Элективный курс по истории «Исторические вспомогательные дисциплины»
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Михайловки»
ПРОГРАММА
элективного курса
«Вспомогательные исторические дисциплины»
разработана учителем истории
МОУ «СОШ№4 г. Михайловки»
Матвеенко Т.В.
2007-2008
Элективный курс по истории «Исторические вспомогательные дисциплины»
Пояснительная записка.
Школьный курс изучения истории не предполагает знакомства с вспомогательными историческими дисциплинами палеографией, метрологией, хронологией.
Данная программа рассчитана на восполнение этих пробелов и повышение интереса учеников к историческим дисциплинам.
Программа работы кружка по истории рассчитана на 17 часов занятий с учащимися 7 -8 классов.
Цель:
-Способствовать расширению и углублению знаний учащихся по истории России.
- Развивать любовь к истории Отечества
Задачи:
-Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории.
-Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации.
-Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
-самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, её критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;
-представления в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;
-обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.
Предполагает сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
О с н о в н ы е м е т о д ы р а б о т ы:
-анализ исторической литературы и исторических источников,
-эвристическая беседа,
-лекция,
-дискуссия (дебаты),
-подготовка и обсуждение сообщений учащихся,
-«мозговой штурм» и др.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН.
|   Тема.  |    Кол-во часов  |    Виды деятельности.  |    Форма занятия  |    Дата  |  
|   Введение  |    1  |    Виды исторических дисциплин, предмет их исследования, цель и задачи. Связь с другими историческими науками.  |    Лекция, практическое занятие.  |    |  
|   Тема 1. Палеография .  |    7  |    |    |    |  
|   1.1. Предмет и задачи палеографии.  |    1  |    Изучение письменных памятников  |    Практическое занятие.  |    |  
|   1.2. История русской палеографии. Изучение письменных памятников.  |    1  |    Изучение письменных памятников  |    Практическое занятие.  |    |  
|   1.3. Возникновение славянской письменности.  |    1  |    Подготовка сообщений учащихся  |    Практическое занятие  |    |  
|   1.4.ПисьменностьРуси периода феодальной раздробленности (XII–XV вв.).  |    1  |    Анализ документов  |    Практическое занятие  |    |  
|   1.5.Русская письменность XVI–XVII вв.  |    1  |    Изучение письменных памятников  |    Практическое занятие  |    |  
|   1.6.Письменность XVIII в.  |    1  |    Изучение письменных памятников  |    Практическое занятие  |    |  
|   1.7.Письменность XIX в.  |    1  |    Анализ документов  |    Практическое занятие  |    |  
|   Тема 2. Метрология.  |    5  |    |    |    |  
|   2.1. Предмет и задачи метрологии. Метод метрологии. Зарождение метрологии и ее практическая значимость.  |    1  |    |    лекция.  |    |  
|   2.2. Метрология в Древней Руси.  |    1  |    Подготовка сообщений учащихся.  |    Семинарское занятие.  |    |  
|   2.3.Метрология периода феодальной раздробленности (XII–XV вв.). Причины многообразия мер.  |    1  |    Анализ источников.  |    Практическое занятие.  |    |  
|   2.4. Русская метрология XVI–XVII вв.  |    1  |    Работа с документом.  |    Практическое занятие.  |    |  
|   2.5. Деятельность правительства по унификации мер в Русском централизованном государстве.  |    1  |    Подготовка сообщений учащихся.  |    Семинарское занятие.  |    |  
|   Тема 3. Хронология  |    3  |    |    |    |  
|   3.1. Предмет и задачи хронологии. Зарождение и практическая значимость хронологии  |    |    лекция  |    |    |  
|   3.2. Единицы счета времени. Древнерусская (славянская) система счета времени.  |    1  |    Подготовка сообщений учащихся  |    Практическое занятие.  |    |  
|   3.3. Реформа Петра I. Перевод дат допетровского времени на современное летосчисление..  |    1  |    Анализ источников, подготовка сообщений учащихся.  |    Семинарское занятнее.  |    |  
|   Заключительное занятие. Подведение итогов.  |    1  |    |    |    |  
ПРОГРАММА
элективного курса по истории
«ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»
Введение
Виды, предмет их исследования, цель и задачи. Связь с другими историческими нау-
ками.
Палеография
Предмет и задачи палеографии. Метод палеографии. Практическая значимость палео-
графии. История русской палеографии. Изучение письменных памятников. Возникновение славянской письменности. Свидетельства о распространении пись-
менности на Руси. Кириллица и глаголица. Письменность Древней Руси (X – начало XII в.), е практическая значимость. Просветительская деятельность Ярослава Мудрого. Древнейшие русские памятники письменности. Ранний и поздний устав. Материал для письма: пергамен и береста. Формат книги. Орудия письма. Украшение рукописей: орнамент, миниатюра, переплет. Формат рукописей.
Письменность Руси периода феодальной раздробленности (XII–XV вв.). Письменность
в делопроизводстве и быту. Княжеские и вечевые архивы. Памятники письменности: грамоты, актовые материалы, летописи, художественная литература. Бумага. Филиграни, их роль в датировке памятников письменности. Полуустав и скоропись. Украшениие рукописей: новое в орнаменте и миниатюре, вязь. Тайнопись.
Русская письменность XVI–XVII вв. Формирование приказной системы. Г. Котошихин
О работе дьяков и подьячих. Книжный рынок России.
Русская литература XVI–XVII вв. Книгопечатание. Бумагоделательное производство в
России. Особенности скорописи XVII в.: варианты написаний букв, лигатура, выносные буквы, сокращения слов. Знаки препинания. Учебники. Развитие тайнописи.
Письменность XVIII в. Реформы Петра I и их влияние на русскую письменность. Граж-
данский шрифт и книгопечатание. «Генеральный регламент» и порядок делопроизводства.
Русская бумага. Делопроизводство и скоропись. Образование и учебники. Важнейшие па-
мятники письменности XVIII в.
Письменность XIX в. Развитие архивного дела. Стальное перо. Развитие письменности.
Метрология
Предмет и задачи метрологии. Метод метрологии. Зарождение метрологии и ее практи-
ческая значимость. Источники по метрологии.
Метрология в ДревнейРуси. Сведения о древнерусских мерах. Меры длины, меры по-
верхности, меры сыпучих тел, меры жидкостей, меры веса.
Метрология периода феодальной раздробленности (XII–XV вв.). Причины многообра-
зия мер. Новгородская и московская системы мер.
Русская метрология XVI–XVII вв. Деятельность правительства по унификации мер в
Русском централизованном государстве. Формирование общерусской системы мер.
Б. А. Рыбаков о системе саженей. Приемочные и раздаточные меры.
Хронология
Предмет и задачи хронологии. Зарождение и практическая значимость хронологии. Источники по хронологии. Изучение хронологии в России.
Единицы счета времени: сутки, месяц, год. Эра: виды эр.
Календари: лунный, солнечно-лунный, солнечный. Юлианскийи, Григорианский ка-
лендари, задача реформы.
Древнерусская (славянская) система счета времени. Названия славянских месяцев и
дней недели. Византийская эра «от сотворения мира». Мартовский и сентябрьский год. Ре-
форма Петра I. Перевод дат допетровского времени на современное летосчисление. Определение дат по церковным праздникам. Определение дат по астрономическим явлениям.
ТЕМЫПРАКТИЧЕСКИХЗАНЯТИЙ
Чтение устава: а) печатный церковнославянский текст «Канон умилительный»;
б) рукописный текст «Правда Русская».
Чтение полуустава: а) грамота Великого Новгорода Риге, 1418–1421 гг.; б) грамота новгородского архиепископа Риге, 1418–1421 гг.; в) купчая, середина XV в.
Чтение скорописи: а) мировая Ф. Пеструхина со Спасо-Прилуцким монастырем,
1518 г.; б) грамота В. М. Тучкова-Морозова в вологодские села, 1543 г.; в) память воевод
И. И. Одоевского и Г. Г. Пушкина келарю Спасо-Прилуцкого монастыря, 1618 г.; г) поручная, 1665 г.; д) письмо А. Д. Меншикова, 1716 г.; е) указ походной канцелярии,
1732 г.
Письменное копирование копийных книгГ. Ф. Миллера.
Библиографическийсписок
Палеография:
ЖуковскаяЛ. П. Развитиеславяно-русскойпалеографии. М., 1963.
ИстринВ. А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1963.
ИстринВ. А. Возникновение и развитие письма. М., 1965.
МуравьевА. В., ТихомировМ. Н. Русская палеография. М., 1982.
НиколаеваА. Т. Русская палеография. М., 1980.
РейсерС. А. Палеография и текстология нового времени. М., 1970.
ЧерепнинЛ. В. Новгородские берестяные грамоты как исторический источник.
М., 1969.
ЧерепнинЛ. В. Русская палеография. М., 1956.
ЩепкинВ. Н. Русская палеография. М., 1967.
Метрология:
КаменцеваЕ. И., УстюговН. В. Русская метрология. М., 1975.
РомановаГ. Я. Наименование мер длины в русском языке. М., 1978.
СтрумилинС. Г. О мерах феодальной России. М., 1960.
ШостьинН. А. Очерки истории русской метрологии. М., 1975.
ЯнинВ. Л. Денежно-весовые системы русского средневековья. М., 1956.
Хронология:
ЗавельскийФ. С. Время и его измерение. М., 1977.
КаменцеваЕ. И. Хронология. М., 1967.
КлимишинИ. А. Календарь и хронология. М., 1981.
ПронштейнА. П., КияшкоВ. Я. Хронология. М., 1981.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: