОУ № 167, МДОУ №32, МДОУ №2. Основные задачи работы: формирование потребности в чтении, развитие литературно-художественного опыта, приобщение к классике мировой детской литературы.
В 2011 г. Для дошкольников были проведены:
1. Утренник по ЗОЖ - «В здоровом теле – здоровый дух.
2. Экскурсия по библиотеке – «Волшебный мир библиотеки» – 2 раза.
3. Праздник, посвященный дню рождения А.С. Пушкина - «На солнечной поляне Лукоморья»;
4. Инсценировка по мотивам русской народной сказки «Репка»;
5. Экологический праздник - «Природа – мы твои друзья»;
6. Нравственно-патриотический урок – «С чего начинается Родина»
7. Сказочное театрализованное мероприятие по ЗОЖ «Советы королевы Здравии в стране Здоровья».
В каждом из детских садов организованы передвижные пункты выдачи книг и журналов.
Библиотека-филиал №4 тесно сотрудничает с детским садом №5 «Гномик». Приобщение к чтению начинается с экскурсии по библиотеке. Для детей этого детского сада в январе была проведена презентация книги В.Дмитриева «Весёлые капульки». Ребята познакомились с творчеством нашего земляка и с его книгой. «Веселые капульки» - это сборник детских стихов. Дети познакомились со стихами о животных, насекомых, птицах, живущих у нас, а так же о временах года и явлениях природы. Узнали, что солнышко бывает разным; кто-то из них представил себя танкистами; познакомились с бурундуком; рассуждали на тему храбрости, поиграли, пострекотали как кузнечики. Некоторые подготовили и рассказали стихотворения.
В марте прошёл познавательный час «Наше любимое мяукало» к международному дню кошек.
Большое внимание уделяется экологическому воспитанию дошкольников, формированию бережного и заботливого отношения не только к пернатым друзьям и домашним питомцам, но и к окружающей среде в целом.
В сентябре для дошколят прошёл утренник под названием « О старых знакомых, разных насекомых». Дети узнали много нового и интересного о насекомых. Приняли участие в викторине и пантомиме, разгадывали загадки.
Дошколята очень активные зрители и слушатели, они с удовольствием принимают участие в мероприятиях, разучивают стихи и играют героев различных сказок.
Массовая работа с дошкольниками и передвижные пункты выдачи, организованные в детских садах, востребованы.
Массовые праздники:
1. Праздник к Международному дню защиты детей. «Мир всем детям на планете».
2. Юбилей города «Читальня дедушки зная».
В этом году городу Тайге исполнилось 115 лет. На юбилее города, сотрудники, работающие с детьми, провели массовое мероприятие на площади города. Желающие могли поучаствовать в литературной викторине. Нужно было угадать сказочного персонажа и литературного героя. В течение праздника и взрослые, и дети, смогли поучаствовать в спортивных состязаниях.
Библиотекари познакомили гостей с периодическими изданиями, которые выписывает библиотека. Для самых маленьких были предложены книжки-малышки, желающие могли сфотографироваться с литературными героями. Не смотря на плохую погоду, и взрослые, и дети остались довольны праздником.
В центральной городской библиотеке традиционно для дошкольников проводятся экскурсии - знакомства с детским отделом библиотеки «Под семейным зонтиком», который существует более двух лет. Отдел создан не только для тех, кто учится в школе, но и для родителей с маленькими детьми или бабушек и дедушек. Они выбирают книги, которые можно читать, собравшись вместе вечером всей семьей. Об этом библиотекари рассказывают во время экскурсии.
Затем в гости к детям приходят Баба Яга и Домовой Кузя, которые загадывают детям загадки и проводят игры по сказкам. В конце встречи дошколята знакомятся с новыми книгами.
После экскурсий, призванных оказывать содействие продвижению семейного чтения, несколько ребят обязательно приходят с родителями, чтобы записаться в библиотеку.
- Экскурсия в библиотеку «Под семейным зонтиком» (МОУ № 54 «Ромашка»);
- Экскурсия – знакомство с детским отделом «В гости к сказке» (МОУ № 7 «Солнышко»).
В течение года работали и постоянно обновлялись передвижные библиотеки в детских садах «Ромашка» и «Солнышко».
2.4.2. Краеведение
В библиотеках-филиалах нет отделов и секторов краеведения, но есть краеведческая литература и периодика. Фонд литературы по краеведению представлен художественными произведениями детских писателей области и нашего города. Сотрудники библиотек-филиалов выполняют справки по мере поступления и осуществляют выдачу литературы краеведческой тематики.
Краеведческих программ нет.
Особой популярностью среди ребят начальных классов и дошкольников пользовалась книга В. Дмитриева «Веселые капульки» и Л. Яковлевой «Про бабу Ядвигу».
- Справочное обслуживание по краеведению
-
Кол-во выполненных
справок по краеведению
Из них виртуальных
Кол-во отказов
63
-
-
Примеры тематических справок:
1. Растения леса Кемеровской области.
2. История Кемеровской области.
3. Стихотворения о Малой Родине – Тайге.
Массовые мероприятия:
1. Презентация книги В.И. Дмитриева «Веселые капульки».
2. Нравственно-патриотический урок - «С чего начинается Родина».
3. Выставка, посвященная книгам наших земляков «Это читают все: бабушки, дедушки, мамы и папы, мальчики и девочки».
Издательской продукции нет.
В Центральной городской библиотеке был проведен устный журнал к 115 -летию г. Тайги «Посвящение городу» для ребят из Комплексного центра социального обслуживания населения.
Мероприятие проводилось совместно с Сектором по работе с юношеством и молодежью. Целью данного мероприятия было расширить знания об истории родного города, способствовать формированию чувства патриотизма, любви к малой родине.
Устный журнал включал в себя рассказ об истории города, который сопровождался показом слайдов, и викторины на знание ребятами истории Тайги. Викторина состояла, например, из таких вопросов: Год основания города Тайги? (1896); сколько в нашем городе школ и какие? (6); как первоначально назывался город Тайга? («Томск-Таёжный»), каких известных людей вы знаете, которые родились в нашем городе? (Макарова Инна Владимировна (р.1926) - актриса театра и кино, народная артистка СССР; Щербаков Дальвин Александрович (р. 26 августа 1938) - советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист России) и т.д.
Таким образом, ребята познакомились с красотой и самобытностью своей малой родины, совершили исторический экскурс в прошлое города и узнали много нового об известных земляках.
2.4.3. Экологическое просвещение
1. Эколого-практическая беседа, посвященная международному дню воды - «Вода – основа жизни!» Заседание клуба «Почемучки» (указана в разделе работа клуба «Почемучки»).
2. Экологический праздник – «Природа – мы твои друзья!» для ребят летнего оздоровительного лагеря «Романтик».
В ходе мероприятия «Природа, мы твои друзья!» ребятами был прослушан и обсужден отрывок из книги Н. Сладкова «Под шапкой-невидимкой». Ребята с удовольствием обсуждали вопросы: приходилось ли помогать животным или растениям? Как влияют изменения окружающей среды на здоровье человека? В чем проявляется загрязнение окружающей среды?
Герой праздника – Старичок-лесовичок – защитник леса, узнал у ребят, как бы они себя повели в различных ситуациях: непотушенный костер в лесу, оставленный мусор, сбрасывание отходов в реку.
С ребятами были проведены конкурсы-путешествие в мир природы: «Ромашка», «Охота на оленя»; конкурс актерского мастерства, где ребятам было предложено при помощи пантомимы изобразить животного; блиц-турнир «Про наших птиц», проведена мини-викторина «Из какой сказки эта птица?»; игра «Летит-летит».
2.4.4. Патриотическое, военно-патриотическое, гражданско-патриотическое направление
- Патриотический урок, посвященный юбилею города - «Малый город – большая история» был организован для детей Муниципального Комплексного Учреждения Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
- «Смелые, ловкие, умелые», игровая программа для детей из Комплексного центра социального обслуживания населения;
- «Эпоха отважных рыцарей». Турнир для мальчиков Комплексного центра социального обслуживания населения.
2.4.5. Работа в дни каникул.
Библиотека-филиал №1 провела:
На зимних каникулах:
Литературный видеочас для ребят 3-5 классов «Ночь перед Рождеством».
На весенних каникулах:
Указана в разделе Неделя детской книги.
Работа в летние каникулы указана в разделе программная деятельность.
В ЦБ проводились:
- «Новогодний ералаш». Игровая программа для читателей детского абонемента;
- День защиты детей. Праздник на городской площади. Проводился совместно с филиалами №№ 1, 4;
- «В стране Лукоморья». Праздник по творчеству А. С. Пушкина (Детские площадки МОУ СОШ №№32, 160, санаторий-профилакторий «Железнодорожник»).
В канун Дня рождения А. С. Пушкина библиотекари детского и юношеского Сектора Центральной городской библиотеки провели праздник по творчеству поэта. Ведущие рассказали о детстве и юности поэта, о его творческом пути и о том, какое место в его жизни занимали сказки.
Ребята отвечали на вопросы библиотекаря, показав хорошее знание сказок. Затем им была представлена выставка «Солнце русской поэзии. Образ
А. С. Пушкина в живописи», где демонстрировались изображения прижизненных портретов поэта, книги о художниках – авторах произведений.
Обзор по выставке сопровождался показом слайдов
- Работа передвижного пункта выдачи в п. Кузель для детско-юношеского лагеря «Романтик»;
- Программа летнего чтения «Летний марафон Книгочея» включает в себя организацию досуга в летний период и индивидуальное чтение согласно разработанным буклетам для ребят начальных и средних классов. Цель программы - организация образовательной и культурно-досуговой деятельности детей.
Задачи программы:
1. Пропаганда лучших образцов детской литературы;
2. Развитие интеллекта ребёнка через книгу и игру;
3. Сотрудничество с органами социальной защиты, школами, садами.
Программа летнего чтения стартует в конце мая. Осенью подводятся итоги программы летнего чтения среди учащихся начальных и средних классов.
Победители -
В библиотеке-филиале №4 на зимних каникулах прошел развлекательный праздник «Загадки зимнего двора». На праздник были приглашены все желающие читатели библиотеки-филиала №4 детского отдела. Ребята без труда справились с заданиями и разгадали загадки: про зиму, лёд и стужу, снежинки и сугроб. Некоторые из ребят загадали свои загадки присутствующим.
Накануне традиционной Недели детской книги было сделано объявление, приглашающее всех желающих принять участие в праздничных мероприятиях.
Открыла Неделю детской книги выставка новинок литературы современных авторов «Спешите знакомиться, спешите читать». Выставка была оформлена в детском отделе библиотеки-филиала №4.На выставке были представлены книги Н.Носова, Т.Крюковой, и других авторов.
Презентация книги Т.Крюковой «Чудеса не понарошку».
2.4.6 Работа с одарёнными детьми не велась.
2.4.7 Работа с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья не велась.
2.4.8 Работа с родителями, работа с женщинами, ожидающими ребёнка.
Сотрудниками библиотеки была разработана памятка-закладка для родителей: «Как приобщить ребёнка к чтению».
И организован уголок для родителей «Советы по организации детского чтения».
Работа с женщинами, ожидающими ребёнка, не проводилась.
2.4.9. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с трудными детьми.
Такую работу библиотеки-филиалы проводят с группами детей из неблагополучных и неполных семей, посещающих Комплексный центр социального обслуживания населения (КЦСОН). А также для ребят из Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, родители которых лишены родительских прав.
В течение года для них проводились следующие мероприятия:
1. Познавательная игра, посвященная Дню авиации и космонавтики - «Человек открывает вселенную».
2. Презентация книги В.И.Дмитриева «Веселые капульки».
3. Психолого-тренинговое занятие – «Дом наших отношений».
4. Беседа на тему толерантности «Возьмемся за руки друзья!».
5.Праздник, посвященный открытию детско-юношеской библиотеки - «Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья».
6. Экологический праздник - «Природа – мы твои друзья» (см. Экологическое просвещение).
2.4.10. Формирование информационной среды, противодействующей асоциальным явлениям, формирование у детей позитивного отношения к жизни и собственному здоровью
1. Выставки указаны в разделе выставочная деятельность.
2. Утренник по здоровому образу жизни «В здоровом теле – здоровый дух» для дошкольников.
3. Инсценировка по мотивам русской народной сказки «Репка», для первоклассников школы №32.
4. Для ребят детского оздоровительного лагеря «Романтик» было проведено театрализованное представление на знание русских народных сказок «Волшебный мир полный тайн и загадок».
5. Сказочное театрализованное мероприятие по здоровому образу жизни «Советы королевы Здравии в стране Здоровья» для ребят детского сада при школе №32.
6. Игра-викторина «Новый год – волшебная сказка» для детей младшего школьного возраста школы №32.
2.4.11. Правовая культура
Службы «Детский адвокат» нет.
Участниками проектов виртуальных служб не являемся.
Для ребят школы №32 было проведено театрализованное занятие по правовому воспитанию – «Путешествие в страну Беззаконию».
Мероприятие сопровождалось показом электронных слайдов.
Целью данного мероприятия было: сформировать у детей понятие «права и обязанности» (право выбирать и быть выбранным).
К концу занятия ребята получили необходимые теоретические знания и представление о том, как можно применить их в повседневной жизни, узнали, что такое права и обязанности человека, и как можно применять их во время выборов.
Ребятам была предложена игра по принципу «Живая картина», они сами инсценировали определенную ситуацию, а противоположная команда должна была отгадать какие права человека нарушены и какие обязанности есть у человека в данной ситуации.
Ребята с удовольствием приняли участие в сказочной викторине, в которой они должны были помочь герою понять, какие его права были нарушены, и угадать произведение, в котором было нарушено определенное право.
Занятия такого типа способствуют формированию у ребят активной жизненной позиции, воспитанию законопослушного гражданина, развитие творческого потенциала.
Работа по правовому воспитанию детей в библиотеке-филиале №4 ведётся в рамках программы «Чтобы достойно жить». Цель программы: формирование правовой культуры.
Задачи:
1. Конституционное обеспечение свободного доступа детей к социально-правовой информации.
2. Создание информационных баз данных в электронном и печатном виде.
3. Подготовка и проведение мероприятий, направленных на профилактику правонарушений среди детей и подростков.
На познавательную беседу « Без прав на свете жить не сможем», были приглашены ребята из школы №32.Ребята познакомились с основными положениями Конвенции о правах ребёнка, и о том, что ребёнок имеет право жить и воспитываться в родной семье. Прослушав ненецкую сказку «Кукушка», ребята ответили на вопросы ведущего и рассуждали на тему семьи.
Закрепили знания на примере литературных героев, у которых были нарушены права.
2.4.12. Поддержка и популяризация чтения
Поддержка и популяризация чтения проходит в рамках программы летнего чтения «Летний марафон Книгочея», которая указана в разделе «Программно-целевая и проектная деятельность», а также можно проследить в разделе «Основные направления библиотечного обслуживания, информационно-досуговая деятельность: работа кружков и выставки».
2.4.13. Другие актуальные направления.
Стали традиционными мероприятия в День знаний. В этом году в игровой программе, которая проводилась для ребят школы №32 «Учиться будет весело» принимали участие учащиеся двух классов.
2.5. Психологическая поддержка детей.
Психолого-тренинговое занятие было проведено для детей Комплексного центра социального обслуживания населения (КЦСОН).
2.6. Индивидуальная работа с читателями-детьми.
Индивидуальная работа проводится при записи в библиотеку, читателям рассказывается том, как пользоваться библиотекой, сотрудники библиотеки знакомят читателя с сервисными услугами библиотеки, рекомендуют литературные новинки и периодику, или выполняют индивидуальные запросы пользователей, выявляются индивидуальные читательские предпочтения.
3. Основные направления и формы работы с руководителями детского чтения.
В индивидуальных беседах рекомендуем новинки детской литературы и литературы в помощь воспитанию.
На производственных собраниях обзоры профессиональной периодики.
Работа с руководителями детского чтения отражена в разделе «Работа с дошкольниками».
Библиотеки-филиалы МУ «Централизованной библиотечной системы города Тайги», обслуживающих детей (город)
Наименование библиотеки | Фонд (всего) | В т.ч. фонд детской лит-ры | Кол-во жителей микрор. | Из них детей до 15 лет | Кол-во читат. всего | Кол-во читат. детей | % охвата детского населения |
ЦГБ | 61344 | 11586 | 11650 | 3850 | 3753 | 797 | 20,7% |
Филиал №1 | 7554 | 1085 | 6600 | 2250 | 2087 | 794 | 35,3% |
Филиал №4 | 13866 | 2570 | 6400 | 2100 | 2228 | 970 | 46,2% |
Всего | 82764 | 15241 | 24650 | 8200 | 8068 | 2561 | 31,2% |
Массовые праздники, проведенные библиотеками-филиалами.
В библиотеке-филиале №1 «Altернатива» для ребят оздоровительного лагеря «Романтик» было проведено мероприятие под названием «Волшебный мир, полный тайн и загадок».
Сказка, эта древнейшая форма устного народного творчества, была и остается самым популярным видом народного искусства и доставляет нам необычайное наслаждение. Сказки читают и перечитывают. Сказка – это величайшая сокровищница. Из нее, как из живого неиссякаемого источника, черпали и будут черпать писатели и художники.
Главной целью театрализованного представления на знание русских народных сказок «Волшебный мир, полный тайн и загадок» было пробудить интерес к народной сказке.
Мероприятие проходило под русскую народную музыку. Главными героями праздника стали: Сказительница, Аленушка и Емеля – герои русских народных сказок. Сказительница рассказала детям, о том, что такое русская народная сказка, откуда пришли к нам сказки, почему их называют русскими народными. Ребята узнали, какие жанры русской народной сказки бывают, сами приводили примеры этих сказок.
С помощью волшебных предметов: шапки-невидимки, сапог-скороходов, волшебной палочки, скатерти-самобранки ребята очутились в сказочной стране, где встретились с Аленушкой и Емелей. Ребята угадывали сказочные имена героев и отгадывали правильные названия сказок.
Ребята вспомнили, с какими героями из русских народных сказок связаны сказочные превращения, с каких слов обычно начинается и какими заканчивается русская народная сказка.
В 2011 году у города Тайги юбилей, ему исполнилось 115 лет. Поэтому, участникам мероприятия было предложено поучаствовать в конкурсе «За морем житье не худо, но у нас…». Участники конкурса начинали свой рассказ словами «За морем житье не худо, но у нас…», приводя в дальнейшем аргументы в пользу проживания в родном городе, рассказывая о достопримечательностях Тайги. В завершении мероприятия ребятам было предложена инсценировка русской народной сказки «Репка». Ведущий Емеля задавал вопросы по русским народным сказкам, а отвечавшие получали роли дедушки, бабушки, внучки, Жучки, кошки, мышки.
Для детей летнего пришкольного лагеря была организована выставка «Русская народная сказка», чтобы ребята могли вспомнить и перечитать любимые сказки, или познакомиться с новыми для них произведениями.
страница 1страница 2
скачать
Другие похожие работы: