Файловая система
Технологическая карта урока | ||||||
Ф.И.О. учителя: | Яшина Евгения Владимировна | |||||
Предмет: | Информатика и ИКТ | |||||
Класс: | 4 А | |||||
Дата: | 12/20/2012 | |||||
Тип урока: | Комбинированный урок | |||||
Цели урока: | Познакомить ребят с понятиями "файл", "файловая система", "полный путь к файлу". Закрепить навыки файловых операций | |||||
Тема урока | Файловая система | |||||
Вид урока | ||||||
Организационная форма | Мультимедиа-урок | |||||
Используемые технологии | Игровые, ИКТ, технологии активного и разноуровневого обучения, здоровьесберегающие. | |||||
Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие | Развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия, творчества | |||||
Группы формируемых компетенций | Личностные: | |||||
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | ||||||
Метапредметные: | ||||||
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). | ||||||
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). | ||||||
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). | ||||||
Формы работы, приемы, методы | − подводящий диалог; | |||||
− поисково-исследовательский прием; | ||||||
− наглядно-иллюстративный метод | ||||||
− интерактивный тренажер "Манипуляции с файлами" | ||||||
Основные понятия | Внутренние и внешние усройства ПК; файл, имя файла, расширение; файловая система; полный путь к файлу; операции с файлами и папками | |||||
Задачи занятия | Образовательные (предметные): | Совершенствовать навыки манипулирования с файлами | ||||
Совершенствовать знания о внутренних и внешних устройствах ПК | ||||||
Развивать умение формировать полное имя и путь к файлу | ||||||
Развивающие (метапредметные): | Регулятивные: | Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. | ||||
Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | ||||||
Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. | ||||||
Познавательные: | Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать. | |||||
Помочь выделить и сформулировать познавательную цель. | ||||||
Развивать умение работать с разными видами информации. | ||||||
Работать над формированием умений выполнения действий по образцу. | ||||||
Работать над использованием знаково-символичных средств. | ||||||
Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке. | ||||||
Продолжать работать над формированием умений самостоятельно ориентироваться в каталогах ОС Windows. | ||||||
Коммуникативные: | Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |||||
Помочь ребенку в аргументации своего мнения. | ||||||
Воспитательные (личностные): | Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. | |||||
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | ||||||
Развивать умение адаптироваться в сложных ситуациях. | ||||||
Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении. | ||||||
Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. | ||||||
Следовать в поведении моральным и этическим требованиям. | ||||||
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности. | ||||||
Работать над осознанием ответственности за общее дело. | ||||||
Межпредметные связи | Математика, окружающий мир, английский язык | |||||
Ресурсы: | Учебник «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы», рабочие ПК с установленными интерактивными тренажерами "Файлы и папки", интерактивная доска | |||||
-основные | ||||||
-дополнительные | Презентация к уроку | |||||
Этапы урока | Цели этапа | Деятельность учителя | Методы и приёмы работы | Формы работы | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Высказывает добрые пожелания детям, создаёт положительный настрой: | Словесный | Ф | Приветствуют гостей, учителя, друг друга, проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные УУД: Умение организовывать своё рабочее место. |
— Здравствуйте, ребята! Рада видеть всех вас! Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте поприветствуем их. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь! | Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других. | |||||
Личностные УУД: Воспринимать одноклассников как членов своей команды. | ||||||
2.Актуализация знаний | Подготовка к восприятию новых знаний. | Организует повторение, Проверка знаний о внутренних и внешних усройствах компьютера: | Ф | Познавательные УУД: умение осознанно строить своё высказывание | ||
— С основными устройствами компьютера вы уже знакомы. Давайте повторим.Ответьте, пожалуйста на вопросы: (Слайд 2) | Подводящий диалог | Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга | Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли точно | |||
1). Что это за устройства? Каким общим словом их можно назвать? | Наглядно-словесный | Дискета, флешка, лазерный диск, магнитный диск. Это внешние устойства для хранения информации. Все они энергонезависимые | Регулятивные УУД: выбирать действие с соответствующей поставленной задачей и условиями её реализации. | |||
2). Для чего они нужны? | ||||||
3). Какое главное свойство объединяет эти носители? | ||||||
4). Кто-нибудь из вас знает, какой объем информации они могут на себе хранить? | ||||||
— А теперь задание посложнее: (Слайд 3) | Подводящий диалог | Познавательные УУД: Развитие логического мышления | ||||
1). Назовите устройства, изображенные на слайде | Наглядно-словесный | Микропроцессор, оперативная память - внутренние устройства, энергозависимые. Жесткий диск - энергонезависимый | ||||
2). Каким общим свойством они обладают? | -сравнение; | |||||
3). Оперативная память и жесткий диск оба служат для хранения информации, но в чем их разница? | -анализ объектов с целью выделения признаков; | |||||
4). Какого вида информация хранится на всех выше перечисленных носителях? | Программы, документы, фотографии, фильмы и т.д. | Коммуникативные УУД: участие в обсуждениях | ||||
— Молодцы! | ||||||
3. Открытие нового знания и формулирование темы урока | Формулирование темы и постановка задач урока | — Итак, ребята, мы поговорили с вами об информации, даных и программах. На всех выше вами перечисленных устройствах информация храниться в виде отдельных файлов. | Проблемный диалог | Ф | Пытаются ответить на вопрос педагога и сформулировать определение файла, приводят примеры | Коммуникативные УУД: участие в обсуждениях, умение выражать свои мысли точно |
— А что такое файл? | ||||||
Файл - это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти (Слайд 4) | Наглядно-словесный | |||||
— На этом уроке мы и поговорим с вами, ребята, о файлах, файловой системе и особое внимание уделим вопросу о том, как правильно файлы называть и какие операции с ними можно проделать. | Создание проблемной ситуации | |||||
4. Решение учебной задачи | Сформировать у учащихся новые ЗУН: представление об имени файла, расширении. | — Имя файла состоит из двух частей: непосредственного названия, которое файлу даёт пользователь (Слайд 5) | Наглядно-словесный. Беседа. Метод устного контроля. | Ф | Слушают учителя | Коммуникативные УУД: контроль оценки и действий партнёра; |
— В имени файла мы можем использовать почти все символы русского и английского алфавитов. Но есть исключения. Посмотрите на них, пожалуйста, внимательно, ребята. (Слайд 5) | Перечисляют знаки, недопустимые в имени файла | умение с достаточной точностью выражать свои мысли. | ||||
— Вторая часть - расширение показывает, какого типа информация в нем содержится, тип файла. По расширению мы можем определить, текст это или рисунок, а может быть это программа. Расширение файлу компьютер даёт автоматически, его "приклеивает" программа, с помощью которой файл создан. Давайте посмотрим некоторые примеры расширений, для этого мне нужен помощник. (Слайд 6) | Один из учеников выходит к интерактивной доске и пером открывает ячейки таблицы, в которых приведены примеры расширений файлов. Остальные приводят свои примеры, не представленные на экране. | Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; сравнение. | ||||
5. Первичное закрепление | Выявить степень понимания нового материала. | — Попробуем проверить, насколько внимательны вы были, выполним задание. | Индивидуальная | Регулятивные УУД: выбирать действие с соответствующей поставленной задачей и условиями её реализации | ||
Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД | Вычеркните из предложенного на экране списка те файлы, имена которых составлены неправильно(Слайд 7): Текст*.doc Lin?exe kyky.bmp A.b.txt Компьютер.doc Работа/x.ppt Весна.gif | Создание проблемной ситуации | Работают у доски по очереди | Познавательные УУД: составлять, понимать алгоритмы. Развитие логического мышления: анализ объектов с целью выделения признаков; сравнение; построение цепи рассуждения; доказательство; постановка и решение проблем | ||
6. Физкультминутка | Смена вида деятельности. Сохранение здоровья учащихся | — Молодцы! Вы замечательно поработали, и пришла пора немножко отдохнуть. Давайте поднимемся из-за парт. Подяли руки вверх, потянулись, посмотрели на кончики пальцев рук. А теперь закроем глазки и немного помечтаем. О чем можно мечтать в морозный зимний день? Конечно же о лете: представьте себя на летнем лугу, греет солнышко, под ногами цветы. Ой, а кого это мы увидели в траве? Бабочку! Проследим взглядом за её замысловатым полетом (Слайд 8) | Здоровьесбережение | Групповая | Выполняют упражения | Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни и её реализация в реальном поведении. |
7. Решение учебной задачи | Смена вида деятельности. | — Отдохнули? Садитесь и продолжим! | Ф | |||
Сформировать у учащихся новые ЗУН: файловая система, полный путь к файлу, операции с файлами и папками | — Все эти файлы в огромном количестве хранятся на внешних носителях А знаете ли вы, ребята, как организовано их хранение? | Создание проблемной ситуации | Отвечают: — В папках | Регулятивные УУД: Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог | ||
— Порядок хранения файлов на любом диске определяется установленной файловой системой. (Слайд 10) | Проблемный диалог. Беседа. | |||||
— Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов | Коммуникативные УУД: Находить и выбирать способ решения; умение выражать свои мысли точно; участвовать в обсуждениях | |||||
— Самая главная, верхняя папка называется корневой. Как вы думаете, почему? | Пытаются ответить, высказывая различные предположения | |||||
— Посмотрите на соседний рисунок: Если деревце перевернуть, то корень окажется сверху, а ветки дерева напоминают ветвления с папками | ||||||
— Корневой папкой в ОС Windows является Рабочий стол. В неё обязательно входят папки Мой компьютер, Мои документы, Сетевое окружение и др. В них также имеются вложенные папки и т.д. (Слайд 11) | Приводят примеры собственных папок на школьных и домашних компьютерах. | Познавательные УУД: умение осознанно строить своё высказывание; развитие логического мышления; анализ объектов с целью выделения признаков; сравнение | ||||
— И как же не запутаться в этом многообразии? Очень просто: указав полный путь к файлу. Каждый из вас знает свой домашний адрес, так и у всех файлов есть свои адреса: F:\Фото\Монитор.jpg (Слайд12) | Называют свои адреса в качестве примеров | |||||
8. Закрепление | Выявить степень понимания нового материала. | — Всем понятно? Тогда очередное задание. По рисунку на экране:(Слайд13) | Создание проблемной ситуации | Ф | По очереди выходят к доске и выполняют задания. Одноклассники контролируют правильность выполнения задаий | Регулятивные УУД: правильно оценивать работу соседа |
Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД | 1. Назовите корневой каталог | Индивидуальная | ||||
2. Укажите количество папок и файлов | ||||||
3. Запишите путь к файлу монитор.jpg | Коммуникативные УУД: Находить и выбирать способ решения | |||||
— Молодцы! | ||||||
― А какие операции мы можем производить с файлами и папками? (Слайд 14) | Подводящий диалог | Ф | Отвечают: ―Копирование, перемещение, удаление, переименование | |||
9. Самостоятельная работа | Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД | ―Опробуем на практике эти действия? Пересаживаемся за свои компьютеры. Заходим в папку Мои документы, затем в папку 4 класс и запускаем тренажер "Файлы и папки". Надеваем наушники, внимательно слушаем задания и выполняем их. | Деятельност-ный метод | Индивидуальная | Самостоятельно выполняют работу по копированию, перемещению, переименованю файлов и папок. | Регулятивные УУД: Осуществлять решение учебной задачи самостоятельно |
10. Рефлексия | Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ―Молодцы, ребята, вы все отлично справились с заданием! Давайте подведем итоги сегодняшнего урока.(Слайд 15) | Соотношение цели и результатов учебной деятельности, фиксация степень их соответствия и определение дальнейших целей деятельности | Ф | Личностные УУД: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | |
Что я могу сказать о сегодняшнем занятии: | Отвечают на вопросы, оценивают личный вклад в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели | |||||
− сегодня я узнал... | Регулятивные УУД: контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности | |||||
− было интересно... | ||||||
− меня удивило... | ||||||
− урок дал мне для жизни… | ||||||
− мне захотелось… | ||||||
Большое спасибо вам, ребята. Урок окончен, до свидания! | ||||||
Коммуникативные УУД: Участвовать в коллективном обсуждении | ||||||
страница 1
скачать
Другие похожие работы: