Читать иль не читать – вот в чем вопрос Профессиональная дискуссия за виртуальным круглым столом
Читать иль не читать – вот в чем вопрос
Профессиональная дискуссия за виртуальным круглым столом
Как сделать чтение привлекательным для современного человека, показать его важность для развития отдельной личности и общества в целом? Несмотря на различные подходы к решению этой проблемы, все они преследуют одни и те же цели, причем лучшие практики мигрируют из страны в страну, «КИ» считает важным обсудить с российскими коллегами - издателями, библиотекарями и экспертами книжной торговли - все нюансы отношения к этой проблеме в книжном сообществе России, показав палитру мнений и лучшие отечественные практики на страницах журнала.
Мы рассчитываем, что сегодняшняя дискуссия не только выявит существующие проблемные зоны, но и позволит определить «правильный угол зрения на эту проблему», а также оценить перспективы развития различных программ в поддержку чтения.
И мы с удовольствием представляем участников дискуссии: Александра Вахрушева, зам. генерального директора Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева
Надежда Выропаева, заведующая Центром молодежных инноваций ГБУК РО «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»
Ольга Громова, главный редактор журнала «Библиотека в школе», ИД «Первое сентября»
Константин Деревянко, директор по развитию ИД «АСТ-ПРЕСС»
Юлия Дорогова, PR-директор издательства «ЭНАС-КНИГА»
Борис Есенькин, президент ТД «Библио-Глобус»
Борис Кузнецов, генеральный директор издательства «РОСМЭН» Сергей Макаренков, генеральный директор «РИПОЛ классик»
Надежда Михайлова, генеральный директор ОЦ «Московский Дом книги»
Леонид Шкурович, генеральный директор ИГ «Азбука-Аттикус».
Национальный пафос?
-Начнем дискуссию, как говорится, с «официального приветствия». Коллеги, знаком ли вам текст Национальной программы поддержки и развития чтения? Какие основные положения этой программы вы могли бы сразу (не подсматривая в источники) назвать? Что вас «смущает» или не устраивает в этой Программе? И что вы лично считаете необходимым сделать в рамках поддержки чтения в России в первую очередь?
- Борис Есенькин: Еще в 2006 году на Санкт-Петербургском книжном салоне руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М. В. Сеславинский и председатель РКС С. В. Степашин подписали текст Национальной программы поддержки и развития чтения. Совершенно очевидными были предпосылки к принятию этого документа: «Дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе», обусловленный снижением интереса к чтению у населения. Без чтения невозможно получение знаний и образования, осознание роли личности в социокультурном пространстве. Несомненно, документ нужный и своевременный.
Прошло шесть лет, и, конечно, многое делается, но складывается впечатление, что пока только на научно-методическом уровне. За это время ситуация со снижением интереса к чтению «обросла» новыми проблемами: падение книжного рынка, пиратство в Интернете, глобальное сокращение книготорговых сетей и оптовых структур, т.е. читательский кризис уже можно назвать системным.
Основная роль в реализации идей программы отводилась библиотекам как единственным coциальным институтам в РФ, роль книжных магазинов почти не рассматривалась, хотя проблем здесь не меньше, чем в библиотечной сфере. И с каждым годом привлекать читателей в книжный магазин становится всё труднее и труднее. «Библио-Глобус» разработал собственную программу развития интереса к чтению - что называется, от истоков. В нашем детском клубе «Библиоша», которому исполнилось семь лет, уже подросло поколение детей, для которых книга - неотъемлемая часть жизни.
Без поддержки на самом высшем уровне сделать в этой области что-либо существенное сложно.
- Надежда Михайлова: Текст Национальной программы знаком, поскольку специалисты ГУП

ОЦ «Московский Дом книги» участвовали в свое время в разработке ее положений. Не устраивает то, что спустя семь лет с момента принятия Программы она так и не стала общегосударственной. И это самая главная проблема. Без поддержки на высшем уровне сделать в этой области существенное сложно. Хотя, конечно, нельзя принижать значения местных инициатив и новаторств отдельных субъектов рынка.
- Леонид Шкурович: Текст Национальной программы я, конечно, читал. Не могу похвастаться, что помню его настолько, чтобы цитировать без подглядывания в шпаргалку. Но общую суть документа представляю себе достаточно хорошо.
Предпочитаю цитировать «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова или «Москва - Петушки» Ерофеева. Проверено многократно: удачная цитата безотказно пробуждает интерес к чтению у моих собеседников.
Я считал бы правильным выделение денег каждому издательству
- Сергей Макаренков: Да, я знаком с текстом. Основное положение - это повышение общественного интереса к чтению и усиление мотивации к этому процессу. Программа хорошая. Акценты правильные. Но... это трудно соотнести с собственной программой издательских портфелей, направленных на выживание (я беру большинство издательского сообщества).
В рамках этой программы лично я считал бы выделение денег каждому издательству, принявшему эту программу, с задачей создания программ продвижения в рамках своего издательства в интересах общей цели. Подвести итоги этих программ. Сделать их гласными. Наградить победителей, осудив нерадивых.
На мой взгляд, самое важное - это поддержка и развитие чтения среди детей и подростков.
- Александра Вахрушева: К сожалению, без «подглядки "ответить на вопросы о Национальной программе поддержки и развития чтения не могу. На мой взгляд, самое важное - это поддержка и развитие чтения среди детей и подростков. Если сегодня не увлечь чтением эту аудиторию, то завтра мы потеряем посетителей библиотек и книжных магазинов. Уровень преподавания литературы в школе оставляет желать лучшего. Результаты ЕГЭ по русскому языку также не радуют. А ведь это наше будущее! Поэтому я считаю, что необходимо уделить максимальное внимание детской литературе, детским книжным фестивалям, продвижению семейного чтения. Семью нужно втягивать в интеллектуальный досуг, привлекать к участию в различных литературных событиях (книжные ярмарки, перформансы, фестивали, посвященные книге и чтению). Национальная программа должна поддерживать в первую очередь подобные форматы и детские библиотеки.
На мой взгляд, самое важное – это поддержка и развитие чтения среди детей и подростков.
- Борис Кузнецов: Национальная программа поддержки и развития чтения существует, кажется, уже с 2007 года. И если очень постараться и очистить ее от вербального казенного мусора, то в ней вроде бы всё по делу. Но, как водится, какая-то ерунда получается с конкретными результатами. Лично я их не очень-то и ощущаю. Я даже не знаю, какое там финансирование. Но, кажется, его точно не хватает на тотальное возрождение любви к чтению.
Может быть, я скажу неприятную вещь, но я бы вычеркнул из этой программы финансовую поддержку отдельных издательств и изданий. Это то же самое, что и лечение наркомана героином. А освободившиеся средства можно было бы направить на какую-нибудь конкретную, но масштабную акцию - например, на развитие рекомендательных книжных сервисов в онлайне и офлайне с вовлечением медиаперсон, политиков, лидеров мнений.
Национальная программа поддержки чтения -документ, который по своей форме потерял актуальность.
Константин Деревянко: Национальная программа поддержки чтения - документ, который по своей форме потерял актуальность. Время национальных инициатив, идущих «сверху», прошло. Сегодня такая программа может быть актуальна только при условии реализации комплекса социальных проектов, где в рамках партнерств будут объединены ресурсы разных сфер и отраслей. И ключевую роль в разработке и управлении такими проектами должны сыграть издательства.
- Ольга Громова: С текстом Национальной программы поддержки и развития чтения я знакома хорошо. Журнал «Библиотека в школе» плотно сотрудничает с разработчиками программы - Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества: мы публиковали программу и некоторые сопутствующие материалы.
Очень важным, если не самым важным, мне кажется положение о том, что необходимо специально обучать кадры, способные заниматься на местах (в школах, библиотеках, прессе и т.д.) поддержкой чтения. Действительно, такая работа требует профессионализма, владения современными технологиями продвижения чтения. И в последнем я не имею в виду IT, я имею в виду технологии привлечения к чтению, пропаганды чтения как важной составляющей жизни человека и т.д. Кстати, это не означает, что надо создавать специальные структуры, готовить отдельных специалистов, вроде методистов по чтению в школах. Совсем не обязательно. Достаточно просто грамотно учить этим технологиям тех, кого и так сейчас готовят: педагогов, библиотекарей, журналистов, пиарщиков... Призывами типа «Читайте книги - это полезно» тут ничего не сделаешь. Нужно хотеть и уметь видеть и осваивать технологии этой работы. И даже изобретать ничего не надо. Кстати, полезно посмотреть на технологии других отраслей, даже не обязательно смежных. Есть чему поучиться у пиарщиков, музейщиков, даже у НЕкнижной торговли.

По частностям, наверное, можно бы поспорить с некоторыми формулировками в тексте Программы или какими-то ее идеями, но мне кажется, что это не так важно. Сейчас важно то, что она в принципе есть. Лучше бы, конечно, если бы она была государственной, а не общественной, каковой она, по сути, является, но что делать... на государственном уровне у нас это не работает. Не те цели у государства.
- Итак, подытожим главное. То, что в России есть Национальная программа поддержки и развития чтения, знают все. И этим мы можем гордиться. Помним мы ее далеко не дословно, но у большинства книжников есть к ней совершенно четко формулируемые претензии Это и отсутствие государственного статуса и, соответственно, неясные схемы финансирования, но главное, что даже для профессионального книжного дела Программа сама по себе не является руководством к действию: она есть, но выключена из ежедневной практики.
НЕТ, ЕЖЕДНЕВНАЯ РАБОТА ТОЖЕ ПОМОГАЕТ
- Если официально всем вместе не получается, то давайте разбираться, что именно каждый субъект книжного дела России - издательство, книжный магазин или библиотека - может сделать в направлении поддержки и развития чтения и в каком объеме? В чем заключается вклад каждого в общую идею?
Я считаю, что издательство должно в первую очередь тщательно и ответственно заниматься своими проектами.

- Борис Кузнецов: Я считаю, что издательство должно в первую очередь тщательно и ответственно заниматься своими проектами - отбирать их и пестовать, выводить и «вкусно» продвигать. Это лучший вклад издателя в поддержку и развитие чтения. Ведь люди читают не абстрактные буквы и слова, а вполне конкретные книги. А почетная миссия «развивать общую культуру чтения силами одного отдельно взятого издательства» - это культуртрегерская утопия.

- Леонид Шкурович: Отдельно взятый издатель должен всегда думать о читателе. Издавать то, что читателю интересно. И так, чтобы читателю действительно хотелось эти книги купить и прочесть. Все ресурсы издательства без ограничения должны быть направлены на достижение этих целей. В этом - вся суть моей работы.
- Сергей Макаренков: Реально отдельно взятое издательство это может осуществлять в рамках собственных бюджетов, выделенных на продвижение своих книг (что уже является поддержкой Программы), и, во-вторых, в рамках бюджетов, выделяемых именно на поддержку Программы (как своих, так и государственных). Это может быть в виде благотворительности для детских домов, библиотек, исправительных учреждений, по линии РКС, или проведение акций в лояльных для издательства мероприятиях - автограф-сессии, лекции писателей. Причем делать это не случайно, а под одной сформированной издательской программой, которой у большинства издательств сейчас нет.
- Константин Деревянко: Каждое издательство может сделать многое, и некоторые делают это постоянно. Всё зависит от идеологии компании. Кто-то выстраивает ее вокруг социально полезного и качественного продукта, а кто-то стремится только за маржинальностью. С расширением информационного пространства появляется больше идей, продвигающих чтение и знание как таковое.
- Юлия Дорогова: Что должны делать издатели для поддержания интереса к книгам и чтению. Конечно, издавать хорошие книги и прислушиваться к мнению читателя, к его мечтам и чаяниям к его требованиям. Во всяком случае, у нас не получается иначе популяризировать чтение. Я хочу сказать, что продвижение литературы предполагает работу, рассчитанную не на эфемерного, не существующего в природе массового читателя. Haши мероприятия адресованы конкретному человеку - каждому, кто пришел к нам, чтобы познакомиться с книгами. Разумеется, это непросто, это отнимает много времени и сил, требует материальных затрат, но вместе с тем это потрясающе интересно, будит фантазию, творческую энергию, позволяет нам самим, хотя бы на время, вновь почувствовать себя детьми. Все-таки в основе продвижения должны лежать прежде всего интересы аудитории. Есть много инструментов изучения ее потребностей, но мы исходим не столько из традиционных маркетинговых схем, сколько из результатов собственных исследований. Например, мы не только проводим опросы аудитории - мы изучаем ее интересы, организуя различные мероприятия.

- Давайте все-таки уточним позиции. Сегодня в дискуссии принимают участие генеральные директора и руководители подразделений издательств, т.е. те, кто, собственно, и определяет политику компании. Опираясь на ваш личный опыт, прокомментируйте вопрос: программы поддержки чтения от имени конкретного издательства - это благотворительность экономически обоснованная необходимость поддержки товарной категории производителей или работа на имидж издательства?
Сергея Макаренков: Я думаю, экономическая необходимость и работа на имидж. Опосредованно, конечно, любое продвижение книги работает на поддержку чтения. Но специальные мероприятия, связанные с поддержкой чтения как социального явления, - всё же пока скорее стихийное явление. Без четко выраженной государственной доли это нереально. Еще раз скажу – большинство выживает.
- Леонид Шкурович: Это инерция, боязнь выбиться из общего ряда.
Для меня продвижение книги, автора, активные двусторонние коммуникации с читателем – это и есть поддержка интереса к чтению.
Я не считаю нужным разделять программы, реализуемые нашим издательством, по статусу «поддержка чтения» или «текущая работа» по продвижению каталога. Для меня продвижение книги, автора, активные двусторонние коммуникации с читателем - это и есть поддержка интереса к чтению.
- Борис Кузнецов: Работа коммерческого издательства – это как игра по очень жестким и вполне определенным правилам, где все действия должны быть обоснованы экономической необходимостью. Вопрос только в угле зрения и горизонте планирования. Безусловно, программы поддержки чтения - это работа на имидж издательства и формирование лояльности к собственной торговой марке. Это способ позиционирования и отстройка от коллег-конкурентов. Но это и работа на долгосрочную коммерческую перспективу, на формирование ниш, новых проектов и своего собственного потребителя. А если относиться к этому как к побочной благотворительности, то это чистый факультатив, и он находится вне рамок нормального целеполагания компании.
- Константин Деревянко: Это экономически обоснованная необходимость развивать и формировать потребности разных социальных групп, стратегически обеспечивая будущий потенциал интеллектуальных информационных отраслей.
- А что думают библиотеки и книжные магазины по этому поводу? Как практики оценивают возможности отдельно взятого книжного магазина или библиотеки в программах поддержки чтения?
- Надежда Михайлова: Оценку роли книжной торговли в процессе поддержки чтения стоит начать с вопроса «Можно ли считать книжные магазины предприятиями культуры?» Мы для себя отвечаем на него однозначно - можно и нужно! И при этом мы абсолютно убеждены: пропагандировать чтение бессмысленно, им нужно увлекать. Именно этим, вопреки общепринятому мнению о том, что книжные магазины лишь продают книжную продукцию, и занимаются специалисты сети магазинов «Московский Дом книги». Это и есть другая не менее важная социальная функция крупнейшей в России государственной розничной книготорговой сети, направленная и влияющая на воспитание, образование, развитие творческих способностей, наконец, интеллект людей. Имея в наличии широчайший книжный ассортимент, специалисты «МДК» регулярно проводят анализ читательского спроса, что позволяет им разрабатывать гибкие и нестандартные технологии продвижения чтения.
- Борис Есенькин: Руководители независимых книжных магазинов и сетей уже сейчас понимают, что их предприятие - не только площадка для реализации издательской продукции. В нынешнее время роль книжного магазина как просветительского социокультурного медиацентра несомненна. Чтобы выжить, он должен приобрести статус клуба, места, где можно пообщаться, получить различного плана информацию или услуги, куда можно прийти с детьми, друзьями, сокурсниками, где будет интересно и комфортно, где можно написать конспект, сделать выборку цитат, просто почитать... Особенно важна здесь преемственность поколений: если к нам в течение многих лет приходит «человек читающий», то, как правило, с ним идут и его дети, которые тоже становятся приверженцами чтения. А это - значимый элемент в передаче традиций семейного чтения.
На наш взгляд, программы поддержки чтения от имени книжной торговли в конкретном регионе - это социально-экономически обоснованная необходимость продвижения книги и в то же время имиджевые мероприятия. В книжный магазин, в котором ничего не происходит, скучно заходить, тем более требуются уют и ненавязчивый сервис. То есть эти два определения действуют в неразрывной связке: на мероприятие приходит много людей - пусть ничего не купят, но почувствуют ауру магазина. Самое главное здесь - не обмануть ожидания, показать, что это не разовая акция, что читателей здесь ждут и всегда им рады. На наш взгляд, все программы продвижения издательской продукции неотделимы от просветительской миссии, так как в конечном итоге способствуют повышению интереса к книге, к чтению.
- Александра Вахрушева: Публичная библиотека (городская или муниципальная) последнее время стала активно позиционировать себя в программах поддержки чтения. В отличие от федеральных библиотек, подобная активность связана еще и с тем, что сейчас идет борьба за каждого читателя, а разнообразием фонда похвастаться могут далеко не все.

Сегодня библиограф еще имеет авторитет экспертного мнения для посетителя библиотеки, но сохранится ли он завтра? Пока мы слышим вопросы у кафедр: «Что порекомендуете почитать? Какие новинки, по вашему мнению, стоит читать?» Библиотекари не только лично общаются с пользователями, но и переписываются с ними по электронной почте, тем самым расширяя комфортность обслуживания. Читателю удобно получать уведомления о новинках и книжных событиях в библиотеке. Вот мы и стараемся налаживать подобную коммуникацию с посетителями: хорошо, когда библиотека располагает богатым фондом и новинки быстро появляются на полках - это все вместе позволяет проводить интересные презентации книг, которые ориентированы на читательский спрос. Не просто мероприятие для галочки, а презентация книги, у которой уже есть свои читатели. Тогда и популярные авторы заглядывают в библиотеку, и СМИ напишут о подобном событии. Многие издательства предлагают библиотекам интересные форматы презентации своей продукции: мастер-классы, встречи с авторами, мини-фестивали. Главное, что нужно библиотеке, - быть открытой к подобным предложениям. Участие в сетевых проектах, как «Библионочь», помогает развить подобное взаимодействие. Задача для библиотек и для издательств общая - сформировать вкус к чтению, к книге.
- Итак, подытоживая сказанное, становится понятно, что поддержка и продвижение чтения воспринимается специалистами отрасли прежде всего как профессиональное исполнение своих обязанностей. И для издателя это выражается в подготовке и выпуске качественных книг, востребованных читателем, для книготорговли - в грамотной ассортиментном подборе и создании комфортных условий для приобретения книг, для библиотеки - в расширении коммуникационного пространства и грамотном исполнении рекомендательной функции. Всё правильно, так и должно быть. Поддержка чтения для книжника - это часть его профессиональных обязанностей; это не какая-то отдельная специальная программа или набор мероприятий финансируемых или нет, это его ежедневная работа - делать качественные книги, полнее удовлетворять запросы читателя и покупателя, рекомендовать ему что-то, если возникнет такая потребность.
«БИБЛИОНОЧЬ» И ДРУГИЕ ИСТОРИИ
- Конечно, и у российской книжной отрасли есть чем похвастаться в этом смысле: и у нас есть то, что выходит за рамки обыденного - идеи, проекты, которыми мы гордимся, которые получились особенно хорошо и уже только этим оказали существенную поддержку книги и чтению.
Константин Деревянко: В качестве примера могу привести благотворительную акцию «Обменяй любую книгу на словарь», ежегодно проводимую лексикографической программой «Словари XXI века» в день рождения В. И. Даля (22 ноября) в крупнейших книжных магазинах Москвы. В рамках акции происходит обмен любых книг в переплете, принесенных посетителями магазина, на словари программы. Цель акции - увеличение интереса самой широкой аудитории к культуре владения русским языком и пользования словарным контентом. Книги, собранные в «День Словаря», затем передаются в детские дома и интернаты.
Или, например, Фестиваль научно-популярной литературы SCIENCE BOOK FEST - маленький праздник научно-популярных знаний: презентации, лекции, шоу, автограф-сессии и продажа книг. К участию в фестивале издательство впервые пригласило всех желающих осенью 2011 года. Партнеры фестиваля: МГУ имени М. В. Ломоносова, музей «Экспериментаниум», научные и научно-популярные СМИ, издательства-партнеры. Основная цель организаторов фестиваля - повысить интерес интеллектуальной публики к источникам знаний, из которых по-прежнему главный - книга.
Мы очень активно взаимодействуем с книжными магазинами и сетями. Например, в 2013 году запустили программу по созданию отделов творчества и рукоделия «Хоббитека». Помимо яркого оформления, специального торгового оборудования, предлагаем интерактивную программу мастер-классов для посетителей магазинов.
Еще один пример: обсуждение с «Библио-Глобусом» проекта «Театр в книжном магазине». Если создать такую площадку, где будет работать постоянная труппа с режиссером и каждый день будут идти представления, то поток покупателей гарантирован.
- Борис Кузнецов: Тут я должен произнести обязательную мантру: «Как крупнейшее детское издательство, мы просто не можем себе позволить оставаться в стороне». Например, мы уже четвертый год проводим литературный конкурс «Новая детская книга». Очень большое и трудозатратное мероприятие - около 10 000 рукописей, сотни публикаций, регулярные открытые дискуссионные клубы, площадки в социальных сетях и т.д. Я считаю наш конкурс очень увесистым вкладом в общую копилку поддержки книги и чтения.
За его рамками есть еще масса различных мероприятий - книжные акции и перформансы на родительских порталах, литературные гостиные, конкурсы художников-иллюстраторов и т. п. Естественно проводим огромное количество мероприятий в магазинах и библиотеках, на это у нас постоянно работает целый отдел.
Так что тема поддержки книги и чтения нам знакома, и мы в ней не чужие и «не на минутку сюда заглянули».
В библиотеках мы проводим встречи с авторами, круглые столы, поддерживаем детские праздники, устраиваем выставки иллюстраций. Опережая события, могу сказать, что в рамках нашего литературного конкурса «Новая детская книга» мы учреждаем сейчас специальную номинацию «Выбор библиотек России». Да и сама церемония награждения IV конкурса будет проходить в РГДБ.
А мы через благотворительный фонд поддерживаем безвозмездным комплектованием три сотни сельских библиотек. Для библиотекарей выпускаем и рассылаем специальный ежемесячный дайджест. Мы даже пошли на то, что библиотекам, выразившим желание, передаем в свободное пользование электронные варианты некоторых наших книг.

Ну а в книжных магазинах проводим полный набор трейд-маркетинговых акций. Дети и родители пишут письма Деду Морозу, участвуют в викторинах и розыгрышах, иногда устраиваем целые детские праздники и приглашаем аниматоров. И естественно, дарим подарки за покупки книг. Все это в итоге работает.Я надеюсь, и на поддержку чтения, на книжную розницу, и на оборот издательства. Вот только автограф-сессии в магазинах у меня в последнее время начали вызывать сомнения в своей целесообразности...
- Ольга Громова: Поскольку я уже давно не библиотекарь, а журналист специальной прессы, то примеры будут приводить из практики разных библиотек, которые видела за много лет работы.
Самый эффективный и, кстати, во многих странах едва ли не самый популярный способ привлечения к чтению, это…чтение. Вслух, например.
Самый эффективный и, кстати, во многих странах едва ли не самый популярный способ привлечения к чтению, это…чтение. Вслух, например.
И вовсе не со сцены и не на акциях, а просто как обычный процесс. Расписания громких чтений для людей разного возраста, которые я видела на дверях библиотек в американских маленьких и даже совсем не маленьких городах, произвели на меня неизгладимое впечатление. Именно потому, что это расписание каждодневной постоянной работы, а не акция. И одно из правил проведения этих чтений: если никто не пришел, то библиотекарь все равно обязан сидеть всё положенное время в установленном месте с книжкой. Вдруг человек придет с опозданием, заглянет, а никто и не читает вовсе…второй раз не придет. Зная работу библиотек не понаслышке (у меня все же 23 года библиотечного стажа), могу сказать, что именно вот эта занудная обязательность и систематичность - самое трудное. Любую грандиозную акцию с песнями и плясками в честь чтения провести легче, чем читать каждый день многие годы...
Всегда в условленное время. То же можно сказать о школе: пока учитель не имеет возможности читать на уроках вслух, не спеша, и обсуждать прочитанное, уроки литературы не будут способствовать развитию интереса к чтению.
В эффективность отдельных акций в поддержку чтения я не особо верю. Это лучше, чем ничего, но степень эффективности не доказана. Конечно, мы можем посчитать, сколько человек пришло на какой-нибудь праздник в библиотеку или парад литературных героев в парке или что-то еще. Но много ли библиотек скажет точно, сколько из этих посетителей вернулось потом в библиотеку, да не на следующее мероприятие, а за книгой?
Впрочем, «Библионочь», например, показала что сам факт необычного мероприятия в библиотеке привлек в нее людей, которые, может быть просто так никогда бы в библиотеку не пришли. Это уже хорошо. Но вопрос у меня все тот же : сколько придет еще раз и сколько останется?
- Надежда Михайлова: Впервые о необходимости проведения массовых мероприятий, в рамках которых можно было бы поговорить о проблеме чтения, специалисты «МДК» задумались более десяти лет назад. С тех пор ежегодно в сети магазинов «Московский Дом книги» проводится более полутора сотен ярких, запоминающихся мероприятий, каждое из которых по-своему уникально. В числе наиболее значимых - ежегодные фестивали «Вместе с книгой мы растем», «Снова в школу», «С книгой в лето», книжная эстафета «Открой книгу детям», книжные шествия по центру столицы, показы мод, интеллектуальные марафоны, театральные спектакли и концерты, тематические недели - от «Недели деловой литературы» до «Академии кулинарных наук», литературные экскурсии и специальные каникулярные программы для школьников.

С целью приобщения детей к чтению на базе семи магазинов сети «Московский Дом книги» открыты Центры семейного чтения, которые помогают детям ощутить удивительный мир книги.
Еще один нестандартный проект сети магазинов «Московский Дом книги» - это издание ежемесячного журнала «Читаем вместе»: Навигатор в мире книг». Журнал, выходящий с июня 2006 года, адресован тем, кому небезразлична судьба книги и чтения, тем, кто, научившись в детстве читать, уже не может представить свою жизнь без печатного слова, тем, кто старается привить любовь к книге своим детям. В каждом номере ежемесячного журнала содержится информация о 100 самых интересных книжных новинках текущего месяца, о жизни и творчестве знаменитых писателей, об истории знаменитых книг, новостях книжного мира в России и за рубежом, выставках и ярмарках, литературных премиях и конкурсах, разнообразных проектах в поддержку чтения.

В рамках разнообразных фестивалей «Московский Дом книги» регулярно проводит различные мероприятия с издательствами, театральными и музыкальными коллективами. Совместно с рядом московских кафе и музеев разработана и успешно внедряется в последние годы программа «Веселые каникулы», которая начинается с литературных экскурсий, организованных «МДК», и продолжается в дни школьных каникул в столичных музеях и кафе, реализующих познавательные и образовательные программы. Участники программы получают специальные абонементы, предоставляющие право бесплатного посещения участвующих в программе организаций.
- Леонид Шкурович: Из последних мероприятий ИГ «Азбука-Аттикус» я бы выделил релиз «Случайной вакансии» Джоан Роулинг, который был назначен на 13 февраля 2013 года. В 20 книжных магазинах в разных концах страны продажа книги начались ночью в 0-01 13-го. Наши партнеры сумели своей активностью зажечь читателей, журналистов. Почти 5000 человек, гостей мероприятий, решились нарушить свой привычный жизненный ритм и отказались от сна, чтобы принять участие в появлении замечательной книги. Ничего лучшего в поддержку чтения придумать нельзя. Я благодарен ТД «Москва», «Новому Книжному» и «Читай-Городу», «Буквоеду» за открытость, помощь и поддержку.
- Юлия Дорогова: Мы сознательно ищем что-то новое, необычное, тем самым провоцируя аудиторию на непосредственный контакт. Это позволяет нам увидеть живые, настоящие эмоции аудитории. Для нас ценно мнение каждого читателя. Можно сказать, что читатели помогают нам и в продвижении книг, и в их создании. Разумеется, это непросто, это отнимает много времени и сил, требует материальных затрат, но вместе с тем, это потрясающе интересно, будит фантазию, творческую энергию, позволяет нам самим, хотя бы на время, вновь почувствовать себя детьми. Например, мастер-класс по изготовлению мультипликации по мотивам сказки А. Дюма «Пьер и Гусыня» или спектакль о жизни и творчестве Аркадия Аверченко и Саши Черного «Как я был маленьким».
Надо сказать, книжные магазины очень осторожно относятся к новым, непривычным формам работы, к необычным предложениям. Однако после переговоров все-таки идут нам навстречу. Например, в сетях магазинов «Буквоед» и «Московский Дом книги» мы провели «Фестиваль добрых пожеланий и веселых мыслей». Это была сложная, многоступенчатая акция, которая могла бы и провалиться, но благодаря общим усилиям издателей и продавцов прошла успешно.
Во время фестиваля мы предлагали читателям вытянуть из специально подготовленных мешочков цитату, выписанную из классических произведений, любимых детьми и взрослыми. Это были забавные высказывания героев о жизни, о дружбе и любви, о путешествиях и приключениях, словом, обо всем на свете. Под цитатой мы поместили информацию о местонахождении книги в магазине. Таким образом, читатель мог найти издание, полистать его, а может быть, и купить.
Наконец, третий этап этой акции был адресован самым активным читателям. Любой желающий мог написать свой ответ на высказывание героя. Авторов самых интересных размышлений мы награждали нашими книгами.
Несмотря на довольно сложную схему, эта акция многих заинтересовала. Мы получили более ста ответов, а некоторые участники присылали нам письма и благодарили за фестиваль. А вы говорите о кризисе чтения…
Кстати, и сотрудники магазинов стали иначе относиться к таким «многослойным» предложениям – с большим доверием, что ли.
А работать с библиотеками нам очень нравится. Здесь можно проводить неформальные, камерные встречи с читателями. Особенно для нас ценно то, что многие библиотекари сами проявляют инициативу. Например, главный библиотекарь «Цетральной городской детской библиотеки им.
А. П. Гайдара» Юлия Питецкая регулярно организует мероприятия, призванные популяризировать чтение. В одном из таких мероприятий мы участвовали в качестве экспертов.
- Борис Есенькин: Я бы выделил прежде всего клубную работу. Клубные мероприятия охватывают широчайший спектр в нашем потоке услуг, где каждый – от студента до пенсионера – сможет найти свое, родное. Клубы открыты для всех желающих. В «Библио-Гло6усе» их более двадцати: Клуб путешественников, «Библиоша», историко-литературный и философский клубы, несколько литературных и т. д. Даже посткроссеры начали собираться в «Библиоглобусе». Основная социально значимая акция в поддержку книги и чтения – ежемесячные «Дни книгочея», когда всем почитателям книги предоставляется 25%-ная скидка. Бумажная книга востребована обществом; как бы ни прогнозировали ее скорый «закат» КНИГА остается жизненно важным источником человеческой мудрости. Она была, есть и будет! А модные носители информации появлялись и раньше, просто изменилась иформационная среда.
- Надежда Выропаева: Нашей библиотекой реализуется много молодежных акций: «Читающий троллейбус», «Русские писатели на карте нашего города», конкурсы социальной рекламы «Читающий город», театр теней «Параллели – меридианы» и многое-многое другое.


Более того в Рязани есть множество примеров проведения совместных акций библиотек с книжными магазинами, издательствами. Среди самых ярких – «Библионочь», «Книгомания», «Добрая книга». Наши постоянные партнеры – книжный магазин «Барс», рекламная компания «Легион», ООО «РИТАК», типография «ПРИЗ», рекламная фирма «ПОЛИТЕХ». Мы убедились: участники книжной индустрии могут чрезвычайно продуктивно работать сообща, и неважно, на чьей территории будут проводиться мероприятия.
- Сергей Макаренков: Удивительно, но сегодня все с удовольствием откликаются на позитивные яркие предложения. Наш отдел трейд-маркетинга – пожалуй, один из самых активных в стране. Одна из наших акций под названием «Покажи ребенку книжный магазин» имела очень хороший отклик в рамках этой программы. Мы организовали экскурсии детей из ряда детдомов в крупнейшие книжные магазины Москвы (многие из них вообще не знали о существовании книжных магазинов). Работники показали и рассказали им, как работает магазин, кто пишет книги, какие книги бывают и т.д. После чаепития мы думаем, что у многих осталось теплое чувство и другое понимание книги.
- Александра Вахрушева:Тургеневка активно принимает участие в проектах издательства «АСТ» «Книги моей жизни» и проекте Людмилы Улицкой «После Великой Победы». Также в Тургеневке любят собираться читательские клубы, такие как «Курилка Гутенберга». В рамках «Исторического лектория» проходят презентации книжных новинок исторической научно-популярной литературы. Наш удачный опыт участия в акции «Ночь музеев» в 2011 году стал основой Всероссийской акции «Би-блионочь». Мы руководствуемся принципом «Мероприятие не для галочки, а для читателя!»
- Оказывается, все мы достаточно успешно сотрудничаем друг с другом в плане организации мероприятий по поддержке книги и чтения. Возможно, отрасль на самом деле и не нуждается в официальных инициативах - ведь и библиотеки, и магазины, и издатели уже нашли общий язык и проводят массу мероприятий. Более того, в России уже есть масштабные мероприятия, стартовавшие вне государственных бюджетов и национальных программ. Так, 19-20 апреля 2013 года на всей территории России прошла Всероссийская акция «Библионочь», объединившая библиотеки, культурные центры, издательства, книжные магазины.
Коллеги, как вы оцениваете ее итоги, что удалось и не удалось реализовать в этом году?
- Александра Вахрушева: Безусловно, акцию можно считать успешной. Количество участников растет в геометрической прогрессии: 750 участников в прошлом году из 100 населенных пунктов против 900 (только зарегистрировавшихся на сайте) из 450 населенных пунктов в 2013 году. Полная географическая карта России от Сахалина до Калининграда (78 регионов) и присоединившиеся к нам библиотеки Украины и Белоруссии. Так что в этом году акция стала международной! Более 1500 мероприятий по стране, в которых активно приняли участие книжные издательства и магазины, - этот уникальный опыт не может не радовать! Одно из самых ярких событий этого года - передвижной фестиваль «Книжка под подушку» в Воронеже. Потрясающий опыт местного взаимодействия библиотек, книжных магазинов, издательств, книжного автобуса «Бампер», кафе и многого другого - получается большое интересное арт-событие в городе, о котором будут долго говорить, обсуждать, вспоминать. Вокруг формируется интеллектуальная среда для общения, чего так не хватает за пределами мегаполисов.
В этом году у акции была общая тема «Большое литературное путешествие» и шесть спецпроектов, направленных на поддержку и развитие литературного процесса. Впервые в этом году в рамках «Библионочи» прошли благотворительные акции, направленные на помощь детям из детских домов. Волонтеры привозили новые книги в детские дома и читали их детям вслух. Известные по истории библиотечного дела «громкие читки» переживают свое второе рождение. Этот формат для взаимодействия с детской аудиторией очень популярен среди коллег в Германии, Финляндии и других странах Европы.
Инновационным спецпроектом для библиотек стал «Читательский марафон», направленный на изучение читательских предпочтений не по тиражам и продажам, а по интересу к автору. 10 регионов приняли участие в опросе, также была размещена анкета на платформе СИТИСЕЛЕБРИТИ.РУ, которую заполняла интернет-аудитория. Все вместе путем ответов на 9 вопросов выбирали лидера мнений читательской аудитории среди российских современных авторов. Во многом результаты оказались предсказуемы, но были и неожиданности. Лидерами марафона стали Людмила Улицкая, Виктор Пелевин, Борис Акунин. Для библиотек это первый опыт сетевого изучения читательского спроса. Я считаю, что за подобным сетевым взаимодействием будущее, потому что это «живое» общее дело, которое объединяет наиболее активных членов профессионального сообщества, тем самым создавая прочное профессиональное сотрудничество и межведомственное взаимодействие. Все-таки у нас много общего. Современные круглосуточные книжные магазины частично оказывают и библиотечные услуги, а библиотеки, открывающие у себя книжные киоски, берут на себя книжную торговлю. Целевая группа у нас тоже пересекающаяся. Кто любит читать, тот покупает книги, любит интеллектуальный досуг и заглядывает в ту или иную библиотеку. Поэтому, мне кажется, актуально взаимодействие библиотек, книжных магазинов и издательств в рамках больших городских фестивалей, праздников и других программ, когда библиотеки и магазины выходят на открытые городские пространства, создавая новые арт-события, посвященные чтению и книге. Например, программа Дня города в Москве в этом году включала в себя «Читающий бульвар» и «Книжный бульвар»: первый организовывали библиотеки, второй - издатели.
- Борис Кузнецов: Мы очень редко участвуем в общих и федеральных акциях, поскольку такой свальный грех, как и колхоз, - дело пока еще
«Ьиблионочь» как проект нам нравится, он свежий и интересный, и потому мы уже два года активно «ночуем».
добровольное. Но «Библионочь» как проект нам нравится, он свежий и интересный, и потому мы уже два года активно «ночуем». Например, на авторские посиделки в РГДБ с Натальей Щербой (нашим автором) к нам пришли больше ста подростков. И не просто пришли, а самостоятельно устроили натуральный косплей, костюмированное шоу. И никак не могли разойтись почти три часа.
Я думаю, что у «Библионочи» есть интересный, собственный путь развития. Есть только небольшое опасение, как бы этот проект по дороге не забронзовел и не заформализовался.
- Леонид Шкурович: Я не почувствовал искренности в этом мероприятии в текущем году. На мой взгляд, оно носило инерционный и формальный характер. Мы тоже принимали в нем участие на разных площадках, но, как и остальные, без задора и вдохновения.
- Борис Есенькин: 19 апреля «Библио-Глобус» в очередной раз присоединился к всероссийской акции «Библионочь». Цель - поддержка чтения как образа жизни и развитие литературного процесса как уникального явления нашей жизни. Минувшая «Библионочь» оказалась более масштабной, чем предыдущая: к акции присоединились сотни библиотек, книжных магазинов, музеев, издательств. Было привлечено самое широкое внимание общественности, акция освещалась во всех СМИ и социальных сетях. Как сообщалось в прессе, «Библионочь-2013 не закончилась событиями одной ночи, а получила продолжение в рамках специальных проектов: например, стартовал конкурс «Мастер изменений», направленный на выявление лучших проектов и событий акции. В целом акция получилась. Такие мероприятия всегда требуют творческого подхода, их невозможно проводить «ради галочки». В будущем хотелось бы большего внимания со стороны издательств. Сейчас важно не почивать на достигнутом, а использовать весь творческий потенциал, чтобы продвигать авторский интеллект и доводить информацию о книгах до читателей.

-Надежда Михайлова: В 2013 году «Московский Дом книги» впервые принял участие в акции «Библионочь». В ночь с 19 на 20 апреля в главном магазине сети «Московский Дом книги» гости смогли отправиться в увлекательное музыкально-литературное путешествие вместе с камерным оркестром KREMLIN и его бессменным руководителем Мишей Рахлевским. В этот вечер не было просто слушателей или зрителей - все посетители стали участниками особого синтеза музыки и литературы, пройдя длинный, но, несомненно, удивительный путь по стопам литературных героев. Прозвучали произведения Чайковского, Брамса, Моцарта, Иоганна Штрауса, Рихарда Штрауса, а также Гершвина и Пьяццоллы. Увлекательности празднику добавила музыкальная викторина, по итогам которой определились счастливчики – обладатели пригласительных билетов на концерт камерного оркестра KREMLIN.

- Hадежда Выропаева: Акция «Ночь в библиотеке или «Библионочь» в Рязанской областной универсальной научной библиотеке имени Горького проводится уже четвертый год подряд, с 2010-го. Уже одно это убедительно свидетельствует, что «Ночи» полюбились и их организаторам, и участникам. Подводя итоги за четыре года, хочется сделать следующие выводы:
- акции такого формата, как «Библионочь», нужны и обязательно должны быть регулярными и проводиться хотя бы раз в год, но лучше – в полугодие или даже в квартал;
- молодежь становится как активной участницей книжных праздников, так и надежной помощницей в их проведении. Такие проекты помогают развивать волонтерское движение в регионе;
- акции такого формата – хороший пиар-ход для библиотек, книжных магазинов и издательств, которые позволяют приобрести множество партнеров и спонсоров;
- хочется особенно подчеркнуть, что подобные встречи позволяют организовать в библиотеках и книжных магазинах площадку для интеллектуального досуга (одну из немногих) жителей региона и гостей города. Самое главное: во-первых, нужно не замыкаться только на одной «Библионочи»; во-вторых, нужно всегда понимать, для чего проводит данную акцию конкретная библиотека, книжный магазин, издательство - если это просто дань моде, то лучше ее не проводить. Каждый должен сам сделать свой выбор.
- Юлия Дорогова: Разумеется, мы любим «Библионочь». В этом году мы участвовали в мероприятиях пяти библиотек, и в каждой проводили особенные мастер-классы и презентации: сказкотерапию по мотивам книги «Последние новости о семи гномах», научное шоу «Удивительная алхимия», мастер-класс, где дети и взрослые создавали закладки по мотивам произведений мировой литературы... Всё это стало возможным только благодаря готовности библиотекарей к экспериментам. Вообще нам кажется, что очень важно и здорово работать вместе. Каждый из участников книжного бизнеса: издатели, книжные магазины, библиотеки, читатели - может внести свой вклад в развитие ситуации.
Стоит ли «догонять и перегонять Америку»?
Если в советские годы нам многое НЕ удавалось в игре наперегонки (вспомним хотя бы о памперсах и жевательной резинке), то с книжками и чтением ситуация складывалась весьма ПОЛОЖИТЕЛЬНО. Сейчас же все с точностью до наоборот: с памперсами и жвачкой хорошо, а вот с книжками и пропагандой чтения не очень… Поэтому «под занавес» дискуссии простой, но с подтекстом вопрос: известен ли вам опыт зарубежных коллег в направлении поддержки и развития чтения? И если да, то было ли у вас желание перенять его, что-то использовать в своей практике?
Леонид Шкурович: Лоббирование налоговых льгот на книги, законодательный контроль розничных цен, коллективное противостояние агрессии Amazon'a, претендующего на лидерство в отрасли и высокие доли рынка, но уклоняющегося от уплаты налогов, - это примеры мероприятий в поддержку чтения, реализуемых на разных рынках. Не всё в полной мере актуально и применимо для России, но степень решительности и организованности наших зарубежных коллег заслуживает уважения.
У нас сейчас на повестке дня - защита российского детского книгоиздания от консерватизма и мракобесия. Такое впечатление, что Уральский родительский комитет, чиновники Роспотребнадзора и Таможенного союза объединились против здравого смысла, культуры, чтения. Все участники рынка должны консолидировать усилия, чтобы противостоять этому кошмару безотносительно корпоративных интересов.
Сергей Макаренков: Я не изучал достаточно хорошо опыт зарубежных коллег. Но то, что Франция, Германия, Великобритания и другие страны имеют опыт в рамках государственной политики поддержки чтения, мне известно.
Борис Есенькин: Если вспоминать недавние мероприятия, то выделю одно, на которое хотелось бы обратить внимание и наших высокопоставленных лиц. Мэр Лондона Борис Джонсон и бизнесмен России Евгений Лебедев объявили лондонским школьникам, что 13 июля на Трафальгарской площади состоится фестиваль, во время которого известные писатели и знаменитости будут читать отрывки из литературных произведений (по материалам газеты Evening Standard). Фестиваль спланирован как кампания по борьбе с неграмотностью среди детей: «Я хочу, чтобы в Лондоне дети не оставались неграмотными в 11 лет, - сказал Борис Джонсон. - Я надеюсь, что лондонцы примут фестиваль и на Трафальгарскую площадь придут как можно больше людей».
Мэр Лондона приехал в лондонскую школу на велосипеде (!) и спросил у детей, какая книга им больше всего нравится. Услышав прогнозируемый ответ «Гарри Поттер», он сказал: «Нет, я вам прочту настоящую книгу». После этого он озвучил отрывок из книги Кеннета Грэма «Ветер в ивах». Евгений Лебедев, которому принадлежат газеты Evening Standard и Independent, для выступления выбрал сказку Оскара Уайльда «Великан-эгоист». «Когда я был в вашем возрасте, я страшно боялся читать вслух перед одноклассниками. Надеюсь, что сегодня мне удастся преодолеть этот страх», - признался бизнесмен.
Давно ли мы видели наших чиновников, медийных лиц, рассказывающих с «большого экрана» о книгах для детей? Усилий конкретных книжных магазинов, библиотек явно недостаточно (не побоимся этого слова) в борьбе против системного читательского кризиса. Молодому поколению необходим пример для подражания: важно, чтобы любимый певец, футболист, актер говорили с TV-экранов не только об автомобилях и предметах мебели премиум-класса, но и о «жемчужинах» отечественного и мирового книгоиздания, о великих авторах и их произведениях. Любовь к книге воспитывает не только семья, но и общество. Все мы влияем на будущее чтения в России. От нас зависит, будут ли наши дети грамотными.
- Константин Деревянко: Многим издательствам можно было бы порекомендовать работать больше над легендой своего продукта и ответить в первую очередь себе на вопрос: как можно сделать лучше жизнь моего читателя?
- Надежда Михайлова: Для более тесного ознакомления специалистов «МДК» с зарубежным опытом мы регулярно организовываем командировки наших сотрудников. Лучшее из того, что нам удается там увидеть, стараемся привить на российской почве.
Александра Вахрушева: Мне, как одному из инициаторов акции «Библионочь», интересен опыт зарубежных коллег в подобных акциях. Пока удалось познакомиться с опытом только коллег из Германии. Они прислали мне программу своей «Ночи в библиотеке». Это действительно очень любопытный опыт проведения ночного события. Вообще «Библионочь» может объединить не одну страну, тем более что акция приурочена к Международному дню книги и авторского права 23 апреля, который отмечается не только в России. Многие европейские библиотеки практикуют ночные формы разнообразных событий - здесь мы - первопроходцы, - но сетевое взаимодействие такого масштаба стало возможным только в России.
Надо изучать не просто то, что делают коллеги в других местах, надо изучать принципиальные подходы и технологии.
Ольга Громова: Да, я видела много зарубежного опыта. Всё не перескажешь. Конечно, многое бы перенесла в наши библиотеки. Например, чудесная форма работы, которую нам показали на ИФЛА в Южной Корее, - программа «Прекрасная бабушка». Это привлечение к работе с детьми (громкое чтение, инсценирование, обсуждение прочитанного) добровольцев-пенсионеров. Кстати, по преимуществу не бабушек юных читателей библиотек, а одиноких пожилых людей. Их специально обучают основам художественного чтения, инсценирования, актерского мастерства, методикам обсуждения прочитанного. Делают это студенты театральных и педагогических училищ, которым проведение занятий засчитывается как практика. Как говорили корейские коллеги, очень быстро образуются две очереди: из желающих работать в этой программе пенсионеров и из детей, желающих ходить в «бабушкины клубы». Кто получает больше от такой программы - старики или дети - сказать трудно, но идея мне кажется очень важной и полезной.
Чужой опыт можно пересказывать бесконечно. Главное в том, как мы его видим. Вот я рассказываю на семинаре о программе «Прекрасная бабушка» и в ответ слышу: «Ну подумаешь, вслух читают... А учиться у студентов – не-е-ет, наши не пойдут». Возникает вопрос: «наши» что, хуже? Не так нуждаются в общении? Не готовы помогать бескорыстно? Или мы не пробовали и уверены во всем заранее? И тут я с занудством, достойным может быть, лучшего применения, возвращаюсь к тому же: надо изучать не просто то, что делают коллеги в других местах, надо изучать принципиальные подходы и технологии.
Книжная индустрия. – 2013. - № 5 (июнь). – С. 16-26.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: