NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Федеральная служба исполнения наказаний академия фсин россии





ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

АКАДЕМИЯ ФСИН РОССИИ
УТВЕРЖДАЮ

Начальник Академии ФСИН России

генерал-майор внутренней службы
____________________А.А. Крымов

«____» __________________ 2014 г.
ПРОГРАММА

вступительного испытания по общеобразовательному предмету
«Русский язык»
Программа вступительного испытания рассмотрена и одобрена приемной комиссией академии 30 января 2014 г. (протокол № 5)

Рязань

2014
Общая характеристика вступительного испытания
Данная программа адресована абитуриентам, поступающим в Академию ФСИН России, и предназначена для оказания методической помощи при подготовке к вступительным испытаниям.

Программа вступительного испытания по русскому языку для поступающих в Академию ФСИН России содержит методические рекомендации, которые построены на принципах обобщения и систематизации учебного материала в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего и основного общего образования.
Методические рекомендации по подготовке

к вступительному испытанию
ФОНЕТИКА

При подготовке к итоговой аттестации в формате ЕГЭ следует обращать внимание на различение звуков и букв, ориентировать абитуриентов на выполнение заданий, связанных с различением гласных и согласных звуков, характеристикой гласных звуков по двум параметрам (гласный; ударный или безударный), а согласных по трем (согласный; твердый или мягкий; глухой или звонкий).
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Нарушение лексических норм связано с неразличением синонимов, антонимов, паронимов; с незнанием лексического значения слова, нарушением лексической сочетаемости, с речевой избыточностью или речевой недостаточностью.

Причины ошибок, связанных с употреблением паронимов, объясняются многозначностью аффиксов в русском языке, различной сочетаемостью слов, непониманием значения паронимов, недостаточностью речевой практики в употреблении указанных в задании паронимов, особенностями лексической сочетаемости паронимов.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Уровень подготовки абитуриентов по данным разделам измеряется двумя заданиями ЕГЭ.

Задание по морфемике проверяет базовые умения опознавания и вычленения нужного аффикса или нахождение слова с определенным морфемным составом.

Словообразование представлено заданием повышенной трудности, требующим определить способ образования предложенного слова. Наиболее сложным для определения является приставочно-суффиксальный способ образования, который заключается в том, что к исходной основе одновременно добавляется приставка и суффикс:

по- + дорога + -ник – подорожник

под- +борода + -ок – подбородок

при- +море + -ск(ий) – приморский

без- +билет + -н(ый) – безбилетный

В русском языке немало имен существительных, образованных бессуфиксным способом. Такие слова образуются от глаголов и имен прилагательных:

выходить – выход

ударять – удар

прорубить – прорубь

дикий – дичь

глубокий – глубь

При образовании этих существительных от исходной основы отбрасывается суффикс вместе с окончанием глагола и прилагательного. Напоминаем, что таким способом образуются только имена существительные.
ОРФОГРАФИЯ

Каждый раздел орфографии представляет собой систему частных правил, реализующих тот принцип написания, который является ведущим каждого из р В связи с этим систему основных правил правописания можно представить следующим образом:
Правописание морфем

Корень

Правописание безударных проверяемых гласных в корнях слов.

Правописание безударных непроверяемых гласных в корнях слов.

Правописание корней с чередованием гласных

Правописание Е или Э в заимствованных словах.

Правописание Ы или И в корне после приставки.

Правописание Е (Ё) и О после шипящих и Ц в корнях слов.

Правописание напроизносимых согласных в корнях слов.

Правописание удвоенных согласных в корнях слов.

Приставка

Правописание приставок на З- / С-.

Правописание приставок ПРИ- / ПРЕ-.
Суффикс

Суффиксы имен существительных

Правописание суффиксов -ЧИК- и -ЩИК- в существительных со значением лица,

-ЕК- и -ИК- со значением уменьшительности,

-ЕЦ- и -ИЦ- со значением уменьшительности,

Правописание буквенного сочетания -ИЧК- и -ЕЧК-, -ИНК- и -ЕНК-.
Правописание суффиксов различных частей речи

Следует обращать внимание экзаменуемых на то, что суффиксы прилагательных, существительных пишутся единообразно, а в ряде случаев встречаются и под ударением, что облегчает осмысление и запоминание этих суффиксов. Сложнее обстоит дело с глаголом и его формами. Экзаменуемые должны понимать, от каких основ, с помощью каких суффиксов образуются деепричастия и разные виды причастий.
Правописание -Н- / -НН- в суффиксах различных частей речи

Задания проверяют умение экзаменуемых употреблять -Н- и -НН- в причастиях и прилагательных, кратких причастиях и кратких прилагательных, а также наречиях и существительных и применять в каждом случае специфические приемы грамматического анализа, определяя написание суффиксов.

Применяя правило о правописании в словах -Н- и -НН-, с особым вниманием нужно относиться к трудным случаям написания суффиксов в словах, образованных от глаголов. Обычно эти слова могут употребляться и как прилагательные, и как причастия.

Наиболее сложными в данной группе являются задания, в которых тестируемому необходимо соотнести приведенные в задании слова с правилом, выбрав верное написание суффикса.
Различение на письме служебных и знаменательных частей речи

Задания проверяют умение учащихся дифференцировать служебные и знаменательные части речи: зато – ­ за то, также – так же, потому – по тому. Данные задания требуют умения анализировать слово в контексте. Поэтому при выполнении таких заданий необходимо в первую очередь прочитать предложение и понять общий смысл высказывания, а затем сделать вывод о том, какой частью речи является выделенное слово. При этом следует учесть, что большая часть производных союзов (зато, также) может быть заменена союзом-синонимом или синонимичным выражением.
Правописание сложных слов

Задания проверяют орфограммы, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием слов: правописание сложных существительных, существительных и прилагательных, написание наречий. Следует обратить внимание экзаменуемых на различение сложного прилагательного и причастного оборота: ярко-зелёный и ярко зеленеющий, сложных прилагательных, образованных от существительных, пишущихся через дефис (юго-западный от юго-запад), и сложных прилагательных, образованных от словосочетаний с подчинительной связью ( североамериканский от Северная Америка).
Правописание НЕ и НИ

Необходимо обратить внимание тестируемых на условия, влияющие на слитное или раздельное написание слов с НЕ (наличие противительного союза а, зависимых слов, отрицательных частиц; причастие, а не прилагательное; краткое причастие; форма глагола, включая деепричастие).
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Задания по синтаксису проверяют, понимает ли абитуриент, как строятся в русском языке словосочетания и предложения, какое значение передают эти синтаксические единицы.

Синтаксическое членение предложения отражает пунктуация. Работа по пунктуации предполагает знание всех изучаемых в школьном курсе пунктуационных правил, умение расставить знаки препинания, например: Выберите предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.

Умение распознавать обособленные члены предложения, в частности – обособленные определения и обстоятельства, верно определять их позицию в предложении и соответственно ставить знаки препинания при них проверяет следующее задание теста: В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Затруднение у тестируемых часто вызывает задание на постановку знаков препинания в предложениях, осложненных вводными словами. сочетаниями и предложениями.

Трудность вызывает задание, проверяющее умение экзаменуемых ориентироваться в синтаксической структуре сложноподчиненного предложения с одним придаточным, в котором дистантно расположено союзное слово который, например: В начале 1930 года С.М. Бонди, идеи которого позже осуществились при издании академического собрания сочинений А.С. Пушкина, начинает систематическое изучение рукописей поэта. Неправильно определяя границы придаточного предложения. экзаменуемы ошибочно ставят запятую непосредственно пред союзным словом который.
НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО

РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

В основе культуры речи лежат общепринятые языковые нормы (правила произношения, словоупотребления, грамматики и стилистики). Освоение литературно-языковых норм, владение ими обеспечивает правильность речи. Составляющую основу индивидуальной культуры речи. Предполагает творческое применение нормы разных ситуациях общения, в том числе и речевое мастерство, умение выбирать наиболее точные, стилистически и ситуативно уместные варианты. В контрольных измерительных материалах есть задания, проверяющие владение различными нормами русского литературного языка: орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими.

Одни задания ориентированы на проверку умений видеть отступление от языковой нормы, то есть находить ошибку, другие задания нацелены на проверку умения среди предложенных вариантов ответа найти правильный вариант. Включены задания на различение паронимов, слов, близких по звучания, но различных по смыслу (представить – предоставить, виновен – виноват, дружеский – дружественный, эффектный –эффективный).

В содержание заданий, нацеленных на проверку усвоения морфологических норм русского литературного языка, включены примеры ошибочного образования и употребления различных грамматических форм слов, например:

1. Нарушение в употреблении форм существительных:

– неправильное образование форм множественного числа существительных (правильный вариант: торты, порты, профессора, банты, воры, бухгалтеры);

– неправильный вариант формы слова (правильный вариант: их стол, новая туфля, пироги с повидлом);

– ошибки при образовании степеней сравнения (норма: звонче, красивее, моложе);

– ошибки в склонении числительных (норма: менее пятисот семидесяти четырёх рублей).

2. Неправильное образование глагольных форм:

– ошибки в образовании личных форм глаголов (норма: пробеги, жжёт);

– неверное образование видовых форм глаголов(норма: попробуем).

Отклонение от морфологической нормы в речи возникает под влиянием просторечий и диалектов.

Нормы русского литературного языка закрепляются в различных словарях: толковых словарях русского языка, энциклопедических словарях-справочниках, посвященных грамматическим трудностям, вариантам, распространённым ошибкам.
СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Фонетика

  1. Звуки речи: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные мягкие и твердые; звонкие и глухие.

  2. Слог. Ударение.

Лексика. Фразеология

1. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Паронимы.

2. Общеупотребительные и слова ограниченного употребления; диалектная и профессиональная лексика.

  1. Фразеологизмы: лексическое значение фразеологизма.

Морфемика и словообразование

  1. Морфемный состав слова: основа и окончание; части основы (корень, приставка, суффикс).

  2. Варианты морфем. Чередование гласных и согласных в морфемах.

  3. Способы образования слов.

  4. Сложные слова. Сложносокращенные слова.

Орфография

  1. Правописание гласных: а) в приставках; б) в корнях; в) в суффиксах различных частей речи; г) в окончаниях различных частей речи.

  2. Правописание согласных: а) в приставках; б) в корне слова и в суффиксах различных частей речи.

  3. Употребление разделительных Ъ и Ь.

  4. Употребление строчных и прописных букв.

  5. Слитные, раздельные и дефисные написания в словах.

  6. Правописание сложных слов.

  7. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.

  8. Различение на письме служебных и знаменательных частей речи.

  9. НЕ и НИ с разными частями речи.

Синтаксис и пунктуация

  1. Простое предложение.

  2. Грамматическая основа. Односоставные и двусоставные предложения.

  3. Виды односоставных предложений (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные).

  4. Члены предложения: главные и второстепенные члены; способы выражения членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения; полные и неполные предложения.

  5. Однородные члены предложения.

  6. Обособленные члены предложения.

  7. Приложения.

  8. Обращения. Вводные слова и вводные предложения.

  9. Сложное предложение. Типы сложного предложения.

  10. Союзные и бессоюзные сложные предложения.

  11. Союзные сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

  12. Сложносочиненные предложения с различными видами сочинительных союзов.

  13. Сложноподчиненные предложения с различными средствами связи.

  14. Бессоюзные сложные предложения.

  15. Сложные синтаксические конструкции.

  16. Прямая и косвенная речь.

  17. Тире между членами предложения.

  18. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

  19. Знаки препинания при обращениях, вводных словах и вводных предложениях.

  20. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

  21. Знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях.

  22. Знаки препинания при прямой речи и при диалоге.


Нормы современного русского литературного языка

    1. Орфоэпические нормы.

    2. Лексические нормы.

    3. Морфологические нормы. Нормы употребления имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий.

    4. Синтаксические нормы.


ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) (просторные) складЫ

2) балУясь

3) прИняв

4) квАртал

Ответ: 2.
2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) подОшва

2) избАлованный

3) дозвОнимся

4) щАвель
Ответ: 1.

3. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) получение

2) размешивая

3) засорение

4) пропитанный.

Ответ: 3.
4. В каком слове нет суффикса –ник?

1) участник

2) тростник

3) завистник

4) пряник

Ответ: 4.
5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) больше шестиста рублей

2) нет мест

3) проиграв выступление

4) в двухстах метрах

Ответ: 1.
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько ножниц

2) умелые повара

3) двое подружек

4) в полутора часах

Ответ: 3.
7. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:

  1. документальное досье

  2. причинить вред

  3. выяснить о причинах

  4. различать добро и зло

Ответ: 1,3.
8. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:

  1. уверенность в победе

  2. глубокое сопротивление

  3. понимать об ответственности

  4. управляющий департаментом

Ответ: 2,3.
9. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:

  1. трудиться не покладая рук

  2. краткое резюме

  3. согласно желанию матери

  4. удостоен наградой

Ответ: 2,4.
10. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:

  1. предоставить право участвовать в голосовании

  2. получить фиаско

  3. вопреки предостережению

  4. понимать о необходимости перемен

Ответ: 2,4
11. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:


  1. повторяющийся рецидив

  2. заядлый спорщик

  3. проявлять заботу к близким

  4. понимать необходимость встречи

Ответ: 1,3.
12. В каком предложении вместо слова ВЕЛИКИЙ нужно употребить ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ:

  1. Это ВЕЛИКОЕ счастье, когда рядом друзья.

  2. Я считаю, что перед нами ВЕЛИКАЯ картина выдающегося художника.

  3. Вот и наступил рассвет, и перед нами открылись ВЕЛИКИЕ и прекрасные перспективы древнего города.

  4. Пока друзья были на отдыхе, накопилось ВЕЛИКОЕ множество бытовых проблем и неотложных дел.

Ответ: 3.
13. В каком предложении вместо слова ВИНОВАТЫЙ нужно употребить ВИНОВНЫЙ:

  1. Раиса Ивановна, одинокая женщина преклонных лет, попыталась помочь нам, и я вдруг почувствовала себя ВИНОВАТОЙ перед ней.

  2. Оказалось, что ВИНОВАТЫМИ в этом преступлении считают жителей соседнего посёлка.

  3. Илья смотрел на незнакомца испуганным и ВИНОВАТЫМ взглядом.

  4. Друзья простили невольную ложь Олега, но для него самым мучительным было чувствовать себя ВИНОВАТЫМ.

Ответ: 2.
14. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ:

  1. Оба брата были чрезвычайно обходительными с людьми, и вообще очень ГУМАННЫМИ и добрыми.

  2. Мне кажется, что и у вас, судя по всему, больше склонности не к точным наукам, а к ГУМАННЫМ.

  3. В студии этого великого мастера царили искренность и ГУМАННАЯ, тончайшая правда человеческих переживаний.

  4. Русская литература подарила много выдающихся произведений, глубоко ГУМАННЫХ, мудрых, истинно прекрасных

Ответ: 2.
15. В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить ЖИТЕЙСКИЙ:

  1. Это были сёстры, но ЖИЗНЕННЫЕ их пути так разошлись, что они годами не переписывались.

  2. Ранняя весна, когда всё оживает и набирается ЖИЗНЕННОЙ силы, - таково содержание этой картины.

  3. Эта операция нужна по ЖИЗНЕННЫМ показаниям.

  4. Он мечтал жить вдали от цивилизации, чтобы уйти от ЖИЗНЕННОГО шума и невзгод.

Ответ: 4.
16. В каком предложении вместо слова КАМЕННЫЙ нужно употребить КАМЕНИСТЫЙ:

  1. И упало КАМЕННОЕ сердце на мою ещё живую грудь.

  2. Эти сооружения возникли в период перехода от деревянного зодчества к КАМЕННОМУ.

  3. Мы шли долго в тёмном лесу по извилистой КАМЕННОЙ тропке.

  4. В жаркие июльские дни, когда КАМЕННЫЙ город изнывал от солнца, здесь царила тишина и прохлада.

Ответ: 3.



17. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) возр…ст, обл…гать, к…нституционный

2) согл…шение, об…зательный, др…бить

3) расст…лить, к…нтинент, орнам…нтальный

4) ф…милия, к…снуться, х…ратеризовать

Ответ: 2.


18. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) г…ревший, задр…жать, т…инственный

2) обог…щаться, прик…сновение, б…гровый

3) обозн…чать, прил…жение, обл…котившись

4) пас…бише, ус…ный, гиган…ский

Ответ: 4.
19. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) и…подтишка, не…группированный, в…бираться

2) не…плаченный, п…догреть, нед…есть

3) пр…вычка, пр…возмочь, пр…образование

4) раз…скивать, пост..ндустриальный, под…тожить

Ответ: 2.
20. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) под…язычный, суб…ект, меж…ярусный

2) ра…хваленный, бе…фамильный, ра…бить

3) пр…украсить, пр…ломить, пр…неприятный

4) небез…звестный, конт…гра, с…ронизировать
21. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1) рыбы меч…т икру, мельники перемел..т муку

2) ребятишки плещ..тся, кле…щий кораблик

3) искры брызж..т, кудахч…т куры

4) они кол..т дрова, стро…щийся дом

Ответ: 3.
22. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?

1) они кле..т, мысл…щий человек

2) бре…щиеся отряды, они догон…т

3) ненавид…щий ложь, родители колебл…тся

4) они бор…тся за победу, завис...щий от учителя

Ответ: 1.



23. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

1) зерно мел…тся, колебл…мый ветром

2) возьмите и вынес…те вещи, рассматрива..мый

3) кто замет…т ошибку, незамеч…нная ошибка

4) малыш плач…т, невид…мый объект

Ответ: 1.
24. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?

1) назнач…т директором, пряч…щий ключ

2) люди повер…т ему, стро…щееся здание

3) все хлопоч..т о деле, держ…щий власть

4) дети увид...т мир, беле..щий парус

Ответ: 2.
25. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1) возглавля…мый, он езд…т, выгор...л

2) испыту...мый, он посе…т, завис..л

3) постро…нный, он потерп…т, выпрям…лся

4) взвеш…нный, он выскаж…т, посе...л

Ответ: 2.
26 .В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?

1) стел…тся травы, гон…щие зайца собаки

2) стел…щийся туман, пыш…т синевой небеса

3) дети громко плач…т, зре...щие колосья

4) бор…щиеся за свободу, пастухи дремл…т

Ответ: 4.
27. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?

1) жал...щая пчела, кле...щий коробочку

2) пен...щийся вал, они крош…т хлеб

3) они пыш…т жаром, они задерж…ся

4) ла...щая собака, стел…щийся плющ

Ответ: 4.
28. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

  1. погоня…мый, он увид…т

2) он отверт...т, воспринима…мая

3) он списыва…т, неподража…мый

4) застрел…т, уничтожа…мый

Ответ: 3.

29. В каком примере пишется НН?

1) девушка румя…а

2) песча…ая коса

3) вещи собра…ы

4) погаше…ый свет

Ответ: 4.
30. В каком примере пишется НН?

1) неписа…ый закон

2) трнирова…ый спортсмен

3) серебря…ая вещь

4) ю…ое создание

Ответ: 2.
31. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) И (ТОТ)ЧАС же хлынул дождь, да такой проливной, какой

(ЗА)ЧАСТУЮ бывает только в тропических лесах.

  1. Мне было горько (ПО)ТОМУ, что я не хотел обидеть Машу, тоже готовившую сообщение (ПО)ЭТОМУ вопросу.

  2. Качели взлетели высоко (В)ВЕРХ, (КАК)БУДТО выше верхушек вишен.

  3. (В)НАЧАЛЕ прошлого века (ОТ)ТОГО дома был прорыт подземный тоннель к пруду.

Ответ: 1.
32. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Мы ТО(ЖЕ) ездили во Францию, (ПО)ТОМУ хорошо знаем Париж.

  1. (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет писатель мучительно думал о том, ЧТО(БЫ) сделать для освобождения крестьян.

  2. ЧТО(БЫ) ни произошло, я тебя буду ждать, (ПО)ЭТОМУ ты не опаздывай.

4) (ПО)СКОЛЬКУ поезд вновь опаздывал, мы решили ТАК(ЖЕ), как вчера, погулять по набережной.

Ответ: 2.



33. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. Эпидемиолог - сложная, 3A(TO)нужная профессия, ПОТОМУ(ЧТО) благодаря его труду мир избавлен от многих страшных болезней.

  2. И(ТАК), ты думаешь, ЧТО(БЫ) подарить маме на юбилей?

  3. (В)ОТЛИЧИЕ от Андрея Петровича Степан Ильич более добродушен, (ТО)ЕСТЬ менее обидчив и менее вспыльчив.

4) Между тем (В)ПЕРЕДИ, сквозь деревья сверкнула вода, и
(В)СКОРЕ дорожка привела нас к большому озеру.

Ответ: 4.
34. В каком предложении выделенные слова пишутся через дефис?

1) (В)ДАЛИ на (СЕВЕРО)ЗАПАДЕ поднялась гряда гор.

2) Кудрявые кусты сирени (КОЕ)ГДЕ будто посыпаны ЧЕМ(ТО) белым и лиловым.

3) (ПО)ЯСНОМУ небу (ЕДВА)ЕДВА неслись высокие и редкие облака (ИЗЖЕЛТА)БЕЛЫЕ, как весенний запоздалый снег.

4) Там, (ВЫСОКО)ВЫСОКО, бродили ветерки, у НАС(ЖЕ), (В)НИЗУ, было (ТИХО)ТИХО.

Ответ: 2.
35. В каком предложении выделенные слова пишутся слитно?

1) Раньше по деревьям можно было далеко проследить реку, теперь же нигде не было даже кустов, (В)СЛЕДСТВИЕ чего (НЕ)ЛЬЗЯ было сказать, куда свернёт протока - (В)ЛЕВО или (В)ПРАВО.

2) Время мы проводили большею частью в разговорах; иногда доктор
приносил КАКУЮ(НИБУДЬ) книгу или журнал и читал нам (В)СЛУХ.

3) Я часто спорил с ним, но ВСЕ(ЖЕ) благодаря ему (МА-
ЛО)ПОМАЛУ стал замечать, что для самого меня не всё было ясно, и я
уже старался выработать в себе возможно определённые убеждения,
ЧТО(БЫ) указания моей совести были определённы и не имели бы в себе

ничего смутного.

4)(ПО)МОЕМУ, наш гость (СО)ВСЕМ не говорит (ПО)РУССКИ.

Ответ: 1.
36. В каком предложении выделенные слова пишутся слитно?

1) (ПО)ЛЕТНЕМУ лесу приятно гулять, ПОТОМУ(ЧТО) (В)ПРО­ДОЛЖЕНИЕ прогулки открываешь для себя много интересного.

  1. А в (СЕРО)ЧЕРНОМ небе до зари звучали стонущие и КУДА(ТО) зовущие голоса журавлиных стай.

3) Снегу было мало, снежных буранов ТО(ЖЕ), а (ПО)ТОМУ мало шло по реке льдин.

4) Река, (В)ДОЛЬ которой мы шли, (В)ТЕЧЕНИИ своем делала много изгибов, то и дело круто поворачивала то (В)ЛЕВО, то (В)ПРАВО.

Ответ: 3.
37. В каком предложении выделенные слова пишутся слитно?

  1. (В)ДАЛИ что-то блеснуло, но (НА)СТОЛЬКО неясно, что (ВО)ВСЕ нельзя было понять, что это такое.

  2. (НА)КОНЕЦ мы перешли речку (В)БРОД и поехали (В)СТОРОНУ: нам хотелось (ПО)СКОРЕЕ выбраться из леса.

  3. Неприятель, (В)ТЕЧЕНИЕ ночи почти не пытавшийся штурмовать, на рассвете (В)ОТКРЫТУЮ ринулся на нашу роту.

  4. Тренер объяснил, (ОТ)ЧЕГО мы должны избавиться, ЧТО(БЫ) уп­ражнение было выполнено правильно.

Ответ: 1.
38. В каком предложении выделенные слова пишутся раздельно?

1) (ВО)ВРЕМЯ кругосветных плаваний Тур Хейердал решал, ЧТО(БЫ) ещё усовершенствовать в его лодке.

2) Бойцы (ПО)ОДИНОЧКЕ (НА)СПЕХ писали письма и разговарива­ли (В(ПОЛ)ГОЛОСА.

3) Метелица покинул отряд около четырех часов (ПО)ПОЛУДНИ и (НА)СОВЕСТЬ гнал жеребца, а за ним (В)СЛЕД бежала тайга.

4) Метелица ТАК(ЖЕ) знал, что он должен вернуться в отряд этой же ночью во ЧТО(БЫ) то ни стало.

Ответ: 1.
39. В каком предложении выделенные слова пишутся слитно?

  1. Маргарита наклонила щётку щетиной (В)ПЕРЕД, так что хвост её поднялся (К)ВЕРХУ и, очень замедлив ход, пошла к самой земле, и это скольжение (В)НИЗ принесло ей удовольствие.

  2. КОГДА(ТО) Архип Петрович хорошо понимал (ПО)ЛАТЫНИ.

3) (НА)ЗАВТРА были отложены основные дела, (ПО)ТОМУ(ЧТО)
приезд незваных гостей расстроил все планы.

4) (НА)ДВОЕ разрезав арбуз, бабушка велела, ЧТО(БЫ) мы
(ПО)БРАТСКИ поделили одну половину между всеми соседскими ребятишками.

Ответ: 1.



40. В каком предложении выделенные слова пишутся через дефис?

  1. (ГОРЬКО)СОЛЕНАЯ морская вода разъедала ноги, и (ПО)ЭТОМУ мальчишки решили рыбачить с обрыва.

  2. Слушатель, ЧТО(БЫ) быть хорошим слушателем, должен учиться, стремиться узнать ЧТО(ТО) новое, неизведанное.

  3. Чайковский заметил, что сосновые стволы ТО(ЖЕ) отбрасывают свет на подлесок и на траву очень слабый, но ТАКОГО(ЖЕ) ЗОЛО'ГИСТО(РОЗОВАТОГО) тона.

  4. (ПО)ПРЕЖНЕМУ разнообразие и сила освещения вызывали у него то состояние, когда кажется, что (ВОТ)ВОТ случится ЧТО(ТО) необык­новенное.

Ответ: 4.

41. В каком предложении выделенные слова пишутся через дефис?

1) (ДРЕВНЕ)ГРЕЧЕСКИЕ и (СТАРО)СЛАВЯНСКИЕ книги таят в се­бе ещё много неразгаданных смыслов.

2) (МЕРТВЕННО)БЛЕДНЫЙ цвет его лица и (ПО)ПТИЧЬИ склонен­ная набок голова вызывали у окружающих КАКОЕ(ТО) тягостное чувство.

3) ПОЗДНЕ(СПЕЛЫЙ) сорт яблок имел ГОРЬКОВАТО(КИСЛЫЙ) вкус.

4) (ПО)ПРАВДЕ сказать, вы мне (ВО)ВСЕ не нравитесь.

Ответ: 2.



42. В каком предложении выделенные слова пишутся через дефис?

1) (ПОЧТОВО)ТЕЛЕГРАФНЫЕ столбы тянулись (В)ДОЛЬ тайги.

2) (МУТНО)ЗЕЛЁНЫЕ волны океана, вздымаемые (СЕВЕРО)
ЗАПАДНЫМ ветром, (ПО)ПРЕЖНЕМУ наводили на моряков страх.

3) (МОНГОЛО)ТАТАРСКОЕ иго КОГДА(ТО) было (ПО)ИСТИНЕ тяжким испытанием для Руси.

4) (ВИЦЕ)ПРЕЗИДЕНТ пригласил (ВОЕ)НАЧАЛЬНИКОВ в зал.

Ответ: 2.

43. В каком предложении НЕ(НИ) со словом пишется раздельно?

1) Кто (не)проклинал станционных смотрителей, кто с ними (не)бранивался?

2) (Не)правдою счастья вряд ли добудешь.

3) (Ни)кому не поверю, что другую ты любишь.

4) (Ни)кто не слыхивал о путях-дорогах в Беловодское царство.

Ответ: 1.
44. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Жених её, (не)ласковый и (не)добрый человек, был известен на всю округу своим жестоким нравом.

2) Громкие речи отнюдь (не)всегда признак ума.

3) (Не)грамотность инженера-конструктора стала причиной его (не)легкого разговора с директором завода.

4) Владимир был худ и (не)хорош собою.

Ответ: 2.
45. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не)угомонность и (не)устрашимость В.К. Арсеньева в изучении Дальнего Востока поражал его современников.

2) Заносчивость – (не)прочный материал: трещит при первом испытании.

3) Софья Павловна (не)так виновата, как кажется.

4) (Не)побежденные и (не)покоренные ленинградцы стали символом стойкости и воли к жизни.

Ответ: 3.
46. В каком предложении НE со словом пишется раздельно?

  1. Иной раз и честно, да (не)уместно.

  2. (Не)прекращающаяся боль туманила сознание.

  3. Детей иметь кому ума (не)доставало?

  4. (Не)спросясь броду, (не)суйся в воду.

Ответ: 4.
47. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

  1. Душа, никогда (нe)страдавшая, (не)может постичь счастья.

  2. Выбирай друга (не)торопясь, еще меньше спеши променять его.

  3. Грибок (не)высок, да крепок.

  4. Мне (не)дорог твой подарок — дорога твоя любовь.

Ответ: 3.
48. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

1) Человек должен соблюдать как юридические так и нравственные законы.

2) То справа то слева то сбоку слышался какой-то шум.

3) В Москве и других городах со снегом и льдом на дорогая борются химическими способами.

4) Берёзовые рощи и аллеи вызывают чувство радости и умиротворённости.

Ответ: 1.
49. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По ясному небу плавно неслись (1) не закрывая солнца(2) низкие дымчатые облака (3) постепенно исчезающие (4) в синеве.

  1. 1,2,3

  2. 1,3

  3. 1,2,4

  4. 1,2

Ответ: 1.
50. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ни на минуту не умолкая (1) шумели воды прилива, набегали (2) грохочущие волны (3) бьющиеся (4) о подножие горы.

  1. 2,4

  2. 1,2,3,4

  3. 1,2,4

  4. 1,3

Ответ: 4.
51. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мы оказались на лугу (1) трава (2) на котором (3) была покрыта росой.

1) 1

2) 2,3

3) 1,2

4) 1,3

Ответ: 1.

52. К официально-деловому стилю не относятся выражения:

1) в соответствии с указом

2) геройский поступок

3) гулять в отпуске

4) коммунальные услуги

Ответ: 2, 3.
53. Синонимом фразеологизма с минуты на минуту является фразеологизм:

1) как грибы после дождя

2) не сегодня-завтра

3) время от времени

4) поминай как звали

Ответ: 2.
54. В газетном заголовке «Играть в одни коммерческие ворота» использовано выразительное средство:

1) каламбур

2) дефразеологизация (семантический распад фразеологизма)

3) окказионализмы (новые слова)

4) игра слов как нарушение орфографии

Ответ: 2.
55. Какие существительные могут сочетаться с данным глаголом:

оказать – 1) обслуживание;

2) вред;

3) поддержку.

Ответ: 3.

56. Какие существительные могут сочетаться с данным глаголом:

придавать – 1) значение;

2) внимание;

3) смысл.

Ответ: 1.

57. Какие существительные могут сочетаться с данным глаголом?
принимать – 1) к исполнению;

2) к сведению;

3) инициативу.

Ответ: 1, 2.
58. Прочитайте предложения и выполните задания 1-4

А. Лишь за 70 миллионов лет до наших дней континенты приобрели свои нынешние очертания.

Б. И если бы космонавты могли взглянуть тогда с поднебесья на нашу планету, они бы, наверное, не узнали ее.

В. Геологические катастрофы не раз изменяли лик Земли.

Г. 100-150 миллионов лет назад моря и континенты имели совсем иные очертания, чем в наши дни.


      1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) А,Б,Г,В

2) В,А,Б,Г

3) В,Г,Б,А

4) Г,А,Б,В

Ответ: 3.
2. Какое сочетание6 слов служит грамматической основой в одном из предложений?

1) приобрели очертания

2) космонавты могли

3) катастрофы изменяли

4) очертания имели

Ответ: 3.
3.Какой частью речи является слово ЧЕМ в предложении Г?

1) местоимением

2) союзом

3) наречием

4) частицей

Ответ: 2.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебники и учебные пособия

  1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы (любое издание).

  2. Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык: В 2 ч. М., 1997 (и последующие издания).

  3. Литневская Е.И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников: Учеб. пособие. М.: Изд'во МГУ; ЧеРо, 2006.

  4. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы (любое издание).

  5. Русский язык: 125 основных правил русской грамматики с упражнениями для школьников и поступающих в вузы / Под ред. П.А. Леканта. М.: Дрофа, 1999 (и последующие издания).

  6. Русский язык: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля / В.А. Багрянцева и др.  М.: Изд'во МГУ, 2004 (и последующие издания).

  7. Чешко Л.А. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).

Словари и Справочники

  1. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова / О.Е. Иванова, В.В. Лопатин (отв. ред.), И.В. Нечаева, Л.К. Чельцова. 2'е изд., испр. И доп. М., 2005.

  2. Правила русской орфографии и пунктуации: Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. М.: Эксмо, 2007.

  3. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка:

180000 слов и словосочетаний. М., Альта-Принт, 2006.


страница 1


скачать

Другие похожие работы:







Федеральная служба исполнения наказаний

Пояснительная записка: 1 стр.