«Детство, сгоревшее в войне»
МАОУ «СОШ» с. Грузино
Чудовского района
Новгородской области
Номинация « Военная истории края».
Тема: | « Детство, сгоревшее в войне». | |||
ФИО ученицы: | Полещук Регина Андреевна | |||
Класс | 7 | |||
ФИО научного руководителя его должность: | Денисова Наталья Владимировна учитель истории | |||
Год выполнения работы: | 2012-2013 г. |
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение…………………………………………………………...3-4.
II. Основная часть………………………………………………..5-7.
Воспоминание Букачкиной А. Е……………………………5.
Воспоминание Голубевой А.А.. …………………………..6.
Воспоминание Кондратьева И.А………………………….7.
III. Заключение…………………………………………………….8.
ІV. Использованный материал……………………………..9.
V. Приложения…………………………………………10.
Введение.
Про Великую Отечественную войну в нашей семье знают не понаслышке . Мой прадед Полещук Владимир Григорьевич прошёл войну от города Слуцк (Белоруссия), до реки Эльба (Германия) . Он имеет награды : звание «Ветеран Великой Отечественной войны» , «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Кенигсберга» , «За победу» . О войне он не любит вспоминать и много говорить, но если затрагивает эту тему, то от его рассказов у меня сжимается сердце.
Идут года , в 2015 году наша страна отмечает памятную дату 70-летие победы советского народа с фашистами. В 2012 году в рамках празднования победы в нашей школе проходило мероприятие «Не гаснет памяти свеча». Наш класс встречался с односельчанами: Скобелевой Антониной Емельяновной и Столяровым Сергеем Васильевичем , они рассказывали , как будучи детьми встретили и пережили года войны. Эта встреча оказала на меня огромное впечатление. Это и стало причиной исследовательской работы, предложенной учителем истории Денисовой Натальей Владимировной.
В ходе работы я всё больше понимала, что материал по данной теме «Дети в годы Великой Отечественной войны» очень огромен . И обо всем невозможно рассказать. Мне хотелось, чтобы люди узнали о тех детях, кто пережили Блокаду Ленинграда, о тех, кто защищал свою Родину с автоматом в руках или стоя у заводских станков, о тех кто перенёс лишения плена и оккупации.
Но всё же мне хотелось подробнее узнать именно о наших земляках, детство которых выпало на годы Великой Отечественной войны .
Выбрав тему исследования, перед собой поставила такую цель: рассказать своим сверстникам о жизни детей в годы Великой Отечественной войны, составить для музея летопись «Дети в годы Великой Отечественной войны Грузинского сельского поселения».
Для достижения своей цели определила следующий этап работы : 1.Социалогический опрос учащихся 5-11 классов МАОУ «СОШ» с. Грузино. 2. Работа с публицистической литературой (статьи из газет ,публицистика о Великой Отечественной войне).
3.Работа с документами (установление по фамильного списка подростков , проживающих в Грузинском сельском поселение в 1941-1945г.)
4. Встреча с «детьми войны» событий 1941-1945гг
5. Систематизация материалов, оформление для школьников музея летописи «Дети войны» Грузинского сельского поселения.
На изображенной диаграмме видно (приложение 1).
Анализ проведенного социологического опроса тридцати учащихся показал:
- 50 % опрошенных взятая мною тема является интересной и актуальной;
- 30% опрошенных знают о том, в каких условиях проживали дети в военные годы их занятия , и внесенный вклад в победу над оккупантами;
- и только 20% учеников знают фамилии наших земляков, которые проживали на территории Грузинского сельского поселения в годы Великой Отечественной войны.
Следовательно, для более полного представления нынешним поколениям о жизни детей во время Великой Отечественной войны необходимо более глубокое изучение данной темы.
Исследовательская работа началась с проблемного вопроса: «Как жили наши ровесники в годы Великой Отечественной войны?».
Мною были выдвинуты две гипотезы:
1.Жизнь детей в годы войны, была очень тяжелой . Они испытывали страх, голод, холод, нищету .Приходилось выполнять непосильную работу.
2.Не оставалось времени для игр ,отдыха. Подростки были лишены детства.
Для подтверждения своих гипотез необходимо было обратиться к очевидцам тех военных лет . Мне хотелось, чтобы вы услышали голоса тех, кто прошел ад войны, будучи подростками.
Основная часть.
Воспоминание Букачкиной Анастасии Емельяновны : (Приложение2)
« … О войне мы узнали очень быстро . стали мобилизовать из деревень всех мужчин. Мне исполнилось шестнадцать лет десятого июня тысяча девятьсот сорок первого года. Наша семья проживала в деревне Рахмыжа Чудовского района. Семьи из нашей деревни стали уходить в глубь лесов к деревне Дубцы. В лесу мы строили землянки. На ровне со взрослыми я рубила сучьи. Собирали хворост для костров. Отдыха не было совсем.
Девятнадцатого октября всей деревней работали в лесу.Вечером, возвращаясь домой увидели . что горит наша деревня . Из леса мы слышали взрывы. Прийдя к дому мы увидели группу немцев.Они забирали кур .свиней коров не трогали. Так мы жили два месяца.
Спали мы на полу,немцы спали на наших кроватях. Мы их очень боялись.
Девятнадцатого декабря мы услышали бой между деревней Гладь и Грузино.В этот день в нашу деревню пришли наши войска.
Немцы отступили в Грузино. Там они обосновались на долго.
Жили под страхом два года.В тысяча сорок втором году работала в колхозе. Работали под обстрелами снарядов ,деваться было не куда ведь поля были обработаны, нужно было собирать урожай. Весь урожай сдавали в армию. Нам присудили «Красное знамя» в тысяча девятьсот сорок втором году.
В тысяча сорок третьем году нас эвакуировали в Хвойнинский район.
Жили мы очень бедно, хлеба давали очень мало. На человека три килограмма ржи на месяц. Ели мороженную картошку.
Вернувшись после эвакуации уцелевшие дома были разобраны для построек землянок и для дороги на древню Дубцы…».
2.Воспоминания Голубевой Анастасии Алексеевны: (Приложение 3).
«…Когда началась война мне исполнилось тринадцать лет, я закончила пятый класс. Немцы пришли в нашу деревню в ноябре. Лошадей всех забрали , забрали семерых мальчишек из нашей деревни ,мы потом узнали ,что они служили в штраф батальоне. Немцы жили в нашем доме (Приложение 4 ) их было четырнадцать человек. Немцы спали на полу, мы с мамой и сестрой ютились в маленькой комнатке. (Приложение 5).
В тысяча девятьсот сорок втором году работали в колхозе , сеяли рожь. Работа была очень тяжелая приходилось рано вставать лошадей не было всю работу делали вручную .В ноябре нашу семью эвакуировали в деревню Любень.
В тысяча девятьсот сорок третьем году между деревней Любень и Муратовом
осталось три дома из этих домов была построена школа. В ней я закончила шестой класс. Учились мы не долго. Учиться было очень тяжело ,мы сильно уставали. В тысяча девятьсот сорок четвертом году школу перевели в деревню Дерева. Ходили за десять километров. Школу я закончила только в тысяча девятьсот сорок пятом году. (Приложение 6).
Я часто вспоминаю эти годы было страшно ,мы очень боялись немцев,но в душе всегда была какая то вера, что мы победим…».
3.Воспоминания Кондратьева Ивана Алексеевича: (Приложение 7).
«…Войну я встретил в четырнадцатилетнем возрасте. Жил я в деревне Рахмыжа, мы вместе с Анастасией Голубевой закончили пятый класс. Перед войной в наш колхоз купили большой приемник .Колхоз праздновал посевную и вдруг объявили ,что началась война.
Немцы пришли в нашу деревню в начале ноября. В нашем доме жил комендант. Семья у нас была очень большая с нами жили родственники. Работал в колхозе ,я мог делать почти все ,ведь часто приходилось помогать отцу. Работали на строительстве ,расчистке дорог. В январе тысяча сорок второго года мы с двоюродным братом Васей Даниловым поехали за хворостом в лес, мы знали, что за деревней был аэродром .Мы увидели как наш самолет У-2 поднялся в воздух. Но от немецких миссеров он увернуться не смог. Мы с братом подъехали к самолету и увидели там раненого полковника, у него было пробито бедро .Быстро мы соорудили носилки из лыж и стали оттаскивать раненого от самолета. Тащили мы его вдоль реки около километра, он то терял сознание, то приходил в себя .Васька побежал в деревню за помощью я его тащил один. На помощь пришли санитары и унесли раненного.Я пришел домой , а на утро к нам пришли из санчасти. Мама очень испугалась , она думала, что я что то натворил. Уже после войны мне хотелось узнать . что случилось с тем полковником, которого мы спасли. Но я не знал ни его военной части , ни фамилии.
С Василием мы вывели отряд русских солдат ,попавших в окружение. Немцы находились на Боровицкой дороге им было не пройти дальше кругом лес, болота. В отряде было пятнадцать человек, оружие было не у всех, было всего пять патронов. Мы лесной тропой и вывели отряд…».
Заключение.
Дети и война. Сочетание этих слов по сей день возникают внезапно, чтобы обжечь, остановить, чтобы предостеречь. Воюющих детей не должно быть. Война- не детское занятие .Но и те ребята ,которым пришлось пройти по дорогам войны, вписали в ратную летопись свою славную страницу.
Дети войны- это одна из мало изученных страниц минувшей истории.
В рамках исследовательской деятельности мы уже начали составлять летопись «Дети войны Грузинского сельского поселения». Я постаралась осветить наиболее важные аспекты этой волнующей нас темы
Передо мною как в строю, прошли лица детей, столкнувшихся в силу сложившихся обстоятельств с ужасами Великой Отечественной войны.
Гордость испытываешь от знакомства с каждым из них .Дети, как и взрослые делали все во имя Победы.
Сегодня «дети войны»- это наши прадеды и про бабушки, и их память ,цепко хранит события тех страшных лет .Государство по достоинству оценило труд детей в годы войны ,наградив их медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.».Им же вдвойне приятно, если мы сегодняшнее поколение будем не только интересоваться их тяжелым детством, но и будем рассказывать о нем молодому подрастающему поколению.
Использованный материал:
1.Документы:
1.1. Анкетирование учащихся МАОУ»СОШ» с. Грузино 5-11 класс.
1.2 .Картотека населения , проживаюшего в Грузинском сельском поселении.
2.Семейные архивы:
2.1 Личный архив семьи Букачкиной А.Е.
2.2. Личный архив семьи Голубевой А.А.
2.3.Личный архив семьи Кондратьева И.А.
3. Книги:
3.1. Занина С. « Как у солдата – и мужество, и воля…».
[о подростках 14-15 лет, которые работали в блокадном Ленинграде на заводах и выпускали военную продукцию] //Кубанские новости.-2004.-31 августа.-(К 60-летию Победы).
3.2 « Дети военной поры» [сборник публицистических
рассказов] / сост. Э.Максимова ; зав. ред. А.И.Котеленец ; худ. В.А.Иванов.-2-е изд., доп.-М.: Политиздат, 1988г.
4. Наглядный материал:
4.1 Диаграмма опроса учащихся МАОУ «СОШ» с.Грузино 5-11 класс.
4.2 Копия фото дома семьи Голубевой А.А. 1940г.
4.3Копия фото семьи Голубевой А.А.1938г.
4.4 Копия свидетельства об окончании семилетней школы Голубевой А.А.
4.5 копия фото Голубевой А.А. 2013 г.
4.6 Копия фото Букачкиной А.Е 2013 г.
4.7 Копия фото Кондратьева И.А. 2013 г.
Приложения:
1.Приложение 1. Диаграмма опроса учащихся МАОУ»СОШ» с. Грузино 5-11 класс.
2. Приложение 2. Копия фото Букачкиной А.Е 2013 г.
3. Приложение 3. Копия фото Голубевой А.А. 2013 г.
4. Приложение 4. Копия дома семьи Голубевой А.А. 1940г.
5. Приложение 5.Копия фото семьи Голубевой А.А.1938г.
6. Приложение 6. Копия свидетельства об окончании семилетней школы Голубевой А.А.
7. Приложение 7. Копия фото Кондратьева И.А. 2013 г.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: