Директор школы: менеджер или лидер?
Эссе.
Директор школы: менеджер или лидер?
Во все времена и во все эпохи ценились важнее всего хлеб и школа. Николай Константинович Рерих писал: «Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества».
Школьное образование – дело коллективное, и успешная деятельность во многом зависит от того, кто этим коллективом управляет. Так кто же он, современный успешный директор школы – менеджер или лидер в образовании?
На мой взгляд, проблема в условиях рыночной среды актуальнейшая. Для любой отрасли экономики ответ был бы однозначен. Конечно, директор – это прежде всего менеджер: он должен эффективно управлять кадрами, финансами, ставить цели, задачи, контролировать и анализировать их выполнение. Всё верно, но только не в образовании. Плохой педагог, особенно на уровне школы, не может управлять коллективом. Для этого он должен быть лидером, признанным коллегами и детьми, профессионалом, только такой педагог – априори может быть хорошим директором. Опасно думать, что можно и нужно вырастить управленца, который будет грамотным менеджером. Нет, и ещё раз нет. Директор должен быть авторитетнейшим классным педагогом, который своим горбом, своим трудом и высочайшим профессионализмом заработал авторитет у детей и коллег. Что является сутью любой хорошей школы? Живое практическое общение. Этим школа должна заниматься в первую очередь. Учитель – садовник духа, он – сеятель, а не жнец, и сеет он невидимые семена. Это есть Истина Школы.
Безусловно, современные условия предъявляют особые требования к директору школы. Образование становится глобальным институтом, где сочетается огромное количество интересов, программ, технологий. И для того, чтобы справляться со всем этим, недостаточно быть просто учителем. Но это уже вопросы профессиональной квалификации, кадровой подготовки, Они технологичны и решаемы. А вот мудрое, доброе, терпеливое сердце первого в школе учителя – её директора, «лица, идущего первым», лидера – инструкциями, нормативными документами, курсами переподготовки не создать, это то, что заложено в Учителе изначально и шлифуется годами в условиях «сладкой каторги» школьных будней.
Ученики спросили у мудреца: «Как выглядит эдельвейс?» Мудрец ответил: «Я не знаю, как выглядит этот цветок, ибо я его не видел. Но если вы где-нибудь увидите его, вы обязательно узнаете.» У каждого из наших детей в зародыше есть свой эдельвейс. Разве будет даже самый продвинутый менеджер озадачивать себя поиском этих драгоценных крупиц? А вот Учитель учителей, лидер в образовании будет обязательно.
В фильме Ф.Абуладзе «Покаяние» есть вопрос: «Зачем нужна эта дорога, если она не ведёт к храму?»
Зачем нужна школа, если она не преображает человека? Восхождение будет успешным, если, взявшись за руки, вверх пойдут учителя, ученики, родители, а рядом с ними и всегда чуть-чуть впереди – директор, не просто менеджер, а прежде всего, лидер в образовании.
Функции школьного управленца многообразны, как сама школьная жизнь. Многострадальный и незаменимый директор становится универсальным специалистом. Он разбирается в тонкостях ремонтных работ, проявляет чудеса дипломатии в переговорах с начальством, находит всё новые возможности для развития материально-технической базы… На него сверху всё время сыплются бумаги, бумаги, бумаги… Но есть в его работе нечто большее: живая работа с детьми. И каждый стоящий директор школы знает: всё живое трепещет, излучает, чувствует. Есть удивительная притча о каменщиках, которые работали рядом. Один, отвечая на вопрос, что он делает, говорил, что везёт тачку с камнями, другой – что строит Шартрский дворец. Я преклоняюсь перед коллегами, которые всю жизнь строят свои Шартрские дворцы.
Директор МБОУ «Гимназия №7» г.Торжка Петрусенко Т.Н.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: