Глозман Ж. М. (ред.) Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе Москва 2006
2.4. Игровые методы развития памяти
2.4.1. Теоретическое введение
Память — важнейшая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта (Психологический словарь, 1996).
Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков, умений и их последующего использования. Сохранение опыта создает возможность для обучения человека и развития его психики (восприятия, мышления, речи).
Л. С. Выготский (1932, 1983) считал, что память в раннем детском возрасте — одна из центральных психических функций, в зависимости от которых и строятся все остальные функции. Мышление ребенка раннего возраста во многом определяется его памятью. Развитие памяти идет, главным образом, по линии опосредованного запоминания. Ребенок, запоминающий с помощью вспомогательного средства, строит операции в ином плане, чем ребенок, запоминающий непосредственно, потому что от ребенка, употребляющего знаки и вспомогательные операции, требуется не столько механическая память, сколько умение создать новые связи, новую структуру, т. е. логическая память, богатое воображение, развитое мышление.
В школе ребёнок встаёт перед необходимостью запоминать произвольно. Сначала доминирует механическое запоминание, постепенно переходя к смысловому. Затем смысловая память приобретает опосредованный, логический характер. Коррекционные упражнения построены по тому же принципу.
Память рассматривается в качестве базисной функции в диагностическом нейропсихологическом обследовании в силу ее высокой сензитивности к изменениям функционального состояния мозга, интегративности для других когнитивных процессов и значимости для учебной деятельности (Корсакова и др., 1996).
Примерно у 49% детей, которых привели в наш центр родители в связи с трудностями обучения в массовой школе, при нейропсихологическом обследовании были выявлены низкие показатели запоминания по сравнению с возрастными нормативами. Чаще наблюдались симптомы несформированности слухоречевой памяти, на втором месте по частоте встречаемости была слабость зрительной памяти, далее идут дефекты двигательной памяти.
Интегративная роль памяти в реализации других психических процессов обуславливает то, что большинство коррекционных методик оказывают прямое или опосредованное воздействие и на развитие памяти, на что указывалось и при описании выше изложенных игровых методик, направленных на преодоление речевых и математических трудностей. Поэтому в этом разделе мы опишем только небольшое количество дидактических игр, направленных специально на повышение объема и прочности слухоречевой и зрительной памяти. В основу игровых методик были положены принципы эмоционального и логического опосредования процесса запоминания, опоры на мышление и воображение, соответствующие, по Л. С. Выготскому, общим механизмам формирования и развития памяти в онтогенезе.
Сам факт записи информации заключается в ее переводе в образную форму. Абстрактный образ запомнить сложнее, поэтому необходимо после тренировки использования для запоминания наглядных образов научить ребенка преобразовывать образную информацию в конкретную зрительную форму. Такое зрительное представление (визуализация) какой-либо информации состоит в мысленном создании картины-иллюстрации. Поэтому лучше начинать коррекцию нарушений памяти с игровых методов, органически включающих воображаемую ситуацию, которые легче проводить в диадах или мини-группах, постепенно усложняя деятельность ребенка и по способам опосредования, и по объему материала. Опишем некоторые методы формирования опосредованного образами запоминания у детей 8-10 лет. Поскольку сформированность зрительной памяти у большинства детей лучше, чем вербальной, начинать лучше с игр, направленных на развитие зрительной памяти, чтобы ее затем можно было бы использовать в качестве опоры для улучшения слухоречевой памяти.
2.4.2. Игры, повышающие объем и прочность запоминания
ФИГУРЫ
Цель игры — увеличение объема зрительной памяти с помощью семантического опосредования.
Материал — счетные палочки, листы бумаги, кружочки — очки.
Количество игроков — 2-4.
Дети разбиваются на пары. У каждого ребенка имеется 10 счетных палочек и 10 кружочков (очки). Сначала один в паре строит из палочек фигуру на столе и накрывает ее листом бумаги, затем, подняв его на одну-две секунды, показывает другому полученную фигуру. Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается создать образ фигуры и посчитать количество использованных палочек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих палочек «сфотографированную фигуру». После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположенных палочек с оригиналом. За каждые 3 правильно скопированные элемента из палочек дается одно очко. За каждый не переданный или лишний элемент игрок, копирующий фигуру, должен отдать по одному своему очку. Затем играющие меняются ролями. После того, как каждый из детей воспроизвел 3 фигуры, подсчитывается количество очков у каждого и определяется победитель. Игра может закончиться и раньше, если один из детей стал «банкротом» — потерял все свои очки. По мере тренировки к количеству и месту расположения добавляется еще и цвет палочки.
Приведем в качестве примера Выписку из протокола занятия от 13.02.02 года.
Иван (10 лет). Выкладывает из 9 палочек космический корабль. Антон (10 лет) запомнил и воспроизвел положение 8 палочек, за что получил от Вани 2 очка и отдал одно свое за невоспроизведенный элемент. Зато на следующем этапе, когда он построил ежа из 8 палочек, Ваня воссоздал фигурку ежа только из 6 палочек, то есть количество выигранных и штрафных очков было одинаково и в сумме равно 0. На этом этапе Антон выигрывал с перевесом в одно очко.
Переходить к следующей, уже индивидуальной, игре можно в случае, если ребенок свободно удерживает в воображении фигуру из 10 палочек. Детям диктуют слова, а их задача — выкладывать из палочек не рисунок предмета, а образ, который эти слова у них вызывают. Например, Антон (10 лет) на слово «трактор» выкладывает из 6 палочек ломаную линию, образ которой напоминает ему распаханное поле. После окончания диктовки ребенок должен по составленным им образам из палочек назвать слова. За каждое правильно воспроизведенное слово дается очко. В конце занятия подсчитывается количество выигранных очков и сравнивается с результатом прошлого занятия, то есть ребенок тренируется с самим собой. По мере тренировки увеличивается количество слов и уменьшаются промежутки времени между называемыми словами.
ЧЕГО НЕ СТАЛО, ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ
Модификация игры, описанной в работе Г. А. Волковой и М. О. Филипповой (2004).
Цель игры — развитие зрительного внимания, возможностей запоминания последовательности зрительных стимулов.
Число участников — 2-4.
Материал — мелкие игрушки, количество которых последовательно увеличивается от 5 до 10.
Правила игры: педагог раскладывает игрушки на столе и предлагает им запомнить, что находится на столе. Затем дети закрывают глаза, а педагог прячет одну игрушку или меняет их местами. Затем дети, соревнуясь друг с другом, «угадывают», что изменилось.
ВИЖУ, СЛЫШУ, ЧУВСТВУЮ
Цель игры — логическое и полирецепторное осознание словесного материала с тем, чтобы научить детей размышлять о словах, концентрировать на них внимание, представлять образ во всех модальностях и логических связях.
Количество участников — 1-3.
Материал — игра не требует специального материала.
Правила игры: ведущий говорит; «Сейчас я буду читать (показывать написанные) слова (в зависимости от типа тренируемой памяти), услышав (увидев) каждое слово, представляй себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать и т. п. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом, вкусом сладким и острым одновременно». Дети, соревнуясь друг с другом, сначала описывают вслух вызываемые при помощи разных органов чувств образы. Выигрывает тот, кто смог назвать образ последним, когда воображение других иссякло.
Выписка из протокола занятия от 11.03.02 года.
Настя (9 лет) и Вася (8 лет) описывают образы на слово «лимонад».
Психолог: Закройте глаза и представьте лимонад. Что вы видите?
Настя: Он такой желтый-желтый, пузырьков много.
Вася: Бутылка стеклянная с пробкой.
Психолог: Попробуйте лимонад. Что вы чувствуете?
Настя: ...Он сладкий и вкусный...
Вася: Еще какой-то колючий немножко.
Психолог: Чем пахнет лимонад?
Настя: Не знаю... вкусно... наверно, апельсином.
Вася: Еще может лимоном, вишней...
Психолог: Теперь поднесите стакан с лимонадом к уху и прислушайтесь. Что вы слышите?
Настя: Ш-ш-ш... Пузырьки.
Вася: Я ничего не слышу.
Настя: Я выиграла!
После этой игры Настя представила и потом назвала 9 слов из предложенных 10, а Вася 8 из 10 слов, хотя на первичном обследовании объем вербальной памяти не превышал 6 слов из 10.
КВАРТИРА
Цель игры — логическое и визуальное опосредствование словесного материала.
Количество участников — один.
Материал — игра не требует специального материала. Ребенку предлагается представить свою квартиру (комнату). Затем дается инструкция: «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты должен расставлять их в своей квартире». Сначала ребенок вслух описывает свои действия, потом действует в уме. Затем ребенок должен назвать все предъявлявшиеся слова. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.
Выписка из протокола занятия от 06.06.02 года.
Георгий Г. (8 лет): Мячик я положу под стол, шляпу... ну, на вешалку, петуха — пусть по ковру гуляет и т. д.
После этого упражнения Георгий смог вспомнить 10 из названных слов.
МУЛЬТФИЛЬМ
К этой игре желательно переходить после того, как будут хорошо освоены предыдущие, т. к. оно требует сформированности умения переводить информацию в зрительный образ и объединять эти образы единым содержанием.
Количество участников — один.
Материал — игра не требует специального материала.
Ребенку предлагается представить какое-либо животное. После того, как образ создан, попросить ребенка «оживить» картинку, т. е. чтобы животное начало двигаться, жить своей жизнью в воображении. Пусть, ребенок расскажет про свой образ. После упражнения с живыми существами можно переходить к «оживлению» предметов. На следующем этапе ребенку предлагается 10 слов, которые он должен последовательно «оживить» и связать в одну историю, придумать «мультфильм». Например, даются слова: медведь, тележка, поляна, ежик, яблоко, песня, гроза, волшебник, вертолет, торт.
Выписка из протокола занятия от 20.05.02 года.
Елена П.(9 лет): «Жил-был медведь в лесу, и однажды он пошел в город по делам и взял с собой тележку. Идет-идет, и вдруг полянка, а на ней ежик сидел. И он говорит медведю: «Возьми меня с собой, а я тебе яблочко дам». Медведь и взял его, в тележку посадил. И им стало весело вместе, и они придумали песню. Но неожиданно началась гроза, они спрятались. А потом прилетел волшебник на вертолете и сделал так, чтобы гроза кончилась, и все звери обрадовались. А волшебник подарил им большой-большой торт».
Педагог: «Теперь вспомни все слова, которые я тебе говорила, чтобы тебе было легче представлять свой мультфильм».
Лена воспроизвела 9 слов, пропустив слово «песня».
РИФМЫ
Цель игры — расширение объёма слухоречевой памяти, развитие функции анализа звукового состава слова.
Количество участников — 1-2.
Материал — карточки с предметными изображениями.
Правила игры: детям предъявляются карточки с изображениями различных предметов (около 20). Предлагается по очереди в ответ на показанную и названную психологом картинку назвать слово, близкое по звучанию (утка-дудка, коза-стрекоза). Спустя некоторое время дети, соревнуясь друг с другом, должны вспомнить, с опорой на предъявлявшиеся таблицы, какие слова участвовали в игре. В дальнейшем поиск созвучных слов осуществляется детьми без наглядной опоры, на слух, в ответ на заданное психологом слово. Победителем считается тот, кто вспомнил больше всего слов, названных всеми участниками игры.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
Цель игры — развитие запоминания последовательности стимулов.
Количество участников — 1-2.
Материал — карточки с предметными изображениями.
Правила игры: педагог задает тему игры — дама сдавала в багаж; собираем букет, собираем урожай, паровозик везёт и т. д.
Перед ребёнком в случайном порядке выкладываются 10-12 картинок с изображениями предметов и ставится задача показывать называемые предметы, а также — задача запомнить, в каком порядке назывались и показывались предметы. Затем карточки с изображением предметов требуется разложить в порядке упоминания. Дети делают это, соревнуясь друг с другом (тогда у каждого должны быть одинаковые наборы картинок) или со своим предыдущим результатом.
СТОЛБИКИ
Цель игры — развитие навыка группировки слов при запоминании и развитие запоминания последовательности стимулов.
Количество участников — 2-3.
Материал — бумага и ручка.
Правила игры: детям предлагается запомнить диктуемые слова, записывая их в столбик. Этот столбик закрывается, после этого требуется мысленно представить его и записать снова. Далее столбики сравниваются, отмечаются пропуски и ошибки в последовательности. Выигрывает тот, у кого было меньше ошибок.
ТРОЙКИ
Цель игры — развитие логической и ассоциативной памяти
Количество участников — 2-3.
Материал — бумага и ручка.
Правила игры: детям зачитываются несколько пар слов, связанных между собой по смыслу: яйцо-курица; лес-дерево; дом-город и т. д. Требуется подобрать к каждой паре подходящее по смыслу третье слово и записать его. Затем каждый ребенок должен по очереди вспомнить пары слов в соответствии с записанным им собственным третьим словом. Все дети исправляют ошибки каждого и обсуждают, какая ассоциация была более удачной. Выигрывает тот, у кого было больше удачных ассоциаций, способствующих припоминанию.
СТРУКТУРИРОВАНИЕ ТЕКСТА
Цель игры — развитие логической памяти на уровне текстов и формирование навыка группировки слухоречевого материала, что расширяет объём вербальной памяти.
Количество участников — 2-3.
Материал — крупно напечатанный текст, в котором не расставлены точки в конце предложений.
Правила игры: один или два ребенка по очереди читают текст и расставляют точки. Слушающий игрок должен запомнить и пересказать текст. При этом остальные поправляют его ошибки.
* * *
В целом, обобщая предлагаемые игровые методики развития различных параметров слухоречевой памяти, следует отметить, что они основаны на взаимодействии разных модальностей, опираются на активизацию психической деятельности ребёнка, в том числе образной и ассоциативно-мыслительной. Вместе с тем, что немаловажно, постановка задач, связанных с запоминанием, как правило, завуалирована другими формами активности. Тем самым, процессы памяти органично включаются в целостную функциональную систему психики, опосредованную речью и восприятием.
При повторном нейропсихологическом обследовании в конце цикла коррекционных занятий с систематическим использованием игровых методов у всех детей объем запоминания увеличился с 6-7 при первичном обследовании до 9-10 элементов. При этом существенно снизилась тормозимость следов интерферирующими стимулами, так как опосредующие образы обладают большой стабильностью.
Кроме того, у всех детей после курса занятий наблюдалось улучшение способности к обобщению, исключению лишнего и пониманию логико-грамматических конструкций, что еще раз доказывает, что память и мышление — взаимосвязанные функции и, как память определяет тип мышления, так и переход к иному типу мышления приводит к новому типу запоминания.
страница 1 ... страница 6страница 7страница 8страница 9страница 10
скачать
Другие похожие работы: